Перейти к содержанию
qaqa

Молдобаев Имель Бакиевич - замечательный кыргызский ученый

Рекомендуемые сообщения

Решил дать этот материал на форуме, поскольку уверен, все кто интересуется историей и этнографией Центральной Азии должны знать о таком замечательном человеке, общение с которым было приятным и полезным. Подписываюсь под каждым словом авторов некролога. Совершенно правы. Я часто общался с ним в последние годы его жизни, был у него в гостях. Помню, как гавкала его маленькая, но очень породистая собачка. Он один из первых от и до прочел мою диссертацию, выступил на защите, и непрестанно говорил о важности устной традиции. До сих пор я еще не до конца осознал важность его слов. Статья его учеников вышла в Этнообозрении. Тогда же предлагал Амантуру (ученик Имель Бакиевича и один из самых лучших, на мой взгляд, этнологов Кыргызской Республики) опубликовать ее в Казахстане, но связь с ним потеряли.

Здесь ее прочтут больше специалистов.

Этнографическое обозрение. 2006. № 5. С. 187-190.

А.З. Жапаров, Ж.Ж. Пиримбаева

IN MEMORIAM

ПАМЯТИ ИМЕЛЯ БАКИЕВИЧА МОЛДОБАЕВА

(15.02.1942-19.11.2005)

Этнографическая наука Кыргызстана и стран СНГ утратила одного из хорошо известных своих представителей.

19 ноября 2005 г. после непродолжительной, но тяжелой болезни на 63-м году ушел из жизни заведующий отделом археологии и этнологии Института истории Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор исторических наук, профессор Имель Бакиевич Молдобаев.

Жизнь И.Б. Молдобаева - пример честного и преданного служения науке, человеческой простоты, интеллигентности, порядочности, целеустремленности. До конца своих дней он имел много интересных творческих планов и замыслов, над реализацией которых трудился с завидным упорством. Увы, часть из них никогда уже не сможет осуществиться. Так распорядилась судьба - не стало талантливого и трудолюбивого исследователя. Однако есть одно утешение - остались его ученики-последователи, единомышленники, которые могут продолжить его начинания.

Научная деятельность Имеля Бакиевича была насыщена богатыми и интересными событиями. Нередко он рассказывал коллегам, каким чудесным образом пришел в этнографическую науку, вспоминал об интересных моментах экспедиционной жизни и командировок, которые часто сопровождались какими-то лишениями, но это не создавало особых неудобств, поскольку он был неприхотлив в быту. К тому же каждая поездка предоставляла возможность не только любоваться красотой родной природы, расширять знания, но и открывать для себя и для науки что-то новое. Он получал огромное удовольствие от общения с простыми сельскими жителями - киргизами. Молдобаев всегда делился своими впечатлениями от участия в конференциях и симпозиумах, рассказывая о том, что было для него приоритетным в научной деятельности. Коллеги иной раз недоумевали, как ему удается за краткий срок написать интересные, содержательные доклады для нескольких конференция, но он действительно всегда все успевал.

Почти до середины 1990-х годов И.Б. Молдобаев трудился только в Институте истории HAH КР, проявляя верность институту, где он формировался как ученый. Тогда он несколько критично отзывался о тех, кто работал по совместительству в учебных заведениях. Однако затем сам вынужден был читать лекции студентам, расширив диапазон своей деятельности. К студентам он относился демократично, пытаясь выявить среди них склонных к научной деятельности.

Все коллеги и друзья прекрасно знали, что И.Б. Молдобаев был глубоко порядочным, отзывчивым, интеллигентным человеком, никогда не пользовался плодами чужих трудов, заботливо относился к молодому поколению ученых.

Имелю Бакиевичу не были чужды и такие черты, как упрямство, ранимость. Он мог принять близко к сердцу любой, казалось бы, пустяк. Порой его излишняя склонность к детализации давала повод для разговоров о его буквоедстве. В то же время та¬кие качества способствовали требовательности и дисциплинированности.

И.Б. Молдобаев был прекрасным семьянином: верным и надежным мужем, заботливым отцом и дедушкой для четырех дочерей и внуков. Он стремился воспитывать своих детей и на лучших традициях киргизского народа, и на положительных примерах современности. Нередко он брал с собой кого-нибудь из детей в экспедицию.

Несмотря на прогрессирующую болезнь, И.Б. Молдобаев трудился очень много: писал, редактировал, выступал с докладами. Особенно активно он работал в составе двух диссертационных советов. Частые поездки в Алма-Ату в качестве члена совета, официального оппонента отнимали немало энергии, но он считал это важным для де¬ла, которому преданно служил всю свою жизнь.

В ноябре 2005 г. он побывал в Синьцзяя-Унгурской автономной области КНР в со¬ставе официальной правительственной делегации Кыргызской Республики. Эта поездка оказалась для него последней: после возвращения здоровье его резко ухудшилось, и через несколько дней он скончался.

И.Б. Молдобаев родился 15 февраля 1942 г. в г. Каракол Иссык-Кульской обл. в семье партийного работника. В раннем детстве он лишился матери, а когда ему исполнилось 13 лет, умер и отец, после чего мальчик воспитывался у близких родственников. Учился Имель Бакиевич в знаменитой школе № 5 г. Фрунзе. Пройдя срочную службу в рядах Советской Армии, успешно закончил Автодорожный техникум и получил квалификацию техника-механика. Однако он не связал свою карьеру с техническими дисциплинами, заинтересовавшись гуманитарными науками. Такому решению способствовало его стремление познать историческое и культурное прошлое народов мира в целом и киргизов в частности.

На исторический факультет Киргизского государственного университета И.Б. Молдобаев поступил в 25 лет, с вполне сформировавшимися взглядами и характером. Уже здесь проявилась его способность к самостоятельной исследовательской работе, что не осталось незамеченным для профессорско-преподавательского состава. По рекомендации деканата факультета в 1972 г. он был принят на работу в Институт истории АН Киргизской ССР и стал заниматься изучением больших и малых эпосов. Кандидатская диссертация на тему “Эпос “Жаныш и Байыш” как историко-этнографический источник” была написана им под руководством известного историка К. Усенбаева и блестяще защищена в Лениграде в 1979 г. Он проходил стажировку в северной столице России, получал необходимые рекомендации и консультации методологического характера ведущих ученых С.М. Абрамзона, В.А. Ромодина, А.Д. Грача. Опубликованная вскоре его монография с аналогичным диссертации названием получила положительные отзывы специалистов. И.Б. Молдобаев стал первым киргизским исследователем, положившим начало глубокому изучению эпоса как историко-этнографического источника.

С конца 1970-х годов И.Б. Молдобаев приступил к историко-этнографическому изучению народного героического эпоса “Манас”, ставшего основным объектом его научного интереса до последних дней жизни. Ученым написано более 200 научных и научно-популярных трудов, опубликованных как в республике, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. И.Б. Молдобаев ввел в научный оборот большой объем собственных оригинальных материалов и разработал немало дискуссионных вопросов.

Большой резонанс вызвали три его монографии, посвященные эпосу “Манас”. В книге “Отражение этнических связей киргизов в эпосе “Манас””. опубликованной в 1985 г. издательством “Илим”, автор исследовал проблемы, связанные с освещением процессов, происходивших в среде киргизов, и их взаимосвязей с родственными в историко-этнографическом плане народами. По авторитетному мнению археолога Д.Ф. Винника, на основе исследований, проведенных И.Б. Молдобаевым в рамках ука¬занной книги, более четко просматривается значение не только эпоса “Манас”, но и в целом фольклора киргизов при изучении вопросов их взаимосвязей с народами Южной Сибири и Алтая.

Положительную оценку получила и монография “Эпос “Манас” как источник изучения духовной культуры киргизского народа” (Фрунзе: Илим, 1989), сыгравшая определенную роль в восполнении части имеющихся пробелов в изучении духовной культуры киргизов. Р.Г. Ахметьянов в рецензии на эту книгу, опубликованной в международном научно-теоретическом журнале “Тюркология”, отмечал: “При всех этих, возможно, и субъективных замечаниях книга И.Б. Молдобаева - незаурядное явление, ибо написана она талантливо. Это в целом не только безупречный источник информации, но и пример бережного, одухотворенного, можно сказать, отношения к материалу исследования. Это видно хотя бы из того, что, читая книгу, очень часто получаешь подлинно эсте¬тическое наслаждение. При всей своей деликатности, И.Б. Молдобаев отнюдь не склонен уходить от полемики. В книге можно встретить многочисленные поправки к работам других авторов, которые воспринимаются как призыв к ответственности”.

В монографии “Эпос “Манас” - историко-культурный памятник кыргызов” (Бишкек, 1995) И.Б. Молдобаевым дана подробная историография эпоса “Манас”. Определено время его сложения и этапы развития, поставлен вопрос о комплексном изучении всего эпоса тюрко-монгольских народов. Новые сведения, выявленные в “Манасе”, могут стать существенным дополнением при разработке этнической истории киргизов и их этнокультурных связей с другими народами. Особое внимание автор уделял также значению эпоса в качестве культурного наследия. Книга была удостоена первой премии Госдирекции “Манас-1000” по результатам конкурса, проводимого в рамках празднования юбилея эпоса.

1995 г. стал для Имеля Бакиевича годом активной работы и творческих поисков. Его статьи часто печатались в журналах, сборниках, на страницах периодической печати, он вел большую работу по пропаганде значения эпоса “Манас” на каналах радио и телевидения, собрал новые полевые материалы в ходе комплексной экспедиции. В 1995 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему “Эпос “Манас” - проблемы историко-этнографического исследования”. Внимание исследователя привлек¬ли наименее разработанные вопросы этнокультурной истории киргизов, для их решения были широко привлечены и данные фольклора тюрко-монгольских народов Средней Азии, Волги, Урала, Северного Кавказа.

Долголетняя кропотливая работа ученого была вознаграждена - в 2000 г. он стал лауреатом Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники за цикл работ “Исторнко-этнографическое исследование эпоса “Манас””.

Серьезной заслугой ученого стал сравнительно-генетический и сравнительно-исторический анализ фольклорных повествований, определение на его основе соотношения фольклорных сюжетов и исторической реальности. И.Б. Молдобаев был одним из авторов двухтомного издания “Энциклопедия “Манас”” (на кирг. яз.), он подготовил для него 177 статей.

И.Б. Молдобаев не ограничивался проведением полевых исследований в Кыргызстане. Пожалуй, никто из ученых нашей страны не может сравниться с ним по количеству и продолжительности научных командировок и экспедиций в Южную Сибирь. С 1981 по 2001 г. он много раз посещал хакасов, тувинцев, алтайцев, саха, бурят, тофаларов, во время экспедиций накопил интересные этнографические и фольклорные материалы, использованные им при разработке проблем этно- и культурогенеза.

Особо следует отметить поездку И.Б. Молдобаева на Тибет, которая, по его словам, стала для него подарком судьбы. Он очень гордился тем, что в эту научную экспедицию его пригласили якутские ученые.

Круг научных интересов ученого за последние годы значительно расширился. Не замыкаясь на изучении эпического наследия, он разрабатывал и другие актуальные проблемы истории и этнографии киргизов.

И.Б. Молдобаева хорошо знали коллеги из стран СНГ и дальнего зарубежья. Сам он стремился поддерживать регулярные творческие контакты с крупными научными центрами и отдельными учеными, неоднократно участвовал в совместных экспедициях и научных исследованиях с такими известными специалистами, как Р.Г. Кузеев, В.Н. Басилов, В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков, А. Гоголев, В.И. Бушков и др.

До последних дней жизни Имель Бакиевич продолжал активную научную и педагогическую деятельность, несмотря на тяжелый недуг, о котором знали или догадывались коллеги. Светлый образ Имеля Бакиевича Молдобаева - яркого и целеустремленного ученого - останется в памяти всех, кто его знал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...