Ашина Шэни Опубликовано 16 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2017 Старая и Новая истории династии Тан (Цзю и Синь Таншу) являются одними из ключевых источников по истории орхонских уйгуров. Стараниями австралийского синолога Колина Макерраса, сведения обеих Таншу по уйгурам были переведены на английский язык и качественно прокомментированы в канонической книге Макерраса "Uighur Empire according to Tang Dynastic Histories". Перевод Макеррасом сведений из Синь Таншу был оцифрован одним хорошим человеком и выложен в сеть: https://depts.washington.edu/silkroad/texts/tangshu/tangshu.html Книга Макерраса у меня в бумажном виде, в красивой красной обложке дома лежит. Я читал ее год назад где то, много цитат взял. Здесь их поскидываю. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 16 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2017 ВОЛЧЬИ ЗНАМЕНА УЙГУРСКОГО КАГАНА "Суцзун взошел на престол. Послы прибыли ко двору спрашивая разрешение на оказание помощи в войне против Ань Лушаня. Император издал приказ что префектурный принц Дуньхуана, Чэншэнь, должен заключить пакт с уйгурами и далее повелел Пугу Хуай-эню сопроводить принца для приема их воинов. Каган был доволен этим актом, потому удочерил младшую сестру своей катун и отдал ее Чэншэню в качестве невесты. В то же время он отправил своих великих вождей ко двору для заключения дипломатического брака. Император, желая подтвердить искренность своего чувства преданности, немедленно утвердил дочку кагана в качестве принцессы Пичиа. Незамедлительно вслед за этим сам каган принял на себя роль генерала и, объединившись с военным губернатором Шуофана, Куо Цзу-и, сразился с тонгра и многими другими племенами, победив их на берегах Хуанхэ. Каган встретился с Цзу-и в долине Хуюэнь. Полагаясь на свою силу, каган собрал своих воинов и заставил Цзу-и поклониться его волчьим знаменам, прежде чем увидеть его". "Новая история династии Тан", глава 217 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.55-57] 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 16 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2017 БЛАГОДАРСТВЕННАЯ РЕЧЬ ИМПЕРАТОРА СУЦЗУНА УЙГУРАМ ПОСЛЕ ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ АНЬ ЛУШАНЯ 30 ДЕКАБРЯ 757 ГОДА Заслуги Кутлуг Бильге-джабгу избавили нас от ужасающих трудностей, а его праведность сделала возможным выживание нашего государства. Во всех далеких странах, в 10,000 ли, лишь он имел добродетель стать единым с нами в намерениях и спасти наше государство. Его добродетель не может сравниться ни с чем ни в древние ни в нынешние времена. Уйгурский джабгу выделяется своем смелым характером, величественным происхождением и редким дарованием стратега. Его слова всегда полны верности и им можно доверять, а поведение его замечательно учтиво. Его способности равны таковым у 10,000 обычных мужей. По рангу его стоит ставить первым среди кочевников. Когда жестокие и развращенные люди ввели в замешательство привычные законы нашего государства, и Китай лишился мира, Элетмиш Бильге Кутлуг-каган уйгуров заключил соглашение с нашим государством чтобы действовать как младший в братском партнерстве. Он привел к благоденствию армии отца, Суцзуна, и сына, принца Куанпина, он продвигал свои мудрые стратагемы и сразился с этими жестокими мятежниками. Одним ударом в барабан он поднял дух всех, пройдя издалека 10,000 ли, он поверг врага и спустя двадцать дней обе столицы были отвоеваны. Его непоколебимой силы достаточно чтобы поднять вершины гор, а ум его пронизывает ветра и облака. Даже лицом к лицу с насущными трудностями он никогда не преступал границы своего статуса. Воистину добродетели его сияют подобно солнцу и луне в небе, а легенды о нем следует рассказывать и пересказывать нашим потомкам. Но будет ли достаточно наградить его долей земли за оказаться услугу и поклясться Великой Рекой что я должен наградить его? Среди всех должностей Директор Общественных Работ высшая, а среди титулов Надельный Принц высший. Потому я назначаю его Директором Общественных Работ и соответственно короную его Принцем Чун-И. Каждый год для него через шофанскую армию будут отсылаться 20,000 рулонов шелка, и подобает чтобы он отправлял посольство для принятия нашего дара. "Старая история династии Тан", глава 195 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.55-57] Уйгурский каган. Танская гравюра 8 века 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 17 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2017 КАК УЙГУРСКИЕ И АРАБСКИЕ ПОСЛЫ СТОЛКНУЛИСЬ В КИТАЕ В день цзынь-шэнь, первый день пятого месяца первого года цзянь-юань (6 ноября 758 года), восемь послов Уйгурского каганата, включая Тогая-апа, и шесть послов Арабского халифата, включая Коджи, одновременно явились к императорскому двору для аудиенции. Столкнувшись у ворот палат, они начали ругаться друг с другом по поводу того кто должен войти первым. Чиновники ответственные за посетителей и аудиенцию разделили их и направили в разные стороны, направо и налево, так что они вошли в палаты одновременно через восточные и западные врата. "Старая история династии Тан", глава 195 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.62] 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 17 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2017 МОЩЬ ШАМАНОВ ОРХОНСКИХ УЙГУРОВБо Юань-куан и другие пошли к западу от субпрефектуры Линьтай чтобы выяснить насколько сильны были тибетские враги. Поскольку луна светила ярко, они подумали что было бы лучше если бы было темно, поэтому уйгуры приказали своим магам вызвать ветер и снег. На рассвете была битва. Все тибетцы насквозь продрогли и замерзли. Их луки и стрелы стали бесполезными, они закутались в войлок и еле тащили ноги. Юань-куан и уйгуры последовали за ними и перебили их, усеяв равнины их телами.Старая история династии Тан, глава 195[Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.82] 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 17 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2017 Ашина Шени, отличный материал. Ждём ещё 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 18 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2017 АМЕНГЕРЛИК ОРХОНСКИХ УЙГУРОВ Вскоре Лю-цзи таркан прибыл ко двору чтобы сообщить о смерти младшей принцессы Нинкуо. Она было дочерью принца Юна. До этого, когда принцесса Нинкуо уехала чтобы выйти замуж за уйгурского кагана, она отправилась в качестве его эскорта. Когда Нинкуо позже посетила Китай, она оставалась среди уйгуров и была их катун. Они называли ее младшей Нинкуо и она последовательно была женой двух каганов, Баянчор Элетмиш Бильге кагана и Бегю Эльтутмыш Алпкулуг кагана. "Новая история династии Тан", глава 217 Во втором месяце третьего года (1-30/3/808), уйгуры прислали делегацию ко двору чтобы сообщить о смерти старшей принцессы Сянань. Император приостановил деятельность двора на три дня. Принцесса была восьмой дочерью Дэцзуна. Изначально она отправлялась в жены Тун-Бага кагану. Когда он умер, его сын Кюлюг Бильге каган наследовал престол. По его смерти, сын его Эрчор Кутлуг каган взошел на трон. Когда умер Эрчор каган, народ государства поставил каганом его министра. Он стал Кутлуг Сенгун Улуг Бильге каганом. Все эти каганы следовали варварскому обычаю и все последовательно брали в жены принцессу Сянань, жившую на варварской земле в общей сложности двадцать один год и умершую после. "Свод важнейших событий династии Тан", глава 98 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.105-107, 188-189] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 18 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2017 УЙГУРСКИЙ КАГАН ПО ИМЕНИ ХАЗАР В год когда взошел на престол Цзинцзун (824 год), каган умер и его младший брат, принц Хазар, унаследовал трон. Император прислал посольство для утверждения его титула Ай тенгрида кут болмыш алп бильге Чжаоли каган и отправил в дар двеннадцать колесниц груженых шелковыми тканями. "Новая история династии Тан", глава 217 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.123] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 18 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2017 КОННЫЕ ЛУЧНИЦЫ ОРХОНСКИХ УЙГУРОВ В шестой месяц девятого года (30 июня - 28 июля 835 года), уйгурские послы прибыли ко двору. Уйгуры привели с собой семь девушек-лучниц искусных в конной езде и двух детей из тюрок-шато, всех представила принцесса Тайхэ (жена уйгурского кагана). "Старая история династии Тан", глава 195 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.122] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 18 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2017 ТАНСКАЯ ПРИНЦЕССА СТАНОВИТСЯ УЙГУРСКОЙ КАТУН: РАССКАЗ ТАНСКИХ СВАДЕБНЫХ ПОСЛОВ О ТОМ ЧТО ОНИ ВИДЕЛИ В КАРАБАЛГАСУНЕ В 822 ГОДУ "Когда мы прибыли к варварскому двору, мы выбрали подходящий день для коронации принцессы Тайхэ уйгурской катун. Каган сначала взошел на свою башню и сел обернувшись лицом на восток. Он установил большой войлочный шатер под башней для размещения принцессы и отправил группу варварских принцесс чтобы те научили ее обычаям варваров. Только после этого принцесса сняла свои танские одеяния и надела одежду варваров, в чем ей помогала одна старая уйгурка. Она вышла перед башней и поклонилась в сторону запада. Каган сидя смотрел на нее. Принцесса сделала второй поклон и, закончив, вернулась в свой войлочный шатер. Она сняла то что носила и надела одеяния катун: одноцветный халат и широкую мантию, обе одежды алые, и золотой разукрашенный головной убор, заостренный спереди и прямой сзади. Она вышла к башне и поклонилась кагану как в первой части ритуала. Варвары установили широкие носилки с ширмой, перед которыми они поставили небольшой трон. Несколько министров повели принцессу к носилкам. Министр каждого из девяти племен уйгуров нес носилки, они следовали за солнцем, поворачиваясь направо и обходя двор девять раз. Потом принцесса сошла с трона и взошла на башню, где она села рядом с каганом, смотря на восток. С этого момента, каждый раз когда министры и подданные оказывали почтение кагану, они также кланялись катун". "Старая история династии Тан", глава 195 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.120] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 19 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2017 Не из Таншу, но привести не помешает))) СЛОВА УЙГУРСКОГО ТАРКАНА ЕГО КИТАЙСКОМУ СОЮЗНИКУ В 784 ГОДУ: "Когда мы Уйгуры сражаемся с соседней страной на равнинах, мы обычно уничтожаем несколько тысяч вражеских кавалеристов с помощью лишь 500 наших воинов, словно рассеивая листья. Теперь когда мы получили несметное число золота и шелка, скота и вина, пришло время нам оказать тебе услугу, великий ван. Завтра я предлагаю тебе сесть на коня и взобраться на высокий холм, откуда ты увидишь как мы Уйгуры разнесем кавалерию Уцзуна так что ни один из его коней не останется в живых". Сыма Гуан, "Всеобщее зерцало, управлению помогающее", глава 231 [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.40] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 19 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2017 Из введения в книге Макерраса: УЙГУРСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ КИТАЯ ПРИ ТАН И СУН Колин Макеррас, доктор исторических наук, Университет Гриффит, Австралия Я уже упомянул ранее присутствие уйгурских и согдийских торговцев в Чанъани, которые в действительности поселились там. Они могли изначально принадлежать к тем людям что продавали уйгурских лошадей Китаю в ходе только что обсужденной коммерческой деятельности, но в течение времени расширили свою деятельность в другие сферы торговли. Хотя Дэцзун пытался принять меры против них, действия не сумели решить возникших проблем. В 787 году по-прежнему значительное число иностранных торговцев жило в китайской столице, не только уйгуры но и другие с далекого запада. Китайское правительство в действительности субсидировало из, но в условиях истощения казны не могло более продолжать платить. Поскольку их дорога домой была отрезана тибетцами, Ли Пи предложил репатриировать их морем, или заплатить за проезд через уйгурскую территорию, или дать им статус китайских подданных и официальные должности. Иностранцы уже имели семьи в Китае и уезжать не пожелали. Большинство решило остаться. То что эти иностранные торговцы включали уйгуров демонстрируется дальнейшим ростом их финансовой силы в последующие годы. Они не только преуспели в купле-продаже продукции но и утвердили себя в качестве ростовщиков. В 831 году правительство решило действовать против этой практики когда Ли Шэнь, один из сыновей знаменитого генерала Ли Шэна, столь эффективно действовавшего против восстания Чжу Цзу в 784 году, попал в серьезные неприятности с уйгурскими ростовщиками. Шэнь был пристрастен к алкогольным напиткам, "он был расточителен и непомерен, и накопил долгов на сумму двадцати или тридцати миллионов связок денег (связка - примерно тысяча монет)" ("Старая история династии Тан", глава 133). Его сын занял "уйгурских денег" на сумму в 11,400 связок но не мог вернуть их. Уйгуры выставили обвинения протв него, в результате чего Ли Шэня сняли с поста. Император немедленно издал приказ в котором он жаловался что проблемы с уйгурским ростовщичеством ухудшились и запретил подобные заемы в будущем. Китайцам запретили вести какие то ни было финансовые сделки с уйгурами, за исключением законной торговли, и подвергались наказанию за непослушание. Правительству было хорошо известно что финансовая власть ведет к политической и потому их нежелание видеть знатные семьи в долгах у уйгуров можно отлично понять. Однако очень сомнительно что приказ был более чем минимально эффективен. Иностранные торговцы, без сомнения включая уйгуров, все еще были важны к концу Тан, и уйгурские ростовщики продолжили торговать и во времена Сунов (960-1279), их финансовая мощь оставалась сильной как никогда. Другими словами, влияние уйгуров на китайские финансовые круги, изначально основанное на их огромной военной силе, пережило гибель их империи. Экономические последствия уйгурской помощи Танам во время восстания Ань Лушаня оказались более длительными чем любой другой результат их вторжения. [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.48-49] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 20 февраля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2017 Тоже из введения: ТОРГОВЛЯ И РЕМЕСЛА В УЙГУРСКОМ КАГАНАТЕ В то же время мы обнаруживаем рост коммерческой деятельности. Тамим описывает Карабалгасун как "населенный и населенный густо" с "рынками и различными родами торговли". Археологи также раскопали свидетельства того что среди уйгуров были группы такие как металлурги, гончары, граверы, кузнецы, скульпторы, каменщики, ткачи и ювелиры. Похоже что они также добывали железную руду, медь, золото и серебро. Австралийский синолог Колин Макеррас [Mackerras, Colin. The Uighur Empire according to the Tang dynastic hystories - Columbia: University of South Carolina Press, 1973 - p.13] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться