Гость Эльтебер Опубликовано 26 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 26 июля, 2004 Ханы Кашгара Династия Акталик ? - 1693/4 Хидаятолла Хизрат-и-Афак 1720 - 1754 Даньял Ходжа 1754 - 1757 Юсуф 1757 Абдулла Бадшах Ходжа 1757 - 1759 Бурхан ад-Дин В 1757 - 1864 оккупировано Китаем 1864 - 1865 Кутлуг-бек 1865 - 1866 Бузург Ходжа 1866 Мохаммед Амин 1866 - 1867 Бузург Ходжа Династия Якуба 1867 - 1877 Мохаммед Якуб-бек 1877 Кули-бек Вошло в состав Китая http://alexhistory.narod.ru/World/Hronolog...of_Kashghar.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 17 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2012 Это как предiсловiе о ходжах Кашгарии про одного авантюрiста потоmка ходжей-актаглыков. МУХАММАД ТАГЫ-ХАН [СИПИХР] ОТМЕНИТЕЛЬ ПРЕДЫДУЩИХ ИСТОРИЙ НАСИХ-УТ-ТАВАРИХ Восстание ходжи Юсуфа Кашгарского и роль туркмен в этом события Фатх Али-шах отдал приказ, чтобы воины со всех концов государства пришли ко двору. Решив (совершить) поход в Азербайджан, шах в четверг девятнадцатого числа месяца джумади 1 (14 мая 1813 г.), (выйдя) из Тегерана, разбил палатки в саду Нигаристане. В это время стало известно о восстании Юсуфа кашгарского. (Автор «Ма 'асир-и-султанийе» Неджеф-кули Абд-ур-Реззак называет его Ходжа Мухаммедом кашгарским и говорит, что он был «из китайских принцев». См. «Ма' асир-и-султаиийе», стр. 313) Юсуф кашгарский был сыном Мухаммед-Эмин-ходжи, а тот — сыном Ай-ходжи, а Ай-ходжа ведет свой род от Махдум-и-А'зама, который был знаменит во всем Туркестане, и люди приносили к нему прошения, и у него искали справедливости и наставления на истинный путь. (Махдум-и-А'зам — почетное прозвище одного из известных туркестанских мистиков, носившего имя Мауляна Ходжаги Касани, умершего в 949 (1542/43 г.) Народ Туркестана называл его детей и внуков сейидами Махдум-и-А'зама. Кашгар — это страна, с одной стороны граничащая с территорией Вадахшана, а с другого края примыкающая к китайской земле. Восемь славных городов как Кашгар, Яркенд, Аксу, Иле, (Около современной Кульджи) Хотан, Камул (Т. е. Хами) и Турфан находятся в этих землях. Племена калмыков, которые близки к монголам, в количестве трехсот тысяч семейств, обитали между территорией Китая и Кашгара и причиняли беспокойство людям Кашгара. Случилось так, что однажды некто из детей Махдум-и-А'зама отправился в Кашгар и людей этой .страны из лона идолопоклонства обратил к вере ислама, и калмыцкие племена, подчинившись его власти, перестали беспокоить кашгарцев. Когда он покинул этот свет, то дети его — Ай-ходжа и Кук-ходжа — обрели величие отца. Ай-ходжа водворился на царском троне, а Кун-ходжа занял престол руководства по пути истины. [209] В это время люди Китая увидели много вреда от правления Ай-ходжи и набегов калмыцкого племени, так что падишаху Китая поневоле пришлось решиться на войну. После многочисленных битв он разбил калмыков и победил Ай-ходжу. Оба брата волей-неволей обратились в бегство и направились в Бадахшан. Падишах Китая соблазнил Султан-шаха, бывшего повелителем Бадахшана, большим количеством серебра и золота, так что тот пригласил обоих ходжей к себе в гости, обезглавил их и головы послал к падишаху Китая. (Более подробно об этих событиях см. .В. В. Григорьев. Восточный или Китайский Туркестан, СПб., 1873, стр. 355 и сл.) Мухаммед Эмин-ходжа, сын Ай-ходжи, бежал в Кабул, а Ахмед-шах, абдали, афганский, (Основатель нынешнего афганского государства. Ахмед-хан, абдали, ставший впоследствии (1747-1773 г.) шахом, был сыном Заман-хана из афганского родасадозай, захватившего власть над племенем абдали. Родился около 1722 г. Еще очень молодым человеком он занял видное положение при Надир-шахе, который под конец своей жизни, питая подозрительность и недоверчивость к шиитам, опирался на узбеков и афганские племена, в особенности на племя абдали. Немедленно после насильственной смерти Надир-шаха в 1747 г. Ахмед-хан с отрядом абдали направился в Афганистан, захватил Кандагар, был провозглашен шахом предводителями абдали и других племен и присвоил себе титул «Дурр-и-дурран» — «Жемчужина жемчужин», откуда и получилось «дуррани» — новое имя племени абдали. Считая себя, по-видимому, наследственным владетелем восточной части державы Надир-шаха, Ахмед-шах в течение своей жизни совершил семь походов в Индию, где ему пришлось вести борьбу с сихами и махраттами; последние в 1760 г. при Панипате потерпели полный разгром. Материальные блага, доставшиеся Ахмед-шаху в Индии, позволяли ему не слишком сильно нажимать налоговый пресс, и это вместе с его личными качествами способствовало широкой популярности и симпатиям, которыми он пользовался среди всех афганских племен. Не обладая достаточными и надежными средствами, Ахмед-шах не мог закрепить за своим государством результаты своих походов и благоразумно ограничил его пределы, уйдя под давлением сихов из Пенджаба, признав независимость Белуджистана (находившееся в вассальном подчинении ему Келатское ханство), предоставив иранцам Хорасан за исключением Герата, но, сохранив за собой контроль над. всеми неафганскими племенами — таджиками, хезаре и др. Longworth Dames в Enzyklopaedie des Islam, I (1913), p. 214-216) взяв с собой войско, в отомщение за ходжей завоевал Бадахшан. Взяв в плен Султан-шаха (стр. 126) он предал его в руки Мухаммед Эмин-ходжи, чтобы тот в отмщение за дядю и отца отрубил ему на городской площади Кабула голову с плеч, а тело его распял. Затем Мухаммед Эмин-ходжа совершил путешествие в Бадахшан, где утвердился на престоле руководства на пути к истине. Когда же он простился с миром, сын его Юсуф-ходжа занял место отца. Но случилось так, что звезда его стала неудачной и судьба несчастливой. Он совершил путешествие в Египет и оттуда, идя по горам и по долам, вернулся в Шахризур. Ему удалось обольстить Абд-ур-рахман-пашу, и когда он отправился в Багдад, то вступил в сношения с Асад-пашой, сыном Сулейман-паши. Абдалла-паша, исполнявший в это время должность багдадского [210] везира, признал Юсуфа-ходжу причиною смуты и, арестовав его, передал английскому консулу, а консул переправил его, как - заключенного, в Индию. В Бомбейском порту Юсуф-ходжа ускользнул из рук стражей и бежал в Басру, а из Басры в Шираз и оттуда явился в столицу Тегеран. Так как. его имущество и добро было разграблено во время военных операций шах-заде Мухаммеда Али-мирзы в Шахризуре, то он по ходатайству хаджи Мухаммеда Хусейна-хана, каджара мервского, получил от венценосного государя приказ, согласно которому разграбленное имущество было востребовано обратно. (Неджеф-кули Абд-ур-Реэзак эпизод с Абд-ур-рахман-пашей рисует несколько иначе. По рассказу Абд-ур-реззака, ходжа Мухаммед (Юсуф-ходжа) после бегства из Египта прибыл в Сулеймание и Шахризур, после чего сделал своим духовным приверженцем правителя Бамиана Аб-ур-рахман-пашу, который вскоре вместе с Юсуфом-ходжой завладел Багдадом. Вскоре багдадцы изгнали, по приказу из Константинополя, Абд-ур-рахман-пашу и Юсуф-ходжу, и оба они вернулись в Сулеймание. Далее говорится, что: «Вследствие смуты Абд-ур-рахман-паши, испортились союзные отношения, которые были между Константинополем и Ираном. Его величество шаханшах назначил принца Мухаммед Али-мирзу для прекращения вражды и уничтожения Абд-ур-рахман-паши. Войско принца устремилось на него (Абд-ур-рахман-пашу), и он бежал. Вилайет же его был дочиста ограблен до пределов Зохаба и окрестностей Багдада. Все имущество ходжи Мухаммеда тоже было разграблено, и он поспешил в Тегеран, где нашел хаджи Мухаммед Хусейн-хана мервского, с которым он прежде дружил, он сделал его своим ходатаем и, ваяв у него заявление для принца Мухаммед Али- мирзы, возвратился в Керманшах. Принц, из уважения к хаджи Мухаммед Хусейн-хану, отобрал у солдат имущество ходжи и возвратил ему» («Ма'асир-и-султанийе», стр. 314) Он вступил также в сношения с мирзой Мухаммедом Шафи Садр-и-азамом и со многими из высших чиновников завязал дружеские отношения, и порою искусно игрывал с ними в шахматы. Бывало так, что он во время упоминания имени бога в течение целого часа сидел, затаив дыхание в помыслах же своих он имел, если только окажется возможным, добиться царской власти, и на своем перстне он начертал следующие стихи: «Лишь только, Ай-ходжа вошел в рай из этого мира — его преемником стал Юсуф-ходжа — “победоносный». Во время пребывания своего в Тегеране (Юсуф-ходжа) вступил в соглашение с Курбан Клыч-ханом, туркменом-йомутом, и, закупив разнообразные военные и боевые припасы, послал их в Гурганские степи. И тогда, тайно от людей, сел на коня и с быстротой молнии и ветра поспешил в степи Гургана. Собрав вокруг себя в короткий срок большой отряд из племени гокленов, он напал на земли Фендереска, (Самый восточный из семи булюков Астрабадской .провинции, между булюком Катуль на запад и Нардином и территорией туркмен гоклен на восток; булюк хорошо орошен притоками р. Гюргена, лежит в густо заросшей лесом местности, хотя низкие места расчищены и возделаны. Булюк представлял до самого последнего времени наследственное ханство, где правили потомки мир Абуль-Касима Фендерески (Мир-и-Фендерески), врача и философа, умершего в Исфагане в 1641 г. Население булюка свыше 20 000 душ. H.-L. Rabino. Mazandaran and Astarabad, p. 82; Л. Apтaмонов. Астрабад-Шахрудский район, стр. 60) осадил крепость Песерек и без труда [211] взял ее. А с другой стороны, обольстив мирзу Али Накы-хана фендерескского, переманил его к себе и отправил к сыновьям Удадбай-хана, туркмена из (племени) гокленов, на берега Гюргена, чтобы отмстить за кровь своего отца. Тогда он начал непрестанно грабить и разрушать в округе Астрабада все, что мог и умел. (Причины успеха Юсуфа-ходжи у туркмен и активная поддержка ими ходжи объясняются иранскими историками различно. Автор «Ма'асир-и-султанийе» Ннджеф-кули Абд-ур-Реззак объясняет это доверием туркмен к дервишам и произволом наместника. После возвращения в Тегеран Юсуф-ходжа (ходжа Мухаммед) отправляется на родину и появляется на территории туркмен. Затем мы читаем следующее: «В это время астрабадские туркмены были выведены из терпения дурным обращением Мирзы Рази мазандеранского, везира принца Мухаммеда-кули-мирзы, и доведены до раздражения; так как у туркмен сохранилась вера к дервишам, то они выказали ему (ходже Мухаммеду) преданность мюридов и начали грабеж и кровопролитие в Астрабаде и Мазандеране. Произошли большие бои между этим племенем туркмен и правительственным войском. Туркмены, потерпев поражение, бежали, ходжа Мухаммед во время боя был убит, и смута туркмен прекратилась. Они каялись в своих делах и поступках среди полного срама и в страхе шахского нападения нашли для себя закрытыми двери спасения и не торопились с повинной, пребывая в полнейшем унижении и растерянности. Шах назначил правителем Астрабада прежнего его правителя, Мухаммед Заман-хана, каджара, «угодного туркменам за хороший нрав» («Ма'асир-и-султанийе», стр. 315). С другой стороны, в «Тарих-и-мунтазам-и-Насири» мы находим любопытную сентенцию об «обольщении» ходжой простого народа: «... В это время (1228 г. х. — 1813 г.) Юсуф-ходжа кашгарский, из потомков туркестанских ходжей, который много лет странствовал по разным городам и странам, отправился по подстрекательству туркмена Курбан Клыч-хана в кочевья гокленов и йомутов и занялся там обольщением простого народа. Собрав вокруг себя горсть глупцов, он возмечтал сделаться завоевателем царств .осадил Фендерескскую крепостцу, Песерек и зазвал предательски даругу гокленов мирзу Али Накы-хана фендерескского на окраину степи, где тот и был убит сыновьями гоклена Бай-хана. После этого Юсуф-ходжа кашгарский уже беспрепятственно завладел крепостцой Песерек. Когда, известие об этом дошло до сведения шаха, шах послал приказ правителю Хорасана принцу Мухаммед Вели-мирзе и правителю Мазандерана принцу Мухаммед-кули-мирзе- выступить против племени йомутов и подвергнуть их каре и примерному наказанию. Принц Мухаммед Вели-мирза выступил, и Юсуф-ходжа поспешно бежал. Принц дошел быстрым маршем до Атрека, захватил много скота и пленных, а в Кара-шейхе ( примерно наказал туркмен» («Тарих-и-мунтазам-и-Насири», т. III, стр. 101) Такое положение вещей стало известно находившемуся в то время в Нигаристане шаху Ирана. Он немедля отдал приказ шахзаде Мухаммед Beли-мирзе, правителю Хорасана, двинуться со стороны Джаджерма и дать решительный отпор племенам гокленов; шахзаде Мухаммед-кули-мирзе табаристанскому приказал достойным образом воздать (находившемуся) на землях Астрабада племени йомутов; Ибрахим-хана, девелю каджара, с пятью тысячами [212] пехотинцев и всадников назначил совершить нападение на Гюрген. Исмаил- хан, кадясар шамбаяти, и Зуль-фекар-хан сердар Семнана, с испытанными в бою войсками проделали путь на равнине Кальпуша. Тогда шахский стан двинулся, в понедельник двенадцатого джумади II 1228 г. х. (12 июня 1813 г.) достиг равнины Султанийе и стал там лагерем. В этот же день шахзаде Мухаммед Такы-мирза, правитель Буруджирда и Джапалака, присоединился к царскому войску. Под конец, согласно приказу, шахзаде Мухаммед Вели-мирза выступил из священной земли (Мешхеда) с степь, а Исмаил-хан шамбаяти и Зуль-фекар-хан соединились сего войском; они совершили такой набег, что туркменам собственная кожа стала тюрьмой. Многих из них они убили, множество взяли в плен, кашгарский ходжа бежал, так что никто не знал ни имени, ни примет его. Далее, шахзаде двинулся в Хорасан, а Мамыш-хана, сына Эмир-хана, курда из племени зафаранлю, с тысячью пятьюстами пленными туркменами и тремя стами пятьюдесятью вражескими головами направил к престолу государя. В четверг, девятого числа месяца раджаба 1228 г. х. (8 июля 1813 г.) он явился в Султанийе и все это представил пред троном. Венценосный государь, сопровождаемый приближенным гулямом Али Мердан- беком, пожаловал шахзаде мечом, ножны которого были усыпаны драгоценными камнями, хорасанских вельмож в отдельности также наградил почетным платьем. Ходжа Кашгарский, после возвращения шахзаде Мухаммеда Вели-мирзы в Мешхед, снова поднял голову из своего темного угла и снова, собрав большое войско из туркмен, йомутов и гоклен, пошел на Астрабад. Об этом узнал шахзаде Мухаммед-кули-мирза и выступил со своим войском из Астрабада на войну с ними, а Ибрахим-хана, каджара девелю, с отрядом командировал на ту сторону Гюргена. Пятнадцатого числа месяца рамазана 1228 г. х. (11 сентября 1813 г.) Юсуф-ходжа вышел с двадцатью тысячами ратных людей и выставил против шахзаде стройные ряды, а сам перед фронтом, засучив по локоть рукава, бросался с копьем с юга и севера; он же первый хлестнул коня и вышел на поле битвы и до берега Гюргена не натягивал удил. Вслед за ним проявили храбрость и туркмены, кинулись в атаку и так разгромили войско шахзаде, что многие из его воинов в ужасе и панике бросились в воду и погибли. В это время один человек из племени керайли, хорошо знавший ходжу кашгарского, увидел его, немедленно вскочил с места и выстрелил в него из своего ружья. Юсуф-ходжа свалился с коня и испустил дух. (Этот эпизод дан также в «Тарих-и-мунтазам-и-Насири», т. III, стр. 105) Так как шах Бадахшана обещался клятвенно в воздаяние за кровь Султан-шаха, своего отца, всякому, кто представит ему голову Юсуф-ходжи, подарить множество серебра и золота, то среди туркмен произошли большие пререкания над трупом Юсуф-ходжи, и много народу было перебито; [213] в конце кондов они взяли его голову и унесли к себе, а иранцы прогнали через него лошадь, и взяв его перстень вместе с бывшим у него за поясом кинжалом принесли к шахзаде, а он послал их к шаху (Повествование Сипихра о восстании Юсуф-ходжи кратко изложено В. В.Григорьевым в цит. его соч., стр. 438 и сл. Попытки некоторых авторов (напр. Ч. Валиханова) отождествить Юсуф-ходжу с Султан-ханом лишены оснований, как это видно из наших переводов хивинского автора Муниса (см. ниже) («Насих-ут-таварих», стр. 123-128). http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Muchammad_tagu_chan/text1.htm Это сын саmсак-ходжi (лiтер. сарыmсак-ходжа, сын бурхандiн-ходжi),его mладшiй брат джахангiр-ходжа, был казнен в пекiне за органiзацiю восстанiя в 20-е годы 19в. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 17 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2012 http://en.wikipedia.org/wiki/Khoja_(Turkestan) родословная ходжей, тех кто был у властi. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 17 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2012 //В настоящее время число членов фамилии кашгарских ходжей в Кокане считают более 200 человек.Сали-ходжа имел несколько сыновей, из них более известны Юсуфхан-тюря, Джангир-ходжа — глава восстания 1825 [г.] и Тюряхан-тюря, убитый в восстании 1825 г. От Джангир-ходжи остался один только Бузрукхан-тюря Махтуми Агзям 37 лет, а Юсуфхан-тюря имеет десять сыновей, Тюряхан-тюря — пять. Все эти принцы проживают в самом Кокане под надзором самого хана. Нынешний претендент ходжа Валихан-тюря, сын Авлия-хан-тюря, брата Сали-ходжи. [1]. Потомки Мухаммеда в Средней Азии известны под названием «сеидов», ходжиев; это же название носит и потомство халифов, наконец, некоторые шейхи при гробницах разных святых несправедливо присваивают себе это название.Сахиб-заде, потомки Омара (Фаруха) и по женской линии имама Раб б а ни (Аянди); фамилия эта вышла из Индии, из Сары-Инда, в окрестностях Пешавара. Представители этой фамилии весьма почетны: в Бухаре хазрет Миян-Фазыл- Улем-Кадр 0брат его Миян-Бюзрук^^^^ в Кокане известен под названием Катта-хазрета — Большого хазрета, ишан Миян-Халил двоюродный [брат] двух предыдущих; в Яркенде тоже есть хазрет Миян Абдул- рахман, но не имеющий политического значения, как три первые. Сын бухарского хазрета, родившийся от принцессы ханской крови, живет в Акче и Анче (в Балхе) и имеет большое влияние на афганского Достмухаммед-хана. Общее имя представителям этой фамилии хазрет — господин. //2. Ка ш г а р с к п е ходжи. Дети Сарымсак-ходжи в Кокане — Падшахан-ходжа, в Маргелане Ибадулла-ходжа. Ходжи эти владеют большими землями, имеют прекрасные дома и очень богаты, и пользуются приношениями кашгарцев. Ходжи эти имеют исключительные права [и] титул «тюря». 3. Туркестанские ходжи тоже потомки Алия, живут в Туркестане и между кочевыми племенами. 4. Касан-ходжи [живут] в городе Касапе, Намангане, обширная и многолюдная фамилия. 5. Майдан-ходжи в Анджане занпмают почти половину этого города, производят сборы с дпкокамеиных киргиз и занимаются оспопрививанием и потому между бурутами известны под названием «чикмя-ходжей» — оспопрививателей. 6. Омари, потомки шейха Антаһура в Ташкенте. В Маргелане — фамилии Хусейни и Мешгеди. Ходжами называются шойх при Шахи-Мардане, до 70 домов в квартале Мошгед, шей.хн Тахт- Сулейман в Оше, ходжи фамилии Ходжа-Ахрар-Вали в Ташкенте, шейхи Занги-баба и множество других. По влиянию на правительство и народ весьма важно родовое духовенство, и потому считаем не излишним сказать подробно о известных фамилиях сеидов и шейхов, преимущественно о живущих в Кокандском ханстве. Самая влиятельная фамилия сеидов по слепому уважению среднеазиатцев есть фамилия Миянов, иначе называемая Фарухи, или Сахиб-задэ; фамилия эта ведет род свой от халифа Омара, в ближайшем колене от имама Раббани, а по женской линии от Фатимы, дочери Магомета. Фамилия эта вышла в весьма недавнее время из Пейшвара. Представители этого почетного рода суть: в Бухаре — Миян-Фазыл-Улема-Кадыр, в Коканде — Миян-Бузрук, известный под названием Катта-азрета, брат предыдущего, и родственник ишан-Миян-Мухамед-Халиль, бывший в 1842 году посланником при нашем дворе. Сын бухарского [эмира] Сахиб-задэ, рожденный от принцессы ханской крови, живет в Акче и имеет большое влияние на авганского Досмухамеда. Титул, присвоенный этой фамилии,— азрет (владыка). 2. Кашгарские ходжи. О происхождении этой фамилии мы говорили не раз; они живут в Коканде и Маргелане. Живущие в Коканде происходят от Сарымсак-ходжи и принадлежат к так называемой белогорской линии. // Маргеланские происходят от Абдулла- и Патшахан-ходжей и принадлежат к черногорской линии; титул, присвоенный этой фамилии,— тюря (принц). 3. Туркестанские ходжи, они принадлежат, как кашгарские, к чистой породе сеидов, т. е. происходят от Фатимы. Ходжи эти живут в городе Туркестане, или Азрете, и распространены между киргизами. Многие из них кочуют и по невежеству своему потеряли уважение оседлых среднеазиатцев. 4 Кассан-ходжи живут в Кассане и Намангане. Фамилия эта чрезвычайно многолюдна. 5. Майдан-ходжи —в Анджане; фамилия многочисленная. Майданы разъезжают между дикокаменными киргизами, занимаются // оспопрививанием и потому известны также под названием чикмэ-ходжей (оспопрививателеіі). 6. Омари — потомки шейха Антавуры^ в Ташкенте. Кроме этих, много других незначительных фамилий, имеющих притязание на название ходжей. Шейхами в Коканде и Бухаре называются настоятели при храмах, воздвигнутых над могилами святых. Шейхи эти — или потомки мужа, прославившегося подвигами веры, при прахе которого [они] живут неотлучно, или потомки учеников этих святых. Шейхи пользуются приношениями многочисленных поклонников, привлекаемых из дальних мест религиозной ревностью, и все чрезвычайно богаты. Ходжи или сеиды, как сказано выше, изъяты во всех случаях от смертной казни и от телесного наказания, которому на востоке подвергаются и визири, и освобождены от всех повинностей и налогов. Мияны и кашгарские ходжи пользуются предпочтительно известностью боговдохновенных и потому им предоставлены особенные почести. Мияны все одарены способностью делать чудеса и пользуются божественным откровением пророчить, и оттого [их] боятся владетели, воздают [им] почести, не предпринимают ничего без их советов и благословения, считают себя в числе их мюридов и послушников, а народ благоговеет бесконечно. Члены этих двух фамилий могут вступать в родство с бухарским эмиром, кокандским ханом и другими владельцами. Они занимают высшие духовные должности. Бухарские ходжи-калян происходят из фамилии Миянов, кокандский Собирхан-тюря — из кашгарских ходжей. Ишан Миян-Халиль, бывший в 1842 году кокандским посланником при нашем дворе, имел звание ишана-накиба. Сеиды стоят во главе управления, употребляются на важные, даже дипломатические посты. Кокандский посланец, бывший в 1829 году в Петербурге, был ходжа и имел звание ишана- сюдура. Сагиб-задэ и кашгарские ходжи чрезвычайно богаты, они постоянно получают приношения от набожных мусульман, имеют обширные земли и деревни, отданные им в пожизненную аренду. Другие ходжи бедны и для прокормления себя прибегают к разного рода мелким шарлатанствам, лечат бедных, продают талисманы и собирают приношения. Кашгарским ходжам предоставлен титул тюря, присвоенный одним принцам ханской крови. Представители // старшей их линии — Магтуми-Азям имеют права на почести, равные с ханом. В настояш;ее время число членов фамилии кашгарских ходжиев, живупцих в Коканде и Маргелане, считается более двухсот человек. Каратавские ходжи, живуш;ие в Маргелане, не предпринимали до сих пор попыток произвести восстание. Причины этого, надо полагать, в тОМ, что среднеазиатцы не признают их прав па светскую власть и, наконец, потому, что не имеют около себя партизан и потому, что белогорцы сильнее и многочисленнее. Белогорские ходжи имеют последователей между кочевыми узбеками, // киргизами, которые готовы во всякое время содействовать им. Кроме того, в Кокандском ханстве много кашгарских эмигрантов белогорской партии; они живут в деревнях около Анджана, Шахрихана и Карасу в числе 50 ООО семейств под названием таглык. Кроме того, живет их много и в городах, около Ташкента есть целое селение кашгарских эмигрантов Янги-Шаар. 56 ООО таглыков преданы своим ходжам, составляют общество, готовое содействовать имушеством и собой. Все богатые и влиятельные белогорцы живут в Коканде. Следовательно, ходжи // сильны вещественно; что касается до нравственного их значения, то это выран^ается тем, что падение дома Бадахшанского^^ приписывают гневу пророка за убийство ходжей. Борне, сообщая это известие, говорит: «Пока здесь будет существовать подобное мнение в пользу фамилии ходжей, члены ее останутся опасными соседями для китайцев». Дикокаменные киргизы убеждены, что одно из их поколений — машак — потому; обеднело и рассеялось, что глава их способствовал китайцам захватить Джангир-ходжу. На месте, где Джангир имел домик, кокандцы // устроили молельню и приносят во имя его жертвы. Азиатцы считают каждого члена этой фамилии одаренным божественным вдохновением. Убеждение это так сильно, что самые пороки, которые они обнаруживают, принимаются за религи^озное исступление, и на пьянство и разврат их [они] смотрят с благоговением. Основываясь на таком авторитете, молодые ходжи шатаются по улицам, бьют собак, заглядывают под покрывала женщин, и никто не осмеливается их останавливать. Преданность кашгарцев, т. е. белогорской партии, к этим ходжам не знает пределов. Они считают их непогрешимыми, как католики папу. // Китайцы знают хорошо влияние и зпачепие ходжей па Восточный Туркестан. Бадахшанским владельцам давали ежегодно пенсию за то, что Султаншах убил Бурханеддина и ходжу Джа- гана, и остановили выдачу пенсии, когда страной овладел кундузский мир. Пекинский кабинет, надменный с иностранцами, поддерживает постоянное сношение с Кокапдом, посылает кокандскому хану и его министрам постоянные дары, не говоря об официальной уступке пошлины. Не знаем, как называют китайцы свои отношения к Коканду. Предоставляя Коканду обширные привилегии, богдыханское правительство требует от них одного — иметь надзор за ходжами и не дозволять им предпринимать газат. Киргизы существенной пользы хотя приносят ходжам очень мало, но важны для них в том отношении, что всегда готовы к их услугам. Замечательно то, что при появлении ходжей киргизы считают отношения свои к Коканду необязательными и не слушаются кокандцев, а исполняют только волю ходжей. Киргизы, которых мы встретили на пути, только и говорят о газате и с нетерпением ждут, когда Бузрук-хан*^^ сядет на коня. Валiханов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 21 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2012 А сейчас традиция почитания ходжей у уйгуров сохраняется? Мне было очень интересно читать у Валиханова о том, как ни кашгарцы ни кокандцы не могли ничего сделать с отмороженным Валиханом-торе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KhanTengri Опубликовано 22 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2012 С каких пор город Кашгар стал считаться Уйгуским? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 23 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 23 июня, 2012 С каких пор город Кашгар стал считаться Уйгуским? А чей он? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 А сейчас традиция почитания ходжей у уйгуров сохраняется? Мне было очень интересно читать у Валиханова о том, как ни кашгарцы ни кокандцы не могли ничего сделать с отмороженным Валиханом-торе. не смешно когда бывает тирания. почитание ходжей у уйгуров давно нет, ныне они отрицательно воспринимаются всеми группами уйгуров, по аппак-ходже на его мазаре даже дуа не делают. хотя были среди них и неплохие личности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 С каких пор город Кашгар стал считаться Уйгуским? как рак на горе три раза свистнул, с тех пор. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 А сейчас традиция почитания ходжей у уйгуров сохраняется? у узбеков ходжи и ныне почитаются. знавал одного шефа налоговой в ташкенте, ходжа, с окончанием имени в конце "хон". и как трепетно к нему относились некоторые. в целом ходжи, особенно кашгарские, по выше скинутой инфе были весьма влиятельным кланом, не уступавшие среднеазиатским ханам, и легко тянувшие за собой почти все народности туркестана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 не смешно когда бывает тирания. почитание ходжей у уйгуров давно нет, ныне они отрицательно воспринимаются всеми группами уйгуров, по аппак-ходже на его мазаре даже дуа не делают. хотя были среди них и неплохие личности. Джангир-ходжа, например, мой любимый герой всех восстаний мусульман Восточного Туркестана. у узбеков ходжи и ныне почитаются. знавал одного шефа налоговой в ташкенте, ходжа, с окончанием имени в конце "хон". и как трепетно к нему относились некоторые.в целом ходжи, особенно кашгарские, по выше скинутой инфе были весьма влиятельным кланом, не уступавшие среднеазиатским ханам, и легко тянувшие за собой почти все народности туркестана. Да, согласен. У казахов они таким влиянием не обладали, но все равно считались кем-то вроде святых. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 Джангир-ходжа, например, мой любимый герой всех восстаний мусульман Восточного Туркестана. Да, согласен. У казахов они таким влиянием не обладали, но все равно считались кем-то вроде святых. А Хакназар это не ваш старый ник? есть просто ассоциации с ним по темам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 А Хакназар это не ваш старый ник? есть просто ассоциации с ним по темам. Нет, не мой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 А у вас есть информация про Джангира, желательно из уйгурских источников? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 А у вас есть информация про Джангира, желательно из уйгурских источников? из уйгурских нет. пока в сети этих уйгурских источников нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 26 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2012 Есть ли различие в названии чагатаидов и арабов ходжей? Чагатаид - ходжо??? ... господин, нёон в смысле. араб - ходжа??? ... что то духовный сан??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 27 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2012 скорее всего, не господин, а было смешение двух семей, началось с туглук тимура. туглук тимур-хан женился на дочери т.н. "святого" аршаддина (у обоих мазары рядом находятся, около кульджи), который убедил его принять ислам, и его сын ильяс-ходжа был по матери ходжой, по отцу чагатаид. соответственно называли себя и ходжи, например тот же валихан тюря, приставка "хан" и "тюря". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 4 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 4 декабря, 2012 У уйгуров феодальное общество стало распадаться совсем недавно по историческим меркам, с 19 в. Сословия же имели значение вплоть до 20 в., а знать имела влияние на уйгурское общество аж до сер. 20 в., пока коммунисты не пришли. В этой теме попытаюсь описать крупнейшие кланы уйгурской знати, со ссылками на источники. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 5 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2012 Род могульского эмира дуглата Пулатчи. Потомки этого исторического лица имели большое влияние на уйгурское общество вплоть до 20 в. Род эмира Пулатчи был возвышен чагатаидом Туглук-Тимур-ханом и получил высшие привилегии в благодарность за то что он помог стать Туглук-Тимуру ханом. Вплоть до 30-х годов 16 века, представители этой семьи были наиболее влиятельными феодалами в Кашгарии после самих чагатаидов, они были зятьями ханов, известные представители этого рода того времени это Мирза Абабакр Кашгари, Мирза Мухаммад Хайдар и др. Но и впоследствии их влияние и авторитет оставался очень высоким. Влиятельный черногорец, мюрид Даниал-ходжи и сторонник ханов Мир Алам Шах бек, вторая половина 17 в., был хакимбеком Яркенда, ему посвящена историческая хроника Тарихи Кашгар, он отстоял несколько раз город Яркенд (столицу) от белогорцев. Начало 18 в., бек Исхак-ходжа влиятельный коллаборационист, хакимбек Кашгара, был противником белогорца Джихангира-ходжи, после второго крупного поражения ходжи, после которого он бежал к кыргызам, Исхак-ходжа подкупил кыргызов рода Машак (если не ошибаюсь) и те выдали ходжу-белогорца цинам. Во второй половине 19 в. во время восстания в Кучаре, восставшие обратились к сыновьям Исхак-ходжи чтобы они возглавили народ, как когда то их предки, при этом по сведениям автора исторической хроники Тарихи Амния моллы Мусы Сайрами они отказались возглавить восстание и кто то из братьев был убит восставшими за нежелание участвовать в восстании. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 15 января, 2013 Поделиться Опубликовано 15 января, 2013 атушские беки атушская знать - беки (самого артуша и машада) ведут свою родословную от караханидов - сатука бограхана, это самая почитаемая личность в кашгарии во все времена (после принятия ислама). видимо этот факт, а также непривлекательность атушской местности для развитого товарного земледелия (гористая местность) способствовали сохранению этого рода после утраты ими контроля над кашгаром. эти два обстоятельства способствовали тому что этот род управлял артушем вплоть до конца 19 в., для других более сильных кланов феодалов артуш был малопривлекателен и они особо не пытались отобрать у почитаемого народом семейства этот их наследственный удел. после поражения восстания валихан-тюри в 1856 году, главное семейство беков атуша лишилось своих владения, глава их семейства был казнен цинами и и они вынуждены были эмигрировать в ташкент, они были активными участниками антицинского движения и своей кровью и деньгами поддерживали ходжей-белогорцев (эти два рода были сватами - куда). спустя некоторое время представители этого семейства устроили поход на артуш, дабы возвратить фамильные земли предков. а еще через некоторое время они возвратились и влились в новое успешное антицинское движение. ходжи им полностью возвратили их фамильные земли, но позже якуббек их несколько урезал (английский разведчик беллью указывал на этот факт и недовольство беков). глава этого клана махмут-хан имел полтысячи вооруженных атушских джигитов и участвовал во всех войнах йаттишара. после йаттишара, махмут-хан был на некоторое время выселен цинами в турфан, впоследствие жил в кульдже. о его внуке хорошо отзывался алихан-тюря сагуни, как о большом патриоте, который имел большой авторитет среди народа, он был убит неизвестными когда пытался наладить диалог между уйгурами и дунганами во время уйгуро-дунганской мятеже-войны всех против всех в 30-е годы 20 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться