Jump to content
kyrgyzdaar

Узбекистанские кыргызы

Recommended Posts

Сегодня численность кыргызов в Узбекистане составляет около 240 тыс. человек - КНКЦ

09:40 14.06.2009

Посольство Узбекистана в Кыргызской Республике распространило пресс-релиз о деятельности Кыргызского национального культурного центра (КНКЦ) Узбекистана.

Кыргызы издревле проживают на территории Узбекистана. В прошлом кочевники-скотоводы, они ныне трудятся в самых различных отраслях народного хозяйства и вполне закономерно гордятся своим вкладом в развитие экономики, науки и культуры страны. Сегодня их численность в Узбекистане составляет около 240 тысяч человек, говорится в пресс-релизе. В республике из числа кыргызов широко известны имена таких ученых, как Карим Алматов - доктор биологических наук, Турабек Ташмурадов - доктор экономических наук, Суюн Караев - доктор географических наук, Манзура Халматова - доктор философских наук и другие.

Кыргызские национальные культурные центры, как общественные объединения граждан, созданные с целью сохранения и развития своей самобытной культуры, образовались с 1992 года в местах компактного проживания кыргызов благодаря обретению страной независимости.

Первым из них был областной Кыргызский культурный центр в Джизаке, начавший свою деятельность в 1992г. Позже появились центры в других областях, а в мае 1995г. был создан Кыргызский национальный культурный центр Узбекистана. В настоящее время он объединяет деятельность пяти официально зарегистрированных областных кыргызских центров - Джизакской, Сырдарьинской, Андижанской, Наманганской и Ферганской областей.

Основной целью кыргызских центров является сохранение и развитие богатой национальной культуры и искусства своего народа, содействие углубленному изучению родного языка, литературы, истории, а также народных традиций и обычаев на узбекской земле. Центры ставят перед собой важные задачи укрепления дружбы между народами, пропагандируют лучшие духовные и нравственные ценности среди молодежи, предоставляют возможность изучения кыргызского устного народного творчества, а прежде всего его жемчужину - эпос "Манас", являющийся по сути дела достоянием мировой культуры, кладезем информации обо всех сторонах жизни кыргызского народа за много веков - начиная с первого упоминания термина "кыргыз", уходящего корнями в глубокую древность. Также проводятся традиционные состязания акынов - "Айтыш", популяризируя наследие поэтов-песенников, в том числе Токтогула Сатылганова, творчество современных писателей, проводятся презентации книг земляков.

Проявляется забота о развитии кыргызского искусства, особенно орнаментального, которым всегда славились кыргызские войлочные и ворсовые ковры, резьба по дереву, тиснение кожи, чеканка по металлу. Центр организует выставки старинных изделий, предметов быта, где можно встретиться с самими народными мастерами, отмечается в сообщении.

Особенно интересно в Центре проводятся национальные праздники, во многом схожие с узбекскими. Среди них – Навруз, Орозо-айт, Курбан-айт. Благодаря Центру и его подразделениям как бы заново рождаются старинные народные обычаи - "бешик-той" (праздник укладывания ребенка в люльку), "тушо-кесу" (праздник, когда ребенок впервые встает на ножки) и пр. В духе народных традиций отмечаются свадьбы, устраиваются конно-спортивные состязания с национальными играми. На праздниках с участием представителей других национальностей, обязательно присутствует национальная одежда и кухня.

По инициативе и с помощью кыргызских культурных центров создаются и развиваются коллективы художественной самодеятельности. Почти в каждом областном центре имеются свои фольклорные ансамбли, на концертах и встречах исполняются старинные и современные кыргызские песни и танцы.

Не забывает КНКЦ и о связях с исторической родиной. Традиционно здесь отмечаются Дни независимости Кыргызстана, проводимые как праздник узбекско-кыргызской дружбы, организуются встречи с известными деятелями культуры, концерты мастеров искусств из Кыргызстана. При содействии Посольства Кыргызской Республики в Узбекистане представители центра участвовали во Всемирном курултае кыргызов в Бишкеке, в международном праздновании 1000-летия эпоса "Манас" в г.Талас.

Как отмечает Посольство, успехи в своей деятельности центр связывает, прежде всего, с национальной политикой Республики Узбекистан, направленной на создание равных условий и возможностей для развития всех проживающих в ней народов. Благодаря этой политике в республике функционирует 69 школ с кыргызским языком обучения, при издательстве "Узбекистан" создана кыргызская редакция, которая ныне работает по изданию учебников для кыргызских школ; на канале "Дустлик" Узбекского телевидения регулярно выходит в эфир популярная передача "Айчурек" на кыргызском языке, на радио - передача "Эламан".

Активисты Кыргызского центра вместе с культурными центрами других народов, проживающих в Узбекистане, ощущая себя равноправными гражданами страны, активно участвуют в ее общественно-политической жизни. Кыргызы единой семьей отмечают государственные праздники общей Родины, являются желанными гостями на национальных праздниках других народов, приглашают их на свои праздники, говорится в сообщении.

Свидетельством достойной оценки деятельности Кыргызского национального культурного центра Узбекистана по укреплению межнационального согласия в стране, вклад его активистов в развитие экономики и культуры является награждение председателя Андижанского областного кыргызского центра - директора школы А.Алиева (1994г.), председателя Андижанского областного кыргызского национального культурного центра К.Маматова (1999г.), активиста Ташкентского областного кыргызского центра, журналиста М.Базаралиева (2000г.), председателя Сырдарьинского областного кыргызского национального культурного центра, заведующего кафедрой института повышения квалификации учителей области Джанибекова Абдусалома орденом "Дустлик" (2007г.).

Источник - CA-NEWS

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1244958000

Link to comment
Share on other sites

Народы Узбекистана: Киргизы (Кыргызы)

Самоназвание: кыргыз, средневековое восточное хырхыз, старое русское каракиргизы, закаменные киргизы, это название сохранялось до 1925 г. Соседей кыргызов - казахов, ошибочно называли казак-киргизами (киргиз-кайсаки), вследствие чего очень часто казахов и кыргызов неправильно рассматривали как единый народ.

Основное место расселения Кыргызстан, но значительная группа проживает районах Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Язык: кыргызский, кипчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Верующие: мусульмане-сунниты.

Кыргызы в Узбекистане:

1926 г. 90 700

1939 г. 89 000

1959 г. 92 700

1979 г. 142 200

1989 г. 174 900

2000 г. 231 864

Время первого проникновения кыргызов на территорию современного Узбекистана не выяснено, т. к. оно осложняется проблемой происхождении кыргызского народа. Некоторые ученые размещают их родину в глубинных районах Центральной Азии: Монголии, Минусинской котловине, с расселением от Енисея до Байкала и Южного Туркестана. Другие связывают становление народа и культуры с взаимодействием двух этнических элементов центральноазиатского и местного среднеазиатского. Согласно второй точке зрения, проникновение кыргызов в степные северные и восточные районы Узбекистана, как части сакских племен, следует относить к VI-IV вв. до н. э., а в последующем и орхоно-усуньских племен, частично проникших в Ферганскую долину ко II в. до н. э.

Кыргызы издревле были связаны с населением городов среднеазиатского Междуречья тесными торговыми связями - получали от них ткани и одежду, продукты сельского хозяйства и оружие, продавая, в свою очередь, скот, шерсть, шкуры, молочные продукты, войлок, кожу, пушнину.

Активно кыргызы начали проникать в степные районы Междуречья в VI в. в составе Западно-Тюркского, а позже Уйгурского и Тюркского каганатов.

В XV-XVI вв. они входят в орбиту Моголистана и государства Шейбанидов. В составе последнего кочуют в степях и предгорьях Ферганской долины, окрестностях Бухары и Джизака, Заамина и Бахмала.

В середине XVII в., в связи с вторжением в пределы Кыргызстана огромной массы ойратов (джунгар) - кочевников западной ветви монгольских народностей, кыргызские племена с исконно своей территории также стали активно продвигаться в Фергану, Восточный Туркестан, на Памир, Алай, горные долины.

Обратно из Ферганской долины на Тянь-Шань часть кыргызов вернулась после прекращения существования ойратского государства в 1758 г., когда на территории Джунгарии уже почти не осталось калмыцкого населения.

Правители возникшего в Ферганской долине в XVIII в. Кокандского ханства избрали кыргызские земли одним из главных объектов своего завоевания. В 1762 г. кокандский правитель Ирдана-бий напал на Узген, впоследствии захватил Ош. Его преемник на престоле Нарбута-бий продолжил завоевательную политику, подчинив всю предгорную южноферганскую территорию, занятую кыргызами, а также Алай.

Здесь были возведены крепости, которые служили местом дислокации кокандских гарнизонов и сборщиков налогов, а также пограничными форпостами с соседним Синь-Цзяном. Около многих крепостей возникали узбекские поселения, население которых занималось земледелием, ремеслом, торговлей. Кыргызов же с плодородных земель Ферганской долины кокандцы вытеснили в горы Алая, Тянь-Шаня и Памира.

После подчинения южных кыргызов, кокандцы устремились в северные районы Кыргызстана, полностью завоевав их к 30-м гг. XIX в.

Феодально-родовая знать южнокыргызских племен принимала активное участие в политической жизни Кокандского ханства. Представителям знати кокандские ханы раздавали чины и должности, как в войсках, так и в гражданском управлении. Так, алайский родоправитель Алымбек много лет был хокимом Андижанского вилоята, а одно время даже первым визирем ханства.

Данные свидетельствуют о том, что расселение кыргызов в XVIII-XIX вв. на территории современного Узбекистана несколько отличалось от нынешнего. В третьей четверти XIX в. небольшие группы кыргызов еще жили в долине Зарафшана: в Самаркандском отделе их насчитывалось - 665 чел., в Каттакурганском отделе - 372 двора, в Ургутской волости - 17 дворов.

В середине XIX в. началось военное наступление царской России на Среднюю Азию. В мае 1865 г., когда русскими войсками были взяты Ташкент и Ходжент, Кокандское ханство потеряло суверенитет и встало под протекторат России. В результате Кокандского восстания 1874-1876 гг., в котором, помимо других народов, активное участие приняли кыргызы под предводительством Пулат-хана, южные кыргызы были завоеваны русскими войсками и вошли в состав Российской империи. 19 февраля 1876 г. Кокандское ханство было упразднено и вместо него образована Ферганская область Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом, южная часть Кыргызстана в 1876 г. вошла в состав Ферганской области.

Вхождение Кыргызстана в состав Российской империи, стоявшей на более высокой ступени общественного и экономического развития, несмотря на жесткую колониальную политику царизма, имело прогрессивное значение для дальнейшего развития кыргызского народа. Завершился процесс воссоединения кыргызского народа, поскольку новая власть положила конец межплеменным и межродовым распрям.

Традиционный образ жизни кыргызов - кочевое скотоводство с преимущественным разведением мелкого рогатого скота, длительными перекочевками. Ремесло связывается в основном с переработкой продуктов скотоводства обработка шкур, кож и шерсти, изготовление войлочной продукции простых кошм для покрытия юрт и интерьеров, шерстяной ткани и сукна, одежды и кож, шерсти и козьего пуха. Очень распространено у кыргызов Ферганы было и ковроделие.

Традиционное жилье кыргызов - юрта, приспособленная для быстрой вьючной укладки при постоянном кочевании. Выделяются два типа юрт: рядовая "карауй" и парадная престижная, для более богатых членов рода "ок уй". Конфессионально-культовые обряды кыргызов от рождения до похорон, несмотря на принадлежность к суннитской ветви ислама, содержат элементы древнетюркских и монгольских шаманских верований, а также христианства несторианского толка, широко воспринимавшихся кыргызскими племенами Восточного Мавераннахра с VI до начала XIII в.

В XIX в. часть кыргызских племен влилась в состав населения Кокандского ханства и Бухарского эмирата, что способствовало более тесным экономическим связям с оседлым населением, расширению торговли скотом, продуктами животноводства и проникновению товарно-денежных отношений в их хозяйство. Отголоском этих связей, в частности, является сохранившийся доныне в Ташкенте Алайский базар, являвшийся местом сосредоточения мясо-молочной продукции.

К концу XIX в. выросла численность оседлых кыргызов. В долинах Восточного Приферганья имелось немало кыргызских кыштаков.

Они занялись орошаемым земледелием (сеяли просо, пшеницу, выращивали хлопок) и отгонным скотоводством (держали, в основном, овец и рабочий скот).

В бухарской части Зарафшана было 20 селений и шесть арыков, носивших название кыргыз. Прямыми потомками живших здесь кыргызов следует считать жителей Бухарского, Гиждуванского, Керминского и Шахрисабзского уездов, которые отнесли себя в 1924 г. к узбекскому племени кыргыз. Их насчитывалось 5600 дворов.

К 1917 г. в Приферганье образовались как мононациональные по составу узбекские и кыргызские селения, так и смешанные узбекско-таджикско-кыргызские. В 1926 г. в ходе административно-территориального деления уточнялись границы между соседними республиками. Так, Айымская волость Джалалабадского кантона, за исключением нескольких сельсоветов, отошла к Узбекистану, как населенная в основном узбеками, а из Узбекистана были переданы Кыргызстану Исфанинская, Чапкулукская и Бакса-Исфанинская волости, населенные в основном кыргызами.

Как показывают статистические данные, численность кыргызов, проживающих в Республике Узбекистан, продолжает расти, хотя удельный вес их в общем национальном составе населения не меняется.

Большое внимание уделяется в республике развитию образования и культуры кыргызского народа. Еще в 1922 г. в Узбекистане были созданы интернаты специально для обучения кыргызских детей. Позже, в связи с оседанием кыргызов, в 1934 г. в Фергане, Маргелане, в Пайарыкском районе Самаркандской области, Галляаральском районе Джизакской области открываются кыргызские школы, в педагогическом институте готовятся кадры преподавателей. Развиваются кыргызское прикладное, изобразительное искусство, кыргызский эпос.

Величайшее произведение народного творчества кыргызов - эпос "Манас", который представляет собой большую по объему эпическую трилогию, созданную в результате коллективного творчества многих поколений талантливых сказителей "манасчи". Он состоит из несколько сот тысяч стихотворных строк и превосходит по объему все известные эпические произведения мира. Манас является важным источником изучения этнической истории и этнокультурных связей кыргызов. Судя по содержанию, кыргызы имели этнические и культурные связи с народами Сибири, в том числе тунгусо-маньчжурскими, Средней Азии и Казахстана, Южного Урала, Северного Кавказа, Крыма и других сопредельных территорий.

В Узбекистане чтят память героя Советского Союза - Османа Якубова (1910-1944). В Андижанской области в кишлаке Найман ему установлен памятник и его именем названа сельская школа № 7.

В послевоенные годы в республике выросла большая группа кыргызских ученых: доктор исторических наук Э. Ходжиев, доктора философских наук К. Н. Ирисбаев и М. Холматова, доктор географических наук С. Караев, кандидат биологических наук К. Т. Алпатов.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

В Ташкенте по адресу: Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Бабура, 4 действует Кыргызский национальный культурный центр Узбекистана.

Link to comment
Share on other sites

Геюсавар был землей кыргызов

В 1941 году кыргызов переселили в самую большую пустыню Узбекистана Мурза, оставшихся кыргызов в 1951 году переселили в пустыню района Бёкё, что в Ташкентской области. В 1969 году, когда выпал глубокий снег, узбекская власть, объявив зону опасной для проживания, переселила остатки местных кыргызов в местность Жайылма Паркентского района. Позже узбеки превратили Геюсавар в свои отгонные пастбища. Сейчас те раскиданные кыргызы живут в Чимгане, Теке-Жангаке Бостандыкского района Ташкентской области, В Мичурине, Ильиче района Боко, в Кызыл-Айыле Паркентского района.

Из кыргызов Геюсавара вышли первая женщина - доктор философских наук Рахат Ачылова, бывший директор гремевшего на весь Союз Хайдарканского ртутного комбината Мамат Айбалаев, Народный скульптор, лауреат Ленинской премии Тургунбай Садыков, общественный деятель Нур уулу Досбол, Народная артистка Саламат Садыкова, композитор Апас Жайнаков. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что на эту землю пала милость Кыдыр ата. Помню, в 1989 году, Чингиз Айтматов направил делегацию во главе с тогдашним министром печати Барпы Рысбаевым для ознакомления с условиями жизни кыргызов в Узбекистане. Они прибыли в колхоз имени Мичурина, где мы проживали, и встретились с народом. Я в то время был завучем в школе названного хозяйства.

В своем выступлении Барпы Рысбаев сказал, «в Кыргызстане проживает 600 тысяч узбеков. Мы всем им создали хорошие условия жизни, и узбекские «родственники» тоже обязаны создать такие же условия». Эти слова дали нам большую силу и энергию. Мы многого ожидали от этой встречи. К сожалению, после этой инициативы Ч.Айтматова положением кыргызов в Узбекистане никто больше не интересовался. И нынешняя кыргызская власть не желает ничего знать о тех наших единокровных родственниках. Если власть не идет к ним, то депутаты могли бы один раз побывать там, встретиться с соотечественниками.

Они могли бы сохранить в целости наши и сейчас урезанные земли, это было лучшим делом для будущего народа.

Жаны Агым

Link to comment
Share on other sites

Тут еще умалчивается такой факт, когда кыргызов насильственно переписывали в узбеков. Тем самым уменьшили численность кыргызов. Особенно жестко переписывали приграничные районы. Это политика узбеков того времени, конечно не без помощи русских революционеров того времени. Такая же участь произошла и с казахами.

Link to comment
Share on other sites

Guest kanishka

Ага, очередная порция грязи в адрес узбеков. И это на сайте, который позиционирует себя как исторический ресурс, без политической подоплеки. Я уже не удивляюсь массовой узбекофобии среди наших "добрых" соседей.

 

Кыргызы в целом изначально были малочисленным народом и после национального размежевания это особо не изменилось. Наоборот, за счет включения в состав кыргызов различных некыргызских кочевых групп их численность за какие-то 30-35 лет увеличилась в 4 раза.

 

Кыргыза и казахи отличить от узбека очень легко. Поэтому у кыргызов и казахов особо не распространено получать "узбекские" паспорта. Хотя, конечно, более культурные узбеки в некотором количестве ассимилировали их на протяжении последних 100 лет. Однако в самом Кыргызстане намного шире распространено было переписывание в кыргызов кого ни попало. Вы спросите у кыпчакских сепаратистов в Баткене, считают ли они себя кыргызами.

 

В Узбекистане порядка 250 000 кыргызов, и большинство из них живет в Наманганском, Ферганском и Андижанском областях. Небольшое количество живет в горах Зааминского и Бахмальского районов Джизакской области, а также в горах Ташкентской области. Все. Больше искать не советую, найти многомиллионные кыргызские массы в Узбекистане не удастся. Что касается приграничных территорий, то они в подавляющем большинстве населены узбеками с обоих сторон, что в Узбекистане, что в Кыргызстане. Сами кыргызы в приграничных с Андижаном районах Ошской области являются недавними переселенцами, спустившимися с гор в 60-х. Так что уже приевшаяся пластинка "о жестком переписывании", разумеется, без каких-либо доказательств, в данном случае не прокатит.

 

И вообще как-то странно постоянно слышать упреки и жалобы на узбеков от представителя страны, где два раза происходила, скажем так, агрессия по отношению к этническим узбекам. Вам бы со своими проблемами разобраться, нежели поливать грязью узбеков.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Это действительно не политический ресурс, поэтому сообщение Шерхана является оффтопом.

 

Однако не могу не пройти мимо кыргызофобии одного из представителей наших "добрых" соседей. Насчет кыпчакских сепаратистов громко сказано, Канишка Вы хоть с одним из них знакомы? Я вот сам почти оттуда, "почти" потому что с Баткена в Джалал-Абад откочевал мой прадед. Есть определенные культурные различия, однако тогда и барласов давайте запишем в узбекские сепаратисты? Или тюрков, даже может и карлуков? Кыргыз-кыпчаки появились в Баткене (Ляйляке) в 17 веке - об этом сохранились данные. Именно кыргыз-кыпчаки, не просто кыпчаки.

 

В самом Кыргызстане не встречал ни одного человека, которого насильно переписали в кыргызы или в кого попало. А вот с кыргызами, которым приходится записываться в паспортах узбеками - знаком лично, есть родственники в пограничных районах Уз. Узбеки в Кг никогда не записывались в кыргызы - не было смысла - экономического или иного. А вот в Уз наоборот, знаю лично одного хозяйственника с сельхозобразованием (высшим) которому прямо сказали, хочешь быть выше бригадира - запишись сам знаешь кем. Так что по "приевшейся пластинке" не надо тут говорить.

 

Сами кыргызы спустились с гор намного раньше чем в 60-е годы, специфика методов хозяйствования предполагала жизнь в горах и предгорьях, вплоть до Самарканда (там тоже представьте кочевали кыргызы). Анклавный характер кочевий, а также городских и сельских поселений строго разделял кыргызов и оседлых. Постепенно шло оседание как кыргызов, так и кочевых узбеков, при этом в городах в большинстве своем жили оседлые группы. Уверен, что и в 18 веке вокруг Оша или Андижана жили полуоседлые кочевники, в том числе и кыргызы. А намекать на факт "спускания с гор" не надо.

 

И теперь уже по поводу якобы постоянных "упреков" в адрес узбеков от кыргызов - может найдете таковой здесь на форуме? Если нет то и нечего писать об этом. А по агрессии - Вы сами отлично знаете, кто в обеих случаях начинал первым.

 

Тема кыргызско-узбекских отношений очень сложная, всегда очень просто разжечь огонь вражды. Узбеки и кыргызы - братья. Поэтому впредь советую эту тему здесь не поднимать, иначе сразу отправлю в бан. Не хватало и здесь разборок между этими народами.    

Link to comment
Share on other sites

красиво сказано: "Узбеки и кыргызы - братья."

 

нужно еще людям объяснить почему они братья и откуда они братья.

Link to comment
Share on other sites

Ага, очередная порция грязи в адрес узбеков. И это на сайте, который позиционирует себя как исторический ресурс, без политической подоплеки. Я уже не удивляюсь массовой узбекофобии среди наших "добрых" соседей.

 

Кыргызы в целом изначально были малочисленным народом и после национального размежевания это особо не изменилось. Наоборот, за счет включения в состав кыргызов различных некыргызских кочевых групп их численность за какие-то 30-35 лет увеличилась в 4 раза.

 

Кыргыза и казахи отличить от узбека очень легко. Поэтому у кыргызов и казахов особо не распространено получать "узбекские" паспорта. Хотя, конечно, более культурные узбеки в некотором количестве ассимилировали их на протяжении последних 100 лет. Однако в самом Кыргызстане намного шире распространено было переписывание в кыргызов кого ни попало. Вы спросите у кыпчакских сепаратистов в Баткене, считают ли они себя кыргызами.

 

В Узбекистане порядка 250 000 кыргызов, и большинство из них живет в Наманганском, Ферганском и Андижанском областях. Небольшое количество живет в горах Зааминского и Бахмальского районов Джизакской области, а также в горах Ташкентской области. Все. Больше искать не советую, найти многомиллионные кыргызские массы в Узбекистане не удастся. Что касается приграничных территорий, то они в подавляющем большинстве населены узбеками с обоих сторон, что в Узбекистане, что в Кыргызстане. Сами кыргызы в приграничных с Андижаном районах Ошской области являются недавними переселенцами, спустившимися с гор в 60-х. Так что уже приевшаяся пластинка "о жестком переписывании", разумеется, без каких-либо доказательств, в данном случае не прокатит.

 

И вообще как-то странно постоянно слышать упреки и жалобы на узбеков от представителя страны, где два раза происходила, скажем так, агрессия по отношению к этническим узбекам. Вам бы со своими проблемами разобраться, нежели поливать грязью узбеков.

 

Хотя, конечно, более культурные узбеки в некотором количестве ассимилировали их на протяжении последних 100 лет. - более культурные в чем? Чем же узбеки культурнее тех же казахов и кыргызов?

Прежде чем писать такую ахинею, нужно подумать и осмыслить, что каждая культура несет свою ценность.

Я тоже могу написать, что более культурные русские построили заводы и провели за ручки узбеков феодалов в большой современный мир.

А то, что в Узбекистане хорошо развита тема по переписке в узбеки всем давно известно.

Link to comment
Share on other sites

Guest kanishka

Это действительно не политический ресурс, поэтому сообщение Шерхана является оффтопом.

 

Однако не могу не пройти мимо кыргызофобии одного из представителей наших "добрых" соседей. Насчет кыпчакских сепаратистов громко сказано, Канишка Вы хоть с одним из них знакомы? Я вот сам почти оттуда, "почти" потому что с Баткена в Джалал-Абад откочевал мой прадед. Есть определенные культурные различия, однако тогда и барласов давайте запишем в узбекские сепаратисты? Или тюрков, даже может и карлуков? Кыргыз-кыпчаки появились в Баткене (Ляйляке) в 17 веке - об этом сохранились данные. Именно кыргыз-кыпчаки, не просто кыпчаки.

 

В самом Кыргызстане не встречал ни одного человека, которого насильно переписали в кыргызы или в кого попало. А вот с кыргызами, которым приходится записываться в паспортах узбеками - знаком лично, есть родственники в пограничных районах Уз. Узбеки в Кг никогда не записывались в кыргызы - не было смысла - экономического или иного. А вот в Уз наоборот, знаю лично одного хозяйственника с сельхозобразованием (высшим) которому прямо сказали, хочешь быть выше бригадира - запишись сам знаешь кем. Так что по "приевшейся пластинке" не надо тут говорить.

 

Сами кыргызы спустились с гор намного раньше чем в 60-е годы, специфика методов хозяйствования предполагала жизнь в горах и предгорьях, вплоть до Самарканда (там тоже представьте кочевали кыргызы). Анклавный характер кочевий, а также городских и сельских поселений строго разделял кыргызов и оседлых. Постепенно шло оседание как кыргызов, так и кочевых узбеков, при этом в городах в большинстве своем жили оседлые группы. Уверен, что и в 18 веке вокруг Оша или Андижана жили полуоседлые кочевники, в том числе и кыргызы. А намекать на факт "спускания с гор" не надо.

 

И теперь уже по поводу якобы постоянных "упреков" в адрес узбеков от кыргызов - может найдете таковой здесь на форуме? Если нет то и нечего писать об этом. А по агрессии - Вы сами отлично знаете, кто в обеих случаях начинал первым.

 

Тема кыргызско-узбекских отношений очень сложная, всегда очень просто разжечь огонь вражды. Узбеки и кыргызы - братья. Поэтому впредь советую эту тему здесь не поднимать, иначе сразу отправлю в бан. Не хватало и здесь разборок между этими народами.    

 

Интересно, вы замечаете кыргызофобию, но не замечаете ранее начатую узбекофобию. Ведь не я начинал, а тот, которому  направил ответ, первым начал узбекофобию. Почему у вас такие двойные стандарты? Отнюдь здесь можно писать только кыргызам? Можно сколь угодно обливать узбеков, но о кыргызах писать нельзя? По-вашему, мои слова зажигают огонь вражды, но слова моего оппонента не разжигают?

 

На самом деле вы допускаете двойные стандарты, но раз уж это кыргызский ресурс, и узбекам полагается молчать, не то грозитесь баном, то пожалуйста, продолжайте обливать грязью узбеков.

 

Что касается кыпчаков-сепаратистов, узбеков и таджиков, поменявших на паспортах национальность на кыргыза, кому-кому, а мне об этом говорить не надо. Я сам по матери из Юга Кыргызстана и прекрасно знаю, что творится там. В этом отношении в Кыргызстане намного хуже, чем в Узбекистане. По крайней мере, узбеки в Кыргызстане фактически являются угнетаемым меньшинством, два раза ставшими объектом агрессии, в то время как в Узбекистане, откровенно говоря, нет никому дела до кыргызов, не говоря уже об их национальности в паспортах.

 

Что касается того, что "кто начал", то ваша позиция ясна, и опять же бесполезно спорить с вами. Напомню только, что истребляли почему-то только тех, кто, по-вашему, "первым начинал". Если уж меня будете считать необъективным, то хотя бы почитайте отчеты международной комиссии, там все написано. Так что прежде чем жаловаться на несуществующую дискриминацию кыргызов в УЗбекистане, посмотрите, что творится у вас самих.

Link to comment
Share on other sites

Guest kanishka

Ага, очередная порция грязи в адрес узбеков. И это на сайте, который позиционирует себя как исторический ресурс, без политической подоплеки. Я уже не удивляюсь массовой узбекофобии среди наших "добрых" соседей.

 

Кыргызы в целом изначально были малочисленным народом и после национального размежевания это особо не изменилось. Наоборот, за счет включения в состав кыргызов различных некыргызских кочевых групп их численность за какие-то 30-35 лет увеличилась в 4 раза.

 

Кыргыза и казахи отличить от узбека очень легко. Поэтому у кыргызов и казахов особо не распространено получать "узбекские" паспорта. Хотя, конечно, более культурные узбеки в некотором количестве ассимилировали их на протяжении последних 100 лет. Однако в самом Кыргызстане намного шире распространено было переписывание в кыргызов кого ни попало. Вы спросите у кыпчакских сепаратистов в Баткене, считают ли они себя кыргызами.

 

В Узбекистане порядка 250 000 кыргызов, и большинство из них живет в Наманганском, Ферганском и Андижанском областях. Небольшое количество живет в горах Зааминского и Бахмальского районов Джизакской области, а также в горах Ташкентской области. Все. Больше искать не советую, найти многомиллионные кыргызские массы в Узбекистане не удастся. Что касается приграничных территорий, то они в подавляющем большинстве населены узбеками с обоих сторон, что в Узбекистане, что в Кыргызстане. Сами кыргызы в приграничных с Андижаном районах Ошской области являются недавними переселенцами, спустившимися с гор в 60-х. Так что уже приевшаяся пластинка "о жестком переписывании", разумеется, без каких-либо доказательств, в данном случае не прокатит.

 

И вообще как-то странно постоянно слышать упреки и жалобы на узбеков от представителя страны, где два раза происходила, скажем так, агрессия по отношению к этническим узбекам. Вам бы со своими проблемами разобраться, нежели поливать грязью узбеков.

 

Хотя, конечно, более культурные узбеки в некотором количестве ассимилировали их на протяжении последних 100 лет. - более культурные в чем? Чем же узбеки культурнее тех же казахов и кыргызов?

Прежде чем писать такую ахинею, нужно подумать и осмыслить, что каждая культура несет свою ценность.

Я тоже могу написать, что более культурные русские построили заводы и провели за ручки узбеков феодалов в большой современный мир.

А то, что в Узбекистане хорошо развита тема по переписке в узбеки всем давно известно.

 

 

Как всегда, пишете непонятную чушь. Узбеки действительно были выше культурой, поэтому и ассимилировали кочевников. Сейчас, конечно, все уравнялось, и может узбеки немного отстали, но я говорил о древности.

 

Ну все остальное даже не стоит комментирования. Бездоказательные выкрики.

Link to comment
Share on other sites

Вообще не понятная позиция. когда три нации говорят, что было насильственное переписывание в Узбекистане представителей других нации, и этот исторический факт просто отрицается. Это не может вызывать уважения. значит есть чего стыдиться и бояться. 
Что касается культуры, территория Узбекистана в древности была местом пересечения всех торговых путей,различные формы рыночных отношения были развиты. съежилась со всех концов мира, в том числе и кочевники продавая свой скот пользовались центральными рынками(часто город строился вокруг рынка). и соответственно уровень меценатства, образования, грамотности(умение писать и читать) было выше.
Вообще глупо спорить где сколько кыргызов или узбеков. Туркистан на то и был Туркистаном что хоть кыргыз хоть узбек хоть таджик расселялись где хотят от от кашгара до чарджоу, от алматы до кабула. теперь пытаться национализировать эти территрии, и переписовать историю через могучую национальную призму дело сволочей и не благодарное. бойтесь когда будущее будет плевать на ваши гробы!  
каждому участнику форума больше 30 лет, так видите себя по достоинству и имейте хоть немножко уважение к себе. 
Здесь все собрались для того чтобы делиться между собой знаниями. а говорить твои знания ложные, не правильные, и навязывать свою точку зрения и трактовку не к чему хорошему не приведет. Знанием делятся, а если не согласны то есть возможность задавать вопросы, а не оскорблять и критиковать. и кидать взаимные обвинения. человек который сам не знает ничего переходит на оскорбления.

Link to comment
Share on other sites

Guest kanishka

и кого узбеки окультурили,что-то не вижу и не видел узбекскую культуру в Каз.

 

Обычная точка зрения всех новоявленных "великих" народов СА - для них нации узбек не существует. Наверно и мавзолей Яссави скоро объявят, что был построен каким-нибудь казахским ханом. А узбеков Южного Казахстана изгонят из своих городов, дабы не было в Казахстане узбекской культуры.

Link to comment
Share on other sites

Guest kanishka

Вообще не понятная позиция. когда три нации говорят, что было насильственное переписывание в Узбекистане представителей других нации, и этот исторический факт просто отрицается. Это не может вызывать уважения. значит есть чего стыдиться и бояться. 

 

 

Подмена тезиса. Это не факт. Голословные заявления представителей хоть трех, хоть четыреста наций ничего не значат, когда это не подтверждается ссылками на первоисточники. Еще надо выяснять, какие они представители и откуда берут такие заявления. Есть два предположения: либо оно было, либо не было. Согласно бритве Оккама, в данном случае наиболее верным является второе предположение: не было. Чтобы доказать, что что-то было, надо привести доказательства. Само по себе постоянная информационная обработка, непрестанное повторение одной и той же лжи не может служить доказательством.

 

Вообще-то в специальной литературе, да и в интернете полно информации о том, как узбеки оказались в дискриминированном состоянии, что как раз им переписывают паспортные данные в соседних республиках, но узбеки не озабочены этой проблемой, они за дружбу народов, поэтому и не напоминают "добрым" соседям об этом на каждом шагу. В отличие тех же "добрых" соседей. При желании и им можно напомнить их огрехи. Ловите ссылки:

 

Туркменистан:

 

http://harakat.net/news/?id=3216

 

http://www.fergananews.com/articles/6464

 

http://174.133.201.93/articles/261

 

Казахстан:

 

http://m.harakat.net/actual/?id_topic=9&id=122

 

Таджикистан:

 

http://maxala.org/sosedstvo/print:page,1,5036-tadzhikistan-v-dvuh-shagah-ot-fashistkoy-diktatury.html

 

Кыргызстан

 

http://novoteka.ru/sevent/6676480

 

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1270546140

 

Тут есть и про пресловутое "переписывание паспортов", которые почему-то пытаются приплести исключительно к узбекам.

 

Но мы молчим об этом. Мы лишь отвечаем, когда некоторые пытаются вменить нам свои грехи.

Link to comment
Share on other sites

Что касается культуры, территория Узбекистана в древности была местом пересечения всех торговых путей,различные формы рыночных отношения были развиты. съежилась со всех концов мира, в том числе и кочевники продавая свой скот пользовались центральными рынками(часто город строился вокруг рынка). и соответственно уровень меценатства, образования, грамотности(умение писать и читать) было выше...Туркистан на то и был Туркистаном что хоть кыргыз хоть узбек хоть таджик расселялись где хотят от от кашгара до чарджоу, от алматы до кабула. теперь пытаться национализировать эти территрии, и переписовать историю через могучую национальную призму дело сволочей и не благодарное.

Так как, вся эта людская масса на месте пересечения торговых путей растворилась в основном в среде одного народа, то можно делать такие заявления в том числе и сквозь призму национальности.

Link to comment
Share on other sites

Людям южнее Талды-Кургана, Балхаша, Жезказгана, Актау, по мнению отдельных людей доверять нельзя. Соответственно для этих людей все кто живет южнее Южно Казахстанской области не очень в плане доверия,  а дальше ташкентцы не доверяют бухарцам, бухарцы не доверяют гератцам, гератцы не доверяют кабульцам, кабульцы не доверяют исламобадцам, исламобадцы не доверяют делийцам, а вот делийцы вроде доверяют каломбийцам. А всему виной якуты-долганы, забрались на самый север и в ус не дуют хе хе.

Link to comment
Share on other sites

В точку БЕК НУР,когда Я строил дом то нанял Бухарских узбеков,рахмет им большое за 20 дней построили дом,так вот в беседах с ними их было 7 узбеков от 20 до 35 лет они меня подговаривали не нанимать других строителей узбеков кроме Бухарских,так как они Бухарские являются истиными и настояшими узбеками.

Link to comment
Share on other sites

Это все спесь и хваставство

В этих событиях, как об этом подробно рассказывается в летописи, прошло семь лет. В это время Чингиз-хан послал [против Кушлука] Джэбэ с войском; тот обратил в бегство Кушлука; разгромленный [Кушлук] бежал в пределы Бадахшана, там его убили. Когда слух [об этом] дошел до Чингиз-хана, он послал Джэбэ наставление, чтобы [тот] не кичился такой крупной победой, что обратил в бегство Кушлука. «Ибо [сказал он] мы захватили их, благодаря спеси Он-хана, Таян-хана, Кушлук-хана и других!».http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

в общем вся Центральная Азия и Казахстан как следует не учится, как следует не работает...

Link to comment
Share on other sites

Самаркандские вообще себя узбеками не считают и между собой общаются на фарси... Узбеки уже сами запутались, кто же из них истинный узбек, а кто самозванец...

Link to comment
Share on other sites

и кого узбеки окультурили,что-то не вижу и не видел узбекскую культуру в Каз.

 

Обычная точка зрения всех новоявленных "великих" народов СА - для них нации узбек не существует. Наверно и мавзолей Яссави скоро объявят, что был построен каким-нибудь казахским ханом. А узбеков Южного Казахстана изгонят из своих городов, дабы не было в Казахстане узбекской культуры.

 

Уважаемый, в Казахстане нет узбекских городов и не было... узбеки есть и живут получше чем в Узбекистане

Link to comment
Share on other sites

Самаркандские вообще себя узбеками не считают и между собой общаются на фарси... Узбеки уже сами запутались, кто же из них истинный узбек, а кто самозванец...

Уважаемые, не влезайте во внутренее дело наций, у всех есть проблемы.

Link to comment
Share on other sites

Самаркандские вообще себя узбеками не считают и между собой общаются на фарси... Узбеки уже сами запутались, кто же из них истинный узбек, а кто самозванец...

Уважаемые, не влезайте во внутренее дело наций, у всех есть проблемы.

 

А Вы чего мне указываете... причем тут внутренние дела?

Пишу, что есть на самом деле...

Link to comment
Share on other sites

Guest kanishka

Самаркандские вообще себя узбеками не считают и между собой общаются на фарси... Узбеки уже сами запутались, кто же из них истинный узбек, а кто самозванец...

Ага, вы же Величайший Спецолизд-узбековед. Спец, в жизни не бывавший в Узбекистане...

Link to comment
Share on other sites

Guest kanishka

Уважаемый, в Казахстане нет узбекских городов и не было... узбеки есть и живут получше чем в Узбекистане

Ага, кто бы сомневался. И с такими вот комплексами неполноценности эта братия постоянно обвиняет узбеков во всех грехах. Надо иметь совесть прежде всего и уметь признавать правду. Тупой ура-патриотизм не убедителен.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...