Расул
Пользователи-
Постов
48 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Достижения Расул
Пользователь (2/5)
0
Репутация
-
История должна быть многовариантна, т.к. если рассматривать источники, то каждый из них в отдельности дает свою точку зрения порой прямо противоположную догме. Поэтому, если убрать из истории вымысел и веру, то возможно, от нее вряд ли что останется. Так что такое жузы, орды, саны,лаки,мыны-это вопрос веры, и современного переосмысления этих понятий. главное, что жузы реально существуют, и Казахстан создан благодаря им.
-
Первое упоминание о жузе относится к событиям 14 в. Эль Юз упоминается в ногайском варианте эпоса Эдиге во время разбирательства в ханской ставке Токтамыса. Кстати, йыравшы-батыр этого эля - Юздин Ногай батыры (дословно) упоминается вторым из элей после Мынънын Болат батыра. Потом идут эли: хырюв, найман, уьйсун,буйрабас, кыпшак, канълы, конърат, шырын, мангыт, кенъегес. То есть эль Юз и эль Мынъ в 14 в. уже представляли силу и авторитет, следовательно, были довольно таки, 'старыми' родами орды. А вот в названиях: средний и младщий - слово жуз - возможно, уже позднее переосмысление самого названия - Жуз после объединения.
-
А может быть эмир Мангытов, насколько я понимаю разница между каракалпаками и ногаями заключается лишь в том, что у каракалпаков в борьбе за власть победил куб Конгырат. Хотя, ногайцы никогда не отвергали алтыул или алты аул или по-ногайски - Ембойлык,каракалпаки довольно активно "тянут одеяло на себя". (Вот вам старый ногайский шын - "Ай, ембойлык, ембойлык, алты атасы бир койлык, алты орда - бир ожак, алты - аул бир байрак" - Эх, ембойлуки, шесть ваших отцов похоронены в одной могиле, шесть обрешёток юрты сплотил один дымоход(шыгарак), на шесть аулов - (у вас) одно знамя)
-
Среди ногайцев-едишкульцев есть тамга(род) -кытай, куб-кытай (кыданы). Также в исторических документах у ногайцев фиксировалась целая Китайская орда . Моя бабушка из рода кытай(кыданы). Почти весь её род эмигрировал в Турцию в 60-90г.г 19 века. Бабушка была сказительницей прожила 102 года (умерла 1978г.), а на шутки типа вопрос откуда на Кавказе взялись "китайцы" говорила мы не китайцы - а ктай. На Кавказе очень много русских с фамилией Китаев.Есть село Китаевское Новоселицкого р-на Ставропольского края .
-
Возможно, отдельные группы казахов и называли себя ногайлы, но старейшины-ногайцы до недавнего времени называли казахов - алашлар
-
Судя по реакции, это правда и больше некому и ничего сказать
-
А кто ж такой Ялантуш с 20 тыс войском, решивший исход битвы? Его имя на казахское - Жалантуш не похоже?
-
Еще казахские про детей: Балалы үй базар, баласы жоқ үй қу мазар - В доме где есть дети всегда шум и веселье, дом где нет детей подобен заброшенной могиле. Ногайские про детей: Балалы уьй базар, баласыз уьй мезар - перевод идентичен Уьй йылувы - там-калавы, карт йылувы - ул яшавы - Тепло дома - добротность его кладки его стен, тепло для старика - жизнь его сына. Ногайские про нерадивых: Куьнъ коьрмеген - куьнъ коьрсе - куьндыз шырак ягар, кой кормеген - кой коьрсе кой айдап багар - кто не видел солнца - увидев его будет днем будет зажигать лампу, кто не видел овец - увидев отару будет гонять её при пастьбе. Кулук сюймес кулымга бир каранъгы -ямгыр - для работника не желающего работать всегда льет ливень (дословно - для подданного не желающего отбывать работой подать - всегда льёт ливень) Ногайские про злюк: Ийт ырылдамаса - кабпас - Собака не зарыча - не лает
-
"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." А.С.Пушкин. Мы все один народ "Ногай", только зовёмся по-разному. Сознательно не участвовал в этом форуме пока не созрели участники. Пусть расскажет свою историю и перечислит победы и поражения в войнах (а ИСТОРИЯ - это история войн)и споёт эпос о батырах 13-16 веков - Татарин, Казах, Каракалпак, Узбек, не заменив слово ногай на этноним своего народа или не приписав себе первородство пред ногаями. Ногай (ногаец)- это этнос в сегодняшнем понимании оседлых народов и историографии. Но во времена Орды - это войско собранное из лучших воинов, джигитов-носителей кочевой традиции, пришедших со всех концов Великой Степи, в поисках славы ставших затем единым народом.
-
То о чём Вы, говорите очень интересная тема, у Л.Н.Гумилёва в книге "Древние тюрки" подробно описаны обозначения цветов у тюркютов. Кстати в современном разговорном ногайском языке (Северный Кавказ) цвета употребляемые при обозначении чего-то, не обязательно означают его цвет, например: коьк оьлен - молодая трава (а не голубая трава), кызыл баслы - рыжий (а не красноголовый), "сур су" -мутная вода (хотя она не серая, а с желтоватым или красным оттенком), "сары су" - сыворотка после скисания молока(она вообще - зеленоватая), "коьк суьт"- обезжиренное молоко и др. Что касается Тенъри и Танъры, то оба слова встречаются в одном и том же значении - "Танъры" - духи, божество, "Тенгыр- йол", "Тангры -йол" - радуга (дорога духов). "Кудай" - Бог, но не обязательно "Аллах", например проклятие - "Алла ягып, Кудай ягъкыр" - "Чтобы сжёг тебя Аллах, и (затем) Кудай (бог) сжег бы тебя". В божественном значении "Небо"- "Коьк" встречается например в названии "Коьк каскыр" или "Коьк боьри" Небесная (божественная) волчица. Ну, а что касается обозначения наименований родов, тамг, и топонимов это необъятная тема.