Admin Rust Опубликовано 23 января, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 Вот очередной пример избирательного выдергивания цитат из книг. Б.Я. Владимирцов. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Введение и фонетика. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 Только что, Эр-Суге сказал: Род ЧХ назывался алдын төре-золотой род, төре-род, төрел-родственник, төрүүр-родить, төрүген-родная,родимая и т.д много слов на этом корне. Это Тувинский язык. Эрик-берег, Эргин-порог, добавление в конце э, дает смысл как порог, как барьер =крутой,кон-горб=хребет. Эне -старшая мама рода, у ЧХ было много жен, но Борте была старшая мама всего ЧХ рода, из-за этого Шиши Кудуху рыдал терикун эке-родная старшая мама) Да слово төре связана еще государством, төре херээ-дела государственные. Терел,калмыцкого алфавита у меня нет, пишется точно как у вас,у кого из тюрков это означает родню? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 Только что, mechenosec сказал: Терел,калмыцкого алфавита у меня нет, пишется точно как у вас,у кого из тюрков это означает родню? Это первую очередь древнетюркское слово, дальше у кого пускай пишут сами, я за Тувинцев только пишу) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 2 минуты назад, mechenosec сказал: Терел,калмыцкого алфавита у меня нет, пишется точно как у вас,у кого из тюрков это означает родню? Только что, Эр-Суге сказал: Это первую очередь древнетюркское слово, дальше у кого пускай пишут сами, я за Тувинцев только пишу) И то и то скорее расхождение из праалтайской основы (хотя, монг. может быть заимств. из тюрк., но не обязательно): Proto-Altaic: *t`ŏ̀ŕe Meaning: law, regulation Russian meaning: закон, правило Turkic: *töŕ Proto-Turkic: *töŕ Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 foundation, root 2 origin, ancestors Russian meaning: 1 корень 2 происхождение, основание, род, предки Old Turkic: töz (OUygh.) 2 Karakhanid: töz (MK, KB) 2 Tatar: tüz 2 (dial.) Middle Turkic: töz 1 ('root of the ear' - Sangl.), 2 (Pav. C.) Khakassian: tös 'original spirits', tös-te- 'to lay ground' Shor: tös 2, tös-tük 'tree trunk' Oyrat: tös 2; 'shrub; original spirits' Chuvash: türe 'object of dedication; spirit' Yakut: törüt 2 Dolgan: törüt Tuva: dös 1, 2, 'shrub' Tofalar: dös, tös 1 Kirghiz: töz, tös 2 Bashkir: tüz 2 (dial.) Comments: VEWT 495, TMN 2, 612, EDT 571, Лексика 109, Федотов 2, 264, Stachowski 228. Mongolian: *töre Proto-Mongolian: *töre Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: order, regulation, matrimony, marriage Russian meaning: правило, закон, сватовство Written Mongolian: töre, (L 835) törü Middle Mongolian: tore (HY 49, SH) Khalkha: tör Buriat: türe Kalmuck: törǝ Ordos: törö Shary-Yoghur: turo Monguor: turō (SM 434) Comments: KW 407, MGCD 647. Tungus-Manchu: *turgun Proto-Tungus-Manchu: *turgun Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: reason, cause Russian meaning: причина Evenki: turgun Spoken Manchu: turuxun (2915) Literary Manchu: turgun Jurchen: tu-ru-wen- Ulcha: turgu(n) Nanai: turgũ Comments: ТМС 2, 218-219. TM > Dag. turgun (Тод. Даг. 169). Japanese: *tǝ̀tǝ̀-nǝ̀p- Proto-Japanese: *tǝ̀tǝ̀-nǝ̀p- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: to be arranged, in order Russian meaning: быть расположенным, в порядке Old Japanese: toto-nop- Middle Japanese: tòtò-nòf- Tokyo: totonó- Kyoto: tótónó- Kagoshima: totonó- Comments: JLTT 771. The accent in Kagoshima is aberrant. Comments: Turk. *törü 'law' is probably an old derivative of *töŕ: *törgü, with an early disappearance of *-g-: cf. Hung. törvény < Old Chuv., pointing to *-g-. Mong. *töre may be < Turk. (see TMN 1, 266), though not necessarily so. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 15 минут назад, Ермолаев сказал: И то и то скорее расхождение из праалтайской основы (хотя, монг. может быть заимств. из тюрк., но не обязательно): Proto-Altaic: *t`ŏ̀ŕe Meaning: law, regulation Russian meaning: закон, правило Turkic: *töŕ Proto-Turkic: *töŕ Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 foundation, root 2 origin, ancestors Russian meaning: 1 корень 2 происхождение, основание, род, предки Old Turkic: töz (OUygh.) 2 Karakhanid: töz (MK, KB) 2 Tatar: tüz 2 (dial.) Middle Turkic: töz 1 ('root of the ear' - Sangl.), 2 (Pav. C.) Khakassian: tös 'original spirits', tös-te- 'to lay ground' Shor: tös 2, tös-tük 'tree trunk' Oyrat: tös 2; 'shrub; original spirits' Chuvash: türe 'object of dedication; spirit' Yakut: törüt 2 Dolgan: törüt Tuva: dös 1, 2, 'shrub' Tofalar: dös, tös 1 Kirghiz: töz, tös 2 Bashkir: tüz 2 (dial.) Comments: VEWT 495, TMN 2, 612, EDT 571, Лексика 109, Федотов 2, 264, Stachowski 228. Mongolian: *töre Proto-Mongolian: *töre Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: order, regulation, matrimony, marriage Russian meaning: правило, закон, сватовство Written Mongolian: töre, (L 835) törü Middle Mongolian: tore (HY 49, SH) Khalkha: tör Buriat: türe Kalmuck: törǝ Ordos: törö Shary-Yoghur: turo Monguor: turō (SM 434) Comments: KW 407, MGCD 647. Tungus-Manchu: *turgun Proto-Tungus-Manchu: *turgun Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: reason, cause Russian meaning: причина Evenki: turgun Spoken Manchu: turuxun (2915) Literary Manchu: turgun Jurchen: tu-ru-wen- Ulcha: turgu(n) Nanai: turgũ Comments: ТМС 2, 218-219. TM > Dag. turgun (Тод. Даг. 169). Japanese: *tǝ̀tǝ̀-nǝ̀p- Proto-Japanese: *tǝ̀tǝ̀-nǝ̀p- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: to be arranged, in order Russian meaning: быть расположенным, в порядке Old Japanese: toto-nop- Middle Japanese: tòtò-nòf- Tokyo: totonó- Kyoto: tótónó- Kagoshima: totonó- Comments: JLTT 771. The accent in Kagoshima is aberrant. Comments: Turk. *törü 'law' is probably an old derivative of *töŕ: *törgü, with an early disappearance of *-g-: cf. Hung. törvény < Old Chuv., pointing to *-g-. Mong. *töre may be < Turk. (see TMN 1, 266), though not necessarily so. есть замечательное монгольское слово, если не ошибаюсь ундес-коренной, и это слово у нас үндезин-также, ун-главный ствол, дөс-главный корень, ин-суффикс. Смысл слова коренной, если точнее стволокоренной. Выше по таблице у нас дөс-корень, а төре-род. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 Только что, Эр-Суге сказал: Это было написано, тем кто считает себя чистым, если ты считаешь себя чистым, тогда и тебе относится. Не обижайся насчет сажи, это только было приписано к тебе, а не весь Калмыкскому народу. А народ Калмыкский, ты прав, мы соотечественники, вместе отражали маньчжур, вместе рейд делали на тибет, вместе пострадали, на то народные предания. Спасибо что только ко мне, про сажу имею ввиду ,а народ все таки калмыЦкий,а не калмыксКий.по нашему вообще хальмгуд,но форум все таки русскоязычный.народ у нас сборная еще та .ну вы же забыли что бывшие джунгары,про тибет знаю,на его завоевание был отправлен 6000 корпус из дербетов и тувинцев,большую часть составляли тувинцы(обычно твои земляки про это молчат ), понимаю 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 2 минуты назад, mechenosec сказал: Спасибо что только ко мне, про сажу имею ввиду ,а народ все таки калмыЦкий,а не калмыксКий.по нашему вообще хальмгуд,но форум все таки русскоязычный.народ у нас сборная еще та .ну вы же забыли что бывшие джунгары,про тибет знаю,на его завоевание был отправлен 6000 корпус из дербетов и тувинцев,большую часть составляли тувинцы(обычно твои земляки про это молчат ), понимаю Хорошо, дальше буду писать калмыцкий) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 23 минуты назад, Эр-Суге сказал: есть замечательное монгольское слово, если не ошибаюсь ундес-коренной, и это слово у нас үндезин-также, ун-главный ствол, дөс-главный корень, ин-суффикс. Смысл слова коренной, если точнее стволокоренной. Выше по таблице у нас дөс-корень, а төре-род. Тувинское "дөс" как раз исходит из пратюрк. "төр" (переход пратюрк. "р" в "с/з" для собственно тюрк. и сохранение "р" для булгарских). Тут главное не перепутать с: Proto-Altaic: *t`ŏ̀ri Nostratic: Nostratic Meaning: to be born, copulate Russian meaning: рождаться, спариваться Turkic: *töre- Mongolian: *töre- Proto-Mongolian: *töre- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: to be born Russian meaning: рождаться Written Mongolian: töre- (L 836: törü-) Middle Mongolian: tore- (SH, HYt) Khalkha: törö- Buriat: türe- Kalmuck: tör- Ordos: törö- Dagur: turu-, (Тод. Даг. 169) ture- (MD 228) Shary-Yoghur: törȫ- Monguor: turo- (SM 435) Mogol: türä- (Ramstedt 1906) Comments: KW 407, MGCD 648. Mong. törel 'kin' > Evk. turul, see Doerfer MT 126. Tungus-Manchu: *tur- Proto-Tungus-Manchu: *tur- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 to be born, grow 2 to go out 3 herd of deer during coupling 4 bear family Russian meaning: 1 рождаться, расти 2 выходить 3 стадо оленей во время спаривания 4 семья медведей Evenki: turku- 2, turī 3 Even: töri 4 Spoken Manchu: tiuči- 'emerge, appear' (1184) Literary Manchu: tuči- 1, 2 Jurchen: tuj-ti-mij (714) 2 Comments: ТМС 2, 202, 219, 221. Japanese: *tùrù-(m)p- Proto-Japanese: *tùrù-(m)p- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: to copulate Russian meaning: спариваться Old Japanese: turub- Middle Japanese: tùrùb- Tokyo: tsurum- Comments: JLTT 775. Comments: KW 407, Владимирцов 322, Дыбо 13. Mong. may be < Turk. (see Щербак 1997, 158). Монгольское "ундэс" навряд ли имеет родственную связь с тюрк. "дөс", так как не подходит под пратюрк. "төр": Proto-Altaic: *ŋi̯ū̀ŋt`è Nostratic: Nostratic Meaning: root Russian meaning: корень Mongolian: *ündü-sü Proto-Mongolian: *ündü-sü Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: root Russian meaning: корень Written Mongolian: ündüsü(n) (L 1007) Middle Mongolian: undus ('original') (HY 53), hǝndusun (MA) Khalkha: ündes Buriat: ündehe(n) Kalmuck: ündǝsṇ Ordos: öndös, ündüsü Dongxian: undusun Dagur: undus (Тод. Даг. 171), unduse (MD 232) Comments: KW 458, MGCD 693. Mong. > Evk. undehun, see Doerfer MT 128. Tungus-Manchu: *ŋǖŋte Proto-Tungus-Manchu: *ŋǖŋte Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: root Russian meaning: корень Evenki: ŋīŋte, nīŋte Even: ŋē̂ŋtъ Negidal: ŋiŋte Ulcha: ŋuiqte Orok: muikte Nanai: muikte Oroch: ŋiŋte Udighe: ŋiŋte Comments: ТМС 1, 662. PTM also has *ŋǖŋti 'heel' (see ibid.), which may be a historical derivative. Japanese: *mǝ̀tǝ̀ Proto-Japanese: *mǝ̀tǝ̀ Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: root, foundation Russian meaning: корень, основание Old Japanese: moto Middle Japanese: mòtò Tokyo: motó Kyoto: mótò Kagoshima: motó Comments: JLTT 486. Comments: АПиПЯЯ 18, 39, 92, 291. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 1 час назад, Эр-Суге сказал: Хорошо, дальше буду писать калмыцкий) Я вот не понял, так у вас "tör" нет ? Oyrat: tös 2; 'shrub; original spirits' Chuvash: türe 'object of dedication; spirit' Yakut: törüt 2 Dolgan: törüt Tuva: dös 1, 2, 'shrub Зачем тогда говорите, что есть ? Или у вас "околоКалмыцкий" диалект ? может не в тот словарь смотрите ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 Oyrat: tös 2; 'shrub; original spirits' Chuvash: türe 'object of dedication; spirit' Yakut: törüt 2 Dolgan: törüt Tuva: dös 1, 2, 'shrub' Не подскажите, кто Ойрат в ваших таблицах ? Алтайцы ? Какой из их диалектов ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 Только что, Мерген сказал: Не подскажите, кто Ойрат в ваших таблицах ? Алтайцы ? Какой из их диалектов ? Да, сайн-аха, это алтайцы, а если быть точным, то тут южно-алтайский язык (собственно алтайский; "ойротский"). В данном случае это литературный южно-алтайский (тот, который преподают и на котором пишут). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 12 минут назад, Ермолаев сказал: Да, сайн-аха, это алтайцы, а если быть точным, то тут южно-алтайский язык (собственно алтайский; "ойротский"). В данном случае это литературный южно-алтайский (тот, который преподают и на котором пишут). То есть идет процесс "всеобщей южноОйротизации" северных алтайцев ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 23 января, 2017 Поделиться Опубликовано 23 января, 2017 1 минуту назад, Мерген сказал: То есть идет процесс "всеобщей южноОйротизации" северных алтайцев ? По "южно-ойротизации" ничего сказать не могу, но похоже, к этому и идет, ибо в Республике Алтай языком овициальным языком является именно южно-алтайский (вместе с русским, конечно). Да оно и понятно: на северо-алтайском говорят меньше 10.000 человек, а на южно-алтайском около 55.000. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 24 января, 2017 Поделиться Опубликовано 24 января, 2017 11 часов назад, Rust сказал: Вот очередной пример избирательного выдергивания цитат из книг. Б.Я. Владимирцов. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Введение и фонетика. Ув. Руст, а мы Урианхай Тувинцы по этой таблице, в какую строку подпадаем? Наверно отстали и попадаем в обще-монголо-тюркскую) есть сходство с тюркскими 60 %, и есть сходство монгольскими 40%. Значит мы всегда предками являемся тем и тем народам 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 24 января, 2017 Поделиться Опубликовано 24 января, 2017 10 часов назад, Ермолаев сказал: Монгольское "ундэс" навряд ли имеет родственную связь с тюрк. "дөс", так как не подходит под пратюрк. "төр": Не знаю, но на тувинском дөс это главный корень, а төре-род, совсем разные слова, дөс никак не могу связать с төр. что интересно үндү на Тувинском языке будет выход, всходить, подниматься вверх, үндүрер-выводить, поднимать вверх, корень үн-выходи, поднимись, есть слово үнүш-растение. А дазыл корень, но не главный корень, дазылдар-корни, дазылдары корни чего то. Никак не могу внятно объяснить, дөс-подземная главная корневая часть, а дальше дазылдары корни, усики распустивщиеся. А ун главная надземная ствольная часть, дальше будуктар-ветви. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 24 января, 2017 Поделиться Опубликовано 24 января, 2017 9 часов назад, Мерген сказал: Я вот не понял, так у вас "tör" нет ? Oyrat: tös 2; 'shrub; original spirits' Chuvash: türe 'object of dedication; spirit' Yakut: törüt 2 Dolgan: törüt Tuva: dös 1, 2, 'shrub Зачем тогда говорите, что есть ? Или у вас "околоКалмыцкий" диалект ? может не в тот словарь смотрите ? есть конечно, от слова төре очень много слов, повторятся неинтересно) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 24 января, 2017 Поделиться Опубликовано 24 января, 2017 4 часа назад, Эр-Суге сказал: Не знаю, но на тувинском дөс это главный корень, а төре-род, совсем разные слова, дөс никак не могу связать с төр. что интересно үндү на Тувинском языке будет выход, всходить, подниматься вверх, үндүрер-выводить, поднимать вверх, корень үн-выходи, поднимись, есть слово үнүш-растение. А дазыл корень, но не главный корень, дазылдар-корни, дазылдары корни чего то. Никак не могу внятно объяснить, дөс-подземная главная корневая часть, а дальше дазылдары корни, усики распустивщиеся. А ун главная надземная ствольная часть, дальше будуктар-ветви. Нет, здесь вот такая ситуация: В тюрк. языках можно видеть наличие r-языков и z-языков (r - булгарские, z - собственно тюркские). Изначально, в пратюрк. было слово с r-основой вида "төр". Затем при распаде пратюркского на два языка (предки прабулгарский и древнетюркский) "төр" либо сохранило r-основу (булгары и якуты с долганами, что говорит об их очень большой архаичности), либо перешло в собственно тюркское z/s, как то отображено в тувинском "дөс". А монгольское "ундэс" исходит из другого праалтайского "*ŋi̯ū̀ŋt`è" (для "төр" это праалтайское "*t`ŏ̀ŕe"), и имеет видные параллели в других алт. языках (т-м. "*ŋǖŋte", японское "*mǝ̀tǝ̀"). Протомонгольская ворма "*ündü-sü" никак не могла быть занесена из собственно тюрк. языков с z/s-основами, так как получается ситуация анахронизма (распад праобщетюрк. пришелся на II в. н.э., причем сначала отделилась якутская ветвь, явно показвающая еще сохранение r-основы, то есть и раньше II в. н.э. s/z-оснвоа еще не проявилась). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 24 января, 2017 Поделиться Опубликовано 24 января, 2017 8 часов назад, Ермолаев сказал: Нет, здесь вот такая ситуация: В тюрк. языках можно видеть наличие r-языков и z-языков (r - булгарские, z - собственно тюркские). Изначально, в пратюрк. было слово с r-основой вида "төр". Затем при распаде пратюркского на два языка (предки прабулгарский и древнетюркский) "төр" либо сохранило r-основу (булгары и якуты с долганами, что говорит об их очень большой архаичности), либо перешло в собственно тюркское z/s, как то отображено в тувинском "дөс". А монгольское "ундэс" исходит из другого праалтайского "*ŋi̯ū̀ŋt`è" (для "төр" это праалтайское "*t`ŏ̀ŕe"), и имеет видные параллели в других алт. языках (т-м. "*ŋǖŋte", японское "*mǝ̀tǝ̀"). Протомонгольская ворма "*ündü-sü" никак не могла быть занесена из собственно тюрк. языков с z/s-основами, так как получается ситуация анахронизма (распад праобщетюрк. пришелся на II в. н.э., причем сначала отделилась якутская ветвь, явно показвающая еще сохранение r-основы, то есть и раньше II в. н.э. s/z-оснвоа еще не проявилась). Вот теперь я скажу иним-мой младший брат, друг, адаш! спасибо за Владимирцева, огромное спасибоо! с этим книжкой и Тувинским языком, могу с любым спорить! красавааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Плюс к этому есть ДТС, Кашгари!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 27 января, 2017 Поделиться Опубликовано 27 января, 2017 Недавно ув. Ермолаев пытался меня запутать со словом уткух, я это заново проверил. У РАД-а это слово, где упоминается стена пишется уткух, только один раз утку. И это слово не унгу а уткуг. И это слово произошел от Тувинского слова удур-встречный, утку-встречай и добавления в конце суфикса г создает имя сущ. и означает встречающий. Я про это писал еще в теме Тувинцы. А это из РАД-а Следует знать, что все тюркские племена [аквам] и монгольские разряды [аснаф], [сведения] о которых были обстоятельно изложены [в предшествующей части], никогда не имели единого могущественного и сильного государя, который был бы правителем над всеми племенами, а у каждого племени был [свой] государь и эмир. Большую часть времени они воевали и сражались друг с другом, противостоя друг другу, ссорились и грабили друг друга, подобно арабам, живущим в этом владении [т.е. в Иране]. У каждого племени в отдельности имеется один определенный эмир, не подчиняющийся никому из других. Так как население Хитая 1 обитало бок-о-бок с этим [тюркско-монгольским] народом, с его областями и [вообще] с местами его кочевок 2, то некоторые из племен, кочевавших в пределах Хитая, [8] постоянно убивали множество [людей], принадлежавших к некоторым из этих племен, а те [в свою очередь] грабили и разоряли хитайскую область. [Поэтому] государи Хитая по причине того, что постоянно опасались этих монгольских кочевников, проявили большую предусмотрительность и умение сдерживать их, построив между государством Хитая и теми племенами стену, наподобие стены Александра, которую монголы называют Уткух 3, а по-тюркски Букуркэ. Один ее конец примыкает к реке Кара-мурэн 4, которая есть крайне большая река и переправа через которую невозможна; другой [ее] конец прилегает к морю у границы области Джурджэ 5. Государи Хитая считали племя онгут своим войском и своими искренно преданными [им] рабами 6, [поэтому] они поручили им ворота стены Уткух, и это племя постоянно их охраняло. В эпоху Чингиз-хана [некто], по имени Алакуш-тегин, 7 бывший |А 45б, S 89| предводителем [онгутов], стакнулся с Чингиз-ханом и сдал ему укрепленный проход [дарбанд] в стене, как это было частично изложено в разделе о [племени] онгут, в дальнейшем же [все это] подробно будет изложено в своем месте. Как видим онгут это онгут, и Онгуты охраняют ворота стены) Ясно написано. А вот слово Букурке что означает, не знаю не из нашего языка, скорей всего из слов Тюрков средней Азии. Может Тюрки средней Азии отзовутся или Кыпчаки, и объяснят это слово? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 27 января, 2017 Поделиться Опубликовано 27 января, 2017 1 минуту назад, Эр-Суге сказал: Недавно ув. Ермолаев пытался меня запутать со словом уткух, я это заново проверил. У РАД-а это слово, где упоминается стена пишется уткух, только один раз утку. И это слово не унгу а уткуг. И это слово произошел от Тувинского слова удур-встречный, утку-встречай и добавления в конце суфикса г создает имя сущ. и означает встречающий. Я про это писал еще в теме Тувинцы. А это из РАД-а Следует знать, что все тюркские племена [аквам] и монгольские разряды [аснаф], [сведения] о которых были обстоятельно изложены [в предшествующей части], никогда не имели единого могущественного и сильного государя, который был бы правителем над всеми племенами, а у каждого племени был [свой] государь и эмир. Большую часть времени они воевали и сражались друг с другом, противостоя друг другу, ссорились и грабили друг друга, подобно арабам, живущим в этом владении [т.е. в Иране]. У каждого племени в отдельности имеется один определенный эмир, не подчиняющийся никому из других. Так как население Хитая 1 обитало бок-о-бок с этим [тюркско-монгольским] народом, с его областями и [вообще] с местами его кочевок 2, то некоторые из племен, кочевавших в пределах Хитая, [8] постоянно убивали множество [людей], принадлежавших к некоторым из этих племен, а те [в свою очередь] грабили и разоряли хитайскую область. [Поэтому] государи Хитая по причине того, что постоянно опасались этих монгольских кочевников, проявили большую предусмотрительность и умение сдерживать их, построив между государством Хитая и теми племенами стену, наподобие стены Александра, которую монголы называют Уткух 3, а по-тюркски Букуркэ. Один ее конец примыкает к реке Кара-мурэн 4, которая есть крайне большая река и переправа через которую невозможна; другой [ее] конец прилегает к морю у границы области Джурджэ 5. Государи Хитая считали племя онгут своим войском и своими искренно преданными [им] рабами 6, [поэтому] они поручили им ворота стены Уткух, и это племя постоянно их охраняло. В эпоху Чингиз-хана [некто], по имени Алакуш-тегин, 7 бывший |А 45б, S 89| предводителем [онгутов], стакнулся с Чингиз-ханом и сдал ему укрепленный проход [дарбанд] в стене, как это было частично изложено в разделе о [племени] онгут, в дальнейшем же [все это] подробно будет изложено в своем месте. Как видим онгут это онгут, и Онгуты охраняют ворота стены) Ясно написано. А вот слово Букурке что означает, не знаю не из нашего языка, скорей всего из слов Тюрков средней Азии. Может Тюрки средней Азии отзовутся или Кыпчаки, и объяснят это слово? Примечание: "А, I, Б – аўткўх; С – аў?кўх; Р – аўнкўх. Речь идет о построенной Цзиньской династией стене. См. т. I, кн. 1, стр. 161, прим. 806. Приведенное в тексте название в других источниках не встречается. Чтение его не установлено. Имеющиеся варианты позволяют предложить два чтения: утку(х) и унку(х) (*онгу). Приведенное ниже в тексте летописи второе название стены бўкўркэ (В – тўкўркэ) также встречается лишь у Рашид-ад-дина. В тексте книги первой – бўкўрк." То есть Утку и Унгу - два варианта чтения (причем равносильных), но в силу существования этнонима "Онгут" следует читать как "Унгу", что с монгоьского изъясняется как "внешняя сторона": Proto-Mongolian: *öŋge Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: exterior, colour Russian meaning: внешняя сторона, цвет Written Mongolian: öŋge(n) (L 637) Middle Mongolian: uaŋgo (= oŋgo) (HY 42), ǝngin (IM), unke (MA) Khalkha: öŋgö Buriat: üŋge Kalmuck: öŋgǝ Ordos: öngö Dongxian: ungie Dagur: ungu (Тод. Даг. 171) Shary-Yoghur: öŋgö Monguor: ngo (SM 293) Comments: KW 297, MGCD 469, 545. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 27 января, 2017 Поделиться Опубликовано 27 января, 2017 27 минут назад, Ермолаев сказал: Примечание: "А, I, Б – аўткўх; С – аў?кўх; Р – аўнкўх. Речь идет о построенной Цзиньской династией стене. См. т. I, кн. 1, стр. 161, прим. 806. Приведенное в тексте название в других источниках не встречается. Чтение его не установлено. Имеющиеся варианты позволяют предложить два чтения: утку(х) и унку(х) (*онгу). Приведенное ниже в тексте летописи второе название стены бўкўркэ (В – тўкўркэ) также встречается лишь у Рашид-ад-дина. В тексте книги первой – бўкўрк." То есть Утку и Унгу - два варианта чтения (причем равносильных), но в силу существования этнонима "Онгут" следует читать как "Унгу", что с монгоьского изъясняется как "внешняя сторона": Proto-Mongolian: *öŋge Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: exterior, colour Russian meaning: внешняя сторона, цвет Written Mongolian: öŋge(n) (L 637) Middle Mongolian: uaŋgo (= oŋgo) (HY 42), ǝngin (IM), unke (MA) Khalkha: öŋgö Buriat: üŋge Kalmuck: öŋgǝ Ordos: öngö Dongxian: ungie Dagur: ungu (Тод. Даг. 171) Shary-Yoghur: öŋgö Monguor: ngo (SM 293) Comments: KW 297, MGCD 469, 545. А вот это уже другое слово на нашем языке тоже өң, скорей всего лучше скриншот со словаря. И цвет никак не может стать стеной, не так ли) А вот уткуг искусственное сооружение для встречи гостей, врагов, хоть кого. С Тувинским языком тебе тяжело спорить, да и корень самый короткий на слово цвет) не так ли, значит от нас слово произошел. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 27 января, 2017 Поделиться Опубликовано 27 января, 2017 Оңгут, при корне "оң" - правая [сторона] - может означать "народ правой стороны" (у древних тюрков передняя сторона - восток, тогда с правой стороны были "южане"-онгуты) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ермолаев Опубликовано 27 января, 2017 Поделиться Опубликовано 27 января, 2017 2 часа назад, Эр-Суге сказал: А вот это уже другое слово на нашем языке тоже өң, скорей всего лучше скриншот со словаря. И цвет никак не может стать стеной, не так ли) А вот уткуг искусственное сооружение для встречи гостей, врагов, хоть кого. С Тувинским языком тебе тяжело спорить, да и корень самый короткий на слово цвет) не так ли, значит от нас слово произошел. Вообще то я акцентировал внимание не на "цвет", а на "внешнюю сторону". Так "унгу" (внешняя сторона, лицевая сторона; также "цвет") стало основой для слов "унгийх" (смотреть сверху, нагнувшись над чем-либо; высовываться; выдаваться вперед), "унгийм" (выдающийся вперед) и др. Вы крайне не правы насчет происхождения слова "унгу": ваше "унг", наше "унгу" и японское "эмэ" исходит из праалтайского "онге". И где это вообще сказано в каком научном труде лингвистов говорится о том, что если слово короче, чем параллельное ему в другом языке, то первое короткое обязательно является предком второго? Разве русское "брат" есть предок англ. "brother"? Разве русское "нос" есть предок англ. "nose"? Proto-Altaic: *òŋè Nostratic: Nostratic Meaning: exterior, front Russian meaning: внешняя сторона, перед Turkic: *öŋ / *oŋ Proto-Turkic: *öŋ / *oŋ Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 front, East 2 exterior, color, face Russian meaning: 1 перед, восток 2 внешняя сторона, цвет, лицо Old Turkic: öŋ 1, 2 (OUygh.) Karakhanid: öŋ 1, 2 (MK) Turkish: öŋ 1 Tatar: uŋ 1 Middle Turkic: öŋ (Abush.) 1, (Pav. C.) 2 Uzbek: ọŋ 1 Uighur: öŋ 1, 2 Azerbaidzhan: öŋ 1 Turkmen: öŋ 1 Khakassian: öŋ 1, 2 Oyrat: öŋ 1, 2 Halaj: ej Chuvash: um 'breast' (if different from om 'front', q. v. sub *āl) Yakut: öŋ 'inside of clothes', 2 Tuva: oŋ 'shape', öŋ 2 Kirghiz: öŋ 2 Kazakh: oŋ 1, öŋ 2 Noghai: öŋ 1 Bashkir: uŋ 1 Gagauz: jön 1 Karaim: öŋ 1 Karakalpak: öŋ 1, 2 Kumyk: oŋ 1 Comments: EDT 167-168, VEWT 362, 372, ЭСТЯ 1, 532-535, Stachowski 199-200, Ашм. III, 232. The words for 'front' and 'colour, face' are usually treated as different roots (e.g. in EDT, ЭСТЯ), but it is hardly possible to separate them phonetically (the variants *oŋ and *öŋ do not seem to be semantically distributed); the semantic shifts (*'front' > 'face' > 'colour') are quite natural. Mongolian: *öŋge Proto-Mongolian: *öŋge Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: exterior, colour Russian meaning: внешняя сторона, цвет Written Mongolian: öŋge(n) (L 637) Middle Mongolian: uaŋgo (= oŋgo) (HY 42), ǝngin (IM), unke (MA) Khalkha: öŋgö Buriat: üŋge Kalmuck: öŋgǝ Ordos: öngö Dongxian: ungie Dagur: ungu (Тод. Даг. 171) Shary-Yoghur: öŋgö Monguor: ngo (SM 293) Comments: KW 297, MGCD 469, 545. Japanese: *ǝ̀mǝ̀ Proto-Japanese: *ǝ̀mǝ̀ Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: exterior, surface, face Russian meaning: внешняя сторона, поверхность, лицо Old Japanese: om(w)o Middle Japanese: òmò-tè Tokyo: omoté Kyoto: ómòtè Kagoshima: omoté Comments: JLTT 506. Comments: EAS 154, Poppe 107 (Turk.-Mong.). Щербак 1997, 131 treats the Mong. word as borrowed from Turk., which is hardly the case. In the Turk.-Mong. area the root could have interacted with *ā̀ŋo `right' (sometimes also acquiring the meaning 'front') q. v.; note also the common Mong. derivative eŋge-sge `rouge, red paint' ( < `face skin'). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 января, 2017 Поделиться Опубликовано 27 января, 2017 On 1/24/2017 at 11:04 AM, Эр-Суге said: Не знаю, но на тувинском дөс это главный корень, а төре-род, совсем разные слова, дөс никак не могу связать с төр. что интересно үндү на Тувинском языке будет выход, всходить, подниматься вверх, үндүрер-выводить, поднимать вверх, корень үн-выходи, поднимись, есть слово үнүш-растение. А дазыл корень, но не главный корень, дазылдар-корни, дазылдары корни чего то. Никак не могу внятно объяснить, дөс-подземная главная корневая часть, а дальше дазылдары корни, усики распустивщиеся. А ун главная надземная ствольная часть, дальше будуктар-ветви. Врать плохо дорогой. На тувинском "дөс" - пень, а не корень. Нет слова "төрэ" которое означает род, а "төрэ" - это правительство, власть. Род или родные будет "төрэл" (не төрэ). дазыл - корень. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 января, 2017 Поделиться Опубликовано 27 января, 2017 3 hours ago, Туран said: Оңгут, при корне "оң" - правая [сторона] - может означать "народ правой стороны" (у древних тюрков передняя сторона - восток, тогда с правой стороны были "южане"-онгуты) Онгуты - среди монголов и тувинцев сохрнаились как "онход, онгыт". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться