Перейти к содержанию
Гость Василий

Басмылы

Рекомендуемые сообщения

Еще есть (гос-ва) Бома, которое иначе наз-ся Била или Элочжи. Нах-ся непосредственно к северу от тюрок туцзюэ, от столицы 14 тыс.ли. (Останавливаются для жилья) в зависимости от наличия воды и травы, однако любят жить в горах. Отборного войска – 30 тыс. В стране всегда выпадает много снега, деревья не сбрасывают листвы. Поля пашут с помощью лошадей, масть лошадей пегая, поэтому страна так и наз-ся (Бома). (Территория страны) на севере доходит до моря. Хотя разводят лошадей, не ездят верхом, используют кумыс в качестве пищи. Часто воюют с кыргызами, внешностью большинство похоже на кыргызов, однако язык друг друга не понимают. Все бреют голову, носят шляпу из бересты. Связывают жерди наподобие колодезного сруба (оголовка), покрывают берестой, что и служит жилищем. Все (родоплем. подразд) имеют старейшин, которые не подчиняются один другому. А.Малявкин. Танские хроники о гос-вах Центр. Азии– С.106.

Государство Басими (басмылы), другое название Била, (впервые о нем) узнали во время существ. гос-ва Суй (581-618). Живут к югу от Бэйтина и Северного моря (Бэйхэй) и к юго-востоку от цзегу (кыргызы). Живут рассредоточенно в горах. До Дуньхуана более 9 тыс. ли. Есть вожди, но нет князей, семей более 2 тыс. Люди этого племени мужественны и сильны, хорошие охотники. – С.103.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что происхождение басмылов до сих пор остается загадочным. В.В.Бартольд неоднократно подчеркивает, что первым тюркским оседлым населением в районе Бешбалыка были басмылы. М.Кашгарский и другие авторы причисляли басмылов к народам не чисто тюркским. Иначе этот вопрос пытались решить отдельные японские исследователи, считавшие басмылов северными тунгусами, переслившимся с севера в степи. – С.172.

В Повествовании о гос-ве Бома говорится, что оно также именуется Хэла. Как установлено исследователями, иероглифы «хэла» являются транскрипцией тюркского слова «ала» - «пегий, в яблоках». – С.324.

Комментарий. О тюркских племенах, как хороших лыжниках и охотниках

очень много сведений в Тан-шу. Так охарактеризованы еще три аймака

Дубо, Хягасы (кыргызы), Байирку, поэтому необязательно, при таком сведении, у них искать самодийские или тунгусские корни. Или же многие тюркские племена средневековья имели самодийские (динлинские ?) корни, кроме пожалуй тюрков-тукюэ, уйгуров-хойху и гулиганей - курыкан, о которых есть свидетельства что именно они прямые потомки хунну и что они типичные номады.

Проблема Била или Бома немаловажно, так как судя по этим сообщениям именно они были обитателями Прибайкалья. Там впоследствии обнаруживаются була-гаты, от них же видимо произошли ичкилик-булгачины и большая часть саха, антропологически однородная с булагатами. Отождествление басмылов или били с била-бома врядь ли

верна по существу. Но басмылы - это народ, укрепивший I Тюркский каганат, есть подозрение, что именно они и есть предки кыпчаков, по

крайней мере С.Г.Кляшторный считает, что басмылы - предки половцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Элочжи и била - китайские транскрипции тюркского этнонима ала.

Об алатах, алакчинах было слишком много написано и заявлено различных версий о территории их обитания, чтоб их всех привести

здесь. Алаш, алача - старинный клич всех казахов, можно сказать, их

самоназвание их предков. По казахским преданиям, предки казахов были

одним народом с сибирскими татарами или алатами, потом отделилисьъ

от них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Атамайском наслеге есть рода Ала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Басмылы попытались было установить гегемонию в VIII в. в Великой степи,

но были зажаты между карлуками и уйгурами. Откуда они появились в

Джунгарии или в Алтае? Может отделились от бома-били. Где же почитатели Рене Груссе, может у него кое что имеется о могучем,

тюркском племени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Китайцы в 7-10 вв. неоднократно упоминают небольшое племя басими, а уйгуры - племя басмыл. Как можно очертить этническую историю этого этноса? Где сейчас его потомки? Сохранился ли где-то этноним, и какую он мог иметь этимологию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отнюдь не небольшое. Прочти С.Г.Кляшторного, они уехали в Украину.

Этимология "метисы", те же Аргоны. от которых Аргыны.

Басмылы - цари шары, шары это кыпчаки половцы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext4.htm

МАРКО ПОЛО

КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА

...Есть здесь народ, называется «аргон», что по-французски значит Guasmul 174; происходит он от двух родов, от рода аргон тендук и от тех тендуков, что Мухаммеду молятся, из себя красивее других жителей и поумнее, торговлею занимается побольше. Здесь главным образом пребывал поп Иван, когда властвовал над татарами и владел этими областями и соседними царствами; потомки его жили тут же и тот Жор, кого я уже называл; и он из роду попа Ивана, шестой государь после попа Ивана. Место это то самое, что у нас зовется страною Гог и Магог, а здесь Ун и Могул 175; в каждой области свой народ, в стране Ун живет Гог, а в Могуле — татары 176...

174 В словаре Дюканжа (1610—1688) — басмул. Предполагается, что речь идет о названии тюркского племени басмыл (М.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext4.htm

МАРКО ПОЛО

КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА

...Есть здесь народ, называется «аргон», что по-французски значит Guasmul 174;

174 В словаре Дюканжа (1610—1688) — басмул. Предполагается, что речь идет о названии тюркского племени басмыл (М.).

спасибо! Новый вопрос назрел по прочтении - в тексте речь идет о французском слове Guasmul - что это за слово, и какое отношение вообще французский язык мог иметь к племени басими?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

спасибо! Новый вопрос назрел по прочтении - в тексте речь идет о французском слове Guasmul - что это за слово, и какое отношение вообще французский язык мог иметь к племени басими?

Вот что пишет Пеллиот об слове "аргон" и "Guasmul".

Наверное не связано оно с басмылами.

The term is certainly Turk. Arɣun. B1, 96, 451, does not make it a proper name, but takes it only as a common noun, which he renders by «bastardo», the «Guasmul» which Polo uses by way of comparison. In my opinion, that does not correspond to the facts, even if, in Italian, «bastardo» does not imply the same meaning, when speaking of men, as «batard» in French, «bastard» in English, and although, under BENEDETTO'S influence, «Guasmul» has also been replaced by «bastard» in the English version of RR, 95. The «Argon» and «Guasmul» were not said by Polo to be «bastards», but merely «half-breeds».

First of all, the « Guasmul », with whom Polo compares the «Argon», are not half-breeds in general, but a particular type the name of which ought to be retained in the translation. To the texts already quoted in Y, I, 290, some more may be added, in particular the notice of the «Gasmulins» in Directorium ad passagium faciendum, probably of 1317, in Hist, des Crois” Arm., II, 490-491 ; and the quotations in 0. TAFRALI, Thessalonique an xive siecle, Paris, 1913, 43-44. I suspect that the letter sent by the Pope to «Girardo Galinuri de Constantinopoli» in CHABOT, Hist, de Mar Jabalaha III, 210, for whom LANGLOIS'S edition gives « Girardo Gasinuri» while older editions read «Girardo Casmuri», is really a «Gasmuri», a Guasmul, just as the «Giorgius Gasmurus» of Constantinople who was at Caffa in 1289 (cf. BRATIANU, Actes des notaires genois, 217; Reck, sur le commerce de Genes, 186). In Matteo Polo's will, we find the name of «Albertus Vasmulo» (cf. Vol. I, 532). The Guasmuls (more often Gasmuls) were children one of whose parents was Latin and the other Greek. …

Эти часть статьи из книги Пеллиота я разместил здесь в книге, можете посмотреть (наверное до публикации загруженнего файла админами требуется некоторое время): В категории Файлы->Книги->История

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

enhd, их баярлалаа! Я еще не все перевел, но это интересно.

Какие еще есть данные о судьбе БАСИМИ или БАСМЫЛОВ? Меня сейчас сильно занимает это племя.

Говорят, у Махмуда Кашгарлы есть целый абзац о басмылах, кто-нибудь может цитату дать? Там говорилось, что басмылы хорошо знают тюркский, но кроме него еще между собой говорят на другом языке. Мне нужна точная цитата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хэ хэ везде буряты мерещатся. Скоро тюрки всех своих предков уступят

монголам. Найманы, кияты, джалаиры, хонкираты, урянкаты, ойраты все монголы.

Теперь перешли к Ашина, уйгурам, басмылам, кимакам.... Кыпчаки вот кто

настоящие монголы. оТ племени байаут происходят, из Бурятии приехавших.

Так считал Пелльо, Маркварт

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В отличие от некоторых горе тюркологов, Махмуд Кашгара не разделяет идикутцев

на тюрков и монголов, все они тюркоязычные. И кайы, и татары, и кытаи (кидани).

Тогда тюркский (монгольская ветвь?)язык по его данным очень широко проникла

в городскую среду Мачина (Чин Мачин - население Внутренного Китая).

Тогда видимо произошло разделение на тюрков и монголов.

Городское население - монголы, а степное, дикие племена - тюрки.

Его утверждение, что каи, ябагу, татары, басмылы имеют свой язык и однако

хорошо знают и тюркский, надо понимать в том смысле, что это племена

имели лесных предков тунгусского, самодийского, енисейского происхождения.

Как современные якуты, хакасы, тувинцы. Басмылы потомки бома алатов,

жили в территории Алтая. Именно они нанесли смертельный удар державе Орхона

и упорно воевали с уйгурами. Имели свой каганат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.01.2011 в 07:05, teuke сказал:

Китайцы в 7-10 вв. неоднократно упоминают небольшое племя басими, а уйгуры - племя басмыл. Как можно очертить этническую историю этого этноса? Где сейчас его потомки? Сохранился ли где-то этноним, и какую он мог иметь этимологию?

Хороший вопрос по потомкам басмылов и этимологии "басмыл".

Скорее всего они растворились в других племенах под другими именами.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...