enhd Опубликовано 16 января, 2011 Поделиться Опубликовано 16 января, 2011 Прочитал одну монгольскую легенду о способности кошек всегда приземлиться на четверых ногах. Эрт урьд цагт хасгийн их номтой баян Пайкамбаар гэгч хөдөөлж яваад голын эрэг дээр буугаад амарч суутал аюултай хорт могой түүнийг юу юугүй хорлох гэж дээлийн хормой өөд нь авирч байтал хажуугаас нь муур дайрч могойн хоолойг тас хазаж алжээ. Пайкамбаар багш мууранд маш их баярлаж “Амьд явахдаа нуруу чинь газарт битгий хүрэг” гэж ерөөл тавьжээ. “Тэр цагаас хойш муур хаанаас ч үсэрч буусан нуруугаараа биш ямагт дөрвөн хөлөөрөө буудаг болсон” гэдэг байна. Здесь даю перевод текста монгольской легенды (насчет грамматики не ручаюсь на правильности, но хотел как можно 100% -но давать точный смысл слово о слово): Давным давно казахский мудрый и ученый бай Пайкамбаар путешествовал и сел однаждый у реки чтобы отдыхать. Вдруг кажется ядовитый змей карабкается по подолу одежды чтобы умертвить ученого человека, но из со стороны кот/кошка нападает на змея и убивает его прокусив горло змея. Учитель Пайкамбаар очень радовался и благожелал кошке "будь тебе быть не прикоснуться спиной на землю при жизни". С этих пор кошки стали всегда приземлиться на четверых ногах ни откуда бы прыгал или упал. Имеется ли у казахов подобная легенда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 16 января, 2011 Поделиться Опубликовано 16 января, 2011 Никогда не слышал чего-то подобного. Сомнительным выглядит то, что Пайғамбар (то есть, Пророк Аллаха ص, здесь разночтений быть не может) назван казахским мудрецом и баем. Если речь идет действительно о нем, то это должно являться казахским пересказом хадиса или арабской мусульманской легенды, но и таковых я припомнить не могу. Даже самому интересно стало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 16 января, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 16 января, 2011 Это распространённый сюжет: «Есть разные варианты легенды о том, как кошка Абу Хурайры, которую тот носил с собой, спасла Пророка от опасной змеи. За это Пророк приласкал её, так что следы пальцев Пророка до сих пор видны на лобиках большинства кошек в виде четырех полосок. Кроме того, после того, как рука Пророка коснулась спинки кошки, она обрела способность всегда приземляться на лапы, никогда не падая на спину» (A. Schimmel, Deciphering the Signs of God, Albany, NY, 1994). Пророк любил кошек. Эту - легендарную звали Муэзза по некоторым легендам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 сентября, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2011 Ещё легенды о медведях: Эрт урьд цагт Желбенге гэгч амьтан бүх хүнийг барьж идэж дуусгахад ганц өвгөн эхнэртэйгээ үлдсэн гэнэ. Тэр хоёрыг мөн барьж идэх гэтэл тэд зугтааж өвгөн нь ой руу ороод баавгай болж эхнэр нь ус руу орж загас болжээ. Баавгай нэг цагт хүн байсан болохоор мөн хүнтэй адил төстэй зүйл их байдаг гэнэ. Перевод: Давным давно это было, одно зверье который называется Желбенге схватил и жрал всех людей. Тогда остались только одн старик со своей старухой. Когда их тоже хотел схватить и есть, тогда старик убежал в лес и стал (превращался) медведем, а старуха вошел в воду и стала рыбой. Поскольку медведь когда-то был человеком, у него много похожих (органов или других предметов) с людьми. Баавгай урьд цагт Карабты нэртэй хаан хүн байжээ. Тэр нэг өнчин хүүд “Эрлэг хааны үнэгэн бүрх малгайг олж ир?” гэж зарлиг болжээ. “Би яаж олох вэ?” гэж тэр хүү асуусанд Карабты хаан “Очиж дайтаж тулалдаад бүрх малгайг нь булааж аваад ир?” гэжээ. Өнчин хүү Эрлэг хааны бүрх малгайг авахаар хүрч очоод хашхирчээ. Түүний хашхирсан дуу нь зуун хүний дуу шиг сонсогдож мориных нь төвөргөөн зуун адууны төвөргөөн шиг дуулджээ. Эрлэг хаан түүнээс айж сүрдсэнийг өнчин хүү мэдээд бүрх малгайг нь булааж аваад зугтахад хойноос нь “Юунд чи миний малгайг булааж авав?” гэж хашхирсанд өнчин хүү “Карабты хаан булааж аваад ир гэсэн юм” гэжээ. Эрлэг хаан хариуд нь “Карабты хаан баавгай болог, хатан нь гахай болог?” гэж хэлсэн юм гэнэ. Тэгээд Карабты хаан баавгай болсон юм санжээ. Перевод: Медведь раньше был человеком, царем по имени Карабты. Однажды он приказал одному сироту-мальчику привести "лисью малахай" у самого Эрлик хагана. Когда спрашивал мальчик у царя "Как же я его достану?", Карабты хан ему сказал "Иди туда, воюю, побеждай и отбирай лисью малахай". Сирота-мальчик пошел отбирать лисью-малахай от Эрлик хагана и громко кричал. Его голос был как голос ста человека, и стук копыт его лошади как стуки ста скакуней. Мальчик узнал что Эрлик хаган боится его, и отбирал у него лисью-малахаю и убежал. Когда Эрлик хаган вслед его кричав спрашивал "Почему ты у меня отобрал шапку?", он отвечал что "Карабты хан велел отобрать у тебя твою шапку". Тогда Эрлик хаган сказал "Пусть Карабты хан станет медведем, а его жена кабаном". Итак Карабты хан стал медведем. Здесь "Желбенге - jelbege" - отрицательный герой тюркских мифов. Jelbege - мне представляется как старушка омерзительнего вида с медным клювом, согласно по сказкам которых обычно слышал в детстве. А имя Карабты хан ну так естественно звучит по тюркски. Здесь монгольский вариант каких нибудь тюркских легенд или сказок? Имеется ли у других тюркских народов похожие по сюжету легенда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 11 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2011 Прочитал одну монгольскую легенду о способности кошек всегда приземлиться на четверых ногах. Имеется ли у казахов подобная легенда? У киргизов такая же легенда, там говорится про самого пророка Мухаммеда. Вот что рассказала мне сейчас мама. вольное мое изложение Жил-был на свете бай у которого было скота так много от востока до заката. Звали его Карымбай и он был очень жадный. Даже своим трем женам он давал не мясо, а последыш (околоплодный пузырь) от родившихся ягнят. Когда пророк Мухаммед пришел к нему в гости, Карымбай подумал. Если зарезать ягненка. Ягненок ведь вырастит, от него будут еще приплод. Зарежу как я ему кошку. Однако пророк сразу понял, что это за мясо и не стал есть, а крикнул мыш (кыш). Мясо ожило крунуло мяу и превратилось снова в кошку. Тогда пророк погладил кошку по спине. по причине его святости кошка теперь никогда не падала на спину, а всегда приземлялась на четыре ноги Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 11 октября, 2011 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2011 Здесь "Желбенге - jelbege" - отрицательный герой тюркских мифов. У киргизов - желмогуз? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться