Jump to content
Ашина Шэни

Тамим ибн Бахр в гостях у орхонских уйгуров: классический арабский источник в новом переводе Кумекова

Recommended Posts

Тамим ибн Бахр, Рихла

 
с.35
 
(л.169б) Рассказал Тамим ибн Бахр ал-Муттава'и, поистине в их стране сильный холод, и передвигаются в ней шесть месяцев в году. Он держал путь в страну токуз-огузского хакана на почтовых лошадях, которых хакан отправил к нему. Он проходил самым быстрым и скорым ходом за день и ночь три почтовые станции. (При этом) он проехал двадцать дней по степям, где (имеются) источники воды и пастбища, но пет там ни села, ни города, кроме служителей почтовых станций, которые живут в шатрах (юртах). Почтовый вез с собой провизии на двадцать дней, так как он знал отдаленность того города; ее расстояние составляет двадцать дней по степи, в ней источники и пастбища. 
После этого он ехал (л. 170а) двадцать дней среди непрерывных селений и многочисленных обработанных тсмель. все население которых или во всяком случае большую его часть составляют тюрки. Среди них имеются огнепоклонники, которые придерживаются вероучения магов, и манихеи. После этих (двадцати) дней он прибыл в город царя. 
Он рассказал, что это большой, укрепленный город, вокруг которого находятся возделанные сельские предместья и непрерывные селения. 
В городе двенадцать необычайно огромных железных ворот. 
Сказал: «Город с многочисленным населением, толчеей, рынками, торговлей. Большинство его жителей следуют вероучению манихеев». 
Он рассказал, что от города хакана до страны Син расстояние составляет приблизительно триста фарсахов. Затем он еще сказал: «Я думаю, что расстояние больше того». 
Он сказал: «Справа от города царя токуз-огузов находится страна тюрок, с которыми не смешиваются другие, слева от него - страна кимеков, а перед ними - страна Син». 
Рассказал, что, не доезжая до города царя пяти фарсахов, он рассмотрел золотой шатер царя на плоской крыше его дворца, вмещает (шатер) сто человек. 
Рассказал он, что хакан, царь токуз-огузов, был зятем царя Сина и что царь Сина доставляет ему каждый год пятьсот тысяч кусков шелка.
 
с.36
 
Сообщил, что между Верхним Барсханом (в тексте - Нушджан) и аш-Шашем, через Тараз, расстояние караваном в сорок переходов. А тот, кто едет один на лошади, преодолевает путь за месяц. 
Он также сказал: «В область Верхнего Барсхана входят четыре больших и четыре маленьких города. Он определил приблизительное число воинов в одном городе, расположенном на берегу тамошнего озера, они составили около двадцати тысяч всадников в полном вооружении. И нет во всех тюркских народах воинов сильнее их. Так что, когда они направляются с карлуками на войну, то их бывает сто человек, а карлуков приходится тысяча. С таким соотношением они выходят на все сражения». 
Рассказал он, что это озеро похоже на квадратный бассейн. Вокруг него высокие горы, в которых растут многие виды деревьев. 
Сказал: «А там есть следы древнего города». Я не нашел среди тюрок тех, кто бы знал сведения о нем; ни о том, кто его построил, ни о том, кто были его жители, ни о том, когда он был разрушен. 
Он заметил в нем (городе) разделяющую его реку, дна которой там не достичь. «Я видел в ней разные виды обитателей вод, подобно которым (нигде) не встречал. Вместе с тем (л. 1706) я видел таких птиц, аналогично которым я не лицезрел ни в одной стране». 
Сказал он: «Население (Верхнего) Барсхана и близлежащих к нему городов и селений обходит вокруг него один раз год в весенние дни и делают это в течение всей жизни». 
Сказал также: «Впадают в озеро со стороны Тибета сто пятьдесят больших и мелких рек, равно как втекают (в него) реки со стороны токузогузов и кимеков». 
Рассказал, что длина его (пути к царю токузогузов) составляет сорок дней на верблюдах, а всадник на коне, если ехать быстро, покрывает расстояние за месяц. 
Поведал он, что во время поездки нашел царя токуз-огузов в военном лагере вблизи от его города. Он определил приблизительное число его войска, которое расположилось вокруг его шатра, в двенадцать тысяч человек, без учета других войск. Сказал: «Помимо этих были еще семнадцать военачальников, при каждом из них было тринадцать тысяч воинов». Сказал: «А между одним военачальником и другим военачальником находились участки из шатров. Все военачальники вместе со своими воинами и участками (из шатров) располагались вокруг
 
с.37
 
войска (хакана). У них в этом окружении был проход, размер которого составляет четыре ворот в ширину, ведущий к лагерю». 
Сказал: «А все лошади царя и лошади войска паслись между шатрами царя и месторасположением начальников войск. Ни одна лошадь не выходит за пределы лагеря». 
Мы спросили его о дороге к кимекам от Тараза. Расскмал он, что дорога от Тараза ведет к двум благоустроенным и населенным селениям, расположенным в местности называемой Кавакет. Расстояние от Тараза к ним (селениям) семь фарсахов. От этого места до города царя кимеков восемьдесят дней пут для всадника быстро едущего с запасом провианта. Весь путь проходит по пустыням, полупустыням и обширным степям с многочисленными пастбищами и источниками, там кочевья кимеков. Рассказал, что он проехал этой дорогой и нашел царя кимеков с его войском в шатрах (юртах), а поблизости находились селения и возделанные земли. Он переходит е одного места на другое, следуя пастбищам. 
Многочисленны его лошади, имеющие тонкие копыта. 
Он определил численность его (царя кимеков) войска приблизительно в двадцать тысяч воинов. 
Сообщил Абу-л-Фадл ал-Вашджирди, что царь токузогузов дважды совершил набеги на царя Сина во время правления ар-Рашида, однако говорят, что это произошло во времена ал-Махди. (л. 171а) 
Набег его был совершен на земли, расположенные между Усрушаной 
и Самаркандом. Правитель Самарканда сразился с ним в нескольких сражениях. Между ними шли жестокие битвы. Затем правителю Самарканда была дарована победа над ним, и он разгромил его. Он убил много его сподвижников. Говорят, что он возглавил шестисоттысячное войско конных и пеших китайцев. Мусульмане захватили огромную добычу и взяли в плен много людей. Их потомки, живущие в Самарканде, делают превосходную бумагу, разные виды оружия и инструменты, которых не производят в городах Хорасана, нигде кроме Самарканда. 
Одним из чудес страны тюрок являются их камни, с помощью которых они вызывают, когда хотят, дождь, снег, град и другое. Эти камни у них приобрели большое значение и широкое распространение. Никто из тюрок этого не отрицает. У царя токузогузов он (камень) составляет особенность, которого нет ни у одного из царей тюрок.
 
Факсимиле
 
с.131
H3r2zSeBzOo.jpg
 
с.132
AAYUKLogr_k.jpg
 
с.133
UAz9V-nzccY.jpg
с.134
B6DoR5YpWvk.jpg
с.135
-33d5G7HUC0.jpg
 
[История Казахстана в арабских источниках. Том II. Арабские географы и путешественники IX-XII вв. / Вступ. ст., пер. с араб., коммент., тексты и факсимиле Б. Е. Кумеков, Р. Б. Кумекова. Отв. ред. А. К. Муминов - Алматы: Дайк-Пресс, 2010 - с.35-37, 131-135]
 
5_f5C8UYFpg.jpg
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...