Перейти к содержанию
kyrgyzdaar

пакистанские кыргызы

Рекомендуемые сообщения

12:43 (16.02.2012)

О пакистанских кыргызах

Посольство Кыргызстана в Пакистане

Отцом-основателем первого кыргызского поселения в Пакистане является Жаныбек казы. В 1926 году вместе со своей большой семьей и многочисленными родственниками он бежал из Узгена в Китай, а оттуда – в Пакистан. Первоначально кыргызское поселение было развернуто в живописной высокогорной долине Ишкоман, расположенной на высоте более 3 тыс. метров над уровнем моря в северо-западной части современной пакистанской провинции Гилгит-Балтистан. Привыкшим к кочевому образу жизни кыргызам данный район приглянулся в первую очередь благодаря наличию просторных пастбищных угодий, так необходимых для отгонного животноводства. Учитывая слабую заселенность долины Ишкоман, пришедшие туда кыргызы не встретили какой-либо враждебной настроенности со стороны местных жителей. Природных ресурсов и земли хватало всем. К тому же, из-за суровых высокогорных природно-климатических и погодных условий данный район был малопривлекательным для жителей тогдашней Британской Индии, привыкших к оседлому, земледельческому образу жизни.

Длительное время основным видом деятельности проживающих в Ишкомане кыргызов было полукочевое скотоводство. Позже, интегрировавшись в местное сообщество, которое было представлено различными родоплеменными поселениями пуштунов, кашмирцев, кохистанцев, нуристанцев, дардов и уйгуров, этнические кыргызы помимо животноводства стали частично заниматься торговлей и земледелием, выращиванием ячменя, пшеницы, проса и других культур.

В настоящее время места компактного проживания кыргызов сохранились в селах Иммит и Варгат, расположенных в высокогорной долине Ишкоман. Общее количество проживающих там кыргызов составляет приблизительно 120 человек. Около 15 семей проживают также в г.Гилгит, являющимся административным центром провинции Гилгит-Балтистан. Порядка 10 семей проживают в бывшей столице и одном из крупнейших городов Пакистана – Равалпинди. В общей сложности, по различным оценкам, на территории Пакистана в настоящее время проживает от 200 до 250 этнических кыргызов – потомков Жаныбека казы.

Большинство проживающих в Пакистане кыргызов, кроме лиц преклонного возраста, практически утратили свой родной язык и общаются на более распространенном среди местного населения языке урду. Культура и обычаи пакистанских кыргызов сильно перемешались с традициями местных народностей. Вместе с тем за долгий период пребывания в другой стране, в окружении представителей совершенно разных национальных групп кыргызы еще частично сохранили свою этнокультурную самобытность, свято чтя и помня заветы предков и Жаныбека казы в частности. У каждого аксакала в гардеробе имеется традиционный головной убор кыргызов калпак, который они одевают только в особых случаях. Во время праздников некоторые кыргызские женщины старшего поколения до сих пор готовят боорсоки.

Здесь важно отметить, что в отличие от афганских кыргызов, которые до сих пор живут изолированно от внешнего мира, пакистанские кыргызы очень гармонично влились в социально-культурный жизненный уклад местного населения. Среди проживающих в Пакистане кыргызов есть немало успешных бизнесменов в сфере торговли, сельскохозяйственных производителей, государственных служащих, работников системы образования, офицеров пакистанской армии, и даже один сотрудник местных спецслужб. Существенным отличием пакистанских кыргызов от афганских является также более высокий уровень образования. Так, почти все дети пакистанских кыргызов обучаются в местных общеобразовательных школах, колледжах и вузах, прекрасно владеют урду языком.

Ранее, афганские и пакистанские кыргызы, в особенности полукочевые скотоводы, поддерживали между собой связь. Так, истории известен случай, когда в начале 90-х гг. прошлого столетия афганские кыргызы столкнулись с эпидемией, от которой регулярно умирало по несколько человек в неделю. Окруженные воюющими на тот момент Афганистаном и Таджикистаном, они были обречены на постепенное вымирание. Однако руку помощи им неожиданно подали пакистанские кыргызы, которые организовали им лечение в медицинских учреждениях ИРП.

О возможном возвращении на историческую Родину пакистанские кыргызы особо не думают. Времени нет. Все заняты общественно полезным делом, работой, учебой. Согласно опросам, проведенным Посольством КР в ИРП, только половина всех проживающих в Пакистане кыргызов согласна переехать на ПМЖ в Кыргызстан при условии, что их обеспечат там работой. Остальные же вполне довольны своим нынешним положением.

Неформальным лидером и наиболее авторитетным представителем кыргызского этнического сообщества в Пакистане является глава крупного частного предприятия «Захид Трейдинг Компани» Мухаммад Захид Жаныбек. В 2007 году на свои собственные денежные средства он построил среднюю школу в самом крупном пакистанском городе Карачи, которую назвал в честь своего предка Жаныбека казы. Аналогичное учебное заведение и медресе он построил на малой родине всех пакистанских кыргызов – в Узгене. В настоящее время Мухаммад Захид Жаныбек большую часть времени проживает в Кыргызстане, где открыл предприятие пищевой промышленности, а также наладил продажу импортируемых из Пакистана товаров. Благодаря его стараниям и усилиям, за последние несколько лет в Кыргызстан удалось переселить две семьи пакистанских кыргызов, которые в настоящее время работают в сфере торговли японскими автомобилями в г.Бишкек. В 2012-2013 году Мухаммад Захид Жаныбек планирует перевезти еще 3 семьи этнических кыргызов из Пакистана в Кыргызстан.

Посольство КР в ИРП поддерживает тесную связь с пакистанскими кыргызами. Так, в прошлом году в Исламабаде Посольством была организована фотовыставка работ этнического кыргыза Мухаммад Карим Жаныбека «Кыргызстан глазами пакистанского кыргыза», которая вызвала живой интерес со стороны местной публики. Позже его работы были очень высоко оценены двумя федеральными министрами Пакистана, а также главами иностранных дипломатических миссий. В том же году во время проведения дипломатического приема по случаю 20 годовщины независимости Кыргызской Республики Посольством привлекались аксакалы из числа пакистанских кыргызов, которые, одевшись в национальную одежду, участвовали в церемонии встречи гостей, что также было высоко оценено присутствовавшими на мероприятии лицами.

Посольство Кыргызской Республики в Исламской Республике Пакистан

16 февраля 2012 года

г.Исламабад

http://www.akipress.org/comments/news:11431

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в пакистане думаю было бы правильно выделить две основные группы кыргызов - это потомки Жаныбек казы и "афганские кыргызы" не однократно кочевавшие на Кеналай последнее массовое схождение с гор было после саурской революции, не все согласились переехать в ван многие остались :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К какому племени они относились, если откочевали из Узгена?

В Узгене киргизов никогда небыло ,это чисто узбекский город, в 2010 после июньских событиях

весь мир узнал о Узген,Ош,Джалалабад а также древние пригороды этих городов Унадир,Новокат,Бозоркургон,Карасу ,Имом-ата\ судя по разрушениям там компактно проживали только узбеки, киргизов было немного, Я был удивлен когда узнал и про Токмак-где половина тоже узбеки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Узгене киргизов никогда небыло ,это чисто узбекский город, в 2010 после июньских событиях

весь мир узнал о Узген,Ош,Джалалабад а также древние пригороды этих городов Унадир,Новокат,Бозоркургон,Карасу ,Имом-ата\ судя по разрушениям там компактно проживали только узбеки, киргизов было немного, Я был удивлен когда узнал и про Токмак-где половина тоже узбеки

Вам так только кажеться, добро пожаловать в гостеприимный многонациональный город Узген :qyrgyz_new: во всех без исключения перечисленных Вами населенных пунктах кыргызы составляют большинство :qyrgyz_new: я тоже был удивлен на счет токмака, но если честно после обретения независимости многие токмакские узбеки переписались в большинстве своем уйгурами, но при этом существуют группы именуемые узбеками в токмаке и в кара-балте и в кара-коле кстати тоже :qyrgyz_new: они говорят в большинстве своем на своеобразном окающем кыргызском если честно :ozbek: ей Богу! поговорите с ними по телефону :qyrgyz_new:

во время упомянутого вами июньских событий узбеки токмака кара-балты кара-кола и других кыргызстанских городов были вместе с народом. :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам так только кажеться, добро пожаловать в гостеприимный многонациональный город Узген :qyrgyz_new: во всех без исключения перечисленных Вами населенных пунктах кыргызы составляют большинство :qyrgyz_new: я тоже был удивлен на счет токмака, но если честно после обретения независимости многие токмакские узбеки переписались в большинстве своем уйгурами, но при этом существуют группы именуемые узбеками в токмаке и в кара-балте и в кара-коле кстати тоже :qyrgyz_new: они говорят в большинстве своем на своеобразном окающем кыргызском если честно :ozbek: ей Богу! поговорите с ними по телефону :qyrgyz_new:

во время упомянутого вами июньских событий узбеки токмака кара-балты кара-кола и других кыргызстанских городов были вместе с народом. :qyrgyz_new:

если большенство составляли киргизы как вы утверждаете, то и большая часть сгоревших домов тоже киргизские? :(
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если большенство составляли киргизы как вы утверждаете, то и большая часть сгоревших домов тоже киргизские? :(

если вас интересуют июньские события в оше в подробных цифрах то я посоветовал бы Вам обратиться на других форумах или в соответствующих ветках этого сайта, не вижу ни какой связи между обсуждаемой темой как пакистанские кыргызы и июньские события

с уважением :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К какому племени они относились, если откочевали из Узгена?

Город УзгенЧисленность населения — 49,4 тыс. человек (2009)

Доля основных национальностей[1]:

1. Узбеки — 90,9 %

2. Киргизы — 6,0 %

3. Русские — 0,9 %

4. Таджики — 0,5 %

5. Татары — 0,4 %

6. Турки — 0,1 %

Это из википедии / :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

В самом городе большинство узбеки, однако вокруг сплошные кыргызские аилы.

По поводу сгоревших домов, и вопроса "кто начал первый?" лучше воспользоваться другими форумами, здесь это не будет обсуждаться.

Лучше не выходить за рамки обсуждаемой темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К какому племени они относились, если откочевали из Узгена?

Жаныбек казы был из племени Басыз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могут быть кем угодно, но скорее всего они кара-багыши.

Национальная служба безопасности Кыргызской Республики в архивной справке № М-271 от 19 июля 2003 года пишет следующее. (Далее в кавычках цитата на русском языке без исправления).

«Настоящей подтверждается, что по материалам архивного дела Сагымбаев Жаныбек-Казы, 1869 года рождения, уроженец и житель Узгенского района Ошской области, по национальности кыргыз, из рода басыз, кашка. По социальному положению до Великой Октябрьской Социалистической Революции Сагымбаев Жаныбек-Казы являлся крупным баем и манапом. Работая управителем Ак-Джарской волости Ошского уезда, Ферганской области, Туркестанского края, в то же время исполнял обязанности Шариатского судьи, имел духовный сан казы. Сагымбаев Жаныбек–Казы являлся руководителем вооруженной группы, которую возглавлял в период с 1918-1931 г.г. На юге Киргизии, то есть на территории нынешней Ошской области Республики Кыргызстан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если большенство составляли киргизы как вы утверждаете, то и большая часть сгоревших домов тоже киргизские? sad.gif

 

прочтите подробный отчет HRW там все изложено..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Могут быть кем угодно, но скорее всего они кара-багыши.

Национальная служба безопасности Кыргызской Республики в архивной справке № М-271 от 19 июля 2003 года пишет следующее. (Далее в кавычках цитата на русском языке без исправления).

«Настоящей подтверждается, что по материалам архивного дела Сагымбаев Жаныбек-Казы, 1869 года рождения, уроженец и житель Узгенского района Ошской области, по национальности кыргыз, из рода басыз, кашка. По социальному положению до Великой Октябрьской Социалистической Революции Сагымбаев Жаныбек-Казы являлся крупным баем и манапом. Работая управителем Ак-Джарской волости Ошского уезда, Ферганской области, Туркестанского края, в то же время исполнял обязанности Шариатского судьи, имел духовный сан казы. Сагымбаев Жаныбек–Казы являлся руководителем вооруженной группы, которую возглавлял в период с 1918-1931 г.г. На юге Киргизии, то есть на территории нынешней Ошской области Республики Кыргызстан.

 

вы откуда это взяли  ?

отсюда с сайта гезиттер , http://www.gezitter.org/politic/17211_novoe_ponimanie_lichnosti_janyibeka_kazyi/                     

=============================

вот ваш пост

Под желтой прессой я имел ввиду не википедию,а сайт гезиттер и подобные этим,где интервью про историю кыргызов(и не только) в основном дают не историки,а любители как мы с вами..Приводить их в качестве аргументов-не есть самый хороший способ.. :)

========

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы откуда это взяли  ?

отсюда с сайта гезиттер , http://www.gezitter.org/politic/17211_novoe_ponimanie_lichnosti_janyibeka_kazyi/                     

=============================

вот ваш пост

Под желтой прессой я имел ввиду не википедию,а сайт гезиттер и подобные этим,где интервью про историю кыргызов(и не только) в основном дают не историки,а любители как мы с вами..Приводить их в качестве аргументов-не есть самый хороший способ.. :)

========

Ловко подметили :) Увы все источники,что я нашел,на кыргызском языке..А так как форум на русскоязычный,пришлось обратиться к гезиттер,так как самому было лень переводить на русс.яз..Но даже тогда перепроверил эту цитату..Я ведь не целиком статью прикрепил..Вот оргигинал..

 

ГПУчулар түзгөн кыскача өмүр баянында: “ Жаныбек Сагынбай уулу, 1869-жылы туулган, басыз уруусунун кашка уругунан чыккан бай-манап, октябрь төңкөрүшүнө чейин Түркстан крайынын Ош уезди, Фергана облусундагы Ак-Жар волосунун башкаруучусу, ошол эле мезгилде шарияттын сот, (казы) милдетин аткарган” деп маалымдашкан.

 

А вот ссылку на эту статью..http://www.azattyk.org/content/janybek_kazy/1261245.html

 

(не стал целиком запихивать сюда,чтобы не занимать много места в теме)

 

P.S.Кстати на фото историк Кыяз Молдокасымов,еще молодой :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...