Ындыр Опубликовано 17 декабря, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2017 В 05.12.2017 в 08:14, Ашина Шэни сказал: siajk. Похоже на алтайский "сеок". (Татарский/булгарский "сияк"(= "кость") ?? ). Или на "сэ", которых разбили юэчжи. Если так, от они должны располагаться на западе или северо-западе от Тан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 17 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2017 1 hour ago, Ындыр said: Похоже на алтайский "сеок". (Татарский/булгарский "сияк"(= "кость") ?? ). Или на "сэ", которых разбили юэчжи. Если так, от они должны располагаться на западе или северо-западе от Тан. С сеоком идея хорошая А юэчжи разбили-таки не сэ (это бичуринское), а сай 塞. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 8 января, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 8 января, 2018 Цитата П.Б. Коновалов на основе выявления степени интенсивности заимствований из тюркских и тунгусо-маньчжурских языков выделил два центра этногенеза монгольских народов – западный и восточный, киданьский и шивэйский [Коновалов, 2002: 60–66]. Лингвист В.И. Рассадин поддержал взгляды П.Б. Коновалова и выдвинул гипотезу о существовании двух языковых ареалов, в рамках которых происходило формирование монгольских языков. Восточный ареал был связан с происхождением киданей, здесь сильно заметно влияние китайского и тунгусо-маньчжурских языков. Этническими преемниками киданеязычного населения являются дауры. Северо-западный ареал включал группу языков монгольских племен, выдвигавшихся на запад, в сторону Центральной Азии, где они вступали во взаимодействие с обитавшими там тюркскими племенами. В северо-западный ареал входили языки монгольских племен, получивших в китайских летописях название шивей [Рассадин, 2007: 105–106]. В.И. Рассадин пишет: «…явно тюркская по происхождению лексика, заимствованная из различных тюркских языков, проникала в монгольские языки в разные исторические эпохи, начиная с глубокой древности. Тюркская по происхождению лексика прослеживается не только на общемонгольском уровне, но и на ареальном. В то же время большое количество тюркизмов свойственно именно конкретным монгольским языкам, составляя их специфику и способствуя обогащению и развитию их лексического состава» [Рассадин, 2007: 110]. Татары относились к кругу шивэйских племен, имевших наиболее интенсивные контакты с тюркоязычными племенами, и потому владели древнетюркским языком, либо же общались на тюрко-монгольском пиджине, что и было отмечено ал-Кашгари. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 9 января, 2018 Поделиться Опубликовано 9 января, 2018 15 часов назад, Rust сказал: Шивэй оказывается жили западнее чем думал, и всё-таки татары были из шивэй , уверен был в этом Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 10 января, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 10 января, 2018 С точки зрения контактной (анти-алтайской) теории (которая говорит, что тунгусы, монголы и тюрки [+корейцы + японцы] изначально были разными народами, но со временем вступили в контакт и их языки смешались) Есть подтверждающие факты -- есть факты о больших различиях в базовом Списке Сводеша этих языков -- есть факты о меньших контактах между тюрками и тунгусо-маньчжурами (т.к. между ними стояли прото-монголы) -- есть факты о малых заимствованиях из монгольских и тунгусо-маньчжурских в языке орхонских надписей Но есть и опровергающие умозаключения -- о том, что чувашский язык (где есть много похожестей на монгольские языки) стоит в основании тюркских языков С точки зрения алтайской теории (которая говорит, что изначально тунгусы, монголы и тюрки были одним народом, а со временем их языки разошлись) -- нахождение чувашского языка в корне тюркских языков вроде бы подтверждает это. Но в этом случае не понятно куда делось большое количество сепаратных тюрко/тунгусо-маньчжурских изоглос, доставшихся им от предкового прото-алтайского языка? Или почему сепаратные тюрко-монгольские изоглоссы не имеют продолжения в тунгусо-манчжурских языках? Т.о. Факты об отсутствии ранних (обще-алтайских) контактов опровергнуть сложновато, а вот умозаключения о раннем чувашском языке думаю опровергнуть легче. И получится, что если чувашский язык не плод гуннской эпохи, а результат пред-монголской (пред-чингисхановской, после-каганатской) эпохи, то возможно они и были теми двуязычными тюрко-монгольскими шивей/татар/онгут и т.д. Проверка гипотезы Т.к. монголы контактировали с огузами и уйгурами, то в чувашском языке должно быть мало кипчакизмов. (Хотя в последний момент [при контактах с булгарами на Волге] они должны были появиться). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 10 января, 2018 Поделиться Опубликовано 10 января, 2018 В 05.12.2017 в 07:14, Ашина Шэни сказал: Синси 興昔 - среднекит. xiə̆ŋ’-siajk. Есть у кого какие тюрко-монгольские этимологии? В 17.12.2017 в 15:09, Ындыр сказал: Похоже на алтайский "сеок". (Татарский/булгарский "сияк"(= "кость") ?? ). Или на "сэ", которых разбили юэчжи. Если так, от они должны располагаться на западе или северо-западе от Тан. По Старостин будет "xiŋ-sjek". Если отталкиваться от тюркской этимологии (что мне больше здесь нравится), при условии, что второе слово есть [древне]кыпч. "süjek", то, вероятно, прототипом для такой записи послужило именно сие: [древне]кыпч. "kiŋ süjek", где первое слово - 1 - широкий; обширный; 2 - обильный; 3 - щедрый; второе слово - 1 - кость; 2 - род. Т.е., "широкая кость; обильный род" и т.д. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться