Гость Эльтебер Опубликовано 31 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2004 КАРЕЛЫ Самоназвание карьялайсет ("скотник, пастух"), характерное для северных карел, выполняет роль общенационального в силу своей распространенности в качестве названия карел в языках соседей. Юго-западные карелы (Приладожье) называют себя ливвики, юго-восточные (Прионежье) - людики. Проживают в Республике Карелия (автономия с 1923 г.), в Тверской (тверские или верхневолжские карелы, переселившиеся на эти земли в XVII в.), Ленинградской, Мурманской, Вологодской областях, а также в Финляндии. Карельский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет несколько сильно отличающихся диалектов, что осложняет создание единого карельского литературного языка. Распространены русский и финский языки. Относятся к беломорско-балтийскому типу большой европеоидной расы, в некоторых группах прослеживается слабая монголоидная примесь. Карелы сформировались на основе аборигенных племен южной Карелии и юго-восточной Финляндии. На рубеже I-II тыс. н. э. предки карел населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озёра и упоминаются в скандинавских сагах как кирьяла. В XI в. началась миграция на север, в район между Ладожским и Онежским озерами. В состав карельского народа вошла часть веси, саамов. В XII- XVII вв. формируется карельская народность. С XII в. территория Карелии вошла в состав Новгородского государства. С этого времени среди карел постепенно распространяется православие. Культура карелов имеет много общего с культурой северных русских. Основой традиционного хозяйства было трехпольное и подсечное земледелие с применением пахотных орудий северорусского типа. Подсобное значение имели скотоводство, в южных районах и на верхней Волге - разведение птицы, на севере - транспортное оленеводство, а также охота, рыболовство, лесные промыслы (производство угля, смолы, дегтя, рубка и сплав леса), торговля в разнос (коробейничество). Из ремесел были развиты кузнечное, бондарное, ткацкое, золотошвейное дело, производство керамики, плетение из бересты и соломы, резьба и роспись по дереву. Карельские ремесленники славились как искусные оружейники, поставлявшие ружья по всему русскому Северу. Традиционные поселения были трех типов: погосты с церковью, кладбищем, торговыми лавками; деревни беспорядочной, прибрежно-рядовой и уличной планировки; хутора. Крестьянское жилище представляло собой срубную избу на высокой подклети с двухэтажным крытым двором, в нижней части которого помещался скот, а наверху хранили сено. Отапливались избы русской печью, на севере печи имели камелек - дополнительный очаг, расположенный рядом с устьем печи в специально сделанной нише и служивший для приготовления пищи и освещения жилища. Основными элементами женской одежды были рубаха с короткими пышными рукавами, идущими от ворота, и сарафан, косоклинной глухой, со спинкой, доходящей до шеи, или "круглый" на лямках. У ливвиков поверх рубахи носили юбку, сшитую из пяти-шести полос, и кофту в талию. Поверх сарафана или юбки повязывался передник. Неотъемлемой частью женского костюма на севере был большой наплечный платок: его накидывали углом на плечи, а концы перекрещивались на груди, пропускались вокруг талии и завязывались спереди на поясе. Количество платков говорило об имущественном положении женщины. Головными уборами девушек служили лента и платок, замужние женщины носили повойники и платки. Женские головные уборы украшались бисером, жемчугом, парчой, позументом. Интересны старинные кокошники олонецких карелок с понизями из жемчуга. Мужская одежда состояла из белой холщовой рубахи туникообразного покроя и узких холщовых или суконных штанов, на промыслах надевали холщовые балахоны. Рубаху повязывали поясом. Верхняя одежда была одинакова для мужчин и женщин: кафтаны, шубы и тулупы. На ногах носили сапоги из сыромятной кожи с заостренным, загнутым кверху носком, лапти из бересты, северные карелы - домашние туфли из шкурки гагары. Традиционная пища: похлебки из свежей, сушеной и соленой рыбы, сваренной с чешуей, с добавлением муки, яиц; рыба, запеченная в молоке или сметане, разнообразные каши, грибные супы, блюда из репы; у северных карел - рыба особого засола. Выпекались различные пироги, рыбники, колобки, сочни с начинкой из каш и картофеля, толокна, печенья. Наряду с обычным кислым хлебом на северо-западе пекли так называемый "хлеб с дыркой" - сухой пресный хлеб в виде лепешек с круглым отверстием в центре, пригодный для длительного хранения. Из напитков особенно популярны овсяные и ягодные кисели, квас из репы, подсоленный кофе. Основной формой семьи является малая, состоящая из трех-четырех поколений, во главе с дедом или отцом. Семейное имущество считалось общим достоянием. В традиционной обрядности сохранилось много архаичных элементов, связанных с дохристианскими верованиями. Фольклор представлен древними рунами, исполнение которых сопровождается игрой на кантеле; свадебными и похоронными плачами; свадебными, лирическими, шуточными песнями, преданиями, сказками, загадками. Руны, записанные Э. Ленротом, послужили основой для создания широко известного карело-финского эпоса "Калевала". История карел. "Карьяла" ("Карелия") - название края, расположенного на границе России с Финляндией, в различные эпохи обозначало не совсем одну и ту же территорию. Границы многократно менялись после шведско-русских войн, и карелы в течение столетий расселились по всему краю. Карельский язык относится к северной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, его ближайшим родственником является финский. Некоторые исследователи считают карельский язык всего лишь восточным диалектом финского языка. Недвусмысленно, однако, о статусе лингвистической самостоятельности карельского языка свидетельствует тот факт, что большая часть его носителей живет за пределами Финляндии, принадлежит к другой культурной сфере, исповедует православие, а кроме того, у карел существует своё, отличное от финнов осознание своей национальной принадлежности. Из-за большой территориальной разбросанности они говорят на нескольких значительно отличающихся между собой местных наречиях, из числа которых людиковский диалект некоторые учёные считают отдельным языком. В то время как северные карельские говоры достаточно близки к финскому, южный в значительной степени отличается от него. По официальным данным за 1989 г., в Российской Федерации проживает 131 тысяча карел. Из них 60% - примерно 80 тыс. чел. - живёт в Республике Карелия. В Тверской области их проживает около 23 тыс. чел., в Ленинградской и Мурманской областях - 12 тыс. чел., но среди прочих народов и народностей карелы живут также в Сибири. Численность финских карел составляет около 40-50 тыс. человек. В этногенезе карельского народа принимают участие многие этнические образования. Остатки Первых поселений на территориях последующего расселения карел восходят к VII тыс. до н. э. Начиная с IV тыс. до н. э. на эти земли с востока и юга прибывают поселенцы, внося изменения в антропологический тип местного населения. Археологическим памятником этого населения является так называемая культура ямочно-гребенчатой керамики, появление которой на этих территориях обычно связывают с приходом финно-угров. Финские и эстонские исследователи древней истории, археологи придерживаются мнения, что предки прибалтийско-финских народов уже начиная с IV-III тыс. до н. э. в большинстве своём проживали на территории своего нынешнего хабитата. Согласно традиционно принятому представлению, протофинны в середине I тыс. до н. э. достигли берегов Балтики, откуда, начиная с первых столетий I тыс. н. э., постепенно мигрировали на северное побережье Финского залива и в Карелию. К пришедшим на новую родину финским племенам обычно причисляют также и карел, которые впоследствии отдалились от прочих племен в своём языке и обычаях. В начале нашей эры предки карел жили в окрестностях Онежского и Ладожского озёр, откуда, самое позднее в XII в., спустившись по Северной Двине, вышли к Белому морю, а на северо-западе проникли на территорию современной Финской Карелии, к области Саволакс и на северо-восточное побережье Ботнического залива. Живших в местности между озёрами Ладога и Онега предков саамов протокарелы вытеснили на запад и север, но с течением времени часть карел ассимилировалась с вепсами. В скандинавских сагах карелы впервые упоминаются в VIII веке. Восточные славяне во второй половине I тыс. н. э. достигли соседних с карелами земель. С IX по XII вв. южная часть Карелии принадлежала к Киевской Руси, затем, начиная с XII в . постепенно попала в зависимость от Новгорода. В русских летописях Карелия (Корела) и карелы упоминаются впервые в середине XII в. Раньше, по всей вероятности, употреблявшимся по отношению ко всей совокупности прибалтийско-финских народов, термином "Чудь" могли называть и карел. В IX в. под упоминаемой в скандинавских сагах страной Бьярмией или Биармией, славившейся своими мехами и богатствами, и ее обитателями бьярмами или биармами, предположительно, могли понимать также и северных карел. Приблизительно одним тысячелетием ранее от нынешнего времени можно датировать появление карельского народа. Начиная с XI в., в течение трёх столетий Карелин переживает эпоху заслуживающего внимание развития, которое связано с тем фактом, что, подобно другим прибалтийско-финским народам, карелы приняли в наследство от всё больше теряющих свою активность варягов важную роль в прокладывании новых торговых путей. Не было редкостью проникновение карел на территории, лежавшие к западу от них. В ходе такой военно-промысловой экспедиции они подожгли шведскую крепость Сигтуна. В эту эпоху выросла населённая карелами территория. С XI-XII вв. усилилась деятельность новгородской православной церкви на этих землях. Эта деятельность достигла своей кульминационной точки в 1227 г. при князе Ярославе Всеволодовиче, когда, по свидетельству летописцев, началась насильственная христианизация местных жителей. Начиная с XIII в. и в Швеции возрастает интерес к карельским землям. Шведы, объявляя крестовые походы, оккупировали всё больше финских территорий, и постепенно началось их соперничество с Новгородом за земли карел. С этих пор русско-шведское противоборство стало означать для карел постоянные не прекращавшиеся военные столкновения и разрушения. На продвижение шведов к востоку от побережья Финского залива Новгород ответил тем, что после неудачного карельского бунта 1278 г. он присоединил к себе Карелию юридически. К этому времени восходят магические заклинания на карельском языке написанные на бересте и найденные в Новгороде, которые одновременно являются древнейшим письменным памятником прибалтийско-финских языков. Швеция организовала три крестовых похода для завоевания карельских земель. К 1239 г. в качестве опорного пункта и плацдарма шведских завоеваний была заложена крепость Виипури (Выборг). За этим последовали 30 лет непрерывных военных стычек, в ходе которых обе стороны постоянно опустошали и разоряли Карелию. Долгой войне положил конец Ореховский, или Ореховецкий, 7 мир, который был заключён в 1323 г. На основе действовавшего в течение почти двух с половиной столетий договора граница пролегала по Карельскому перешейку, деля его пополам, тянулась на север и северо-запад до самого конца северо-восточного побережья Ботнического залива. Таким образом, граница рассекла надвое заселённые карелами земли и стала важным, разделившим две культуры, рубежом. Город Винпури (Выборг) сделался центром Западной Карелии. Большая часть Карелии по-прежнему относилась к Новгороду Великому. Её центром был город-крепость Какисалми на берегу озера Ладога. Карельским языком пользовались практически только к востоку от Ладожского озера, в приграничных местностях говорили на различных диалектах финского языка. Оказавшись под властью Швеции, Западная Карелия начала развиваться быстрее, чем Русская Карелия. Шведы начали заселять более северные земли, где мирный договор 1233 г. не определил точных границ. Таким образом, в этих местах граница начала сдвигаться на восток. В XV в. в пограничных стычках финны Саволакса сражались против своих братьев-карел. Эти события переросли в русско-шведскую войну на Карельском перешейке в 1555-1557 гг. Однако заключение мирного договора не изменило границ, да и передышка, к сожалению, оказалась недолгой. Новая шведско-русская (Ливонская) война разразилась за прибалтийские территории, в том числе и за новые карельские земли. После Тайсинского мира (1595 г.) Швеция получила все населенные финнами территории. Короткий мир был опять нарушен новой войной. П0 Столбовскому мирному договору (1617 г.) к Швеции отошли приладожские земли, вся карельская территория и Ингерманландия (Инкери). На этих территориях шведы создали провинцию Кексгольм (Какисалми), на которой начали интенсивную кампанию по обращению населения в протестантскую (евангелисткую) веру. Начиная с 1620-х гг., вследствие непропорционально больших налогов и принудительного крещения в протестантство всё больше жителей упомянутых территорий бежало в Россию. Половина населения - примерно от 30 до 50 тыс. чел. - переселилась в местности между Онежским и Ладожским озёрами, а также на ранее опустошённые и обезлюдевшие земли Тверской губернии. И таким образом возникла так называемая Тверская Карелия, сохранившаяся до наших дней. С начала XVIII в. Швеция постепенно утрачивает свою прежнюю роль великой империи. В Северной войне (1700-1721 гг.) Россия получила назад большую часть принадлежавшей ей в средние века Финской Карелии вместе в Виипури (Выборгом), а также Карельский перешеек и земли в окрестностях Ладожского озера. Эти последние территории позднее были названы Старой Финляндией. В следующей войне (1741-1743 гг.) вся Карелия за вычетом узкой полоски земли отошла к Российской империи. Вторая половина XVIII в. принесла с собой расцвет экономики и культуры. Выборг стал важным торговым и культурным центром. Принадлежащее к евангелисткой церкви население также могло свободно исповедовать свою веру. На землях Старой Финляндии система раздачи земельных угодий в подарок царским фаворитам вскоре превратила местных крестьян почти в крепостных, но на более северных территориях экономика успешно развивалась. В 1808-1809 гг. России завоевала всю Финляндию и присоединила её к своим владениям в качестве самостоятельного Великого княжества Финляндского. В 1812 г. Старая Финляндия снова вошла в состав Финляндии, так что для Великого княжества вновь стали действительными границы Столбовского мира 1617 г. Центром Западной Карелии снова стал Выборг, который благодаря открытию Саймовского канала в Саимаа и железной дороги Санкт-Петербург-Гельсингфорс (Хельсинки) превратился в один из самых оживленных морских портов. В начале XIX в. появились первые напечатанные кириллицей книги на карельском языке. Пробуждение национального самосознания финского народа благоприятно сказалось и на карелах. Изданный в середине XIX в. национальный эпос "Калевала" по большей части был воссоздан ни основе собранных в Карелин текстов. Это подвигло финскую интеллигенцию ехать на поиски своих национальных корней в Карелию. Так появился карельский романтизм, получивший название "карелианизм". Получение Финляндией национальной независимости и образование Советской России провели четкую межгосударственную политическую и идеологическую демаркационную линию между Финской Карелией и Русской Карелией. События гражданской войны в Финляндии в 1918 г. частично затронули также Карелию и карел. Начиная с 1917г. по 1922 г. в Русской Карелии созывалось несколько народных собраний и съездов делегатов, на которых провозглашалась автономия Карелии, позже делались попытки вступить в свободное межгосударственное содружество с Финляндией, более того, некоторые села объявили о своём присоединении к Финляндии. Однако развернувшееся карельское вооружённое восстание, несмотря на помощь финских добровольцев, не достигло поставленных целей вследствие превосходства сил большевиков. Заключённый между Финляндской Республикой и РСФСР Тартуский мирный договор восстановил границы по Столбовскому миру. В меморандуме российская сторона пообещала дать Восточной Карелии право на самоопределение (автономию). Из-за невыполнения этих обещаний Финляндия в 1923 г. обратилась в Лигу наций. В июне 1920 г. была провозглашена Карельская Рабочая коммуна, так что восточная половина Карелии стала автономным округом Советской России, а в 1923 г. она была переименована в Карельскую АССР. В 1920-е гг. многие финны, ранее эмигрировавшие в Америку, находясь под воздействием пропаганды, вернулись и Советскую Карелию; они надеялись обрести там свою духовную родину. Многие из этих идеалистов, часто возвращавшихся в отеческие края со всеми машинами оборудованием и рабочим инструментом, нашли свою смерть в трудовых лагерях. В 1921 г. на I Всекарельском съезде народных депутатов под давлением большевистской власти было принято решение об обучении в карельских школах финскому языку наряду с русским. Советское руководство в ожидании грядущей мировой революции ощущало необходимость получить в своё распоряжение нужное количество партработников, владеющих финским языком. В так называемой Тверской Карелии, где в начале 30-х гг. численность карельского населения (прибл. 155 тыс. чел.) превосходила количество карел, проживавших в Карельской АССР, в 1931 г. был создан собственный литературный язык на латинской графической основе, на котором могли издаваться книги, газеты и которому можно было обучать в школах. Затем в 1937 г. возможность пользоваться национальным языком была внезапно пресечена. К концу 30-х гг. вновь возникла мысль о создании карельского литературного языка на основе кириллической графики, который был бы понятен всем карелам. В спешке за полтора года были выработаны нормы этого литературного языка, в 1938-1939 гг. на нём были изданы учебники, переводы, периодика, затем в 1939 г. этим экспериментам был положен конец, и далее всё шло на русском языке. Условия московского мирного договора, увенчавшего развязанную по советской инициативе зимнюю финскую кампанию 1939-1940 гг., снова навязали Финляндии границы, действовавшие во времена Петра Великого, под предлогом безопасности Ленинграда и его области. Всё население так называемой Возвращенной Карелии - более 400 тыс. чел. - бежало в Финляндию, где их благодаря принятым мерам и распоряжениям удалось быстро расселить на выделенной для них земле. В так называемой перманентной войне, которую Финляндия начала из-за несправедливо отнятых у неё территорий, в период с 1941-го по 1944 гг. она вернула себе упомянутые территории, но не остановилась на старых границах, а - главным образом по стратегическим соображениям, но также под предлогом близкого финно-карельского родства - заняла и большую часть Русской Карелии, где некарельское население было интернировано, были введены военные порядки и финский оккупационный режим, но вопреки немецкому нажиму не предпринимались атаки ни на Ленинград, ни на железнодорожную магистраль Ленинград-Мурманск. Советское контрнаступление началось в 1944 г. Заключённое в 1944 г. перемирие восстановило границы 1940 г. Вторая мировая война принесла карельской земле большие разрушения. В течение XX столетия карелы постепенно превратились в национальное меньшинство на своих национальных территориях. Процент карел, проживающих в Республике Карелия, по отношению ко всему населению менялся следующим образом: 1897 - 42,3% 1926 - 38.2% 1939 - 23.2% 1959 - 13,1% 1979 - 11,1% 1989 - 10,0% Уровень знания родного языка среди молодого поколения крайне низок. Всего около 50% карельского населения Республики Карелия назвали своим родным языком карельский, а, по некоторым оценкам, 90% детей в возрасте моложе 10 лет считает своим родным языком русский. Численность тверских карел, по официальным сведениям, сократилась почти до одной пятой прежнего количества, знание родного языка свойственно только среднему поколению. Помимо насаждавшее ассимиляцию советской национальной политики, а также наплыва русскоязычного населения, сопровождавшего процесс развития промышленности, в формировании негативных тенденций крайне отрицательную роль сыграло и уничтожение карельских деревень в связи с политикой укрупнения колхозов. Переселившись из деревень, потеряв связи с карельской языковой средой, многие карелы совершенно обрусели. Начиная со второй половины 80-х гг. под влиянием гласности национальное самосознание карел усилилось, что проявилось в политической и культурной жизни на местах. После Конференции карел в 1989 г. было создано Карельское культурное общество, в 1991 г. был избран Карельский Конгресс и его Исполнительный комитет из 50 членов. В некоторых детских садах и школах можно изучать карельский язык, и Петрозаводском университете создана кафедра карельской филологии, карельский факультет имеется также в Педагогическом институте Петрозаводска. Начались регулярные радио- и телепередачи, издаются книги и учебники на карельском языке. Однако для приостановления ассимиляционных процессов необходимы соответствующие законы и материальная база, с тем чтобы у карельского народа было не только прошлое, но и будущее. Список литературы: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997 2.Сородичи по языку. Будапешт, 2000 http://www.finugor.ru/info/narod/carel.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 18 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2010 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Корелы вернее Карелы — одно из коренных финских племен, первоначально обитавшее в Карелии (см.). Норманны застали их здесь в нач. IX в.; король Эрик Эмундсон (Ветергут), умерший в 833 г., в своих походах на Финляндию проникал до Карелии, а в 877 г. Торольф Квельдуфсон, воевода короля Гарольда Гарфагара, в союзе с финским племенем квенов, разбил корел. Впоследствии Корелы утратили свою самостоятельность и платили дань норманнам. В русской истории Корелы появляются впервые в 1143 г., когда, по словам летописца, "корела ходиша на емь" — другое финское племя. В 1149 г. Корелы упоминаются в войсках кн. Изяслава и Ростислава Мстиславичей, помогавших новгородцам в борьбе их с кн. Георгием Владимировичем Суздальским. В 1191 г. Корелы вновь воевали с емью, вместе с новгородцами. О крещении Корелы в православие в летописи говорится: "того же лета (6735 или 1227) кн. Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди". Есть основание предполагать, что многие из них и до того времени были уже крещены новгородцами; так в уставе Святослава, кн. Новгородского, составленном в 1134 г., упоминаются, в числе плательщиков сбора в пользу новгор. владыки, обонежские погосты с корельскими названиями (Юскола и др.); очевидно, здесь жили Корелы-христиане. В 1241 Корелы, под знаменами кн. Александра Невского, ходили под Капорье. "В лето 6786 (1278) кн. Дмитрий и новгородцы и с всей Низовской землею, казни Корелу и взя землю их на щит". В 1284 г. немцы, под предводительством Трунды, приплыли в Карелию по Неве и Ладожскому оз., с целью обратить жителей ее в своих данников, но были разбиты новгородским посадником Симеоном. В 1291 г. начались набеги на Корелы со стороны шведов. основавших в 1293 г. — Выборг, в 1295 г. — Кексгольм, в 1 300 г. — Ландскрону (на месте нынешнего пригорода С.-Петербурга, Бол. Охты). Новгородцы в 1301 г. разрушили Ландскрону, а в следующем году вместе с Корелы делали набег на Норвегию. В 1323 г., по Нотеборгскому миру, русские уступили большую часть Корелии Швеции. Сами Корелы нередко помогали шведам против русских; причиной тому надо считать дурное управление, о чем имеются свидетельства в истории. Так, при вел. кн. Михаиле Ярославиче Тверском, который был и новгородским князем, корельским наместником был тверской боярин Борис Константинович, правивший краем крайне произвольно. В 1350 г. упсальский епископ Гемминг обратил многих корел в католицизм. Несколько веков подряд Карелия переходила от шведов к русским и обратно, а сами жители ее помогали то тем, то другим, смотря по обстоятельствам. Переселение Корелы в глубь России началось еще при Иоанне Грозном. Смутное время и разразившаяся в XVII в. моровая язва сильно опустошили Тверской край; число жителей его значительно уменьшилось. Около того же времени, по столбовскому миру (1617 г.), часть Карелии отошла к Швеции. Жители отошедшей территории были связаны с русскими отчасти верой, отчасти различными экономическими условиями, вследствие чего эмиграция Корелы в пределы России усилилась. Чтобы несколько пополнить ряды сильно поубавившегося населения, московское правительство, обещаниями хороших земельных наделов и разного рода льгот, привлекло часть этих эмигрантов в Тверской край. Переселение Корелы в пределы нынешних Тверской и Ярославской губ. шло медленно и продолжалось до 1678 г. Правительство приписало всех переселенцев-корел к "приказу большого дворца"; но впоследствии многие из них попали в крепостную зависимость к частным лицам и вельможам. Каким образом это произошло — можно догадываться по челобитной переселенцев от 1697 г., в которой сказано, что "помещики и вотчинники корелян, которые за ними живут, как они ездят по торгам, поймав их у себя в поместьях в корельских своих деревнях, бьют и мучат и в подпольях держат, недели по две и по три, и морят голодной смертью". Помещики, в свое оправдание, ссылались на то, что в прежние времена на жалованные земли им велено было принимать выходцев "из-за рубежа корелян", и что в 1646—1678 гг. Корелы были записываемы за ними в переписных книгах. В 1698 г. правительство укрепило за помещиками ту часть корел, которые числились за ними по переписным книгам 1678 г., большинство же приписало к дворцовому ведомству. Последние переселения Корелы в русские губернии совершились вскоре после ништадтского мира (1721 г.), когда вся Карелия была присоединена к России. В настоящее время главная масса Корелы заселяет вост. часть Финляндии, а именно: собственно Карелию, Саволаксу и сев.-вост. часть Эстерботнии, т. е. губернии Выборгскую, С.-Михельскую, Куопиоскую и отчасти Улеоборгскую. Финляндские Корелы в культурном отношении слились с остальными финнами, живущими в стране (тавастами), и отличаются от последних лишь своим говором и более живым темпераментом. Карелия — родина финских сказок. Говор Корелы мягче западно-финского, богат двугласными, а к языку Корелы ладожского прибрежья примешано много русских слов. Жители собственно Карелии беднее остальных финляндцев; бобылей (безземельных) среди них много и в некоторых местах до 37%. Эта экономическая отсталость корел объясняется прошлым края, который, как арена борьбы между русскими и шведами, часто подвергался разорению и большему произволу в управлении. Определить число Корелы, живущих в пределах Финляндии, трудно, так как при переписях их не выделяют в особую группу; приблизительно оно составляет до 900 тыс. душ. Финляндские Корелы в массе своей принадлежат к лютеранской церкви; православных среди них около 40 тыс. Письменность финляндских Корелы — финская; все они грамотны. Кроме Финляндии Корелы живут еще в следующих губерниях: 1) в С.-Петербургской, а именно в уездах С.-Петербургском и Шлиссельбургском, на границе с Финляндией; по Кеппену, в 1848 г. их было 3660 душ, так что, принимая во внимание естественный pост населения, в настоящее время их 5—6 тыс. При подворном описании С.-Петербургской губ. (в 1881—85 г.) Корелы не отделяли от родственных с ними племен эвремейсет и савакот, которых в двух упомянутых уездах считается до 29 тыс. Петербургские Корелы все лютеране. Многие ученые причисляют к Корелы и племя "ижору", которой в С.-Петербургской губ. насчитывается до 20 тыс. 2) В Олонецкой губ. Корелы насчитывается до 40 тыс. Они занимают весь С и СЗ Повенецкого, большую часть Олонецкого и сев.-вост. часть Петрозаводского уездов. Следы Корелы встречаются повсюду в губ. 3) В Архангельской губ. Корелы живут исключительно в Кемском у., в котором они составляют большую часть населения — около 20 тыс. Олонецкие и кемские Корелы, аборигены края, до настоящего времени сохранили свой язык, обычаи, массу преданий и сказок. Письменности у них нет; вера — православная. Называют себя сев. Корелы "ливгиляйне", что означает быстроговорящий, в отличие от родственных с ними финляндцев, говорящих протяжнее. 4) В Новгородской губ. Корелы около 40 тыс. и живут они в уу. Кирилловском, Череповском, Устюженском, Тихвинском, Боровичском, Крестецком, Валдайском и Демянском. 5) В Тверской губ., после Финляндии, всего больше Корелы, а именно: в Бежецком у. (по данным губ. стат. ком. 1879 г.) 41607, в Вышне-Волоцком у. (по данным подворн. описи 1886 г.) 31660, в Весьегонском у. (по данным губ. стат. ком. 1879 г.) 21455, в Новоторжском у. (по данным подворн. описи 1884 г.) 16193, в Кашинском у. (по данным губ. стат. ком. 1879 г.) 1195, в Осташковском у. (по данным губ. стат. ком. 1879 г.) 639, в Зубцовском у. (по данным подворн. описи 1888 г.) 1664, всего 114413 душ. Кроме того, обрусевшие Корелы встречаются в уу. Бежецком, Новоторжском, Зубцовском, Корчевском и Тверском. Тверские Корелы, равно как и близкие к ним до происхождению и по времени переселения новгородские, несмотря на 200-летнее пребывание в России, мало ассимилировались с коренными жителями края и до настоящего времени сохранили свой родной язык, отчасти и свои обычаи. Произошло это, вероятно, оттого, что главная масса их живет широкой, почти сплошной полосой, пересекающей обе губернии с С на Ю, приблизительно параллельно линии Николаевской ж. д., главным образом на В от последней. В более глухих местностях этой полосы лет 20 тому назад можно было встретить целые селения, в которых никто не понимал по-русски. В некоторых селах лесистых местностей Бежецкого и Вышне-Волоцкого уездов корельская речь была разговорная даже в русских семьях местного православного духовенства. Основное занятие Корелы — земледелие, а в лесистых местностях, кроме того, гонка дегтя, смолокурение, жжение угля, выгонка канифоли и др. Живут они большей частью мелкими поселками. Если их не стесняют правилами строительного устава, они ставят свои избы лицом непременно на полдень и притом каждую усадьбу особняком, не соблюдая правильности улицы. Корелы живут опрятнее русских, что было замечено еще автором "генерального соображения по Тверской губ.", относящегося к 1783 г. По характеру своему Корелы резко отличаются от русских: они скрытны, мстительны и в семейных своих отношениях крайне деспотичны. Это препятствует слиянию их с русскими, так что не редкость встретить селения со смешанным населением, в которых обе народности живут бок о бок, не вступая между собой в родство. Тверские и новгородские Корелы — православные, но раскол (особенно беспоповщина) среди них развит сильно. Письменности Корелы не имеют; переведенное на их язык евангелие отпечатано русским алфавитом. Язык твер. и новг. Корелы — финский, с сильной примесью слов русского происхождения. В последние 20—30 лет, с развитием земских школ и усилением отхода на сторону, русский язык начал быстро проникать в среду Корелы, и в настоящее время редко можно встретить взрослого Корелы (исключая стариков и женщин), который, хотя бы плохо, не говорил бы по-русски. Сближению Корелы с русскими немало способствовали и железные дороги Николаевская и Рыб.-Бологовская, прорезавшая корельщину. Благодаря жел. дорогам, здесь развилась торговля, из-за которой многие Корелы в настоящее время бросают свои исконные занятия — земледелие и лесные промыслы. Общее число Корелы, не утративших еще своей национальности, достигает до 220 тыс. (не считая Финляндии). Остатки этой народности встречаются еще: 1) в Гжатском у., Смоленской губ., на границе с Тверской; 2) в Медынском у., Калужской губ., куда Корелы были переселены из Гжатского у. (в 1859 г. их насчитывалось здесь 1396 д.); 3) в Ярославской губ., куда много Корелы переселилось в XVII в. одновременно с тверскими. В Моложском у. по р. Сити они известны под названием "сицкарей". 4) Во Владимирской губ., в г. Переяславле, в Рыбацкой слободе, сохранилось еще до 300 д. Корелы, предки которых были переселены сюда Петром I. Есть с. Корельское в Переяславском у. и Корельская слобода — в Суздальском; в Тамбовской губ. — с. Корелы в Моршанском у., из которого, согласно актам, Корелы были выселены в 1734 г. в Козловский у. В Вологодском у., на границе с Кирилловским у. (Новг. губ.), есть три селения, жители которых по происхождению Корелы Литература: "Финляндия в XIX стол." (Гельс., 1894); Л. Н. Майков, "О древней культуре зап. финнов по данным их яз." (по Альквисту, СПб., 1877); "Сборник материалов для статистики Твер. губ." (вып. II, 1874 и V, Тв., 1882); В. Покровский, "Ист.-стат. описание Твер. губ." (т. I, Тв, 1879); "Сборник статист. сведений по Твер. губ." (тт.: II Новоторжский у., Тв., 1882; Вышне-Волоцкий у., Тв., 1889 и VII Зубцовский у., М., 1891); "Родное корельское. Кор.-русский букварь", А. Толмачевской (М., 1887); "Олонецкий сборник" (вып. III, Петрозав., 1894); "Статист. ежегодник Финляндии" (изд. Центр. стат. бюро, 1894); "Материалы по статистике народного хоз. в СПб. губ." (вып. II, Шлиссельбургский у., СПб., 1885 и V, СПб. у., СПб., 1887); В. С. Борзаковский, "История Тверского княжества" (СПб., 1876); "Живописная Россия". В "Геогр.-стат. словаре Европ. России" П. П. Семенова приведены след. источники: Rein. "Specimen de vetere Careliae" (Або, 1825); "История" Карамзина; Погодин, "Ист. сборник", Верещагин, "Оч. Арх. губ.", 1849; Кеппен, "Водь"; Преображенский, "Хоз. в Тв. губ."; "Воен. стат. Тв. губ."; Андреев, "Олон. губ."; Дашков, "Олон. губ."; "Пам. кн. Олон. губ.", 1858; "Сп. нас. мест Архан. губ."; "Сп. нас. мест Твер. губ."; Castren, "Ethn. Vorlesungen"; его же, "N. R eise", 1853; Schnitzler, "L'emp. des Tsars"; "Ж. Млн. Вн. Дел" кн. 3, 1848, XXIII; "Вестн. Геогр. Общ.", 1856, кн. 4 и 5; "Олон. Губ. Вед."; Sj ö rgen, "Gesam. Schriften" (СПб., 1861). Д. Рихтер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Iwan Bohun Опубликовано 21 августа, 2011 Поделиться Опубликовано 21 августа, 2011 Письменные известия о Карелах. Древнескандинавские письменные источники - http://www.aroundspb.ru/history/wricorela/scand.php Бубрих Д. В. - Происхождение карельского народа. Петрозаводск, 1947. - http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/bubrih/bubrih0.htm Кочкурина С. И. - Корела и Русь. Ленинград, 1986. - http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/korrus/korrus0.htm Письменные известия о карелах. Новгородские берестяные грамоты - http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/pizv_bg/pizv_g0.htm Древнерусские летописи и документы - http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/pizv_let/pizv_l0.htm Кочкурина С. - Западноевропейские письменные источники и новгородские берестяные грамоты о древних карелах - http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/kochkur/kochkur0.htm Древние письменные известия о племенах, обитавших на территории Карелии с древнейших времен до XIV в. - http://helyla.onego.ru/koreladocs.html Шаскольский И. П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Петрозаводск, 1987. - http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/shask_13/shask0.htm Andreas Koivisto - Thoughts on the Karelian Baltic Sea Trade in the Twelfth and Thirteenth Centuries AD - http://www.helsinki.fi/venaja/nwrussia/eng/sbornik2008/koivisto.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться