Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

Восточно-иранские и тохарские группы ко времени образования этих трех вышеуказанных общностей уже давно были историей, они были ассимилированы предками еще караханидов до мусульманской эпохи, и к моменту приходу уйгуров и могулов, регион давно был тюркским. Тюрков было больше, а оазисы всегда были малонаселены, первые тюрки в вт это хунну, даже древние тюркюты вышли из турфана, оттуда они были переселены чуть севернее на алтай жужанями, первые тюркские источники это т.н. древнеуйгурская письменность, хуастунифт (5 в. малов, насколько он прав не знаю), но так или иначе староуйгурская письменность появилась не позже руники.

Уже ко 2 веку н.э. есть факты обратной миграции тюрок из Ташкентского оазиса и Восточного Туркестана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уже ко 2 веку н.э. есть факты обратной миграции тюрок из Ташкентского оазиса и Восточного Туркестана.

А можно подробнее по этому вопросу, все таки 2 век. н.э. Есть ли твердые источники указывающие на то, что имела место быть обратная миграция тюрков? Получается изначальная миграция был с востока на запад?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А можно подробнее по этому вопросу, все таки 2 век. н.э. Есть ли твердые источники указывающие на то, что имела место быть обратная миграция тюрков? Получается изначальная миграция был с востока на запад?

Изначальная миграция была с запада на восток.

Сведения китайских источников приводил Игорь. Выдержка из его поста:

Однако далеко не факт, что Согдиана была населена

исключительно этническими согдийцами. Напротив, уже для 2

в. у нас есть ясно засвидетельствованный факт обратной

миграции явно тюркоязычных народов из Средней Азии в

Восточный Туркестан и далее в Северный Китай. Ши Лэ,

например, был гунном и его семья эмигрировала из

Ташкентского оазиса, отсюда и китайская фамилия.

'>forum-eurasica.ru/index.php?/topic/1668-%d1%80%d0%be%d0%bb%d1%8c-%d1%81%d0%be%d0%b3%d0%b4%d0%b8%d0%b9%d1%86%d0%b5%d0%b2-%d0%b2-%d1%82%d1%83%d1%80%d0%ba%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b5/

Начиная с эпохи Кангюй топонимия также включает тюркские элементы. Еще Бартольд отмечал наличие у Птолемея явно тюркского гидронима Даикс. У Плиния в то же время фиксируется "скифское" название Яксарта - Силис. Ну и напоследок сам топоним Ши-Чач не имеет удовлетворительной индоевропейской этимологии, а согдийская глосса скорее всего восходит к булгарскому когнату общетюркского корня. Ну еще можно что-то откопать по материалам согдийского языка...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Устухон - персизм.

я тут (в этой теме) скидывал, их слова отмеченные у гржимайло.можно сравнить, эти слова мало встречаются в зап. туркестане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в этой теме оказ-ся

языки караханидов и идыкутов

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3403-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b8-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%85%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b4%d0%be%d0%b2-%d0%b8-%d0%b8%d0%b4%d1%8b%d0%ba%d1%83%d1%82%d0%be%d0%b2/page__pid__116191__st__100#entry116191

вот такие слова есть, к примеру

корова = инэк (турфанский говор)

человек = быдан (турфанский говор)

жен=мазом-киши (турфанский говор)

девочка = ауак (турфанский говор)

меховая шапка = бок (турфанский говор)

и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже ко 2 веку н.э. есть факты обратной миграции тюрок из Ташкентского оазиса и Восточного Туркестана.

все же сомневаюсь,

есть источники какие нить, доходили ли хунну на западе до ташкента?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

выше был мой пост, повторюсь, сегодняшние уйгуры это слияние трех этно-культурных общностей:

Эти три пласта, предки современных уйгуров, три этно-языковые общности жившие примерно в одно историческое время, все путаницу с этнонимом внесла караханидская общность, которая не имела этнонима, в отличие от двух других, и т.к. культура этой группы была доминирующей, во многом благодаря ее духовенству обращавших всех в ислам, тюркское население ВТ утратила два других этнонима (уйгур и могул), как свое самоназвание, но всегда помнила в лице более-менее образованной части о них как о своих предках.

Восточно-иранские и тохарские группы ко времени образования этих трех вышеуказанных общностей уже давно были историей, они были ассимилированы предками еще караханидов до мусульманской эпохи, и к моменту приходу уйгуров и могулов, регион давно был тюркским. Тюрков было больше, а оазисы всегда были малонаселены, первые тюрки в вт это хунну, даже древние тюркюты вышли из турфана, оттуда они были переселены чуть севернее на алтай жужанями, первые тюркские источники это т.н. древнеуйгурская письменность, хуастунифт (5 в. малов, насколько он прав не знаю), но так или иначе староуйгурская письменность появилась не позже руники.

Древнетюркское руническое письмо употреблялось до XI-XII вв. Его потеснили сначала уйгурский курсив, а затем арабская графика. У меня вопрос - Распространение уйгурской письменности было связано с манихеями?

Изначально письменность была тесно связана с Религией. Религия была движком распространения письменности?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древнетюркское руническое письмо употреблялось до XI-XII вв. Его потеснили сначала уйгурский курсив, а затем арабская графика. У меня вопрос - Распространение уйгурской письменности было связано с манихеями?

Изначально письменность была тесно связана с Религией. Религия была движком распространения письменности?

а кто пользовался, руникой в этих датах?

видимо да, с манихеями. да и самые первые источники на нем, это всякие манихейские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а кто пользовался, руникой в этих датах?

видимо да, с манихеями. да и самые первые источники на нем, это всякие манихейские.

Памятники с руническими надписями в долине Енисея (Тува и Хакасия). Погребальные стелы древнетюркской знати, воздвигнутые в VIII-XII вв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

все же сомневаюсь,

есть источники какие нить, доходили ли хунну на западе до ташкента?

Это надо штудировать в китайских источниках. Точно помню в Ши Цзы гунны упоминаются по соседству с Кангюем. Вероятно было проникновение.

А так, вся история региона от юэчжей до тюркского каганата - темный лес, собственно на чем и строят свои спекуляции фольк-хисторики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Инак/Инек - теленок - есть и в узбекском, и в турецком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это надо штудировать в китайских источниках. Точно помню в Ши Цзы гунны упоминаются по соседству с Кангюем. Вероятно было проникновение.

А так, вся история региона от юэчжей до тюркского каганата - темный лес, собственно на чем и строят свои спекуляции фольк-хисторики.

понятно. да видимо других источников кроме как китайских нет, по этим датам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изначальная миграция была с запада на восток.

Сведения китайских источников приводил Игорь. Выдержка из его поста:

Однако далеко не факт, что Согдиана была населена

исключительно этническими согдийцами. Напротив, уже для 2

в. у нас есть ясно засвидетельствованный факт обратной

миграции явно тюркоязычных народов из Средней Азии в

Восточный Туркестан и далее в Северный Китай. Ши Лэ,

например, был гунном и его семья эмигрировала из

Ташкентского оазиса, отсюда и китайская фамилия.

сначала говорит про "миграции явно тюркоязычных народов", а потом в пример приводит одного семью :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.theosophy.ru/lib/serdceaz.htm

Н. К. Рерих СЕРДЦЕ АЗИИ

...Где в точности проходит граница между Ладаком и Китайским Туркестаном, никто не знает. Там где-то между Каракорумом и Курулом, где находится первый китайский пост. Точно прекрасной пустыней никто не владеет! Точно чья-то неведомая страна! Даже животных мы видели мало. Встречных караванов тоже немного. Среди них нам попалось несколько верениц мусульманских паломников в Мекку, идущих с товарами заработать себе зеленую чалму и почетное прозвище хаджи. Дружественно встречаются караваны на ночевках. Помогают друг другу мелкими услугами, и над красным огнем костров подымаются все десять пальцев в оживленных рассказах о каких-то необыкновенных событиях. Сходятся самые неожиданные и разнообразные люди, ладакцы, кашмирцы, афганистанцы, тибетцы, асторцы, балтистанцы, дардистанцы, монголы, сарты, китайцы, и у каждого есть свой рассказ, выношенный в молчании пустыни.

Курул, первый китайский пост на Ерункаш-Дарье — реке черного нефрита — представляет из себя квадрат, обнесенный зубчатыми глинобитными стенами. Внутри запыленный двор с маленькими глиняными постройками, прислоненными к стенам форта. В крошечной сакле живет китайский офицер, и на стене висит длинная одностволка с одиноким огромным курком. Это все оружие офицера. При нем состоит киргиз-переводчик и около двадцати пяти человек киргизской милиции. (Переводчик настойчиво просит вылечить его от скверной болезни). Сам офицер оказывается китайцем хорошего типа. Он осматривает наш китайский паспорт, выданный китайским послом в Париже Ченг-Ло по приказу китайского правительства. Наш старик китаец задумчиво повторяет: "Китайская земля". Радуется ли он или грустит о чем-то?

От Курула мы могли идти или обходным путем через Кокеяр, или через последний перевал Санджу на Санджуоазис и Хотан. Выбираем более трудный, но краткий путь. Перед самым перевалом Санджу находим еще не описанные буддийские пещеры, или, как их называют местные жители, "киргизские жилища". Подходы к пещерам осыпались, и мы с завистью смотрим на высокие темные отверстия, отрезанные от земли. Там могут быть и фрески, и другие памятники.

Около Санджу-оазиса горы понизились, переходя в песчаную пустыню. Кто видел Египет, тот поймет характер этой местности с ее розовыми отсветами. На последней скале мы увидели неолитический рисунок тех же горных козлов и отважных лучников, которые видели и в Ладаке. А впереди розовая мгла Такламакана и приветливый дастархан от местных старшин сартов. На другой день, уже за Санджу-оазисом, в полной пустыне мы увидели приближающегося навстречу одинокого всадника. Он остановился, зорко вгляделся и соскочил с коня, расстилая что-то на земле. Подъехав, увидели белую кошму и на ней дыню и два граната. Настоящая скатерть-самобранка, приветствие от незнакомого друга.

Двигаясь по барханам сыпучих песков иногда без всяких признаков пути, трудно представить себе, что мы идем по великой китайской императорской дороге, так называемой шелковой дороге, главной артерии старого Китая на запад. Кончились живописные мазары, места погребения горных киргизов, начались сартские мечети, незамысловатые, так же как и сартские глинобитные домики, скучившиеся на маленьких оазисах среди угрозы песков.

Среди открытых песков три голубя подлетели к каравану и продолжали лететь перед нами, точно призывая куда-то. Местный житель улыбнулся и сказал:

"Видите, святая птица зовет вас. Вам нужно посетить старый мазар, охраняемый голубями".

Свернули с пути к старому мазару и мечети и были окружены тысячами голубей, охраненных преданием, что убивший голубя этого мазара немедленно погибнет. По традиции купили зерна для голубей и двинулись дальше.

Десятое октября, но солнце еще так жарко, что сквозь сапог раскаленное стремя обжигает ногу.

За переход от Хотана на барханах показался ковыль и участились глинобитные домики. Мы вступаем в Хотанский оазис, в область, которую Фа-Сиен в 400 году нашей эры характеризует так:

"Эта страна богата и счастлива. Народ ее благоденствует. Они все принадлежат к буддизму. Их высшее удовольствие — религиозная музыка. Священнослужители в числе многих десятков тысяч принадлежат к Махаяне. Они все получают пищу из общественного хранилища".

Конечно, современный Хотан совершенно не отвечает характеристике Фа-Сиена. Длинные грязные базары и множество беспорядочных глинобиток мало говорят о богатстве и благоденствии. Конечно, буддизма не существует. Несколько китайских храмов открываются очень редко, и конфуцианские гонги не звонили за все наше четырехмесячное невольное присутствие там.

На сто пятьдесят тысяч сартов имеется всего несколько сот китайцев, и эти хозяева местности выглядят гостями. Как известно, старый Хотан находился в девяти километрах от места теперешнего селения Ядкан. Старые буддийские места заняты мечетями, мазарами и мусульманскими жилищами, так что дальнейшие раскопки этих мест совершенно невозможны.

Сам Хотан находится сейчас в переходном состоянии. Он уже оторвался от старины. Высокое качество и тонкость старинной работы ушла, а современная цивилизация еще не дошла. Все сделалось бесформенным, хрупким, каким-то эфемерным. Поделки из нефрита огрубели. Буддийские древности, еще недавно обильно доставляемые в Хотан из окрестностей, почти иссякли. Но, к нашему изумлению, появилось много подделок, сделанных иногда довольно точно и не без знания дела. Древности из Хотана должны быть очень точно исследуемы. Также мы видели в Хотане очень хорошо сделанные имитации ковров, по изданиям Британского музея. Если эти ковры будут называться имитацией, то это очень хорошо, но если они, после общеизвестных манипуляций, перейдут к антикварам, тогда это не хорошо. В основе своей Хотан все же остается богатым оазисом. Почвенный лес очень плодороден, и урожаи посевов и фруктов прекрасны.

Дайте этому месту хотя бы примитивные условия культуры, и процветание восстановится необычайно быстро. Народ очень понятлив, но в этом большом оазисе, насчитывающем более 200000 жителей, нет ни госпиталя, ни доктора, ни зубного врача. Мы видели людей, погибавших от самых ужасных заболеваний без всякой помощи. Ближайшая помощь, но и то любительская, в шведской миссии в Яркенде, находится за неделю пути от Хотана.

Нужно сказать, что современные китайские правители этой области совершенно не заботятся о привлечении туда полезных культурных элементов.

Еще приближаясь к Хотану, мы слышали рассказы о том, как в прошлом году хотанский дао-тай Ма, действуя по приказу сенизянского генерал-губернатора Янь-Дуту, распял, а затем умертвил старого кашгарского титая. Нам говорили по пути: "Лучше не ездите в Хотан, там дао-тай худой человек". Эти предупреждения оказались пророческими.

После первой официальной любезной встречи даотай и амбань Хотана заявили нам, что они не признают нашего выданного по приказу пекинского правительства паспорта, не могут нам разрешить двинуться из Хотана, арестовывают оружие, запрещают научные работы, а также писание картин. Оказалось, что дао-тай и амбань не различают план от картин. Не буду останавливаться на этих неприятных перипетиях, доказавших все сумасбродство лао-тая. Скажу лишь, что вместо краткой стоянки нам пришлось пробыть в Хотане четыре месяца, и лишь благодаря содействию британского консула в Кашгаре, майора Гиллана, мы в самом конце января могли двинуться по пути Яркенд — Кашгар — Кучары — Карашар — Урумчи. Путь этот взял 74 дня.

Первая часть пути была по снежной пустыне, но к Яркенду в начале февраля последние снежные пятна исчезли, снова поднялись удушающие клубы песчаной пыли, но зато радовали первые листы плодовых деревьев. Амбань Яркенда оказался несравненно более просвещенным человеком, нежели хотанские власти. Он выражал глубокое негодование по поводу нелепых действий Хотана и указывал, что паспорт наш обычный, по которому он должен оказывать нам всяческое содействие. В Яркенде, в Янгихиссаре и в Кашгаре мы встречали дружескую помощь шведских миссионеров, которые снабдили нас многими сведениями о необыкновенном плодородии края и о богатстве минеральных залежей, совершенно неразработанных.

Кашгар со своими тройными стенами и песчаными утесами высокого берега производит впечатление настоящего азиатского города. И китайский дао-тай и британский консул встретили нас радушно. И опять все не признанное в Хотане оказалось совершенно подлинным. Даже оружие наше было полувозвращено нам, то есть предложено в закрытом ящике отвезти его в Урумчи генерал-губернатору. Впрочем, за все время пути до Урумчей нам ни разу не пришлось пожалеть о том, что оружие наше заперто. В Кашгаре поучительно было осмотреть за рекою, видимо, древнейшую часть города, где сохранилась значительная часть буддийской ступы, размерами похожей на большую ступу Сарната. Под Кашгаром находится несколько древнебуддийских пещер, уже исследованных и сопровожденных поэтическими сказаниями. В десяти километрах от Кашгара находится Мириам Мазар, так называемая гробница Марии, матери Христа. Легенда говорит, что после преследования Иисуса в Иерусалиме Мария бежала в Кашгар, где место ее упокоения отмечено доныне почитаемым мазаром.

От Кашгара до Аксу путь чрезвычайно томителен, как своею всепроникающей пылью, так и глубокими засасывающими песками и безжизненными лесами корявых карагачей, наполовину сожженных, ибо путники вместо костров часто поджигают дерево. В Аксу мы встретили первого китайского амбаня, говорившего по-английски. Молодой человек мечтал поскорее вырваться из этих песчаных мест. Он же показал нам английскую шанхайскую газету, полученную им от почтмейстера в Урумчах, итальянца Кавальери. Я удивился, почему амбань не выписывает сам газеты, но впоследствии узнал, что всесильный Янь-Дуту запретил своим подчиненным читать газеты. Дальше мы увидим оригинальные способы правления этого владыки всего Сензияна.

Окрестности Кучар уже изобилуют старыми буддийскими пещерными храмами, которые дали столько прекрасных памятников среднеазиатского искусства. Это искусство справедливо заняло такое высокое место среди памятников бывших культур. Несмотря на все внимание к этому искусству, мне кажется, что оно все-таки еще не вполне оценено, именно со стороны композиционно-художественной.

Место бывшего пещерного монастыря подле самых Кучар производит незабываемое впечатление. В ущелье как бы по амфитеатру расположены ряды разнообразных пещер, украшенных стенописью и носящих следы многих статуй, уже или уничтоженных или увезенных. Можно представить себе торжественность этого места во время расцвета царства Тохаров. Стенопись частично еще сохранилась. Невольно иногда сетуете на европейских исследователей, увезших в музеи целые части архитектурных ансамблей. Думается, что не будет нареканий перевозить отдельные предметы, уже потерявшие свою прикрепленность к определенному памятнику. Но не будет ли несправедливо с местной точки зрения насильственно расчленять еще существующую композицию? Разве не было бы жаль разбить по частям Туанханг — самый сохранный из памятников Центральной Азии? Ведь мы не разрезаем по частям итальянские фрески. Но этому соображению есть и оправдание. Большинство буддийских памятников в мусульманских землях подвергались и сейчас подвергаются иконоборческому изуверству. Для уничтожения изображения разводятся в пещерах костры, или лица, где может достать рука, тщательно выцарапываюгся ножами. Мы видели следы подобных уничтожений. Труды таких замечательных ученых, как сэр Орел Стейн, Пельо, Леккок, Ольденбург, сохранили много тех памятников, которые по небрежности бывшей китайской администрации подверглись величайшей опасности быть уничтоженными. Старые среднеазиатские художники помимо ценных иконографических подробностей, проявили такое высокое декоративное чутье, такое богатство детали в гармонии со щедрой композицией решения больших плоскостей. Можете себе представить, сколько впечатлений накопляется, когда каждый день происходят те или иные наблюдения и щедрая старина и природа посылает неисчерпаемые художественные материалы.

Кучары — большой город, чисто мусульманский, и ничто не напоминает о бывшем Тохарском царстве, о высокой бывшей письменности и просвещении этого края. Говорится, что последний тохарский царь, угрожаемый вагами, вылетел из Кучар, унеся с собою все свои сокровища. Глядя на бесконечные извилистые горные кряжи, можно думать, что там есть достаточно места для сокрытия сокровищ. Так или иначе, старое сокровище этих мест ушло, но, глядя на богатые плодовые сады, можно думать, что и новое сокровище может быть при малейшем усилии легко накоплено.

От Кучар к Карашару мы уже не расстаемся с буддийскими древностями. По левую сторону пути в дымке появляются отроги великолепного Тянь-Шаня — небесных гор. Кто-то оценил их воздушно-голубые тона и назвал их правильно. В этих горах уже находятся и постоянные и кочевые монастыри калмыков. Карашарские, олетские, хошутские наездники сменяют сартские мусульманские города.

По пути к нам подъезжают всадники уже на калмыцких седлах и заговаривают с Юрием и нашим ламою. До сих пор калмыки считают себя почти независимыми и рассказывают, как они отстояли свою независимость при последнем хане. Они говорят:

"Китайцы навели чары на покойного хана, и он передал китайскому чиновнику власть над своим народом. Чиновник поспешил выехать в Урумчи для донесения Янь-Дуту об удаче, но калмыцкие старшины узнали об этом, и достаточное количество всадников догнало китайский караван в горных проходах Тянь-Шанских гор. И произошло так, что больше об этом караване никто никогда не услыхал и никакого признака его никогда не было найдено. Старый хан был окружен старшинами и вскоре умер, а калмыками за малолетством его сына правит Таин-Лама".

Конечно, эта "независимость" калмыков является только кажущейся для них самих. В действительности они находятся в полном распоряжении Янь-Дуту, и даже последний их конный полк, собранный Таин-Ламой, переведен в Урумчи. И сам Таин-Лама сделался вольным или невольным гостем Урумчей.

Калмыцкие степи с высокой травою, золотоглавые юрты кочевых монастырей, чисто скифские обычаи самих наездников — все это кладет грань между сартским и китайским Сенцзяном и этим калмыцким, совершенно обособленным обиходом.

Временно удаляемся от Тянь-Шаня и ныряем в духоту Токсуна, турфанские области. Скорпионы, тарантулы, подземные водяные арыки и нестерпимый жар, при котором даже местные люди не могут пройти и двух миль. Помимо замечательных памятников, помимо Матери Мира, эти места послали нам целый ряд сказаний и одну традицию о странствиях. В обычае Турфана было посылать молодежь в странствие под руководством опытных людей, ибо, как говорят турфанцы, "путешествие есть победа над жизнью".

В Карашаре и в Токсуне мы наблюдали прекрасные типы лошадей карашарской породы. Тот, кто помнит старинные китайские терракоты коней эпохи Танг, не должен думать, что эта порода исчезла. Именно карашарские кони живо напоминают ее. Особенно интересны кони с какими-то зеброобразными полосами. Не было ли в этой породе скрещения с дикими куланами?

Урумчи является столицей Сенцзяна и местопребыванием грозного Янь-Дуту, который семнадцать лет, при всех переменах, держал под властью весь китайский Туркестан с его разноплеменным населением. Меры правления Янь-Дуту не должны быть забыты в курьезах истории. Сам он считается образованным человеком и носит титул Магистра. Ему постоянно приходилось сталкиваться с противоречащими интересами китайцев, сартов, киргизов, калмыков, монголов. То правитель объявлял себя другом калмыков, распространяя сведения, что находящийся в Китае Таши-Лама избран китайским императором. Заверив буддистов в своей симпатии, Янь-Дуту переходил на сторону китайцев-дунган и завещал быть погребенным на дунганском кладбище. В случае неразрешимого племенного спора правитель говорил, что он не знает, кому отдать свои симпатии, и прибегал для решения к петушиному бою. Для этого у Янь-Дуту воспитывалось несколько петухов разной масти. Правитель знал их качества, в день состязания лично назначал, который из петухов будет представителем каждого племени. Черный был дунганин, белый — сарт, желтый — калмык... Нужная для Янь-Дуту национальность посредством петушиной доблести брала верх, и правитель возводил очи горе со словами, что его сердце открыто для всех, но судьба оказала преимущество сартам или дунганам, как ему нужно в данный момент. При нас "магистр философии" наказывал местного бога за бездождие. Водяного бога били розгами, но он все же упорствовал и не давал дождя. Тогда ему отрубили руки и ноги и утопили в реке. А на место его возвели в божеское достоинство "местного черта". Разнообразные способы казни, видимо, хорошо известны магистру философии. Он щедро применяет их к личным врагам и непокорным чиновникам. В "саду пыток" Октава Мирбо упущены два тонких изобретения. А именно: осужденному через глазницы продевают конский волос и начинают с внутренней стороны перепиливать переносицу. Или непокорного чиновника посылают в командировку, а в пути доверенные лица заклеивают его лицо китайской бумагой, покуда он не придет в вечно-покойное состояние. Также рассказываются опытные постановки убийства ненужных сановников. Почему-то это действо всегда происходит после сытного обеда, когда сзади появляется палач и неожиданно отсекает голову. В императорское время иногда предварительно объявлялся вновь дарованный титул.

По улицам Урумчи с громкими барабанами и с бесчисленными яркими знаменами проходят какие-то оборванные толпы, на ваших глазах разбегающиеся по переулкам; это войска Янь-Дуту. Счет войска происходит по шапкам, потому можно видеть арбу, на которой на колышках одето множество фуражек и шапок. Это все едут невидимые воины, а Янь-Дуту через иностранных представителей хитрыми манипуляциями пересылает в далекие банки огромные суммы серебра. Впрочем, этим богатством правителю не пришлось попользоваться. В двадцать восьмом году он был убит Фанем, комиссаром по иностранным делам. Странно было видеть это средневековье в наше время с ужасами пыток и глубокого суеверия. Новый Китай должен посылать на свои окраины особенно просвещенных людей.

И еще одно обстоятельство поразило нас во всем Сенцзяне. Это открытая купля-продажа людей: детей и взрослых. Еще в Хотане нам серьезно предлагали вместо найма прислуги купить несколько слуг и девушек, уверяя, что это гораздо удобнее и обходится гораздо дешевле. Хорошая девушка продается за 25 сар, то есть менее 20 долларов. Конюха можно купить за 30 сар, а дети — те совсем дешевы, от 2 сар до 5. В Токсуне семипалатинская казачка, вышедшая замуж за китайца, показывала нам девочку киргизку, купленную ею за три сары. Это еще хорошо, что бездетная казачка купила ее, что называется, в дочери. А то сплошь и рядом вы можете слышать о настоящих ужасах. Кажется, на это явление в китайских областях не обращено достаточного внимания. Так же точно, как и на губительное курение опиума. Казалось бы, распространители и потребители этого бича человечества должны подлежать самой строгой каре, если сознание их до того умерло, что они не понимают, какое преступление и для себя и для будущих поколений они творят.

Но не расстанемся с китайским Туркестаном на темной странице. Передо мной встают четыре картины, напоминающие времена старины.

Вот едет всадник, и на руке его так же, как много веков назад, сидит с колпачком на глазах сокол или прирученный ястреб.

В пустыне вас нагоняет проезжий певец — сказатель легенд и сказок — бакша. За плечами его длинная ситара, в сумках седла несколько разных барабанов. "Бакша, спой нам!" — и бродячий певец опускает поводья своего коня и вливает в тишину пустыни сказ о Шабистане, о прекрасных царевичах и добрых и злых волшебницах.

Еще один незаметный, но много говорящий эпизод. Между Аксу и Кучарами около города Баи в нашем караване появился странный человек с кандалами на руках. Оказывается, местное начальство распорядилось послать при нашем караване преступника. Мы запретили подобное совместительство. Преступник отстал, и несколько дней мы видели его бредущим на большом расстоянии позади каравана без всякой стражи.

После выезда из Урумчи, отъехав пять километров от города, мы заметили спешно приближающуюся к нам китайскую мафу. Оказалось, что наш китаец Сунг, служивший у нас до Хотана, не мог расстаться с нами, не простившись еще раз. Перед нашим отъездом он проплакал несколько ночей, ибо губернатор запретил ему выехать дальше Урумчи. Но доброе сердце не могло отказать себе в желании еще раз проститься. Таких людей всегда приятно вспомнить.

После Урумчей идет полоса, также любопытная не только в художественном отношении, но и в научном и бытовом. Здесь мы касаемся области, в которой уже находятся непосредственные памятники великого переселения народов в виде курганов и многообразных погребений с каменными фигурами. В бытовом отношении отроги Тарбагатайских гор, особенно со времен революции, изобилуют разбойничьими бандами. Киргизы, земли которых тут начинаются, хотя и совершенно похожи внешне на скифов, точно силуэты скулобской вазы, но для современности мало пригодны. Их обычаи грабежа "барантачества" затрудняют окультурение. Кроме того, в местности Черного Иртыша изобилие золота порождает бродячие скопища золотоискателей, с которыми лучше не сидеть у одного костра.

Опять вы поражаетесь, насколько богат этот край и насколько мало он исследован и совершенно неиспользован...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отчет Катанова о поездках в Восточный Туркестан в 1890-92 гг.

http://khti.ru/downloads/katanov/V%20IMPERATORSKOE%20RUSSKOE%20GEOGRAFIChESKOE%20OBShchESTVO.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Г. Гинс

Таранчи и Дунгане

(Очерки из поездки по Семиречью)

Отъезд из города Верного

История появления таранчей и дунган в России

...В 1854 году против власти богдыхана, именем которого взимались тяжелые подати хлебом с сартовского племени таранчей, проживавшего в Кульджинском районе, произведено было восстание. К восставшим таранчам присоединились мусульмане-китайцы (племя дунган), и Кульджа отложилась от Небесной империи. Султаном выбран был таранчинец Кебирбек Абиль-Оглы Ибрагимов. Однако официального существования новой миниатюрной державы никто не признавал, и по первому поводу, невыдаче четырех каторжников, бежавших в Кульджу, степной генерал-губернатор Колпаковский ввел в Кульджу русские войска, оккупировав ее почти без сопротивления. Это было в 1871 году.

Через десять лет Кульджу возвратили Китаю, чтобы уступками на западе получить реванш на востоке. Говорят,-впрочем, это популярный в Туркестане анекдот, сложившийся, быть может, на почве непонимания причин возвращения Кульджи,-что русский посол в Китае случайно сболтнул, будто император Александр II не прочь возвратить Китаю Кульджу. Когда на основании этих слов посланника китайская миссия предъявила претензию в Петербурге, император будто бы сказал: "Посол дурак, но раз он обещал, то надо отдать". За возвращение Кульджи России было уплачено 12 миллионов. Русские войска были выведены, а с ними ушли в пределы России таранчи и дунгане, которые, опасаясь мести китайцев, предпочли русское подданство.

Земледельцы по преимуществу (самое слово таран означало хлеб), новые русские подданные быстро обжились на своих десятидесятинных наделах и превратили их в прекрасные пашни и сады. Дунгане поселились в тех местностях Пишпекского, Верненского и Джаркентского уездов, где можно разводить рис, таранчи только в двух последних уездах. Дунгане занимаются, кроме рисоводства, огородничеством, извозом, их лошади соперничают с русскими ломовиками, и содержанием харчевен ("аш-хане"), где они искусно приготовляют местные блюда. Таранчи же помимо земледелия занимаются охотно торговлей.

Вместе со всеми таранчами перешел в Россию и султан Кебирбек. Близ Верного ему отвели особый султанский хутор из свободных земель Больше-Алматинской (Алмата - местное название г. Верного - означает яблоню, так как Верный славится чудным опорто.) казачьей станицы. Султан теперь умер. На кургане стоит скромный памятник, и перед ним красуется весь черный хребет с Алматинским пиком, который иногда кажется головой орла, широко раскрывшего свои крылья. На хуторе живет сын султана. Уже седой, он забыл про давние годы, когда его отец был главой целого племени, он думает теперь о нынешнем дне, так как большая семья его испытывает иногда нужду. Казаки отнимают землю, которая теперь нужна им самим; султанов сын жалуется, спор еще не разрешен, и судьба земли заслоняет у обитателей султанского хутора все другие заботы.

Такова история таранчей и дунган, описанием бытовой обстановки которых будут заняты наши очерки.

http://uighur.narod.ru/book/taranchi_dungane.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туркестан*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

...После киргизов (т.е. казахов - А.) первое место по численности занимают так называемые сарты (24%), народность, происхождение которой точно не известно, но которая, несомненно, является продуктом смешения арийцев с тюрко-монголами с преобладанием первых; доказательством этому служит, между прочим, и тип сартов, напоминающий иранцев, и их духовные качества. Сарты составляют массу городского и сельского населения в Фергане и в некоторых местностях Сырдарьинской и Самаркандской обл.: они очень подвижны, ловки, способны и более других местных народностей склонны к торговле. К сартам же должны быть отнесены таранчи, живущие в количестве нескольких десятков тысяч в оазисах Семиреченской обл. и занимающиеся земледелием...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туркестан*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

...После киргизов (т.е. казахов - А.) первое место по численности занимают так называемые сарты (24%), народность, происхождение которой точно не известно, но которая, несомненно, является продуктом смешения арийцев с тюрко-монголами с преобладанием первых; доказательством этому служит, между прочим, и тип сартов, напоминающий иранцев, и их духовные качества. Сарты составляют массу городского и сельского населения в Фергане и в некоторых местностях Сырдарьинской и Самаркандской обл.: они очень подвижны, ловки, способны и более других местных народностей склонны к торговле. К сартам же должны быть отнесены таранчи, живущие в количестве нескольких десятков тысяч в оазисах Семиреченской обл. и занимающиеся земледелием...

так был м.кашгари сартом или как?

вот еще вдогонку, об уйгурах-тюрках, не кочевниках, похожа их культура на иранцев или тюрков-кочевников?

вот эту культуру и представляют ныне уйгуры, оригинальную тюркскую культуру восточного туркестана, именно тюркскую, и в своей тюркскости мы можем дать фору многим, наши легенды, устные предания, письменные источники все чисто тюркские (караханидские, могульские, уйгурские, у нас есть даже легенда об огуз-хане), наша социальная организация (жуты, и феодальная оттуз-огул), многое другое.

Собственность у тюрков

Уже в очень древний период часть тюрков занималась земледелием. Как указывалось выше (848), все названия сельскохозяйственных орудий и зерновых культур - чисто тюркские. Одним из следствий занятия земледелием было то, что земледельцы получили монопольное право пользования полями и нивами, т.е. право собственности на них. Вначале это право п ри-надлежало всему роду. Из родового права далее выделилось семейное право, и, таким образом, глава семьи стал собственником полей (849).

Во все периоды тюркской истории тюрки обладали правом на движимую и недвижимую (участки земли, здания) собственность. Они всегда владели домом и землей (850).

Ранее мы уже отмечали, что в тюркском языке слово «тарыглак» (возделывание поля, нива) было равнозначно слову «тарыма», а глагол «та-рымак» означал заниматься земледелием (§5).

Если основным богатством (собственностью) тюрков-земледельцев были небольшие земельные участки, то состоянием тюрков-кочевников были стада. Вот почему тюрки называли скот словом «тавар». В древнетюрксжом языке это слово имело только один смысл - «имущество, богатство» (851). «Тавар» на наречжии анатолийских турок звучит как «давар» (852).

У древних тюрков место хранения «тавара» называлось «таварлиг». Кроме этого, для: выражения понятия «богатство, состояние» использовалось слово «ad (ed)». В документах, сохранившихся от древних уйгуров, оно иногда фигурирует в связи со словом «тавар», «ad-tavar» (853).

Вообще, среди древнеуйгурских документов немало таких, которые имеют отношениe к сфере землевладения. Из документов следует, что у тюрков Китайского Туркестана, называемых древними уйгурами, существовал институт недвижимой собственности и что представления уйгурских тюрков о собственности не отличались от таковых, имевших место у других цивилизованных народов. Например, в одном из документов (№ 15) тюрок по имени Тюлек-Темур продает как свою законную собственность разного размера земельные участки, расположенные в разных местах, монаху Толмушу за 20 ястуков (ястук - бумажная денежная единица). Эта сделка была оформлена документально в присутствии свидетелей.

Из документов, связанных с куплей-продажей земли, можно выделить и те, что связаны со сдачей в аренду виноградников (854). Уже само слово «аренда» подразумевает здесь наличие земельной собственности.

Подобно тому как это было у других цивилизованных народов, у древних уйгуров земля могла быть отдаваема под заклад (ипотека). Так, например, по документу № 32 человек по имени Тасык отдает принадлежащий ему виноградник («борлук») некоему Туры, с тем чтобы тот выплатил его долги, так как сам Тасык был не в состоянии это сделать. В документе указывается, кому и что должен Тасык. Закладная сделка осуществляется на следующих условиях: Тасык в течение трех лет должен возместить Туры стоимость долга, который тот выплатит за него. В этом случае Туры должен вернуть Тасыку виноградник. Однако, если Тасык не выполнит этого условия, виноградник перейдет в руки Туры и станет его законной собственностью.

Среди документов древних уйгуров есть и договор о совместной работе на паевых началах. Согласно ему, тюрок по имени Эльчи, желающий заниматься возделыванием земли, но не имеющий ее, обрабатывает поле «сык», принадлежащее некоему Каемты. Условия договора таковы: половину семян, необходимых для сева, предоставляет хозяин поля, половину Эльчи. Будущий урожай также будет поровну. Все расходы, связанные с обработкой земли, стороны также берут на себя поровну. Однако только Эльчи занимается возделыванием поля. Это - типичный договор на паях. Одна сторона предоставляет собственность, другая - является рабочей силой. Собственность принадлежит Каемты, а трудится Эльчи. Этот договор также основан на признании прав собственности (§22, документ 28).

Помимо документов, представленных выше в §22, среди сохранившихся древнеуйгурских документов есть и другие, связанные с отношениями собственности. В одном из них (855) говорится о том, что два тюрка с именами Осмиш Тогрул и Тогель продают своему дяде со стороны отца Эничюку участки земли (размер указан) в местечке Некто за 170 штук полотна. После сообщения о том, что Эничюк передал, а Ос-миш Тогрул и Тогель приняли полотно, в документе следует такое предложение: «Пусть-Эничюк с сегодняшнего дня будет свободно распоряжаться этой землей в течение тысячи лет, десяти тысяч лет. Если поже-лает, то он будет -сам пользоваться этой землей, если пожелает, передаст ее другому» (856). Это выражение означает, что право собственно сти есть право польз ования ею без временного ограничения. На основании таких документов мы приходим к выводу, что у оседлых тюрков, занимавшихся земледелием, право пользования недвижимой собственностью твердо устанавливалось еще в древний период.

Представления древних тюрков об институте собственности не отличается от таковых, закрепленных в современных правовых системах, и сводится к следующим основным пунктам:

1) право собственности - это право пользования и потребления без ограничения во времени;

2) владелец собственности может сам пользоваться ею, может ее продать и сдать в аренду, отдать под заклад или пользоваться ею на равных началах с пайщиком (издольщиком);

3) так как право собственности является абсолютным правом, не имеющим ограничения во времени, то после смерти владельца его собственность переходит к наследнику.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот документ очень важен как с точки зрения права, так и с точки зрения истории общего развития тюркской цивилизации. Исходя из содержания завещания, можно сделать следующие выводы.

1. У тюрков Восточного Туркестана кроме наследования по закону существовал и способ наследования по завещанию. Как известно, наличие в той или иной системе права такого элемента, как составление завещания, говорит о высокой степени развития этой системы. В Древней Греции способ завещания появился только после Солона. Древние франки вообще не знали такого способа наследования. Франки говорили, что только Бог может создать наследника (859). У древних германцев тоже не было наследования по завещанию (860).

2. В уйгурском государстве хан располагал пешим и конным войском.

3. Ханская внутренняя казна отделялась от государственной казны.

4. В Уйгурском государстве были золотые и серебряные деньги, называвшиеся «ястук» и «сатыр».

5. Государствo взимало налог с наследства.

6. У уйгуров понятие «земельная собственность» прочно закрепилась. Были созданы названия для земельных участков и мер их измерения. Одно из таких названий - «тара». Из других документов мы знае м и такие термины, как «сын» и «кури».

Существованиe в доисламском тюркском государстве двух ханских войск, конного и пешего, разделение ханской и государственной казны, установление налога с наследства, наличие способа наследования по завещанию - все это говорит о высоком уровне развития этого государства.

Если бы от доисламских уйгуров не осталось никаких других документов, кроме рассмотренного выше, то и он был бы достаточен для признания очень высокой степени культурного и правового развития уйгуров.

это культура уйгуров-идикутов, они не были кочевниками, подчеркиваю.

У южных уйгуров соглашения обязательно оформлялись письменно. В них прежде всего указывалась дата заключения соглашения. Даты проставлялись в соответствии с двенадцатигодовым животным циклом, например, следующим образом: «двадцатый день четвертого месяца года Барса» (865) или «восемнадцатый день второго месяца года Курицы» (866).

Далее писались имена людей, заключивших договор, указывались его предмет и цель.. В договоре особо отмечались санкции, которые могли быть применены в отношении одного из договаривающихся в случае, если он не выполнял договорных обязательств.

В соглашениях, касающихся взятия в долг, указываются имена должника и взаимодавца, качественные и количественные характеристики долга, проценты, время и условие возврата. Во многих документах такого рода указывалось то лицо, которое должно было выплатить долг в случае смерти должника.

В конце текстов договоров указывались имена свидетелей и лиц, писавших текст документа. Обязательны были подписи договаривающихся лиц или их печати.

Все тексты южноуйгурских договоров содержат одинаковые юридические термины.

То, что все правовые сделки у уйгуров подтверждались письменными документами, и в них регулярно использовались одни и те же юридические термины, говорит о высокой степени развития у них правовой культуры.

Народы, цивилизация которых развита слабо, заключали договоры и соглашения только в устной форме. В Римском государстве в начальный период довольно долго применялась только эта форма (stipulatîo). Письменные документы появились гораздо позже. Также и в Древней Греции письменная форма составления соглашений была принята только в период расцвета Афинского полиса (867).

У древних тюрков существовал институт приемных детей. Усыновленного мальчик: а называли «тутунчу» (861).

Исходя из содержания, древнетюркских преданий, сказок и правовых документов, можно составить вполне четкое представление об институте приемнь>1х детей у древних тюрков. Обычно усыновление происходило на основе письменного договора, заключавшегося между лицом, усыновляющим мальчика и его настоящим отцом. В договоре подробно описывалиссь условия содержания мальчика в доме приемного отца, его права и обязанности. В случаях, которые не были предусмотрены соглашением, в силу вступали нормы обычного права.

Среди древнеуйгурских документов есть один, в котором обусловливается усыновление мальчика по имени Турмуш неким Сутпаком (862).

В соответствии с условиями, перечисленными ниже, положение мальчика в доме приемного отца выглядит так же, как если бы он был родным сыном Сутпака.

1. Приемный сын живет в доме юридического отца и полностью обеспечивается всем необходимым для жизни.

2. Он обязан выполнять работу, порученную ему приемным отцом.

3. Он обязан до конца жизни приемного отца сохранять ему верность и преданность.

4. Даже в случае, если приемный отец женится и у него появятся собственные дети, статус усыновленного не изменится.

5. Приемный сын получает долю наследства приемного отца.

6. Приемный отец обязан воспитывать усыновленного.

7. В процессе воспитания приемный отец может вести себя иногда также строго, как это делал бы настоящий отец.

8. Однако он отвечает за свои действия в отношении приемного сына, которые противоречат правовым обычаям.

9. В случае, если будет установлено, что приемный отец обращается с приемышем плохо и не обеспечивает его едой и питьем, тот вправе покинуть дом и уйти куда пожелает.

Заложничество. Среди документов, сохранившихся от древнеуйгур-ского периода, есть один заслуживающий особого внимания (831). В нем (по содержанию это - договорное обязательство) тюрк по имени Кедире дает своего сына Булмуша в качестве заложника (тутуг) человеку по имени Камбукту за двадцать пять «сатыров» и передает ему права опекунства над сыном. В договоре указываются следующие условия: 1) в период за-ложничества Булмуш будет находиться в подчинении у Камбукту; 2) Кам-букту не обязан обеспечивать Булмуша одеждой и обувью; 3) Камбукту долэкен кормить и поить Булмуша в период его работы на хозяина; 4) если с разрешения Камбукту Булмуш будет работать на другого хозяина, то в этом случае он не обязан обеспечивать его едой и питьем.

Радлов считал, что правовое положение заложника, зафиксированное в далном документе, характеризуется термином «полурабское» (Hörigkeit). Мы не являемся сторонниками такого подхода. По нашему мнению, документ не свидетельствует о том, что у уйгуров существовал правовой институт «заложничества», близкий по своему содержанию к рабству. Булмуш не был продан за 25 сатыров в качестве «полураба». Он лишь передан как заложник («тутуг») за цену в 25 сатыров. В древнетюркском языке слово «тутуг» не означает «раб». Тутуг - это заложник (832). До того как отец Булмуша не вернет Камбукту означенную сумму, тот будет находиться в подчинении у последнего. Только в том случае, если отец (или сам Булмуш) вернут Камбукту деньги, Булмуш перестанет быть заложником. То есть Булмуш не продан ни в рабство, ни в «полурабство».

В уйгурских документах, в которых говорится об окончательной и безусловной передаче собственности от одного лица к другому, используется фраза «на тысячу лет, десять тысяч дней». Эта формула подразумевает, что раб продается тому или иному лицу пожизненно и его права на этого раба распространяются также и на будущих детей раба. Она тождественна выражению: «С условием пожизненного владения и перехода рабского состояния и на детей раба». В договоре, заключенном между Кедире и Камбукту такая формула в отношении Булмуша отсутствует.

На практике , заложник действительно имеет статус «полураба». Однако у тюрков заложничество не являлось правовым институтом, подобно тому как это имело место в Европе (serf) и в Древнем Риме (cliens). Оно было лишь временным состоянием, обусловливавшимся положением заложника. Рассматриваемый документ показывает, что у древних уйгуров существовало не «полурабство», а способ оставления (передачи) человека под залог.

Статус заложника у тюрков отдаленно напоминает положение человека, которое в период, предшествовавший римскому праву, называлось «Manus injectio» . Однако положение заложника вовсе не хуже «Manus injectio». Заложник (тутуг)-это свободный человек.

Различия в п равовом статусе раба и заложника можно свести к следующим основным пунктам: 1) рабство пожизненно, а заложничество имеет временный, условный характер; 2) раба кормит хозяин, а опекун обеспечивает заложника едой и питьем только в период действия соответствующего договора; 3) раб в полном смысле этого слова является собственностью его владельца. Он может его продать. Заложник же не может быть продан (833).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы хоть указывали бы - кого вы цитируете? Это же несерьезно - приводить какие-то цитаты без указания источника этой цитаты.

Махмуд Кашгари по определению ну никак не мог быть сартом т.к. его род принадлежал к военной аристократии.

Даже к кочевым тюркам-уйгурам он, по всей видимости, не имел отношения - судя по его карте - где уйгуры (не путать с современными уйгурами) изображены не в центре карты, где он проживал:

Map of the Turkic World

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы хоть указывали бы - кого вы цитируете? Это же несерьезно - приводить какие-то цитаты без указания источника этой цитаты.

Махмуд Кашгари по определению ну никак не мог быть сартом т.к. его род принадлежал к военной аристократии.

Даже к кочевым тюркам-уйгурам он, по всей видимости, не имел отношения - судя по его карте - где уйгуры (не путать с современными уйгурами) изображены не в центре карты, где он проживал:

Map of the Turkic World

тупо наберите в гугле уйгурские юридические документы турфан, или вы полагаете что уйгуры идикуты в турфане сплошь кочевали?

ваш уровень знаний крайне низкий, своими безапеляционными репликами вы своих же казахов ставите в неприглядное положение, и вызываете усмешку.

как можно страдать таким дебилизмом и не понимать факта наличия классовых сословий в феодальном обществе, типа что среди городских тюрков всегда была высшая аристократия, знать и др. сословия. судя по вашим взглядам м.кашгари был сартом ибо он ничем не отличался от кашгарцев например 18 века, тот же образ жизни, тот же язык, такая же идентичность тюрок-кашгарец, без родо-племенного деления.

и если по вашим критериям вы столь благородного человека как м.кашгари будете видеть сартом, или отрицать его принадлежность к тюркам кашгарии, то грошь вам цена.

вы кстати сами кто? подозреваю что потомственный карачу, кара-суйек, букара иначе говоря говоря потомок низшего сословия, добравшийся до интернета и возомнивший себя наверное потомком чингис-хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уйгуры потомки трех общностей - уйгуры-идикуты, тюрки-караханиды и могулы,

вся наша история это засвидетельствовала, можно с уверенностью сказать, что более чем тысячу лет назад наши предки создали некочевую тюркскую культуру которая оказала огромнейшее влияние на туркестан и монголию.

и нету у нас иранского или тохарского этно-культурного пласта, мы узнали то про них только в 20 веке, а свою тюркскую историю мы всегда знали и чтили от огуз-хана и богра-хана до наших дней,

и будет еще тут какой то карачу учить нас нашей истории. своей истории толком не знает, весь ваш гонор и вам подобных только от сохранения кочевого образа жизни, в остальном ваша история не преемственна от древних тюрков и начинается только от периода чингис-хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уйгуры потомки трех общностей - уйгуры-идикуты, тюрки-караханиды и могулы,

вся наша история это засвидетельствовала, можно с уверенностью сказать, что более чем тысячу лет назад наши предки создали некочевую тюркскую культуру которая оказала огромнешее влияние на туркестан и монголию.

и нету у нас иранского или тохарского этно-культурного пласта, мы узнали то про них только в 20 веке, а свою тюркскую историю мы всегда знали и чтили от огуз-хана и богра-хана до наших дней,

и будет еще тут какой то карачу учить нас нашей истории. своей истории толком не знает, весь ваш гонор и вам подобных только от сохранения кочевого образа жизни, в остальном ваша история не преемственна от древних тюрков и начинается только от периода чингис-хана.

Успокоитесь. Вопрос если у вас нет иранского и тохарского этно пласта то как вы обясните вашу схожесть с узбеками земледельцами и которые сами идентичные с таджиками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...