Перейти к содержанию
Balkin

Старомонгольское письмо (алфавит)

Рекомендуемые сообщения

2 минуты назад, Markus сказал:

Мне ваш юмор непонятен.

Вы исколесили всю МНР, язык тувинцев наполовину монгол (преимуществ.ойратский) и вы спрашиваете про всякие "взаимодействия" ?

Смешно)

надеялся, что в новом обличье вы будете изъясняться яснее... чревато жеB)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Али Могол сказал:

Я вам даже лайк поставил ! Естественно , за за скрин , а не за ваши комменты (тюрк не может быть монголоязычным )

я попробую бегло указать то что узнал :

1)таңрі и сейчас бог 2)человек-ер , ерен 3)женщина-әпше 4)отца-эчка///не знакомое слово/// 5)мать-ака/слово знакое , но мы применчем его в другом ракурсе-"старший"/  6)брат-ага 7)сестра -акатчи . Ака , ага,акатчи -слова когнаты. /не применяется/  8) голову-тирон ///не знакомое слово/// 9) глаза-НИРУН ...Здесь я готов даже расцеловать вас! Ведь многие путаются и  этимологизируют "нирун-монгол" от слова "нур"-свет/луч. . Помните , есть такой эпизод когда через шанырак на Алан-Гоа падает свет и она беременеет ? Вы сами того не ведая помогли с разгадкой . А теперь почему "нирун-монголы"? Ну это не от того что у них глаза были большие , скорее всего , речь идет об их тамге . А тамга "көз" имеется у наших аргынов ."Нирун-монголы "/ скорее всего/ имеют прямое отношение к нынешним уйсунам  чьи тамги в основном на основе круга , Ниже я дам изображения этих тамг .

10)чикин///не знакомо// 11)борода-сақал 12)лицо-жүз 13)рот-аман ///не знакомо///  14)зуб-схур , сидун ///не знакомо/// 15)хлеб-отмакбыка ///не знакомо///  16)медьведь- аю 17)корова-унен //не знакомо/// 18)баран-кой , койун  19)ягненок-гурган ///не знакомо/// 20)коза -иман //не знакомо//

 дальше слова котрые я разобрал курица-тауық , голубь -көгершін ,орел -бүркіт құс ,море-теңіз ,царь-малик , страна -ел , небо -көк , писец-бітігчи , сатана -дәу , дию , алып..

Что значит "тюрк не может быть монголоязычным", если под термином "тюрк" понимаются все, кто живет к востоку и северу от Персии?

А как же тюрки (по Кашгари), язык которых вообще неизвестен (Яжуж-Мажуж, Жабарка), или жители Мачина и Чина, которые имеют свои родные языки (китайский и киданьский), или тангуты (та часть, которые настоящие тангуты), или ойраты (у РАДа), или собственно монголы, или кереиты и меркиты (кои часть монгольского племени) и т.д. И чжурчжэни, кидани и кара-китаи, которые были родственны и близки по языку к монголам (по РАДу).

При всем сопоставлении нужно учитывать искажения изначального звучания среднемонгольского языков:

  1. Тэнгэр - Бог, Небо.
  2. Эр (калм. "эрэ"), эрэн - мужчина
  3. Эмэ - женщина
  4. Эцэг (ордос. "эчигэ") - отец
  5. Эх (калм. "экэ") - мать
  6. Аха (дунс. "ага", даур. "ага/аг"; шира-югурский "аГа") - старший брат
  7. Эгчэ (калм. "эгэчэ") - сестра
  8. Туруу (баоан. "терон") - голова, головной и т.п.
  9. Нуд (калм. "нудн", баоань "недон") - глаз 
  10. Чихэн (калм. "чикн", могольск. "чикин") - ухо
  11. Сахал - борода
  12. Нуур (дунс. "ниу") - лицо
  13. Ам (могол. "аман") - рот
  14. Судэн (шары-югур. "сэдэн") - зуб; зуу (зугу) - зубец (гарпуна)
  15. Отмак - неизвестно
  16. Ухэр - бык
  17. Айтку - не знаю
  18. Унээн - корова
  19. Хонь - овца
  20. Хурган - ягнонок
  21. Ямаа - коза
  22. Мори(н) - лошадь
  23. Луус - мул
  24. Тэмээн - верблюд
  25. Нохай - собака
  26. Чоно (ордос. "чино") - собака
  27. (х)унэгэн - лиса
  28. Туулай (дунс. "таулэ") - заяц
  29. Тахаа - курица
  30. Кокучин - не знаю, может быть это калм. "куку(чин)" - кукушка? Или "хухугчин" (серый, сивый).
  31. Бургэд - орел (заим. из тюрк.) 
  32. Ус (ордос. "усун") - вода
  33. Вино - дарс 
  34. Нуур (даур. "наур") - озеро; Тэнгис - море (из тюрк.)
  35. Мурэн - река; 
  36. Илд - меч
  37. Ном/нум - лук
  38. Сум - стрела
  39. Ноён - князь, патрон
  40. Их ноён (калм. "икэ") - великий/большой князь
  41. Иргэн - народ, люди, граждане (также тюрк. "эль" - народ и т.п.)
  42. Сара(н) - луна
  43. Наран - солнце
  44. (х)одуд - звезды (мн. число)
  45. Удур - свет
  46. Суну (даур. "суни") - ночь
  47. Бичигч - писец

 

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Али Могол сказал:

Вы имеете в виду множественные окончания ит/ид , ут/уд , ат/ад

Предлагаю скрин из ДЛТ :

1855 ТИКИТ — множественное число от тикйн. Вначале это слово значило „раб”. Позднее же оно стало титулом для сыновей ал-Хаканиййя. Это неправильная форма множественного числа.
Үка тикит „старшие среди простых людей и младшие среди потомков кагана”. [Эти слова] употребляются в паре: үка тикит. Истоки слова үка восходят к временам Зу-л-Карнайна, до перемирия, когда произошла битва между передовыми отрядами его войска и тюрками.

 А то что у казахов есть племена кереит , дулат не в счет да?

Из совр. тюрков только якуты сохранили архаичное окончание "т" (не "ит"), но оно редко используется. У монголов нет окончаний множ. числа "ид", ад", только "д" (по аналогии с древнетюрк. "т"; явная общеалтайская параллель). Но даже для того времени тюрк. "т" использовался только для личных имен. 

И как же переводятся этнонимы кереит, дулат и т.д.? По халха-монг. "хэрээн" + "д" (ставится, если слово кончается на "н", "л", "р", "ч") = "хэрээд" (среднемонг. "кереед") - "ворон"; есть версия происхождения от "долан" + "д" = "долад" (среднемонг. "дулад") - "семь".

"Мэргэн" + "д" = "мэргэд" - "меткие"; 

"(х)онгирад": "унгу" + "аран" + "д" = "унгуарад" (среднемонг. "(х)онгэрад") - "люди Внешней стороны (так называлась одна из Китайских стен или же это общий для них термин)".

У нас вот тоже (у монголов вообще) есть найманы (отдельный народ в Найман-Ци), наймангууд (род у бурят), хо-меркиты и ики-меркиты (калмыки), джалайды (множ. от "джалаир") и т.д.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Ермолаев сказал:

Из совр. тюрков только якуты сохранили архаичное окончание "т" (не "ит"), но оно редко используется. У монголов нет окончаний множ. числа "ид", ад", только "д" (по аналогии с древнетюрк. "т"; явная общеалтайская параллель). Но даже для того времени тюрк. "т" использовался только для личных имен. 

И как же переводятся этнонимы кереит, дулат и т.д.? По халха-монг. "хэрээн" + "д" (ставится, если слово кончается на "н", "л", "р", "ч") = "хэрээд" (среднемонг. "кереед") - "ворон"; есть версия происхождения от "долан" + "д" = "долад" (среднемонг. "дулад") - "семь".

"Мэргэн" + "д" = "мэргэд" - "меткие"; 

"(х)онгирад": "унгу" + "аран" + "д" = "унгуарад" (среднемонг. "(х)онгэрад") - "люди Внешней стороны (так называлась одна из Китайских стен или же это общий для них термин)".

У нас вот тоже (у монголов вообще) есть найманы (отдельный народ в Найман-Ци), наймангууд (род у бурят), хо-меркиты и ики-меркиты (калмыки), джалайды (множ. от "джалаир") и т.д.

Еромолаев, друг, Якуты что, тоже тюрки? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Uighur сказал:

Еромолаев, друг, Якуты что, тоже тюрки? 

КОНЕЧНО, сайн-аха!

Они притом представители той ветви собственно тюркских языков, которая отделилась от общетюркского раньше других (потом за ними вскоре и тувинская ветвь, а затем другие). У них, скорее всего, общие предки с хори (одна субклада N1c об этом говорит) - курыканы (кури в персидских источниках).

Они сохранили очень много архаичных черт древнетюрк. языка, однако при этом и много утратили в следствие развития языка (здесь видно лучше ув. Ньукуус разбирается, ибо он, как я понял, и есть представитель славного народа долины Туймадаа под именем "саха").

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Ермолаев сказал:

Из совр. тюрков только якуты сохранили архаичное окончание "т" (не "ит"), но оно редко используется. У монголов нет окончаний множ. числа "ид", ад", только "д" (по аналогии с древнетюрк. "т"; явная общеалтайская параллель). Но даже для того времени тюрк. "т" использовался только для личных имен. 

И как же переводятся этнонимы кереит, дулат и т.д.? По халха-монг. "хэрээн" + "д" (ставится, если слово кончается на "н", "л", "р", "ч") = "хэрээд" (среднемонг. "кереед") - "ворон"; есть версия происхождения от "долан" + "д" = "долад" (среднемонг. "дулад") - "семь".

"Мэргэн" + "д" = "мэргэд" - "меткие"; 

"(х)онгирад": "унгу" + "аран" + "д" = "унгуарад" (среднемонг. "(х)онгэрад") - "люди Внешней стороны (так называлась одна из Китайских стен или же это общий для них термин)".

У нас вот тоже (у монголов вообще) есть найманы (отдельный народ в Найман-Ци), наймангууд (род у бурят), хо-меркиты и ики-меркиты (калмыки), джалайды (множ. от "джалаир") и т.д.

Вот только доказать им невозможно,один юзер написал что Дулат от слова Дулу-идти :D,вы можете потратить годы,но все равно ничего не докажете :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Markus сказал:

Аффикс "d" в немецком образует деепричастие прибавкой к глагол.форме.

t  и d - общемировые аффиксы )))

Немецкий то здесь при чем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, mechenosec сказал:

Вот только доказать им невозможно,один юзер написал что Дулат от слова Дулу-идти :D,вы можете потратить годы,но все равно ничего не докажете :D

Ну, еще не вакт, что "дулу-дулат" от монг. "долан" (тем более, что в составе было пять племен, однако также в составе хоринцев - "двадцатников" - только 11 племен).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Али Могол сказал:

Не вы ли намедни выдали : Да и у всех племен окончания то монгольские и все соответствуют правилам их расстановки (где "ууд", где "д" и т.п.).

Чтож вы так быстро переобулись-то?  Надо же , теперь оказывается и у якутов есть ..Эх..))

 

А что я разве где-то соврал? Разве "д" не монгольское окончание?

Про якутов: 

http://altaica.ru/Articles/jakut.pdf

"При образовании множественного числа у имен существительных обнаруживаются архаичные соответствия с древнетюркским языком. Хотя в качестве основного показателя используется популярный во многих тюркских языках аффикс *-lar, для части имен наблюдается аффикс *-t, иногда со вторичным добавлением "универсального" первого аффикса. Судя по материалам памятников *-t, имеющий хорошие алтайские параллели, активно использовался только для личных имен: ср. tegin  tegit 'принц', oɣlan (oɣul)  oɣlɨt 'потомки, дети', tarqan  tarqat 'наместник', jɨlpaɣut 'герой', jegin  jegit 'племянник, слуга (джигит)' и т.д. В якутском представлено большее количество имен с данным аффиксом: kɨrgɨt-tar (*kɨrkɨn) 'девушка', uolat-tar 'сын', eret-ter (*er) 'муж', xotut(-tar) 'хозяйка' (*katun), tojot(-tor) 'начальник' (монг. tojun 'монах') и др. Регулярно в таких случаях отпадает конечное *-n, *-r при присоединении показателя множественного числа *-t. В некоторых случаях старое множественное число переосмысленнo как единственное, например, kulut 'раб' (*kul), kijt  kɨnt (*gelin, *gelni-) 'невестка' и т.д. "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Туран сказал:

почему никто не обращает внимание, что язык чинов и мачинов Субедея и Джэбэ - смесь "чистой" тюркской, "чистой" монгольской и "двуязычной" лексики,

вот Ермолай с Меченосцем "вцепились" только в чисто-монгольские слова, игнорируя остальные а зря

откуда появился такой суржик - вот достойная тема для объективного рассмотрения без попыток "примазаться"

Вам не кажется что общие слова,это наследие алтай.семьи? а чисто монгольские типа наран,сар,нохай,иолту,отмак,кстати хлеб на калм.яз. до сих пор одмыг :D,показывают кто они были на самом деле т.е монголы.а суржок легко обьясним,были мобилизованы местные тюрк.ополчения, с этим не будете спорить?или хашара не было? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Али Могол сказал:

Ну , я как бы , не психоаналитик ... Если у вас какие-то проблемы с предками , затаенная злоба на родственников , отчаяние и неуверенность , то это не ко мне ..Идите к профессиональным психоаналитикам , они вас выслушают , успокоят и дадут мотивацию ..Я же  чтобы вас еще более не травмировать , буду молчать ..

 

Вы воруете чужую историю. В данном случае пытаетесь Махмута Кашгари выставить казахом или их предками. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Zake сказал:

Вы же сами все это дофантазировали за Али Могола и далее намеренно раскачиваете ситуацию. Все началось с того что юзер Уйгур "обозвал " М Кашгари уйгурским сартом. Ему возразили.

 

Где я фантазировал? Он ясно показал связь и что имеет ввиду. Он фолькхисторик считающий Махмута Кашгари казахом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, mechenosec сказал:

Вам не кажется что общие слова,это наследие алтай.семьи? а чисто монгольские типа наран,сар,нохай,иолту,отмак,кстати хлеб на калм.яз. до сих пор одмыг :D,показывают кто они были на самом деле т.е монголы.а суржок легко обьясним,были мобилизованы местные тюрк.ополчения, с этим не будете спорить?или хашара не было? :D

"Хлеб" скорее всего заимствован в монгольские языки в средние века из другого языка, ибо не оседлые были, хлебопашеством не занимались:

"Они питаются мясом, а не хлебом."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Бахтияр сказал:

Еще и могол себе никнейм поставил, видимо и могулов казахами считает. 

Им не откажешь в справедливости,воруют не исключительно у нас монголов,у других тоже,уйгуров например,поровну так сказать чтоб не обвинили в необьективности :D.чтож ув Бахтияр,привыкайте,не все нам одним быть облапошенными,никто от этого еще не умер :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Бахтияр сказал:

Вы воруете чужую историю. В данном случае пытаетесь Махмута Кашгари выставить казахом или их предками.

Кем был М Кашгари не известно! Поэтому я думаю он ничью историю не ворует! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Ермолаев сказал:

"Хлеб" скорее всего заимствован в монгольские языки в средние века из другого языка, ибо не оседлые были, хлебопашеством не занимались:

"Они питаются мясом, а не хлебом."

Интересно у кого это,в армии у узбека спрашивал, кажется у них нан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, Бахтияр сказал:

Еще и могол себе никнейм поставил, видимо и могулов казахами считает. 

Часть моголов считает частью казахов, по Юдину например. Я надеюсь уйгуры еще не приватизировали это слово?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, mechenosec сказал:

Интересно у кого это,в армии у узбека спрашивал, кажется у них нан?

У тюрков, значит:

Proto-Altaic: *ite ( ~ *eti)
Nostratic: Nostratic
plus-8.png
Meaning: to eat
Russian meaning: есть
Turkic: *et-mek
minus-8.png 
Proto-Turkic: *et-mek
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: bread
Russian meaning: хлеб
Old Turkic: ötmek (OUygh.)
Karakhanid: etmek (MK), epmek (MK - Oghuz, Qypch.)
Turkish: etmek, ekmek
Tatar: ikmäk
Middle Turkic: etmek, ötmek (Pav. C.)
Azerbaidzhan: äppäk
Turkmen: (dial.) ekmek, epmek
Khakassian: ipek
Shor: itpäk
Oyrat: ötpök
Noghai: ötpek
Bashkir: ikmäk
Balkar: ötmek
Gagauz: iekmek
Karaim: ekmek, etmek, ötmek
Kumyk: ekmek
Comments: EDT 12, 60, VEWT 376, ЭСТЯ 1, 254-256. The oldest form is clearly *et-mek with various subsequent assimilations.
Mongolian: *ide-
minus-8.png 
Proto-Mongolian: *ide-
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: to eat
Russian meaning: есть
Written Mongolian: ide- (L 398)
Middle Mongolian: jide- (HY 25, SH), idä- (IM), idä- (MA)
Khalkha: ide-
Buriat: ede-
Kalmuck: idǝ-
Ordos: ide-
Dongxian: iǯie-
Baoan: nde-
Dagur: ide- (Тод. Даг. 146, MD 173)
Shary-Yoghur: ede-
Monguor: ide- (SM 188)
Mogol: idä-; ZM idä (16-2b)
Comments: KW 205, MGCD 407, TMN 1, 188.
Comments: A Turkic-Mong. isogloss, but no doubt archaic: a Nostratic etymology see in МССНЯ 340, ОСНЯ 1, 273-4.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, mechenosec сказал:

Интересно у кого это,в армии у узбека спрашивал, кажется у них нан?

У узбеков "нон" заимств. из иранских (скорее всего из таджикского). Тадж. "нон" - хлеб.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Almaty сказал:

Часть моголов считает частью казахов, по Юдину например. Я надеюсь уйгуры еще не приватизировали это слово?

 

Ладно, насчет могулов, это широко распространенное мнение, чтоб от него отойти нужно немало времени и большие усилия. Но вот насчет Кашгари, это уже слишком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Ермолаев сказал:

У тюрков, значит:

Proto-Altaic: *ite ( ~ *eti)
Nostratic: Nostratic
plus-8.png
Meaning: to eat
Russian meaning: есть
Turkic: *et-mek
minus-8.png 
Proto-Turkic: *et-mek
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: bread
Russian meaning: хлеб
Old Turkic: ötmek (OUygh.)
Karakhanid: etmek (MK), epmek (MK - Oghuz, Qypch.)
Turkish: etmek, ekmek
Tatar: ikmäk
Middle Turkic: etmek, ötmek (Pav. C.)
Azerbaidzhan: äppäk
Turkmen: (dial.) ekmek, epmek
Khakassian: ipek
Shor: itpäk
Oyrat: ötpök
Noghai: ötpek
Bashkir: ikmäk
Balkar: ötmek
Gagauz: iekmek
Karaim: ekmek, etmek, ötmek
Kumyk: ekmek
Comments: EDT 12, 60, VEWT 376, ЭСТЯ 1, 254-256. The oldest form is clearly *et-mek with various subsequent assimilations.
Mongolian: *ide-
minus-8.png 
Proto-Mongolian: *ide-
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: to eat
Russian meaning: есть
Written Mongolian: ide- (L 398)
Middle Mongolian: jide- (HY 25, SH), idä- (IM), idä- (MA)
Khalkha: ide-
Buriat: ede-
Kalmuck: idǝ-
Ordos: ide-
Dongxian: iǯie-
Baoan: nde-
Dagur: ide- (Тод. Даг. 146, MD 173)
Shary-Yoghur: ede-
Monguor: ide- (SM 188)
Mogol: idä-; ZM idä (16-2b)
Comments: KW 205, MGCD 407, TMN 1, 188.
Comments: A Turkic-Mong. isogloss, but no doubt archaic: a Nostratic etymology see in МССНЯ 340, ОСНЯ 1, 273-4.

Оохренеть,с балкарцами похоже,вы их видели,ув.брат мой Ермолаев,неужели у них переняли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Almaty сказал:

Кем был М Кашгари не известно! Поэтому я думаю он ничью историю не ворует! 

Это почему неизвестно? Он тюрок из Кашгара, условно караханидская народность, тюрки мусульмане принявшие Ислам при Сатук Бограхане в Кашгаре в 10 веке, или наши предки или как считает, например, Юдин, это и есть мы. Вы же ссылаетесь на Юдина по могулам, так вот он считал что они и есть мы сейчас, т.е. что мы сформировались до Чингис-хана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Бахтияр сказал:

Но вот насчет Кашгари, это уже слишком.

Вы всегда можете привести доказательства! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Бахтияр сказал:

Это почему неизвестно? Он тюрок из Кашгара, условно караханидская народность, тюрки мусульмане принявшие Ислам при Сатук Бограхане в Кашгаре в 10 веке, или наши предки или как считает, например, Юдин, это и есть мы. Вы же ссылаетесь на Юдина по могулам, так вот он считал что они и есть мы сейчас, т.е. что мы сформировались до Чингис-хана.

Валиди кажется, говорил о том что все караханиды мигрировали в Мавернахр. Но и это мелочи, конкретно М Кашгари сам говорил о том что уйгуры - собаки (не помню точно). 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...