Гость Бату Опубликовано 6 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2004 Калга (калга-султан) является весьма распространенным титулом в государствах Джучидов. Особенно большим влиянием пользовался в Крымском ханстве на протяжении всего времени его существования. Официально калга(-султан) считался наследником трона и вторым лицом после хана. В связи с этим возникает вопрос: Как наличие калги )калга-султана) соотносилось с принципом избрания хана? Ведь если на курултае избирался сам хан, и его преемник в случае смерти (или, там отречения) тоже должен был бы избираться в таком же порядке. И еще: не назовет ли кто-нибудь самые ранние источники, упоминающие о калгах? А то исследователи говорят, что Араб-шах был калгой Каган-бека еще в Золотой Орде, в 1370-е гг. (А. П. Григорьев, И. А. Зайцев), но при этом ни на какие источники не ссылаются. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 8 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 8 августа, 2004 Насколько мне известны тексты, истоки института калги пока найти сложно. Крымский калга назначался, как и хан, турецким султаном. Но это, конечно, не значит, что калга был османским изобретением. Во-первых, калги были также при карачи-беках главного крымского аристократического клана - ширин, а там турки не вмешивались. Во-вторых, калги известны в Астрахани и Большой Орде. Мы с вами, Бату, как-то уже рассуждали на форуме, что структура из четырех приближенных родов была принесена из-за Волги Тохтамышем и сохранена его потомками. Может быть и с калгой получилось что-то похожее. Во всяком случае в Золотой Орде до "замятни" ничего подобного вроде бы не было. Специально калге посвящена статья Дж. Матуза в "Турцике" (1972), но там нет сведений раньше середины 15 в. Появление калги как заранее назначенного наследника может объясняться (на уровне догадки ) именно всеобщей смутой в Орде. Пока трон держали потомки Бату, вопрос о предварительном назначении престолонаследника означал бы нарушение общеродового принципа власти, т.к. каждый Джучид теоретически имел право стать ханом. А вот когда в ходе "замятни" и позже стали образовываться автономные уделы и затем ханства, возникла необходимость закрепить эти новые локальные престолы за семьями царевичей-победителей. Тут-то и понадобился принцип калги как средство удержания власти. Чтобы в Астрахань не явился кто-нибудь из Сибири и не вякнул: и я, и я тоже прапраправнучек прапрапрадедушки Джучи, пустите меня царствовать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 9 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2004 Мы с вами, Бату, как-то уже рассуждали на форуме, что структура из четырех приближенных родов была принесена из-за Волги Тохтамышем и сохранена его потомками. Может быть и с калгой получилось что-то похожее. Во всяком случае в Золотой Орде до "замятни" ничего подобного вроде бы не было. Значит, насчет "калганства" того же Араб-шаха при Каган-беке - это просто гипотеза исследователей? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 9 августа, 2004 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2004 Значит, насчет "калганства" того же Араб-шаха при Каган-беке - это просто гипотеза исследователей? Я не помню, как это обосновывается у авторов, и есть ли прямые указания на калгу в то время. Но теортетически именно тогда и должны были появиться первые признаки этого института, чтобы удержать трон за семьей очередного хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться