kyrgyzdaar Опубликовано 16 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2012 из википедии Каменщики Каменщики (бухтарминцы) Каменщики д.Быково, фото А.Н. Белослюдова, 1927 Самоназвание кержаки, каменщики, бухтарминцы, старовeры Современный ареал расселения и численность Всего: в конце XIX в. - более 15000 человек Казахстан Россия Китай США и другие страны мира Язык русский, окающий диалект Религия православие, старообрядчество Входит в русские Происхождение восточные славяне, индоевропейцы Ка́менщики (бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы) — этнографическая группа русских, сформировавшаяся в XVIII – XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь. Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности – «ка́мень». Формировалась из семей старообрядцев, преимущественно беспоповцев поморского согласия, и других беглецов от правительственных повинностей — горнозаводских крестьян, рекрутов, крепостных, каторжников и более поздних поселенцев. Исторический диалект языка — о́кающий[1]. Содержание [убрать] 1 Особенности 2 История 3 Современное состояние 4 Источники 5 См. также 6 Ссылки [править]Особенности Формирование бухтарминских каменщиков явилось результатом смешения выходцев из различных регионов и различных социальных групп, постепенно вливавшихся в общины старожилов. Основу составляли кержаки из Нижегородской губернии.[2] Отмечено культурное влияние выходцев из Поморья, Олонецкой, Новгородской, Вологодской, Пермской губерний,[3] Западной Сибири и Алтайского края, а также казахов, алтайцев, ойратов.[4] В силу общего происхождения и длительного совместного проживания бухтарминцы особенно сблизились с «поляками». Из-за нехватки женщин, случались смешанные браки с местными тюркскими и монгольскими народами (обязательным для невесты было принятие староверия), дети считались русскими. Заметно влияние казахских традиций на быт и культуру каменщиков в элементах одежды, предметах быта, некоторых обычаях, знании языка.[5] Существовал обычай усыновления чужих детей вне зависимости от национальности. Внебрачные дети носили фамилию деда по матери и пользовались такими же правами, как и «законные».[6] Старообрядцы во избежание близкородственных браков помнили до девяти поколений предков.[7] Исследователями отмечалась большая зажиточность бухтарминских каменщиков, из-за минимального давления государственных повинностей, внутренней системы самоуправления и взаимопомощи, особого склада характера, щедрых природных богатств края, использования наемных работников. Каменщики вплоть до коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество, со своей самобытной культурой и традиционным бытовым укладом — по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин, с сильным ограничением внешних контактов. [править]История Карта расселения бухтарминских каменщиков в конце XVIII века посмотреть в картах Google Резные ворота, 1927 г. Гуляния на Масленицу, 1927 г. Праздничное гуляние молодежи, 1927 г. Поездка на пашню с косой, 1927 г. С самого начала XVIII века, русские беглецы селились за Колывано-Кузнецкой укрепленной линией в обширных труднодоступных местах южных Алтайских гор. После ослабления и разгрома Джунгарского ханства войсками Цинской империи Бухтарминский край оказался на нейтральной территории, между нечеткими границами Российской империи и Китая. Край был богат природными ресурсами и находился вне правового поля соседних государств. Первые староверы появились здесь ещё в 1720-е годы, но документальные свидетельства относятся лишь к 1740-м. Причиной побегов было введение в 20-е гг. XVIII в. двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 г. о привлечении раскольников к горным работам при казенных заводах.[8] Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью беглецов. Позже эти земли получили название Беловодье. Основателем бухтарминской вольницы считался крестьянин Афанасий Селезнев, а также Бердюгины, Лыковы, Коробейниковы, Лысовы. Их потомки и сейчас живут в селах на берегу Бухтармы.[9] Первые поселения состояли из одиночных домиков, заимок и маленьких поселков в 5-6 дворов. Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством (преобладала залежно-паровая система), рыболовством, пчеловодством, позднее мараловодством (разведением алтайского подвида Благородного оленя). Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей - сибирских казаков, казахов, алтайцев, китайцев, а также заезжих русских купцов. Деревни строились возле речек, и в них обязательно ставили мельницу и кузницу. В 1790 году насчитывалось 15 селений. Часть каменщиков ушла из Бухтарминской долины дальше в горы, на реки Аргут и Катунь. Ими было основано старообрядческое село Уймон и ещё несколько поселений в Уймонской долине.[10] После основания Бухтарминской крепости обнаружилось 17 русских поселений в окрестных горах на нижней Бухтарме.[11] Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 г. часть каменщиков (205 мужчин и 68 женщин[12]) и заселенные ими территории были приняты в состав России как Бухтарминская инородческая управа и Уймонская инородческая управа. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как инородцы (народы нерусского происхождения). С одной стороны такое юридическое положение давало больше свобод, а с другой приравнивало к наименее почитаемым категориям населения. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ, рекрутчины и некоторых других повинностей. После получения официального статуса российских подданных бухтарминские каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30 мелких поселков из 2-3 дворов образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 чел.: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево)[13]. В 1796 г. ясак заменили денежной податью, а в 1824г. — оброком как с оседлых инородцев. В переписи 1835 года в управе числилось 326 мужчин и 304 женщины. В 1878 г. Бухтарминская и Уймонская инородческие управы упразднены и превращены в обычные крестьянские управы с ликвидацией всех льгот[14]. В 1883 г., народонаселение Бухтарминского края, входившего в административном отношении в Бийский округ Томской губернии, составляло 15503 души обоего пола, в том числе в Зыряновской волости проживало 5240 душ; Бухтарминской крестьянской – 4931, Бухтарминской инородческой – 2153, Большенарымской – 3184 души. Бухтарминская крестьянская волость состояла из 11 селений, жители которых занимались скотоводством, хлебопашеством, пчеловодством, перевозкой руд от Змеиногорского рудника на Бухтарминскую рудосплавную пристань, торговлей и пр. В их пользовании находилось 5000 дес. пашни и до 1400 дес. сенокосных земель[15]. Часть неизвестных властям поселений сохранялась до Октябрьской революции и Коллективизации. В 1927 году только в пяти основанных каменщиками Бухтарминских деревнях насчитывалось свыше 3000 человек[16]. [править]Современное состояние В результате предсоветских, советских и постсоветских культурно-политических процессов и миграций потомки бухтарминцев причисляют себя к общерусскому этносу и проживают в различных регионах Казахстана, России, Китая[17], США[18][19], и других странах мира. Наибольшее количество потомков алтайских каменщиков живёт в городах и селах Восточно-Казахстанской области, которая включает в себя основные территории исторического формирования каменщиков. В переписи 2002 года на территории РФ — лишь 2 человека указали свою принадлежность к каменщикам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 16 октября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 16 октября, 2012 а есть еще и другие русские субэтносы Затундренные крестьяне -это русские сибирские старожилы, частично воспринявшие язык и обычаи долган, живут на Таймыре (сейчас - Таймырская АО в составе Красноярского края). Якутяне - это жители ямщицких селений по реке Лена (русские, смешавшиеся с якутами) Они же ленские старожилы из списка. А еще зовутся "ленские ямщики" Все они принадлежат к так называемым "русским старожилам" - потомкам первых русских поселенцев в Сибири, проникших туда в XVI-XVIII вв. через город Мангазею и далее через русские торговые города-форпросты в Сибири. Они частично смешались с туземцами, восприняли от местного населения способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, а также некоторые виды одежды, но сохранили национальное самосознание, язык и свой оригинальный фольклор. Русско-устьинцы - жители села Русское Устье на Индигирке - древнейшая группа русского народа в Сибири. Предполагают, что их предки приплыли в устье Индигирки при Иване Грозном или в самом начале XVII века. Марковцы - это староверы, жители с. Марковка в устье Анадыря (тоже на Таймыре). Озерова Г.Н., Петрова Т.М. О картографировании групп русского народа на начало ХХ века // журнал "Советская этнография". - 1979. - № 4. Полуверцы - так называют народ сету скобари. В свою очередь, скобари - это Псковско-Печорский русский субэтнос. Сету - одна из реликтовых финских народностей. Официально православные, но сохранили и язычество (поэтому скобари их так зовут). Живут в Печорском районе Псковской области (чуть более 500 человек) и в Эстонии (чуть менее 10 тыс.). Число постоянно снижается, так как их дети и внуки относят себя кто к русским, кто - к эстонцам. Говорят на диалекте, близком южно-эстонскому. По одной из версий, сету - это эстонцы, бежавшие из Ливонии во времена насаждения католичества. В России они приняли православие, не отказавшись и от некоторых языческих традиций. Поклоняются как Иисусу Христу, так и языческому богу Пеко. Согласно другому мнению - очень древнее племя, которое на Западе слилось с другими племенами и образовало эстонский этнос, а в России - со хранилось в чистом виде. Согласно третьей версии, сету, это - эстонцы, которые обособились, живя на отшибе среди псковских мхов и озер, где они смешались с древним финно-угорским племенем, ныне исчезнувшим - водью. В списке представлены, кроме полуверцев, еще сету и эстонцы-сету. Впрочем, некоторые исследователи считают сету все же субэтносом русского народа, как и камчадалы, поморцы,албазинцы,горюны, кержаки, липоване, полехи, поляки, семейские, чалдоны, сицкари, скобари, терюхане, и походчане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться