Перейти к содержанию
Аскер1

КАЗАХИ КАВКАЗА. ОСОБОЕ НА ТО МНЕНИЕ

Рекомендуемые сообщения

История Казахского ханства на Кавказе неизвестна лишь нашим казахским историкам, которые на протяжении семидесяти лет прославляли социалистический строй, колхозное строительство и зарабатывали на этом звания доктора, академика, а теперь за один-два года обретения независимости они с коммунистической предприимчивостью, с большевистской напористостью ринулись в родную историю и с шумом и треском стали наверстывать упущенное. Действительно, наша отечественная история, на мой взгляд, подается несколько местечково. Нет какого-то размаха. В учебниках события или внутри Казахстана или взаимоотношения с окрестными государствами. Размаха нет. От того и страдает наверное литература, где практически нет образа героя-путешественника, покоряющего мир. И это признак исторической науки всех постсоветских государств. Ведь не зря говорят: «хочешь сохранить землю, содержи свою историю». Недавние нападки на Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева со стороны российских и армянских СМИ за его заявление подписать договор о вступлении Армении в Таможенный союз с особым мнением по оккупированному Карабаху осталось без ответа. А ведь эта проблема для Казахстана не просто вопрос тюркской солидарности, а историческая связь с закавказским регионом. Ведь для Казахстана и в историческом и в сакральном аспекте закавказский регион представляет особое значение. Продвижение тюрок-огузов с берегов Сырдарьи на Запад дало мощный толчок этногенезу по всем регионам на пути их кочевий. Следом уже пошла волна тюрок-кипчаков. Кочевали не только названия, но и названия местностей. В Азербайджане есть такой же Урджар как и в Алматинской области, названия сел часто напоминают аналогичные в Южном Казахстана, особенно в Кызылординской области, в Армении еще несколько лет назад существовал большой населенный пункт Кипчак. Сейчас его переименовали. Но особо интересны топонимы Казах: город и район в Азербайджане и одноименная река в Армении. В советское время считалось, что название «казах» в Закавказье появилось благодаря русским казакам. Однако нигде в истории о неких «закавказских казаках» не указывается, равно как и не было их никогда на Кавказе дальше Кубани. Между тем, в Казахской Орде Закавказье было известно. Известный казахский профессиональный писатель-историк Мухтар Магауин рассказывает, что  «в X веке большая группа тюрко-кипчаков во главе с известным из русской истории Атырак-ханом обосновалась в самом центре Кавказа — между Арменией и Грузией, в широкой долине в верхнем течении Куры». Протоказахи создали самостоятельный улус – Казахское ханство, усмирили Византию, вступили в бои с арабами, заключили союз с сородичами-огузами.  Государство просуществовало около 150 лет, находясь в постоянной войне с грузинско-картлийским царством. Однако закавказские казахи, как и их огузские братья, не сумели договориться между собой и  потерпели поражение от Ирана. Средневековый летописец Ибн аль-Асир (1160-1233 гг.) в своей книге «Тарих аль-камиль» описывает участие кипчаков в политической жизни Закавказья:  «После того как монголы заняли землю кипчаков, последние рассеялись: одна часть ушла в страну русов, другая рассеялась по своим горам, большинство же их, собравшись, направились к Дербенду Ширвана... И послал против них эмир Гянджи войска и помешал им приблизиться к его области… И выступил один из кипчакских предводителей во главе большого полчища против гурджей (т.е. грузин) и неожиданно напал на них, перебил многих из них, обратил их в бегство, взял, что было с ними, и захватил много пленников. После этого кипчаки вернулись на гору Килькун и расположились на ней, как было до этого». Со временем, кипчаки растворились среди родственных, огуз-тюрок с едиными религией, языком. Сейчас этот край называется Казахским районом Азербайджана. Известный своими казахскими коврами, в детальной точности повторяющие ковры Казахстана. Казахский ковер ручной работы Много памятников пребывания кипчаков сохранилось в Армении. В последние годы говорят они стали уничтожаться, в особенности письменные. Мне прислали из Армении местные потомки кипчаков несколько фотографий варварского разрушения древних балбалов. Закавказский регион отличается тем, что только здесь сохранились балбалы, изображающие не просто людей, но и лошадей с кипчакскими седлами и стременами. Сегодня их разрушают. Было бы неплохо, если бы официальный Казахстан купил эти памятники истории у Армении. Интересно, что у Девичьей башни в Баку находится похожая на балбал статуя с ярко выраженной кипчакской антропологией лица. А находящиеся рядом захоронения похожи на кулпытасы. В самой Армении тюрко-кипчакский период признают, но в несколько иной интерпретации: "В XVI веке персидские шахи с целью обезопасить свои тылы от часто восстававших христианских народов, армян и грузин, поселили на армянских пастбищах племена казахов и шамшадинских татар, и бывшие армянские провинции стали называться согласно их названиям" ("Republic of Armenia, Tavush Region, History", tavush.am/history). Армянская версия вполне объяснима, иначе как понимать тюркскую составляющую этой страны? Как обосновать появление на территории Армении тюркские топонимы и исторические памятники. И что армянские даже не сохранились.  Равно как растолковать фамилии Хангельдян, Карабалян, Джанибекян и может быть даже Карапетян. Да и многие другие. К примеру, встречающиеся армянские фамилии как Казахецян и Казахян. Вероятно, что обарменивание местного тюрко-кипчакского населения началось в период  1801 г., когда  северные районы Армении (Лори, Казах, Шамшадин) вместе с Грузией стали частью Русского государства началось российского владычества. То есть не так давно. В азербайджанской версии некоторые историки  топоним «казах» сводят к огузскому племени «казахлу», которому выделили территорию еще при шахе Исмаиле Сефеви. То есть некоторое сходство в обеих версиях есть. Другие азербайджанские историки напрямую указывают на кипчакское происхождение. Более того, есть версии что политоним «казах» появился в Азербайджане раньше Казахстана. Есть крайне интересные сведения о событиях XVI века, когда узбекский Убайдулла-хан просил помощи у казахского хана Касыма против шаха Исмаила. Касым отправил войско во главе со своим сыном Абулхаиром, но Исмаил его разбил. Когда войска отступали за Джейхун, то люди Убайдуллы оттянули паром и до 30 тысяч человек остались на том берегу и вероятно попали в плен. Есть мнение, что эти люди и стали азербайджанскими казахами. Не знаю насколько эта версия правдоподобна, но таковые события имели место быть. Равно как мало изучена связь династии Джалаиридов, султанов, правивших в 1336—1431 гг. Южным (иранским) Азербайджаном с одноименным казахским родом. Между тем, отдельные неподтвержденные сведения доносят о присутствии среди кочевников Южного Азербайджана небольшого тюркоязычного племени, что название созвучно «казах». Как неизвестен нам этногенез азербайджанского субэтноса «карапапах», который нередко называют более по-казахски «қарабөрік». Не зря М. Магауин пишет, что «героическая история кавказских казахов, их трагическая судьба не отражены в нашей литературе, никто не занимается исследованием памятников искусства, образцов древней литературы». Но все равно есть у казахов в Закавказье, кроме братского Азербайджана, земля под названием «Казах». Там где есть слова, которые понимают все казахи, например «гуруд», «ёрга», «тумар» и т.д. Там где как и на всем Кавказе готовят хингал, но называют его «яйма (жайма) хянгяль». Там где родились известные военноначальники, включая «бога русской артиллерии»  генерал-майора Али Ага Шихлинского, отца которого звали Исмаил Казах-оглы.  Жена прославленного артиллериста Нигяр Гусейн-Эфенди кызы известна тем, что по собственной инициативе посещала госпитали, где лежали казахи из рабочих батальонов, и писала за них домой письма на казахском языке. Нигяр Гусейн Эфенди-кызы Фаррух-Ага Мамедкерим-Ага-оглы Гаибов - первый азербайджанский военный летчик, также уроженец Казахского района. Фаррух-ага Мамедкарим-ага-оглы Гаибов -первый азербайджанский военный летчик, уроженец Казахского района Интересен факт, что в целом конница считалась у некочевых народов элитным видом войск.  В 1914 году в Российской империи была создана элитная Кавказская туземная конная дивизия (Дикая дивизия). В составе этого воинского подразделения был так называемый азербайджанский (иначе татарский) конный полк, две трети личного состава которого комплектовалась в Казахском уезде, населенного потомками кипчаков. Ну, а кому как не им? Тем, чьи предки рождались на коне. В целом же, со времени вхождения в Российскую империю и Казахстана и Азербайджана взаимоотношения были очень слабыми. Ну в самом деле не брать же в расчет попытки грабежа казахскими корсарами Мангыстау кораблей с азербайджанскими командами следующими из Дербента в Астрахань? Сотрудничество было налажено, когда инородческие народы Российской империи получили право участвовать в работе Государственной Думы. Тогда же появились контакты между казахской и азербайджанской интеллигенцией в рамках Мусульманской фракции. Да и в принципе цели и задачи партий «Алаш» и «Мусават» совпадали. Не зря бывший премьер-министр Туркестанского самоуправления Мустафа Шокай, скрываясь от большевиков, нашел первоначальное убежище в Баку. А резню в Коканде узбекского и казахского населения (около 40 тыс. жертв) по сведениям заместителя председателя Коминтерна Турара Рыскулова устроили не только большевики, но и боевики армянской националистической организации «Дашнак цутюн». В период первой мировой войны немало казахов, угнанных в рабочие батальоны, оказалось на кавказском направлении фронта. Но этот период ни Казахстаном, ни Азербайджаном не изучался. Равно как и возможное присутствие казахов в рядах Кавказской добровольческой армии Нури-паши, освобождавшей Азербайджан от большевиков, дашнаков и британцев. В эту армию, входили также бывшие военнопленные из рабочих батальонов. С 26 февраля по 6 марта 1926 года в Баку прошел Первый тюркологический конгресс. В этом мероприятии приняли ученые со всего тюркского мира, включая Казахстан. С речью о необходимости единой терминологии выступил Ахмет Байтурсынов. В Баку была принята резолюция о единой латинской графики для тюркских народов. И казахская латиница во многом основывалась на действующей азербайджанской. Этот тюркологический конгресс стал первым и последним. Почти все его участники попали в застенки НКВД и были после ужасных пыток расстреляны. А казахам, азербайджанцам и другим тюркам насадили новый алфавит – кириллицу, придумав для общих фонетических звуков разные символы. Вообще в СССР старались ограничивать контакты между родственными народами. Но тем не менее они были. Как говорят азербайджанцы, особую роль сыграл выход книги О. Сулейменова «Аз и я». Это фактически запрещенное издание было настолько популярно в Баку, что появились легенды об обмене книги на новый автомобиль. Долгие годы личным телохранителем азербайджанского национального лидера Гейдара Алиева  был казах Осман Паша (Госман Жапаров). Сам Г. Алиев относился к казахам с нескрываемым уважением. В декабре 1986 года после кровавого разгона выступления молодежи в Алматы, он будучи членом Политбюро ЦК КПСС жестко высказался М. Горбачеву. А уже в 1987 году Г. Алиева вывели из состава Политбюро и отправили на пенсию. Впрочем, и Горбачеву оставалось недолго. Советский Союз после декабря 1986 года начало всерьез лихорадить. Цепная реакция против диктатуры Москвы прокатилась по всем окраинам. А в Карабахе между Арменией и Азербайджаном начался затяжной и кровавый конфликт. С большими жертвами с обеих сторон. Отметился в этой войне и Казахстан.. Как указывает, в своей монографии «Турция и Карабахский конфликт» Гаик Демоян еще в 1992 году в Казахстане добровольцами в Карабах записалось около 300 человек, отправилось 30 волонтеров. Собиралась денежная помощь. Один из бывших руководителей Армении в интервью как-то заявил: «Со стороны азербайджанцев было "обкатано" достаточно много боевых групп националистических движений из бывших республик Союза. Так, воевала группа "Алаш" из Казахстана». Потом эту фразу подхватили и другие пропагандисты. Как, к примеру, некто Игорь Мурадян, сменивший в российских СМИ фамилию на Минасова. Бывая в Азербайджане, я часто слышал рассказы о солдатах Советской армии, этнических казахах, которые ночью сбегали от командиров, не желая воевать против близкого народа. Впрочем официальной информации обо всем этом нет. Источником об участии тюркских добровольцев (турков, казахов, узбеков, гагаузов) в Карабахской войне может служить книга турецкого журналиста Ардана Зентюрка. Равно как публикации армянских газет того времени. Попытка восстановить мир в регионе стала одной из первых внешнеполитических акций Казахстана. 22 сентября 1991 года Карабах с посреднической миссией посетил Президент Нурсултан Назарбаев. Побывал в самой гуще конфликта, даже в мятежном Степанакерте (Ханкенди). 23 сентября при посредничестве Казахстана и России, при непосредственном участии президентов обоих государств, в Железноводске было подписано совместное коммюнике, своего рода Дорожная карта, ведущая регион к миру. Однако 20 ноября 1991 года в районе села Каракенд был сбит вертолет на котором находились члены российской и казахской миротворческих миссий.  Погиб заместитель министра внутренних дел Республики Казахстан, генерал-майор Санжар Сериков. Азербайджан возложил ответственность за этот инцидент на армянских боевиков, а Армения заявила о крушении летного средства. Тем не менее Казахстан остается на позиции территориальной целостности Азербайджана. Старались уладить эту проблему когда официальная Астана председательствовала в ОБСЕ.  В 2013 году на саммите глав тюркоязычнх государств в Габале итоговой декларации саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств отмечается, что "армяно-азербайджанский карабахский конфликт является самой большой проблемой, препятствующей региональной стабильности и сотрудничеству". В документе зафиксировано, что участники саммита поддерживают шаги "в направлении мирного урегулирования конфликта в рамках признанных на международном уровне границ Азербайджана". Поэтому Нурсултан Назарбаев ограничивает участие Армении в Таможенном союзе особым мнением по Карабаху. Мир на Кавказе выгоден Казахстану, хотя бы для беспроблемной поставки углеводородов на европейский рынок, создавая диверсификацию поставок нефти. Поэтому участие официальной Астаны в политических процессах в регионе будет законом. Аскар Умаров Материал взят с журнала "Mangilik El", статья "Казахи Кавказа. Особое мнение" 

Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/631
© e-history.kz

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на одном азербайджанском форуме пишут .

Селение "Балталы" , находится в 2-х км. от г.Шеки
род Балталы относится к племени Найман , у казахов он входит в состав Среднего Жуза
Селения "Тангыт и Джалаир" в Кахском районе образованы потомками представителей данных племен , входивших в 13 веке в состав союза тюрко-монгольских племенем именуемых общим названием - монголы. У казахов Жалайыры входят в состав Старшего Жуза.
Селение "Гыпчак" находится между селениями Тангыт и Джалаир в Кахском районе, исходя из того, что соседи должны подбираться близкие по духу, я также отношу это селение к выходцам племени кыпшак - у казахов , Средний Жуз племя - "кыпшак"
Селение "УзунТала" находится в радиуси 4 км. от селений Гыпчак, Тангыт и Джалаир (соседи -близкие по духу). Название селения происходит от слияния двух слов Узун+Тала. Род Узун входит в состав племени "кыпшак" ( у казахов Средний Жуз ). Слово Тала/Дала казахо-монгольского происхождения в буквальном переводе означает : степь;долина; половина; сторона; квартира. А УзунТала дословно будет означать - местность(степь,долина,сторона,место) где живет род УЗУН. Селение с таким же названием имеется и в Борчалинском регионе (нын. Грузия).
Стоит отметить , что Шеки-Ках-Закатала-Балакянском регионе имеется большое количиство нас. пунктов содержащих в своем названии слово - "ТАЛА" и оно имеет то же значение , что и в вышеуказанном варианте.
Селение "Байдарлы" находится в 2-х км. от селений Гыпчак и Тангыт. Род Байдар, считается одним из почетнейших родов - ногайцев/мангытов. Селение под одноименным названием , дало название местности именуемой нынее "Байдарская долина" в Крыму (Украина). Также в Борчалинском районе (нын.Грузия) имеется селение - "Байдар". Ко всему этому стоит добавить , что внука Чингизхана, сына Джагатая, также звали Байдар и в государстве Ильханидов был нойон по имени Байдар. 
Хотелось бы отметить характерные особенности в названиях тюрко-монгольского периода , относящиеся к этому региону:
1. окончание названий родов и племен на "ут/уд" - сёла : ашагы/баш Кюнгют; Зунуд; Джунут; Охуд; Джалут..
2. присутствие в названиях буквосочетания - "дж". К примеру селение "ОнДЖалы" находится в 1 км. от "Байдарлы" и по соседству с вышеуказанными селениями, вероятней всего также уходит корнями в 13 век. Возможно имеет отношение к монгольскому ильханиду Олджайту или к племени элджигин.
Отдельно хочется отметить такие топонимы как "Qorağan" и "Çapaqan", есть предположение , что они имеют отношение к племени - КАТАГАН. По легенде Катаганы происходят от Бугу-Хатаги, тоже сына светлого Юноши. Он был братом Бодончара, предка Чингиз-хана
Также в Борчалинском районе имеется селение "Качаган"/Гачаган
Есть смысл рассмотреть название некоторых топонимов Шеки-Ках-Закатала-Балакянского региона с точки зрения конкретно существовавших исторических личностей с именами схожими названиями населенных пунктов.
И так поехали :rolleyes:
У Чингизхана был сын Джучи , у его пятого сына Шейбана был сын по имени БАЛАКАН – город и район Балакан
У Чингизхана был сын Джучи и его шестого сына звали ТАНГУТ – село Тангут в Кахском районе
У Чингизхана был сын Чагатай , его сына звали БАЙДАР- село Байдарлы в Кахском районе
У Байду хана - шестого ильхана Ирана из династии Хулагуидов был сын по имени КИПЧАК ОГЛУКИПЧАК селение в Кахском районе.
Одного из чингизидов звали Ондан султан — старший сын казахского правителя Шигай-хана, после отречения от трона которого был основным кандидатом на престолонаследие. За личное мужество и отвагу получил прозвище Узун жебе ( Длиннострелый ) – селение Онджаллы и селение УзунТала в Кахском районе
Среди потомков Едигея Мангит (Идике). Правители Ногайской орды был Шейх Мамай его внука звали АМАНЛЫАманлы селение в Кахском районе.
Если покопать можно еще нарыть несколько таких совпадений. 
В пору открывать здесь тему: «Наши мугалы» и выяснить почему некоторых азербайджанцев , жителей Шеки-Ках-Закатала-Балакяна называют мугалами?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исторический Казах включал обширные территории, охватывающие нынешние Казахский, Агстафинский, Товузский, часть Кедабекского районов Азербайджана, часть Армении - Каравансарай (нынешний Иджеван), Барана (Ноембриян), Шемсаддин (Берд), Гарагоюнлу (Красносельск), Дилиджан, а также Борчалинскую область Грузии. Северо-западные районы Азербайджана заселены с древнейших времен. Раннему заселению здешних мест человеком способствовали благодатная природа края, изобилие животных, умеренно-теплый климат на Гянджа-Казахской равнине и плато Джейранчель. Здесь археологами были найдены следы древних стоянок, поселений, погребальные курганы, относящиеся к эпохе палеолита, энеолита, бронзы и железа. Древние мастера готовили каменные и кремневые орудия труда, керамические и бронзовые изделия. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, разводили коров, овец, лошадей. О боевом прошлом края свидетельствуют найденные здесь бронзовые мечи, топоры, секиры, кинжалы, ножи, булавы, стрелы, копья.

mnsarvantepe1.jpgОдни из древнейших стоянок людей каменного века на территории Азербайджана обнаружены у знаменитого грота Дамджилы. Проведенные в 1957-1958 годах археологические раскопки выявили здесь многочисленные каменные орудия, кости различных животных. Стоянки эпохи палеолита обнаружены также у селения Шихлы. Тысячелетия насчитывают сосуды черного обжига, расписанные рисунками древних художников, которые были найдены на поселении Баба-Дервиш эпохи энеолита (4-2 тыс. до н.э.) у селения Демирчилер. Около селения Казахбейли на холмах в 1952 году были обнаружены стоянка и кладбище VIII-VII веков до н.э. Четырехугольные могилы на кладбище ориентированы в разные стороны, захоронения произведены на левом и правом боку. Вместе с усопшими в могилах обнаружено большое количество керамической посуды, железной утвари и оружие. Погребальные курганы бронзового века встречаются по всей территории Казахского района.

С первых веков тысячелетия этот край был частью исторической географии Кавказской Албании. Как пишут римские историки здесь, в Караязинской степи, в I веке до н.э. албанская армия достойно встретила грозные легионы Гнея Помпея. Народ Албании включал различные этносы, большинство которых составляли тюркоязычные. В 313 году в Албании было принято христианство. С периода Кавказской Албании в крае сохранилось несколько албанских церквей (V-VIII в).

В течение последующих веков регион находился под влиянием Сасанидской Персии, Византии, арабов, турков-сельджуков, грузин, монголов, тимуридов. Впервые название Казах встречается в работе арабского историка Ал-Куфи при описании событий, происходивших в VII веке. Оно было связано с именем крупного тюркского племенного образования. Заселение края тюркскими племенами происходило и позднее, когда, начиная с X века, началось движение на территорию Азербайджана тюркоязычных племен с севера. Крупное заселение кипчаками-половцами в районе Борчалы и Казаха происходило в XII веке при грузинском царе Давиде IV. Кипчаки были народом тюркского происхождения и жили на территории северного Казахстана. В середине X века они двинулись на запад и заняли обширные территории до самого Дуная. Давид IV был женат на дочери кыпчакского князя. В 1118-20 годах он переселил на границы Грузии 40 тысяч кыпчакских семей. Каждая семья была обязана давать царю одного всадника, а большая часть грузинского населения освобождалась от воинской службы и могла заниматься хозяйством. Возросший таким образом военный потенциал использовался для борьбы как с внешними врагами, так и с некоторыми непокорными феодалами. Хотя в этот период эти земли и были включены в состав Грузии, они оставались регионом тюркского населения. Почти все средневековые грузинские хроники описывают эту территорию как местность обитания тюрков и называют ее "Диди Туркоба" ("Большой тюркский край"). О тюркском прошлом этого края свидетельствует и древняя топонимика от реки Кура до Кавказского хребта. Среди переселенных кипчаков значительную часть составляли казахские племена, от которых произошло название Казах и некоторые других топонимы на территории Азербайджана. Одновременно с движением тюркоязычных племен с севера на юг, шло такое же движение и с юга на север, т.е. из Ирана. Особенно крупная волна племен "кара-коюнлу" продвинулась сюда из Ирана в XV веке.

В эпоху Сефевидов на северо-западе Азербайджана на месте поселения казахских племен образовался мелко-феодальный Казахский султанат, который входил в состав Карабахского (Гянджинского) бейлербекства. Его правители носили титул султан и передавали его по наследству. Когда в 80-х годах XVI века под давлением Османских войск Сефевиды вынуждены были отступить, то, в отличие от племен баят, каджар, караманлы и других, казахские племена не покинули свои земли и не переселились в Иран. Предводитель племени Назар хан сумел договориться с Османами и сохранить свою власть. Он же остался у власти и после возвращения территории под контроль Сефевидов, а его приемник Шамсаддин даже получил получил от шаха Аббаса I титул хана в 1605 году.

history.jpgКогда в начале XVIII века Казах вновь перешел под власть Османов, они провели новое территориально-административное деление края. Согласно ему, был образован Казахский санджаг с 4 областями - Ахтата, Инджа, Тюрк и Дживар. Всего в санджаге было отмечено 205 деревень, 10 кишлаков и 5 кочевок. За добровольны переход на сторону османов, по указу Султана Ахмеда III (1703-1730) бывший правитель Казаха Миралибей из рода Шихлинских, или как он назывался Казахлы, был назначен главой Казахского санджага. Всего во главе Казахского султаната стояли 3 рода. После того как Сефевиды вновь овладели Казахом, они освободили род Казахлы от управления, и назначили иранского Шубханверди хана султаном. Таким образом, Шубханверди хан положил начало второму роду правителей Казахского султаната.

 В 1736 году последний правитель Сефевидов Надир созвал собрание феодалов и провозгласил себя шахом. Правитель Карабахского (Гянджинского) бейлербекства Угурлу хан Зиядоглу высказался против этого. В отместку Угурлу хану Надир шах вывел Казах, Шемседдил и Борчалы из состава Карабахского бейлербекства и переподчинил их грузинскому царю Теймуразу. С распадом государства Сефевидов с середины XVIII века Казахский султанат то был независимым, то попадал под контроль других ханств. В 1752 году Казахский султанат на некоторое время вошел в состав Шекинского ханства. В конце XVIII века Казах и Шемседдил вновь стали вассалами катлийского царя Ираклия II и территория стала именоваться Казах-Шемседдилским султанством. По указу Ираклия II уполномоченным (векилем) там был поставлен Панах бек из села Салахлы. Так во главе султаната появился третий род.

Когда в 1795 году войска персидского Ага Мухамед шаха Каджара вторглись в Грузию, казахские азербайджанцы выступили на стороне грузин и вместе с ними храбро сражались с войсками грозного шаха. В 1801 году Казах-Шемседдилское султанство вместе с Грузией было присоединено к России. Казах-Шемседдилское султанство было ликвидировано в 1819 году и его территория была разделена на Казахскую и Шемседдилскую дистанции.

Среди высших сословий этих дистанций, или, как они назывались до присоединения к России магалов, различались два разряда: 1) агалары и беки и 2) векили и султаны. Слово "агалар" впервые вошло в обиход уже после присоединения к России (от монгольского слова "ага" - господин). Агою или беком назывался тот, кому жаловались в управление одна или несколько деревень. Управление деревнями и пользование выгодами от этого управления предоставлялось в награду за заслуги правительству, причем наблюдалось право родственное, фамильное, по которому деревни преимущественно жаловались тому лицу, у родственника которого они перед тем состояли. Нередко управление деревнями жаловались потомственно, но каждый переход деревень, даже к прямому наследнику, совершался не иначе как по повторительной грамоте царя. Векили и султаны избирались из тех же агаларов, но отличались от них большей властью. Векиль, обозначая в переводе с арабского "поверенный", "уполномоченный", назначался по выбору царя для управления целою дистанцией. Права векилей и султанов, вместе с состоявшими в их личном управлении деревнями, переходили из рода в род. 25 апреля 1841 вышел царский указ, согласно которому агалары Казаха, Шемшеддила и Борчалы лишались права владения своими деревнями. Однако, встретив сопротивление и недовольство местной знати, царь Николай I издал новый указ от 6 декабря 1846 года, в котором восстанавливались права агаларов и беков на владение землями и крестьянами.

В результате административной реформы 1841 года Закавказский регион был разделен на Грузино-Имеритинскую губернию и Каспийскую область. Территория Казахской дистанции в составе Елизаветопольского уезда была включена в Грузино-Имеритинскую губернию. При новой реформе 1846 года были созданы Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии. Казах остался в составе Тифлисской губернии.

В 1867 году был создан Казахский уезд, который оказался в составе вновь образованной Елизаветопольской губернии. Территория уезда составляла 5908 кв.км, а население к 1897 году достигло 112 тысяч человек. В 1909 году Казах получил статус уездного города.

В 1918 году Азербайджан и Грузия провозгласили свою независимость. Вскоре после этого были рассмотрены и решены территориально-пограничные вопросы между двумя странами. Грузия отказались от притязаний на Казахский уезд, а Азербайджан уступил Борчалинский уезд. Казахский уезд в 1918-1920 годах входил в состав Гянджинской губернии. Из Казахского уезда в 1919 году был выделен Товузский уезд.

Азербайджанская Республика просуществовала два года, а затем власть национального азербайджанского правительства была свергнута в результате российской интервенции. 5 мая 1920 года кавалерийские части XI Красной Армии вступили в Казах. Территория бывшего Казахского уезда была поделена большевиками, и часть его незаконно была передана Армении.

В результате нового административного деления в 1930 году уезды были упразднены, и вся территория Азербайджана была поделена на 63 района. Казахский уезд был преобразован в Казахский район. В 1939 году из его состава был образован Акстафинский район. В 1959 Казахский и Акстафинский районы объединили, а с 1990 года Акстафинский вновь отделился. В период хрущевских реформ в 1964-1965 годах Товузский район также входил в состав Казахского района. Таким образом, в нынешних административных границах Казахский район существует с 1990 года.

С началом распада Советского Союза Азербайджан подвергся агрессии со стороны Армении. Не ограничившись боевыми действиями в Карабахе, армяне атаковали Казахский район. В начале 1990-х годов армяне сожгли несколько сел Казахского района, оккупировав их территорию. Дальнейшее продвижение агрессора было остановлено, однако эти села до сих пор находятся под армянской оккупацией.

Ныне Казах является одним из динамично развивающихся районов Азербайджана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...