Перейти к содержанию
Хак-Назар б. Касым

Восстание в Синьцзяне 1944 г.

Рекомендуемые сообщения

Сегодня вечером, в очень красивом казахском ресторане в г. Барколь, пытался людей затянуть в разговор о восстании. Но люди избегали этой темы. Пытались перевести разговор на другую тему. Но все же удалось выяснить, что в этом же городе живет внук Оспан батыра от дочери. До недавнего времени в музее было выставлено седло дочери Оспана, в которой она спасла отца от гоминьдановского окружения (об этом мне сказали шепотом в корридоре во время перекура). Около года назад седло забрали, т.к. оно было выставлено по договору на определенное время, как образец женского, инкрустированного седла. Завтра постараюсь встретиться с этим человеком. Повод - Сәлем беру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, как прошла встреча?

Барколь это город Хами/Комул?

К сожалению встреча не состоялась. Хами через Горы. С южной стороны. Но городские стены Барколя очень пожожи на те, что из книги Гудфри Лиаса. Я даже засомневался. А в Хами (Кумул) вообще стен нет. Нас отвезли до Кумула. Оттуда мы уехали на поезде в Урумчи. Поеду теперь только в мае.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению встреча не состоялась. Хами через Горы. С южной стороны. Но городские стены Барколя очень пожожи на те, что из книги Гудфри Лиаса. Я даже засомневался. А в Хами (Кумул) вообще стен нет. Нас отвезли до Кумула. Оттуда мы уехали на поезде в Урумчи. Поеду теперь только в мае.

Здравствуйте, все!

Кульджа, Урумчи и Барколь находятся на одной линии, от запада на восток по хребту Ерен Кабырга, в Джунгарии. То что в Барколе есть музей это интересно.

Я уже обращалась к Алтаю с этим вопросом, возможно мне поможет кто-нибудь из вас: Меня интересует судьба Белого знамени Джаныбека, который хранился у абак-кереев до 40-х 50х годов ХХ века.

Хак-Назару.

Вы правы про имя Ален, это имя пишется без мягкого знака, но когда произносится с сочетанием Alen-wan, (князь Ален), то как-бы слышится мягкий знак. При переиздании книги я уберу мягкий знак. Кстати, "Непреклонный Да-данзу можно купить в Астане ( ул. Желтоксан) и в Алматы (магазин Эврика). По словам очевидцев Далельхана и Оспана видели вместе в Чингили в 1942 году. Отец женщины- очевидицы, ее зовут Орек собирал для Далельхана и Оспана дрова. Ей тогда было 10 лет. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обязательно куплю Вашу книгу, Димнура.

А вот про Оспана и Далелхана:

While the Soviets and Outer Mongoliansoffered

assistance to Osman, hoping the latter would be on their side, the Soviets still

did not trust him, thinking of him as a capricious chieftain with

personalambitions. On October 1943 the Soviets sent Delilhan back to Ashan. A

group of twelve Soviet advisers with General Popov as the head arrived together.

They helped Osman and Delilhan reorganise and strengthen their forces. In October

the Ashan Provisional Government was proclaimed in Burqin, in Qinghe County,

withOsman as chairman and Delilhan as vice-chairman and Commander-in-Chief of

aforce of 2,288 men.33 Real power, however, lay in the hands of Delilhan, backed

bythe Soviets. The Kazak armed struggle had forced Sheng Shicai to divert most

of his troops to Ashan, but by September 1944, the Russian Assistance enabled it

to spread further to all of the seven counties in the Ashan District, threatening

even Qitai,Fukang, Qiande and Changji, the areas around Dihua, the capital of

the province.

Из статьи Дэвида Ванга The USSR and the Establishment of the Eastern Turkestan Republic in Xinjiang.

Можно легко найти через гугл.

В общем, в начале они воевали в одном отряде.

Про белое знамя Джаныбека упоминал Kultegin в этом топике http://polusharie.com/index.php?topic=2564.2425

года три назад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем интересно Белое знамя Джаныбека?

Под знаменем Джаныбека казахи воевали в 18 веке против калмыков-джунгар. Затем под это знамя казахи приняли полную капитуляцию калмыков. Под городом Алтаем есть местность называемая Калмак-Табынган (Преклонение Калмыков). Абак-кереи были больше всех заинтересованы в возврате своих земель на Алтае. 200 лет они жили в тесноте с аргынами и найманами. Если спросить абак-кереев, кто победил калмыков, они гордо ответят, что они. Очевидцы говорили, что знамя святое. Оно не лежало просто в сундуке, его нельзя было уложить, оно гудело, а плотная ткань (возможно, это была кожа особой выделки) словно шелестела от ветра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Под знаменем Джаныбека казахи воевали в 18 веке против калмыков-джунгар. Затем под это знамя казахи приняли полную капитуляцию калмыков. Под городом Алтаем есть местность называемая Калмак-Табынган (Преклонение Калмыков). Абак-кереи были больше всех заинтересованы в возврате своих земель на Алтае. 200 лет они жили в тесноте с аргынами и найманами. Если спросить абак-кереев, кто победил калмыков, они гордо ответят, что они. Очевидцы говорили, что знамя святое. Оно не лежало просто в сундуке, его нельзя было уложить, оно гудело, а плотная ткань (возможно, это была кожа особой выделки) словно шелестела от ветра.

Каких именно земель?

Перед этих 200 лет кому подчинялись абак-кереи административно? Потомкам Угедей хагана или потомкам Тулуй хана?

Если они были албаты потомков Угэдэй хагана, то получается что они "ойраты", если другой то "халха-монголы" :D :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каких именно земель?

Перед этих 200 лет кому подчинялись абак-кереи административно? Потомкам Угедей хагана или потомкам Тулуй хана?

Если они были албаты потомков Угэдэй хагана, то получается что они "ойраты", если другой то "халха-монголы" :D :D .

На Толе наверно. С гордостью рассказывали, что губернатором одного аймака на Толе (не понял какого именно) был казах-керей, сокрушались, что из-за переселения в Казахстан казахи-кереи в Монголии потеряли многие позиции. По прогнозам, три аймака в Монголии на сегодня могли быть казахскими. Почему то среди абак-кереев нет торе. Говорят, что никогда не было.

Кереи-шеруши - подчинялись Амурсане, были его албату... :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про белое знамя Джаныбека упоминал Kultegin в этом топике http://polusharie.com/index.php?topic=2564.2425

года три назад.

Не могу найти упоминание про знамя Джаныбека в указанном топике Kultegin.

А Вы не можете скопировать это упоминание и перенести в этот форум?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему то среди абак-кереев нет торе. Говорят, что никогда не было.

Кереи-шеруши - подчинялись Амурсане, были его албату... :rolleyes:

Торе - не могут быть среди других родов. Или вы неправильно сформулировали. Хотели сказать, что они не имели своего торе, то вы зря так говорите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Торе - не могут быть среди других родов. Или вы неправильно сформулировали. Хотели сказать, что они не имели своего торе, то вы зря так говорите.

Я и имел ввиду правителей-султанов из торе. А кто были абак-керейские торе? Султаны разве не должны кочевать со своими подданными? Переселением казахов в Джунгарию руководили бии, которые затем стали цинскими ухерида-угурдаями, а у нас - российским зайсаном стал казахский би.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про белое знамя Джаныбека упоминал Kultegin в этом топике http://polusharie.com/index.php?topic=2564.2425

года три назад.

Хак-Назар, спасибо.

Димнура, а Вы не знаете эту книгу: А.Мин, Р.Петров Под знамя Джаныбека // Черный Иртыш. А., 1991?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, что удалось найти:

Уж не знаю, насколько полезны будут Вам, Хакназар и Редактор, мои сведения об Усман-батуре. Наиболее дополненные сведения следует искать у казахов, это ведь их национальный герой!

В феврале 1940г. он участвовал в восстании алтайских казахов под руководством Есимхана, Актеке, Ерисхана, Сулаймана Тусипа. В июле 1940г. он во главе 40 джигитов перепавившись на плотах через реку Иртыш, атаковал почтовую станцию уезда Коктогай, уничтожив десятки хуаженьских чериков. От захваченных в плен двух арбакешей он узнает, что в его сторону направляется большой обоз с боеприпасами (200 верблюдов) с охраной в 1 взвод. Усман-батур нападает из-за засады и уничтожив целый взвод, захватывает этот караван. Эта новость распространяется на всю округу. Затем он выигрывает бои в местностях Таршати, Аршалы, Ашалы, Ишикти. Правительство Шэн-дубаня оказывается не способным подавить это восстание, и поэтому хуажени в октябре 1940г. вынуждены заключить с казахами соглашение из 6 пунктов.

Но это для хуаженей было лишь передышкой. Поэтому еще одна группа аристократов под руководством Халиля и его сына Рахата вновь подняла восстание. Усман принял самое активное участие в этом восстании. Однако силы оказались не равными, и войска Шэнь Шицая топят это выступление в крови. Халиль спасается бегством. Хуажени подговаривают авторитетного в народе Жанимхана сделать обещание повстанцам, но те жестоко обманываются после сдачи оружия. Лишь недоверчивый к хуаженям Усман уводит около 20 семей в глубь Джунгарии. Этот период является самым тяжелым в его противостоянии хуаженьской администрации.

Затем в Джунгарии к нему присоединяются еще 20 семейств во главе с Сулайман Бектуром и Кадырбай-цзючжаном (начальник управления). Таким образом, в подчинении Усмана сосредотачивается примерно 200 человек, которые скрываются в местности Карагандишбе в песках посреди Джунгарии.

Повстанцы испытывают голод и незватку продуктов питания, что вынуждает их в декабре 1940г. захватить караван с рисом, направлявшийся из Урумчи в Сарисумбе. Он отпускает караваньщиков, оставив у себя весь товар и верблюдов. Именно это нападение выдает повстанцев и их месторасположение. Поэтому в начале февраля 1942г. правительство Шэнь-дубаня направляет к нему влиятельных людей - Уатхан-би, Магавия-цзалина и Мамиле-занги со словами типа "Если вернешься и сдашься - правительство тебя не тронет". Усман-батур выражает им свое сомнение по поводу честности правительства, и приводит пример, когда под предлогом встречи с Шэнь-дубанем Халиль и подпольный "проектировщик" Букат-вали были направлены в Урумчи, где их арестовали и бросили в тюрьму.

Тогда хуажени, опасаясь перемещения повстанцев в Алтайские горы с наступлением весны и активизации партизанства, предпринимают попытку уничтожить их в песках Джунгарии. Хуаженьский отряд (200 чериков) возглавил монгол Борбичап, который выступил в поход в марте 1942г. Оба отряда принимают бой в местности Учбулак. Усман-батур понимая, что ситуация складывается не в его пользу, уходит с поля боя с 10-16 бойцами. Борбичап захватывает в плен семья Усмана, Сулаймана, Каббаса и заключает под домашний арест в Сарисумбе. Именно из-за этого сражения, провинциальная администрация назначила Борбичапа заместителем хакима города Сарисумбе.

В конце 1942г. аристократ Келас, который в свое время укрыл у себя и переправил к Усман-батуру одного из последних предводителей предыдущих восстаний Кадырбая-цзюйчжана, узнает что хуажени замыслили его схватить. Келас с десятками джигитами находит Усмана в местности Казанкум.

А в начале 1943г. Усман и Келас с отрядом в 40 человек перемещаются в местность Карамаил вблизи хребтов Байтик. Одновременно к ним примыкают аксакалы Масей и Сеит с двумя десятками джигитов и в конце апреля повстанцы уходят в Алтайские горы.

В мае 1943г. Усман направляет в уезд Коктогай своего брата Далелхана и через него передает следующие слова: "Ежели правительство доставит мне членов моей семьи, содержащиеся под арестом в Сарисумбе, я сложу оружие". Однако, администрация Коктогая задержав Далелхана, через своих людей передает Усману, что "твой брат-де затемпературил, поэтому пока не может возвратиться. А членов семьи такого-то числа в июне заместитель хакима г.Сарисумбе Кажинаби вместе с Магауия-цзалином доставят к тебе. Встретишь их в местности Ишкинты". Следует сказать, что у обеих сторон были свои замыслы, и никто из них не собирался следовать тому, что обещали друг другу: хуажени собирались таким образом поймать Усмана, а последний желал вызволить своих родных. Хуажени в назначенный день доставляют в условленное место членов четырех семей предводителей повстанцев под охраной примерно 300 чериков. Однако Усман первым замечает их и у них на глазах уходит в горы.

В июне 1943г. Шэнь-дубань вновь направляет к Усману "послов" Салих-тайчжи и Адилхан-би с уговорами сложить оружие. Но повстанцы отказываются сдаться и выражают намерение бороться до последнего вздоха. Лишь Каббас-тиркаш, Абдрахман-би, Кадырбай-цзючжан решают испытать счастье и возвращаются в родные места. Но не следует забывать тактику хуаженей с умением выждать время! Через месяц-другой арестовывают Кадырбая. В тюрьму также бросают брата Усмана Далилхана, находящегося под домашним арестом в Коктогае. Эти двоя погибают в тюрьме. Бывшие повстанцы Абдрахман-би и Каббас-тиркаш, а также другие казахи, участвовавшие в разное время в разных антихуаженьских вооруженных выступлениях, снова бегут к Усману.

В октябре 1943г. полиция уезда Коктогай направляет людей в Урумчи, чтоб доставить предводителей Каби и Джамшит Какашу, которые были схвачены в то время, когда они навещали своих соратников Халиля и Зейнена, содержащихся в Урумчиской тюрьме. Это послужило поводом для выступления второго сына Халиля - Саипа, который во главе своих друзей вступает в бой с хуаженями, убивает 3-4 из них и связывает остальных (хуажени не смогли оказать сопротивление). Саип освобождает соплеменников и маленьким отрядом численностью около 30 человек присоединяется к Усман-батуру.

Кстати, в июне 1943г. влиятельные люди Сулубай, Тискембай, Токтаубай из уезда Чингиль с 20 джигитами убегают к Усману. Короче, отряды Усмана в 1943г. пополнились за счет повстанцев, которые когда-то приняли активное участие в восстаниях 1940-1941гг. и пришли с повинной к властям, но в последствии раскусив далеко идущие планы хуаженей, изза опаски за свои жизни были вынуждены снова взяться за оружие.

Все это время Усман и его отряд множество раз вступали в разного рода стычки с хуаженями. Бывали периоды, когда бои длились непрерывно: Гоминьдан посылал вслед отряд за отрядом. Но бывали периоды, когда Усман-батур сам искал сражения с хуаженями.

Аксакалы сказывают, что в июле 1943г. отряды Усман-батура действуют во всем пространстве между горами Богда и Алтая. Диапазон действия алтайских казахов также охватывает приграничные районы МНР. Монголы просят Усмана не заниматься аламанчеством на их территории и взамен обещают поддержать казахов в их борьбе против Гоминьдана. Казахские посланцы Каббас, Ширдиман и Тескембай были направлены с ответным письмом в МНР. В результате переговоров монголы одаривают каждого из них маузером, а Усману передают 1 автомат и бинокль.

Через некоторое время Усман просит монгольскую сторону направить группу советников (инструкторов). Так в сентябре 1943г. в стане Усмана-батура появляются Калкабай, Кабдил, Курманхан и еще три монгольских советника. Именно в это время создается создается "Организация в борьбе против Шэнь Шицая".

Повстанцы по-тюрской традиции режут жеребенка, проводят той, на котором

выносят стяг Жанибека (казахский батур живший в 1700 годы, его стяг хранился у потомка в 11-м поколении Зарыкхана в цезде Чингиль).

Вслед за этим монгольская сторона переправляет повстанцам 200 винтовок, 40 пулеметов, 50 ящиков боеприпасов. В результате в конце сентября 1943г. к Усману подтягиваются 1/3 жителей уезда Коктогай, коих достали поборы и унижения хуаженей.

Китайская администрация, узнав об указанных выше событиях, бросила на Алтайский округ 1 артбатальон и танковый батальон численностью 4600 человек. 20 октября 1943г. еще два пехотных полка хуаженей в местностях Булгун и Доре наносят сокрушительные удары по отрядам повстанцев. Казахи оказали яростное сопротивление, они положили большую часть хуаженей, но не выдержав напора превышаюшей по силе боевой техники, отступили к уезду Чингиль. К повстанцам присоединяются местные авторитеты Уатхан и Жылкайдар со своими людьми. Одну часть населения Чингиля хуажени под предлогом "защиты" задержат в местах своего сосредоточения.

И тут начинается интересное: в вышеуказанных условиях, ранее бежавший в пределы СССР Далелхан Сугурбаев в ноябре 1943г. через МНР проходит в уезд Чингиль к Усман-батуру. С согласия Советов вместе с ним к повстанцам проникают 12 советских инструкторов во главе с Темирхан Арипбаем. Старожилы говорят, что местные называли монгольских советников "людьми синей юрты", а русских - "людьми белой юрты" (по цвету юрт, в которых их поселили). Кромя них, на территории погранзаставы Майкантас (МНР) базировался "штаб", где постоянно находился советский генерал Попов и монгольский генерал Доржи. Они проводили совещания со сновавшими туда-сюда своими советниками.

Вскоре создается "временный штаб": Усман возглавляет отряд количеством 800 человек, Д.Сугурбаев становится его замом.

Ну продолжим. После того, как численность повстанцев достигла 800 человек, в феврале 1944г. из Монголии прибывает еще одна помощь: 50 легких и обычных пулеметов, 50 автоматов, 200 винтовок, 50 ящиков гранат, 30 ящиков патронов.

В начале марта 1944г. повстанцы атакуют военную базу хуаженей в местности Агаш оба на слиянии рек Булгун и Чингиль. Уничтожается половина личного состава базы, в руки повстанцев попадает более 150 штук стрелкового оружия.

В отместку хуажени в середине марта 1944г. силой в одну роту насильно уводят в сторону Гучэна (нынешний уезд Цитай) население, проживающее в окрестностях уезда Чингиль. Через монгольских друзей Ушурбата и Герилла об этом становится известно Усман-батуру, который направляется вместе с Д.Сугурбаевым и 100 всадниками вдогонку и возвращает жителей обратно. При этом в завязавшемся бою уничтожается более 40 хуаженьских чериков. Остальные черики бегут в местность Дасбен. В результате большая часть из 800 семей отбитых жителей примыкают к повстанцам.

В апреле 1944г. 2/3 части жителей уезда Коктогай присоединяются к отрядам Оспану. Таким образом численность его отряда достигает более 1000 чел.

В конце апреля 1944г. хуажени увидев массовый переход казахов на сторону повстанцев, а также осознав дальнейшую опасность пребывания в уезде Чингиль, чинят насилие, убивают десятки мирных жителей и отходят к уезду Коктогай. А Чингиль становится в ту пору самым первым полностью освобожденным от врага уездом во всем округе.

В конце июне 1944г. Д.Сугурбаев и Оспан-батур (скорее всего получивший установку из СССР Д.Сугурбаев) принимают решение распространить повстанческое движение на весь Алтайский округ. Четыре отряда численностью 200-300 сабель в отдельности засылаются в уезды Бурултокай (Фуюнь), Буыршин (Бурчум), Каба, Жеменей и г.Сарисумбе. Эти отряды на первых порах занимаются агитацией, сбором сведений. Вскоре местное население стало переходить на сторону повстанцев. В течение июля и августа 1944г. повстанцам удается перевести через границу в Алтайских горах в Монголию, а оттуда в уезд Чингиль (базу повстанцев) население уезда Бурултогай и половину жителей близлежащих к г.Сарисумбе населенных пунктов. Прикольно то, что действовавшие в уездах Жеменей и Каба повстанцы уходят в Чингиль и Коктогай через территорию СССР. Помощь Советов налицо. В целом эти действия повстанцев венчаются успехом и пламя партизанской войны вновь распространяется по всем семи уездам Алтайского округа. В сентябре 1944г. повстанцы вновь направляют 500-сабельный отряд в близлежащие уезды: так в течение 20 дней все аулы вблизи г.Сарисумбе и уезда Буыршын по склонам Алтайских гор добираются до Чингиля. Оспан-батур не оставит без внимания и уезды Гучэн, Мори и Джимисар - туда тоже будут направлены отряды. Всего 500 казахских семей из этих трех уездов по хребтам гор Байтик присоединятся к повстанцам. Эти события приведут к "брожению" казахов, проживающих в уездах Фукан, Мицюань, Санджи (Чанцзи), Куттыби (Хутуби) и Манас. В некоторой части был период парализации отрезка шоссейной дороги от уезда Гучэн до г.Шихо (Усу). Так алтайские повстанцы стали представлять большую угрозу для хуаженьской администрации в северо-восточной части Восточного Туркестана. Есть сведения, что к моменту подхода частей НА ВТР в округе 90% населения уже жило без указаний хуаженьской власти.

В середине октября 1944г. в местности Булгун уезда Чингиль состоялся курултай, на котором провозглашается национальное правительство Алтая из 12 человек. Также было решено что правительство возглавит Оспан-батур.

Я уже говорил, что до прихода власти ВТР Оспан уже стал главой самопровозглашенного правительства в Алтайском округе. В это же время он меняет тактику "лишения рыбы от воды" на тактику нападения на основные базы Гоминьдана и уезды округа. Прежние четыре повстанческих отряда увеличились до девяти (их личный состав достиг 2200 человек). Из МНР в это время вновь пришла помощь: 350 винтовок, 100 автоматов, 20 тяжелых пулеметов, 30 легких пулеметов, 6 минометов, 2 противотанковых оружия, 100 ящиков гранат, 500 ящиков боеприпасов.

В конце декабря 1944г. повстанцы атаковали военное укрепление хуаженей (500 чериков) в местности Кумуш уезда Чингиль. Сражение затянулось на 3-4 дня. в конце концов враг теряет убитыми более 300 чериков, в руки повстанцев попадают 300 штук стрелкового оружия и 100 ящиков патронов. База врага подавлена и уничтожена.

В середине декабря 1944г. начинается подготовка к штурму уезда Коктогай. Это становится известно руководству органов власти хуаженей и командованию гоминьдановских сил в уезде (целый полк), после непродолжительного смятения, 24 февраля 1945г. хуажени покидают Коктогай и отступают на центральную базу в нас/пункте Сартогай. Узнавшие об этом передвижении повстанцы производят несколько атак в окрестностях Сартогая. Хуажени теряют убитыми около 500 чериков, остальные уходят под прикрытием выдвинувшейся из центральной базы подмоги.

Начиная с февраля 1945г. повстанцы, действовавшие в районе уезда Жеменей, несколько раз нападают на районный центр. Расквартированный в Жеменее один полк хуаженей под натиском нескончаемых атак утром 29 февраля 1945г. бросают уезд и убегает в уезд Бурчин. Однако казахи преследуют их по пятам до местности Чалчихай. Хуажени добираются до Бурчина, потеряв убитыми примерно 400 человек, и лишившись более 100 штук стрелкового оружия.

В начале марта 1945г. алтайские повстанцы в количестве 500 человек подготавливаются к штурму последнего "козыря" хуаженей в Ор Алтае (уезды Чингиль и Коктогай) - укрепленный пункт в Сартогае. Там уже сосредоточилось сбежавших с разных мест хуаженьских сил, равных четырем полкам (более 3 тыс. чериков). Но еще до прихода повстанцев эта "ударная" группа под сопровождением пяти танков и трех броневиков колонной из более 30 грузовых автомашин двинулась в сторону уезда Гучэн (Цитай). Оспан-батур меняет первоначальное решение и в догонку направляет мобильный отряд из 200 человек. Не достигая местности Орамбулак хуаженьская колонна попадает в атаку данного отряда. Хуажени вынуждены бросить технику, которая мешает им быстро отступать, они обливают бензином танки и машины и сжигают их. Но и потом еле продвигаясь по ослепительному белому снегу при ясном солнечном свете разбредаются в разные стороны, являя собой прекрасные движущие мишени для подоспевших повстанцев. Погибает очень много чериков. Вскоре становится известно, что в этом отступлении хуажени теряют более 1 тыс. чериков убитыми, по прошествии 20 дней с большими трудностями добираются до Гучэна.

После уничтожения базы в Сартогае и бегства хуаженей в Гучэн, в конце марта 1945г. расположенные в уезде Бурултогай (Фухай) местный гарнизон и органы хуаженьской власти спасаются в бегством в г.Сарисумбе.

Таким образом, с начала образования национального правительства Алтая в конце 1944г. по середину апреля 1945г. (чуть меньше полугода) подверглись ликвидации две основные базы хуаженей на Алтае. Освобождаются от врага три уезда. 28 августа 1945г. уезд Каба переходит в руки повстанцев, действовавших в уезде Жеменей. Уезд Чингиль освободился еще до образования местного повстанческого правительства. 10% территории округа, включающие уездный центр Бурчин и г.Сарисумбе остаются под контролем хуаженей. В этих всех действиях роль Оспан-батура очень велика. Все это время он не поддается уговорам направленных сперва Шэнь Шицаем, а затем и правительством Гоминьдана эмиссарам из Урумчи.

8 апреля 1945г. в Кульдже проходит праздничный парад войск и объявляется о создании Национальной Армии ВТР. Действия частей НА ВТР на территории Тарбагатайского округа я приводил где-то выше. 2 сентября 1945г. 3-й Кенсайский кавалерийский полк при содействии жеменейских повстанцев, подавляет сопротивление одного полка хуаженей и освобождает уезд Бурчин (Буыршын). 3 сентября силы НА ВТР выдвигаются в г.Сарисумбе. Передовые части останавливаются в месте, где расположился отряд под командованием Д.Сугурбаева. Затем повстанцы и регулярные части ВТР подступают на расстоянии 10-15 км от Сарисумбе с юаг и юго-восточной стороны. Гарнизон хуаженей численностью около 3 тыс человек под руководством "вали" Гао Боюй и командира Вэнь Лиюня выдвигаются в восточном направлении в сторону МНР. Они бегут в сторону перевала Ормигейты в Алтайских горах. Однако повстанцы Д.Сугурбаева настигают их 10 сентября и предлагают сдаться. При этом он обходится жертв: хуажени поверив, что на склонах на них навели оружия "окружившие" их повстанцы (на самом деле Д.Сугурбаев предварительно приказал сделать множество чучел с надетой поверх одеждой, для пущей острастки, разместив среди них своих пулеметчиков) кидают оружие и сдаются на милость противника.

К 20 сентября во всем Алтайском округе устанавливается новая власть. Оспан к этому времени находится в местности Тургун уезда Коктогай. Д.Сугурбаев немедленно сообщает ему о взятии последнего пристанища хуаженей в округе - г.Сарисумбе и появлении соединений НА ВТР. На это Оспан-батур отвечает принесшему весть связному одной фразой: "Сели на одного коня два человека!"

Примерно в это же время, 20-х числах сентября 1945г. из Кульджи в Сарисумбе прибывают глава ВТР Алихан-тюре и Ахматджан Касими, там они находятся 10 с лишним дней. Они проводят несколько бесед с представителями разных слоев общества и Д.Сугурбаевым в частности. Затем они проводят пленарное совещание, на котором объявляют повстанческое движение на Алтае составной частью революции в Восточном Туркестане. На этом совещании также признается общее руководство ВТР. Оспан был приглашен на все мероприятия и совещание, но он под разными предлогами проигнорировал их.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каких именно земель?

:D :D .

Думаю, что абак-кереи были вытеснены из истоков Черного Иртыша, Джунгарии. В 1500-х годах, по преданиям абак-кереев, они были вытеснены калмыками, которые в свою очередь были вытеснены со своих земель манчжурами, а манчжуры также были вытеснены хань-дзу. Это упрощенная схема, но по ней видно, кто на самом деле инициировал миграции. Кереи ( абакты и ашамайлы) жили на Шубартау в бывшей Семипалатинской области. Но после 1758 года абакты кереи решили вернуться на Алтай. Кереи-ашамайлы остались в России. "Ушли самые сильные", - говорили оставшиеся кереи.

Абак-кереи вернулись в джунгарский Алтай (истоки Черного Иртыша), это они делят его на Ор-Алтай (возвышенный) и Ою-Алтай (каньонный).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каких именно земель? :D:D .

Думаю, что абак-кереи были вытеснены из истоков Черного Иртыша, Джунгарии. В 1500-х годах, по преданиям абак-кереев, они были вытеснены калмыками, которые в свою очередь были вытеснены со своих земель манчжурами, а манчжуры также были вытеснены хань-дзу. Это упрощенная схема, но по ней видно, кто на самом деле инициировал миграции. Кереи ( абакты и ашамайлы) жили на Шубартау в бывшей Семипалатинской области. Но после 1758 года абакты кереи решили вернуться на Алтай. Кереи-ашамайлы остались в России. "Ушли самые сильные", - говорили оставшиеся кереи.

Абак-кереи вернулись в джунгарский Алтай (истоки Черного Иртыша), это они делят его на Ор-Алтай (возвышенный) и Ою-Алтай (каньонный).

:D ,

Да, уж слишком упрощенная схема! Можно сказать фантазированная ....

Здесь Вы кого имеете виду под "маньчжурами" - халха-монголов, да? :)

"Тринадцать Алтай и Тридцать три Хөхэй (Көгмэн)" были родиной ойротов со времен до чингизидских монголов и после чингизидских монголов. :tw1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что абак-кереи были вытеснены из истоков Черного Иртыша, Джунгарии. В 1500-х годах, по преданиям абак-кереев, они были вытеснены калмыками, которые в свою очередь были вытеснены со своих земель манчжурами, а манчжуры также были вытеснены хань-дзу. Это упрощенная схема, но по ней видно, кто на самом деле инициировал миграции. Кереи ( абакты и ашамайлы) жили на Шубартау в бывшей Семипалатинской области. Но после 1758 года абакты кереи решили вернуться на Алтай. Кереи-ашамайлы остались в России. "Ушли самые сильные", - говорили оставшиеся кереи.

Абак-кереи вернулись в джунгарский Алтай (истоки Черного Иртыша), это они делят его на Ор-Алтай (возвышенный) и Ою-Алтай (каньонный).

А как абак-кереи попали на Черный Иртыш и в Джунгарию в 16 в., если там ранее располагалось государство найманов, затем могольское государство? :blink: Если говорить о связях кереев с кереитами, то между ними мало общего. Состав кереитов - сахыят, дубоут, тонгоит, албат, каркын, состав абак-кереев - жантекей, жадик, жастабан, шубарайгыр, шеруши, ители, итемген, молкы, меркит, сарбас, каракас, шимойын. Ничего общего. Зато сахыяты - хакасские сагай и якутские саха. Дубоут - алтайские тубалар, хакасские тубинцы, и собственно тувинские тувинцы. Тонгоит - алтайские тонгжаны. Албат - алтайские (теленгитские) алматы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что абак-кереи были вытеснены из истоков Черного Иртыша, Джунгарии. В 1500-х годах, по преданиям абак-кереев, они были вытеснены калмыками, которые в свою очередь были вытеснены со своих земель манчжурами, а манчжуры также были вытеснены хань-дзу. Это упрощенная схема, но по ней видно, кто на самом деле инициировал миграции. Кереи ( абакты и ашамайлы) жили на Шубартау в бывшей Семипалатинской области. Но после 1758 года абакты кереи решили вернуться на Алтай. Кереи-ашамайлы остались в России. "Ушли самые сильные", - говорили оставшиеся кереи.

Абак-кереи вернулись в джунгарский Алтай (истоки Черного Иртыша), это они делят его на Ор-Алтай (возвышенный) и Ою-Алтай (каньонный).

Я как-то привык слышать абак-кереи. А абакты кереи встречаю впервые. А что вообще означает слово "абак"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как-то привык слышать абак-кереи. А абакты кереи встречаю впервые. А что вообще означает слово "абак"?

Абакты -это по казахски. Означает принадлежность к абакам. Абак был сары-уйсун (желтый уйсун, который остался жить с кереями. От него ведут свой род абак-кереи. Это имя. Второе подразделение кереев - ашамайлы, Ашамай - имя, ашамайлы - принадлежность. Конечно, по-русски будет верно абак-кереи. Современные кереи - это позднее крупное образование кереев. До Чингисхана известно керейское ханство, которое было разгромлено и подчинено монголам. У кереев есть даже песня про то время, отрывок привожу в книге Люди Реки. Кереи, как и все тюркские племена дробились и вновь крепли, потому кереи, как племя входят почти во все тюркские племенные союзы.

У алтайцев, у телеутов, у казахов, у узбеков есть роды керей. У В.В.Радлова есть об этом информация.

Уважаемый АМЫР!

Я ссылаюсь на предания самих абак-кереев, которые говорят, что до 1500-х годов (может до середины 1500-х годов) жили на Алтае, затем их вытеснили калмыки. До возвращения на свою родину, начиная с 1550-х до 1750-х гг. они жили на Шубартау, но мечтали вернуть свои земли. Эту информацию они держали в народной памяти и передавали от отца к сыну. Возможно мы говорим о разных временных категориях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абакты -это по казахски. Означает принадлежность к абакам...

Каково объяснение слова "абак" у казахов.

Может быть имеется связь с монголами "авганар" - т.е. абак-ы.

На монгольском "авга" -абак --- родня со стороны отца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Я ссылаюсь на предания самих абак-кереев, которые говорят, что до 1500-х годов (может до середины 1500-х годов) жили на Алтае, затем их вытеснили калмыки. До возвращения на свою родину, начиная с 1550-х до 1750-х гг. они жили на Шубартау, но мечтали вернуть свои земли...

Думаю что это более поздняя, сочиненное предание чтоб узаконить что-то. Такое бывает.

Если на самом деле они жили в Алтае то получается они оказахившиеся алтайцы-ойроты или киргизы <_< .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У алтайцев, у телеутов, у казахов, у узбеков есть роды керей. У В.В.Радлова есть об этом информация.

Я ссылаюсь на предания самих абак-кереев, которые говорят, что до 1500-х годов (может до середины 1500-х годов) жили на Алтае, затем их вытеснили калмыки. До возвращения на свою родину, начиная с 1550-х до 1750-х гг. они жили на Шубартау, но мечтали вернуть свои земли. Эту информацию они держали в народной памяти и передавали от отца к сыну. Возможно мы говорим о разных временных категориях.

У алтайцев и телеутов рода керей нет. У енисейских кыргызов - тубинцев был род керей, эти тубинцы стали теперь тувинцами и хакасами.

То что говорят абак-кереи - это современные фантазии, в народной памяти обычно не сохраняются временные отрезки, да еще и по григорианскому календарю :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...