Перейти к содержанию
Хак-Назар б. Касым

Восстание в Синьцзяне 1944 г.

Рекомендуемые сообщения

В "Иртыше" есть инфа, что Ален-ван и Хадиша, якобы "предали" восставших в 1941 г. казахов

в обмен на освобождение Ален-вана из тюрьмы и назначение его жены мэром Урумчи.

Хотя на самом деле Ален-Ван был освобожден из тюрьмы только в 1945 г., а Хадыван стала губернатором

Урумчи в 1946.

В общем интересно узнать Ваше мнение.

Куюрчуки под руководством Оспан-батыра увели у Ален-вана и Хади-ван весь их скот и через Монголию

перевели в СССР (на семипалатинский мясокомбинат для производства консервов для фронта). Видимо, кто-то

из повстанцев и пустил этот слух, подумав, что так Кугедаевы им отомстили, но вряд-ли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название: Самурык.

Автор Газез Райыс улы.

Издательство: Уш Киян., Алмтаы, ул. Р.Зорге 18.

Тираж 500 шт.

Автор уроженец Тарбагатайского округа СУАР, в настоящее время преподает в КазГУ.

Предисловие:

Человечество стремится из мира нужды в мир свободы. Со стечением времени старается дать реальную оценку изменениям, произошедшим в следствие исторических событии. Думаю, наступило время дать историческую оценку и исторической личности Оспан батыру, проживавшему пол века назад. Эта книга описывает исторические события, правду без красок. Поэтому особенность сочинения в следующем:

1. Описывается конкретное время национально-освободительного движения под началом Оспан батыра, место событии. Информация на оди и те же события получены от разных участников этих событии.

2. Использованы устные свидетельства сына Оспан батыра Наби Оспан улы, его боевых друзей Тусупбай, Жетей, исследовательские материалы Сунь Чйлан (в тексте СуНЬ Н с хвостиком), Латип, Айуй, Далелхан Жаналтай (полковник Гоминьданя), Халифа Алтай, Сайпидин Бурхан, Патихан Сугирбаев, Акедиль Тойшан улы.

3. В книге приведена автобиография Оспана полностью. Недостаточна только информация по его детям. Надеюсь (мои) братья дополнят.

4. Использованы архивные данные Китайского и Туркестанского правительств того времени.

5. Это не художественное произведение, а произведение основанное на исторические документы и свидетельства.

Содержание.

Глава 1.

Предисловие.

Среда, где жил Оспан и общественное положение.

Глава 2. Жизнь Оспана и общество, где он вырос.

Глава 3. Восстание Есимхана и Актеке.

Глава 4. Второе восстание Есимхана.

Глава 5. Движение Оспана.

Глава 6. Создание Восточно-Трукестанской Республики.

Глава 7. Объединение Оспана и Гоминданя.

Глава 8. Последнее (финальное) суматошное время.

Глава 9. Высказывания об Оспан Батыре.

Перевод подстрочный, и я не профессиональный переводчик. Извиняюсь, если где своими словами.

А есть ли в книге иллюстрации и фотографии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А есть ли в книге иллюстрации и фотографии?

Одиннадцать фотографии. В основном портреты. Из них три Оспана. Один портрет, один с Чойбалсаном (здесь на форуме есть) и один на коне. Военных картинок нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереи говорят, что Алтай, от слова Алты ай . На Алтае можно жить только 6 месяцев, а остальные 6 там зима.

А как переводят монголы слово Алтай?

:blink: , хе, хе вот в чем дело. Народный фольклор значит.

Алтай - это название горного хребета, происходит от слова Алтун или алт - золото.

Алтай - это вежливо, почтительное обращение названия.

И ещё говорят что от монгольского алт(т)ай - золотой, золотистый.

PS:

Параллель в казахском и пр. тюркском алтынай - вежливо, ласкательное название.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереи говорят, что Алтай, от слова Алты ай . На Алтае можно жить только 6 месяцев, а остальные 6 там зима.

А как переводят монголы слово Алтай?

А как остальные 6 месяцев? В спячку залегают или уезжают?

Монголы говорят - Алтай от слова Алтан -золото. Золото действительно очень много на Алтае. По подсчетам, Россия добыла на Алтае золота за 250 лет владения Алтаем на 400 миллионов евро...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маловастенько что-то.

Это в нынешних ценах считали. Сейчас то цена золота совсем другая. А если считать эквивалентами, что можно было купить тогда на это золото, а что - сейчас, то очень большие суммы получаются. Россия воевала на эти деньги с Турцией и Наполеоном. При Петре 1 из-за не очень значительных военных действий в стране был режим жесточайшей экономии, а начиная с Елизаветы Петровны Россия не нуждаясь в деньгах, ведет ряд успешных войн с Турцией, разбивает Наполеона и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это в нынешних ценах считали. Сейчас то цена золота совсем другая. А если считать эквивалентами, что можно было купить тогда на это золото, а что - сейчас, то очень большие суммы получаются. Россия воевала на эти деньги с Турцией и Наполеоном. При Петре 1 из-за не очень значительных военных действий в стране был режим жесточайшей экономии, а начиная с Елизаветы Петровны Россия не нуждаясь в деньгах, ведет ряд успешных войн с Турцией, разбивает Наполеона и т.д.

А в тоннах нет данных? Россия все бабло на войну тратит. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куюрчуки под руководством Оспан-батыра увели у Ален-вана и Хади-ван весь их скот и через Монголию

перевели в СССР (на семипалатинский мясокомбинат для производства консервов для фронта). Видимо, кто-то

из повстанцев и пустил этот слух, подумав, что так Кугедаевы им отомстили, но вряд-ли.

Куюрчуки увели сотни тысяч голов скота у абак-кереев и найманов, а в 1949 и 1950-х гг. возвращали частями для того, чтобы реабилитировать себя. Они вернули Ален-вану и Хади-ван 10 000 голов овец. Говорят, что Хади-ван тогда иронично сказала: - Солма? (И это все?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:blink: , хе, хе вот в чем дело. Народный фольклор значит.

Алтай - это название горного хребета, происходит от слова Алтун или алт - золото.

Алтай - это вежливо, почтительное обращение названия.

И ещё говорят что от монгольского алт(т)ай - золотой, золотистый.

PS:

Параллель в казахском и пр. тюркском алтынай - вежливо, ласкательное название.

Думаю, что монгольский перевод пока больше подходит. Я видела собственными глазами ущелье, которое называется Алтынсай, недалеко от Бурчуна. Говорили, что в начале 20-х годов там золото лежало под ногами. Совсем недавно прозондировав в китайском Алтае одну местность, японские ученые нашли залежи самородного золота высотой с 3-х этажный дом, сейчас думают, как к нему подступиться. Так что видимо так. :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куюрчуки увели сотни тысяч голов скота у абак-кереев и найманов, а в 1949 и 1950-х гг. возвращали частями для того, чтобы реабилитировать себя. Они вернули Ален-вану и Хади-ван 10 000 голов овец. Говорят, что Хади-ван тогда иронично сказала: - Солма? (И это все?)

Так они вернули частями или на консервы пустили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совсем недавно прозондировав в китайском Алтае одну местность, японские ученые нашли залежи самородного золота высотой с 3-х этажный дом, сейчас думают, как к нему подступиться. Так что видимо так. :unsure:

Ну с размером наверное переборщили малость. Если б такой кусок существовал, то пробрались бы. Пока горную разведку можно проводить только бурением. В экономически не очень Казахстане с удовольствием разрабатывают 2-3 грамма на тонну породы. А тут такой гигант.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так они вернули частями или на консервы пустили?

Вернули консервами.

На суде в 1951 г. кстати Оспана обвинили в угоне 340000 голов скота.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как остальные 6 месяцев? В спячку залегают или уезжают?

Алты-ай означает, что 6 месяцев можно пасти скот в этих краях.

Остальные 6 месяцев лежит снег и нет корма для скота. В степях и зимой пасутся как овцы, так и кони,

так как едят траву из-под снега. Еще казахи говорят, что горы Шынгыс недалеко от Семипалатинска,

называются так не из-за Чингисхана. Шын Кыс - настоящая зима. Так что если сравнить, то между этими двумя названиями

есть сходство.

У меня есть просьба ко всем. Как можно перевести слово Хун, Хон? ( в слове Орхон) Я думаю, что Ор - это возвышенность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недалеко от Сем-ска называется Шынгыстау Настоящая зимовка. Аналог - Мангыстау. А возможно, искаженное Шанкыстау (пыльная зимовка). Но ни к настоящей зиме, ни к имени Чингис никакого отношения не имеет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алты-ай означает, что 6 месяцев можно пасти скот в этих краях.

Остальные 6 месяцев лежит снег и нет корма для скота. В степях и зимой пасутся как овцы, так и кони,

так как едят траву из-под снега. Еще казахи говорят, что горы Шынгыс недалеко от Семипалатинска,

называются так не из-за Чингисхана. Шын Кыс - настоящая зима. Так что если сравнить, то между этими двумя названиями

есть сходство.

У меня есть просьба ко всем. Как можно перевести слово Хун, Хон? ( в слове Орхон) Я думаю, что Ор - это возвышенность.

На Алтае скот можно пасти круглый год, что с успехом и демонстрируют кочевники Алтая - алтайцы, тувинцы, казахи, монголы... Слишком натянутая версия - алты ай...

Шынгыстау - начали только при казахах так называться, до казахов всегда называли Чингистай, самая высокая гора там называется Ханчингис. Не думаю, что "шын кыс" при чем либо тут.

По Орхону - советую обратить внимание на название Эргене-кон. Обычно переводят как Крутой хребет. Но Орхон - название реки, не места...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На Алтае скот можно пасти круглый год, что с успехом и демонстрируют кочевники Алтая - алтайцы, тувинцы, казахи, монголы... Слишком натянутая версия - алты ай...

Шынгыстау - начали только при казахах так называться, до казахов всегда называли Чингистай, самая высокая гора там называется Ханчингис. Не думаю, что "шын кыс" при чем либо тут.

По Орхону - советую обратить внимание на название Эргене-кон. Обычно переводят как Крутой хребет. Но Орхон - название реки, не места...

Генацвали! Мы говорим об урочище Шынгыстау западнее г. Семипалатинска. Там нет гор. Гора Чингистай так и называется и находится в противоположную сторону. И порядком далеко. Сначала разберись в чем дело, потом закричи, да? Что за привычка лепить несуразицу "при казахах", "до казахов". Вы даже не знаете о чем речь, уже лепите, что казахи переименовали гору. Со стороны вы уже смешны становитесь. Товарищ "знаток казахов".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Генацвали! Мы говорим об урочище Шынгыстау западнее г. Семипалатинска. Там нет гор. Гора Чингистай так и называется и находится в противоположную сторону. И порядком далеко. Сначала разберись в чем дело, потом закричи, да? Что за привычка лепить несуразицу "при казахах", "до казахов". Вы даже не знаете о чем речь, уже лепите, что казахи переименовали гору. Со стороны вы уже смешны становитесь. Товарищ "знаток казахов".

Не комплексуйте. Учите географию - в Семипалатинской области есть горы Шынгыстау и Каркаралы. Самая высокая точка Шынгыстауского низкогорья - г. Хан (Ханчингис). Чингистай - это аул в Катон-Карагае, бывшая китайская застава.

И не надо кричать без дела. Не знаешь - так и скажи - не знаю, я здесь впервые. А в Чингистай еще мой прапрадед ездил, с китайцами торговал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не комплексуйте. Учите географию - в Семипалатинской области есть горы Шынгыстау и Каркаралы. Самая высокая точка Шынгыстауского низкогорья - г. Хан (Ханчингис). Чингистай - это аул в Катон-Карагае, бывшая китайская застава.

И не надо кричать без дела. Не знаешь - так и скажи - не знаю, я здесь впервые. А в Чингистай еще мой прапрадед ездил, с китайцами торговал.

Уважаемый. Каракаралинские горы находятся в карагандинской области. А урочище Шынгыстау южнее гор. Там похоронены казахский поэт и батыр Актамберды и вокруг него подковой 9 его бойцов. Видать застали во время переименовании. Да и ладно. Прямо над селом Чингистай есть гора Чингистай. Село названо в честь этой горы.Очень живописное место. Рискованный был ваш прадед. В каких годах он жил? С вашей стороны туда очень трудно пробраться. Зимой снегу по пояс, летом бурные реки. В их воде мыло на руках стынет. Разве что со стороны Тайкешкена. Но это получится через Монголию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый. Каракаралинские горы находятся в карагандинской области. А урочище Шынгыстау южнее гор. Там похоронены казахский поэт и батыр Актамберды и вокруг него подковой 9 его бойцов. Видать застали во время переименовании. Да и ладно. Прямо над селом Чингистай есть гора Чингистай. Село названо в честь этой горы.Очень живописное место. Рискованный был ваш прадед. В каких годах он жил? С вашей стороны туда очень трудно пробраться. Зимой снегу по пояс, летом бурные реки. В их воде мыло на руках стынет. Разве что со стороны Тайкешкена. Но это получится через Монголию.

А чо же это за горы Шынгыстау возле Семипалатинска, где Абай родился? :angry:

Проблемы большой с дорогами там не было, по крайней мере, на лошадях. Какие то 150 километров. Наши родовые кочевья были раньше от Черного Иртыша (Кара Эрчиш) до Чарыша (Чарас), так что он всего лишь ездил на летние пастбища, можно сказать. Прапрадед жил во второй половине 19 века, умер в 1928 году в тюрьме, уже глубоким стариком, торговать ездил до Кашгара и до самой Индии. Мы сейчас до Риддера добираемся за несколько часов на автомобиле, хотя дороги оставляют желать лучшего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чо же это за горы Шынгыстау возле Семипалатинска, где Абай родился? :angry:

Проблемы большой с дорогами там не было, по крайней мере, на лошадях. Какие то 150 километров. Наши родовые кочевья были раньше от Черного Иртыша (Кара Эрчиш) до Чарыша (Чарас), так что он всего лишь ездил на летние пастбища, можно сказать. Прапрадед жил во второй половине 19 века, умер в 1928 году в тюрьме, уже глубоким стариком, торговать ездил до Кашгара и до самой Индии. Мы сейчас до Риддера добираемся за несколько часов на автомобиле, хотя дороги оставляют желать лучшего.

Амыр.

Я когда был в Улагане, местный краевед-историк-любитель Николай Сознаевич (бир кози кем) рассказывал, что в Улаганской долине алтайцы скрывались от джунгарских войск и яростно с ними сражались. На мой вопрос, разве алтайцы не входили в джунгарское ханство он отрицал. Так же сказал, что слово Улаган происходит от слова Улу Каган (великий каган). Я же высказал свое мнение, что слово "улаган" больше похоже на монгольское слово "улаан" с "г" посредине (которое по вашим словам присутствует везде у турков османских) для сокращения длинного гласного, присутствующее у большинства тюрков-кочевников. Он мне ответил однозначно "Улу каган". Так вот, такого рода правильная и неправильная информация гуляет по сети, размещенная любителями. Перестаньте пользоваться такой инфой. Есть ли у вас серьезная информация о прежнем названии Коктогая и сары тогая? В каком году перименована? Есть ли у вас серьезная информация (кроме инфы "один человек сказал") о том, что Оспан выселял уранхайцев или других монгольского происхождения народов? Есть ли у вас инфа о том, что урочище Шынгыстау когда-то называлась Чингистай?

Вот в районе г. Чингистай, очень приличной высоты при чем, с заснеженными вершинами круглый год, находилась китайская застава во время демаркации границ киатйской и российской империи. После демаркации свернулась и ушла прочь и надолго. И вряд ли там когда-либо находилась торговая точка серьезная. Максимум можно было обменять пушнину на водку. А вести какой никакой караван очень сложновастенько. Из Алтая русского, например, чтоб попасть с караваном на Чингистай, нужно переити на монгольский Алтай и через реку Тайкешкен попадать. Конечно, можно и по более экстремальным тропам проходить. Но это только в силу крайней нужды, когда уж деваться некуда. И негруженным.

Я могу вам привести из выдержки из воспоминании участников событии 40-50-х годов на Алтае (как китайцев, так и казахов) о том, что в подчинении Оспана находились и уранхайские подразделения. Может уранхайцы вместе вытесняли своих же?

О Шынгыстау. В этой местности находятся буйраты. Не знаю, есть ли такое слово в вашем языке. Это такие высотки. Это уже не равнина, но еще не горы. Для сравнения, я выложу в галлерее фото из Тарбагатая (где я кстати, месяц находился на родине), и буйраты из района нижнего течения Аягуза.

Почему-то казахи не переименовали Тарбагатай в Тарбагатау, не переименовали Анрахай. Когда-то дойдем до того, что Мангыстау де когда-то был Мангистай. Кстати еще раз о мифах и Анрахае. Вспомнил по ходу просто. Есть гора Хантау недалеко от Анрахая. Там казахи избирали нового хана вместо умершего от ран Болат хана (еще один вопрос, почему они должны были участвовать в битвах). Гора с тех пор называется Хантау. МЫ как-то остановились у родника попить воды. Вот там местный "николай сознаич" рассказывал нам, что в этих горах избирали ханом Аблая. Так что Амыр, не все в сети есть истина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впрочем, вернемся в тему. Если никто не возражает, я тут буду приводить наиболее интересные места из мною упомянутой книги. Чтобы не делить на несколько сообщении, буду время от времени дополнять. В книге использовано очень много метафор. Поэтому буду переводить в некоторых местах по смыслу.

Глава - III.

2. Восхождение Шень Шицая на трон.

В 1930 г. в Кумуле поднялось восстание Кожанияза. Войска, отправленные для подавления терпели поражение за поражением. Чжень Шужэнь был вынужден назначить Шень Шицая (в книге Шың Шы Сай) сначала начальником военных советников, потом командующим Северо-восточной армией.

Политический переворот организованный 12 апреля 1933 г.Чжень Джунгом, Тао Минем ю, Ли Сяо Тянем и русским белым офицером Бабынковым против Чжень Шуженя сыграл на руку Шень Шицаю. Политический переворот, наряду с кумульским восстанием привели Чжень Шуженя в полную растерянность. Он сначала неудачно пытался вывести войска, находяшиеся в Урумчи через Северные ворота. Затем попытался подтянуть силы из других мест Синьцзяня. В это время Шень Шицай вернул два полка из Кумула, отправленные для подавления восстания. Если бы не этот разумный поступок Шень Шицая, неизвестно, как бы сложились судьбы Джань Нинь ваня в Или и Вэй Чжиньгуо в Алтае.

Шень Шицай не стал входить в город, а укрепился в местности Ипау Шиньгуо по дорогое в Ла Дауань. Хотя Шень Шицай и фактически являлся сторонником Чжень Шуженя, ни разу с ним не встретился.

Силовая поддержка политических игр, малочисленные войска бывшей белой армии, с малым количеством вооружении, увидев приближение войск Шень Шицая решило отступить от города. 13 апреля 1934 года организаторы политического переворота отправили на переговоры с Шень Шицаем Чжинь Джуня и Бабынкова с предложением войти в город и исправить ситуацию. В результате Шень Шицай во главе своих двух полко торжественно вошел в город. С этого дня Шень Шицай стал полновластным хозяином Синьцзяня в течение десяти лет.

Время восхождения к власти Шеньшицая было насыщено безвластием. Обилие переворотов и беспорядочных нападении на Урумчи. Шеньшицай был не в силах самостоятельно противостоять всем этим действиям. В силу того, что центральная власть китая не признала приход к власти Шеньшицая , ждать военной помощи от центра не было смысла. Был один единственный выход - получить помощь от Советского Союза. Нужно было найти какое-то связующее звено с Советами. Стать марксистом-ленинистом...

...В 1035 г. Сталин отправляет группу от правительства СССР, во главе с Сванидзе (якобы теща Сталина). Цель визита: помощь в реформе Шеньшицая и заключение договора о взаимопомощи с правительством Шеньшицая. 16 мая 1935 г. был заключен договор о взаимопомощи, в результате чего Советский Союз выделил правительству Шеньшицая 4 миллиона золотых рублей. Так же было отправлено множество советников и технических работников. С помощью советников выбрано шесть направлении в политике.

1. Проивостояние империализму.

2. Дружба с СССР.

3. Равноправие нации и народов.

4. Недопущение мздоимства.

5. Сохранение мира.

6. Сохраняя свободу вероисповедания создание нового Синьцзяня.

В результате этих направлении в политике начали открываться светские школы, медресе. Строились мечети. Но самодурство Шеньшицая постепенно начало проявляться. С началом первой мировой войны, когда германская армия постепенно приближалась к границам СССР, Шеньшицай решил, что судьба СССР предрешена. С началом войны в СССР он начал преследовать советников, коммунистов и др. активных деятелей нового мира.

Одим словом с 1937 г. он уничтожил всех, кто каким-то образом помогал ему достичь власти. В том числе и своего заместителя Ходжанияза (тот самый повстанец), белого генерала Блинова (а белый ли был генерал?).

3. Кровожадная политика Шеньшицая.

...Тертьим сфабрикованным делом являлось дело Мауленова. в 1938 г. генеральный консул СССР в Урумчи сообщает, что из Красной Армии убежал некий Мауленов. Предположительно, перешел на китайский Алтай. Просит содействия в его поимке. В самую пору, когда Шеньшицай искал повода для карательных операции на Алтае. Он поручает управлению общественной безопасности найти следы Мауленова. По-доносу выясняется, что якобы Мауленов прячется у человека по имени Алтынбек в Жеменейском районе. При обыске естественно никакого Мауленова не нашли. После пыток Алтынбек признается, что Мауленова прятал по просьбе Алена уана. По его же поручению отправил к человеку по имени Нуртаза. Нуртаза во время пыток кроме "не знаю", "не видел" ничего не говорит. Повторная пытка Алтынбека выявляет Мауленова как Японского шпиона, цель перехода в китай "организация среди алтайских казахов восстания против новой власти и против СССР". В общей сложности около 50 человек были задержаны. А сам Мауленов обявился только в 1940 г. в Аксу. Во время следствия показал, что он никогда не был на Алтае, и никого из алтайских казахов не знает...

...1938 г. в ноябре месяце, был вызван в Урумчи из Алтая Ахыт кажы (хаджи). В силу болезней и возраста (71 год) хаджи не поехал. 24 декабря того же года, когда народ собрался на пятничную молитву, внезапно приходят военные и выводят Ахыт кажы и Иманбая на улицу. На улице скурчивают хаджи и уводят. Тем временем военные держать двери мечети. В след уходящим Иманбай начинает поднимать народ на выручку. Но их останавливают старшие, говоря, что без оружия и в лютый холод будут только потери. Воспользовавшись замешательством, китайцы увозят на санях хаджи. Через три дня увозят на четырех верблюдах около 8 000 книг, принадлежащих хаджи.

4. Начало восстания

Глава района Коктогай Сюй Жилинь, член провинциального комитета по сбору оружия (незадолго до этого создается комитет по сбору оружия у населения, чтобы лишить возможности оказывать сопротивление) Хань Чиньлин, член комитета по развитияю Алтая Вань Минькэ и др. в школе в с. Карабулгын проводят собрание с повесткой "о сдаче оружия". Собрание решило, что люди, имеющие среди население авторитет, такие как Актеке, Есимхан, Зейнел, Масали, Мутыбай и др. поедут на второе окружное собрание по сбору оружия в г. Алтай. Три человека, во главе с Сарногаем (Мухаметкали) четвертым отправляют на поимку Саипа Хасен улы. Организаторы собрания поручают почтальону Сулеймену сообщить Окану занги, что будут у него ночевать. Есимхан собирает своих сыновей, Окан занги, Капаса, Енсегена, Коксегена и других, в общей сложности 30 человек. Сообщает им о решении собрания, говорит о том, что в любом случае хорошей жизни больше не будет. Поэтому предлагает убить представителей власти, и организовать сопротивление. Все соглашаются. В ту же ночь, 1 февраля 1940 г. надев на ноги байпаки из кошмы, пробираются в дом, где находятся представители власти и убивают их. Всего убито 8 человек. С них получено семь винтовок и один наган. Рано утром, Тусупбай пишет письмо Актеке и Саипу Халел улы и передает через своего сына. 2 февраля 1940 г. Саип убивает начальника полиции Коктогая Сарногая и его троих человек. У них отнято три винтовки и один наган. Таким образом, начинается "восстание Есимхана и Актеке".

Эта весть быстро облетает вдоль Коктогая, Бурылтогая. Есимхан и Актеке направляют гонцов ко всем главам родов. В итоге примыкают к вооруженным повстанцам всего около 800 домов во главе Масали муллы, Салиыка бия, Сайпа, Сулеймена, Нусупбая, Умитбая, Турдыбека, Шагалака, Абдоллы, Окана, Акмоллы, Шамгуна, Залзалык даба бия и др.

В это время Оспан, находящийся под подозрением об убийстве на территории Монголии монгольского военного, и якобы завладевшего его оружием, тоже примыкает к Есимхану, являвшимися еще дальними родственниками. Приходит он к Есимхану с ружьем и саблей и гворит: Если погибнем, то в одной яме, если будем жить, то на одной высоте. Если выстрелишь, буду твоей пулей, если замахнешься, буду твоей саблей.

Есимхан и Актеке пишут письмо Ырысхану укурдай из Чингиля с собяснениями почему они взялись за оружие и просят оказать помощь. После этого, разрушают почтовую связь Коктогай, Бурылтогай, Чингиль и Алтай. Постовых служащих Сулубая и Жаршана берут в плен.

Глава района Шуй во главе батальона войск из Коктогая выходит для подавления повстанцев. Проводником берут Сулеймена Нусуп улы. Когда приблизились к месту нахождения повстанцев, командир батальона отправляет Сулеймена для переговоров и разведки. Сулеймен встречается с Есимханом и изявляет желание участвовать в сопротивлении. Есимхан в это время готовился для нападения на Коктогай с 500 человек и с 15 ружьями. Повстанцы внезапно выступили против одного батальона. От неожиданности батальон обращается в бегство. В итоге, у батальона 40 человек погибают на поле. Повстанцы забирают еще около 20 ружей. Дальше повстанцы окружают Коктогай. Захватывают городские административные здания. Долго осаждают казарму районной полиции (или военной полиции). Из повтсанцев погибают Сакым, Капас, Мауяхан и еще три человека. Поэтому, они вынуждены отступить. Один молодой парень, по имени Алтай раненным попадает в руки военных. Те его затравливают овчарками (каскыр ит) и убивают на глазах у всех.

Чтобы полноценно противостоять врагу, Актеке и Сайип перекочевывают вверх по Карабулгыну и соединяются с Есимханом на Ондикара. Дальше, они вместе двигаются еще выше. В Шакурты они вместе с главами родов Турдыбеком знаги, Салыком тайжи, Магаулой занги совершают намаз в мечети Акыт хаджи. После, дома у человека Ентихан из рода шеруши режут барана (аксарбас) и дают друг другу слово сопротивлятся вместе. Далее, все вместе переходят на границу Чингиля и Коктогая.

В это время, ответственный за охрану границы Ырысбек во главе 80 человек прибывает в аул Ногайбая. Застигнутый врасплох Ногайбай не успевает предупредить повстанцев. Ырысбек просит у Ногйабая проводника. Он им отдает Мусу в качестве проводника. Муса, видя критичность ситуации, поручает старухе Балшыкбая Дубирин (Дүбірін) предупредить повстанцев. Она притворившись ненормальной нищенкой, на лошади без седла скачет к Есимхану и предупреждает о наступлении. Повстанцы с малым оружием укрепляются на удобном месте. Но Ырысбек, зная о малом количестве огнестрельного оружия у противника не дает поднять головы, обстреливая без остановки. Сулеймен, руководивший операцией, приходит к Есимхану и просит дать еще людей и оружия. Есимхан дает еще сто человек. Повстанцы переходят в наступление и в первой же стычке уничтожают 50 человек пограничников. Ырысбек еле уносит ноги с тремя своими людьми. Повстанцы получили трофеи в количестве 60 винтовок, трех пулеметов, около ста верблюдов и семьдесят лошадей. Потеря - всего один человек по имени Ыбырайхан. После этой маленькой победы поднялся дух у народа. Появилась уверенность, что при хорошей организации можно не только Обороняться, но и атаковать. К повстанцам примыкают из

Чингиля под началом Ногайбая, Зателбая и казангапа свыше 1000 домов. Всего повстанцев становится свыше 1 800 домов.

Шеншицай резко изменил пренебрежительное отношение к сопротивлению. Из Урумчи через Читай и Карамай колонна из 100 машин доставила 1500 человек на восточную часть Чингиля. На западе, из Алтая вдоль гор тысячи конных войск, пехота, танки, авиация перешла в огромное наступление. В первый же день, расчитывавшие подавить восстание за короткий срок, правительственные войска, понесли большие потери и быстро расстались с иллюзией. Повстанцы потеряли около 10 человек в том числе Аскабыл, Жанибек, Шаймурат и др. На второй день погибают Толыкен, Сагындык, Касым, Аштен всего семь человек. На третий день бой начался на заре. К закату противостояние перешло в рукопашную схватку. Погибло 30 человек. В том числе главы родов Зателбай и Ногайбай. Актеке ранен в ногу. Эта война, начавшаяся в конце февраля, затянулась до конца марта. Желание Шень Шицая подавить повстанцев за короткое время превращается в дурной сон.

5. Битва на Булгыне.

Шень шицай, по совету военных советников из СССР начинает диверсионную работу. Диверсия направлена на разделение народа на два лагеря, отправку агентов в массы из числа казахов, уговаривающих не оказывать помощь сопротивленцам. Совместно с пограничниками Монголии вести карательные операции. По этому плану в апреле 1940 г. три должностных лица во главе с Джао Таули отправляются к повстанцам на переговоры в Чингиль. Но переговоры закончились без желаемого результата. Поэтому, парламентеры направляются на монгольскую заставу Мойкантас, что на Чингильской границе. Встречаются с неким начальником Пат торе и ставят следующие условия:

1. Не разрешать сопротивленцам переходить границу и находится на территории Монголии.

2. Если приграничное население будет вести бой с войсками Шеньшицая, оказывать вооруженную помощь.

3. Тех, кто отступая перейдет границу, выдавать китайцам.

Требование монголами принято.

Не учитывавшие такую подлость, повстанцы надеялись при неудачных боях или отступлении использовать территорию монголии. Даже отправили гонцов через заставу Майкантас к главам родов Шахору, Шингильбаю, Какышу, Турдыбеку с сообщениями, что будут расчитывать на их помощь при отступлении. Но Пат торе, согласно условиям вышесказанного уговора, задержал гонцов. Повстанцы остались без ответа.

После этих событии Шеньшицай, уверенный, что обставил все варианты повстанцев, орагнизовывает наступление под командованием генерала Ян дешаня и его советника Кай Бимена. В наступлении участвуют около 1500 человек конных и пехотных войск, одной танковой дивизии и пяти самолетов. Не имевшие достаточно оружия, ни военной подготовки повстанцы, вместе со своими семьями (кочевыми родами) отступают на Булгын. Обстановка Булгына такова: на юге Мергентау, на севере Мандайтау, посередине равнина Кенжазык. По Кенжазыку течет река Булгын. По берегам реки густо растет камыш и осока. Отступившие входят в заросли. Пат торе, держа свое обещание сжигает заросли с одного конца. Не выдержав гари и дыма, народ начинает отходить на Монголию. Отступивших огнем встречают монгольские пограничники. Оказавшись в тисках между монголами и китайцами около 2 000, в том числе дети, старики и женщины, начали рассыпаться беспорядочно. Главы родов решают прорвать цепи, а с детьми, стариками и женщинами оставить Шагалака, Мысырхана и Кабылкак Татамгалым улы. Потому что было невозможно воевать таща с собой 2 000 семей.

Монгольская авиация начала атаковать 200 бойцов, оторвавшихся от основной толпы. Видя, что начали бомбить, Оспан крикнул всем чтоб бежали врассыпную. Бомбежка потеряла смысл и самолеты вернулись в Монголию. Один летчик, взяв в прицел Актеке, который несся на белом коне, начал преследовать его. Вдруг он упал вместе с лошадью. В это время к нему на подмогу понесся Оспан. Под пулями он подбирает Актеке с земли и ложа его наперевес на седло уносится из под обстрела. Это самый первый случай, когда Оспан был замечен своей смелостью.

Враги, связав всех плененых, угнали их в Чингиль. 200 повстанцев, во главе с Есимхан, Актеке и Ырысханом прорвавшиеся сквозь вражеские позиции, пришли на родник между Байтиком и Каптыком и прождали день. На следующий день туда же пришел Муса мерген (который был проводником в первой операции - Sh) Сулеймен, считая, что чем больше на одном месте будет народу, тем будем заметнее, уводит своих людей на через Сарытогай и Арманты на Джунгарскую низменность. Цель - если заманить врага на джунгар, пользуясь знанием местности, измотать врага голодом, жаждой и внезапными атаками.

Есимхан, Актеке и Ырысхан, после двухмесячных войн, решили дать людям отдых на Каптыке. Однако, у них очень скоро закончились припасы и постепенно, когда уже начинали резать своих вторых лошадей, были вынуждены обратиться к Байтикским (Монголия) и просить у них продукты и коней. В таких передвижениях они однажды возле родника Каракуйрык были вынуждены вступить в бой со взводом монгольской армии, которых полность. уничтожили и завладели 22 винтовками, четырьмя автоматами, двумя пулеметами, двумя наганами и двумя биноклями. Бой закончился без потерь для повстанцев, но внезапно, раненный монгольский солдат выстрелил в Мусу мергена. Повстанцы так лишились одного из самых храбрых бойцов.

6. Как Оспана стали называть батыром.

В 1940 г. в мае месяце, правительственные войска, узнавшие, где скрываются повстанцы, ежедневно начали атаковать с воздуха и доставать по суше. Поэтому решили двинуться в сторону Алтая (города). Натыкаясь на вражеские засады в Дабысыне, Койыртаке, воюя с полком правительственных войск, повстанцы постепенно двигаются вперед. Но враг беспрерывно сыпет град огня с самолетов, и наступают на пятки по суше. Несмотря на отчаянное сопротивление, когда превышающие силы противника отступали перед малочисленным вормированием, Актеке получил семь пуль и погиб не слезая с коня. Саиып получил пулю в ногу. Ырысхан заболел желтухой. Коксеген укурдай со своими 200 людьми ушел в Чингиль. Капсамет Ахыт улы (сын хаджи) сдался правительству. В итоге, повстанческое соединение начало распадаться. Кто-то предлагал уйти в Гансу, кто-то вернуться в Байтик. Оспан со своими 40 бойцами идет в сторону Алтая. Сооружают плоты и переходят через бурлящий Иртыш (скорее всего Бала Ертис - Sh) и Улингер. Отдохнув несколько дней, в районе Коктогая, в местности Курты, берут в плен бойца из роты охраны почтовой связи. Получив от него информацию, уничтожают роту. По полученной информации, захватывают караван с продовольствием и оружием. Всего захвачено 200 верблюдов, и боеприпасы. Так же уничтожив 50 человек захватывают 46 винтовок, 34 коня, 200 верблюдов и 42 ящика боеприпасов. В местностях Ышкынты, Тульки, Куй, Кадраты, Танбешелер сооружают укрепления. Соединяют к себе жителей местности Арал. Раздают оружие. В боях под Таршаты, Аршалы, Ашулы одерживат несколько побед над противником. Показывает себя хорошим организатором боевых действии. После тех событии его начали называть Оспан батыр.

Большое соединение под началом Есимхана, Ырысхана, Сулеймена, Коксегена, Сайипа, Кадырбая тяжелыми боями двигаясь в сторону Алтая, разрушив цепь противника, через шесть месяцев соединяются с Оспаном.

Война не бывает без потерь. В боях под Такылы, Теректи, Актасом погибли Уркимбай, Кымбыл, Нурпеис, Келий, Байшагыр, Дагышан, Копакан, Кайыргауы, Ибат, Раушан.

К повстанцам примкнули рода под началом Зейнел укирдай, Салиахун тайджи, Адильхан би, Муштари, Тусупбай занги, Сагатай занги, Нур занги. Всего свыше 2000 домов. Все они были из местности Арал, покинувшие свои земли. В итоге, повстанцы организовали боевое подразделение из 700 вооруженных бойцов. Силами этого подразделения отбили оставшихся аральцев от китайцев.

В результате нескольких рейдов на Коктогай, Кайырты, Карабулгын, повстанцы отбили множество казахских аулов, захваченных в плен. Повстанцы уже имели вооруженные формирования из 2 000 человек и 3 000 домов обеспечивающих их быт и одновременно находящихся под защитой.

Начатая вновь наступление Шеньшицая продлилось целый месяц. В наступлении участвовало около трех тысяч человек с использованием конницы, танков и авиации. За время наступления Шеньшицай потерял свыше 1000 человек убитыми. В этом "наступлении" Шеншицай потерпел полное поражение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, Шаке, go on!

Все таки наверное Ходжанияз, а не Кожанияз, он же был уйгуром.

Кстати в тему о представителях разных национальностей у Оспана. Были ли у него уйгуры? Если верить источникам, то у него было и немало русских кержаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, Шаке, go on!

Все таки наверное Ходжанияз, а не Кожанияз, он же был уйгуром.

Кстати в тему о представителях разных национальностей у Оспана. Были ли у него уйгуры? Если верить источникам, то у него было и немало русских кержаков.

Не вижу разницы между Ходжа и Кожа. Уйгуров у Оспана не было. А вот русских... И не кержаки вовсе, а русские казачьи офицеры. В засадах вообще был приказ "до Синдикова не стрелять!". В общем выходит, после первого обманного перемирия Шеньшицаю не поверили Оспан и русские. Русские среди повстанцев находились и до Оспана. Но когда Оспан отказался сдавать оружие они ушли с ним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, про Синдикова можно чуть подробнее? А кержаки позже появились - перебежчики из войск ВТР, во время боев 1947 г. переходили целыми подразделениями.

И, конечно, продолжай по книге - очень интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...