Хак-Назар б. Касым Опубликовано 6 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2004 Арсен Вопрос про события 1736 г. и участием в нём Абулхаир-хана очень интересен. Так некоторые источники указывают, что Абулхаир сам попросил разрешения подавить восстание и потом "грабил всех башкир не различая, так что его с большим трудом через два месяца выпроводили с ордой за пределы России". Однако, мне кажется, что грабил он как раз не всех, а только тех, кто не пожелал признать его ханом. вообще, наиболее известным ханом башкортов (помимо легендарного самозванца Карахакала) является хан Мурат, из каракалпаков. он лично ездил в Турцию для переговоров, и погиб в битве по возвращении домой, возглавляя восставших чеченцев и др. народов Кавказа (где то слышал о версии, что Шамиль - его потомок а вот этот эпизод ещё интереснее. Пожалуйста расскажите подробней об этом событии и об этом хане Дело в том, что каракалпаки в 17 веке находились в подданстве казахских ханов Младшего жуза из чего можно сделать разные выводы У меня есть ещё интересные сведения, но я хочу дождаться вашего ответа. Вообще этот вопрос очень интересен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 6 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2004 Ситуация на самом деле омерзительная. Восстания башкиров подавили казахами. Ногайцев истребляли с использованием калмыков. Татарские восстания подавляли с помощью башкир. Империя-с Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arsen Опубликовано 6 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2004 к сожалению, на настоящий момент могу лишь указать некоторые источники: Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII – первой трети XVIII в. Уфа, 1978; Он же. Башкирские восстания в XVIII в. Уфа, 1987; Добросмыслов А.И. Башкирские бунты в 1735, 1736 и 1737 годах // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. 8. Оренбург, 1900; Рычков П.И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 6–8, 10. Т. 11–16, 19–20. М., 1961–1963; Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1662–1664 гг. // Исторические записки. Т. 24. М., 1947; Он же. Башкирское восстание 1737–1739 гг. М.; Л., 1950; Он же. О характере башкирских восстаний XVII – первой половины XVIII в. // Материалы научной сессии, посвященной 400-летию присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958; Чулошников А.П. Феодальные отношения в Башкирии и башкирские восста-ния XVII – первой половины XVIII вв. // Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. М.; Л., 1936; Он же. Восстание 1755 г. в Башкирии. М.; Л., 1940. Доннелли Алтон С. Завоевание Башкирии Россией. 1552–1740. Страницы истории империализма. Уфа, 1995. наиболее заслуживают доверия труды Акманова. ------- в начале любого движения за независимость патриоты расправляются с пятой колонной и коллаборационистами, башкорты не были исключением. некоторые видные лидеры башкортов в данном движении не участвовали. различные группы башкортов придерживались разных внешнеполитических пристрастий. если для Бепени призвание Абулхаира было возможным, то для Таймаса-батыра (в данном движении занявшего проимперскую позицию) союз с казахами исключался. Бепеня после того как Абулхаир показал свою непоследовательность (и роль хана со ставкой в Оренбурге прельщала и деньги русских были не лишними, проблемы с собственной оппозицией и проч) вел переговоры и со Средним Жузом. в то же время башкорты Сибирской дороги пытались договориться с джунгарами, и в конце концов стали опорой Карахакала (провозгласившего себя сыном правителя джунгар). была и крымско-турецкая партия итд. естественно, что Абулхаир не стал бы грабить своих же союзников, призвавших его на ханство, скорее всего нападал на владения все того же Таймас-тархана, или Алдар-батыра. как только достану источники обязательно выложу про Мурат-хана. на ханство в 1704 г. Мурата поднимает всебашкортский курултай, так что это был единственный по сути полностью легитимный хан во время войн за независимость (хотя после его гибели был еще один хан - Хазий Акускар). в данном движении союзниками башкортов были помимо традиционных Крыма и Турции, донцы во главе с Булавиным, каракалпаки и ногаи. ну шведы с украинцами еще помогали но все изменили калмыки, - все же они были славными воинами... Мурат был каким то родственником каракалпакского правителя. Каракалпаки по причинам в которых можно долго разбираться считаются башкортами народом очень близким и родственным, более чем какой либо иной народ Центральной Азии. Башкортам был нужен лидер "со стороны" для объединения, поскольку никто из лидеров и глав племен не уступил бы первенство и не позволил конкуренту стать выше. те же Хазий Акускар и Карахакал были "рядовыми" башкортами и только поэтому им позволили стать ханами (последнему достаточно было просто заявить что он сын джунгарского хана). ------------------------- Восстания башкиров подавили казахами если бы так было, мы бы это запомнили, будьте уверены, надеюсь, столь сомнительная слава вам не нужна в военном отношении наибольшую и существенную помощь оказали и оказывали лишь калмыки. ну и стоит учесть, что на конец движения 1735-40 гг. имперские части на 40% состояли из "верных" башкортов. Татарские восстания подавляли с помощью башкир вот только не нужно говорить о т.н. "татарских" "восстаниях" в данном топике, тем более будучи осведомленным о предполагаемой реакции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 7 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2004 Арсен. Похоже Абулхаир призывался на ханский трон ещё задолго до 1736 г. В 1709 г. некий каракаопакский султан был приглашен в феврале 1709 г. в кочевья башкир Ногайской дороги лично Алдаром Исянгельдиным и при поддержке последнего был провозглашен на народном собрании ханом. В 1709 г. он действовал на территории башкирии как хан. Однако уже в сентябре 1709 г. по неизвестным причинам союз между каракалпаками и башкирами нарушился и отряд каракалпаков во главе с Рысмухаммет ханом вернулся на родину. Если учесть, что в конце 17 начале 18 века каракалпаки находились в подданстве казахов младшего жуза и управлялись казахскими султанами, то можно сделать вывод, что этот Рысмухаммет был казахом, а не каракалпаком. Кстати, исследователи почему-то не указывают участие в этом восстании казахов хотя по свидетельству самих же башкир "из казачьи орды ушли в башкирцы воевать 3000 человек, да каракалпаков 100 человек, да каратабунцов 250 человек" Личность Рысмухаммеда остаётся неизвестной, но по предположению Ерофеевой, Рысмухаммедом являлся никто иной, как Абулхаир, что подтверждается многими источниками. Например: по сообщению информированного ташкентского сарта Нурмухаммеда Алимова, тесно общавшегося с башкирами и самим Абулхаиром "в последний башкирский бунт Алдар с товарищи призывали оного Абулхаир-султана, тогда назвали ханом и так себя в Меньшей Орде особым ханом утвердил". Так же эти сведения подтверждаются Джоном Кэстлем, который утверждал, что Абулхаир отличился в нескольких сражениях с джунгарами, а затем участвовал в войне башкирского Алдара после этого став ханом у себя в орде. В свете этой версии становится ясной и причина расстройства союза между башкирами и каракалпаками. Это событие объясняется очень просто: в начале 1710 г. при активном участии Абулхаира происходил всеказахский съезд в Каракумах на котором обсуждались наиболее острые внешнеполитические вопросы, а также происходила мобилизация сил на борьбу с Джунгарским ханством. Вот такие сведения. Ваше мнение? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Bulat Опубликовано 5 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2004 Вышла книга о докторе Йожефе Торма В издательстве "Гилем" вышла книга-библиография "Венгерский тюрколог Йожеф Торма". Она посвящена венгерскому тюркологу Йожефу Торма, отдавшему всю свою научно-творческую жизнь изучению и пропаганде башкирского духовного мира. Знакомство Йожефа с башкирским языком началось в 1978 году, когда он прибыл в нашу республику для стажировки по башкирской лингвистике в Башкирском государственном университете. И с тех пор, где бы он ни находился, он не порывал дружественных и деловых связей с Башкортостаном, не переставал заниматься башкироведением. Филолог по образованию, Йожеф Торма интересовался всем: башкирской мифологией, магической этиологией, верованиями, обычаями, заклинаниями, суевериями, фольклором, этимологией, лексикологией, диалектологией, этнографией... Он открыл для зарубежной тюркологии башкир, их язык и культуру. Последние годы жизни Йожеф Торма находился на дипломатической работе в Турции, Казахстане, Киргизии и Таджикистане в качестве Полномочного Посла Венгрии. Скончался он в 2000 году в Будапеште в возрасте 57 лет. Биобиблиография подготовлена под редакцией доктора филологических наук, профессора Фирдаус Хисамитдиновой. Ее составителями являются научный сотрудник Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Рамиля Каримова и сын Йожефа Тормы - сотрудник МИД Венгрии Тамаш Торма. См. на http://yeshlek.ru/index.php?subaction=show...t_from=&ucat=1& Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arsen Опубликовано 5 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2004 по поводу отождествления Рысмухаммеда и Абулхаира: доводом "за" действительно служит призыв Рысмухаммеда Алдар батыром, который имел тесные связи с Абулхаиром (в дальнейшем Алдар-тархан был в числе основных переговорщиков с российской стороны о вхождении Малого жуза в РИ). так что исключать данную гипотезу в свете ваших данных нельзя. здесь меня заинтересовал вопрос о состоянии каракалпако-казахских отношений - ранее не знал о управлении казахской аристократией. В свете этой версии становится ясной и причина расстройства союза между башкирами и каракалпаками. Это событие объясняется очень просто:в начале 1710 г. при активном участии Абулхаира происходил всеказахский съезд в Каракумах на котором обсуждались наиболее острые внешнеполитические вопросы, а также происходила мобилизация сил на борьбу с Джунгарским ханством то есть каракалпаки перестали помогать башкирам, потому что ушли на войну с джунгарами? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость yeshlek Опубликовано 7 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2004 Приглашаем на сайт Башкирской музыки и на БАшкирский чат Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 7 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2004 по поводу отождествления Рысмухаммеда и Абулхаира: доводом "за" действительно служит призыв Рысмухаммеда Алдар батыром, который имел тесные связи с Абулхаиром (в дальнейшем Алдар-тархан был в числе основных переговорщиков с российской стороны о вхождении Малого жуза в РИ). так что исключать данную гипотезу в свете ваших данных нельзя. здесь меня заинтересовал вопрос о состоянии каракалпако-казахских отношений - ранее не знал о управлении казахской аристократией. то есть каракалпаки перестали помогать башкирам, потому что ушли на войну с джунгарами? да, скорее всего так и было. Каракалпаки часто упоминаются в составе казахских войск, воевавших как с калмыками и джунгарами, так и грабивших сибирские пограничные крепости. Про подданство каракапаков я прочитал у Ерофеевой, впрочем и БСЭ написано, что "каракалпаки зависели от казахских ханов младшего жуза". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Timur LOQMAN Опубликовано 9 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2004 Башкир! Кто бы и где бы ты ни был! Остановись, как путник останавливается во время долгого и тяжелого перехода, оглянись назад на путь свой и путь Твоего народа. Ты видишь необозримые просторы твоей прекрасной Родины. Высокие горные вершины и бескрайние степи, непроходимые таежные чащи и чистые горные реки. Когда-то давным-давно предки твои пришли на эту дивную землю, чтобы поселиться здесь навеки и стать народом. Они жили красиво и богато, по законам Аллаха и отцов, они были простыми и бесхитростными, наивными и гордыми, гостеприимными и щедрыми. И казалось, что так будет всегда. Но вот однажды на твою богатую землю стали приходить дети других народов. Вначале они приходили поодиночке, потом целыми группами. Вначале они жалобно просили у тебя разрешения поселиться на твоей красивой земле, зная твое радушие и гостеприимство. Потом они стали требовать и отнимать у тебя твое богатство. Ты терпел, относясь к их поведению, как к выходкам неразумных детей. Ты не знал, что эти люди не в пример тебе хитры, наглы, коварны, они не помнят и не понимают добра. Ты дал им слишком далеко зайти. И в один день ты не выдержал… Началась война, которая не знала себе равных, война, которая продолжалась долгие годы, и, если и прекращалась, то лишь для того, чтобы снова начаться. Ты отбрасывал врагов, но потом приходили хорошо вооруженные полчища и вырезали, вешали, сжигали живьем твоих братьев и сестер. Проходило некоторое время, подрастали мальчики – новые поколения воинов и теперь уже они продолжали сражаться за поруганную свободу народа, теперь уже они сгорали в огне войны. Так продолжалось столетия. Те, кто оставался жить, либо опускали руки и становились на колени, либо, израненные и изможденные, уходили, сжимая в руках боевое оружие, и, переваливая через горные хребты, бросали, давясь рыданиями, последний взгляд на землю отцов, которую покидали навсегда. Шли века, менялись методы и формы борьбы, которая совсем необязательно велась теперь вооруженным путем. Не менялась только сама суть этой борьбы – за право быть Хозяином на своей земле. Башкир! Ты и твой народ потерпел поражение в этой войне, ты не Хозяин здесь. Земля твоя не принадлежит тебе, богатства ее уходят в руки других, народ твой унижен. Ты сдаешь позицию за позицией и приближаешься к краю пропасти и, смотря на дно бездны, словно заглядывая в глаза смерти, ты кричишь: Почему?! Почему так произошло? – спрашиваешь ты сам себя. Мы были слишком чисты и доверчивы, как лесные звери, никогда не знавшие подлости людей. Мы принимали на веру посулы наших врагов, мы прощали им обиды и хотели жить в мире и согласии. Мы принимали их жалкие подачки, позволяли спаивать себя. Но разве только поэтому? Нет. Самое главное – мы никогда не были едины. Нам никогда не удавалось выступить всем вместе против врага. Нам всегда мешали внутренние противоречия и распри. Башкиры часто предавали и продавали своих же и враг всегда использовал это. Так почему же не было единства? Почему когда четыре рода воевали, два рода отсиживались, а один род принимал сторону гяуров? Потому, что не было единой, общей, четкой, объединяющей национальной идеи, не было организации с железной дисциплиной и единым командованием, жестоко карающей предателей и трусов. Сегодня эта национальная идея есть. Это – спасение и сохранение башкирской нации, обретение своей государственности, объединение всех башкир. Все это - наши цели, к которым мы должны идти, единство же – средство для достижения целей. Долго Аллах смотрел на ваши страдания и унижения, башкиры. Сегодня Он дал вам последний шанс выжить. Ваш извечный враг тяжело болен и ослаблен, но это ненадолго. Времени мало, надо успеть. Кто же из вас, башкиры, сможет спасти нацию, создать государственность, сплотить народ? Старшее поколение? Нет, они стоят на коленях и многие уже никогда не смогут подняться. Среднее поколение? Оно стоит в нерешительности и с надеждой смотрит на тебя, Молодежь. Больше никто, кроме тебя, Молодежь, не сделает это! Вспомните историю, молодые башкиры! Вспомните мальчишек, сложивших свои головы в битвах с гяурами! Самые юные и сильные сыны народа пали от меча. Все герои нации были молоды. Молодые башкиры! Вы - плоть от плоти, кровь от крови тех парней и их пепел стучит в ваши сердца! Но мы не можем сегодня позволить себе погибнуть в бою. Это было бы слишком просто и легко. Смерть самых юных и сильных будет смертью нации. Это будет последняя песня, последняя охота. Мы пока не можем обнажить мечи, пытаясь одним махом решить все проблемы, хотя и нужно быть готовыми ко всему. Однако, если мы хотим выжить, мы должны долго и упорно работать. На это должна уйти вся ваша жизнь. Мы должны перенять и впитать в себя все самое лучшее, что есть у других народов: русских, евреев, немцев, литовцев. Все средства и методы хороши к достижению наших целей. Давайте же не ждать пока народ станет единым. Давайте начнем сами формировать и закладывать будущее национальное единство, уже сегодня, сейчас! Башкиры! Всегда, везде, как можете, помогайте башкирам. Есть плохая черта в характере народа – зачастую вы сами не помните добра, не благодарите за сделанное добро и оказанную помощь. Исторгните эту черту в своем характере, забудьте ее. Всегда помните тех людей, которые помогают вам и будьте уверены, что и вас отблагодарят те, кому помогли вы. Карайте, изолируйте трусов и предателей, формируйте вокруг них негативное общественное мнение. Запомните, что тот кто предает окружающих, рано или поздно предаст национальные интересы, а таким не должно быть места среди нас. Не жалейте предателей: они-то вас уж точно не пожалеют. У башкир не должно быть продажных шкур. Пора очистить нацию от скверны! Будьте образованы, начитаны, сведущи во многих областях. Формируйте о себе и о других башкирах хорошее общественное мнение. Улыбайтесь людям. Научитесь вести себя в обществе, будьте всегда подтянутыми и аккуратными, одевайтесь со вкусом и по моде, говорите красиво и четко, держитесь уверенно и независимо. Научитесь выслушивать людей не перебивая, старайтесь понять их проблемы. Старайтесь всегда быть взвешенным, рассудительным, справедливым. Вместе с тем делайте так, чтобы люди чувствовали, что вы – независимы, сильны и горды. Поведение каждого отдельного башкира – это поведение нации. Никогда в своем присутствии не допускайте и не прощайте высказываний, касающихся чести нации, но, защищая ее, делайте это спокойно и достойно, когда надо с улыбкой, когда надо с металлом в голосе, но не размахивая руками и не надрывая глотку: так вы добьетесь гораздо большего, получите поддержку окружающих. Всегда приходите на помощь башкирам в любых ситуациях: на работе, на улице, в транспорте. Пусть знают наши недруги, что тронув одного башкира им придется иметь дело со многими. Такого еще нет и нам только предстоит выработать у наших врагов этот условный рефлекс. Башкиры! Помогайте друг другу и держитесь друг за друга. Мы сможем чего-нибудь добиться в этом жестоком мире, только вместе, чувствуя локоть другого башкира, который поможет тебе в трудную минуту или же ударит тебя этим локтем, если ты предашь национальные интересы. Мы должны избавиться от пороков, гнетущих нацию, словно проклятие. Пьянство – зло, которое принесено, навязано нашему народу, чтобы поставить его на колени и веками держать в рабстве. Это классическое и вечное оружие колониализма, которое испытали на себе и американские индейцы, и коренные народы севера и многие другие. Пьянство, алкоголизм разрушают личность, волю, мозг, подрывают генофонд и здоровье нации. История помнит и хранит трагические страницы, когда начали спаивать башкир – насильно, под страхом физической расправы. А потом, когда “процесс уже пошел” оставалось только следить, чтобы прилавки всегда были полными бутылок. В этой невидимой и самой страшной битве мы потеряли и теряем лучших сынов нашего народа. Наше поколение призвано сбросить с шеи башкирского народа это ярмо, этот камень, тянуший его ко дну. Пиво и вино знали еще в Древнем Египте и Античной Греции. Не само наличие спиртного, а иные причины поразили народ вирусом алкоголизма. Мы должны вырвать этот гнилой корень из сердца башкирского народа. Учитесь у вековой мудрости наших предков, умевших и трудиться, и веселиться, и воевать. Кумыс – вековой напиток башкирских воинов, веселящий мед, услаждали душу и укрепляли тело воина. Если слабый духом не в силах оторваться от водочного ручья – не бросайте его, это гибнет сын нашего народа, протяните ему руку, вспомните и используйте вековые традиции исламской культуры, традиции башкирского народа, вовлекайте в спорт, в боевые искусства – везде, где ценятся гармония, здоровье души и тела. Наши дети не простят нам, если станут потомством слабых и больных. Молодые башкиры! Каждый из вас должен стремиться получить высшее образование. Высшее образование – это дорога в большую жизнь, дорога в будущее. Старайтесь обучиться необходимым сегодня, перспективным специальностям: экономике, финансам, юриспруденции. В любой сфере, где вы работаете или будете работать, стремитесь максимально реализовать себя по выбранной профессии. Постоянно повышайте свой профессиональный уровень, не останавливайтесь на достигнутом, помогайте своим коллегам, находите общий язык с начальством. На любой работе, будь то государственной, хозяйственной, научной, будь то область культуры, искусства, печати стремитесь продвигаться по служебной лестнице, стремитесь стать известным и уважаемым человеком. Всегда думайте и заботьтесь о наших национальных кадрах. Кадры – это национальное достояние, это наше будущее. Протежируйте подающих надежды специалистов-башкир, следите за ними, помогайте их росту, продвигайте их по служебной лестнице. Учите их житейской мудрости и профессиональным секретам. Готовьте их принять эстафету поколений. Наша цель – прийти к управлению нашего будущего независимого государства. Сделать это можно, растя самим, помогая расти другим башкирам. Сделать мы это сможем, карабкаясь наверх вместе в одной связке, подтягивая и поддерживая друг друга. И взобраться на вершины мы должны не поодиночке, а вместе, дисциплинированной и сплоченной когортой со своим Уставом, по всем фронтам и на всех направлениях. Прийти мы должны не слабыми и бедными, а сильными и богатыми. Всемерно развивайте предприимчивость, воспитывайте руководящей характер. Поощряйте других башкир и сами занимайтесь коммерцией. Воспитывайте детей ваших, как воинов – сильными и смелыми, подготовленными к суровой жизни. Старайтесь жениться на представителях своей нации. Семья – одно из важных звеньев, где формируется будущее народа. Помните и приумножайте многовековые традиции наших предков, в воспитании, языке, культуре. Многодетные семьи башкир, воспитывающие здоровых, красивых, высокообразованных детей, сильных духом и телом, заслуживают глубокого уважения и всяческого поощрения. Воспитывайте детей своих башкирами даже если муж и жена небашкиры. Дети ваши должны быть башкирами по самосознанию, а мужей, жен и их родственников постепенно обрабатывайте и воспитывайте в выгодном дя нации духе. Придет время и общественное мнение таких небашкир поможет нам. Всегда ведите себя с достоинством. Пусть все окружающие помнят, что вы – башкир, Хозяин этой земли. Пусть они думают про себя: “Как хорошо быть башкиром!” Однако ведите себя тонко, чтобы вас не обвиняли в национальном чванстве. Общайтесь и работайте с башкирами – должностными лицами, решающими вопросы. Пробуждайте у них чувство национального самосознания. Если такового нет или, более того, это лицо всячески вредит вам, зафиксируйте его действия, напомните о возмездии, раскройте его истинное лицо перед другими башкирами. Придет время и мы рассчитаемся с такими сполна. Нам не нужны манкурты, перебежчики, мы всегда должны быть уверены в своих людях. Поэтому информируйте друг друга обо всем, что может принести пользу или угрозу нации. Информация -–это важнейший фактор, необходимый элемент успеха. Будьте гибкими и лояльными. Старайтесь быть заводилой, лидером, своим парнем в разных компаниях и коллективах. С людьми разных возрастов, профессий, взглядов говорите на понятном для них языке, о близких им проблемах: людям это всегда нравится. Они проникаются к вам вначале доверием, потом уважением. Они будут прислушиваться и считаться с вашим мнением. Наш национализм не должен быть явным. Для всех окружающих мы должны быть прежде всего хорошими, порядочными людьми, чтобы они когда надо поддержали все начинания хороших и порядочных людей. Побольше говорите о гуманизме и справедливости, интернационализме, дружбе народов, уважении к личности. Не забывайте при этом уничтожать подлецов и врагов нации. Лозунги добродетелей касаются только друзей. Будьте непримиримы и беспощадны к врагам. Если чувствуете угрозу, то обвиняйте сами. Бейте первыми и так, чтобы противник не смог подняться. Тот кого обвиняют уже вынужден оправдываться, а кто оправдывается – наполовину виноват. Помните и добро и зло. Не прощайте обид нашим врагам. Простив им малую обиду сегодня, вы тем самым провоцируете на нанесение большого зла в будущем. Так уже было в нашей истории, не забывайте об этом, учитесь на уроках наших предков. Как можно чаще и больше говорите на родном языке. Везде: дома, на работе, на улице, в транспорте, не стесняйтесь! Учите детей родному языку. Вместе с тем не отталкивайте ничем башкир, плохо говорящих или совсем не знающих родного языка.Это не их вина. Это наша вина. Всячески старайтесь помочь им преодолеть неловкость. Шире вовлекайте их в круги общения на башкирском языке. Посещайте театры, концерты, дискотеки, давайте книги, приобщайте к национальной культуре и истории. Самое главное – это наше башкирское самосознание. Если оно есть, будет и язык. Если нет самосознания, то и знание языка не поможет. Молодые башкиры! Только вы теперь несете ответственность за свой народ и его будущее. Знайте, что предстоящая жизнь потребует от вас гораздо большего, чем прежде. Не бойтесь ничего и никого, кроме Аллаха! Смелости нашему народу хватало всегда, но одной смелости сегодня мало. Сегодня нужны интеллект и культура, образованность и профессионализм, организованность и единство, умение много и плодотворно работать, сила и смелость, как последний аргумент. Мы должны уничтожить созданный врагами старый стереотип башкира, как простого, сонного и ленивого человека. Мы должны создать новый стереотип башкира: умного и культурного, порядочного и образованного, профессионально компетентного и работоспособного, решительного и волевого, красивого и богатого. В наших жилах течет башкирская кровь. Голос крови – самый сильный голос. Этот голос зовет нас в бой . Удачи всем нам в этом тяжелом бою! Алла акбар! Аминь! Уфа, 1993 г. Только для внутринационального пользования. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 9 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2004 А почему катехизис? Ведь катехизис - это изложение какого-нибудь учения в форме вопросов и ответов. Здесь скорее манифест. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Asena Опубликовано 9 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2004 Как красиво и гармонично, прямо дух захватывает !!! Братья башкиры, Дай Вам Аллах силы, терпения , мужества и любви !!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Scut Опубликовано 9 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2004 Мощный текст. Решпект! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 июня, 2004 Admin Поделиться Опубликовано 10 июня, 2004 При всем уважении к башкирским собратьям - этот форум не для программных заявлений и политики. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rahmetov Опубликовано 23 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2004 У татар тоже есть подобные тексты - 12 заповедей татарина и Ты-татарин Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 23 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2004 У татар тоже есть подобные тексты - 12 заповедей татарина и Ты-татарин Я бы даже сказал такого рода манифестов и катехезисов у татар слишком много, но почему-то ни один из них не доведен до широкого круга людей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rahmetov Опубликовано 23 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2004 Не,ну эти два в сети есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 23 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 23 июля, 2004 Два в сети и думаю более десятка в печатной периодике. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Timur LOQMAN Опубликовано 28 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2004 атты дагалаганда бака ботон кыстырган. оффтоп прошу нещадно резать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Данапр Опубликовано 1 сентября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 сентября, 2004 Привет кто-нибудь вледеет какой-либо информацией о роде/ родовом подразделении мармыш/марамыш. И вобще есть ли он у башкир Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 30 сентября, 2004 Поделиться Опубликовано 30 сентября, 2004 Нашел в сети несколько интересных фото башкир в национальных костюмах. Первоисточник этих фоторабот видимо сайт http://www.yeshlek.ru Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rinat Опубликовано 30 сентября, 2004 Поделиться Опубликовано 30 сентября, 2004 Действительно, Дай нам Аллах силы, терпения , мужества и любви !!! Мы разные, но одно сидит в сердце, что я башкир, и что-то смутное гложет, что хочется также вскочить на коня и вперед. В основном башкиры, это деревенские люди, очень редки потомственные горожане, от этого иной раз проскакивает абсолютная непримиримость, и в то же время непоколебимая уверенность, что Мы Башкортар, и такими останемся не смотря ни на что. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rinat Опубликовано 4 октября, 2004 Поделиться Опубликовано 4 октября, 2004 Здравствуйте, haерлэ иртэ, извините, что пишу в форуме, хоть и не специалист историк и .......... сам я инженер, работаю нормально, довольно успешно. В ваших тонкостях особо не разбираюсь, честно сказать услышал впервые, про такие тонкости в народностях и нациях, интересовался всем на уровне юзера. одно у меня есть это интуиция. и в последнее время задумался о свех катаклизмах в мире. А вы не заметили, где все это происходит ? ( зоны активных землятрясений не рассматриваю): Европу затопили в прошлом году, Алтай трясло (раньше все слышали про Ташкетн), америке тоже попадает, совершенно недавно, на днях что-то у них опять природное, москву обкуривали торфяные болота, краснодар топили... аллаFа шюкюр, Уралда поспокойнее. Это навело меня на мысль что природа и проживающей на её территории народ (народность) довольно доолгое время сливается с ней, поет песни родные, навеянные природой, или проще малой родиной, составляют одно целое . и если один фактор, то есть человек, не поет свои песни, не разговаривает на родном языке (зашитый внутри подсознания), который привыкла слушать природа на протяжении веков, то механизм сбоит, и система хочет восстановить равновесное состояние, и поэтому везде где люди забыли свою внутреннюю сущность, человечность (может просто спиваются) природа пытается разбудить человека, хочет, чтобы он опомнился..... извиняюсь я не читал Гумилева, но сегодня случайно натолкнулся на его труды, и понял что в моих рассуждениях есть смысл, хоть и тянет фантастикой. Наверно, я антиглобалист, и с этого дня буду стараться больше выучить песен башкирских, разучить их на баяне, и на всех мероприятиях с друзьями петь, как в свое время при встречах пели мои родственники старшего поколения, и может даже это дело хоть немного поможет оградить мою Землю от катаклизма. hау булыгыh, hаерле дуhтар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 13 октября, 2004 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2004 Да уж, "живем в гармонии с природой". На Урале сосредоточены самые загрязняемые города Европы: Уфа, Стерлитамак, Магнитогорск. В центре Уфы целых три НПЗ(!), парочка химзаводов и завод резино-технических изделий. Даже если народ поет древние песни, но империя все равно бренчит на своем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rinat Опубликовано 14 октября, 2004 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2004 Вот ты и поставил цели вполне определенные, надо много думать и придумывать, чтобы все очистить. Например, есть растение эйхорния (водный гиацит), так оно все перерабатывает даже гептил в воде, надо просто заняться серъезным образом, есть циклон, который очень хорошо очищает воздух: http://www.promportal.ru/search.php?id=287 (была еще ссылка, пока не могу найти) люди работают, и под это еще законодательную базу и все будет хорошо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aryslan Опубликовано 4 сентября, 2005 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2005 Керим-хану: Разумеется светлоевропеоидные татары в основном идут от финно-угров. Смотрю на татара-бесермяна и вижу в нём антропологический тип удмурта. Куманы тоже были светлые и многие светлые башкиры и татары произошли от них, а не от финно-угров. Насчёт арийцев, они есть и у татар и башкир, базис серьёзный есть - ему ещё просто время не пришло. Кузеев Р.Г. умер 2 августа этого года, после себя не оставил базовой исторической школы, теперь эту школу практически нужно начинать сначала. Вместе с Раилем Гумеровичем Кузеевым ушла и профессиональная историческая школа этнологов в Башкортостане. Пока арийская версия происхождения некоторых поволжских тюркоязычных народов разрабатывается только мифологами и лингвистами, время когда этой проблемой займутся настоящие историки-профессионалы пока ещё не пришло. Пока на вскидку материалы об арийском субстрате можете посмотреть здесь Керим-хан http://bashkurd.narod.ru/sanskrit1.html и здесь http://bashkurd.narod.ru/sanskrit.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться