vandal
Пользователи-
Постов
54 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Старые поля
-
Страна
Россия
Посетители профиля
Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.
Достижения vandal
Пользователь (2/5)
1
Репутация
-
Любопытно, но в европейской традиции это созвездие называется "Семь сестер". В русской - "Стожары". Если посмотреть на фото: http://ms45.edu.ru/ms45/create/astro/fig8.htm http://skywatching.ru/clnd003.php то видно, что пара звезд справа почти сливаются, наверно эта пара и вызавает такое разночтение в подсчетах, вот и японцы шесть звезд насчитывают http://www.subaru.od.ua/articles/subaru/103/
-
Боксера каждый может обидеть, но не каждый успеет извиниться
-
С женщинами вроде разобрались Ваше сообщение я понял так, что сами старцы "обезличены", т.е прямого соответствия звездам нет? Но если такое соответствие есть, например, Дубхе (альфа) - стрелок, Мерак (бета) - вор и т.д., укажите его, плз.
-
Спасибо. Т.е. речь идет о шести братьях-старцах + седьмая дочь хана? Из семи звезд одна действительно более слабая звезда третьей звездной величины (Мегрец), остальные шесть более яркие, соответстветствуют второй звездной величине. А есть соответствие братьев-старцев и оставшихся шести звезд?
-
Спасибо. Я почему-то был уверен, что "конь" один, но состоит из нескольких звезд. Мне когда-то запомнился этот яркий образ - конь (кони), привязанный за вбитый в небо Кол (Полярная звезда) и пасущийся на небе.Кстати "Семеро богов" (Большая Медведица) наверняка не безымянные, а имеют свои имена? Не могли бы вы перечислить каким богам соответствуют семь главных звезд: Дубхе (начало ковша), Мерак, Фегда, Мегрец (соединение ковша и ручки), Аллиот, Мицар и Бенетнаш (конец ручки, я привел их известные арабские названия). И еще. Слышал, что многие народы для проверки зрения использовали яркую звезду Мицар и соседнюю более слабую звезду Алькор (по-арабски это конь и всадник). Если человек может различить Алькор и Мицар - у него нормальное зрение, а если не может - "лечиться надо". Вы что-нибудь про такую проверку зрения не слышали?
-
Вы не могли бы объяснить, как монголы называют Полярную звезду. Неподвижность этой звезды некоторые кочевые народы трактовали как колышек, вокруг которого пасется Небесный Конь. Какие звезды к нему относятся (я понимаю, что это приполярные звезды, входящие в Большую и Малую медведицы и северная часть созвездия Дракона). И еще. Насколько я знаю, в Монголии существуют два 60-летних "животных" цикла. Первый - бытовой, похож на китайский. А есть еще исторический цикл, в котором первый год огня и зайца (а не дерева и мыши). Этот цикл начался с 1027 года. Последний полный 16-й цикл был в 1927-1986гг. С 1987 начался семнадцатый 60-летний цикл. Собственно мой вопрос про эту дату 1027г. Обычно подобные даты имеют какую-то мифологическую или историческую основу. Кто-нибудь может рассказать про трактовку этой даты монголами, откуда она взялась?
-
Такая семидневная неделя использовалась еще халдеями, хотя косвенные упоминания относятся к еще более древним временам царя Хаммурапи. Возможно, истоки этой семидневки находятся еще глубже - в аккадской, шумерской или даже убейдской эпохе, не знаю. Но очевидна ее исключительная древность, связанная с астрологией. Правда, неделя у халдеев начиналась с субботы и, соответственно, с Сатурна. С Ближнего Востока эта последовательность попала в латынь (но суббота как начало недели была передвинута). И сейчас в английском, немецком, испанском и особенно французском языках легко определить рудименты, взятые когда-то из из латыни. Например, в английских Saturday, Sunday, Monday легко увидеть Сатурн, Солнце и Луну (сравните с вашим списком!). Да и в Thursday при желании можно увидеть гром-день (или день Громовержца?). В веротерпимом танском Китае было полно религиозных течений, видимо, одно из них и занесло в 8в ближневосточную семидневку. Только кто это был - буддисты из Индии или манихеи из Персии, я не берусь утверждать. В Китае астрологическая семидневка не прижилась (китайцы сейчас, просто нумеруют дни недели первый, второй...), но успела попасть в Корею и Японию. Вот посмотрите на японско-корейскую последовательность дней недели: 月 - Луна, понедельник 火 - Марс, вторник 水 - Меркурий, среда 木 - Юпитер, четверг 金 - Венера, пятница 土 - Сатурн, суббота 日 - Солнце, воскресенье Следует предположить, что и в монгольский язык астрологическая неделя попала из Ближнего Востока через Китай/Персию. Добавлено: Вот вспомнил статью о распространении семидневки.
-
Наверное я зря упомянул угров, но раз уж это слово выплыло, то придется объясниться. Когда то давно эту версию читал у Л.Н.Гумилева, заранее извиняюсь, что не цитирую, а пересказываю по памяти, но ссылку найти можно.Итак, по этой версии в 3в н.э. угро-самодийские племена жили в регионе Аральского моря, примерно на территории современной Каракалпакии. Засуха 3в.н.э. выгнала их с исторической родины на север. Самодийцы двигались вверх по Енисею, угры двигались на север двумя путями. Первый путь - вверх по Оби, это будущие ханты и манси (иначе остяки и вогулы) и венгры. Эта часть истории известна и в связи с европейскими войнами гуннов, но это вне темы. Второй маршрут - вверх по Волге, вплоть до северных морей и Прибалтики. При этом продвижении немногочисленные угры оказались в окружении более многочисленного местного финского населения. За несколько веков пришлые угры стали финноязычными, что бывает очень часто с бесписьменными народами, попавшими в другую языковую среду. Но они так и не смешались с финскими народами полностью. Многие народы Восточной Европы имели два раздела - финский и угорский. Например, Чудь белоглазая (финны) и чудь заволоцкая (угры), а во многих случаях это деление сохранилось до сих пор: Мордва-эрзя (финны) и мордва-мокша (угры); Мари - горные черемисы (финны) и луговые (угры); Коми-зыряне (финны) и коми-пермяки (угры); Карелы (финны) и вепсы (угры); Эсты (финны) и ливы (угры); Финны (понятно, что финны) и лопари (угры). В общем, логика в этом есть, мне даже данная версия нравится, хотя обоснована она так себе, да и в отношении деталей есть сомнения, очень например, сомневаюсь, что лопари-саамы - южный народ и что они пришли позже финнов, и язык у них особый. Поскольку "дьявол сидит в деталях", то возможно эти детали уже опровергли гипотезу. С другой стороны можно привести и аргументы "за", вот этноним весь/вепсы с финских языков не понять (этимологии вроде плавник рыбы выглядят несерьезно), а с угорскими проблем меньше. Резюме. Ливы на 100% финноязычны (как и вепсы, пермяки и др.), я этот факт не оспариваю и никаких новых данных у меня нет. Но исключать полностью угорские топонимы в Прибалтике я бы не стал. Топонимы могут быть очень устойчивы, даже если породившего их языка уже нет.
-
Насчет трудностей балтской и славянской интерпретации согласен. Скорей речь идет о чем-то более древнем, когда надо говорить как минимум о балтославянском языке, а то и индоевропейском. Либо искать другие языки, расселение которых перекрывает географию расположения рек с -ВА. Здесь мне в голову пришла еще одна финская версия. Я уже писал, что окончание -ГА возможно происходит из финского йога-река и писал о том, что окончание -ВА в русском возникает вместо саамского воай-ручей и реально встречается в Карелии для мелких речек, которые перешагнуть можно. Вот я и подумал, а что если это относительно? Т.е. в Карелии крупных рек нет, Москва-река там считалась бы очень крупной рекой. Но на среднерусской равнине есть одна "настоящая" река - Волга, к которой приложить окончание "настоящей" реки -ГА не жалко. Ну, а что такое Москва, Протва и прочие по сравнению с Волгой - жалкие ручьи, они максимум на -ВА заработали! Наверное глупость, так что сильно не смейтесь, я не настаиваю. Заметьте, что в Эстонии почти теже проблемы, что и в Подмосковье. Очевидно, что кроме финнов-эстов и угров-ливов надо рассмотреть и возможное балтское влияние, не забыть про датчан со шведами и до кучи добавить славян. Как здесь разбираться - знаний не хватает.Что касается деревни Ягала, то с ней моя версия с именем работает лучше, чем с рекой. Достаточно предположить, что пришел туда славный финский парень Яга (или злобный датский завоеватель Яга, или даже прилетела из России по обмену опытом баба Яга) и поселился там. Потом вполне могли назвать населенный пункт по отцу-основателю - Ягала. Во всяком случае и в финской и в карельской топонимике много поселений с подобными названиями, а это очень близкие языки к эстонскому. С рекой сложнее, но если река названа по поселению, то наверно возможно, но не уверен. И для полноты картины поищите еще в датском и шведском словарях - может там что-то найдете.
-
Эстонского не знаю совсем. Но в финском и карельском языках окончания -ЛА или -ЛЯ встречаются очень часто и входят в названия поселений, образованные от личных имен, например Эссойла, Ляскеля. Несколько смущает, что вы привели название реки. Более привычно личными именами называть деревни или поселки. Хотя река могла получить название по населенному пункту.Имя Яга мне не известно.
-
Ну в общем с -ВА понятно. Это не доказанный факт и мои сомнения имеют смысл. Допустим, другой формант -ГА вызывает меньше вопросов. Исходное финское йоги по-русски должно читаться ёга (как слово луодо русские рыбаки произносят луда, а салми - салма). Начальная Ё в сочетаниях, запросто могла выпасть и остаться -ГА. Понятно, что это не доказательство "финскости" форманта -ГА (может это и не верно), а только указание на такую возможность. Про -ВА аналогичную аргументацию привести труднее. Единственное, что мне пришло в голову - это изредка встречающееся соответствие В и Г, вроде воробей - горобец (укр.). Но это выглядит черезчур сложно, впрочем тут нужен спец по фонетике.
-
Я потому и предложил проверить финскую версию на Карельской топонимике. Если окончание -ВА финское, оно должно массово встречаться и в других финских местах обитания. (Кстати, Коми в этом отношении ничем не хуже, попробуйте привести примеры из зырянского.) Вот окочание -ВА в Карелии встречается, когда замещает саамское воай (ручей), например, ваадж-воай (ваадж - самка оленя, важинка) "портится" русским языком в слово Важва. Есть еще просто случайные совпадения, например, Латва-йоки (латва, ладва - верхний) может стать рекой Ладва. Но это, как вы понимаете, просто совпадение.Реки же центральной России трудно идентифицировать, потому что там было смешение народов и совсем не очевидно влияние каждого из них. Например, как вам такая версия. Пусть Москва действительно из финской медведицы (не будем спорить, здесь это не важно). Тогда ее предполагаемое название - Москийоки. Потом пришел кто-то (балты, иранцы, славяне - не важно, тем более все эти версии мне не нравятся), для которых нормально окончание -ВА. Вот они и взяли Москийоки и переделали в Москва. Т.е. и корень финский и окончание не финское. (На этой версии я не настаиваю, просто подчеркиваю возможную сложность анализа среднерусской топонимики.)
-
Вопрос наверняка где-то обсуждался, но все же откуда взялось утверждение, что Vesi, vezi (вода) вряд ли переходит в -ВА. Но даже если и так, все равно финских топонимов таких нет. Я довольно неплохо знаю топонимику Сев.Запада (в частности, Карелии) и не знаю примеров, где -ВА появлялось бы в другом контексте, кроме "ручей", при этом они не финские и не карельские по происхождению. Топонимы с -ВА это названия ручьев и мелких речушек и возводятся к саамскому воай (ручей, мелкая речка). Карельская топонимика тем и интересна, что тут нет места спорам, являются ли топонимы балтскими, иранскими, германскими, славянскими и др. Можно сказать, почти чистый эксперимент.В топонимике Карелии обычная составная часть названий рек - йоки (йоги), а ручьев - оя или (изредка) пуро: Кивиёки (киви - камень), Латвайоки (латва - верхний, вершина), Сюряоя (сюрья - приток), Кюльмяпуро (кюльмя - холодный) и т.д. Слова йоки/оя могут заменяться русским аналогом река/ручей: Рыбрека (рыби - по-вепски куропатка), Оравручей (орава - белка) и т.д. И в других часто встречающихся "речных" терминах нет ничего на -ВА: сюрья - приток реки пудас, пудаш - рукав реки коски, кошки - порог или водопад вуо - быстрина нива - быстрина между порогами йовенсу, йоенсуу - устье йовенладву, лахдеёки - исток реки ниска, нишка - исток реки (обязательно из озера) пюстёс - запруда Можно привести и другие "водные" слова: мери - море ярви, д'арви - озеро ламби, лампи - ламба, небольшое лесное озерко, обычно заболоченное селькя - плес на реке, проточное озеро с течением виикси, виикши - боковое озеро (к реке), отдельный залив сава - плес на реке, озерный залив похья - конец длинного узкого залива салми - салма, пролив лакши, лахти - лахта, губа, залив суо, шуо - болото, мох (мох здесь не растение, а разновиднось болота) ряме, риеме - моховое болото ниеми - наволок, мыс ранта, ранду - берег косте, коште - подветренный берег куоткуо - межозерный перешеек саари, суари, шоари - остров; часто встречается в мн.ч. суарет, шуарет - острова луодо, луото - каменистый остров, луда, отмель, скала пауна, пауни - лужа, мелководное озеро лаччу - лужа селькя, сельгя - сельга, каменная гряда, обычно между озерами; (никогда не значит "гора", гора - это ваара, или мяги, мяки - холм, тунтури - высокая гора) моасельгя, мааселькя, муашельгя - водораздел силта - мост (Салма, сельга, лахта и ряд других слов вполне можно считать за русские диалектные слова.) Снова ничего финского на -ВА не обнаружил, может редукция "сава" даст что-то похожее. Конечно, некоторые топонимы в русском языке искажены. Например в слове Косалма "Ко" это обломок от "коски), т.е. значит водопад-пролив. В слове Кондопога вторая часть - это искаженное "похья" - залив. Но в общем финскую топонимику русские трогали мало и изучать ее можно. Подчеркну, что это список не филолога, коим не являюсь, а скорей любителя побродить в лесу за грибами-ягодами или посидеть на реке с удочкой. А заодно и выяснить значение топонимов. Поэтому заранее извиняюсь за возможные ошибки.
-
Вот с этим я согласен. А вот с этим не согласен, тут уже вы обстановку конца 13в применяете к концу 14в. В конце 14в даже заметно более слабая Москва смогла нанести несколько серьезных поражений Орде. ВКЛ же до поражения на Ворскле шло от победы к победе. Даже неудача 1399 показывает амбиции ВКЛ и лично Витовта. Он ведь собирался не более и не менее как посадить "своего" хана (Тохтамыша) на ордынский трон и отобрать Крым у мурзы Едигея. Его бабушка Мария, тоже была тверской княжной, так что Ягайло "тверской" на 3/4. И принятие православия (при женитьбе на тверской, полоцкой, смоленской или другой княжне) давало ему нечто более важное - решало проблему лояльности 90% подданых! Что, учитывая последующую историю, гораздо важнее любых иностранных проблем. И ответ на вопрос, почему все-таки Тверь так и не стала частью ВКЛ именно в этом. Вы наверняка знаете историю Твери - сколько раз тверские князья сбегали в Литву, Михаил Тверской трижды наводил войска Ольгерда на Москву (1368, 1370, 1372). Тверским очень не хотелось ни быть под Ордой, ни позже попасть под Москву. ВКЛ было бы наилучшим выходом, но загвоздка в том, что тверитяне хотели еще остаться православными. После победы над тевтонцами, Литва сосредоточилась на борьбе с православными подданными и с притязаниями Польши.
-
Kestas, тут много от географии. Достаточно взглянуть на карту 13-14в, чтобы понять, почему Литва не воевала со шведами, а Москва или Новгород не воевали с Тевтонским орденом. Как впрочем и татары (была правда битва под Лигницей 1241 года, но это особый случай). Уже поэтому "частота столкновений" немцев с литовцами и русскими с южной и восточной Руси выше, чем с русскими северной и восточной Руси. С Ливонским орденом могли воевать Новгород и Псков (сражение 1268 года у города Раковор-Раквере-Везенберг, осада Пскова на следующий год и др). Но в общем согласен с вашим утверждением, что литовцам чаще приходилось с ливонцами сражаться. У Новгородцев больше было проблем со шведами и датчанами.Другое ваше утверждение, что принятие католичества помогло бы предотвратить войны с крестоносцами, выглядит более чем спорным. Достаточно посчитать, сколько раз Польша воевала с Тевтонским орденом только в 13-14в (я не считал, но помню, что много). А поляки ведь были настоящие католики, как и тевтонцы. В результате этого "разгрома" литовцев при Синих Водах к Литве отошли Киев и Подолия и, кажется, Чернигов. Вы наверное битву на Ворскле имели в виду? Там действительно потери были огромные. Только князей одних 50 человек. Погибли старшие Ольгердовичи Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский, князь Дмитрий Боброк Волынский, Иван Бельский, Глеб Смоленский, Иван Киевский. Погибло много польской знати, например воевода Краковский Спытко из Мельштына... Это сражение - поворотный пункт истории Восточной Европы, момент, пусть и условный, остановки расширения ВКЛ на восток.