Перейти к содержанию
ZOOTECHNICIAN

Погребения кочевников домонгольского и ордынского времени.

Рекомендуемые сообщения

Первая моя "тема" на форуме, аналогий не нашел, поэтому открыл. 

Так-же повлияли многочисленные просьбы глубокоуважаемых собеседников/форумчан. 

 

Итак, 

Известно из традиционных письменных источников, что территорию Поволжья и Степи в предмонгольский период населяли племена, известные как «Кыпчаки». Они же Куманы, Половцы и прочие "Куны". Я склонен считать, что это не один народ, а разные племена, но имеющие некоторые схожие черты. Но не это главное, об этом попозже. 

По имеющимся данным археологов, погребальный обряд этой общности не был везде одинаков.

Кратко о различиях:

1. Встречаются захоронения с различной ориентировкой (по сторонам света)

2. По наличию и составу погребального инвентаря - посуда, металлопластика, оружие, элементы конского снаряжения. 

3. Устройство могилы: просто "яма", яма с подбоем, яма с заплечиками и т.д.

4. Внешнее оформление могил - курганы (их внешний вид), "оградки", статуи.

 

"Вдруг" многое из прежних традиций заканчивается (XIII век), то есть буквально сходит на "нет".

 

Вместо старых элементов погребальной обрядности массово появляются новые, некоторые из которых явно "пришлые", с востока.

Основные отличительные признаки:

1. Северная  ориентировка

2. Гробы/колоды

3. Бронзовые антропоморфные амулеты - "человечки"

4. Серьги в виде знака вопроса 

5. Среди оружия появляется палица

6. У женщин появляется головной убор "бокка", (вызывающий массу споров)

7. Другие виды стремян в сопроводительном инвентаре. 

8. Статуи стали закапывать, и стали изготавливать их из дерева. Явно из-за отсутствия смысла в изготовлении каменных, если уж их закапывать придется. 

 

Ряд советских, а так-же некоторые из современных исследователей склонны "грамотно" обходить эту тему стороной, выдавая обобщенные данные, типа:

"захоронения 8-18 века на территории ХХХХ",

"погребения кочевников 11-15 века в "ХХХХ-местности" 

(названия условны, аналогии случайны  ;) )

 

А о различиях в погребальном обряде до "начала 13 века" и "после" пишут немногие. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тема супер, вот только как поддержать благие начинания )))

Если есть возможность, то:

1. Ссылками на работы монгольских археологов по периоду "11-13" век где-то.  На монгольском языке работ много, бывают без перевода на русский или английский.  

2. Желательно небольшое краткое пояснение на русском (форум русскоязычный)

 

Я тоже буду догружать ссылки, готовлю сейчас.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.tataroved.ru/publicat/new/Turk_koch.pdf

С.10

"...пользу того, что в ходе исследования могильника Кудыргэ зафиксированы самостоятельные объекты («одиночные» погребения людей и не связанные с ними «самостоятельные» захоронения лошадей), свидетельствует ряд показателей. В первую очередь, следует обратить внимание на определенное расстояние между названными могилами [Гаврилова, 1965, табл.II]. Кроме того, все эти погребения имеют отдельные наземные сооружения. В курганах сросткинской

культуры, упомянутой П.П. Азбелевым, подобные могилы располагались на различном, как правило, небольшом, расстоянии, и всегда под одной насыпью [Илюшин, 1993, рис.4, 5, 7, 8, 10–15, 18, 19;Тишкин, 1993, с.233–236, рис.1; и др.]. Существенным является то, что в объектах некрополя Кудыргэ конское снаряжение присутствует не только в отдельных захоронениях лошадей, но и в «одиночных» погребениях людей [Гаврилова, 1965, табл.VII–X]. Такое дублирование не находит аналогий в памятниках тюркской культуры и

не может быть объяснено в том случае, если могилы рассматриваются как единый комплекс. Итак, на наш взгляд, обоснованным является отнесение объектов №1, 3 и 8 некрополя Кудыргэ к отдельным захоронениям лошадей, а могил 2, 4, 6 – к «одиночным» погре-

бениям людей. Могила 22 может быть обозначена как «парный» кенотаф. Характеристика подобных объектов достаточно подробно раскрыта в ряде работ [Савинов, 1987; Серегин, 2008, с.145–146]..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извлечения из стория династии Тан (618–907)..I. Хакяньсы. Хагас. (Кыргызы).

 

Цитата "..При похоронах не царапают лиц, только обвертывают тело покойника в три ряда и плачут; а потом сжигают его, собранные же кости через год погребают. После сего в известные времена производят плач."..

 

«Тайпинхуаньюйцзи» 976-983 гг., Сунская династия.гл. 199, стр. 11а—14б.Хакяньси-Хагас (Кыргызы).

 

Цитата "..Если [кто] умрет, то только трижды всплакнут в голос, не режут лица, сжигают покойника и берут его кости; когда пройдет год, тогда делают могильный холм.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...