Гость Эльтебер Опубликовано 25 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2004 Удэгейцы Самоназвание - удэ, удэлэ, удеэ, удихэ. Удэгейцы в прошлом были известны как кяла, орочи, орочоны. Часть удэгейцев обозначалась этнонимом тазы и выделялась в качестве самостоятельного народа. В настоящее время насчитывается около 300 тазов, которые определяются как китаезированная группа удэгейцев иногда этот этноним применялся для обозначения всех удэгейцев. Проживают в Хабаровском и Приморском краях между горной системой Сихотэ-Алинь и морским побережьем, на севере от правых притоков низовьев реки Амгумни до бухты Ольги на юге. Численность в РФ – 1902 человека. В проделах этнической территории расселяются, в основном, по рекам. В конце ХIХ - начале ХХ вв. делились на восемь территориальных групп, названия которых происходили от рек, по которым проживали удэгейцы. Антропологически удэгейцы относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской малой расы монголоидов. Для этого типа, при едва ли ни максимальной степени выраженности монголоидного комплекса, свойственного для представителей североазиатской расы, характерна менее интенсивная пигментация глаз, волос и кожи. Язык удэгейцев относится к южной, амурской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с орокским, ближе стоит у эвенкийскому, чем языки других народов Приамурья. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы - хорско-анюйскую, бакинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей. В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические представления о природе. Традиционные верования и шаманизм частично встречаются до сих пор. Сочетание общеамурских и специфических черт в культуре удэгейцев, объясняется общностью этногенетических процессов, в которых принимали участие народы Приамурья и Приморья. Как и другие народы этого региона, удэгейцы сформировались в результате длительного взаимодействия аборигенного и пришлого тунгусского населения. В этом процессе принимали участие нивхи и айны. По Уссури и Амуру удэгейцы издавна контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи прослеживаются с орочами. В то же время, можно отметить относительную территориальную изолированность удэгейцев, что способствовало сохранению их самобытной культуры. Хозяйственно-культурный тип удэгейцев может быть определен как охотничъе-рыболовецкий, в котором главным занятием была охота, а рыболовство, являющееся основой традиционной экономики практически всех народов Нижнего Амура и Сахалина, играет в их хозяйстве вспомогательную роль. Подсобным промыслом было собирательство. Особенностью культуры удэгейцев, был связанный с промысловой деятельностью, мобильный образ жизни. В организации промысла преобладала пешая охота на копытных животных, добыча пушнины. Поселения делились на летние, кратковременные, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, о землянками или более капитальными шалашеобразными жилищами. Одежда удэгейцев в большей степени имели общеамурекий облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа. Верхней одеждой служил халат тэгэ запашного типа с застежкой на правом боку. Большинство удэгейских халатов имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники гокоги хэиги и длинные штаны с ноговицами амухи, нарукавники адапти для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь унта у удэгейцев нижнеамурского и восточносибирского типов. Пища удэгейцев от общеамурской модели питания отличалась составом продуктов - увеличение доли мяса. Характер пищи удэгейцев зависел от сезона. С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища. С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей. Удэгейцы не делали больших запасов свежего мяса. Когда оно заканчивалось, охотник уходил за новой добычей. Основным средством передвижения в летнее время у удэгейцев были лодки-долбленки. В последние десятилетия лодки ана строят обычно из досок. Основным зимним средством передвижения были лыжи двух разновидностей: голицы кингилэ и с меховой подбивкой сугала. На лыжах ходили с посохом, нижний конец которого имел костяной наконечник и ограничительное кольцо. Для перевозки грузов зимой пользовались низкой прямокопыльной нартой без дуг. На ее левой стороне имелось правило, с помощью которого охотник управлял нартой. Тянуть нарту охотнику помогала собака. Большее количество общерегиональных черт фиксируется в сфере организации общественной жизни и основ традиционного мировоззрения удэгейцев. С 60-х годов ХIХ в., после вхождения юга Дальнего Востока в состав России, усилились контакты удэгейцев с русскими, носившие в начале экономический характер. С течением времени, влияние русской культуры привело к частичному изменению образа жизни (переход на оседлость), экономического уклада (распространение огородничества и животноводства), многих элементов материальной культуры. Большая самобытность духовной культуры удэгейцев, может быть объяснена тем обстоятельством, что в местах их расселения не было ни церквей, ни школ. http://www.rustrana.ru/article.php?nid=325...,118,448&crypt= Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 25 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2004 Удэгейцы Численность – 2011 человек. Расселение – Приморский и Хабаровский края. Наибольшая концентрация удэгейцев в настоящее время характерна для с. Красный яр Пожарского района Приморского края, где их более 400 человек, также в Хабаровском крае в с. Гвасюги им. Лазо – 160 человек, с. Агзу – 144 чел., Арсеньево Нанайского района – 50 чел. Удэгейский язык относится к южной (приамурской) группе тунсгусо-маньчжурских языков. Язык имеет три взаимопонимаемых диалекта – хорский, бикинский, самаргинский. Особенно выделяется бикинский диалект, испытавший влияние китайского языка. Различия между диалектами постепенно нивелируются в результате взаимных миграций отдельных групп удэгейцев. Полноценное владение родным языком характерно не более чем для 4 % удэгейцев (80 чел). Удэгейский язык используется только в быту и только лицами пожилых возрастов. Основным языком для удэгейцев в настоящее время является русский (некоторые также знают нанайский и орочский языки). Письменности удэгейцы не имеют. Первый алфавит удэгейского языка создан на основе латинской графики в 1930 г. на базе хорского диалекта, тогда же был издан ряд учебников и учебных пособий. Попытка ввести новый удэгейский алфавит в наши дни по разным причинам оказались неудачной. Язык преподавался только в 1930-40 годы. В контакте с удэгейцами проживают русские, нивхи, нанайцы, ульчи. Традиционные занятия - охота и рыболовство. Было развито шаманство. Фольклор включает сказки, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки. Праздники сопровождались танцами, игрой на однострунной скрипке, флейте. В орнаментах на бересте, дереве, кости просматриваются древние мотивы. В местах традиционного проживания ныне сокращаются охотничьи и рыболовные угодья, и коренное население все реже может заниматься охотой, рыболовством и сбором дикоросов. В результате частых перемещений, снижения рождаемости, увеличения смертности, преобладания смешанных браков и других социально-экономических причин утрачивается национальная культура и забывается язык. Учебников и художественной литературы на родном языке нет. Большинство удэгейцев говорят на русском, нанайском и орочском языках. Устойчивость самосознания в значительной степени поддерживается национальной интеллигенцией и общественными объединениями. http://council.gov.ru/kom_home/kom_155/ssi.../udegeyzi.shtml Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 25 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2004 Село Гвасюги является самым крупным поселением удэгейцев - одного из самых малочисленных народов планеты. На земле их всего около полутора тысяч человек, из них 200 человек живут в Гвасюгах. Они живут в деревянных домах, сажают огороды, смотрят телевизор, едят хлеб и овощи. Но душа удэгейца осталась такой же как и тысячу лет назад: по настоящему счастливым он чувствует себя только в тайге, на охотничей тропе. Удэгеец охотник не знает себе равных ни в зоркости глаза, ни в меткости выстрела. Он такой же искусный рыбак, каким был много веков назад, в этом его талант и предназначение на земле. А у удэгейской женщины другое предназначение: растить детей, готовить, хранить тепло очага и создавать красоту. Кто хоть однажды видел узоры, вырезанные удэгейской мастерицей, навсегда сохранит в душе восхищение изысканностью. А тот, кто понимает символику этих узоров, сможет, взглянув на ярко расшитый и богато украшенный удэгейский халат, прочесть повесть жизни этой женщины. Каждый халат - произведение искусства, на создание которого уходят долгие месяцы, может быть годы и потому место их не в шкафу, а в музее. Удэгейская национальная одежда побывала на многих международных выставках и получила немало призов. А показала миру удэгейское прикладное искусство удивительная женщина, живущая в Гвасюгах, - Валентина Тунсяновна Калундзюга. Она, словно полпред своего маленького народа в районе, крае, вообще на Земле, соединяет культуру удэге с мировой. Благодаря ей, увидел свет удэгейский фольклор. У удэгейцев не было своей письменности и Валентине Тунсяновне удалось восполнить этот пробел - она создала удэгейскую азбуку, использовав для этого русский алфавит. В удэгейском алфавите 37 букв. К сожелению, учебник удэгейского языка, абука пока не изданы, но, может быть, мечте Валентины Календзюга сужденно сбыться ? А пока уроки удэгейского языка, проходят в устной форме. Гвасюги не являются исконным местом проживания удэгейцев. Их истинная родина находиться на реке Сукпай. http://prk.kht.ru/history/udege.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 25 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2004 Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском (697 чел.) и Приморском (766 чел.) краях. Общая численность по переписи 1989 г. - 2011 человек. До конца 19 века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ, удихэ), ставший самоназванием народа уже в 30-х гг. ХХ века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела собственное самоназвание: хунгарийская - хунгакэ, бикинская - бикинка, анюйская - унинка и др. Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-манчжурских языков промежуточное положение. По своим лексическим и грамматическим особенностям близок к амурской группе тунгусских языков. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: приморскую (самаргинско-хунгарийскую), хорско-анюйскую и бикино-иманскую. В основу литературного удэгейского языка на латинской графике в 30-е гг. ХХ века был положен говор хорских удэгейцев, однако в качестве письменного язык просуществовал недолго. В настоящее время предпринимаются новые попытки разработать письменность на основе русской графики. Все удэгейцы русскоязычны. В 1989 г. удэгейский язык в качестве родного назвало лишь 24.3 % удэгейцев. Этногенез Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, представленный янковской и близкими к ней по облику археологическими культурами Кореи и Приамурья; аустронезийский в лице мигрировавших сюда с побережья Желтого и Восточно-Китайского морей сушэней (кроуновская археологическая культура) и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья (ольгинская археологическая культура). В процессе взаимодействия илоу с местными племенами к 7 веку на юге Дальнего Востока сложилась новая тунгусоя-зычная общность мукри, дальнейшее развитие которой происходило в сложных этнополитических условиях в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов. Особенно большое влияние оказали на нее древнетюркские и древнемонгольские народы, что в конечном итоге и привело к образованию современных этносов южно-тунгусской языковой группы, в том числе и удэгейцев. Этническая история Русские познакомились с удэгейцами во второй половине 19 века в связи с присоединением к России Приамурья и Приморья. К этому времени они расселялись по берегам рек, впадающих в Японское море, начиная от реки Раздольной до устья реки Тадуши, а также занимали территорию бассейнов Бикина, Хора, Анюя, Хунгари, Имана. Вака и некоторых других рек. По мере колонизации этой территории русскими переселенцами ареал расселения аборигенов неуклонно сокращался. К началу ХХ века в Приморье удэгейцы сконцентрировались в бассейнах труднодоступных рек Самарга и Бикин, в Приамурье - в верховьях Хора, Анюя и Хунгари. Родовая организация удэгейцев в 19 веке находилась уже на стадии глубокого разложения. Каждое поселение являлось территориально-соседской общиной, в которой проживали представители различных родов. Сохранялись многочисленные пережитки родового быта: обычай левирата и аванкулата, кровная месть, культ межродового огня, разнообразные формы первобытного коллективизма. В административном отношении в конце 19 века удэгейцы жили на территории Удского, Уссурийского и Южно-Уссурийского округов Приморской области. По переписи 1897 г их насчитывалось здесь 1841 человек. Во главе соседской общины стояли выборные старшины, которые утверждались русской администрацией и приравнивались в правах к деревенским старостам. Огромное влияние на материальную и духовную культуру удэгейцев оказали контакты с русскими населением. Особенно большое ускорение процессы аккультурации приобрели в советский период. Коллективизация, техническая реконструкция промыслового хозяйства в корне изменили весь образ жизни народа. Уже в 30-е годы началось сселение удэгейцев в более крупные и благоустроенные поселения. Процессы концентрации удэгейского населения продолжались и в последующие годы. С одной стороны, это способствовало консолидации этноса, росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой - оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры. Хозяйство Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Рыбный промысел играл определяющую роль у удэгейцев, живущих в бассейне рек Японского моря, на крупных притоках Уссури и Амура. У живущих в верховьях притоков Уссури основным занятием была охота Наиболее древний и любимый вид промысла - гоньба (преследование животного на лыжах по глубокому снегу или весеннему насту). В этом случае чаще всего использовали копье гида или лук со стрелами. Распространенной была охота с помощью самострелов бэйсигу. На изюбра и лося охотились с оморочек в речных заводях, куда животные приходили полакомиться водорослями. Осенью во время гона изюбрей подманивали с помощью берестяного манка буника. Охота на пушных зверей получила широкое распространение лишь в последней четверти 19 века, когда в крае появились многочисленные скупщики пушнины. Добывали енотов, колонков, выдр и особенно соболей с помощью различных ловушек. Чаще всего зверя выслеживали по следу. Основу удэгейского рыболовства составляла добыча кеты осенью и горбуши летом. Орудиями лова служили остроги, крючковые снасти и ловушки. На Самарге, Бикине, на речках побережья Японского моря удэгейцы добывали лососей небольшими запорами. Собирательство - еще одна хозяйственная отрасль удэгейцев. Занимались этим делом женщины. Женьшеневый промысел носил у удэгейцев товарный характер. Добытые корни сдавали китайским торговцам, рассчитываясь, таким образом, с ними за старые долги. Материальная культура У удэгейцев существовало три типа поселений-стойбищ: постоянные (зимние), сезонные и временные. Постоянные располагались в распадках, укрытых сопками от зимних ветров, неподалеку от традиционных мест промысла и существовали десятилетиями. К наиболее древним, насчитывающим по 100 и более лет, относятся стойбища хорских удэгейцев Джоонго и Чукен, самаргинских - Зава и Исим, бикинских - Олон и Сяин, анюйских - Бира и др. Сезонные и временные поселения чаще всего устраивались на берегу реки. К наиболее распространенным жилым постоянным постройкам относится полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на землю. Жилое помещение делится на мужскую и женскую половины. В центре полуземлянки располагается очаг, сразу за очагом напротив входа мужская половины малу. Вдоль стен полуземлянки располагаются нары, покрытые берестой или шкурами. Некоторые хунгарийские и иманские удэгейцы жили в полуземлянке с кановым отоплением. Среди других зимних жилищ можно отметить конический чум тоза и корьевой шалаш кава. Удэгейский чум по своей конструкции аналогичен эвенкийскому. Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю. Хозяйственными постройками у удэгейцев были свайные амбары, а также вешала и помосты, установленные на четырех столбах. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа. Верхней одеждой служил халат тэгэ запашного типа с застежкой на правом боку. Большинство удэгейских халатов имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники гокоги хэиги и длинные штаны с ноговицами амухи, нарукавники адапти для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь унта у удэгейцев нижнеамурского (поршневидная) и восточносибирского (башмаковидная) типов. Характер пищи удэгейцев зависел от сезона. С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища. С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей. Удэгейцы не делали больших запасов свежего мяса. Когда оно заканчивалось, охотник уходил за новой добычей. Основным средством передвижения в летнее время у удэгейцев были лодки-долбленки. По конструкции носа и некоторым другим деталям они относятся к двум типам: оморочка утунгиэ и лодка с лопатообразным носом ана (бат) . Оморочка по конструкции отличалась от бата овальным дном, заостренными кормой и носом. Передвигались бат и оморочка с помощью шестов и весел. На оморочке пользовались двухлопастным веслом. Поднимаясь против течения, в бат иногда впрягали собак. В последние десятилетия лодки ана строят обычно из досок. Основным зимним средством передвижения были лыжи двух разновидностей: голицы кингилэ и с меховой подбивкой сугала. На лыжах ходили с посохом, нижний конец которого имел костяной наконечник и ограничительное кольцо. Верхний конец имел вид небольшой лопаточки. Спускаясь с горы, охотник садился на лыжную палку и ловко скатывался вниз. Для перевозки грузов зимой пользовались низкой прямокопыльной нартой без дуг. На ее левой стороне имелось правило, с помощью которого охотник управлял нартой. Тянуть нарту охотнику помогала собака. Духовная культура В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические представления о природе. Весь окружающий мир для них был населен бесчисленным количеством добрых и злых духов. Из анимистических представлений возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами. Верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находятся в неразрывном единстве с почитанием таких животных как медведь, тигр, выдра и других, которые когда-то, видимо, были для удэгейцев тотемами. Пережитки тотемизма сохранялись в культе удэгейцев вплоть до недавнего времени. Большую роль в жизни удэгейцев играл шаманизм, также связанный с верой в духов. Первоначально существовало лишь семейное шаманство, которое со временем стало вытесняться профессиональным. Каждый шаман имел своих духов-покровителей и духов-помощников, которые изображались в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых. Шаманский дар передавался по наследству из поколения в поколение. Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Музыкально-повествовательная традиция удэгейцев отличается большой мобильностью: один и тот же сюжет может быть представлен и как мифологическое повествование и как сказка с напевами. В основе фольклорных произведений рассказы о действительных исторических событиях, родовые предания, мифы, шаманские легенды, различные объяснения происхождения названий гор, озер и других объектов природы. Особое место в устном народном творчестве занимала песня. Ее характерная особенность - печальность и монотонность. Разнообразны способы извлечения звуков: горловое прерывистое пение с небным оттенком, ротогорловая кантилена с фальцетным оттенком и т.п.. Песни исполнялись сидя, во время пения жестикулировали, покачивая головой и корпусом. Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами. Танцы устраивали по случаю удачной охоты на медведя или другого зверя. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман. Шаманская пляска - сольная импровизация, состоящая из иллюстративно-изобразительных, подражательных движений, переходящих в пантомиму. Участники танцев имитировали движение зверей. Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным рисунком. Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа. Широкое развитие получила орнаментация тканей, рыбьей кожи, бересты . При украшении предметов из этих материалов использовали такие технические приемы как роспись, аппликация, вышивка. В скульптуре больше место занимало изображение духов. В целом удэгейское народное искусство имеет общую основу с искусством тунгусо-манчжурских народов. http://www.raipon.net/db_peoples_rus/udege.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 25 июля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2004 В этногенезе северной группы удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных удэгейцев- дреннекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими. Взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру удэгейцев. До настоящего времени удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х гг. продолжали существовать анюиская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие эт-нографические группы удэгейцев. Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; последнее было второстепенным, особенно у удэгейцев, живших преимущественно в верховьях притоков реки Уссури. Промысловые орудия носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками, самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 в.) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, неб.сети - орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подледный рыболовный промысел. Для обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы: пантовый и женьшеневый. У удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т.п. Женщины сохраняли на длительный срок рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь. Селения были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. Поданным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили дисперсно - одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах. В районах расселения удэгейцы пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные. Женская и мужская одежда удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка. В пище жителей притоков Амура и у приморских удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури - мясо. Употребляли много рыбьего жира. Религиозные верования существенно различались у удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды - касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа -духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удыгэйцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник. Шаманизм играл большую роль в жизни удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны разл. ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами - дудочками, варгапами - металлическими и деревянными. Танцевали по большей части во время шаманских камланий. Богат фольклор удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки. Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др. А.В.Смоляк http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno/i....html?n=36&p=56 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 7 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2006 Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, представленный янковской и близкими к ней по облику археологическими культурами Кореи и Приамурья; аустронезийский в лице мигрировавших сюда с побережья Желтого и Восточно-Китайского морей сушэней (кроуновская археологическая культура) и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья (ольгинская археологическая культура). http://www.raipon.net/db_peoples_rus/udege.html А где можно узнать про австронезийцев Кореи и Приамурья подробнее? Про сушеней ексть "Сушэни - праайны: (К постановке пробл.)" / Э. В. Шавкунов ; АН СССР, Дальневост. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока 26 с. 20 см Препр. Владивосток ДВО АН СССР 1990 Можно ли его достать в електр. виде? Так сушени айны или австронезийцы? Может по праайнам и австронезийцам Кореи что-то есть в интернете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 11 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2009 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Орочоны орочены (от тунгусского оро или орон — домашний олень) — народ тунгусского племени, сибирской ветви. Живут в северо-восточной части Амурской области — в верховьях Амура и по его притокам (Амазар, Урка, Ольдой); в Приморской области — в верховьях правых притоков Уссури (по Хору, Бикину и Иману с Ваком), по побережьям Татарского пролива и Сев. Японского моря; кроме того, встречаются на С Забайкальской области, по бассейнам рек Витима, Верхней Ангары и Шилии (о забайкальских Орочоны см. ниже), в Маньчжурии — по правому берегу Амура, в долине Гуюля, впадающего в Гань (оседло, в нескольких селениях). Тип Орочоны — монгольский; преобладает малый рост, при сухощавости сложения. Сплюснутая от темени к шее большая голова; плоское, широкое, с выдающимися скулами лицо; несколько выдающийся вперед клинообразный подбородок; широкий и прямой лоб, выпуклые в скулах щеки; короткий, круглый, с открытыми ноздрями нос; толстые губы, с несколько направленными вниз углами; узкие, с косым разрезом, черные или карие глаза; черные, жесткие, прямые волосы, густые на голове, редкие — на усах и бороде. Одежда у амурских Орочоны состоит из верхнего платья, сделанного из кожи северных оленей или диких коз, или же из шкур тех же животных; у мужчин платье доходит до колен, у женщин спускается ниже; оба пола носят род коротких панталон и кожаные чулки, прикрепляемые к панталонам узенькими ремешками, короткие полусапожки с голенищами летом, а зимой — длинные сапоги из оленьей кожи, мехом наружу. Женскую шапку шьют из разных шкур: передняя сторона из шкуры россомахи, задняя из выдры, низ окаймлен рысью, верх из лапок черно-бурых лисиц, подкладка из шкуры домашнего оленя. У зажиточных Орочоны Приморской области входят в употребление русские платки и фуражки; одежда представляет сходство с одеждой гольдов, значительно отличаясь от одежды амурских Орочоны; чаще готовится из китайских тканей — бязи и дабы. Шалаши Орочоны состоят из жердей, покрытых летом берестой, зимой — кожами сохатого оленя. Язык амурских Орочоны сходен с языком русских тунгусов, а язык Орочоны Приморской обл. — с языком гольдов. Орочоны Приморской обл. стоят на самой низкой ступени духовного развития; у них нет вовсе преданий, они не имеют понятия о годе и месяце и летосчисление ведут по ходу красной рыбы — кеты. Время Орочоны обозначают указанием, что "с тех пор красная рыба проходила 5, 10, 15 и т. д. раз". Они уважают родителей и родственников, заботятся о сиротах, сострадательны к бедным, гостеприимны; кражи у них редки и клеймятся презрением; родовой мести не существует. Амурские Орочоны исповедуют православную веру, приморские придерживаются шаманства и устраивают кумирни вблизи шалаша, в толстом, прямом дереве, в виде вырезанного трехгранного угла, на высоте 1—1,5 арш. от земли; перед кумирней помост из корья, на который кладутся жертвоприношения из рыб, камушков и проч.; во время молитвы по углам помоста зажигаются палочки из древесного смолья. Встречаются и кумирни китайского образца, в виде ящиков, с изображениями китайских богов и с деревянными и свинцовыми идолами. Шаманы у Орочоны называются ламами. Отец — глава семьи и дома, обязанный доставлять семье средства к существованию; мать смотрит за оленями и собаками, устраивает юрты при перекочевках, приготовляет пищу, шьет одежду и проч. Разделы не допускаются прежде смерти отца, после которого власть переходит к старшему сыну. За невесту дается ее отцу калым, который у приморских Орочоны вручается при самом совершении бракосочетания в доме жениха, а у амурских уплачивается постепенно. Договор о супружестве иногда совершается в то время, когда будущим супругам не более 8—9 лет. После родов женщина у приморских Орочоны считается нечистой: во время родов и целый месяц после них она живет в отдельном балагане, который затем сжигается. Орочоны по реке Хору тела покойников не зарывают в землю, а ставят гробы в двускатные балаганы из бересты, высотой 1,5—2 арш. Кочевой образ жизни Орочоны обусловливается оленеводством и промыслами звериным и рыбным; последние — главное их занятие. Рыба заготовляется впрок; приморские Орочоны из кеты заготовляют юколу, для продовольствия людей и собак. При охоте, продолжающейся всю зиму, применяются лук, копье, вилка с зазубринами (для мелкого зверя), ружье и нож. Амурские Орочоны в ноябре охотятся исключительно за белками. Пушнину амурские Орочоны сбывают русским торговцам в поселке Покровском и на Джалинде, приморские Орочоны — китайцам. Амурские Орочоны делятся на три главных рода; каждым родом управляет староста, избираемый сходом на 3 года и подчиняющийся тому станичному управлению, в районе которого кочует со своим родом. Староста объявляет административные распоряжения, следит за их исполнением, собирает ясак и служит низшей судебной инстанцией. По переписи начала 1880-х гг., амурских Орочоны было 946 чел. (474 мжч. и 472 жнщ.); ясачная подать определялась в 2 руб. 35 коп. в год с мужчины в возрасте 18—60 лет. Приморские Орочоны не образуют родовых общин, живут отдельными семьями, не знают другой власти, кроме отцовской, и не имеют понятия о повинностях. В 1882 г. их было до 1170 д. об. п. Название Орочоны стало известно русским только тогда, когда они познакомились с Орочоны, живущими по верховьям Амура. Орочоны Забайкалья известны под официальным названием бродячих тунгусов. Их всего в 1894 г. было 525 душ мужского пола, составлявших 8 родов, обитавших, большей частью, на берегах оз. Байкала, при впадении pp. Ангары и Кошеры. Место их осенней стоянки — пристань Дагары (она же селение Нижне-Ангарское), центр рыбопромышленности на С оз. Байкала (всего до 25 юрт). По окончании рыбного промысла береговые Орочоны откочевывают на лодках в свои места по pp. Ангаре и Кигере, по берегам Байкала до Кабаньего мыса и р. Тыи и далее до р. Покойников, занимаясь рыбным и пушным промыслами. Горные Орочоны (24 юрты, при 320 оленях) кочуют по вершинам рек, впадающих в Лену и Киренгу. В ноябре и апреле они выходят в м. Дошкочаны, для решения своих родовых дел, уплаты ясака и проч. На месте разветвления Ангары на протоки Ангару и Кошеру стоит выселок Ченча, при котором казенный магазин (другой — в Нижне-Ангарске) для отпуска Орочоны хлеба, пороха, свинца и кирпичного чая. На центральных местах зимней и летней стоянок забайкальские Орочоны строят деревянные амбары, для хранения ненужных по времени года вещей; около таких амбаров и располагаются юрты Орочоны При передвижениях мужчины ходят на лыжах, женщины и старики ездят на оленях. Пища зимой — кирпичный чай с оленьим молоком, пресные хлебные лепешки, рыба (хариус, налим, осетр) и птица (гусь, глухарь). Забайкальский Орочоны хорошо выносит холод и часто спит на морозе, ничем не укрывшись. Сало, куски мяса и кедровые орехи — праздничное угощение Орочоны, подаваемое на деревяшках. Охотятся Орочоны за медведями, изюбрами, козами, тарбаганами, выдрами, соболями, лисицами, россомахами, кабаргами и белками. Охота производится при помощи особой породы собак — лаек, среднего роста и преимущественно темного цвета. Соболя и лисицу стреляют из-под собаки, большого зверя ловят в ямы. Особенно выгодной считается охота за кабаргой, очень опасная, так как охотнику приходится карабкаться по обрывам скал. Ум. Ороки — народ тунгусского племени (сибирской ветви); живут на восточном берегу Сахалина, от мыса Вюрта до залива Терпения; кроме того, отдельные юрты Ороки встречаются по реке Поронай. Их строение лица и телосложение напоминает ольчей (см.) или мангунов; язык несколько разнится от языка последних, что зависит, быть может, от различного образа жизни тех и других. Ороки — полукочевой народ, который вместе со стадами оленей переходит с места на место, обыкновенно перекочевывая каждую зиму с восточного берега Сахалина к верховьям р. Тыми, а оттуда на западный берег о-ва около деревень Аркай или Мгачь; затем Ороки идут вдоль Татарского пролива к С до Амурского лимана, переходят на материк к р. Тыми, поднимаются по ее долине, спускаются в долину Амура, где живут недолго, производя меновую торговлю с ольчами и, наконец, возвращаются прежним путем на Сахалин. Лето и зиму Ороки живут в конусообразных шалашах, покрытых шкурами рыб и оленей. Одежда Ороки напоминает одежду ольчей. Главное их занятие — добывание зверей и уход за домашними оленями. Ороки обходительны, ласковы и приветливы. Шренк полагает, что Ороки — ветвь ольчей, переселившаяся с материка на Сахалин; это весьма вероятно, так как сами Ороки называют себя ольчами. Число их — не более 300 душ обоего пола. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться