Барак Опубликовано 27 февраля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2004 Оригинал статьи на http://kazpravda.by.ru/archive2/2004-febru...)_article04.htm Так считает часть венгерских ученых У казахов , действительно , часто встречается имя Мадияр ( Мадьяр ) У венгров - казахские корни Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры». Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью. Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю. - О чем Ваша новая книга? - Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория. Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры— аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга. - А нельзя ли поподробнее? - Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры—аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей. - Трудно представить себе венгров кочевниками. - Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну. - Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу? - Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию. - Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему? - Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште. Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 27 февраля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2004 Интересная информация, но вообще-то еще в Средние века венгры считали своими родичами народы Поволжья. В 1230-е гг. монах Юлиан отправился на Волгу в поисках Великой Венгрии, где нашел предков современных башкир, которые говорили на том же языке, что и тогдашние венгры. А в более ранней хронике (не помню, какой именно, кажется - византийской) прочел, что венгров еще в Х веке называли гуннами. Конечно, скорее всего, с тех пор этническая и языковая ситуация существенно изменилась. Интересно, сохранилось ли что-нибудь общее в языке венгерском и башкирском сегодня? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Барак Опубликовано 27 февраля, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2004 Интересная информация, но вообще-то еще в Средние века венгры считали своими родичами народы Поволжья. В 1230-е гг. монах Юлиан отправился на Волгу в поисках Великой Венгрии, где нашел предков современных башкир, которые говорили на том же языке, что и тогдашние венгры. В принципе , известно , что русские казаки в походе 1849 г. ( подавление венгерской революции ) также называли венгров башкирами , но , думаю , следует делать некоторую скидку на не особую разборчивость русских в этнонимах и последующем отнесении того или иного народа к той или иной языковой семье . Здесь можно вспомнить и о тех же казахах ( по существу - КАЗАКАХ ) , именуемых в разное время русскими " кайсаками ", " киргизами " и т.д. Потом , не известно какие именно башкирские роды встретили те же венгерские монахи , какого они были происхождения ? Тюркского или финно-угорского ? Я , в принципе , не настаиваю на обязательном родстве казахов с венграми , думаю и те и другие спокойно обойдутся и без вновь обретенных " родственников " , но статья , приведенная мной , является все же современным венгерским взглядом на этот вопрос . Да и сохранившиеся в Венгрии области , населенные потомками кипчаков ( Киши Кунзаг , например ) , получивших пристанище у венгров. P.S. Если бы кто-нибудь из башкирских участников форума прокомментировал эту статью ( по возможности без ухода в " арийскую " и " финнскую " версии происхождения ) , то было бы более познавательно. В сети , конечно , много " фольк-исторических " работ о башкирах , но не всем им верится.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 29 февраля, 2004 Поделиться Опубликовано 29 февраля, 2004 в венгерском языке есть ряд тюркизмов - "алма", "балта" и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timirhan Опубликовано 1 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2004 У якутов есть этнонимы малдьагар и мадьыйар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 1 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2004 В принципе , известно , что русские казаки в походе 1849 г. ( подавление венгерской революции ) также называли венгров башкирами , но , думаю , следует делать некоторую скидку на не особую разборчивость русских в этнонимах и последующем отнесении того или иного народа к той или иной языковой семье . Честно говоря, не уловил, причем тут неразборчивость русских? Сведения-то предоставил сам венгерский миссионер, выступавший отнюдь не от лица русской общественности, а как венгр-носитель языка Если бы кто-нибудь из башкирских участников форума прокомментировал эту статью ( по возможности без ухода в " арийскую " и " финнскую " версии происхождения ) , то было бы более познавательно. Присоединяюсь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Newman Опубликовано 1 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2004 легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. А не виднеются ли в этой легенде отголоски еще более древней легенды, приведенной у Приска, о начале движения гуннов на запад через Тамань по следам оленихи. Тем более, что для этносов Европы, осознающих свою историю с начала 9-10 веков родство (знакомство) непосредственно с Атиллой является часто встречающимся событием. Та же Песнь о Нибелунгах. С другой стороны, если обратиться к тому, что именно аргыны стали родственниками мадьяр, то эта легенда уходит еще дальше в древность - в отступление хуннов от Таншихая. И тогда становится понятным, и усталость Худеяра. И возвращение мадияров к аргынам, которых можно отнести к соотнести с оставшимися "малосильными гуннами". А грустная история бегства заменена историей той самой оленихи, с которой началось востановление разбитой державы Хунну на Западе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Барак Опубликовано 1 марта, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 1 марта, 2004 Честно говоря, не уловил, причем тут неразборчивость русских? Сведения-то предоставил сам венгерский миссионер, выступавший отнюдь не от лица русской общественности, а как венгр-носитель языка [ Честно говоря имел в виду отнесение казаками в 1849 г. венгров к башкирам , во время венгерского похода. Т.е. как бы допускал возможность ошибочного ( или не столь глубокого подхода при изучении ) отождествления русскими казаками венгров с башкирами. Быть может услышали в языке похожие слова .. Ведь по образу жизни или сходности обычаев в 1849 г. венгры все же отличались от башкир. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 1 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2004 В принципе , известно , что русские казаки в походе 1849 г. ( подавление венгерской революции ) также называли венгров башкирами , но , думаю , следует делать некоторую скидку на не особую разборчивость русских в этнонимах и последующем отнесении того или иного народа к той или иной языковой семье. Мне что-то не вериться что казаки могли назвать венгров башкирами. Во-первых, яркие культурные и лингвистические различия, во-вторых, среди этих казаков было полно самих башкир, а уж они бы объяснили, что венгры им не родня. А так, вообще, венгры пришли с территории Идель-Урала и изначально вероятно представляли собой некую смесь финно-угров и кипчаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Барак Опубликовано 1 марта, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 1 марта, 2004 Уважаемый аскер, о венграх -башкирах я вычитал у Бартольда , который по этому поводу пишет буквально следующее : .. Басджирт ( пишется также башджирд , башгирт , башкирд и башкирд или башкурд ) - арабское название народов башкир и мадьяр . ... Монахи венгерского происхождения , которые бывали там еще до появления татар , говорили Рубруку , что язык башкир ( Pascatur ) такой же , как у венгров . Тот диалект , на котором в настоящее время говорят башкиры , несмотря на некоторые фонетические особенности , принадлежит к семейству тюркских языков , а не к финским , к которым принадлежит венгерский ; само название народа народная этимология расчленяет на баш ' голова ' и курт ' волк ' ( или также курт ' червяк ' , 'пчела ' ). Обстояло ли дело в 13 в. иначе - остается под вопросом . Маркварт полагает , что это сближение башкир с венграми , а также название страны башкир " magna Hungaria " могут быть объяснены только соответствующим словоупотреблением у арабов. Замечательно , что даже во время похода 1849 г. ( т.е. во время подавления венгерской революции царскими войсками ) русские казаки , как сообщают , называли мадьяров " башкирами ". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 2 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2004 М-мдя... Мне особенно понравилось вот это: "... Монахи венгерского происхождения , которые бывали там еще до появления татар , говорили Рубруку , что язык башкир ( Pascatur ) такой же , как у венгров...в 13 в..." Оказывается татары появились на Урале только в 13-м веке. И на таких "востоковедах" строилась советская историческая школа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Барак Опубликовано 2 марта, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2004 Хочу напомнить вам , уважаемый аскер , что В.В. Бартольд ( в отличие от многих и ныне здравствующих " востоковедов " ) четко разделял булгар и татар . В статье , посвященной башкирам , он пишет : В то время , как отчасти и сейчас , страна башкир была покрыта лесами , а ее население было крайне малочисленным ( по Истахри , только 2000 мужчин ) ; они подчинялись болгарам и в противоположность этому народу оставались еще язычниками ; расстояние между территориями обоих народов считалось равным 25 дням пути . Согласно Ибн Фадлану , каждый башкир должен был изготовлять себе собственного деревянного идола , которого всегда держал при себе и к которому обращался с молитвой в нужде и опасности . Даже в 13 в. еще не все башкиры стали мусульманами ; путешественник Рубрук ( 1253 г. ) сообщает только , что до появления татар башкиры оставались подданными болгар , вследствие чего многие из них приняли ислам . Только русские в 16 в. познакомились с башкирами как с народом , полностью принявшим мусульманство. Не путайте пожалуйста булгар и татар . Вы же , надеюсь , прекрасно знаете историю принятия волжскими булгарами этнонима " татар ".. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 3 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2004 Уважаемый Барак, во времена Бартольда (первая треть 20в) этноним "татары" уже имел более или менее четкое значение и окончательно закрепился за определенной тюркоязычной общностью Вост.Европы, часть (только часть) которого несомненно является потомками булгар. Потомками булгар можно рассматривать казанских, частично мишар, астраханских и крымских татар. Доля казанских же среди волжских татар (а есть еще крымские и прибалтийские ) едва ли превышает 60%. Также значительна доля мишар (30%) этногенез которого еще сложнее чем у казанских: предположительно буратасы, половцы, мадьяры, булгары. К тому же разумно предположить что у тех же казанских татар булгарский компонент не так уж целен и разбавлен наплывом других этнических групп на территорию Среднего Поволжья во время и после Золотой Орды. А вообще сейчас я уже не против булгаризма, если "булгаризм" превысит критическую массу и татары захотят переименоваться в булгаров дабы "восстановить этническую справедливость" - возражать не буду. расстояние между территориями обоих народов считалось равным 25 дням пути Что-то многовато. От Камы до Урала максимум 500 км, неторопливым шагом можно за 10 дней добраться, а уж верхом и за 3-5 дней. Неужели башкиры раньше обитали за Уралом или гораздо южнее чем сейчас, где-то в районе Оренбурга. Только русские в 16 в. познакомились с башкирами как с народом , полностью принявшим мусульманство. Ислам и сейчас у башкир не особо силен, у многих племен синтезировался с языческими культами. Что не удивительно - башкиры оставались преимущественно кочевым народом до середины 19 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Барак Опубликовано 3 марта, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 3 марта, 2004 Аскер , вы перескакиваете с 13 в. на 20 в. , а это - абсолютно отличные друг от друга исторические этапы . Речь сейчас идет не об этно-племенном составе всех современных тюркских народов , объединенных этнонимом " татары " . К тому же булгарский компонент у крымчаков или астраханских татар ( не говоря уж о сибирских ) минимален . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 3 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2004 В приведенной вами цитаты Бартольда написано, что до прихода татар "язык башкир ( Pascatur ) был такой же , как у венгров" то есть выходит, что башкиры были именно отюречены и только в 13 веке, то есть во вермя "татаро-монгольского нашествия". А учитывая, что башкирский на 95% аналогичен волжско-татарскому, то возникает ощущение, что Бартольд имел в виду именно волжских татар. И все таки касательно бартольдовской гипотезы: 1) монахи и арабы, на которых ссылался Бартольд могли перепутать башкиров с удмуртами (точнее их предками) в условиях географической близости обитания. 2) те же арабы, которые в 10-13вв. ездили в Булгарию по своим делам описывали башкир именно как тюркский народ. 3) башкиры действительно могли быть изначально финно-уграми впоследствии отюреченные т.к. тот же урало-лапаноидный не редко встречается среди них, но далеко не доминирует - но и это можно объяснить их изначальной малочисленности - 2000 мужчин, позже растворенные в тюрко-монгольской массе. Но тогда откуда взялся этот тюркский этноним "башкорт", который имеет весьма древние корни (5-6в). Все таки сдается мне, что мадьяры просто из тех же мест (южный Урал), но башкортам не родня, хотя некоторая родственность с кипчаками безусловно имеется, тем более что сами венгры сомневаются в своей финно-угорскости и все ищут тюркские корни. К тому же булгарский компонент у крымчаков или астраханских татар ( не говоря уж о сибирских ) минимален. У крымчаков в этногенезе участвовали кара-булгары. Что касается астраханских, то они сформировались под теснейшим влиянием казанских татар, более того до прихода Бату булгарские поселения и полукочевья простирались до Каспия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Scut Опубликовано 21 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2004 Все таки интересно: как это венгры не утеряли в ходе своей долгой эпопеи свой угорский язык (ведь ближе всего по языку к венграм угорские народы Урала). Они могли легко стать тюрками (ассимилироватся с аварами в ихнем каганате) или смешатся с местным многочисленным славянским населением (как болгары). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rodion Опубликовано 28 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 28 мая, 2004 Язык венгров не родственен башкирскому, он близок к языкам хантов и манси. А тюркские слова могли появиться, например, от аваров, населявших Паннонию до прихода венгров. Или от других тюркских народов, встреченных ими по дороге на свою теперешнюю родину. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 31 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2004 Венгры Самоназвание мадьяры - основное население Венгрии, живут также в Румынии, Сербии, Словакии, на Украине, в Австрии, Германии, США, Канаде. Относятся к среднеевропейской расе большой европеоидной расы, у части венгров прослеживается монголоидная примесь. Венгерский язык, относящийся к угорской группе финно-угорских языков, имеет шесть больших групп диалектов, состоящих из различных говоров. Письменность, основанная на латинской графике, создана в XI в. Родиной венгров считается юго-таежная зона Западной Сибири и Зауралья. В конце II-начале 1 тыс. до н. э. под влиянием климатических изменений происходит разделение праугорской общности, и правенгры переходят на полукочевой образ жизни степных скотоводов. В 1 тыс. н. э. венгерские племена через бассейн Камы переселяются в причерноморские и приазовские степи, где долгое время входят в союзы тюркских племен оногуров и протоболгар, затем в 895-96 гг. переходят Карпаты и занимают территорию Паннонии и Трансильвании (земли в бассейне Дуная). После т. н. "Обретения Родины" началось их смешение с местным славянским населением, в ходе которого складывалась венгерская земледельческая культура. Процесс оседания и стабилизации нашел свое завершение в принятии христианства (973 г.) и сложении единого королевства. Помимо славян в формировании населения Венгрии принимали участие немцы, тюрки, французы, итальянцы. В дальнейшей истории Венгрии периоды укрепления государства и расцвета культуры сменялись периодами борьбы за независимость (XIII в. - татарское нашествие, XVI- XVII вв. - османское господство, XVII-XIX вв. - власть австрийской династии Габсбургов). В 1918 г. произошла буржуазно-демократическая революция, в результате которой Венгрия стала самостоятельным государством. Современная Венгрия - страна с развитым сельским хозяйством, многоотраслевой промышленностью. Сложная этническая история, различные природные и экономические условия стали причиной формирования нескольких этнографических групп, сложившихся преимущественно к началу XVIII в. и сохранивших особенности культуры и быта до настоящего времени: палоци, матьо, шаркез, хетеш, гечей, рабакез, куманы, ясы, гайдуки, секей, калотасеги, чанго. Наиболее древнее традиционное занятие венгров - скотоводство с табунным, полупастбищным и стойловым способом содержания скота. С XIX в. оно оттесняется на второй план земледелием по трехпольной системе с применением тяжелого плуга; в горных же и лесных областях долго сохранялась подсека и использование мотыги. Значительную роль в хозяйстве играют виноградарство и виноделие, садоводство и овощеводство. Подсобными промыслами являются пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство. Разнообразны народные ремесла: обработка конопли, льна, шерсти; ткацкое, гончарное, кузнечное ремесло, выделка кожи, производство деревянных изделий, плетение из рогожки и ивовых прутьев и др. Основными формами традиционных поселений являются чрезвычайно большие и значительно удаленные друг от друга деревни и хутора. Наиболее древняя планировка деревень сохранилась на севере Альфельда: в центре находятся небольшие, тесно примыкающие друг к другу дома, их кольцом окружают хозяйственные дворы, за ними, также кольцом расположены пастбища и далее пашни. В зависимости от рельефа местности встречаются звездчатая (центр - рыночная площадь, от которой лучами расходятся улицы), кучевая, рядовая планировки. В средневековье в Венгрии возникли первые города. Сохранилось много типов жилищ: конические тростниковые шалаши пастухов Альфельда; однокамерные дома со стропильной крышей и без очага, который помещался в отдельной тростниковой пристройке (у хортобадьских юхасов); дома с земляными стенами на востоке Задунайского края; с плетневыми стенами, обмазанными глиной - на юге; дома из бревен и брусьев в Трансильвании и на западе Задунайского края, каменные дома на Балатоне. Крыши крыты тростником или ржаной соломой. Перед жилым домом всегда находится веранда. Очень разнообразна народная одежда венгров. Женщины носили широкие сборчатые юбки, часто надеваемые на несколько нижних юбок, короткие рубашки с широкими рукавами, яркие безрукавки. В Трансильвании безрукавка выкраивалась вместе с юбкой, и одежда напоминала сарафан. Обязательной принадлежностью костюма был вышитый фартук, у матьо его носили и мужчины. Головные уборы представлены разнообразными чепчиками, платками, повязками-венками с прикрепленными к ним лентами, рожками. Характерной женской обувью были туфли из кожи и бархата, украшенные вышивкой; калатосегские, палоцкие женщины носили сапоги. Верхней зимней одеждой служили короткие тулупчики из овчины и меховые накидки. Мужской костюм состоял из длинной холщовой рубашки с широкими рукавами, жилета и полотняные брюки на западе - узких, на востоке - очень широких, напоминающих юбку. Среди головных уборов преобладали меховые шапки и соломенные шляпы. Верхняя одежда: суконное пальто простого покроя, накидка из белого сукна с украшенным вышивкой и аппликацией воротником, меховые жилеты и шубы типа плаща. Для мужской одежды характерны кожаные пояса, которые носили на голом теле под одеждой для защиты от холода и для хранения в специальных карманах мелких вещей. В традиционном рационе питания значительное место принадлежит мясу (густые мясные супы с луком и красным перцем, тушеное мясо в томатном соусе), овощам (капуста, помидоры), мучным изделиям в виде лапши (лапша с творогом и шкварками), клецок, галушек, а также различным приправам. Часто варят мучные супы и каши. Из напитков популярны виноградные вина, черный кофе, фруктовая водка-палинка. Наряду с малыми семьями долгое время у венгров существовала большая патриархальная семья, объединяющая три-четыри поколения. В семейной и календарной обрядности сохранилось множество элементов, связанных с дохристианскими верованиями. В богатом фольклоре выделяются песни и баллады (разбойничьи, пастушеские, любовные, застольные и др.), волшебные, шуточные сказки, исторические предания, пословицы. Своеобразна венгерская музыка, в которой заметны черты, характерные для музыкального творчества народов Поволжья. Под западноевропейским влиянием сложилась музыка "нового стиля". Традиционные музыкальные инструменты: волынка и свирель, а также щипковые цитра и тамбура. Из танцев наиболее популярны пастушеские и гайдуцкие танцы у мужчин, хороводные среди женщин, а также парный чардаш. Список литературы: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997 2.Сородичи по языку. Будапешт, 2000 http://www.finugor.ru/info/narod/vengr.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Scut Опубликовано 1 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2004 ВЕНГЕРСКИЙ ЯЗЫК относится к угорской ветви финно-угорской семьи языков. Наиболее близкородственными венгерскому являются обско-угорские языки: хантыйский и мансийский. Венгерский язык распространен в Венгрии (свыше 10 млн. человек, 98% населения), в Румынии (по разным оценкам – от 1,7 до 3 млн.), около 600 тыс. венгров проживают на территории Словакии, около 450 тыс. в Югославии (в Воеводине), десятки тысяч – в Австрии. В бывшем СССР – 171,4 тыс., в основном в Закарпатье. Общее число носителей венгерского языка оценивается в 14,5 млн. человек; это самый крупный из всех уральских языков. В современном венгерском языке принято выделять восемь диалектов, которые классифицируются главным образом по фонетическому принципу. Самоназвание венгров – magyar (мадьяр); этот этноним впервые появляется в восточных источниках 9–10 вв. Предки современных венгров примерно в I тысячелетии до н.э. покинули прауральскую прародину и, пройдя обширное пространство, в конце 9 в. н.э. осели на своей нынешней территории. 896 год в венгерской истории называется годом «обретения (завоевания) родины». Продвигаясь к территории современной Венгрии, правенгерские племена вступали в контакты с тюркскими, иранскими, славянскими и др. племенами, что нашло отражение в лексике венгерского языка: в нем велико число иранских и тюркских заимствований, а наиболее многочисленны славянские, которые исчисляются несколькими тысячами (это и лексика государственной и общественной жизни, и термины земледелия и животноводства, рыболовства и охоты, и терминология ремесел, жилища и домашнего хозяйства, названия одежды, дней недели и т.д.). Свой след оставили и слова кавказского и византийско-греческого происхождения. Уже после «обретения родины» венгерский язык попадает под немецкое культурно-языковое влияние, когда из немецкого было заимствовано около двух тысяч слов, в основном относящихся к сфере придворной и общественной жизни. Не меньше вошло в венгерский язык и латинских заимствований. С 17 и до начала 19 в. латынь была вторым родным языком для образованных слоев общества. Из латыни заимствовались терминология церкви и школы, юридическая лексика, названия растений и животных. Венгерский язык – наиболее старописьменный из всех финно-угорских языков. Отдельные глоссы содержатся уже в грамотах 11 в., а первый связный текст, написанный по-венгерски, – Надгробная речь и молитва (Halotti Beszd s Knrgs) – датируется не позднее 1200. Следующий по древности памятник – Ранневенгерский Плач Марии (Ómagyar Mria Siralom) относится к рубежу 13–14 вв. Затем появляется большое количество рукописных книг религиозного содержания (кодексы), в основном переводных. В 1541 выходит первая венгерская печатная книга – знаменитый перевод «Нового Завета», выполненный Яношем Сильвестером. Принята следующая периодизация венгерского языка: 1) старовенгерский – с 10 в. до 1526, представленный рукописными памятниками (отрывочными и связными) и списками слов; 2) средневенгерский – с 1526 до 1772 (до эпохи Просвещения), представленный в основном кодексами – переводами текстов религиозного содержания; 3) нововенгерский – с 1772 до наших дней. Современный венгерский язык, с одной стороны, сохраняет черты, характерные для других финно-угорских языков, а с другой – обладает целым рядом особенностей. Ударение динамическое, падает всегда на первый слог. Наблюдается противопоставление по долготе/краткости всех согласных фонем и некоторых гласных. Древний тип гармонии гласных по ряду дополнился оппозицией по огубленности в переднем ряду. Венгерский язык наследует агглютинацию, хотя и приобретает некоторые элементы флективности. Морфология характеризуется наибольшим количеством падежей среди всех уральских языков (более 20), падежные значения выражаются также послелогами. Отрицательный глагол утрачен, отрицание выражается частицей. Появилась категория определенности/ неопределенности, которая выражается определенным и неопределенным артиклями. Сохраняется архаичный способ выражения посессивности с помощью набора лично-притяжательных аффиксов, для выражения притяжательности используется также изафетная конструкция. Как в большинстве уральских языков, в венгерском отсутствует глагол со значением 'иметь', в этой функции используются бытийные конструкции. Грамматическая категория рода отсутствует, как и во всех уральских языках. Категория числа представлена формами единственного и множественного чисел, названия парных частей тела употребляются в единственном числе, а если необходимо указать, что речь идет только об одном компоненте пары, то используется слово fl 'половина' (fl lb 'одна нога', дословно «полноги»). В глаголе нет категорий вида и залога, но представлены категории лица, числа, спряжения (объектного и безобъектного), наклонения (индикатива, кондиционала-конъюнктива и императива) и времени. В индикативе сохранились синтетические настоящее и прошедшее времена, исчезли существовавшие вплоть до 19 в. аналитические прошедшие времена, развилось будущее время, которого не было в праязыке. Безличные формы глагола: причастия, деепричастие и инфинитив. Инфинитив может принимать притяжательные аффиксы. В атрибутивных словосочетаниях определение предшествует определяемому. В предложении возможен свободный порядок слов, одинаково представлены два базовых порядка: SOV (подлежащее – дополнение – сказуемое) и SVO, другие варианты порядка слов используются для выражения добавочных оттенков значения. Исконные полипредикативные конструкции в основном были вытеснены союзными сложными предложениями индоевропейского типа. Как и другие уральские языки, финский – язык номинативного строя www.krugosvet.ru Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Highlander Опубликовано 1 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2004 Я склонен согласиться с мнением ув. Rodionа. Дело в том, что в венгерском языке, кроме тюркских, масса славянских и немецких заимствований. А корень (т.е. базовые, древние понятия, которые не заимствуют у соседей) именно угорские. В том, что монах отождествлял венгров с башкирами, тоже неувязочка. Дело в том, что еще лет за 500 до него Ибн-Фадлан однозначно обозначил башкир как тюркскую народность: "вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из турок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство." Опять же сомнительно, чтобы европеец определил башкирские кочевья как "ВЕЛИКУЮ Венгрию". Подозреваю, что Юлиан малость промахнулся и писал в действительности о Югре, которая в средневековье была цветущим краем (и, как магнит, притягивала жадных захватчиков, в итоге ее и растоптавших). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Scut Опубликовано 3 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2004 Если венгров назвать тюрками они сильно обидятся (пока немерее экстремистски настроенная часть). А большинство просто не поймет. Все дело в Венгерской национальной идее зародившейся в 11 в. Согласно ей, венгры - оплот западного христианства и западной культуры на востоке противостоящий "еретической" православной Византии (а позднее антихристианской исламской Турции). Также венгры всегда использовались Габсбургами как противовес славянскому сепаратизму и панславизму в пределах Австрийской империи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 3 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2004 Если венгров назвать тюрками они сильно обидятся (пока немерее экстремистски настроенная часть). А большинство просто не поймет. Как раз таки экстремистская часть венгров и даже их интеллигенция лихорадочно ищет тюркские корни. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Highlander Опубликовано 4 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2004 Кстати, да. Конкретнее - гуннские корни. Как ни странно, происхождение от гуннов больше льстит их национальному самолюбию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость sanj Опубликовано 4 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2004 кажется самаева читал что матар, мотор, маджар, мадьяр... и в том же духе - потомки одноименной группы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alchy Опубликовано 7 июня, 2004 Поделиться Опубликовано 7 июня, 2004 У хакасов есть род аар - они считаются потомками аборигенов, которые изначально жили на священной земле Хакаии. Вообще ар - это шмель, аринцев по легенде, которую приводит кто-то из ученых 18 в. уничтожили змеи с медными головами, а змея - это uz, или az. Вот и думайте, кто-есть кито, и откуда он. Арий-марий, тюрк-мурк, все это никто не разберет, один Худай билче. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться