Peacemaker Опубликовано 30 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2017 Тотем - в первобытных верованиях - животное, растение, предмет или явление природы, служившие объектом религиозного культа рода или племени и считавшиеся его родоначальником или охранителем. Есть основание полагать, что народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов. Известно, что какзахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна. Лошадь была одним из главных животных тотемов для многих казахских племен. Наскальные изображения копыт скакуна встречается в огромном количестве в Центральном Казахстане, в горах Каратау и мангышлака. Эти рисунки казахи называли "тулпар тас" (камень скакуна). Этим животным тотемам поклонялись огузы и кипчаки. Изображения копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мавзолеев Центрального Казахстана, например, мавзолея Келин-там на реке Кенгир. Другим не менее важным животным тотемом саков и тюрко-монголов был волк. В честь волка у тюрко-монгольских племен проводились конные состязания. У казахов бытовала конно-спортивная игра "кок бори" (серый волк). Позднее она стала называться "кок бар". Известен обычай добрачного состязания юношей и девушек у саков. Только поборов девушку , юноша мог взять ее в свою власть. Казахская народная игра "кыз-бори" (дева-волк) также поединок девушки и юноши. Он описан в казахском эпосе и фольклоре некоторых народов Средней Азии. В наше время эта древняя традиция продолжает жить в виде конной игры "кыз-куу" - "догони девушку". Известно, что знамена Тркского каганата украшались волчьей головой. Изображение знамен в виде волчьей головы сохранились до наших дней на наскальных гравюрах, а также встречается в художественных изделиях казахов XVIII-XIX веков. Животными тотемами гуннов и многих тюркоязычных народов были также олень, лебедь, бык. Бык по представляеним древних олицетворял силу и власть. чтобы иметь славное потомство новорожденным давали имя быка. Животный тотем оленья приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. Не случайно олень часто изображался в виде золотых фигур многими поколениями древних мастеров. Культ оленя сохранился у казахов до наших дней. Рога оленя, как и барана являются основными мотивами в орнаменте. Другой животный тотем - лебедь. Гунны считали, что лебедь охранял домашний очаг. У казахов лебедь является табу, его не убивают, почитают как священную птицу приносящую счастье семье. Древнешамански легенды рассказывают о фантастических птицах и всадниках на крылатых конях. Согласно мифу, кентавры - это образы предков, которые оберегали, защищали домашний очаг, детей. в старину предметы с изображением предков существовали также в жилищах казахов. На одном из найденных в ходе археологических раскопок полотнищ изображен шаман, держащий в руках цветущую ветвь - священное дерево жизни. В казахском прикладном искусстве мотив мирового древа ассоциируется с моделью мироздания и воспринимается как оберег, предохраняющий жилище от злых духов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться