Alchy Опубликовано 25 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Тогда Су монголы получается Огуз монголы. Может не Су монголы, а Сумон Голы - районные озёра, или водоёмы муниципального подчинения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 25 октября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 25 октября, 2010 Еренак пал около Телецкого озера... Когда тюрки построят памятник своему народному герою, где он героически погиб? Кыргызы частью вернулись в Бурятию, где есть царские кыргызы, род такой. Потомки енисейских кыргызов сохранились в составе бурят, тувинцев и саха в такой же пропорции как и в составе хакасов, в лице одного сеока или рода. В составе алтайцев кыргызов нет. Киргилы же не киргизы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 31 октября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 31 октября, 2010 Что за старинные предания рассказывают кумандинцы о своих предках ДИ? Они будто бы золотоволосые люди были.... Черноволосый народ Черного хана придет и поработит таежный народ.... Так говорил кам. Много преданий о древних народах среди племен Саяно Алтая... Ах Хасха, Сах, Бурут и прочих. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 7 мая, 2011 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2011 Е.А. Бельгибаев Алтайский государственный университет СТРУКТУРА РОДА ТУБА* Социальная структура является одной из сравнительно слабо изученных сторон традиционной культуры туба. В основном она разрабатывалась исследователями в двух аспектах: социально-экономическом и этногенетическом. При этом главным предметом анализа являлся родовой состав группы. Структура на уровне отдельных сеоков (родов) туба специально никем не затрагивалась. Вместе с тем данная тема интересна с позиции изучения истории развития родовой организации рассматриваемого населения и исследования процессов трансформации этого института (рода) на территории Алтая вообще. Целью настоящего сообщения является общая характеристика структуры рода туба. Источниковой базой для написания данной работы послужили полевые материалы. Они получены в 2001 и 2002 гг. в ходе предпринятых нами поездок в населенные пункты Чойского и Турочакского районов Республики Алтай – сс. Паспаул, Туньжа, Кебезень, Старый Кебезень, Усть-Пыжа, Тулой, Артыбаш, Иогач, Турочак, Тондошка. Наиболее полный список родов туба содержится в одной из известных работ Л.П. Потапова (1972, с. 53). Здесь же им приводятся материалы об их структурных подразделениях. В сочетании с полученными нами у туба данными они дают к настоящему времени наиболее полную картину родовой организации указанной группы. Общее представление о ней можно получить из таблицы, которая приводится в этой работе. Отметим, что в ее содержание не вошли роды, которые у туба имеют сравнительное позднее происхождение, но квалифицируются ими как отдельные сеоки, прежде всего - шор и сойон. Их появление связано с переселенцами из Горной Шории и Тувы. Таблица Родовая структура туба по материалам Л.П. Потапова по материалам Е.А. Бельгибаева © роды подроды роды Подроды 1. кондош палан кондош (включает подразделения: когус кондош, тастар кондош) катугас кондош киис порук кондош кобурчы кондош комнош палан комнош катугас комношкиис порук комнош тастар комнош 2. кузен тонжарак кузен педебеш кузен киштиндер кузен кузен тонжарак педебеш 3. ярык тяурык (тяурук, jарык) 4. ялан (тонгул) тьялан (jалан) 5. тогус тогус (тогыс) кара тогус сары тогус (санмай тогус) кабат тогус 6. тиргешь (кергеш) тиргешь 7. тибер тивер котон тивер колчай тивер укты тивер 8. юс тау юстар сары юс саргайчы юс шанмай (сангмай юс) тюс (jюс) 9. чыгат (чигат) чагат ак чагат кара чагат коль чагат тау чагат Количество родовых подразделений, видимо, ранее было несравнимо выше, чем показано в таблице. Об этом могут свидетельствовать лексические материалы Н.А. Баскакова (1966, с. 110, 130, 136, 147, 148, 121). В частности, в его словаре упоминаются: «ботовук козон», «медевуш кузон», «кокон комнош», «коду аас комнош», «сары чагат» (желтые чагаты), «сары йагрык» (желтые йагрыки/тяурыки) «согончи йаврук» (лучники йавруки/тяурыки?) и некоторые другие. Очевидно, перечисленные подразделения входили в качестве структурных единиц в сеоки кузен, комнош и тяурык. При этом, следует подчеркнуть, что ряд из них фигурируют в словаре в качестве самостоятельных родов. Тенденция переноса понятия «сеок» на отдельные подразделения наблюдается также по нашим полевым материалам, но она не является определяющей. Подрод являлся, видимо, основной структурно-генеалогической единицей рода туба. Его образовывал коллектив кровных родственников, которые по отношению друг к другу являлись братьями и сестрами (карындаштар). Соответственно браки между представителями одного родового подразделения запрещались – «кыс алышпас». Подобного рода группы (кезек) имели место у автохтонов бассейна р. Лебедь (Функ И.И., Функ Д.А., 1991, с. 31). Однако в отличие от челканцев у туба не был выработан специальный термин для их обозначения. Отдельные родовые подразделения туба, видимо, имеют длительную историю. На это указывают некоторые этнографические материалы. Появление двух подразделений рода кузен увязывается местным населением с именами двух братьев Тонжарак и Педебеш. В основе приведенных прозвищ (имен) лежат личные качества их носителей. Тонжарак был трудолюбив, его одежда (тон) была постоянно грязной и жирной (жарак) от работы, Педебеш - ленивым (отсюда название подразделения – педебеш). Они произвели на свет многочисленное потомство. Их представители сейчас встречаются в Турочакском районе Республики Алтай. Одна из потомков Тонжарак утверждает, что братья стоят в 9 от нее поколении (информатор – П.М. Трапеева). По расчетам К.В. Григоричева, в которых средняя длина поколения принимается за 30 лет, время их жизни следует отнести к середине – второй трети XVII в. (9 x 30 лет = 270 лет; 1925 (год рождения информатора) – 270 лет = 1655 г.). Учитывая возможность погрешностей, определяемых очередностью рождения детей в семьях предков, временем вступления их в брак, временной диапазон для описываемых событий может быть определен как вторая треть XVII в. (1630–1660-е гг.). Косвенно эти расчеты подтверждаются письменными источниками, где зафиксированы отдельные названия родовых подразделений туба еще в период позднего средневековья (Потапов Л.П., 1972, с. 53). В частности, в одном из русских исторических документов, который датируется 1627 г., упоминается «Боланская землица» (ср. палан комнош). О некоторых аспектах формирования родовых подразделений туба свидетельствуют также их названия, которые, условно, можно разделить на несколько классов. Первую, наиболее многочисленную группу, составляют обозначения, связанные с характером расселения подразделений одного рода. К ним относятся горные тюс (тау юстар – по Л.П. Потапову) и чагат (тау чагат), озерные чагат (коль чагат), а также, вероятно, все подроды с цветовым определением – ак (белый), кара (черный), сары (желтый). Известно, что в древности тюркоязычные племена Алтая и Южной Сибири использовали наименование цветов в качестве определения сторон света: черный – север, желтый – центр, белый, видимо - запад и т.д. (Шаниязов К.Ш., 1974, с. 31). У средневековых народов оно сохранялось, но уже только в качестве пережитка. Цветовое прилагательное применялось ими для обозначения отдельных родо-племенных объединений (Шаниязов К.Ш., 1974, с. 32). Вторую группу образуют названия подразделений рода, в которых указывается хозяйственная специализация его членов. Так, среди комнош выделялись калинщики (палан комнош), угольщики (кобурчы кондош – по Л.П. Потапову), а у тюс – саранщики (саргайчы юс – по Л.П. Потапову). Наконец, этнографические или личные особенности представителей отдельных подродов получили отражение в названиях: «в войлочных шапках комнош» (киис порук комнош), «твердые как гусь комнош» (катугас комнош), «шумливые, задиристые тивер (колчай тивер) и некоторых других обозначениях подразделений. В целом анализ структуры рода туба свидетельствует о достаточно устойчивом характере указанного сегмента культуры. Он сохраняется преимущественно в среде старшего поколения, поскольку функция рода как регулятора семейно-брачных отношений дублировалась также на уровне его подразделений. Отчасти их формирование, видимо, восходит к средним векам. На это указывают письменные и этнографические материалы. ЛИТЕРАТУРА Баскаков Н.А. Северные диалекты алтайского (ойротского) языка. Диалект черневых татар (туба-кижи). Грамматический очерк и словарь. М., 1966. 176 с. Потапов Л.П. Тубалары Горного Алтая // Этническая история народов Азии. М., 1972. С. 52–66. Функ И.И., Функ Д.А. К вопросу о процессах трансформации родовой структуры челканцев // Этническая история и культура народов советской страны: Всесоюз. науч. конфер. молодых ученых: Тез. докл. Омск, 1991. С. 30–33. Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа (историко-этнографическое исследование на материалах кипчакского компонента). Ташкент, 1974. 344 с. Опубликовано: Социально-демографические процессы на территории Сибири (древность и средневековье). Кемерово, 2003. С. 198–201. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Колмак Опубликовано 18 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 18 августа, 2015 А, как вариант, что нынешние тубалары и иные малые рода у хакасов, тувинцев с тем же названием или корнем, попросту являются выжившими, раздробленными и полностью ассимилированными с тюрками остатками Тоба для решения этого вопроса не подойдёт? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jambacalmouk Опубликовано 28 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2015 Подойдет Тума=Туба=Дубо=Тува=Тоба и т.п. + лар (или -нар) = тубалар, тывалар + уд (д) = тумад + с = тубас,тобас 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться