BAWIR$AQ Опубликовано 13 ноября, 2003 Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2003 Как переводиться с (известных вам) тюркских языков слово "намыс" (каз. гордость, честь)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arsen Опубликовано 14 ноября, 2003 Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2003 айтаhенда... беззен халыктарзы тотоштырган бер зур байлык, минемса.. честь, высокое самосознание. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timirhan Опубликовано 21 ноября, 2003 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2003 Слово намыс по якутски обозначает кроткий, тихий. Есть также несколько слов такого же смысла наман, намас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 30 сентября, 2004 Поделиться Опубликовано 30 сентября, 2004 на кыргызском: Намыс - достоинство, гордость, честь Намыстуулук - чувство собственного достоинства Ар намыс - гордость, достоинство, честь Одна из оппозиционных партий Кыргызстана носит название Ар-Намыс (Партия Достоинства). Даже есть одноименный сайт: http://www.ar-namys.org. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Kubik Опубликовано 4 октября, 2004 Поделиться Опубликовано 4 октября, 2004 На Турецком это "Намус" ("Ы" и "У" часто меняутся у нас, как например:Ханым/Ханум, Алтын/Алтун, Бахадыр/Бахадур) Короче это у нас тоже честь/достоинство. Намуслу: чесный (мужик), воспитанная (дама) Намуссуз: антоним вышесказанного Насколько я помню на Англиском это "Chastity", хотя chastity: the state of sexually being pure (especially of young women), тоесть... как говорится... целка!!! (извините за вражение) Всего Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 31 октября, 2004 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2004 (изменено) В базе Старостина слово "честь" присутствует в виде АМЫС по КИРГИЗСКИ. Но в таком виде оно имеется и в казахском, являясь синонимом слова НАМЫС. http://sozdik.kz/ Русский Казахский честь абиыр абырой амыс ар ар-намыс ар-уждан ар-уят инабат курмет мартебе мерей намыс сый уждан ізет ізет корсету Родственные слова киргизскому АМЫС в базе Старостина в АЛАТАЙСКИХ языках отображают широкий спектр значений. Средий них и упомянутые в этой ветке КРОТКИЙ, ТИХИЙ, но и НЕЖНЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ, ОТДЫХ, ПОКОЙ, СОН, ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ, МИР, ДУША. Звучат они как АМУ, АМУЛ, АМУР, ХАМУРа, АМУРАК, АМГА, АМХА и т.д. Таким образом и другие слова со значением ЧЕСТЬ (в частности упомянутые выше казахские слова) - "абырой, абыир, аружда,ар, аруят" , скорее всего, происходят из данного корня. У меня большое подозрение, что и слово (в частности казахское) ОМIР = "жизнь" имеет отношение к данному корню. Nostratic etymology :Nostratic: *?amV Meaning: night, sleep Altaic: *a:\mV Uralic: am3 Kartvelian: Georg. am- 'quieten, calm' Dravidian: SDr *amar- 'be quiet, calm' (144) Indo-European: ? *a:m- 'love' References: ND 805 *.am 'be quiet, enjoy' (w/o Ur.). -------------------------------------------------------------------------------- Altaic etymology : Proto-Altaic: *a:\mV Meaning: to be quiet; sleep Russian meaning: быть спокойным; спать Turkic: *a>m- Mongolian: *amu-, *ami- Tungus-Manchu: *a:m- Comments: KW 9, VEWT 19, ТМС 1,2-3, АПиПЯЯ 292, Дыбо 13, Rozycki 17. A Western isogloss. The root presents considerable difficulties because of widespread later interlingual borrowings (see TMN 2, 125, Щербак 1997, 97-98). A specific problem is raised by initial h- in some Southern Mongolian forms (Dong. hamura-, Bao. hamera-, Mongor xamura:- 'to rest'). The aspiration here is evidently secondary, because it is absent both in Dagur and in most attested Middle Mongolian sources (but cf. MA hamisqu). It is, therefore, probable that these forms are in fact borrowed from modern Turkic dialects with secondary aspiration (cf. h- in Khalaj). This would be indeed an argument in favour of the whole *amura- group of words in Mong. to be regarded as borrowed from Turkic (although later reborrowings into modern Turkic languages were, of course, also possible). However, significant semantic and formal differences do not allow us to regard as borrowed, on the one hand, the Turkic forms going back to attested Old Uyghur (e.g. amyr- 'to love), on the other hand, Mong. ami-n 'life, soul' and amu- 'to rest'. -------------------------------------------------------------------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *a>m- Meaning: 1 gentle, quiet 2 to love, desire, rejoice 3 politeness 4 beloved 5 to be quiet Russian meaning: 1 тихий, спокойный 2 любить, радоваться 3 вежливость 4 милый, любимый 5 быть спокойным Old Turkic: amul, amyl 1, amraq 4, amyr-, amran- 2, amryl- 5 (OUygh.) Karakhanid: amul 1, amraq 4, amyrt- 'to calm', amryl- 5 (MK, KB) Turkish: ymyl, umul 1 (dial.) Middle Turkic: ymrag| 4 Uighur: amraq 4 Sary-Yughur: amyr 1, amyra- 5 Khakassian: amyr 1, amyra- 5 Oyrat: amyr 1, amyra- 5 Halaj: havul 'good' (?) Chuvash: ъw|mъw|r 'quiet and grey (weather)' Yakut: amarax, amyrax 'compassionate' Dolgan: amarak 'compassionate' Tuva: amyr 1, amyra- 2, amyraq 3 Kirghiz: amyz 'honour' Balkar: amyr 'desire' Kumyk: amraq 'disposition, aptitude' Comments: EDT 160-161, 162-163, 164, VEWT 19, ЭСТЯ 1, 59-60 (confused with abra- 'to save' < Mong.), Stachowski 33, TMN 2, 125, Федотов 1, 82. Turk. > MMong. amrax| 'sweetheart', amurag| 'friend' (IM), amraq bol- 'to fall in love' (MA), amara- 'sich lieben', amarah 'Liebe' (SH), Mgr amurag| 'friend' (Тод. Мнгр. 314) etc.; but modern Kypchak and Siberian forms may be reborrowed < Mong. -------------------------------------------------------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *amu-, *ami- Meaning: 1 to rest 2 peace, rest 3 to be / become quiet 4 life, soul Russian meaning: 1 покоиться, отдыхать 2 покой, мир 3 успокаиваться 4 жизнь, душа Written Mongolian: amu-, amura-, amara- 1, amur 2 (L 36, 40) Middle Mongolian: amin (HY 49) 4, amuxulan| 'peace' (HY 55), amu- 1, amura- 3, ami-du 'alive', amor (IM 432), amu- 1, amur 2, amin 4, ami-du 'alive', hamisqu 'breath' (MA 100, 102), amur 1, ami(n) 4, amu- 1, amur-li- 3 (SH) Khalkha: amar, amgal (<*amu-gal) 2; 'easy', am/ (amin) 4, amra- 1, am/sga- 'to breathe' Buriat: amar 2, amar- 1, amgalan(g)'peaceful', ami(n) 4, 'breath', amisxa- 'to breathe' Kalmuck: amr., amg|u:l@n| 2, amr.- 1, a"mn. 4, a"m.sx|@- 'to breathe' Ordos: am, amur, amu:lan|, amug|u:lan| 2, amara- 1, ami 4, amus ge- 3, amisx|a- 'to breathe' Dongxian: hamura- 1, amin 4 (Тод. Дн. 110, 139) Baoan: hamera- 1 (Тод. Бн. 150) (MGCD: ham@r-) Dagur: amar(a)- 1, 3, amal, amu:l 2, ami 4, amisa- 'запыхаться' (MD 6, Тод. Даг. 120) Shary-Yoghur: amura- 1 (MGCD am@ra-), amar 2 Monguor: xamura:- (SM 154), xambura:- 1, ami (SM 6) 4, amuraG 'ami, qui s'accorde bien' (SM 6) Mogol: amdun 'lebendig' (Ramstedt 1906); ZM amu:du'i 'alive' Comments: KW 9, 22, Тод. Мгр. 314, 373, MGCD 106, 109, 110. Mong. > Tuva ami 'life' etc., Sol. ami, Man. ami-la-, see Doerfer MT 136; > Shor etc. abyr ®, Tuba, Nogh. awyr 'peace, quietness' - see ЭСТЯ I 59; > Evk. amura:-, Man. amuran, see Doerfer MT 99. -------------------------------------------------------------------------------- Tungus etymology : Proto-Tungus-Manchu: *a:m- Meaning: 1 to sleep 2 to be sleepy Russian meaning: 1 спать 2 хотеть спать Evenki: a:me- 2 Even: a:mol- 2 Negidal: a:ma- 2 Spoken Manchu: am@h@- 1 (528) Literary Manchu: amga- / amxa- 1 Ulcha: amasi.- 2 Orok: a:ma- 2 Nanai: a:malo-, a:masi.- 2 Oroch: a:ma-si- 2 Udighe: amahi 2 Comments: ТМС 1, 1-2. PS. Отредактировано: добавил ностратических родственников из базы Старостина. Выделил дополнительно значение ВЕЖЛИВЫЙ - у тувинцев. Это к , возможно, неупомянутому значениию ВОСПИТАННОСТЬ у слова АМЫС в тюркских языках Изменено 16 июня, 2005 пользователем Ар_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 Однозначно что слово «намыс» не тюркское слово. Может быть заимстование из арабского или иранского (муслимское заимстование). А вот якутское «намыс, наман, намас» видно что происходит от монгольского «нам-» короткий, кроткий, нижний. На монгольском языке есть поговорка «нам(ы)с нам(ы)с алхах» - т.е. кротко кротко или потише шагать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 (изменено) Однозначно что слово «намыс» не тюркское слово. Может быть заимстование из арабского или иранского (муслимское заимстование). Если для вас все так однозначно, то вы наверное и доказать сможете? Докажете? А вот якутское «намыс, наман, намас» видно что происходит от монгольского «нам-» короткий, кроткий, нижний.На монгольском языке есть поговорка «нам(ы)с нам(ы)с алхах» - т.е. кротко кротко или потише шагать. А пока предлагаю ознакомиться с мнением Старостина по поводу МОНГОЛЬСКОГО слова НАМУ -"тихий, кроткий". Конечно это ДРУГОЕ слово , отличное от слова ЧЕСТЬ, которое , например, по киргизски звучит как АМЫС (смотрите мое сообщение выше). По Старостину МОНГОЛЬСКОЕ НАМУ происходит от общеалтайского корня с первоначальным значением "теплый ; мягкий, умеренный ". Его родственник в ТЮРКСКИХ языках - слово МЯГКИЙ, которое , например, на казахском звучит как ЖУМСАК. Скорее всего, что здесь вы правы, и что ЯКУТСКОЕ слово НАМЫС =КРОТКИЙ, ТИХИЙ, о котором сообщил Timirhan, является заимствованием из монгольского. Nostratic etymology :Nostratic: *n/VmV Meaning: weak, soft Altaic: *ni_u\ma\ Uralic: n/a"m3 Dravidian: ? *nav-ai- 'become weak, lean' (SDR 3017); nam- 'to be weak' (DEDR 3598) References: МССНЯ 350, ОСНЯ 2, 86-87. ND 1551 *n:U?_mV 'pleasant, gentle, fine', 1603 *n/a"?_m[o] 'soft' ( + same Sem. in both cases) tries to sort out the reflexes, but hardly convincingly. -------------------------------------------------------------------------------- Altaic etymology : Proto-Altaic: *ni_u\ma\ Meaning: warm; soft, mild Russian meaning: теплый; мягкий,нежный Turkic: *jym-l/c^ak Mongolian: *nomu- /*neme- / *nima- Tungus-Manchu: *n/ume-/ *n/ama / *n/em- Japanese: *na\mia\ Comments: EAS 76, KW 275, Martin 232 (Jpn.-Kor.), ОСНЯ 2, 86-87, АПиПЯЯ 69, 292, Дыбо 12, Мудрак Дисс. 91. The original meaning must have been 'soft, tender' (generally, or particularly - of weather, fruits etc.). An expressive root with phonetic variation, tending to contaminate with *ni_ombu 'thin' q.v. (hence vocalic variation in Mongolian and Tungus; but despite Doerfer MT 69 it is hardly appropriate to regard the TM forms as mongolisms). In Mong. cf. also nalmi-gar ( < *namli-gar?) 'excessively soft, weak'. -------------------------------------------------------------------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *jym-l/c^a-k Meaning: soft, mild Russian meaning: мягкий Old Turkic: jyms^aq (Orkh.), jums^aq (OUygh.) Karakhanid: jums^aq (MK) Turkish: jums^ak Tatar: joms^aq Middle Turkic: jums^aq (AH, Ettuhf., Бор. Бад.) Uzbek: jums^o|q Uighur: jums^aq Sary-Yughur: jumsaq Azerbaidzhan: jums^aG Turkmen: jums^aq Khakassian: c^ymz^|ax, nymzax Shor: c^ymz^a- Oyrat: jymz^aq, d/ymz^aq Chuvash: s/emz/e Yakut: symna-g|as Dolgan: hymna-gas Tuva: c^ymc^aq Kirghiz: z^|ums^aq Kazakh: z^umsaq Bashkir: joms^aq Balkar: z^|ums^aq, z^umus^aq Gagauz: jymys^aq Karaim: jyms^aq, jyms^ax Kumyk: jymys^aq Comments: EDT 938, VEWT 201, ЭСТЯ 4, 252-253, Stachowski 118. The deriving stem *jym-l/c^a- 'to be soft' is also present in most of the above languages. -------------------------------------------------------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *nomu- /*neme- / *nima- Meaning: gentle, meek, quiet, mild Russian meaning: спокойный, кроткий, мягкий, нежный Written Mongolian: nomuqan, nomuj (L 591), nemegu"n (L 574), nimag|un Middle Mongolian: nomuqan (HYt), nomug|an (MA) Khalkha: nomxon Buriat: nomoj, nomxon Kalmuck: nomg|@n, nemu":n Ordos: nomoxon Dagur: nomu:kun|, -n (Тод. Даг. 158: nomxon, nomukan); nomehon (MD 200) Shary-Yoghur: nomxon, nomukan (MGCD nomoGon) Monguor: nomu Comments: KW 275-277, 279, MGCD 513. The deriving stem is WMong. nom, Kalm. nom 'mildness, friendliness' (KW 279). Mong. > Evk. nomoko:n, Man. nomoxon etc., see Doerfer MT 57, Rozycki 164. -------------------------------------------------------------------------------- Tungus etymology : Proto-Tungus-Manchu: *n/ume-/ *n/ama /*n/em- Meaning: 1 warm 2 soft 3 quiet 4 weak, loose Russian meaning: 1 теплый 2 мягкий 3 спокойный 4 слабый, расслабленный Evenki: n/ama, -pc^u 1, n/emu-me 2, n/umu- 3 Even: n/am 1, n/umъn 3 Negidal: nam, n/amagdi. 1, n/amu, nemu 2 Literary Manchu: neme-ri 2 Ulcha: n/ama 1 Orok: namauli 1 Nanai: n/a":ma, n/ama 1, nemu 2, nimeku 'weakness' Oroch: n/ama 1 Udighe: n/amahi 1 Solon: namagdi 1 Comments: ТМС 1, 630-631, 652-653. -------------------------------------------------------------------------------- Japanese etymology : Proto-Japanese: *na\mia\ Meaning: slippery, smooth Russian meaning: скользкий, гладкий Old Japanese: namje Middle Japanese: na\me\ Tokyo: name/raka Kyoto: na/me/ra/ka\ Kagoshima: nameraka/ Comments: JLTT 492. PS. Отредактировал: выделил цитату Изменено 16 июня, 2005 пользователем Ар_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 (изменено) Таким образом и другие слова со значением ЧЕСТЬ (в частности упомянутые выше казахские слова) - "абырой, абыир, аружда,ар, аруят" , скорее всего, происходят из данного корня. Здесь похоже я погорячился. Вот выдержка из ПЕНДЖАБСКОГО словаря honour n. izzat. F; ijjat. F; adar. M; lajj. M; lajjia. M; laj. M; patt. F; abru. F; man. M; honour to, v.t . Izzat deni or karni ; adar karni ; adab karni ; munh launa ; pairin paina ; Т.е. , скорее всего, "абыир, абырой" - это "abru. F;" , "ар-уят" -" ijjat. F;" - т.е. ФАРСИ, так же как IЗЕТ = "izzat. F;" А уж в том, как они попали в Фарси, надо разбираться. Но слова НАМЫС в не-алтайских языках пока встречено не было PS. Отредактировано: выделил цитату. "Погорячился" - слабо сказано , "облажался" - гораздо честнее Изменено 16 июня, 2005 пользователем Ар_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marlo Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 ...Родственные слова киргизскому АМЫС в базе Старостина в АЛАТАЙСКИХ языках отображают широкий спектр значений. Средий них и упомянутые в этой ветке КРОТКИЙ, ТИХИЙ, но и НЕЖНЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ, ОТДЫХ, ПОКОЙ, СОН, ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ, МИР, ДУША. Звучат они как АМУ, АМУЛ, АМУР, ХАМУРа, АМУРАК, АМГА, АМХА и т.д.... *** Алтайская этимология : Запись номер: 72 Праформа: *a:\mV Значение: to be quiet; sleep Тюркская праформа: *a>m- Монгольская праформа: *amu-, *ami- Тунгусская праформа: *a:m- ... Тунгусо-маньчжурская этимология : Запись номер: 114 Праформа: *a:m- Значение: 1 to sleep 2 to be sleepy Эвенкийский: a:me- 2 Эвенский: a:mol- 2 Негидальский: a:ma- 2 Маньчжурский: amga- / amxa- 1 Совр. маньчжурский: am@h@- 1 (528) Нанайский: a:malo-, a:masi.- 2 Ульчский: amasi.- 2 Орокский: a:ma- 2 Орочский: a:ma-si- 2 Удэйский: amahi 2 Комментарии: ТМС 1, 1-2. **** Бросилась в глаза тунгусская "праформа". Но, граждане, это же не так. Все приведенные тунгусские формы распадаются на корневую морфему аа= ("а" долгое) "спать" и второй, служебный элемент, который в разных тунгусских грамматиках разных авторов называется суффиксом то "вида", то "породы" органической потребности. Присоединение этого форманта дает регулярно производные глагольные формы со значением "хотеть, желать делать что-то" (то, что названо основной корневой морфемой). Т.о., например, эвенк. аа= "спать" - аа=му(мэ)=де=рэ=н "он хочет спать", дев= "есть" - дев(м)=му=де=рэ=н "хочет есть", ум= "пить" - ум=му=де=рэ=н "хочет пить". Ср., нан. оми= пить" - оми=моси=ни "хочет пить". И т.д. Тунгусские формы у кого взяты? У Старостина? Тюрк. формы амыр, я думал, очень заманчиво считать заимствованиями из монг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 Тунгусские формы у кого взяты? У Старостина? Взято у Старостина, конечно. http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response....114&root=config Так я не понял, вы считаете, что "*a:m-" не может быть праформой? Из-за того, что "а" в начале ВСЕГДА означает "спать", а "м" - тот самый глагольный формант? Ну напишите тогда Старостину, скажите что туфта у него в базе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marlo Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 ...Так я не понял, вы считаете, что "*a:m-" не может быть праформой? Из-за того, что "а" в начале ВСЕГДА означает "спать", а "м" - тот самый глагольный формант? Ну напишите тогда Старостину, скажите что туфта у него в базе Праформой чего? Того, что элементарно является регулярной моделью формоообразования в современных языках? И зачем? Чтобы привязать производную глагольную основу "хотеть спать" к монгольско-тюркским амыр? Кстати, как Старостин объясняет несоответствие долготы тунгсского а= прочим данным? Нет, писать ему не буду. Наверняка кто-то уже написал ему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 (изменено) Т.о., например, эвенк. аа= "спать" - аа=му(мэ)=де=рэ=н "он хочет спать", дев= "есть" - дев(м)=му=де=рэ=н "хочет есть", ум= "пить" - ум=му=де=рэ=н "хочет пить". Ср., нан. оми= пить" - оми=моси=ни "хочет пить". Решил проверить как Старостин дает ваши примеры. С со словом ПИТЬ - "ум= "пить" - ум=му=де=рэ=н "хочет пить". " - абсолютно такая же ситуация, т.е. "ми, му" на конце: Тунгусо-маньчжурская этимология :Праформа: *um(i)- Значение: to drink Эвенкийский: um- Негидальский: om- Солонский: ime^-, imi-, e^mu- Маньчжурский: omi- Совр. маньчжурский: iomi- (403) Чжурчженьский: umi-La (534) Нанайский: omi- Ульчский: u.mu.wu. Орокский: umi- Орочский: imi- Удэйский: umi- Комментарии: ТМС 2, 266. Со словом ЕСТЬ - дев= "есть" - дев(м)=му=де=рэ=н "хочет есть", - не совсем так, "ми, му" отсутствуют, НО кое-где появляются "те, ту, ву, фу" на конце: Тунгусо-маньчжурская этимология :Праформа: *z^|e-p- Значение: to eat Эвенкийский: z^|ep-, z^|eb- Эвенский: z^|eb-, z^|ep- Негидальский: z^|ep- Солонский: z^|eg-, z^|eb- Маньчжурский: z^|e- Совр. маньчжурский: z^|e- (392) Чжурчженьский: z^|e-fu (535) Нанайский: z^|eb-, z^|ep- Ульчский: z^|epuwu Орокский: deptu- Орочский: z^|epte- Удэйский: z^|o-, z^|e-, z^|epte- Комментарии: ТМС 1, 279-280. Т.е. ДА, база Старостина по тунгусам , похоже (если ТРИ примера- репрезентативны ) построена именно так. Т.е. НЕПРАВИЛЬНО? Или все-таки правильно? PS. Отредактировано: выделена цитата Изменено 16 июня, 2005 пользователем Ар_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 (изменено) Тюрк. формы амыр, я думал, очень заманчиво считать заимствованиями из монг. Старостин упоминает несколько замысловатый путь заимствования: Из тюркского в монгольский и обратно в тюркский уже из монгольского. Как они это вычисляют??? Stachowski 33, TMN 2, 125, Федотов 1, 82. Turk. > MMong. amrax| 'sweetheart', amurag| 'friend' (IM), amraq bol- 'to fall in love' (MA), amara- 'sich lieben', amarah 'Liebe' (SH), Mgr amurag| 'friend' (Тод. Мнгр. 314) etc.; but modern Kypchak and Siberian forms may be reborrowed < Mong. PS. Отредактировано: выделена цитата. Изменено 16 июня, 2005 пользователем Ар_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marlo Опубликовано 1 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2004 Решил проверить как Старостин дает ваши примеры.С со словом ПИТЬ - "ум= "пить" - ум=му=де=рэ=н "хочет пить". " - абсолютно такая же ситуация, т.е. "ми, му" на конце: ... Со словом ЕСТЬ - дев= "есть" - дев(м)=му=де=рэ=н "хочет есть", - не совсем так, "ми, му" отсутствуют, НО кое-где появляются "те, ту, ву, фу" на конце: .... Т.е. ДА, база Старостина по тунгусам , похоже (если ТРИ примера- репрезентативны ) построена именно так. Т.е. НЕПРАВИЛЬНО? Или все-таки правильно? Так ведь нужно смотреть границы морфем! В эвенкийском: аа= + =мэ(у)= > аамэ= ~ааму=, ум= + =му= > умму=, деп(б~в)= + =му= > депму= > демму=. При чем здесь =ми/му и =те/ту/ву/фу? Может, вас смутило =ми= в южнотунгусских оми= ~ уми=? Так это кусок корня! Он к хотению отношения не имеет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 2 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2004 Может, вас смутило =ми= в южнотунгусских оми= ~ уми=? Так это кусок корня! Он к хотению отношения не имеет. Угу, оно. Т.е., тунгусские ПИТЬ и ЕСТЬ у Старостина переданы правильно? Чем же являются "те/ту/ву/фу" на конце в слове ЕСТЬ? Тоже кусками КОРНЯ?. Точно в СПАТЬ корень "А " без "МУ"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marlo Опубликовано 2 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2004 Угу, оно. Т.е., тунгусские ПИТЬ и ЕСТЬ у Старостина переданы правильно? Чем же являются "те/ту/ву/фу" на конце в слове ЕСТЬ? Тоже кусками КОРНЯ?. Точно в СПАТЬ корень "А " без "МУ"? Точно без "му". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 2 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2004 (изменено) Но слова НАМЫС в не-алтайских языках пока встречено не было Все, нашел!. На сцене появляются ПЕРСЫ, ГРЕКИ и прочие индоевропейцы. Вот выдержка из древнего (19 век) персидского словаря. В нем слово НАМУС имеет немерянное количество значений, среди которых и ЧЕСТЬ, и ЗАКОН. Происхождение слова в словаре считается ГРЕЧЕСКИМ - от слова НОМОС = "закон, обычай, регулирование, управление" Steingass, Francis Joseph. A Comprehensive Persian-English dictionary, including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. London: Routledge & K. Paul, 1892. ..... namus (p. 1380) A namus (G. no/mos), Reputation, fame, renown, esteem, honour; dignity; law; divine decrees or judgments; disgrace, reproach, shame; bashfulness, modesty, chastity (construed with the verbs burdan, dadan, shikastan, kashidan, &c.); voice, sound, noise, clamour; war, battle; the master of a house, the proprietor of a mansion; the lurking-place of a hunter; hidden fraud, concealed deceit; the female part of a family; angels; -- namusi akbar, The angel Gabriel; -- namusi `ibrani, The Judaical law; -- ashabi waqar u namus, Lords of authority and estimation. Греческое НОМОС входит в массу слов, например, ЭКО-НОМ-ИКА, АГРО-НОМ-ИЯ, МЕТРО-НОМ, НОМАД и т.п. Оно же входит в слово ЧИСЛО =NUMBER Примеры: metronome 1816, coined in Eng. from comb. form of Gk. metron "measure" (see meter (2)) + -nomos "regulating," verbal adj. of nemein "to regulate." The device invented 1815 by John Maelzel. agronomy 1814, from Fr. agronomie, from Gk. agros "field" (see acre) + -nomos "law or custom, administering," related to nemein "manage." taxonomy 1828, from Fr. taxonomie, from Gk. taxis "arrangement" (see taxidermy) + -nomia "method," from -nomos "managing," from nemein "manage." Nemesis 1576, "Gk. goddess of vengeance," from nemesis "just indignation, jealousy, vengeance," lit. "distribution," related to nemein "distribute, allot, apportion one's due," from PIE base *nem- "to divide, distribute, allot, to take" (cf. O.E., Goth. niman "to take," Ger. nehmen). With a lower-case -n-, in the sense of "retributive justice," attested from 1597. General sense of "anything by which it seems one must be defeated" is 20c. astronomy 1205, from O.Fr. astronomie, from L. astronomia, from Gk. astronomia, from astron "star" (from PIE base *ster- "star") + nomos "arranging, regulating," related to nemein "to deal out." Used earlier than astrology (q.v.) and originally including it. Astronomical is 1556 as "concerning astronomy;" as "concerning very large figures" it dates from 1899. Astrophysics first recorded 1869. nomad 1555, from M.Fr. nomade, from L. Nomas (gen. Nomadis) "wandering groups in Arabia," from Gk. nomas (gen. nomados, pl. nomades) "roaming, roving, wandering" (to find pastures for flocks or herds), related to nomos "pasture," lit. "land allotted," and to nemein "put to pasture," originally "deal out," from PIE base *nem- "to divide, distribute, allot" (see nemesis). number 1297, "sum, aggregate of a collection," from Anglo-Fr. noumbre, from O.Fr. nombre, from L. numerus "a number, quantity," from PIE base *nem- "to divide, distribute, allot" (related to Gk. nemein "to deal out;" see nemesis). Meaning "symbol or figure of arithmatic value" is from c.1391. The meaning "musical selection" is from vaudeville theater programs, where acts were marked by a number. The verb meaning "to count" is from 1297. Number one "oneself" is from 1704 (mock-It. form numero uno attested from 1973); the biblical Book of Numbers (c.1400, L. Numeri, Gk. Arithmoi) so called because it begins with a census of the Israelites. No., "abbreviation for 'number,' " is from It. numero. Slang number one and number two for "urinate" and "defecate" attested from 1902. Number cruncher is 1966, of machines; 1971, of persons. To get or have (someone's) number "have someone figured out" is attested from 1853. The numbers "illegal lottery" is from 1897, Amer.Eng. Индоевропейский корень - "nem- "делить, распределять, регулировать, считать, приводить в порядок" Indo-European etymology :Proto-IE: *neme- Meaning: to give/to take one's due Avestan: n@mah- n. `Darlehen' Old Greek: ne/mo:, -omai_, aor. ne:.^mai_, -asthai_, pass. neme:the:^nai_, pf. nene/me:ka, m.-p. nene/me:mai_ `zuteilen, sich aneignen; besitzen, bebauen'; nome/u_-s m. `Verteiler', no/mo-s m. `Brauch, Sitte, Satzung, Gesetz, Tonart, Sangweise'; noma":/ `Verteilung; Besitz, possessio', nome/u_-s `Verteiler', nomi/zdo: `habe im Gebrauch', neme/to:r, -oros m. `Verwalter (des Rechts), Richter', ne/me:si-s f. `Verteilung', neme:ta":/-s m. `Verwalter (des Rechts)', no:ma/o: `verteilen, handhaben, beobachten' Baltic: *nem^- (*1) vb. tr.; *no:^m-a- c., *no:^m-a:^ (1) f. Germanic: *nim-a- vb.; *ne:m-a-n., m., *ne:m-o: f., *ne:m-ia- adj., *num-t-i- c., *num-jan- m. Tokharian: B ñemek 'harvest' (Adams 271) References: WP II 330 f -------------------------------------------------------------------------------- Pokorny's dictionary : Root: nem-1 English meaning: to take; to put in order, count German meaning: `zuteilen, nehmen' (von der Vorstellung der hingestreckten Hand); von `zuteilen' aus `anordnen, rechnen, za"hlen (Geldwesen)' Derivatives: nomo-s `Wohnsitz' Material: Av. n@mah- n. `Darlehen'; gr. νέμω `teile aus, lasse weiden'; spa"ter `beherrsche', Med. `teile mir zu, fresse, weide', Herod. ἀνα-νέμεσθαι `verteilen, aufrechnen', νομή `Verteilung; Weideplatz', νομάς, -άδος `weidend, nach Weide umherschweifend', νομεύς `Hirt; Verteiler', νομός `Weide, Wohnsitz', νόμος `Anordnung, Ordnung', νομίζω `sehe als geltend an', νόμισμα `Brauch, Sitte, Einrichtung, gebra"uchliche Geldwa"hrung'; dehnstufig νωμάω `teile zu'; νέμεσις `Unwille, go"ttliche Rache' (*νεμετις, eig. `das Zurechnen'), νεμεσ(σ)άω, -άομαι, -ίζομαι `zu"rnen, tadeln', νεμέτωρ `Ra"cher'; alb. name', ne'me `Fluch, Verwu"nschung', formell = νόμος; ne'me's `der Fluchende, Gottesla"sterer'; hierher auch air. na:mae, Gen. na:mait `Feind'? Das| νέμος n. `Weideplatz' hierher geho"re, ist nicht ganz sicher; s. unter nem-2; lat. numerus `Zahl' (*nomes-o-), nummus `Geld, Mu"nze' (aus gr. νόμιμος `gesetzma"s|ig, u"blich'); air. nem f., mir. neim `Gift' (vgl. nhd. Gift : geben); got. as. ags. niman, ahd. ne'man, aisl. ne'ma `nehmen', dehnstufig got. anda-ne:m n. `Empfang', ahd. na:ma `gewaltsames Nehmen, Raub'; ags. na:m f. `das Ergreifen' aus aisl. na:m m. `das Nehmen, Lernen'; got. anda-ne:ms `angenehm', ahd. na:mi `genehm'; lett. n,emt (kontaminiert aus nemt undjemt) `nehmen'; lit. nãmas, meist Pl. namaĩ `Wohnung, Haus', lett. nams m. `Haus'; ablaut. lit. dial. numaĩ `namaĩ' (*nom-); lit. nu/oma, lett. nuõma, `Zins, Pacht' (Vokalstufe wie gr. νωμάω). References: WP. II 330 f., WH. II 158 f., Trautmann 193, 201, E. Laroche, La racine νεμ-; E. Benveniste BSL. 32, 79 ff. Pages: 763-764 -------------------------------------------------------------------------------- Baltic etymology : Proto-Baltic: *nem^- vb. tr. (*1); *no:^m-a- c., *no:^m-a:^ f. (1) Meaning: hire Lithuanian: nu/omas, nu/oma 'Miete, Pacht, Mietzins, Pachtzins' Lettish: nuõma (/ nuo^ma Prl.) `Pacht, Miete, Abgabe', n,em^t (n,e,mu, n,e^mu), n,em̃t (prt. n,ẽmu), nem^t (Ruj., Schwanb.), n,im^t Warkl. 'nehmen' -------------------------------------------------------------------------------- Germanic etymology : Proto-Germanic: *niman- vb.; *ne:ma-n, -z, *ne:mo:, *ne:mia-, *numti-z, *numje:n Meaning: take Gothic: niman st. `take (away), accept, get; taje away, take up; receive'; *anda-ne:m n. (a) `receiving', anda-ne:m-s (i/ja) `pleasant'; anda-numt-s f. (i) `acceptance'; arbi-numja m. (n) `heir' Old Norse: nema st. `nehmen, bekommen, auffassen, lernen'; na:m n. `das Nehmen; Unterricht'; na":ma wk. `nehmen; beginnen; berauben; lernen; lehren'; na":m-r `annehmbar'; full-numi `ausgelernt' Norwegian: nema vb.; na"m adj. Swedish: dial. nimma `nehmen, fassen' Danish: nemme `lernen, auffassen' Old English: niman `nehmen'; ierfe-numa `Erbe'; gena":man `wegnehmen' Old Frisian: nema, nima vb.; ofno:me `Einnahme' Old Saxon: neman, niman `nehmen' Middle Dutch: ne:men; na:me `Einnahme, Beraubung' Dutch: nemen Old Franconian: niman Middle Low German: na:me `Einnahme, Beraubung'; ne:me `genehm' Old High German: neman (8.Jh.) `nehmen'; na:ma `gewaltsames Nehmen, Raub', na:mi `genehm'; na:m m. `Beraubung'; na:ma f. 'Beschlagnahme, Ergreifung' (um 800); erbi-nomo `Erbe' Middle High German: ne'men st. 'nehmen; fassen, ergreifen'; na:m(e) st. f., m. 'gewaltsames Nehmen, Raub, Beraubung, Beute' German: nehmen; genehm; Nahme f. -------------------------------------------------------------------------------- Nostratic etymology : Nostratic: *nVmV Meaning: to add Altaic: *nema Indo-European: *nem- -------------------------------------------------------------------------------- Altaic etymology : Proto-Altaic: *nema Meaning: to add, exceed Russian meaning: добавлять, превосходить Turkic: *jem- Mongolian: *neme- Korean: *n@:m- Comments: EAS 76, Владимирцов 369, SKE 163, Poppe 38, 68. Manchu forms (nem-sele- 'to add, increase' etc.) may be borrowed < Mong. (see ТМС 1, 622, TMN 1, 519, Doerfer MT 103, Rozycki 162). MKor. has also a synonymous na\m-. Despite TMN 1, 520 borrowing in Kor. < Mong. is quite improbable. -------------------------------------------------------------------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *jem- Meaning: 1 moreover, and 2 addition Russian meaning: 1 более того, к тому же 2 добавление Old Turkic: jeme 1 (Orkh., OUygh.) Karakhanid: jeme 1 (MK) Yakut: semse 2 Comments: EDT 934. -------------------------------------------------------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *neme- Meaning: to add Russian meaning: добавлять Written Mongolian: neme- (L 573) Middle Mongolian: neme- (HY 33, SH) Khalkha: neme- Buriat: neme- Kalmuck: nem- Ordos: neme- Dongxian: nime- Dagur: neme- (Тод. Даг. 157, MD 197) Shary-Yoghur: neme:- Monguor: nime:- (SM 276), n@me:- Comments: KW 274, MGCD 504. -------------------------------------------------------------------------------- Korean etymology : Proto-Korean: *n@:m- Meaning: to exceed, to overflow Russian meaning: превосходить, переходить, переливаться через край Modern Korean: n@:m- Middle Korean: n@:m- Comments: Nam 105, KED 335. Есть и другой индоевропейский корень, ВОЗМОЖНО СВЯЗАННЫЙ с первым (через слово ВЫГОН, ПАСТБИЩЕ - от значения "распределять, выгонять на пастбище" -отсюда связь со словом НОМАД - кочевник, пастух), и означающий ИЗГИБ. В связи со значением ЧЕСТЬ интересно то, что этот корень входит в слова со значением ПОКЛОН, ПОЧИТАНИЕ, ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ личность, СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК: Pokorny's dictionary : Root: nem-2 English meaning: to bend German meaning: `biegen' Derivatives: nm&-to/- `gebogen'; nemos- n. `Hain' Material: Ai. na/mas- n. = av. n@mah- n. `Verbeugung = Verehrung, Huldigung', ai. na/mati `beugt sich, neigt sich, beugt, biegt' (Kaus. na:mayati), av. n@maiti `beugt sich (weg)' (na:maiti, Kaus. na:mayeiti), mit apa-, fra:- `entfliehen'; Partiz. ai. nata/- `gebogen'; gr. νέμος n. `Weideplatz' = lat. nemus, -oris `Hain', usw.; gall. νεμητον `heiliger Hain', ON Nemeto-briga:, VN Nemetes, air. nemed `Heiligtum', dann `Privileg, privilegierte Person'; asa"chs. nimidas `sacra silva:rum'; lit. FlN Nẽmunas `Niemen' (= `sumpfiger Strom'), nẽmuoge` `Heidelbeere'; gall. nanto `valle', trinanto `drei Ta"ler', VN Nantuates, cymr. nant `Tal, Bach' (*nm.-tu-, vgl. Partiz. ai. nata/- aus nm&to/-); savoy. nã `Bach'; vielleicht hierher air. nem `Himmel'; anders oben S. 315. References: WP. II 331 f., WH. II 158 f., E. Fra"nkel REIE. 1, 405 ff. Pages: 764 -------------------------------------------------------------------------------- Indo-European etymology : Proto-IE: *nem- Meaning: to graze Old Greek: ne/mo: `weiden', noma":/ `Weidep(latz); das Umsichfressen', noma/s, -a/dos `auf der Weide umherschweifend'; `Hirtenvo"lker, Nomaden', nome/u_-s `Hirt', nomo/-s `Weide, Weideplatz, Wohnsitz', ne/mos n. 'Hain, Wald' Baltic: *nam-a- c. Germanic: *nim-id= Latin: nemus, -oris n. `Hain; Wald (nemora si:gnificant silva:s amoenas Paul. Fest. 163); Baumgruppe, Baume; Holz'' Celtic: *neme:t- > Gaul neme:ton `sacellum'; OIr nemed `sacellum' References: WP II 330 f (with some confusion in Pok.) -------------------------------------------------------------------------------- Baltic etymology : Proto-Baltic: *nam-a- c. Meaning: home, house Lithuanian: nãmas, pl. namaĩ (also in sing. meaning) `(Wohn)haus, Heim', z^em. pl. t. numaĩ (Ablaut?); adv. namo:̃n, namo:/p(i) `nach Hause', loc. namiẽ, nami/ep(i) `zu Hause' Lettish: nams `aus geraden Stangen zusammengestellte kegelfo"rmige Sommerku"che; mittlerer Teil des Wohnhauses, der Ku"che; Vorbau in der Badestube; Hu"tte, Haus' -------------------------------------------------------------------------------- Germanic etymology : Proto-Germanic: *nimid= Meaning: pasture Old Franconian: nimid `Weide' Старостин выделяет ОТДЕЛЬНО корень со значаением СГИБАТЬ, СКЛОНЯТЬ, в отличие от Покорны Indo-European etymology :Proto-IE: *nem- Meaning: to bend, to bow Old Indian: na/mati 'to bend, bow', ptc. nata/-; na/mas- n. 'bow, obeisance' Avestan: n@mah- n., n@maiti id. Tokharian: A, B na"m- (PT *na"m-) 'bend, incline' References: Adams 336 (different in Pok.) Отсюда вопрос: Что делать бедным АЛТАЙЦАМ . Особенно слову АМЫС - "честь" в базе Старостина. Варианты. 1. Случайное совпадение звучания и смысла. Персидское слово НАМЫС в значении ЧЕСТЬ было заимствовано ТЮРКАМИ у ПЕРСОВ, и встретившись у них с АЛТАЙСКИМ словом АМЫС похожего звучания, слилось с ним. 2. Близость. Бореальная, ностратическая или какая-нибудь еще. 3. Случайное совпадение звучания и смысла. Слово АМЫС в значении ЧЕСТЬ было заимствовано ПЕРСАМИ у ТЮРОК, и встретившись у них с ГРЕЧЕСКИМ словом НОМОС похожего звучания, слилось с ним. PS. Отредактировал: добавил к статьям из Покорны ностратических родственников из базы Старостина. Изменено 16 июня, 2005 пользователем Ар_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 17 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 17 ноября, 2004 Встретил у Старостина упоминание про греческое слово НОМОС в связи с МОНГОЛЬСКИМ словом НОМ (вариант ЛОМ) = "религиозные обычаи, законы, религиозные книги". Старостин считает, что это монгольское слово является заимствованием с начальным источником в греческом НОМОС, НО , ВОЗМОЖНО, было первоначальное МОНГОЛЬСКОЕ слово с похожим значением и звучанием, которое слилось с заимствованным из греческого НОМОС. Возможно, что оно близко к следующему алтайскому слову (у тунгусов - "обычай", у японцев - "важное место, вешь, дело", у тюрок - "работа, необходимость", по-кахахски -ЖУМЫС). Ну вот, если объединить результаты, то может получиться , что НАМЫС и ЖУМЫС могут привести к одному слову-предку. Алтайская этимология :Запись номер: 1513 Праформа: *numu ( ? l-, -i) Значение: task, important affair Тюркская праформа: *jumul/ Тунгусская праформа: *nume Японская праформа: *numa Комментарии: It is interesting to note WMong. nom (with a variant lom) '(religious) law, religious book'. It is, of course, a borrowing < OT nom < Sogd. nwm < Gr. nomos, but the variant lom could indicate that there had been an original *lom that merged with the borrowed nom. In that case a reconstruction of *l- for PA would be justified. -------------------------------------------------------------------------------- Тюркская этимология : Запись номер: 1603 Праформа: *jumul/ Значение: work, service, necessity Древнетюркский: jumus^ (OUygh.) 1 Караханидский: jumus^ (MK) 1 Турецкий: jumus^ Туркменский: jumus^ Татарский: jomys^ Киргизский: z^|umus^ Казахский: z^umys Балкарский: zumus^ Каракалпакский: z^umys Узбекский: jumus^ 1 Башкирский: jomys^ Хакасский: nymys Алтайский: jumus^, n/umus^ Чувашский: s/ъw|mъw|l Комментарии: VEWT 211, ЭСТЯ 4, 251, EDT 938 (with a highly dubious derivation from *jum- 'round'). -------------------------------------------------------------------------------- Тунгусо-маньчжурская этимология : Запись номер: 1864 Праформа: *nume Значение: habit Эвенский: nume Комментарии: ТМС 1, 610. Attested only in Evn., but having interesting external parallels. -------------------------------------------------------------------------------- Японская этимология : Запись номер: 1344 Праформа: *numa Значение: important place, thing, affair Древнеяпонский: numa, num(j)i Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 24 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2004 izzet никак не может быть фарсизмом, совершенно очевидно, что это арабизм. Это ясно из наличия личных имён 'Izzät al-Din, 'Izzät Allah. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 26 декабря, 2004 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2004 Подскажите, пожалйста, кто может. В Бурятии очень остро (в смысле актуално и интересует многих) стоит вопрос об этимологии и значении слова наваа / намаа (совр. диалект бурят хори-туматов), в класс.-монг. (бур. х.-т. летописи) - пишется naba. В сочетании Наян наба означает мифическую страну героических предков (не хочу обидеть соотечественников термином "миф", просто наука называет это так), куда смогут укрыться праведные буряты во время т.н. "последней войны". В легендах - это предстает иногда как реальная географическая область, где жили предки хори-туматов лет 500 (диапазон - примерно от 1000 до 500 лет назад). Существует песня, малопонятная современным бурятам, в которой слова трудно понимаемы, оттого еще более загадочны: Наян нава наялай Наян нава миний хоо Байдан байдан байдала Байтал ёго миний хоо Заян зая заялай Заян яага миний хоо Это может сильно варьироваться в разных сочетаниях. Обычно слово яага и ёго заменяют друг друга, т.е. в варианте яага ёго нет и наоборот. Сейчас в Бурятии развивается версия, что наба происходит от киданьского термина набо "военный лагерь". Нет ли какой-то связи между наба (наваа / намаа), набо с одной стороны и намыс - с другой? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 16 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2005 Стоит наверное все-таки сказать, что упомянутое выше индоеропейское слово namus, no/mos в своем персидском варианте явлется ничем иным как знакомым всем словом НАМАЗ - "молитва". Word: нама/зNear etymology: "магометанская молитва при заходе солнца", кавк. (Л. Толстой), др.-русск. маназъ, Афан. Никит. 17, намазъ, там же, 18. Через тур., крым.-тат., балкар., уйг., казах. nаmаz -- то же (Радлов 3, 663; Пре'ле, KSz 15, 244) или прямо из нов.-перс. nama:z "молитва", авест. n@mah-, др.-инд. na/mas- "поклонение"; см. Хорн, Npers. Еt. 233; Бартоломэ 1070; Крелиц 42; Локоч 125. Pages: 3,41 Значение ЧЕСТЬ также упоминается в списке значений. Indo-Aryan inherited lexicon [Lubotsky] :Sanskrit: na/mas- First attestation: RV+ Part of speech: [n] Meaning: `worship, honour, respectful greeting' Link to RV concordance: na/mas- Proto-Indo-Iranian: namas- Other forms in Indo-Aryan: namasya/ % `to worship' (RV+); na/masvant- [adj] `respectful' (RV) Page in EWAia: 2.16 See also: namra/- Avestan: n@mah- [n] `worship, homage, expression of respect'; OAv. n@max/iia:mahi: [1pl.pr.act.] `to pay homage' (< PIIr. *namas-i_a/ %); n@maxvaiti:- [f] `having worship'; LAv. n@mah- [n] `loan' Sogdian: (Man.) nm'c `worship' Middle Persian: nama:z `worship, prayer' Parthian: nm'c `worship' New Persian: nama:z `worship, prayer' IE form: ne/m-os- IE meaning: distribution Page in Pokorny: 764 Idioms: `homage to you (greeting)': Skt. na/mas te (RV+) // LAv. n@mas@.to:i, n@mas@.te: ; `to bring homage': Skt. na/mas- bhar- (RV+) // LAv. n@mo: bar-; `sacrifice with homage': na/masa: miye/dhah. (RV) // OAv. miiazd@m ... n@man|ha: Cognates in other languages: Gr. νέμος [n] `holy forest'; Lat. nemus [n] `holy forest'; Gr. νέμω [verb] `to distribute' Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 17 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2005 Да крайне важное слова НАМ. Его выводят то от монгольского нам - спокойный, то от наму, ламу-море (эвенк), есть например тунгусов рода ламунха, намяты. Но мне предпочтительнее обьяснение от нам - разбойничья шайка, боевое братство. Намский улус - имеют божества Монгол-тойон и Татаар-тайма (Миллер). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ashraf Опубликовано 3 августа, 2006 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2006 Уважаемый АР, Обычаи, законы это всё правильно и анализ очень интересный по поводу слова НАМУС. НО... Но персидское слово СОЛЬ как символ должно быть старше слова НАМУС, если оба слова из одного оригинального персидского УЗУСА. По-таджикски СОЛЬ НАМАК, по-персидски НЯМЯК. Соль исторически и семантически связано с дружбой, а дружба связана на клятвах, правилах и обычаях. Закон Соли исторически общечеловеческий. Мы видим тот же фрагмент НАМ, что и в НАМУС. По-азербайджански НЯМ-влажный. Привожу азербайджанскую лексему просто исходя из похожести. Откуда же персидская СОЛЬ? Маг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться