Igor Опубликовано 17 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2006 Не вполне понятно ожесточение по поводу формы "солтан". Эта форма, разумеется, неприложима к сказке Пушкина, но вполне зафиксирована у Афанасьева, довольно любого полного его издания. Более того, форма "солтан" зафиксирована ранее, гораздо ранее Пушкина. Например, в "Слове о полку", см., например. Менгес 1979, сс. 128-129 с вполне приемлемым списком литературы. Известны и фамилии от этой основы образованные, например, епископ Иосиф 2 Солтан, не говоря уж о казацких лидерах и прочих поздних персонажах, включая и современные. (Не даю ссылок, ибо интернет ими изобилует.) И наконец, татарская сказка о Солтане датируется 14 в. http://kitap.net.ru/kyatib.php . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sasha.mal Опубликовано 17 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2006 Спасибо за ссылки, само слово "солтан" конечно не виновато... Кстати, в "Слове о полку" в редакции от 1800 г. встречается и с буквой "о" и с буквой "а". Интересно, а вдруг выяснится, что пушкинский Салтан - никакой не русский, не татарский, а еврейский... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 19 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2006 sasha.mal вначале выглядел умнее снаружи, пока не стал пытаться матом защищать (русскую) культуру... как сторож в чужом огороде перлы от sasha.mal: 1. вообще-то у людей, пишущих "Салтан" через букву "О" в названии сказки, надо отбирать клавиатуру и отправлять опять в школу. Пока сами не прославитесь - извольте писать по правилам 2. "Слове о полку" в редакции от 1800 г. встречается и с буквой "о" и с буквой "а" 3. У людей, пишущих "Солтан" в названии сказки, нужно насильно отбирать клавиатуру и отправлять их в школу ... [Слово султан - турецко-арабского происхождения, а Турция и большинство арабских страны к югу от нас. Вас что, на куликовской битве в 1380 году мало резали? Ну откуда у турков и, скажем, жителей арабских эмиратов ёлки, белки да цари... Или откуда за полярным кругом ханы... Это смешно.] с этим вам надо либо к психиатру либо к модератору... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jalanajak Опубликовано 15 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 15 июля, 2008 а где можно скачать Джагфар Тарихы в русском или английском переводе? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 3 января, 2009 Поделиться Опубликовано 3 января, 2009 Ничего не понял из этого поста. Во-первых в нём вроде утверждается что ногайцы основали Казань? Но как они могли это сделать если ногайцы как народ выделились из общей среды золотоордынцев (так называемых кочевых узбеков или татар) позже того времени когда по сути дела была основана Казань? То есть в те времена казанские татары и ногайцы ещё не разделились на две отдельные нации. Никто не отрицает того что ногайцы это наши, казанских татар соплеменники, но почему "огузо-кыпчаки"? Мы к огузам имеем весьма отдалённое отношение... И почему татары должны были утвердиться в исламе в 10-м веке, если согласно официальной летописной традиции ислам у нас был введён Узбек Мухаммед-ханом? Саляму галейкум брат! Ты множко ошибся, Волго Уральская България официально приняла Ислам на государственном уровне в 922 году при хане Элтабаре (в последствии переименовав себя в Джагфар ибн Абдуллах), хотя к этому времени уже построены были мечети, медресе, и почти половина българ были уже мусульманами. Хорезмские миссионеры через торговлю проникали в болгарию и проповедовали Ислам уже начиная с начала 9 века. Идель булгары одни из самых первых тюрков, кто принял Ислам. Многие тюрки к этому времени ещё не были муслимами. Об этом свидетельствует Ахмад ибн Фадлан передавая его диалог с ханом българ: Скажу, что ушел я от царя весь перепуганный и удрученный. Внушительный, даже величавый вид этого человека оказывал сильное впечатление, и был он очень крупного телосложения и говорил как-будто со дна большого кувшина. Оказавшись в своей юрте, я собрал спутников и рассказал им, что произошло сейчас между нами. Я сказал им: «А ведь я предостерегал вас». Его муэдзин, призывая к молитве, икаму, т. е. часть азана, произнес дважды. А это при дворе халифа не принято. Поэтому я сказал царю: «Известно ли тебе, что господин твой, повелитель правоверных, у себя провозглашает икаму всего один раз. Тогда царь сказал муэдзину: — Исполняй так, как он говорит тебе, и не противоречь ему. И муэдзин придерживался такого правила много дней, а царь все заводил разговоры насчет тех денег и спорил со мной. Я же ничем не мог его обнадежить и этим приводил его в отчаяние, и приходилось все время отправдываться. Когда же он окончательно потерял надежду в получении денег, то отдал распоряжение муэдзину, чтобы тот удваивал икаму (Удвоение икамы — вопрос политический, оно соответствовало учению ханифитов, принятому в Средней Азии. Это намекало на возможность иной ориентации царя булгар). И тот сделал это. Царь же хотел использовать это как повод, чтобы возобновить спор и окончательно поссориться. Услышав удвоенную икаму, я закричал на муэдзина и запретил ему делать это. Царь же, узнав об этом, меня и моих спутников пригласил к себе. Когда мы собрались, через переводчика он меня спросил: — Что ты скажешь о двух муэдзинах, из которых один икаму произнес один раз, а другой дважды. А потом каждый из них вместе с народом сотворил молитву. Разрешается ли такая молитва или же нет? — Молитва разрешается, — сказал я. Тогда он спросил: — С разногласием ли муджтахидов Муджтахид — ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельное решение по разным вопросам фикха — мусульманского права) по данному вопросу или же с их общего согласия это разрешается? Я ответил: — С их общего согласия: Он спросил: — Что ты скажешь о человеке, который отдал деньги не тем, кому они предназначались. А те, кто ждал их, находились в осаде и порабощении и обманулись в своих ожиданиях? Я ответил: — Это недопустимо и те люди были скверными. Он спросил: — Так утверждаешь с разногласия или с общего согласия? Я ответил: — С общего согласия. Тогда он передал через переводчика: — Скажи-ка мне, если бы халиф, да продлит Аллах его пребывание в этом мире, послал ко мне войска, то одолел бы меня? Я ответил: — Нет. Царь спросил: — А эмир Хорасана? — Нет, — сказал я. Он спросил: — Может, это из-за отдаленности наших стран и многочисленности между нами племен неверных? — Да, — ответил я. После этого царь булгар сказал: — Я клянусь Аллахом и скажу тебе, что, находясь в своей собственной стране, я боюсь одного, а именно — боюсь своего господина, повелителя правоверных. И боюсь я больше всего того, что до него дойдет что-либо такое, что вызовет его отвращение ко мне и он проклянет меня, и я погибну в своей собственной стране в то время, как он будет оставаться в своем государстве. И между мною и им будут простираться обширные расстояния. А вы, которые едите его хлеб, носите его одежду, во всякое время можете видеть его — вы обманули его в отношении той помощи, с которой он отправил вас ко мне — людям нуждающимся. Более того, вы обманули мусульман, и я не признаю вас истинными руководителями в деле своей веры, пока не придет ко мне такой человек, который будет искренен в своих словах. И если же придет ко мне такой человек — я признаю его в качестве руководителя в деле своей веры. Так он закрыл нам рот, и мы не могли ничем ему возразить и удалились в тягостном молчании. После этого разговора случилось нечто странное: он стал оказывать мне особое уважение и стал приближать к себе. А спутников моих к себе не допускал и стал называть меня Абу-Бекр Правдивый (Имеется в виду халиф Абу-Бекр (632—634), носивший прозвище Правдивый радыАЛЛАХу 'анху). булгары настолько были ярыми прозелитами Ислама, что они вместе со своими братьями из Хорезма прибыли к князю Вальдемару с предложением принять Ислам. Хан узбек, альхамдулиллях, был католизатором Ислама среди других тюрок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться