Перейти к содержанию
Гость sanj

методы подготовки

Рекомендуемые сообщения

Я очень согласен с Вами, что в бою задирание ног а-ля киношный Шаолинь-сы грозило усечением некоторых частей тела под самый корень ;)

В легендах о происхождении Тхэ-квон-до говорится о том, что корейские бойцы тренировались в ударах ногами в прыжке для того, чтобы уметь сбивать всадника с лошади. Кстати, корейские единоборства, в.т.ч. дзю-дзюцуподобный Хап-ки-до, изобилуют разнообразной ударной техникой для ног.

Если с корейцами и японцами все понятно и относительно реально, то китайцы - другая история - насколько это понятно, история Китая - это цепь бесконечных завоеваний Чжун-Го "северными варварами", не владевшими какими-либо навыками цюань-фа, имеющего индийское происхождение. Если все они через одного Брюсы Ли и Джеки Чаны с Джи Мингами, как так получалось, что их регулярно били и завоевывали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

* В легендах о происхождении Тхэ-квон-до говорится о том, что корейские бойцы тренировались в ударах ногами в прыжке для того, чтобы уметь сбивать всадника с лошади.

Ну приплыли - дальше только Желтое море! ;) Тхэквондо оформилось только после Корейской войны 1950-53 гг. Легенды же лепят в Корее на каждом шагу. То, что я видел от самих корейцев (без модернизированного под каратэ тхэквондо) - это или тансудо ("танская рука"), аналогиченое каратэ в очень большой степени, либо "ссирым" - чисто силовая борьба, либо примитивные по форме,но эффективные до боли приемы, которые основываются на хорошем чувстверавновесия и дистанции. Высоких ударов традиционно не фиксировано. Т.ч. легенды все это - про конницу и древнетхэквондистов :)

* Кстати, корейские единоборства, в.т.ч. дзю-дзюцуподобный Хап-ки-до, изобилуют разнообразной ударной техникой для ног.

Именно что "-подобный". очень верное замечание. Это синтетическая боевая школа послевоенного времени. Есть такой корейский фильм "Чанъгун адыль" ("Сын богатыря"). там показаны проблемы в Корее при японском правлении. Часто демонстрируются драки с участием главного героя - очень жестоко, некрасиво, малотехнично с точки зрения официального тхэквондо, но жутко эффективно.

* Если с корейцами и японцами все понятно и относительно реально, то китайцы - другая история - насколько это понятно, история Китая - это цепь бесконечных завоеваний Чжун-Го "северными варварами", не владевшими какими-либо навыками цюань-фа, имеющего индийское происхождение. Если все они через одного Брюсы Ли и Джеки Чаны с Джи Мингами, как так получалось, что их регулярно били и завоевывали?

С корейцами и японцами все очень малопонятно. Описание единоборств - "стащил с седла, прижал к седлу и отрубил голову". Лишь после завершения войн в эпоху Эдо начинают развиваться безоружные формы борьбы. А так - все фикция.

С китайцами - опять же, все начинает серьезно развиваться к 17 в., когда маньчжуры начинают регламентировать ношение оружия населением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

*Тхэквондо оформилось только после Корейской войны 1950-53 гг. Легенды же лепят в Корее на каждом шагу. То, что я видел от самих корейцев (без модернизированного под каратэ тхэквондо) - это или тансудо ("танская рука"), аналогиченое каратэ в очень большой степени, либо "ссирым" - чисто силовая борьба, либо примитивные по форме,но эффективные до боли приемы, которые основываются на хорошем чувстверавновесия и дистанции. Высоких ударов традиционно не фиксировано. Т.ч. легенды все это - про конницу и древнетхэквондистов :)

Ну о генерале Чой Хон Хи и его команде мы сами с усами :lol: Ты забыл упомянуть про Тхэккен и Шубак.

Именно что "-подобный". очень верное замечание. Это синтетическая боевая школа послевоенного времени. Есть такой корейский фильм "Чанъгун адыль" ("Сын богатыря"). там показаны проблемы в Корее при японском правлении. Часто демонстрируются драки с участием главного героя - очень жестоко, некрасиво, малотехнично с точки зрения официального тхэквондо, но жутко эффективно.

Про Хапкидо я упомянул для характерности. Корейцы - любители поработать ногами и это вылезает везде, где это возможно.

С корейцами и японцами все очень малопонятно. Описание единоборств - "стащил с седла, прижал к седлу и отрубил голову". Лишь после завершения войн в эпоху Эдо начинают развиваться безоружные формы борьбы. А так - все фикция.

Жизнь Мусащи Миямото как раз на разгар событий Щингоку Джидаи приходится и на этот период уже фиксируют ряд школ дзю-дзюцу на Островах и Окинаве. Как никак все это получило развитие в ходе этой кровопролитной войны. Так же как и оформление окинавского Тэ в результате оккупации даймё Щимадзу.

С китайцами - опять же, все начинает серьезно развиваться к 17 в., когда маньчжуры начинают регламентировать ношение оружия населением.

Нет под рукой источников, но воины-монахи в Чжун-Го появились раньше Сохэй и Ямабуси в Нихон - почти уверен. А первые "каратульные" тайные общества появились уже на закате династии Юань.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

* Ну о генерале Чой Хон Хи и его команде мы сами с усами Ты забыл упомянуть про Тхэккен и Шубак.

Начинаем упражнение по коррекции произношения: встаньте на цыпочки, защемите прищепкой оба уха сзади головы и, стараясь улыбаться, произносите вслед за мной: Чхве Хон'и, т'эккён, субак. Остальное - изврат и не принимается во внимание (прим. апостроф означает придыхание, которым сопровождается произношение предыдущего звука).

По сути - субак являлся древней чисто силовой борьбой, предком современного ссирым и японского сумо (в какой-то мере). Тхэккён являлся довольно примитивным, но исключительно эффективным в условиях вооруженного столкновения стилем, скорее всего, применявшего минимум ударов, но максимум заломов (благо, пластинчатые панцири таковые позволяли).

* Про Хапкидо я упомянул для характерности. Корейцы - любители поработать ногами и это вылезает везде, где это возможно.

Фигня. Это для публики. Реально все не так.

* Жизнь Мусащи Миямото как раз на разгар событий Щингоку Джидаи приходится и на этот период уже фиксируют ряд школ дзю-дзюцу на Островах и Окинаве. Как никак все это получило развитие в ходе этой кровопролитной войны. Так же как и оформление окинавского Тэ в результате оккупации даймё Щимадзу.

Упражнение № 2. В СНГ принята система записи японских слов русской графикой, называемая "киридзи". Т.о. следует произносить Симадзу, Миямото Мусаси, Сингоку Дзидай и т.д.

По сути - первоначальные формы дзюдзюцу представляли собой эффективные, но не очень разнообразные приемы на залом и сваливание. Очень эффективно использовались конструктивные особенности японских доспехов. 16 век много дал именно воинским искусствам с точки зрения тактики и управления, но мало - к тем традиционными искусствам владения мечом, луком, копьем и в некоторой степени дзюдзюцу, которые сложились ранее.

* Нет под рукой источников, но воины-монахи в Чжун-Го появились раньше Сохэй и Ямабуси в Нихон - почти уверен. А первые "каратульные" тайные общества появились уже на закате династии Юань.

Естественно, что первые буддийчские монахи появились в Китае ранее, чем в Японии. Причем это попало на время Северных и Южных династий (Нань Бэй Чао), когда положение на Срединной равнине было очень нестабильным и страна оказалась разорвана на массу мелких государств, враждовавших между собой. Настоящих монахов среди тех воинов было мало. Юаньские общества - это предмет исследования профессора У Ханя, котрый свел исследования в книге "Чжу Юаньчжан чжуань", где подчеркнул острую необходимость безоружного противостояния монгольским войскам (по законам Юань нельзя было иметь оружие даже для защиты от разбойников, на уезд полагалось иметь всего по 5 комплектов луков и стрел, которые выдавались лишь проверенным людям в случае, если надо было оказать вооруженное сопротивление шайке грабителей, которые были, как правило, разоренные восставшие крестьяне) и манихейскую сущность обществ.

Т.ч. революции Ваши сообщения пока не вызвали. а любовь китайцев и японцев к легендам не должна нас ослеплять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по всему, это "вторичный перевод" из книги "У-цзин. Военные канон Китая" (кажется так). Перевод Ральфа Сойера с китайского на английский и потом - с английского на русский. Много косяков типа "кольчуги", "алебарды" и т.д. Кольчуг тогда еще не было (первые кольчуги в Китае появились из Согда в 8 в.), а "алебарды" типологически не соответствуют этому виду оружия и перевод очень условен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.S drevnih vremen osnovnaya ucheba kavalerista(jigitovka, vladenie mechom, taktika i t.d) provodilas' vo vremya igri konnoe POLO , seichas v mongolii vozrojdaetsya etot natsionalnii vid sporta. tem kto neverit pojaliusta pervoistochnik : MENDABEILU tut podrobno skazano io mongolah i o kidanyah.

2.Drugoi naibolee rasprostrannenii sposob : vseh malchikam po dostijenii 7 let dovali jerebenka , vmeste uchilis priemam verhovoi ezdi, i kon' i malchik uchilis' vzaimo ponimaniyu, malchik poluchal luk i doljen bil popodat' naskaku iz lubogo polojeniya v golovu protivnika(kakovo bilo kachestvo trenirovki mojno uznat' iz nadpesi CHINGGISOVA KAMNYA) ; a obuchenie zokanchivalos' ekzamenom kogda kon' i malchik neslis' na polnom skaku i uvertivalis' ot tupih strel kotorimi ih obstrelivel otets.

No eto ochen bolshaya tema , korotko budet tak. :)

3.trenirovki deistviya v kolektive(opit komandovaniya, nastupleniya, obhod, zasada, otstupleniya, deistviya malih grup ili bolshoi massi konnikov i t.d) poluchali na oblavnih ohotah AV, nedumaite chto eto bilo prosto ohota (ohota delo desyatoe) eto bili voennie trenirovki soldat i komanduyushih

4.Neputaite eriin 3 naadam s trenirovkami ; eto prosto to chto doljen bil umeti delat' mujchina i NAADAM eto konkurs luchshih :D

5.Naschet mongol USHU , nezabivaite kogda poyavilos' monastir' shaolin i kto ih podderjival. eshe v 20-h godaah bili lyudi vladevshie priemami s ispolzovaniem raznih melkih predmetov, naprimer GAANS (kuritelnaya trubka, ochen' hrupkaya) v svoem romane (Tungalag Tamir)opisal etot priem vidni mongol pisatel iz olhonutov.

POka vsye

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вчера поговорил с одним нашим аспирантом - его тема боевые сцены в джангре. естественно не русский перевод липкина а записанные со слов сказателей тексты.

он говорит, что да в доспехах действительно борцовская техника. но когда они дерутся без оружия скинув доспехи и подкатав штаны из кожи оленя есть места где прямо говорится "ударил" ташх. ударом сломал сустав и т.п. т.е. он уверен в наличии единоборств со смешанной техникой, при наличии массы повреждающих ударов (т.е. приемов, которые в современных видах спорта были б наверняка запрещены)..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://nvo.ng.ru/forces/2001-04-13/3_korotko.html

Мины династии Мин

В автономном районе Внутренняя Монголия КНР китайские археологи во время раскопок обнаружили 20 мин, изготовленных более 600 лет назад. Взрывные устройства, относящиеся к концу XIV - началу XV веков, имеют сферическую форму и железные корпуса. Вес самого большого из них - 1,7 кг, самого маленького - 800 граммов, каждое снабжено выступом, в котором просверлено отверстие. Начинены мины черным порохом. Они, как утверждают китайские ученые, произведены в ранний период эпохи династии Мин, правившей Китаем с 1368 по 1644 г. Это первая подобная находка на территории КНР, но она еще раз свидетельствует о военно-техническом лидерстве китайцев среди других народов от древних времен до позднего средневековья.

В.А.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я очень согласен с Вами, что в бою задирание ног а-ля киношный Шаолинь-сы грозило усечением некоторых частей тела под самый корень ;)

В легендах о происхождении Тхэ-квон-до говорится о том, что корейские бойцы тренировались в ударах ногами в прыжке для того, чтобы уметь сбивать всадника с лошади. Кстати, корейские единоборства, в.т.ч. дзю-дзюцуподобный Хап-ки-до, изобилуют разнообразной ударной техникой для ног.

Если с корейцами и японцами все понятно и относительно реально, то китайцы - другая история - насколько это понятно, история Китая - это цепь бесконечных завоеваний Чжун-Го "северными варварами", не владевшими какими-либо навыками цюань-фа, имеющего индийское происхождение. Если все они через одного Брюсы Ли и Джеки Чаны с Джи Мингами, как так получалось, что их регулярно били и завоевывали?

Скажу как практический кавалерист, сбить подготовленного всадника с лошади не возможно. Можно только опракинуть лошадь. Что касаемо ударов ногами по всаднику, я подумаю, просто откинуться мне в седле, или встретить саблей? А может сама лошадь отобьёт? Этому не трудно научить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1

О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМЪ ФИЗИЧЕСКОМЪ ВОСПИТАНIИ ДЪТЕЙ

КАЛМЫКОВЪ и НОГАЙЦЕВЪ

КОЧУЮЩИХЪ ВЪ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНIИ.

Калмыки Большедербетскаго улуса хотя и не кочуютъ въ полномъ значенiи этого слова, но круглый годъ живутъ въ кибиткахъ. Физическая ихъ жизнь, поэтому, со дня рожденiя и до самой смерти постоянно находится подъ влiянiемъ самыхъ разнообразныхъ перемънъ климата и температуры, начиная отъ 25° тепла и оканчивая морозомъ въ 20°. При всемъ томъ, уходъ за кожею во вcъ времена года бываетъ у нихъ почти одинаковый.

Ребенка обмываютъ тотчасъ послъ рожденiя въ теплой водъ, въ которую кладутъ немного соли, толченаго ладану (Гючель накба) и куджи. Куджи - это благовонная курительная свъчка, которую набожные и достаточные калмыки зажигаютъ передъ бурханами, какъ въ своихъ кибиткахъ, такъ и въ хурулахъ или кумирняхъ. Эти курительныя СВЪЧКИ дълаются изъ толченаго сандала, можевеловыхъ ягодъ и какой-то ароматической травы, растущей будьто-бы въ одномъ только Тибетъ. За неимънiемъ «куджи» употребляютъ пли ладанъ, или можевелникъ. Для насъ кажется немыслимымъ купать ребенка только-что родившагося, хотя-бы и въ теплой водъ, зимою, въ трескучiй морозъ, особенно въ метель, когда и въ кибиткъ все бываетъ болъе или менъе покрыто снъгомъ, и потому можемъ допустить, что калмыки ВЪ такое время дълаютъ только примъръ омовенiя... Другое дъло лътомъ, въ жаркiй день; тогда и ребенка лучше обмываютъ и чаще купаютъ. Когда у ребенка отпадетъ пуповина, то, чтобы рана скоръе зажила, намазываютъ ее курдючнымъ саломъ или свъжимъ масломъ - что случится подъ рукою. Если ребенокъ около шеи, подъ мышками и между ногъ подопръваетъ, то мъста эти засыпаютъ въ порошокъ превращенною сженною глиною, которую для того берутъ изъ-подъ тагана или, лучше сказать, изъ-подъ золы, гдъ по срединъ кибитки почти постоянно держатъ огонь.

Послъ омовенiя на ребенка надъваютъ рубашку (кiиликъ), которая, впрочемъ, больше похожа на кофту нашихъ дамъ. Она коротка и спереди разръзана, съ широкими воротниками и у шеи не завязывается. Замъчательно, что калмыки объихъ половъ и всъхъ возрастовъ носятъ рубашки одинаковаго покроя. Совершенные-же бъдняки заво-

2

рачиваютъ новорожденнаго ребенка въ кусокъ нанки, коленкора или-же старой тряпки, а затъмъ - въ войлочекъ лътомъ, а зимою - въ молодую овчинку или курпей.

Пеленанiя или ровнянiя членовъ дътей послъ рожденiя у калмыковъ не принято; но замечаемое у многихъ калмыковъ искривленiе ногъ, происходитъ, по нашему, мнънiю, отъ устройства колыбели и отъ способа няньчить дътей.

Колыбель или люлька, по калмыцки юльге, имъетъ продолговатую четырехугольную форму. Ея остовъ похожъ на неглубокiй ящикъ. Видъ и основанiе люльки слъдующiй:

Такая люлька вокругь боковъ А, В, С и D обшивается войлокомъ, а у людей богатыхъ - сукномъ. Вь основанiи А и С укръпляется дуга, обшитая тоже войлокомъ, отъ которой войлокъ или сукно, опускаясь свободно внизъ, накрываетъ всю люльку по линiи G и D и тъмъ защищаетъ ребенка отъ вътра, а отчасти и холода. Все это просто и незатейливо; но въ калмыцкой ЛЮЛЬКЪ есть одно довольно замысловатое и практичное приспособленiе для того, чтобы моча въ ЛЮЛЬКЪ не задерживалась, а стекала наружу. Приспособленiе это заключается въ особенномъ снарядъ «Цорго», на который чертежъ указываетъ буквами Е и F. Онъ прикръпленъ ко дну люльки и конецъ его пропущенъ наружу. Дно этого снаряда, по калмыцки «Тавикъ», имъетъ желобокъ, по которому стекаетъ моча. Та часть Цорго, что въ серединъ люльки, имъя отверстiе со стороны Е, cвеpxy дугообразна, обтянута войлокомъ или-же сукномъ. Hа дно люльки кладутъ тюфячекъ, набитый шерстью, или-же войлочекъ, сшитый въ нъсколько листовъ, на которомъ укладываютъ уже ребенка, завернутаго въ пеленки и молодыя овчинки, такъ, чтобы ребенокъ охватывалъ ногами Цорго и мочился прямо въ отверстiе Е. При такой предосторожности ребенокъ въ люлькъ лежитъ всегда сухой потому, что моча стекаетъ по желобку снаряда. Въ гигiеническомъ отношенiи, при условiяхъ кочевой жизни, особенно зимою, когда ребенка, для соблюденiя чистоты, невозможно часто раскрывать «Цорго» - снарядъ незамънимый. Но, съ другой стороны, онъ, несомнънно, способствуетъ образованiю кривизны ногъ.

Калмыцкая люлька устроена такъ, что ее нельзя качать; однако-же ЛЪТОМЪ, когда мирiяды блохъ начнутъ уже сильно безпокоить ребенка, для него устраиваютъ гамакъ на кибиточной ръшеткъ, посредствомъ аркана - веревки, скрученной изъ рунной шерсти и конскаго волоса, и качаютъ. Нельзя сказать, чтобы ребенку на гамакъ было удобнъе и спокойнъе; правда, блохи его не такъ безпокоятъ; но ему тамъ далеко жарче, такъ какъ внизу, со стороны вътра, всегда бываетъ прохладнъе, если приподнять кошму.

Пища калмыковъ съ самаго дътства очень проста и несложна. Какъ только родится ребенокъ, ему прежде всего даютъ соску изъ курдючнаго сала (т.-е. бараньяго хвоста) для того, что, будто-бы, такое сало производитъ очищенiе желчи. Нъкоторые-же калмыки даютъ мальчикамъ соску изъ волчьяго сала въ томъ убъжденiи, что оно сдълаетъ человека смълымъ и храбрымъ. Съ другаго уже дня матери начинаютъ кормить грудью,

3

и продолжаютъ отъ одного до полтора года, не болъе, а спустя полгода, прiучаютъ дътей къ той пищъ, какую сами ъдятъ: кормять шюлюномъ, т.-е. бульономъ изъ какого попало мяса (соль составляетъ единственную приправу ихъ бульона), буданомъ (кипятокъ, подправленный мукою и саломъ), калмыцкимъ чаемъ и, наконецъ, мясомъ, прiучая сначала къ обглодыванiю костей. Слъдуетъ замътить, что калмыки при своей трапезъ; не употребляютъ ни ложекъ, ни вилокъ: первыя замъняютъ деревянными точеными чашками, а вторыя - собственными пальцами, и, поэтому, кормить грудныхъ дътей чаемъ или бульономъ изъ чашки не такъ удобно, какъ поитъ ихъ ложкою. Замъчательно, что печеный хлъбъ не составляетъ ежедневной пищи калмыковъ, и если онъ является за ихъ столомъ, то какъ ръдкiй подарокъ русскаго знакомца. Поэтому, съ самаго рожденiя, за исключенiемъ кирпичнаго чая, пища калмыцкихъ дътей больше животная, чъмъ растительная. У калмыкъ не такъ няньчатъ дътей, спустя полгода, когда онъ начинаютъ ползать, какъ у насъ, на рукахъ, а сажаютъ верхомъ на лъвый кострецъ и поддерживаютъ рукою. Дитя, изъ боязни упасть, кръпко держится ногами, которые мало-по-малу прiобрътаютъ отъ того окривленiе.

Дъти начинаютъ сидъть, ползать и ходить, смотря по времени рожденiя, раньше или позже. Если эти акты человъческаго возраста приходятся на лътнiе мъсяцы, то, понятно, и дъти начинаютъ раньше сидъть ползать и ходить. Зимою-же эти самостоятельныя дътскiя движенiя невозможны. Въ послъднемъ случаъ дъти начинаютъ ходить въ возрастъ; одного года и шести мъсяцевъ. Вообще, эти способности развиваются въ дътяхъ сами-собою, безъ исскусственнаго пpiyчиванiя матерей, которымъ часто и не до того, да въ кибиткъ и негдъ этимъ упражняться. Природа въ этомъ отношенiи единственный учитель и помощникъ калмыцкихъ матерей.

Послъдуемъ за дальнъйшимъ физическимъ развитiемъ калмыцкихъ дътей подъ влiянiемъ воспитательницы-природы, въ широкомъ значенiи слова.

Калмыки (богатые, конечно, во-всемъ и вездъ составляютъ исключенiе) лътомъ не одъваютъ своихъ дътей до 6, а иногда до 8 лътъ. Дъвочки въ этомъ возрастъ начинаютъ уже носить штаны (шальбуръ), но рубашки считаются еще роскошью. Haгie и почти нaгie дъти бъгаютъ и ръзвятся лътомъ, а зимою, плохо одътые, прячутся какъ сурки въ родительскiе шубы, кошмы и во-что попало, или гръются у пылающаго среди кибитки огня, въ ожиданiи какой-нибудь скудной трапезы и всего чаще будана. Вольныя - какъ широкая степь, ръзвыя - какъ лътнiй вътерокъ, кроткiя - какъ домашнiе звърьки, калмыцкiя дъти, привыкнувъ съ самаго рожденiя къ терпънiю, легкой и удобоваримой пищъ, ко всъмъ перемънамъ погоды и во ВСЪ времена года, переносятъ впослъдствiи самыя ръзкiя атмосферическiя крайности съ удивительнымъ терпънiемъ и выносливостью.

Въ доказательство приведемъ два случая:

Однажды въ глубокую и холодную осень мнъ пришлось проъздомъ остановиться въ хотонъ кормить лошадей. Вошедши въ кибитку бъднаго калмыка, я увидълъ 4-лътняго мальчугана совершенно голаго, гръвшагося у огня, о бъдности хозяина все свидетельствовало: и ветхая кибитка и находящаяся въ ней рухлядь. На обратномъ пути я нарочито заъхалъ къ этому калмыку, и подарилъ ему ситцу на рубашку для мальчугана. На провеснъ мнъ опять случилось кормить лошадей въ этомъ хотонъ, и я опять, вошедши въ знакомую кибитку, увидълъ того-же мальчугана попрежнему голаго. Тогда я спросилъ мать: почему онъ безъ рубашки? Та отвътила: "я ему сшила рубашку и надъла; онъ въ тотъ-же день ее сорвалъ - говоритъ, что въ pyбaшкъ ему холоднее".

Другой случай:

Проъзжая калмыцкой степью по незнакомой дорогъ я, изъ предосторожности, чтобы не заблудить, взялъ проводникомъ калмыка, мо-

4

лодаго парня, лътъ 22. Это было въ первыхъ числахъ марта. Снъгъ уже сшелъ, но по ночамъ было еще очень свъжо. Желая доехать на ночлегъ до одного хутора, я прiопоздалъ; между тъмъ небо заволокло сплошными тучами, начался громъ и молнiя, полился дождь, какъ изъ ведра, и сделалась ночь "тюрьмы темнъе". Мы ъхали больше часа подъ страшнымъ ливнемъ, потеряли дорогу и окончательно заблудились. Я решился остановиться среди степи и заночевать. Кучеръ распрегъ лошадей и привязалъ къ оглоблямъ. Я остался въ тарантасъ, закутавшись фартукомъ и зонтомъ, кучеръ, укутавшись буркою, остался на козлахъ, а калмыкъ, раздъвшись до-нага, всю свою одежду спряталъ у меня подъ фартукъ, а самъ легъ подъ тарантасомъ. Ливень продолжался до полуночи, а съ мелкимъ дождемъ - до разсвъта. Мнъ было слышно, какъ калмыкъ ворочался въ водъ, подъ тарантасомъ, дрожалъ и стучалъ зубами, и я сталъ серьезно бояться за могущiя случиться съ нимъ послъдствiя. Я приглашалъ его къ себъ въ тарантасъ; но калмыкъ не согласился. Наконецъ, когда заря начала заниматься, калмыкъ вылезъ изъ подъ тарантаса, одълся въ сухую одежду и, послъ добраго стакана водки, совершенно согрълся. Я приказалъ запрягать лошадей, и мы поъхали. Послъ втораго стакана калмыкъ повеселълъ, и увърялъ меня, что если-бы онъ не раздълся, то одежда его была-бы мокрая и онъ могъ-бы простудиться...

Такова система калмыцкаго воспитанiя и логика. Система, конечно, ultra-спартанская; но при другой системъ такiе результаты физическаго воспитанiя дътей немыслимы.

Воспитанiе ногайскихъ дътей въ первомъ возрастъ также примитивно, какъ и калмыцкихъ, вслъдствiе одинаковыхъ съ ними условiй кочевой жизни: джембулуковцы, едисанцы, едишкульцы, караногайцы и трухмяне *), за весьма немногими исключенiями, также круглый годъ живутъ въ кибиткахъ, передвигаясь, сообразно временъ года и экономическимъ потребностямъ, ихъ скотоводство съ лътнихъ кочевокъ на зимнiя и обратно. Если богатые имъютъ сакли, такъ сказать, pro forma, то преобладающее большинство бъдныхъ лишено даже кръпкихъ кибитокъ, въ которыхъ могли-бы укрыться отъ дождя и снъга. При такихъ бытовыхъ условiяхъ, уходъ за кожею новорожденнаго ребенка не всегда возможный и одинаковый.

1) Вообще у ногайцевъ принято купать ребенка тотчасъ послъ рожденiя въ теплой водъ, въ которую кладутъ немного соли и какой-то травы. Затъмъ, купаютъ ребенка, смотря по погодъ и возможности, ежедневно, или-же чрезъ день, два и болъе. Названiе травы намъ не удалось узнать.

2) Одежда. Тотчасъ послъ перваго купанья бабка надъваетъ на ребенка рубашечку, а голову повязываетъ платочкомъ. Рубашка имъетъ спереди разръзъ до половины всей длины.

3) Пеленанiя, нарочито приготовленными для того свивальниками, ногайцы не дълаютъ; но, во всякомъ случаъ, менъе или болъе туго обвертываютъ ребенка кускомъ новаго ситца, коленкора, бязи или-же, при бедности, старой рухлядью. Затъмъ, поверхъ этого обвертываютъ кускомъ сукна, войлока или курпейкомъ, смотря по погодъ.

4) Ровнянiе или правленiе рукъ и ногъ, а также головы новорожденнаго ребенка дълается по ycмотpънiю бабки, а частiю и самой матери. Если голова продолговатая, то въ такомъ случаъ не трогаютъ ее, но если круглая и большая, тогда болъе или менъе туго стягиваютъ платочкомъ. Руки и ноги ребенка выправляются руками бабки или матери во время купанья.

*) Трухмяне, между которыми есть часть киргизовъ, хотя и не принадлежатъ къ Ногайскому племени, тъм не менъе, въ воспитанiи дътей у них съ ногайцами одинаковые прiемы и обычаи, за исключенiемъ колыбели.

5

5) Колыбель у ногайцевъ и трухмянъ приспособлена къ качанiю, и въ нее укладываютъ дитя особеннымъ манеромъ.

Видъ ея съ боковъ слъдующiй:

(рисунок колыбели)

Вся колыбель укрепляется въ четырехъ столбикахъ, нижняя часть которыхъ или ножки установлены въ двъ досчатыя качалки, въ верхнихъ-же частяхъ ножекъ укръплены деревянныя дужки, связанныя перекладинкою С и D. Линiя А В представляетъ дно колыбели. На это дно постилается тюфячекъ, набитый шерстью, а у людей богатыхъ - ватою; и на немъ кладутъ ребенка, завернутаго въ двухъ пеленкахъ. Одною пеленкою укрываютъ верхнюю часть тъла, какъ-то: руки, грудь и до поясницы ребенка, а другою - ноги. Затъмъ кладутъ дитя въ люльку, на тюфячекъ, лицомъ къ верху, на спину такъ, чтобы заднiя части тъла приходились къ небольшому отверстiю, сделанному въ тюфячкъ и въ днъ люльки. Уложивъ ребенка, привязываютъ его къ люлькъ двумя широкими суконными поясами, а чтобы такая увязка не давила ногъ, накладываютъ подъ нее, на колъна, маленькую подушечку. Послъ того, въ отверстiе дна вставляютъ костяную трубочку или просто кость животнаго четвероногаго: съ круглымъ отверстiемъ для мальчиковъ и продолговатымъ для дъвочекъ, стараясь, чтобы отверстiя въ тюфячкъ, люлькъ и кости приходились между ногъ дитяти для того, чтобы моча свободно истекала наружу и не мочила тюфячка. Подъ голову ребенка подушки не кладутъ потому, что будто-бы отъ того шея у дитяти будетъ короткая. Такъ уложеннаго ребенка укрываютъ чъмъ-нибудь въ родъ одъяла и, наконецъ, смотря по погодъ, сверху дужекъ и перекладинки С D закрываютъ или легкою покрышкою, въ родъ полога, или войлокомъ. Лътомъ качаютъ дътъй и на гамакъ.

6) Пища. Слъдуетъ замътить, что ногайская кухня чище калмыцкой, которая, какъ известно, допускаетъ въ свое menu и мясо павшихъ отъ какой-бы-то не было болезни животныхъ. Поэтому и пища ногайскихъ детей гораздо чище бываетъ. Но и имъ, какъ и калмыцкимъ дътямъ, тотчасъ послъ рожденiя прежде даютъ соску изъ сыраго курдючнаго сала, а затъмъ грудь, какъ только молоко у матери появится. Послъ того, мать, по своимъ соображенiямъ, раньше или позже начинаетъ подкармливать ребенка саламатью изъ пшеничной муки, подслащенной сахаромъ, а затъмъ постепенно прiучаетъ къ той ПИЩЪ, какую сами ъдятъ. Мать кормить ребенка грудью до новой беременности, и, почувствовавъ себя въ такомъ положенiи, тотчасъ отнимаетъ. Въ противномъ случаъ, кормитъ ребенка до полтора года и не дальше двухъ лътъ.

и 7) Сидънiе, ползанiе и ходьба находятся подъ тъми-же условiями времени и материнскихъ прiемовъ, какъ и калмыцкихъ дътей. Люди богатые, которые составляють исключенiе вездъ и во всемъ, прiучаютъ дътей ходить въ нарочито для того устроенныхъ станкахъ, двигающихся на колесахъ во всъ стороны съ равною легкостiю, хотя, правду сказать, кибитка для такихъ движенiй крайне неудобна.

Вообще, первоначальное воспитанiе дътей производитъ въ организмъ нашихъ номадовъ слъдующiя измъненiя:

6

Вы ръдко встрътите между ними индивидуумовъ съ широко-развитою грудью, что, несомнънно, происходитъ отъ того, что ребенокъ со дня рожденiя и во всъ перiоды возраста, зимою, въ сильные морозы, одътый въ одну шубу, большею частiю старую, невольно жмется, а это не можетъ способствовать свободному развитiю грудной кости. Отъ того между ними чахоточные не составляютъ ръдкаго явленiя.

Кожа номадовъ, подъ влiянiемъ такого воспитанiя, принимаетъ свойство болъе кръпкое, чъмъ наша, особенно на тъхъ частяхъ тъла, которыя у насъ всегда закрыты одеждою. У нихъ-же, и на такихъ-же частяхъ, трудно вызвать ударами синебагровыя подтеки.

Однажды во время вашей службы въ должности начальника станицы, старый калмыкъ жаловался намъ, что его родной сынъ, въ пьяномъ видъ избилъ его сильно униною (длинный дрючекъ молодаго орешника, полтора дюйма въ дiаметръ), и при этомъ принесъ унину, переломленную на три части, и привелъ свидътелей. И что-же? На обнаженной спинъ по указанiю старика, я не нашелъ ни малъйшихъ слъдовъ побоевъ, хотя свидътели показывали, что удары униною были нанесены именно по cпинъ. При этомъ я замътилъ, что загорълая спина калмыка блестъла, какъ будьто смазанная массломъ, и поры по ней были до того ръдки, что ихъ можно было сосчитать.

I. Бентковскiй.

Бентковский, I. О первоначальном физическомъ воспитании дътей Калмыковъ и Ногайцевъ кочующихъ въ Ставропольской губернии. 6 стр. (без даты, вероятно XIX в.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...