Таму Опубликовано 16 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2007 Ар, ну, во-первых, если вы заметили, в своём посте я умышленно не стал давать никаких этимологий- ни иранских, ни финно-угорских ни тюркских. Я просто привёл глоссы, на которые указали многие учёные (венгры, немцы и т.д.) и поставил вопрос- откуда сходство? Из вашего ответа я так и не понял, к какой версии склоняетесь вы. Совпадение? Тогда так и скажите- ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ СОВПАДЕНИЕ. (или «да в общем-то и не вижу здесь никакого сходства») Заимствование? Что-то другое? Опять же, я лично про железо не говорил. А про мечи с саблями упомянул. Так они откуда в уральских? Если обратиться к статье Старостина по железу, то и там, по-моему, не всё бесспорно. Объясните, откуда конкретно делается вывод об уральской праформе KAR”TV? Что она означала до железа? Почему такой узкий ареал? Почему нет соответствий у эстонцев, финнов, и прочих венгров? Почему эта праоснова (а звучит она как –карти- насколько я понимаю) всё-таки идентична названию меча? Много разных почему. И ещё, вы так и не ответили об обоснованности китайского вклада в тюркскую металлургическую лексику. Хотелось бы услышать компетентное мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мере Опубликовано 16 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2007 Тем не менее попробую еще раз, а-ля Дирак: "Еще есть доказательства?" Однако, положим, металлургическая лексика, в данном случае, прауральская. Но как же тогда быть со случаями, когда мы не имеем поддающейся реконструкции прауральской лексемы общей для всех финно-угорских языков? Например, в марийском языке существует слово "тиште" (1. знак, символ; 2. религиозная община), восходящее, предположительно, к уральской праформе со значением "звезда" (финск. tahti), - раз уж мы заговорили о звездах и звездочках. Однако сама уральская праформа в марийском не сохранилась, ее заменил иранизм "шюдыр" [Основы финно-угорского языкознания. - М., 1976., С. 93]. А что у С. Старостина? Number: 413 Proto: *kuńćV ˜ *kućV > Nostratic: English meaning: star German meaning: Stern Udmurt (Votyak): kiǯ́iĺi (S), kiźiĺi (K, G) 'Stern; Funke' Komi (Zyrian): koʒ́ul (S), ke̮ʒ́i̮.v (P), ko̯ʒul (So) Khanty (Ostyak): kɔs (V), ẋus (DN), ẋos (O) ( > Mansi N ẋōs) Mansi (Vogul): kōńś (TJ) Hungarian: húgy (aber dial. kaszahúgy 'Orion') Selkup: k↔<i̊ška (Ta.), k↔<esak↔<a (k↔<esangk↔<a) (Ke.) 'Stern', qe̮šqasej 'Stern, Mond' (Ty.) Kamass: kшnʒ́ǝɣej, kǝnʒ́ǝɣej, ki̮nʒ́igej 'Stern' Janhunen's version: (129) *ki6ns'3/*kuns'3 Sammalahti's version: *kuns'a Addenda: Koib. kynzy-gei; Mot. kindžikei; Taig. kinšiki Number: 1656 Proto: *täštä > Nostratic: English meaning: sign <̰ star German meaning: Zeichen, Merkmal <̃ Stern Finnish: tähti (gen. tähden) 'Stern, Star, Blesse, Sternchen', tähtää- 'zielen' ( > Saam. N dæsta 'berücksichtigen, wahrnehmen'; Finn. or Kar. > Saam. T tīɔ̄t(A), tīDta̮, Kld. tīɔ̀t̀(A), tīDtA, Ko. Not. tĭĕɔt̀tA, tie't̀A 'Handzeichen (aus einer besonderen vererbten Figur bestehend), Zeichen; Lasche (am Baum)') Estonian: täht (gen. tähe 'Zeichen; Stern' (? > Wot. tähele pan 'merken, achten') Saam (Lapp): dasste 'stella', daste (N), Da↔<̀stà (Wfs.) 'Stern', tāiste (T), tāist (Kld. Not.), tāst (A) Mordovian: t́ešt́e, tešče (E), t́äšt́ä (M) 'Stern; Zeichen, Merkmal' Mari (Cheremis): tištǝ (KB JU), tište (M) 'Hausmarke, Hauszeichen, Namenszeichen, Stempel' Addenda: Kar. täht́i (tähte-) 'Stern, Zeichen, Merkzeichen' Proto-IE: *(a)ster- <PIH *H-> Nostratic etymology: Meaning: star Hittite: haster- c. 'Stern' (Tischler 204ff); astira- c. 'Stern?' (Tischler 86) Tokharian: A śre (pl. śreñ), B śćirye (PT *śćäriye) 'star' (Adams 640) Old Indian: pl. nom. str̥ṇas, tāras, gen. str̥ṇām, instr. stŕ̥bhiṣ m. `star'; tarā f. Stern } Avestan: acc. stā̆rǝm, gen. stārō, pl. staras-ča, stārō, acc. strǝ̄us, gen. strǝ̄n, dat. stǝrǝbyō 'Stern' Armenian: astɫ, gen. asteɫ `Stern, Gestirn' Old Greek: astḗr, -éros, pl. ástra `Stern'; asteropǟ́ f. `Blitz', steropǟ́, astrapǟ́ `id.' Germanic: *stir-n-a- m., *stir-n-ōn- f., -an- m.; *stirr-ōn- f., -an- m. Latin: stēlla f. `Stern' Celtic: Bret sterenn, Corn sterenn (pl. steyr), Cymr seren `Stern' Разумеется, целиком доверять этимологиям иранистов не стоит. Есть очевидно спорные вещи. Однако есть и интересные наблюдения, от которых нельзя просто отмахнуться. Даже если поставить под сомнение иранизмы общие для всех финно-угорских языков, возведя их к уральским праформам, то почему есть "иранизмы" имеющиеся в восточно-финских языках (прежде всего мордовском, марийском и удмуртском) и напрочь отсутствующие не только в сомадийских, но даже и в западно-финских языках? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мере Опубликовано 16 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2007 Ар, Из вашего ответа я так и не понял, к какой версии склоняетесь вы. Совпадение? Тогда так и скажите- ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ СОВПАДЕНИЕ. (или «да в общем-то и не вижу здесь никакого сходства») Заимствование? Что-то другое? Опять же, я лично про железо не говорил. А про мечи с саблями упомянул. Так они откуда в уральских? Если обратиться к статье Старостина по железу, то и там, по-моему, не всё бесспорно. Объясните, откуда конкретно делается вывод об уральской праформе KAR”TV? Что она означала до железа? Почему такой узкий ареал? Почему нет соответствий у эстонцев, финнов, и прочих венгров? Почему эта праоснова (а звучит она как –карти- насколько я понимаю) всё-таки идентична названию меча? Много разных почему. Целиком и полностью присоединяюсь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 16 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2007 Однако сама уральская праформа в марийском не сохранилась,ее заменил иранизм "шюдыр" [Основы финно-угорского языкознания. - М., 1976., С. 93]. Хороший пример. (Зря вы его привели ) Давайте так - я попозже отвечу и Таму и вам - времени действительно в обрез. Отдельно пройдусь по манере вести разговор НА ЗАДАННУЮ тему. А пока думаю вам не будет так трудно, раз уж вы привели ссылку на "Основы финно-угорского языкознания. - М., 1976., С. 93" , восстановить цепочку "доказательства" (или все таки ГИПОТЕЗЫ, а ??? ) "ирано-финно-угроведов" для иранского происхождения вот этого марийского слова ШЮДЫР. Хорошо? Не забудьте указать исходный иранский КОРЕНЬ. А после этого я приведу свои ссылки на этимологию этого слова. Будут там и "научность"и "общепризнанность" и "авторитеты". (примечание, так сказать, в скобках - думаю для доброй половины посетителей этого сайта эта этимология пришла на ум весьма быстро) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 16 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2007 Небыло иранцев рядом с финноуграми и всё тут. Небыло и нет. А если кто-то из финноугров этого так хочет пусть переселяются в Афганистан, там им места хватит. Можно и в Таджикистан.Может и вам на Алтай переехать ... На Урале мы вас не ждём - пришельцев своих хватает . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 16 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2007 Может и вам на Алтай переехать ... На Урале мы вас не ждём - пришельцев своих хватает . какие на урале пришельцы? русские или башкиры? Что вы имеете ввиду? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 16 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2007 какие на урале пришельцы? русские или башкиры? Что вы имеете ввиду?Какая разница ? Имею ввиду , что много на Урале как и на Кавказе народу пришлого , рядящегося в шкуру автахтонов (вот например Тахир с его "кавказоидной" внешностью , чем не автохтон ? И ещё имею ввиду не Тахирам указывать где нам жить . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 17 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2007 Вопрос проф. Добреву:Я где-то читал версию, что болг. имя Андон как-то связано с ос. Андон- сталь. А разве это не вариант имени Антон от лат. Антоний? Скорее с греч. Андонис! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 17 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2007 Не было иранцев рядом с финноуграми и всё тут. Небыло и нет. Тахир, если иранцы сейчас не соседствуют с финно-уграми, то это не значит, что подобного соседства не было когда-то давно. К тому же, вы судите лишь по современным иранцам, а ведь были еще исчезнувшие северо-иранские языки. А ведь есть еще и ныне живущие рядом с финно-уграми славяне, которые (с линвистической точки зрения), являются помесью северных иранцев и южных балтов. Впрочем, я не надеюсь вас убедить.... У вас сложилась некая точка зрения, повлиять на которую логическими доводами не представляется возможным... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arsen Опубликовано 18 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2007 Нда.. Вначале по катафаркте - по крайне мере персидская обязана своим возникновением парфянам, парфяне же, как известно, тесно контактировали со своими северными соседями, где собственно и появилось впервые в мире соответствующее вооружение - одна из причин победы сарматов над скифами, стоит отметить. Ну это так, оффтоп. По лингвистике. Хочу собственно пожаловаться, что мне, как неспециалисту крайне интересно было бы ознакомиться с доступной литературой по ностратике, и в целом - обосновании выводимости прото-языков и применяемых методов реконструкции (в т.ч. семей), о чем неоднократно просил. Если бы уважаемые лингвисты привели какие либо статьи либо вырезки, либо собственное мнение - был бы безмерно благодарен. По КОРТу - убежден, что если взять конкретно любой из финно-угорских языков региона и вместо далекого осетинского башкирский материал, то "прямых" совпадений будет не 20, а на порядок больше и историческая интерпретация будет вполне логичной - те же юрматинцы или гайнинцы долгий период были в зоне контакта. Уважаемый Ар уже приводил ностратику (возвращаясь к КОРТу), башкирский здесь не исключение: КОРОС - сталь; КОРАЛ - оружие; КУРГАШ - свинец. В целом, имхо, стоит несколько снизить накал полемики, в конце концов присутствие на форуме наших финно-угорских друзей только обогащает. А пришельцев мы уже обсуждали - когда верховные боги имеют явные параллели, то копать необходимо явно глубже эпохи железа или меди. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Таму Опубликовано 18 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2007 Частично cогласен с последним замечанием. Особенно, если учесть, что ностратическая макросемья распалась задолго до того, как люди узнали железо. Так что не может быть "ностратического железа". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мере Опубликовано 18 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2007 Хороший пример. (Зря вы его привели )А пока думаю вам не будет так трудно, раз уж вы привели ссылку на "Основы финно-угорского языкознания. - М., 1976., С. 93" , восстановить цепочку "доказательства" (или все таки ГИПОТЕЗЫ, а ??? ) "ирано-финно-угроведов" для иранского происхождения вот этого марийского слова ШЮДЫР. Хорошо? Не забудьте указать исходный иранский КОРЕНЬ. А после этого я приведу свои ссылки на этимологию этого слова. Будут там и "научность"и "общепризнанность" и "авторитеты". (примечание, так сказать, в скобках - думаю для доброй половины посетителей этого сайта эта этимология пришла на ум весьма быстро) Собственно этимологической статьей не располагаю и поэтому с любопытством взгляну на вашу. Однако меня несколько настораживает ваша вера в абсолютность этимологий. Вот у Ж. Варбота, в предисловии к этимологическому словарю П. Черных, говорится, что "предпочитаемое автором толкование того или иного слова не всегда представляется наиболее доказательным". Я просто хотел показать, что спектр толкований велик и за каждым, если оно приводится со ссылкой на научную литературу, стоят специалисты. Мнения специалистов могут несовпадать и зачастую даже противоречат друг другу. Кстати, почему вы всегда упираете на КОРЕНЬ? Вы имеете в виду реконструированные праформы? Но у разных специалистов они могут выглядеть по разному. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 18 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2007 Это не обещаный ответ. Просто реплика. Однако меня несколько настораживает ваша вера в абсолютность этимологий. С чего это вдруг вы делаете вывод о моей вере в этимологии? Мнения специалистов могут несовпадать.... Но у разных специалистов они могут выглядеть по разному. Вот это уже к делу. Знаете, в точных науках фраза о том, что мнения специалистов могут не совпадать может относиться только к гипотезам. Странно было бы слышать о двух несовпадающих мнениях об одной и той же теореме. Тут либо доказательсто теоремы неверно, и любой несогласный просто демонстрирует эту неверность в рамках принятого в этой науке языка, либо все принимают это доказательсто, так как любой из них может повторить доказательство. Либо поставленный опыт переводит гипотезу в ранг теории или оставляет ее в гипотезах. К теме ирано-финоугров. Все эти "несовпадения" в мнениях "специалистов" означает лишь то, что ирано-финская ГИПОТЕЗА - всего лишь гипотеза и размахивать ею как флагом, ТЕМ БОЛЕЕ привлекая ее как ДОКАЗАТЕЛЬСТВО происхождения скифов, по крайней мере смешно. Одну цитату из предисловия к Черных я как-то приводил на форуме - можно поискать. Там было что-то про вероятности!!! Это так сказать квинтэссенция всей этой "науки". Первая мысль у физика при слове вероятность применительно к данному случаю будет, очевидно , такой: поспекулировать как в квантовой механике - построить пространство состояний , базисные вектора (иранский, тюркский, финский и т.п) и раскладывать конкретное слово по базису в этом пространстве, считать амплитуды вероятностей (вероятностей той или иной этимологии, происхождения) на основе мнений разных "специалистов". Вот такое баловство. Но это баловство не более баловство, чем фраза о вероятностях в предисловии у Черных. Или чем банальная теория радиоактивного распада , примененная Сводешем к лингвистике. Такого же рода ГИПОТЕЗА. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 19 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2007 Почему?А на счёт основательности: что вся коневодческая терминология финноугров ограничивается названием жеребца? Очень иентересно. В Поздней Античности и Раннем Средневековье аланы присутствуют сравнительно осезательно на Балканах, в Центральной Европе, в Римской Империи и в Византии, где имеются разные по величине аланские этнические группы, так же и известные полководцы, а даже как будто и один папа. В 1239 г. на территорию Венгрии переходит большое количество половцы/команы, которые приводят с собой немало аланов, которые поселяются между Тисой и Дунаем, восточнее Будапеста и там сейчас уезд Яс-берени, см. Németh Gy., Eine Wörterliste der Jassen, der ungarländischen Alanen. Berlin, 1959. Поэтому мы должны говорить об уже состоявшемся в разные времена интегрировании аланов в венгерской народности и соответственно о наличии аланизмов в венгерском языке, которые отнюдь не исчерпываются вышеуказанными. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мере Опубликовано 19 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2007 Знаете, в точных науках фраза о том, что мнения специалистов могут не совпадать может относиться только к гипотезам.Странно было бы слышать о двух несовпадающих мнениях об одной и той же теореме. Тут либо доказательсто теоремы неверно, и любой несогласный просто демонстрирует эту неверность в рамках принятого в этой науке языка, либо все принимают это доказательсто, так как любой из них может повторить доказательство. Либо поставленный опыт переводит гипотезу в ранг теории или оставляет ее в гипотезах. К теме ирано-финоугров. Все эти "несовпадения" в мнениях "специалистов" означает лишь то, что ирано-финская ГИПОТЕЗА - всего лишь гипотеза и размахивать ею как флагом, ТЕМ БОЛЕЕ привлекая ее как ДОКАЗАТЕЛЬСТВО происхождения скифов, по крайней мере смешно. Одну цитату из предисловия к Черных я как-то приводил на форуме - можно поискать. Там было что-то про вероятности!!! Это так сказать квинтэссенция всей этой "науки". Первая мысль у физика при слове вероятность применительно к данному случаю будет, очевидно , такой: поспекулировать как в квантовой механике - построить пространство состояний , базисные вектора (иранский, тюркский, финский и т.п) и раскладывать конкретное слово по базису в этом пространстве, считать амплитуды вероятностей (вероятностей той или иной этимологии, происхождения) на основе мнений разных "специалистов". Вот такое баловство. Но это баловство не более баловство, чем фраза о вероятностях в предисловии у Черных. Или чем банальная теория радиоактивного распада , примененная Сводешем к лингвистике. Такого же рода ГИПОТЕЗА. И все таки я жду вашу этимологию. А со всем остальным - согласен. Очень хорошо что вы уточнили насчет этимологий вообще. Однако говоря об ирано-финской гипотезе, вы должны тогда говорить и о скифо-тюркской гипотезе, вероятной не более, чем скифо-иранская. В этом случае, конечно, можно уже дискутировать по частным вопросам. Огульные обвинения в адрес лингвистов, не согласных со скифо-тюркской гипотезой, всякие издевки с закавычиванием иранистов и финно-угристов, вряд ли могут быть призваны конструктивными (как равно ответные филиппики о безусловной ираноязычности всех скифов). Однако, вот припомнил интересный момент, уже выдвигавшийся мной на обсуждение на одном из форумов. Дело в том, сохранившиеся скифские имена и теонимы, типа Фарзой, Липоксай, очевидно начинаются на фонемы чуждые тюркским языкам (но, sic, характерные для иранских); при этом очевидны тюрко-монгольско-китайские параллели (на примере той же металлургической лексики): где Китай, а где греки! В ответ на это мне заявили, что де греческие историки просто исказили исконно тюркские антропонимы и теонимы. Но, согласитесь, если так ставить вопрос, тогда и дискутировать дальше бесполезно. Если вам не нравятся источники, тогда можно придумать кукую угодно версию, хоть с участием инопланетян. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 19 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2007 Причём здесь аланы и иранцы??? Аланы - это карачаево-балкарцы, а не осетины. В осетинском языке есть выражение ассагалон - ас-алан, значит враг, чужестранец. Ассами осетины называют балкарцев, их страну Ассияг - Ассия, Къарачай по-осетински Стур Ассияг - Большая Ассия. Карачаевцы и балкарцы обращаются друг к другу- алан, аланла (аланы). Скифы (саки, массагеты) - тюрки в античности. А остальное чушь и бред. Карачаево Балкарское краевединее не подтверждённое не одним учёным с мировым именем Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
agacir Опубликовано 19 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2007 Тюрки на Урале, у себя на прародине, особенно Южный Урал, междуречье Волги и Урала. Все тюрки на своих всех нынешних территориях (кроме ногайцев наверно, которые пришли в южнорусские степи в 11 веке (половцы, кипчаки)) поправочка половцы не приходили на южнорусские степи, они жили в своих половецких степях, которые потом пытаются переименовать в южно-русские - вовсе не обоснованное изменение топонимики запрещенное международными соглашениями Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boro Опубликовано 20 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2007 Причём здесь аланы и иранцы??? Аланы - это карачаево-балкарцы, а не осетины. В осетинском языке есть выражение ассагалон - ас-алан, значит враг, чужестранец. Ассами осетины называют балкарцев, их страну Ассияг - Ассия, Къарачай по-осетински Стур Ассияг - Большая Ассия. Карачаевцы и балкарцы обращаются друг к другу- алан, аланла (аланы); скифы (саки, массагеты) - тюрки в античности. А остальное - тюркофобские и ираноманские спекуляции, которые в скором будущем забудутся, как альтернативная конъюктурная гипотеза. . Алан - это экзоэтноним, так их называли СОСЕДИ и другие народы, но самоназванием было "ас"... Дигорцы называют Балкарию - Ассиаг, а Карачай - Большой Ассиаг, но насколько знаю, в осетинском языке такое окончание как -аг, характеризует не этническое, а географическое положение, а этномаркером служит -он (дигорон, ирон, махгалон и др.), так например осетинское название ингушей - махгалон, где корень махгал, а этномаркер - "-он", тоже самое насчет ассагалон - корень "ассагал" плюс этномаркер "-он", "туаллаг" называют южных осетин, но это географическое название "двальский", например иногда упоминается святой мученик Николай Двальский (Туаллаг)... В. Миллер в своих "Осетинских этюдах" доказывал, что Ассиаг балкарцев - это свидетельство того,что на этой территории жили осетины до недавнего времени, а не то,что балкарцы потомки аланов. Так бывает часто. Например - современные македонцы,имеющие не греческое,а болгарское происхождение, просто живующие в географической местности Македония... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 20 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2007 Частично cогласен с последним замечанием. Особенно, если учесть, что ностратическая макросемья распалась задолго до того, как люди узнали железо. Так что не может быть "ностратического железа". Не уверен. Наконечники стрел из метеоритного железа появляются одновременно с видом "Homo Sapiens". Конечно, тогда оно было достаточной редкостью, но тем не менее сам материал был известен еще несколько десятков тысяч лет назад. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 20 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2007 Ылтасын - жестянка на якутском. По другому ньалбаан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Arsen Опубликовано 20 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2007 Если уж упираться в "с мировым именем", то пожалуйста, хотя бы из башкирских ученых - Валиди Тоган, вполне себе полагал скифов etc тюрками и обладает авторитетом в мировой тюркологии поболее абсолютного большинства "краеведов" советско-российской школы. Еще вопросы есть - или будем дальше мерки снимать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boro Опубликовано 21 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2007 С чего это взято, что алан - это экзоэтноним??? Есть сообщение, что аланы у себя называемые ассы, но так оно и есть у себя на Кавказе мы называемся ассами/овсами осетинами и грузинами. Что касается окончания - аг, оно применяется к географическим терминам Къарачай и Балкария - Стур Ассияг и Ассияг соответственно, а как этноним используется ассон - балкарец/карачаевец. Надо знать вопрос. А Миллер много чего хотел доказать. Что касается примера с Македонией он более применим к осетинам, исторически они так не назывались, это перенос грузинского названия территории на её позднейших насельников. А осетин, ни один соседний народа, ни они сами, ни ассами, ни аланами и даже овсами не называет. А карачаевцев и балкарцев - все соседи называют. Может, кроме кабардинцев, но ни являются поздними насельниками Центрального Кавказа, после погромов устроенных Тамерланом нашему асскому народу. Его летописец писал, "... мы этот народ (ассов) так уничтожили, что он вряд ли возродится ещё 500 лет". Кабардинцы и осетин, и балкарцев называют просто кушха - горцы. Кроме того, у нас в сказках людоеды говорят, заходя в жилище:"Ас иис, адам иис!" - "Асский дух, человеческий дух!" И танцора подбадривают криком "Асса!". что значит - Ты Ас! (ты молодец, ты джигит, давай, давай). 1. Грузины в своих летописях никогда не называли северных соседей, совершавших набеги, "аланами", они их называли "ассами", "аланы" встречаются в иранских источниках: персы называли Дарьяльское ущелье Дар-и-алан. Что и переводится с персидского "дверь в Аланию", "Аланские ворота", Дарьяльское ущелье до сих пор населена осетинами, других "ворот" на Кавказе кроме Дербента (Железные ворота) нет 2. Асами себя называют и осетины: имена Батр-аз, Тотр-аз, Ас-темур, Таймур-ас, Ас-бакатар). Прородиной дигорцев считается Ас Дигора.. 3. Карачаево-балкарский язык относится к кыпчакским языкам, к которым относился и язык половцев (куманов)... в Венгрии есть до сих пор есть палаци (потомки половцев) и венгры-ясы Ясберени, в диалекте которых много слов, имеющих прямые осетинские соответствия... 4. ИМХО, карачаево-балкарцы поздние насельники территории Ассии, на которых соседи распространили прежнее название, тех же македонцев соседи (кроме болгар) называют македонцами, хотя те не имеют отношения к древним македонцам... 5. Вопрос вам, Тахир: если по-вашему осетины не потомки скифов, сарматов и аланов, то откуда они взялись на Кавказе? Объясните возможные пути их переселения, только будьте добры, про Д. Баксана и его "маздакитов на Тереке" не упоминайте... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 21 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2007 Карачаевцы потомки борган-кыпчаков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Таму Опубликовано 21 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2007 Народ, опять тема в конкретный офф-топ уходит. А вроде как интересно, квалифицированно, академично всё начиналось. Будет неприятно, если она "загнётся", как многие другие интересные темы на Форуме. Насчёт того, что не может быть "ностратического железа", я, видимо, погорячился. Никогда не рассматривал эту тему специально, и вот, своей выложенной статьёй Зиядоглу вызвал у меня неподдельный интерес к данному вопросу. Давайте об осетинах и балкарцах где-нибудь в другом месте пофлудим. Боро, в общем-то, в основных позициях с вами согласен. Есть спорные вопросы, особенно в именах. Знаю точно, что Таймураз- (моё собственное имя) это вариант иранского TAHMURAS- "сильный телом"...Но это опять офф-топ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Таму Опубликовано 21 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2007 А Ты как хотел, Тахир-аби.))) Кстати, с праздником! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться