Бозбет Шыны Опубликовано 23 сентября Поделиться Опубликовано 23 сентября В 23.09.2024 в 08:33, Бозбет Шыны сказал: "К ВОПРОСУ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ КУШАНАМИ И ДРЕВНИМИ ТЮРКАМИ (на основе нумизматического материала)" Г.Бабаяров, А. Кубатин (2011) https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/2913376 Вопрос о происхождении кланов Ашина и Ашидэ отнюдь непраздный. Для начала укажем основной результат вышеупомянутой статьи: Тамга клана Ашидэ очень напоминает верхнюю часть тамг Кушанских царей, т.е. четырехзубец. С другой стороны вариации тамги Ашина скорее напоминает нижние части тамг Кушанских царей: Но кроме того, трудно пройти мимо ранней тамги "Архар", обнаруженной на стеллах Восточно-Тюркского каганата как писал Ашина Шэни: https://eurasica.ru/forums/topic/5537-тамга-древнетюркского-рода-ашина/?do=findComment&comment=256452 Если верить датировке Шагаловым и Кузнецовым ранних монет правителя Чача/Шаша/Ташкента, то монеты эти были выпущены между 3 и 5 веками! Трудно не увидеть их сходство с ашиновской тамгой "архар": https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Таким образом вопрос о датировке монет из Согдианы/Кангюя/Чача является ключевым. Но пока неясно где тут курица, а где яйцо. Заметьте, что начиная (предположительно) с 7го века мотив монет резко меняется: 1) Тамга становится "ромбовидной", т.е. другой версией тамги Ашины. 2) Черты лиц правителей, изображенных на монетах, становятся более монголоидные. https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Можно ли эту смену интерпретировать, как быстрый переход региона Кангюй/Согдианы/Шаша под управление тюркютов? Видели ли себя Ашина и Ашидэ приемниками Кушанского царства в противовес (возможно менее воинственным) оседлым Кангюям/Согдийцам (потомкам Саков)? Именно в это время начался процесс тюркизации согдийцев? Почему Ашина и Ашидэ присвоили тамгу Кушанских царей и равнялись именно на их империю? ------------------------------------------------------------------------------------------- Схожая тамга на монетах Самаркандского Согда 5-6 вв. (см. ниже) намекает, что датировка (до Тюркского Каганата) всё таки верна. Цитата и монета из https://uzor.uz/istoriya/tamga-samarkandskih-praviteley/ Цитата Для нас совершенно очевидно, что данные тамги имеют общее происхождение и их схожесть отражает тот факт, что в Чаче, Самаркандском и Бухарском Согде правили представители родственных кланов, что и отразили китайские источники, упоминающие “правящий дом Кан”, к которому принадлежали правители многих среднеазиатских владений). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 24 сентября Поделиться Опубликовано 24 сентября 15 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Вопрос о происхождении кланов Ашина и Ашидэ отнюдь непраздный. Для начала укажем основной результат вышеупомянутой статьи: Тамга клана Ашидэ очень напоминает верхнюю часть тамг Кушанских царей, т.е. четырехзубец. С другой стороны вариации тамги Ашина скорее напоминает нижние части тамг Кушанских царей: Но кроме того, трудно пройти мимо ранней тамги "Архар", обнаруженной на стеллах Восточно-Тюркского каганата как писал Ашина Шэни: https://eurasica.ru/forums/topic/5537-тамга-древнетюркского-рода-ашина/?do=findComment&comment=256452 Если верить датировке Шагаловым и Кузнецовым ранних монет правителя Чача/Шаша/Ташкента, то монеты эти были выпущены между 3 и 5 веками! Трудно не увидеть их сходство с ашиновской тамгой "архар": https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Таким образом вопрос о датировке монет из Согдианы/Кангюя/Чача является ключевым. Но пока неясно где тут курица, а где яйцо. Заметьте, что начиная (предположительно) с 7го века мотив монет резко меняется: 1) Тамга становится "ромбовидной", т.е. другой версией тамги Ашины. 2) Черты лиц правителей, изображенных на монетах, становятся более монголоидные. https://www.sogdcoins.narod.ru/chach/coins.html Можно ли эту смену интерпретировать, как быстрый переход региона Кангюй/Согдианы/Шаша под управление тюркютов? Видели ли себя Ашина и Ашидэ приемниками Кушанского царства в противовес (возможно менее воинственным) оседлым Кангюям/Согдийцам (потомкам Саков)? Именно в это время начался процесс тюркизации согдийцев? Почему Ашина и Ашидэ присвоили тамгу Кушанских царей и равнялись именно на их империю? ------------------------------------------------------------------------------------------- Схожая тамга на монетах Самаркандского Согда 5-6 вв. (см. ниже) намекает, что датировка (до Тюркского Каганата) всё таки верна. Цитата и монета из https://uzor.uz/istoriya/tamga-samarkandskih-praviteley/ Глядя на согдийские монеты с 7 века, приходится констатировать, что правящая элита Тюркского каганата действительно имела монголоидные черты. То есть их происхождение от Юэчжи, Кушан, Согдийцев или других восточно-иранских или кавказоидных/огузских племен весьма сомнительно. Из этого можно сделать вывод, что название Ашина - скорее всего согдийский (восточно-иранский) экзоним, означающий "темно-синий" или "железо". Но и гипотеза Такаши Окава, о том что "Ашина" с тунгусского или тюрко-монгольского языка означает "жена правителя", также имеет место быть: https://core.ac.uk/download/pdf/229398902.pdf Тем не менее, кланы Ашина и Ашидэ скорее всего видели себя преемниками Кушанского царства, отчего и заимствовали их тамгу. Но даже если все эти свидетельства мы примем как данность, то у нас останется еще одна загадка: как ранняя тамга Согдианы/Кангюй/Шаша могла трансформироваться в тамгу "архар" и попала на стеллы Восточно-Тюркского каганата? Или же они никак не связаны? Кажется, что нет... Отрывок из статьи Бабаярова и Кубатина "К вопросу о генезисе тамг на монетах Западно- Тюркского каганата": Цитата Ряд исследователей считают, что тамга в форме "архар", нашедшая отражение на ряде древ-нетюркских памятников, в том числе в верхних частях стел Кюль Тегина и Бильге кагану, про-исходят от изображения горного козла-архара. Один из первых исследователей вышеупомяну-тых памятников В.В. Радлов в свою время там-гообразные знаки в виде горного козла назвал«ханской тамгой» (Radloff, 1892/1995, р. 16-18;Грач, 1972, с. 316). Это мнение В.В. Радлова в дальнейшем нашло широко поддержку и обо-снование в трудах ряда исследователей. Так,А.Д. Грач в своем специальном исследовании «Вопросы датировки и семантики древнетюрк- ских тамгаобразных изображений горного коз-ла» (1972) интерпретирует вышеупомянутую тамгу, занявшую свое место в верхней части стел Кюль Тегина и Бильге кагана, как «символ каганский и символ власти». Он утверждает, что распространение изображения горного козла охватывает территорию Монголии, Тувы, Ал-тая, Казахстана, Восточного Туркестана и Фер-ганы, т.е. практически все земли, где расселя-лись тюркские племена (Грач, 1972, c. 322–323)..... Здесь, уместен вопрос – какова была тамга Западно-Тюркского каганата, который на пер-вых этапов в своей истории являлся составной частью Тюркского каганата, а после его распаданепосредственным преемником на его запад-ных владениях? Почему тамги на монетах За-падно-Тюркского каганата, хотя и хронологи-чески относятся более к раннему периоду, чем тамги, зафиксированные на стелах Восточного каганата (стелы Кюль Тегина, Бильге кагана и др.), отличаются от последних, подвергшись сильной стилизации? Из истории известно, что после распада Каганата, власть в Восточном и Западном каганатах осталась в руках рода Аши- на. Так в них правили потомки братьев-основа-телей Тюркского каганата: на Востоке Бумына, а на Западе Истеми. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 24 сентября Поделиться Опубликовано 24 сентября Бугутская стела была обнаружена в долине реки Ханиугол, в 10 км. от поселения Бугут в Монголии. Впервые исследована в 1956 археологом Дж. Доржсурэном. Она содержит надписи на согдийском и на брахми. Транслитерация и перевод согдийского текста были опубликованы в 1971 году С.Г. Кляшторным и В.А. Лившицем. На английский и японский согдийская часть текста была переведена профессором Ютака Йошида в 1999 году. Согдийский текст начинается словами: «Правители Тюркского рода Ашинас воздвигли [сей] камень закона когда Ярука, брат Мукан кагана (по имени?) Нивар каган [оконч. прош. времени] во имя Уркупар Краку Магха Татпар каган». Судя по контексту, стела была посвящена Таспар-кагану (572-581 годы), четвертому кагану Тюркского каганата и установлена его соправителем и наследником Нивар-каганом. А вот с текст на брахми был переведен несколько лет назад А. Вовиным. Ниже привожу основные выводы и прикрепляю саму статью: - текст Бугутской стелы записанный брахми был написан на том же языке, что и текст надписи на брахми Хуйс Толгой (обнаружена в Монголии в 1975 году) – это вариант монгольского языка, достаточно близкий, хотя и не полностью идентичный среднемонгольскому языку XIII-XV веков. - монгольская и согдийская надписи сильно различаются по содержанию. Согдийская надпись во многом является политическим манифестом, узаконивающий правление клана Ашина, с явным буддийским подтекстом. Надпись на брахми представляет собой повествование о конкретных исторических событиях, в основном связанных либо с правлением четвертого кагана первого Тюркского каганата Тадпара, либо со временем, когда он еще был наследным принцем. - в Первом Тюркском каганате, помимо согдийского языка, являвшегося lingua franca, в этот период монгольский язык использовался в качестве письменного имперского языка вместо древнетюркского. - вероятно бугутская надпись на брахми и надпись Хуйс Толгой быди написаны на жужаньском языке, как языке степной империи, непосредственно предшествовавшей Первому Тюркскому каганату. Гипотеза о монголоязычности жужаней неоднократно высказывалась исследователями. - хронологическое преобладание монгольского языка над тюркским позволяет предположить, что первоначально первый имел более высокий культурный статус, чем второй. Следовательно, многие общие слова, которые обычно интерпретируют как заимствования из тюркского в монгольский, могли иметь полностью обратную направленность заимствований - из монгольского в тюркский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 28 сентября Поделиться Опубликовано 28 сентября Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться