Перейти к содержанию
Турист

"Калмак-Кырчын(ы)(Кырылган(ы)" в Кыргызстане

Рекомендуемые сообщения

Админ РУСТ :

"местность Калмак-Кырчын в Джалал-Абадской области названа по сражению, которое там состоялось между кыргызами и ойрат-калмыками. Там кстати погиб известный кыргызский батыр из кыпчаков - Курманбек."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=669157

"...Ак-Бешимское городище

находится в 6 км к северо-западу от Буранинского, относящееся к раннесредневековым городам. Он был одним из культурно-экономических центров в Чуйской долине. На его территории имелись водопроводная и арычная сети, главные улицы были вымощены булыжником. Некоторые исследователи связывают Ак-Бешимское городище с первоначальным расположением Баласагуна. Самыми значительными находками на этом городище являются два буддийских храма, церковь и замок, построенные в период VII-VIII вв.

Городище Кызыл-Суу

находиться на юге села Кызыл-Суу (красная - речка) Ысык-Атинского района. Состоит из цитадели, 2 шахристанов, территорию окружает длинная стена. При раскопках вскрыты остатки согдийского, буддийского храмов, помещений, некрополя. Стены жилищ облицованы узорами. В одном из буддийских храмов найдена полусохранивщаяся статуя Будды длиной 8 м (первоначально - 12 м) и шириной 1,5 м. собраны изделия из глины, стекла, железы, камней, костей, украшения, монеты, памятники с согдийским, арабскими, сирийскими надписями. Город существовал в V-XIII веках. А.Н. Бернштам доказывает что городище является остатками древнего города Сарыг. Этот город упоминаются в письменных источниках IX-XII веков..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот какая иетересная инфа, оказывается, что Всемирные игры кочевников 2016 

http://worldnomadgames.com/ru/

прошли в местности Калмак-Кырчын, поэтому всех призываю призадуматься о том какие контакты возможны с Киргизией.

Если кто-то относит себя к "Монгольскому миру", я думаю правильно будет не участвовать в Киргизии в мероприятиях в любом качестве....

Сложно представить еврейский праздник в Освенциме....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С местностью тоже непонятно кто кого побил и почему так она называется. 

http://www.turmush.kg/ru/news:301613

""По одной из легенд, много сотен лет тому назад, под Андижаном, в городе Джазы жил хан по имени Тейитбек. Хан был слаб и не мог противостоять полчищам калмыков, ежегодно совершавшим опустошительные набеги на земли кыргыз-кипчаков. Сулайка – старшая его жена, до сорока лет оставаясь бездетной, под старость родила ему сына. После многих дней празднования сына назвали Курманбеком.
С детства Курманбек славился умом и силой. Уже в двенадцать лет в единоборстве он побеждал взрослых джигитов. А в шестнадцать лет, собрав вокруг себя сорок верных товарищей, дав им сорок черных, как смоль, лошадей, одев их в кольчуги и шлемы, вооружив их щитами, мечами и копьями, снабдив их для ближнего боя дубинками и боевыми топорами, укрепив в них боевой дух, совершал он дерзкие нападения на врагов, убивал в поединках богатырей и воинов. Курмабек, полный жажды мести за все притеснения и обиды, что терпел его народ от калмыков, жаждущий пойти войной на них, обратился к своей дружине.
«Во времена Курманбека баатыра в этой местности проживали китайцы. Тогда кыргызы называли проживающий здесь китайцев калмаками. В один прекрасный день Курманбек баатыр решил пойти против калмаков, снарядил своего коня Телтору, призвал своих 40 воинов — 40 чоро к сражению. Перед отправкой на сражение Курманбек решил предварительно получить благословение у своего отца Тейитбека. Но отец выступил против этой инициативы, запретив ему брать коня Телтору и 40 чоро с собой. Но Курманбек не послушал своего отца и, взяв другого скакуна, без 40 воинов сам отправился воевать. У калмаков тогда правил Долон баатыр. Во время сражений его войско потерпело поражение, а Долону баатыру попытается скрыться через горную местность. Но Курманбек баатыр начнет преследовать его на своем скакуне. На одном из перевалов у скакуна заплетутся ноги и вместе с Курманбеком лошадь упадет. Курманбек не сможет идти дальше. Долон баатыр, увидев, что его никто не преследует, решает вернуться обратно и посмотреть, что произошло с Курманбек баатыром. Прибыв на место, он увидел беспомощного Курманбек баатыра и решил вонзить ему копье в грудь. Убив Курманбек баатыра, Долон баатыр сбежал. Вот такая вот легенда ходит среди местного населения. В связи с этим, село и получило такое название», - рассказал он.
Кроме того, в селе имеется кумбоз Курманбек баатыра. Сельчане приходят на кумбоз, чтобы прочитать молитвы.
http://www.turmush.kg/ru/news:301613""

Странное имя "Долан"(у ойратов) - семь или означает неопределенное кол-во (типа бесконечности). Тут можно вспомнить, что СЕМЬ не просто число, а знать родню до 7-го колена, т.е. ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ !

ПЕРЕВОД : 

Неопред.кол-во(множество) воинов китайцев-калмаков убили Курманбека-киргизов и теперь местность называют "Калмак-кырчын" ???

Сам.смешное, что выдает словарь

http://tili.kg/dict/#кырчын

 

1.мелкий кустарник; (точнее кырчын тал) ива-бредина; 
карагайлар, тал, терек, кырчындар ели, тал, тополь, ива-бредина; 
кырчыны көп өзөн речка с обилием кустарника (по берегам); 
өзөнгө кырчын тал бүтөр, өлбөгөн жанга мал бүтөр фольк.по речке ива-бредина вырастает, у живого человека скот появляется; 
2.перен. молодой паренёк
кырчын жаштар зелёная молодёжь; 
кырчын өмүр молодая жизнь; 
кырчынында өлдү он умер юным; 
кырчын кезиң время твоей юности; 
кырчыным так называет мать умершего в молодости сына, причитая о нём.

Но умер только Курманбек ? О ком причитать ? Курманбек есть калмак убитый в молодости ? 

Знают ли киргизы свой язык ?

Смахивает на историю "Пропаганды из Зомби-ящика", несчастные люди....

М.б. "калмаки" это "побитые кыргызы", непонятно, м.б. что-то найду....

Но киргизы всегда говорили,  что там убили калмаков, а не киргизов ????

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непонятно почему китайцы и где и как вообще киргизы с китайцами встречались. 

И почему они их с калмаками путают.. Таких разных людей путать это сильно стараться надо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда грубые разночтения, то история кажется ложной. Тыныч писал, что китайцы это кидане. 

Как раз эта история говорит, что калмаки это не ойраты, если иначе то кидане = ойраты )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
12 часов назад, Турист сказал:

С местностью тоже непонятно кто кого побил и почему так она называется. 

http://www.turmush.kg/ru/news:301613

""По одной из легенд, много сотен лет тому назад, под Андижаном, в городе Джазы жил хан по имени Тейитбек. Хан был слаб и не мог противостоять полчищам калмыков, ежегодно совершавшим опустошительные набеги на земли кыргыз-кипчаков. Сулайка – старшая его жена, до сорока лет оставаясь бездетной, под старость родила ему сына. После многих дней празднования сына назвали Курманбеком.
С детства Курманбек славился умом и силой. Уже в двенадцать лет в единоборстве он побеждал взрослых джигитов. А в шестнадцать лет, собрав вокруг себя сорок верных товарищей, дав им сорок черных, как смоль, лошадей, одев их в кольчуги и шлемы, вооружив их щитами, мечами и копьями, снабдив их для ближнего боя дубинками и боевыми топорами, укрепив в них боевой дух, совершал он дерзкие нападения на врагов, убивал в поединках богатырей и воинов. Курмабек, полный жажды мести за все притеснения и обиды, что терпел его народ от калмыков, жаждущий пойти войной на них, обратился к своей дружине.
«Во времена Курманбека баатыра в этой местности проживали китайцы. Тогда кыргызы называли проживающий здесь китайцев калмаками. В один прекрасный день Курманбек баатыр решил пойти против калмаков, снарядил своего коня Телтору, призвал своих 40 воинов — 40 чоро к сражению. Перед отправкой на сражение Курманбек решил предварительно получить благословение у своего отца Тейитбека. Но отец выступил против этой инициативы, запретив ему брать коня Телтору и 40 чоро с собой. Но Курманбек не послушал своего отца и, взяв другого скакуна, без 40 воинов сам отправился воевать. У калмаков тогда правил Долон баатыр. Во время сражений его войско потерпело поражение, а Долону баатыру попытается скрыться через горную местность. Но Курманбек баатыр начнет преследовать его на своем скакуне. На одном из перевалов у скакуна заплетутся ноги и вместе с Курманбеком лошадь упадет. Курманбек не сможет идти дальше. Долон баатыр, увидев, что его никто не преследует, решает вернуться обратно и посмотреть, что произошло с Курманбек баатыром. Прибыв на место, он увидел беспомощного Курманбек баатыра и решил вонзить ему копье в грудь. Убив Курманбек баатыра, Долон баатыр сбежал. Вот такая вот легенда ходит среди местного населения. В связи с этим, село и получило такое название», - рассказал он.
Кроме того, в селе имеется кумбоз Курманбек баатыра. Сельчане приходят на кумбоз, чтобы прочитать молитвы.
http://www.turmush.kg/ru/news:301613""

Странное имя "Долан"(у ойратов) - семь или означает неопределенное кол-во (типа бесконечности). Тут можно вспомнить, что СЕМЬ не просто число, а знать родню до 7-го колена, т.е. ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ !

ПЕРЕВОД : 

Неопред.кол-во(множество) воинов китайцев-калмаков убили Курманбека-киргизов и теперь местность называют "Калмак-кырчын" ???

Сам.смешное, что выдает словарь

http://tili.kg/dict/#кырчын

 

1.мелкий кустарник; (точнее кырчын тал) ива-бредина; 
карагайлар, тал, терек, кырчындар ели, тал, тополь, ива-бредина; 
кырчыны көп өзөн речка с обилием кустарника (по берегам); 
өзөнгө кырчын тал бүтөр, өлбөгөн жанга мал бүтөр фольк.по речке ива-бредина вырастает, у живого человека скот появляется; 
2.перен. молодой паренёк
кырчын жаштар зелёная молодёжь; 
кырчын өмүр молодая жизнь; 
кырчынында өлдү он умер юным; 
кырчын кезиң время твоей юности; 
кырчыным так называет мать умершего в молодости сына, причитая о нём.

Но умер только Курманбек ? О ком причитать ? Курманбек есть калмак убитый в молодости ? 

Знают ли киргизы свой язык ?

Смахивает на историю "Пропаганды из Зомби-ящика", несчастные люди....

М.б. "калмаки" это "побитые кыргызы", непонятно, м.б. что-то найду....

Но киргизы всегда говорили,  что там убили калмаков, а не киргизов ????

Очередной поток сознания? В местности Калмак-кырчын была битва с калмыками, в которой погиб Курманбек-батыр — что в этом такого непонятного? Он там и похоронен. Название связано с сюжетом о том, что калмаками в этой местности было вырезано все мужское население - даже дети, "зеленая молодежь".

Про "пропаганду" тоже не понял, пропаганду чего? Местность с таким названием известна с древних времен. "Несчастные люди" это кыргызы? Ничего не попутали? Почти 4 млн. народ со своим государством?   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Про игнорирование "Игр кочевников" тоже насмешили сильно, какой такой "Освенцим"? Честно не пойму, что у Вас  в голове творится. Предъявите еще французам за Бородино, японцам за Халкин-Гол, китайцам за вырезанных в Юань и т.д. список составьте, чтобы случайно там не оказаться. Вам сколько лет Турист?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу Кыргызстана : с.Калмак-Кырчын назван в честь сражения кыргызов с джунгарами,где кыргызы одержали победу (кырчын - переводится как "истребление")

 

Кырчын это от монгольского хэрчих/вырезать/?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Я смотрю Туриста понесло...

Даже и спорить нет желания.

За "свинство", "подмену истории, религии", янычарство и прочий поток замутненного сознания - отпуск на 2 месяца.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
11 часов назад, Peacemaker сказал:

По поводу Кыргызстана : с.Калмак-Кырчын назван в честь сражения кыргызов с джунгарами,где кыргызы одержали победу (кырчын - переводится как "истребление")  Кырчын это от монгольского хэрчих/вырезать/?

Кырчын действительно похоже на слово "кырган/кыруу - вырезать". Я тоже так и представлял этимологию этого термина. Однако вчера специально пообщался на эту тему с одним знатоком старины, он и указал версию о том, что там были вырезана молодежь, что-то вроде той истории про то, как Чингис-хан вырезал татар, не трогая того, что не дорос до высоты колеса. Это одна из версий, более точный вариант этимологии буду уточнять у спецов по топонимии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Rust said:

Кырчын действительно похоже на слово "кырган/кыруу - вырезать". Я тоже так и представлял этимологию этого термина. Однако вчера специально пообщался на эту тему с одним знатоком старины, он и указал версию о том, что там были вырезана молодежь, что-то вроде той истории про то, как Чингис-хан вырезал татар, не трогая того, что не дорос до высоты колеса. Это одна из версий, более точный вариант этимологии буду уточнять у спецов по топонимии.

Кырчын - это скорее имеет смысл "война, столкновение", а не "кырылган" - уничтоженные, массовое умертвленные.

Калмак кырчын - я буду толковать как "место где калмыки жестоко сражались друг с другами массово убили дургу друга" или "место калмыкских междусобиц множествами жертв".

Вполне возможно, поскольку местные кыргызы были в сотсаве ойротского государства (кстати на равноправном положений, ойротское государство был союзом) и участвовали в каком то междусобице и сохранилось в памяти как "калмак кырчын" - "калмакская междусобица".

кырчын - кырышкын = междусобица с огромными жертвами.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 25.09.2016 в 14:01, enhd сказал:

Кырчын - это скорее имеет смысл "война, столкновение", а не "кырылган" - уничтоженные, массовое умертвленные.

Калмак кырчын - я буду толковать как "место где калмыки жестоко сражались друг с другами массово убили дургу друга" или "место калмыкских междусобиц множествами жертв".

Вполне возможно, поскольку местные кыргызы были в сотсаве ойротского государства (кстати на равноправном положений, ойротское государство был союзом) и участвовали в каком то междусобице и сохранилось в памяти как "калмак кырчын" - "калмакская междусобица".

кырчын - кырышкын = междусобица с огромными жертвами.

Не согласен с этим. В те года, когда джунгары заняли Тянь-Шань и основная часть кыргызских племен ушла на юг в "Андижан" кыргызы не входили в состав, возможно только некоторые отдельные группы. Была война за земли, которые захватили чужие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Другой специалист по кыргызской истории считает, что этот термин связан со значением "кыруу" - т.е. вырезать, что там действительно была большая битва, в которой погибло множество калмаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Еще одна версия говорит о том, что долина, в которой расположен современный Калмак-Кырчын ранее была очень лесистой, было много кустарника. Все это было выкорчевано в связи с созданием новых пашен уже в российско/советское время. Это относительно составной "Кырчын". Относительно составляющей "Калмак" есть предположение, что именно через эту долину шло проникновение джунгар с севра на юг, что там возможно был какой-то их форпост.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тов. АДМИН,

ПРИВЕТ от Туриста )))

Почему пишете Один или Друго специалист ? Боитесь обвинения в предвзятости, потому что они ваши земляки ?

Как мы видим:

1. Народ.киргиз.легенда не говорит О пебеде киргизов над калмаками.

2. Нормального перевода "Кырчын" пока нет, а значит как вы говорите - 

О победе киргизов в данном конкретном месте ГОВОРИТЬ НЕ СТОИТ !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Темная история с этим народ.фольклором Киргизии и Казахстана не могут перевести ни Кырчын, ни Кырылган и ни Актобан Шубурунды.

Если можете дать "человеческий" перевод этих слов, то внесете свой вклад в историю ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.09.2016 в 05:00, Турист сказал:

Вот какая иетересная инфа, оказывается, что Всемирные игры кочевников 2016 

прошли в местности Калмак-Кырчын, поэтому всех призываю призадуматься о том какие контакты возможны с Киргизией.

Если кто-то относит себя к "Монгольскому миру", я думаю правильно будет не участвовать в Киргизии в мероприятиях в любом качестве....

Во-первых: ВИK прошли не в селе Kалмаk-Kырчын, а на джайлоо Kырчын..Эти два топонима находятся далеkо друг от друга (первый в Дж-Аб.обл.,а второй в Ис-Kул.обл.)..

Во-вторых: ваш призыв - это глас вопиющего в пустыне..Kаk ни присkорбно,хотите вы этого или нет,но за вас решают в Белоkаменной (субъеkтом kоторого является РK,РБ и др.): участвовать или нет..В kачесте ярkого примера могу привести пример на запрет Его Святейшества Далай Ламы в РФ,несмотря на протесты верующих буддистов РK и РБ..дабы не осложнить отношения с Пеkином..

В-третьих: таk называемый вами "монгольсkий мир" (РK,РБ,Монголия,АРВМ и СУАР) несмотря на ваши реkомендации с удовольствием посетила ВИK с твердым намерением в обязательно участвовать и в следующих играх..

В-четвертых: замечательная kалмыцkая певица Гиляна Бембеева сочла за честь выступить во ВИK на джайлоо Kырчын..

lCOVh234WMA.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

K тому же на мой взгляд не стоит жить прошлым..Это уже история..

Я k примеру тоже иногда слушаю джангар в машине и неkоторые мои друзья удивляются,но не упреkают..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.09.2016 в 07:24, zet сказал:

Говорят люди из Монголии там были

и с Алтая

Монгольсkие спортсмены завоевали 8 медалей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.09.2016 в 07:48, Турист сказал:

С местностью тоже непонятно кто кого побил и почему так она называется. 

Это для вас что-то непонятно..А для нас давно уже понятно..

Т.Айтбаев (Институт истории АН   Киргизский ССР) 1960 г. Некоторые вопросы происхождения отдельных Киргизских крупных родовых подразделений, проживающих на территории Джалал-Абадской области

Цитата "..Для выяснения этногенеза некоторых родоплеменных подразделе­ний киргизов имеет важное значение топономика. Киргиз­ский народ с древних времен занимался скотоводством как основ­ной отраслью хозяйства и земледелием как вспомогательной. Ското­водство в жизни киргизов играло значительную роль, требовало от человека больших усилий. В связи с этим между родами были строго распределены пастбищные участки. Поэтому нет ни одной местности, которая не имела бы своего названия. Даже маленький участок зем­ли, какая-нибудь мало заметная балка, лощина, курган, перевал, ре­ка и гора имели свое название. Часто водоемы и реки назывались по цвету воды, земля—по цвету глины и т. д. Но есть такие мес­та, которые носят имена людей, животных или связаны с круп­ными побоищами. Местность Калмак-кырчын, например, названа так по причине истребления на этом месте отступающих калмыков. Название Ала-Бука связано с покровителем крупного рогатого скота Занги-Баба, который пас в этой местности  скот."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.09.2016 в 07:48, Турист сказал:

Знают ли киргизы свой язык ?

В отличии от большинства kалмыkов, большинство kыргызов знают свой языk..

В 24.09.2016 в 07:48, Турист сказал:

М.б. "калмаки" это "побитые кыргызы", непонятно, м.б. что-то найду....

Но киргизы всегда говорили,  что там убили калмаков, а не киргизов ????

1.Нет, kаk раз таkи наоборот "побитые kалмаkи"..

2.Таk и есть..Там убили kалмаkов..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...