Бозбет Шыны Опубликовано 23 сентября, 2024 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2024 В 23.09.2024 в 08:33, Бозбет Шыны сказал: "К ВОПРОСУ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ КУШАНАМИ И ДРЕВНИМИ ТЮРКАМИ (на основе нумизматического материала)" Г.Бабаяров, А. Кубатин (2011) https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/2913376 Вопрос о происхождении кланов Ашина и Ашидэ отнюдь непраздный. Для начала укажем основной результат вышеупомянутой статьи: Тамга клана Ашидэ очень напоминает верхнюю часть тамг Кушанских царей, т.е. четырехзубец. С другой стороны вариации тамги Ашина скорее напоминает нижние части тамг Кушанских царей: Но кроме того, трудно пройти мимо ранней тамги "Архар", обнаруженной на стеллах Восточно-Тюркского каганата как писал Ашина Шэни: https://eurasica.ru/forums/topic/5537-тамга-древнетюркского-рода-ашина/?do=findComment&comment=256452 Если верить датировке Шагаловым и Кузнецовым ранних монет правителя Чача/Шаша/Ташкента, то монеты эти были выпущены между 3 и 5 веками! Трудно не увидеть их сходство с ашиновской тамгой "архар": https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Таким образом вопрос о датировке монет из Согдианы/Кангюя/Чача является ключевым. Но пока неясно где тут курица, а где яйцо. Заметьте, что начиная (предположительно) с 7го века мотив монет резко меняется: 1) Тамга становится "ромбовидной", т.е. другой версией тамги Ашины. 2) Черты лиц правителей, изображенных на монетах, становятся более монголоидные. https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Можно ли эту смену интерпретировать, как быстрый переход региона Кангюй/Согдианы/Шаша под управление тюркютов? Видели ли себя Ашина и Ашидэ приемниками Кушанского царства в противовес (возможно менее воинственным) оседлым Кангюям/Согдийцам (потомкам Саков)? Именно в это время начался процесс тюркизации согдийцев? Почему Ашина и Ашидэ присвоили тамгу Кушанских царей и равнялись именно на их империю? ------------------------------------------------------------------------------------------- Схожая тамга на монетах Самаркандского Согда 5-6 вв. (см. ниже) намекает, что датировка (до Тюркского Каганата) всё таки верна. Цитата и монета из https://uzor.uz/istoriya/tamga-samarkandskih-praviteley/ Цитата Для нас совершенно очевидно, что данные тамги имеют общее происхождение и их схожесть отражает тот факт, что в Чаче, Самаркандском и Бухарском Согде правили представители родственных кланов, что и отразили китайские источники, упоминающие “правящий дом Кан”, к которому принадлежали правители многих среднеазиатских владений). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 сентября, 2024 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2024 15 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Вопрос о происхождении кланов Ашина и Ашидэ отнюдь непраздный. Для начала укажем основной результат вышеупомянутой статьи: Тамга клана Ашидэ очень напоминает верхнюю часть тамг Кушанских царей, т.е. четырехзубец. С другой стороны вариации тамги Ашина скорее напоминает нижние части тамг Кушанских царей: Но кроме того, трудно пройти мимо ранней тамги "Архар", обнаруженной на стеллах Восточно-Тюркского каганата как писал Ашина Шэни: https://eurasica.ru/forums/topic/5537-тамга-древнетюркского-рода-ашина/?do=findComment&comment=256452 Если верить датировке Шагаловым и Кузнецовым ранних монет правителя Чача/Шаша/Ташкента, то монеты эти были выпущены между 3 и 5 веками! Трудно не увидеть их сходство с ашиновской тамгой "архар": https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Таким образом вопрос о датировке монет из Согдианы/Кангюя/Чача является ключевым. Но пока неясно где тут курица, а где яйцо. Заметьте, что начиная (предположительно) с 7го века мотив монет резко меняется: 1) Тамга становится "ромбовидной", т.е. другой версией тамги Ашины. 2) Черты лиц правителей, изображенных на монетах, становятся более монголоидные. https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Можно ли эту смену интерпретировать, как быстрый переход региона Кангюй/Согдианы/Шаша под управление тюркютов? Видели ли себя Ашина и Ашидэ приемниками Кушанского царства в противовес (возможно менее воинственным) оседлым Кангюям/Согдийцам (потомкам Саков)? Именно в это время начался процесс тюркизации согдийцев? Почему Ашина и Ашидэ присвоили тамгу Кушанских царей и равнялись именно на их империю? ------------------------------------------------------------------------------------------- Схожая тамга на монетах Самаркандского Согда 5-6 вв. (см. ниже) намекает, что датировка (до Тюркского Каганата) всё таки верна. Цитата и монета из https://uzor.uz/istoriya/tamga-samarkandskih-praviteley/ Глядя на согдийские монеты с 7 века, приходится констатировать, что правящая элита Тюркского каганата действительно имела монголоидные черты. То есть их происхождение от Юэчжи, Кушан, Согдийцев или других восточно-иранских или кавказоидных/огузских племен весьма сомнительно. Из этого можно сделать вывод, что название Ашина - скорее всего согдийский (восточно-иранский) экзоним, означающий "темно-синий" или "железо". Но и гипотеза Такаши Окава, о том что "Ашина" с тунгусского или тюрко-монгольского языка означает "жена правителя", также имеет место быть: https://core.ac.uk/download/pdf/229398902.pdf Тем не менее, кланы Ашина и Ашидэ скорее всего видели себя преемниками Кушанского царства, отчего и заимствовали их тамгу. Но даже если все эти свидетельства мы примем как данность, то у нас останется еще одна загадка: как ранняя тамга Согдианы/Кангюй/Шаша могла трансформироваться в тамгу "архар" и попала на стеллы Восточно-Тюркского каганата? Или же они никак не связаны? Кажется, что нет... Отрывок из статьи Бабаярова и Кубатина "К вопросу о генезисе тамг на монетах Западно- Тюркского каганата": Цитата Ряд исследователей считают, что тамга в форме "архар", нашедшая отражение на ряде древ-нетюркских памятников, в том числе в верхних частях стел Кюль Тегина и Бильге кагану, про-исходят от изображения горного козла-архара. Один из первых исследователей вышеупомяну-тых памятников В.В. Радлов в свою время там-гообразные знаки в виде горного козла назвал«ханской тамгой» (Radloff, 1892/1995, р. 16-18;Грач, 1972, с. 316). Это мнение В.В. Радлова в дальнейшем нашло широко поддержку и обо-снование в трудах ряда исследователей. Так,А.Д. Грач в своем специальном исследовании «Вопросы датировки и семантики древнетюрк- ских тамгаобразных изображений горного коз-ла» (1972) интерпретирует вышеупомянутую тамгу, занявшую свое место в верхней части стел Кюль Тегина и Бильге кагана, как «символ каганский и символ власти». Он утверждает, что распространение изображения горного козла охватывает территорию Монголии, Тувы, Ал-тая, Казахстана, Восточного Туркестана и Фер-ганы, т.е. практически все земли, где расселя-лись тюркские племена (Грач, 1972, c. 322–323)..... Здесь, уместен вопрос – какова была тамга Западно-Тюркского каганата, который на пер-вых этапов в своей истории являлся составной частью Тюркского каганата, а после его распаданепосредственным преемником на его запад-ных владениях? Почему тамги на монетах За-падно-Тюркского каганата, хотя и хронологи-чески относятся более к раннему периоду, чем тамги, зафиксированные на стелах Восточного каганата (стелы Кюль Тегина, Бильге кагана и др.), отличаются от последних, подвергшись сильной стилизации? Из истории известно, что после распада Каганата, власть в Восточном и Западном каганатах осталась в руках рода Аши- на. Так в них правили потомки братьев-основа-телей Тюркского каганата: на Востоке Бумына, а на Западе Истеми. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 24 сентября, 2024 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2024 Бугутская стела была обнаружена в долине реки Ханиугол, в 10 км. от поселения Бугут в Монголии. Впервые исследована в 1956 археологом Дж. Доржсурэном. Она содержит надписи на согдийском и на брахми. Транслитерация и перевод согдийского текста были опубликованы в 1971 году С.Г. Кляшторным и В.А. Лившицем. На английский и японский согдийская часть текста была переведена профессором Ютака Йошида в 1999 году. Согдийский текст начинается словами: «Правители Тюркского рода Ашинас воздвигли [сей] камень закона когда Ярука, брат Мукан кагана (по имени?) Нивар каган [оконч. прош. времени] во имя Уркупар Краку Магха Татпар каган». Судя по контексту, стела была посвящена Таспар-кагану (572-581 годы), четвертому кагану Тюркского каганата и установлена его соправителем и наследником Нивар-каганом. А вот с текст на брахми был переведен несколько лет назад А. Вовиным. Ниже привожу основные выводы и прикрепляю саму статью: - текст Бугутской стелы записанный брахми был написан на том же языке, что и текст надписи на брахми Хуйс Толгой (обнаружена в Монголии в 1975 году) – это вариант монгольского языка, достаточно близкий, хотя и не полностью идентичный среднемонгольскому языку XIII-XV веков. - монгольская и согдийская надписи сильно различаются по содержанию. Согдийская надпись во многом является политическим манифестом, узаконивающий правление клана Ашина, с явным буддийским подтекстом. Надпись на брахми представляет собой повествование о конкретных исторических событиях, в основном связанных либо с правлением четвертого кагана первого Тюркского каганата Тадпара, либо со временем, когда он еще был наследным принцем. - в Первом Тюркском каганате, помимо согдийского языка, являвшегося lingua franca, в этот период монгольский язык использовался в качестве письменного имперского языка вместо древнетюркского. - вероятно бугутская надпись на брахми и надпись Хуйс Толгой быди написаны на жужаньском языке, как языке степной империи, непосредственно предшествовавшей Первому Тюркскому каганату. Гипотеза о монголоязычности жужаней неоднократно высказывалась исследователями. - хронологическое преобладание монгольского языка над тюркским позволяет предположить, что первоначально первый имел более высокий культурный статус, чем второй. Следовательно, многие общие слова, которые обычно интерпретируют как заимствования из тюркского в монгольский, могли иметь полностью обратную направленность заимствований - из монгольского в тюркский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 28 сентября, 2024 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2024 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться