Перейти к содержанию
Balkin

Старомонгольское письмо (алфавит)

Рекомендуемые сообщения

14 минут назад, Эр-Суге сказал:

:D это самый из всех текстов приведенных на совр. монгольский, вот оригинал дорогой

1. Möngke tngri-yi:n kučundür
2. qaga:n-u suu-dur
3. Argun üge manu 
4. Ired Barans-a
5. nidoni či Mar Bar
6. Savm-a sagur
7. terigü:ten ilčin
8. iye:r öčijü ile:r-ün. 
9. Il qan-u čerigü: d Misir-ün
10. jüg morilaba:su bida ber
11. endeče morilaju qamsay-a 
12. keme:n öčijü ile:gsen-i činü
13. jöbšiye:jü 
14. tngri-yi jalbariju bars jil öbül-ün 
15. ečüs sara-da morilaju qabur-un 
16. terigü:n sara-yi:n arban tabun
17. Dimisqi bagu:y-a keme:bei. Edüge: 
18. ünen üge-tür-iye:n kürün –
19. čerigü: d-iye:n boljaldur ile:jü- 
20. tngri-de mör ögtejü tede irge во
21. abuba:su Orislim-i tan-a ögiy-e.

Видишь там нету слова дор:D везде Тувинское дүр

У меня из англ. википедии, так что спасибо за оригинал.

А разве "дур" не равно "дор"? И что значит тув. "дур"? Было же "тур"?

И что значит у вас окончание "-yi:n" (йин)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, Ермолаев сказал:

Так ведь РАшид-ад-Дин пишет о группе народов, чье название было в давнее время "монгол". Разве нируны и дарлекины были под властью рода монгол? Нет, они и были монголами!

Там ведь ясно сказано, что татары восхищались монголами. По вашему, они восхищались названием династии Чингисхана до такой степени, что так и назвали свою династию? Парадокс какой-то.

А вы можете процитировать место, где отец - "ата"? Уруг и ини - да, тюркизмы. И разве в тюрк. "дедушка" это "эбугэ"? Прадед - "элинчиг"? 

Отец вроде у вас "ача", а у нас как раз "эчигэ".  Мать также "эхэ". Старший брат - аха.

 

Давнее время название монгол, но это где задокументировано, только у Рашида написано как легенда, и то у китайцев написано что татары говорили исчезли Монголы, понимаешь слово ИСЧЕЗЛИ, значит НЕТУ их. Позже самими Чигизидами это название было реанимировано для себя и для народа, и то смешанного нашего народа наших монгольских степей!

К эчиге все таки ближе ача и эчу, чем эцек и аав, не так ли :D аха ясно тоже с тюркского к вам пришел, это же ясно) Что скажешь на эти слова, великие обычаи народа-йусун, закон-йасак, священное книга алдын дептер тоже монголизмы? Нет Тюркизмы, даже самое родное слово төре, это тоже тюркское слово:D какое родное слово не Тюркское, что то смотрю, одни Тюркизмы. Все слова зафиксированы в ДТС, тогда не было запаха монгол, а были только ТЮРКИ, как пишет РАД, в степи не было РАС, кроме Тюрков:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Эр-Суге сказал:

Давнее время название монгол, но это где задокументировано, только у Рашида написано как легенда, и то у китайцев написано что татары говорили исчезли Монголы, понимаешь слово ИСЧЕЗЛИ, значит НЕТУ их. Позже самими Чигизидами это название было реанимировано для себя и для народа, и то смешанного нашего народа наших монгольских степей!

К эчиге все таки ближе ача и эчу, чем эцек и аав, не так ли :D аха ясно тоже с тюркского к вам пришел, это же ясно) Что скажешь на эти слова, великие обычаи народа-йусун, закон-йасак, священное книга алдын дептер тоже монголизмы? Нет Тюркизмы, даже самое родное слово төре, это тоже тюркское слово:D какое родное слово не Тюркское, что то смотрю, одни Тюркизмы. Все слова зафиксированы в ДТС, тогда не было запаха монгол, а были только ТЮРКИ, как пишет РАД, в степи не было РАС, кроме Тюрков:D

Что сказать на форуме второй  Мокштаков,только еще более неадекватный, еще и хам к тому же. Почему называете ув.Ермолаева, ермолай,и еще на ты.таких хамов давно в бан пора.этого Акб также,но таким все прощается,почему? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Эр-Суге сказал:

Давнее время название монгол, но это где задокументировано, только у Рашида написано как легенда, и то у китайцев написано что татары говорили исчезли Монголы, понимаешь слово ИСЧЕЗЛИ, значит НЕТУ их. Позже самими Чигизидами это название было реанимировано для себя и для народа, и то смешанного нашего народа наших монгольских степей!

К эчиге все таки ближе ача и эчу, чем эцек и аав, не так ли :D аха ясно тоже с тюркского к вам пришел, это же ясно) Что скажешь на эти слова, великие обычаи народа-йусун, закон-йасак, священное книга алдын дептер тоже монголизмы? Нет Тюркизмы, даже самое родное слово төре, это тоже тюркское слово:D какое родное слово не Тюркское, что то смотрю, одни Тюркизмы. Все слова зафиксированы в ДТС, тогда не было запаха монгол, а были только ТЮРКИ, как пишет РАД, в степи не было РАС, кроме Тюрков:D

Ув. Эр-Сугэ, все местоимения, названия родителей и т.д. - базисные слова любого языка. Они не заимствуются НИКОГДА! Кстати, вы так и не привели свои названия животных, уважаемый. 

Вы смотрите однобоко только с халха (причем забыли учесть переход "ч" в "ц"), тогда как:

Proto-Mongolian: *ečige
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: father
Russian meaning: отец
Written Mongolian: ečige (L 292)
Middle Mongolian: ečige (HY 28, SH), eče (SH), ičigä (MA)
Khalkha: eceg
Buriat: esege
Kalmuck: ecǝgǝ
Ordos: ečige
Dagur: ečig (Тод. Даг. 141) ecihe (MD 139)
Comments: KW 129, TMN 1, 187.

Алтан Дэвтэр - Дэвтэр разве вообще алтайское слово? Это персизм. Алтан - золото (тюрко-монгольское). Мунгу - серебро (по Хэй-да-ши-люэ). В тюрк. - "кумic".

Остальные приведенные вам слова - тюркизмы, не отрицаю этого (в то время как вы, уважаемый, отрицаете монголизмы, такие как "туулай", "мунгу", "мурэн", "даруга" и др.). Это слова из государственной номенклатуры - заимствуются ПОСТОЯННО.

Вы про это:

Proto-Mongolian: *töre
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png 
Meaning: order, regulation, matrimony, marriage
Russian meaning: правило, закон, сватовство
Written Mongolian: töre, (L 835) törü
Middle Mongolian: tore (HY 49, SH)
Khalkha: tör
Buriat: türe
Kalmuck: törǝ
Ordos: törö
Shary-Yoghur: turo
Monguor: turō (SM 434)
Comments: KW 407, MGCD 647.

Тюрки то были, но были ли они все тюркоязычны? Никак нет! Зачем по вашему он разделял тюркский, монгольский, тангутский, китайский и др.? Были бы они все тюрками (подобно огузам, ил туркменам, как он их величает), то и говорили бы по-тюркски. И летоисчесление было бы тюркским))

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Ермолаев сказал:

Ув. Эр-Сугэ, все местоимения, названия родителей и т.д. - базисные слова любого языка. Они не заимствуются НИКОГДА! Кстати, вы так и не привели свои названия животных, уважаемый. 

Вы смотрите однобоко только с халха (причем забыли учесть переход "ч" в "ц"), тогда как:

Proto-Mongolian: *ečige
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: father
Russian meaning: отец
Written Mongolian: ečige (L 292)
Middle Mongolian: ečige (HY 28, SH), eče (SH), ičigä (MA)
Khalkha: eceg
Buriat: esege
Kalmuck: ecǝgǝ
Ordos: ečige
Dagur: ečig (Тод. Даг. 141) ecihe (MD 139)
Comments: KW 129, TMN 1, 187.

Алтан Дэвтэр - Дэвтэр разве вообще алтайское слово? Это персизм. Алтан - золото (тюрко-монгольское). Мунгу - серебро (по Хэй-да-ши-люэ). В тюрк. - "кумic".

Остальные приведенные вам слова - тюркизмы, не отрицаю этого (в то время как вы, уважаемый, отрицаете монголизмы, такие как "туулай", "мунгу", "мурэн", "даруга" и др.). Это слова из государственной номенклатуры - заимствуются ПОСТОЯННО.

Вы про это:

Proto-Mongolian: *töre
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png 
Meaning: order, regulation, matrimony, marriage
Russian meaning: правило, закон, сватовство
Written Mongolian: töre, (L 835) törü
Middle Mongolian: tore (HY 49, SH)
Khalkha: tör
Buriat: türe
Kalmuck: törǝ
Ordos: törö
Shary-Yoghur: turo
Monguor: turō (SM 434)
Comments: KW 407, MGCD 647.

Тюрки то были, но были ли они все тюркоязычны? Никак нет! Зачем по вашему он разделял тюркский, монгольский, тангутский, китайский и др.? Были бы они все тюрками (подобно огузам, ил туркменам, как он их величает), то и говорили бы по-тюркски. И летоисчесление было бы тюркским))

 

 

 

Эка невидаль, вот и название животных для летоисчисления и числительные заимствовать легко, мои родственники билингвы все время в детстве пытались учить монгольскому, я до сих пор помню числительные, как нек, хоюр, куру, тору, тав, сургаа, дола, нем йусы, ару и т.д., и тот же названия разницы животных, все это ерунда не показатель языка. Это переход на киданский (у махмуда кашгари часть кидан владели Тюркским) язык видно шел из юго востока,  наши на этот язык тоже постепенно переходили, благо это остановил революция и закрытие границы. И это видно по Бурятам, они полностью перешли, о них написано у ученного, приводил Туран.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1 час назад, Ермолаев сказал:

У меня из англ. википедии, так что спасибо за оригинал.

А разве "дур" не равно "дор"? И что значит тув. "дур"? Было же "тур"?

И что значит у вас окончание "-yi:n" (йин)?

тур не равен дор, тур это утверждение впереди слова, а дор ваш подразумевает под, а это не утверждение, а лежит под чего то, неизвестно:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Эр-Суге сказал:

 

тур не равен дор, тур это утверждение впереди слова, а дор ваш подразумевает под, а это не утверждение, а лежит под чего то, неизвестно:D

Ну так там ведь именно "ДУР", но никак не "ТУР". Разве не может "ДУР" перейти в "ДОР"?

Да и по вашему значит будет: "Вечное Небо (Бог) есть сила", да? А по нашему: "Под силой вечного Неба". 

Что в вашем языке значит "тэнгрийн"? Какой вид принмает "тенгри" при прибавлении "йин" (если у вас, конечно, есть такое окончание). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Ермолаев сказал:

Ну так там ведь именно "ДУР", но никак не "ТУР". Разве не может "ДУР" перейти в "ДОР"?

Да и по вашему значит будет: "Вечное Небо (Бог) есть сила", да? А по нашему: "Под силой вечного Неба". 

Что в вашем языке значит "тэнгрийн"? Какой вид принмает "тенгри" при прибавлении "йин" (если у вас, конечно, есть такое окончание). 

 

тур, дур, түр, дүр, тир, дир, тыр, дыр, все это утверждение, про это писал Энхд, и пишется в старомонгольском одним образом. конечно есть, не было не стал бы писать ның, ниң, нүң, нуң , и это окончание отвечает на вопрос чей, в данном случае Тенгриниң

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Эр-Суге сказал:

Эка невидаль, вот и название животных для летоисчисления и числительные заимствовать легко, мои родственники билингвы все время в детстве пытались учить монгольскому, я до сих пор помню числительные, как нек, хоюр, куру, тору, тав, сургаа, дола, нем йусы, ару и т.д., и тот же названия разницы животных, все это ерунда не показатель языка. Это переход на киданский (у махмуда кашгари часть кидан владели Тюркским) язык видно шел из юго востока,  наши на этот язык тоже постепенно переходили, благо это остановил революция и закрытие границы. И это видно по Бурятам, они полностью перешли, о них написано у ученного, приводил Туран.

Вы своими словами просто, извините за выражение, "стебётесь" над трудом всей жизни достопочтенного Мориса Сводеша, над его методом лексостатической глотохронологией, да над всей лингвистикой как наукой!

Вы говорите о переходе на другой язык, то есть принятие его лексики (это - не заимствование, это полный переход на лексику другого языка) и правилами. А я же говорю о сохранении правил своего родного языка, но привнесении к своей же родной лексике иноязычных слов. Это и есть заимстование, причем как правило, оно идет с целью обозначения нового, доселе невиданного, посему не имеющего пока навзания на родном языке  (тув. "тулай" для кролика; монг. "бичин" ставшее "мэчин" для обезьяны и т.д.). И ни один народ ни в какие времена не заимствовал обозначения чисел, родителей, местоимения и т.п., ведь у каждого языка они есть, ведь имено с этих слов наши далекие (очень далекие) первопредки начали складывать свой первоязык, созданный путем рекомбинация простейших звуков со вложенным в них наипростейшим смыслом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Эр-Суге сказал:

тур, дур, түр, дүр, тир, дир, тыр, дыр, все это утверждение, про это писал Энхд, и пишется в старомонгольском одним образом. конечно есть, не было не стал бы писать ның, ниң, нүң, нуң , и это окончание отвечает на вопрос чей, в данном случае Тенгриниң

У вас "ниң", а в оригинале (и в письме Аргуна, и на монете) "Тэнгрийн". Почему вы так не хотите признать тождественность "дур" и "дор"/"йин" и "йин" (род. падеж - кого, чего; "под силой Неба").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Ермолаев сказал:

Вы своими словами просто, извините за выражение, "стебётесь" над трудом всей жизни достопочтенного Мориса Сводеша, над его методом лексостатической глотохронологией, да над всей лингвистикой как наукой!

Вы говорите о переходе на другой язык, то есть принятие его лексики (это - не заимствование, это полный переход на лексику другого языка) и правилами. А я же говорю о сохранении правил своего родного языка, но привнесении к своей же родной лексике иноязычных слов. Это и есть заимстование, причем как правило, оно идет с целью обозначения нового, доселе невиданного, посему не имеющего пока навзания на родном языке  (тув. "тулай" для кролика; монг. "бичин" ставшее "мэчин" для обезьяны и т.д.). И ни один народ ни в какие времена не заимствовал обозначения чисел, родителей, местоимения и т.п., ведь у каждого языка они есть, ведь имено с этих слов наши далекие (очень далекие) первопредки начали складывать свой первоязык, созданный путем рекомбинация простейших звуков со вложенным в них наипростейшим смыслом.

не заимствовали, а переходили на тот язык, потверждение наши Билингвы, забывают свой язык, и переходят на чужой язык. Как счас буряты, почти перешли на Русский, если так пойдет, через тысячи лет будут спорить они русские, им напомнишь монгольские корни, а они будут кричать, не не так. Также с монголами, 1500 лет назад говорили монгольских степях на тюркских  языках, постепенно перешли на киданский или на даурский, им сегодня напоминаешь про Тюркскую прошлую, а они говорят, ты что, мы монголы. Нет дорогие мои на монгольских степях говорили на Тюркских языках, и это показывают памятники Тюркские. И эти Тюрки никуда не исчезали, а перешли на другой язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, Эр-Суге сказал:

Неадекват это вы, который ничего не понимает, и такие как вы всегда садятся вторым ведущему коня худого:D Таким всегда жопу мажут сажей:D А я защищаю свое восточно-тюркское, кочевников великой монгольской степи, это хунны, сяньби, тоба, коктюрки, уйгуры, старомонголы. Которые трясли запад, юг, восток, север:DТакие как вы ничего не рассудив, все время пытаются вырвать что то неизвестное вам, то пытаетесь примкнутся к хуннам, то сяньби, то еще кому не знаете:D

Примкнуться, значит? Как бы весь научный мир считает линию дунху-сяньби-татабы-ухуань-табгачи-кидани и иже с ними (о монголах XIII века вообще молчу) как раз таки предками всех монголоязычных народов (кидани, правда для дауров больше предки, все таки парамонголы, как выражаются специалисты в сей области). 

Насчет хунну - спорный вопрос: вот у вас есть такое наименование кисломолочного напитка (светлый кумыс), который называется словом близким к "the-ghа"? У нас вот есть - "цагаа", "сэгээ" (бур.) и др.

У хунну был еще какой-то тип напитка по подобию айрана под словом "rаk". А у нас "айраг". Также есть "тараг".

У хунну то, что образует плавающий слой на поверхности "рак" называется "sа rаk". А у нас шлак, побочный продукт и т.п. это "шарак".

И что это вы на достопочтенного Илдтэна столь нелестные слова обрушиваете? Как-то не по-алтайски это)) Зачем нам всем здесь ссорится (Чингисхан ведь жизнь свою всю потратил, чтоб его народ - и тюрки, и монголы - перестал грызться аки дикие прокаженные псы, не знающие порядка стаи, живущие и подыхающие неблагородной смертью в одиночестве). Мы же не псы, мы волки! Мы должны не скалиться друг на друга, и не рычать, а объединиться в единую несокрушимую стаю (вот бы только Вселенная преподнесла такого же вожака, как Великий и Единственный, но увы, на то он и единственный... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Ермолаев сказал:

Примкнуться, значит? Как бы весь научный мир считает линию дунху-сяньби-татабы-ухуань-табгачи-кидани и иже с ними (о монголах XIII века вообще молчу) как раз таки предками всех монголоязычных народов (кидани, правда для дауров больше предки, все таки парамонголы, как выражаются специалисты в сей области). 

Насчет хунну - спорный вопрос: вот у вас есть такое наименование кисломолочного напитка (светлый кумыс), который называется словом близким к "the-ghа"? У нас вот есть - "цагаа", "сэгээ" (бур.) и др.

У хунну был еще какой-то тип напитка по подобию айрана под словом "rаk". А у нас "айраг". Также есть "тараг".

У хунну то, что образует плавающий слой на поверхности "рак" называется "sа rаk". А у нас шлак, побочный продукт и т.п. это "шарак".

И что это вы на достопочтенного Илдтэна столь нелестные слова обрушиваете? Как-то не по-алтайски это)) Зачем нам всем здесь ссорится (Чингисхан ведь жизнь свою всю потратил, чтоб его народ - и тюрки, и монголы - перестал грызться аки дикие прокаженные псы, не знающие порядка стаи, живущие и подыхающие неблагородной смертью в одиночестве). Мы же не псы, мы волки! Мы должны не скалиться друг на друга, и не рычать, а объединиться в единую несокрушимую стаю (вот бы только Вселенная преподнесла такого же вожака, как Великий и Единственный, но увы, на то он и единственный... 

Все твои единичные попытки ничего не стоят, все это натягивание, все можно за уши вытянуть, как примересуюнчай:D лучше почитай вот это, позже еще выложу

Возьмем Уйгуров, Тюрко-язычность которых ни у кого не вызывает сомнения. О них в Таншу прямо говорится, что их предками были Хунны. 10 В более ранней династийной истории Вэйшу предки племен Теле, в частности предки Уйгуров, не только выводятся от Хуннов, но и отождествляются с ними в отношении языка. В летописи сказано: "Язык их сходен с Хуннуским, но есть небольшая разница". 11 
Следовательно, имеется свидетельство и о Тюрко-язычном характере языка какой-то части Хуннов, поскольку мы считаем Хуннов в целом этническим конгломератом. 
Наше многолетнее изучение истории племен Саяно-Алтайского и Хангайского нагорий убеждает в том, что кочевые племена, особенно крупные, вовсе не исчезают бесследно даже в самые драматические времена их жизни, в период войн и поражений, а рассеиваются и вновь появляются, вновь консолидируются под старым или новым названием (Л. Потапов): http://bolgnames.com/Images/Osmanids_2.1.pdf

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Ермолаев сказал:

Примкнуться, значит? Как бы весь научный мир считает линию дунху-сяньби-татабы-ухуань-табгачи-кидани и иже с ними (о монголах XIII века вообще молчу) как раз таки предками всех монголоязычных народов (кидани, правда для дауров больше предки, все таки парамонголы, как выражаются специалисты в сей области). 

Дунху могли быть тунгусоязычными, если не все, то какая-то часть, если всех дунху запишете в монголоязычных, то куда тогда делись предки маньчжуров, игравших одну из самых заметных ролей (а может и самую заметную роль?) в истории Китая

то же касается их как бы потомков сяньби, татабов, ухуань 

Наш ув. админ Руст помнится на днях сделал заявление о том, что табгачи в древнетюркское время были 100% ханьцы, хотя прекрасно был осведомлен о сведениях Кашгари, что табгачи были тюркским племенем.

если прямые предки дауров кидани, то пожалуй они самый настоящий монголоязычный народ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот это еще лучше, они будучи из народа тукюе (ТЮРКИ) являются по сути потомками ХУННУ, ну что твои единичные попытки, или это :D

ПАМЯТНИК УМЕРШЕГО КЮЕ-ТЕГИНЯ, 
ВЫСОЧАЙШЕ СОЧИНЕННЫЙ и НАПИСАННЫЙ 
ИМПЕРАТОРОМ СЮАНЬЦЗУНОМ из ДИНАСТИИ ТАН 
Так как это безграничное Небо не может не покрывать всего, что находится внизу, то Небо и люди взаимно гармонируют, и Вселенная – едина. 
Но так как Вселенная находится в непрерывной вибрации благодаря силам Инь и Ян – то между людьми появляются особые личности и великие герои. Они, будучи из народа Тукюе, являются по сути потомками Хунну. 
Имея начало в Срединном Царстве, они взлетели героями Северных Степей. И, придя ко Двору …Гань-цюаня, они просили позволения охранять границы Империи. И это доказывает, что глубинные родственные связи, милость и дружба между нашими народами существовали еще в древности. 
С того времени, как наш …Гао-цзу (пропуск перед словом Гао-цзу сделан из уважения к имени императора – примечание переводчика В.П. Васильева) положил начало императорской династии (ТАН) , а Тай-цзун устранил беспорядки – законы и просвещение распространились по всем восьми сторонам света (по всему миру) , а военные подвиги уступили место подвигам нравственным. 
Но, благодаря изменениям Вечного Неба и соперничеству между людьми, славные имена продолжали появляться у инородцев – и они приходили на границу справлять пограничную дань. 
Когда пришло время моего царствования, я сделал так, чтобы прекратились вторжения и беспокойства, лук и стрелы были вложены в колчаны. Им не было от нас забот, нам не было от них обманов. Граница не знала страданий. 
Покоящийся здесь господин носил имя Кюе-Тегин (Куль-Тегин). Он был вторым сыном Гудулу-кэханя (Кутлуг-кагана - здесь и далее прим.пер.), знаменитым младшим братом нынешнего Бикя-кэханя (Бильге-кагана). 
Его почтительность к родителям, дружелюбие ко всем прославились даже в отдаленных странах. Его величие и добродетель приводили людей в трепет и улучшали нравы. 
Это – потому, что его прадед Идимишифу (Истеми-каган) отличался особыми доблестями перед Вечным Небом, и потому сумел довести свое тело до конца (т.е. умер естественной смертью). 
Его дед (отец) Гудулу-хэгинь (Кутлуг-каган) действовал по глубокой гуманности к низшим, продолжая традици предков. 
Если бы это не было так – то каким бы образом родился столь добродетельный и славный Кюе-Тегин (Куль-Тегин)! 
Потому он мог, восприняв с уважением мою дружбу и любовь, помогать свершению моих предложений. Простираясь на севере до пределов земли Сюань-лэй, а на западе – до границ Чу-юе, уважая Закон Вечного Неба-Тенгри, он обрел могущество и получил высокое звание Ту-ци (главнокомандующий всеми войсками у тюрков и гуннов) и возможность породниться с нашей Танской династией. 
Поэтому я восхвалял его истинные заслуги, раскрывая сердце милости и доверию, предполагая дальнейшую дружбу и родство – но вдруг все это исчезло! 
Вечно буду выражать сожаление – боль проникла в мое Сердце! 
Притом, Кюе-Тегин был младший брат Кэханя, а Кэхань – все равно, что мой сын! 
Как скоро правила отношений между отцом и сыном заключаются в привязанности и почтительности, то братственное родство может ли оставаться без связи (т.е. т Тэгин – мой родственник!). 
Обоих братьев я принимаю как своих сыновей, и потому вдвойне сильней проникаюсь глубокой скорбью. 
Потому, следуя древним образцам, я велел воздвигнуть этот великолепный Храм – на память отдаленным векам и странам, чтобы и в следующих тысячелетиях его блеск и величие напоминали о Тебе. 

ЭПИТАФИЯ 
В царстве песчаных степей, 
Родине народа Динлин, 
На седлах боевых коней, 
Во славу Вечного Тенгри - 
Рождались Воины-Герои, 
Рожденные лишь побеждать, 
О,господин,. своею Славой- 
Ты мог народы восхищать! 

И помня родственные узы, 
Ты близок был к Великой Тан, 
И дух твой, разуму покорный, 
Гордыней не был обуян! 
О, кто бы мог предположить, 
Что смерть так рано заберет тебя, 
Я Памятник в стихах воздвиг, 
Скорбя всем сердцем и моля. 
Пусть этот Вечный Камень станет 
Памятью тебе и мне, 
Письмен волшебными устами – 
Как символ мира на земле! 

Великой Танской династии годов правления Кай-юань в 20-й год, что под циклическими знаками Жень-шэнь, в 10-й луне под циклическими знаками Синь-чжоу, 7-го числа, под знаком Дин-вэй, поставлен ( 1августа 732 года).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Эр-Суге сказал:

Про жопу не обижайся, это у степняков, кто примыкает кому то так образно говорят. Обычно это те люди, которые не умеют на лошади ездить, вот и им приходится садится за седлом, и часто им жопу натирает спина коня, и натертости мажут сажей.:D Ты так примкнулся к ермолаеву, называя меня неадекватом, вот образно написал, но это не обиду:D Наши объявили войну, не сидели сложа руки, а просились на войну, но дали участвовать войне только 44 году, но про это можешь сам почитать, как наши добровольцы славно воевали. 

Я тебя разочарую,я хорошо умею ездить верхом :D,я даже на верблюде умею ездить.вопрос ты живого верблюда видел?джунгарского кариана,двугорбого,не тюркского одногорбобого дохода? :D 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Туран сказал:

Дунху могли быть тунгусоязычными, если не все, то какая-то часть, если всех дунху запишете в монголоязычных, то куда тогда делись предки маньчжуров, игравших одну из самых заметных ролей (а может и самую заметную роль?) в истории Китая

то же касается их как бы потомков сяньби, татабов, ухуань 

Наш ув. админ Руст помнится на днях сделал заявление о том, что табгачи в древнетюркское время были 100% ханьцы, хотя прекрасно был осведомлен о сведениях Кашгари, что табгачи были тюркским племенем.

если прямые предки дауров кидани, то пожалуй они самый настоящий монголоязычный народ

Да, конечно, дунху - собирательный экзоэтноним (восточные варвары), среди них могли быть и тунгусо-маньчжуры, но все же доминировали среди предки монголоязычных народов. А вот прямые предки маньчжуров есть сушэнь.

Табгачи на период (по крайней мере начальный) своего правления в Тоба Вэй действительно сохраняли свою тюрко- или монгольскую (а может все вместе) натуру. 

Но вот ко времени Кашгари уже точно они слились с кит. средой (как то стало с маньчжурами, чуть не стало с Юань, но к этому все шло). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, mechenosec сказал:

Я тебя разочарую,я хорошо умею ездить верхом :D,я даже на верблюде умею ездить.вопрос ты живого верблюда видел?джунгарского кариана,двугорбого,не тюркского одногорбобого дохода? :D 

:D Туве только двугорбые верблюды живут, а вот одногорбую глаза не видывал:D Не только ездил, а кушал на зиму дорогой:D но тут разговор идет не о твоем умении ездить на коне, а о твоем примыкании кому то:D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Ермолаев сказал:

Да, конечно, дунху - собирательный экзоэтноним (восточные варвары), среди них могли быть и тунгусо-маньчжуры, но все же доминировали среди предки монголоязычных народов. А вот прямые предки маньчжуров есть сушэнь.

Табгачи на период (по крайней мере начальный) своего правления в Тоба Вэй действительно сохраняли свою тюрко- или монгольскую (а может все вместе) натуру. 

Но вот ко времени Кашгари уже точно они слились с кит. средой (как то стало с маньчжурами, чуть не стало с Юань, но к этому все шло)

 

как это доказуемо - доминировали?

в истории зафиксированы имена, более близкие к тунгусоязычным, киданьским, тюркским именам, а вот близкие к халха-монгольским имена появляются примерно с 16 века

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Эр-Суге сказал:

Возьмем Уйгуров, Тюрко-язычность которых ни у кого не вызывает сомнения. О них в Таншу прямо говорится, что их предками были Хунны. 10 В более ранней династийной истории Вэйшу предки племен Теле, в частности предки Уйгуров, не только выводятся от Хуннов, но и отождествляются с ними в отношении языка. В летописи сказано: "Язык их сходен с Хуннуским, но есть небольшая разница". 11 
Следовательно, имеется свидетельство и о Тюрко-язычном характере языка какой-то части Хуннов, поскольку мы считаем Хуннов в целом этническим конгломератом. 
Наше многолетнее изучение истории племен Саяно-Алтайского и Хангайского нагорий убеждает в том, что кочевые племена, особенно крупные, вовсе не исчезают бесследно даже в самые драматические времена их жизни, в период войн и поражений, а рассеиваются и вновь появляются, вновь консолидируются под старым или новым названием (Л. Потапов): http://bolgnames.com/Images/Osmanids_2.1.pdf

 

"...свидетельство и о Тюрко-язычном характере языка какой-то части Хуннов". Но, как видно из приведенных мной слов, китайцы записали слова другой части хунну, не тюркоязычной. 

Да и не забывайте о версии сяньбийского происхождения туркютов, которые (сяньби) разгромили и поглотили хунну. 

Да и сам этноним хунну - " hoŋnhō" (возможная интерпретация — hunga) - говорит о его (как пишет сама сторонница тюркоязычия хунну пров. Дыбо) не тюрк. происхождении. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Туран сказал:

как это доказуемо - доминировали?

в истории зафиксированы имена, более близкие к тунгусоязычным, киданьским, тюркским именам, а вот близкие к халха-монгольским имена появляются примерно с 16 века

Ну так, как вы говорите, самые монголоязычные кидани были потомками дунху (вместе с сяньби; иногда считаются потомками сяньби). Следовательно они предки всех современных монголоязычных народов, коими они могут быть только при условии монголоязычия большей части самих дунху.

А имена - это какие?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Ермолаев сказал:

Ну так, как вы говорите, самые монголоязычные кидани были потомками дунху (вместе с сяньби; иногда считаются потомками сяньби). Следовательно они предки всех современных монголоязычных народов, коими они могут быть только при условии монголоязычия большей части самих дунху.

А имена - это какие?

в истории до 16 в были имена, похожие на эти?:

Гурвындавааотгонбаатар

Мятрашгүймонголжингоо

Гүрсоронзонгомбосүрэнболд

Лувсандэнзэнпилжинжигмэд

Найманзууннандинцэцэг

Гурванхангайшатарманлай

Жавхлантөгстөгөлдөр

Жүгдэрнамжилжавзмаа

Энхтөгөлдөрбаясгалан

Тунгалагнандинэрдэнэ

:D

10 самых популярных монгольских имен:

Бат-Эрдэнэ 13473

Отгонбаяр 11083

Алтанцэцэг 10967

Оюунчимэг 10580

Батбаяр 10750

Болормаа 10282

Энхтуяа 9721

Лхагвасүрэн 9334

Гантулга 9268

Эрдэнэчимэг 9232

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Ермолаев said:

А что значит это самое окончание "сэн"? Я в общем то не знаток монгольского, какие правила словосложения знаю, такие и применяю))

 

 

Ув. Ермолаев,  "сан, сэн, сон, сөн" - это суффикс прошлого времени глагола.

Сам глагол в форме инфинитив "дэлдүүл(эх), Deledkegül(kü)"  - чеканить.

И будет в прошлом времени как "дэлдүүлсэнDeledkegülügsen"  - что означает отчеканено.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, enhd сказал:

Ув. Ермолаев,  "сан, сэн, сон, сөн" - это суффикс прошлого времени глагола.

Сам глагол в форме инфинитив "дэлдүүл(эх), Deledkegül(kü)"  - чеканить.

И будет в прошлом времени как "дэлдүүлсэнDeledkegülügsen"  - что означает отчеканено.

Эртенгиниң мендизи-биле Энхд ака! Интересно что за тайный язык, тут корень тюркский а дальше откуда, от каких слов окончаний, наверно как и пелье будете ссылатся на тайный диалект орхонский:D (скорей всего древнетюркский) Вот скриншот ака со словаря, даже похожее запахом не вижу:D Для верности взял все слова

R0mBh3CC34s.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для верности прикрепляю скриншот со стороны Монгольского, не вижу дэлэткекулугсен, даже похожее на дэлдуулсен :D, завеса тайны очень сильная, может вы найдете в китайских йероглифах, и  вытащите оттуда:D потому что словаре нету, хотя слово чеканить популярное слово, и должен быть, таком и другом возможном варианте:D если разговорный, тогда как хучин-изнасилование должно быть указано :D

-lJfSPd2o-U.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...