qaqa Опубликовано 7 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2010 Решил дать этот материал на форуме, поскольку уверен, все кто интересуется историей и этнографией Центральной Азии должны знать о таком замечательном человеке, общение с которым было приятным и полезным. Подписываюсь под каждым словом авторов некролога. Совершенно правы. Я часто общался с ним в последние годы его жизни, был у него в гостях. Помню, как гавкала его маленькая, но очень породистая собачка. Он один из первых от и до прочел мою диссертацию, выступил на защите, и непрестанно говорил о важности устной традиции. До сих пор я еще не до конца осознал важность его слов. Статья его учеников вышла в Этнообозрении. Тогда же предлагал Амантуру (ученик Имель Бакиевича и один из самых лучших, на мой взгляд, этнологов Кыргызской Республики) опубликовать ее в Казахстане, но связь с ним потеряли. Здесь ее прочтут больше специалистов. Этнографическое обозрение. 2006. № 5. С. 187-190. А.З. Жапаров, Ж.Ж. Пиримбаева IN MEMORIAM ПАМЯТИ ИМЕЛЯ БАКИЕВИЧА МОЛДОБАЕВА (15.02.1942-19.11.2005) Этнографическая наука Кыргызстана и стран СНГ утратила одного из хорошо известных своих представителей. 19 ноября 2005 г. после непродолжительной, но тяжелой болезни на 63-м году ушел из жизни заведующий отделом археологии и этнологии Института истории Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор исторических наук, профессор Имель Бакиевич Молдобаев. Жизнь И.Б. Молдобаева - пример честного и преданного служения науке, человеческой простоты, интеллигентности, порядочности, целеустремленности. До конца своих дней он имел много интересных творческих планов и замыслов, над реализацией которых трудился с завидным упорством. Увы, часть из них никогда уже не сможет осуществиться. Так распорядилась судьба - не стало талантливого и трудолюбивого исследователя. Однако есть одно утешение - остались его ученики-последователи, единомышленники, которые могут продолжить его начинания. Научная деятельность Имеля Бакиевича была насыщена богатыми и интересными событиями. Нередко он рассказывал коллегам, каким чудесным образом пришел в этнографическую науку, вспоминал об интересных моментах экспедиционной жизни и командировок, которые часто сопровождались какими-то лишениями, но это не создавало особых неудобств, поскольку он был неприхотлив в быту. К тому же каждая поездка предоставляла возможность не только любоваться красотой родной природы, расширять знания, но и открывать для себя и для науки что-то новое. Он получал огромное удовольствие от общения с простыми сельскими жителями - киргизами. Молдобаев всегда делился своими впечатлениями от участия в конференциях и симпозиумах, рассказывая о том, что было для него приоритетным в научной деятельности. Коллеги иной раз недоумевали, как ему удается за краткий срок написать интересные, содержательные доклады для нескольких конференция, но он действительно всегда все успевал. Почти до середины 1990-х годов И.Б. Молдобаев трудился только в Институте истории HAH КР, проявляя верность институту, где он формировался как ученый. Тогда он несколько критично отзывался о тех, кто работал по совместительству в учебных заведениях. Однако затем сам вынужден был читать лекции студентам, расширив диапазон своей деятельности. К студентам он относился демократично, пытаясь выявить среди них склонных к научной деятельности. Все коллеги и друзья прекрасно знали, что И.Б. Молдобаев был глубоко порядочным, отзывчивым, интеллигентным человеком, никогда не пользовался плодами чужих трудов, заботливо относился к молодому поколению ученых. Имелю Бакиевичу не были чужды и такие черты, как упрямство, ранимость. Он мог принять близко к сердцу любой, казалось бы, пустяк. Порой его излишняя склонность к детализации давала повод для разговоров о его буквоедстве. В то же время та¬кие качества способствовали требовательности и дисциплинированности. И.Б. Молдобаев был прекрасным семьянином: верным и надежным мужем, заботливым отцом и дедушкой для четырех дочерей и внуков. Он стремился воспитывать своих детей и на лучших традициях киргизского народа, и на положительных примерах современности. Нередко он брал с собой кого-нибудь из детей в экспедицию. Несмотря на прогрессирующую болезнь, И.Б. Молдобаев трудился очень много: писал, редактировал, выступал с докладами. Особенно активно он работал в составе двух диссертационных советов. Частые поездки в Алма-Ату в качестве члена совета, официального оппонента отнимали немало энергии, но он считал это важным для де¬ла, которому преданно служил всю свою жизнь. В ноябре 2005 г. он побывал в Синьцзяя-Унгурской автономной области КНР в со¬ставе официальной правительственной делегации Кыргызской Республики. Эта поездка оказалась для него последней: после возвращения здоровье его резко ухудшилось, и через несколько дней он скончался. И.Б. Молдобаев родился 15 февраля 1942 г. в г. Каракол Иссык-Кульской обл. в семье партийного работника. В раннем детстве он лишился матери, а когда ему исполнилось 13 лет, умер и отец, после чего мальчик воспитывался у близких родственников. Учился Имель Бакиевич в знаменитой школе № 5 г. Фрунзе. Пройдя срочную службу в рядах Советской Армии, успешно закончил Автодорожный техникум и получил квалификацию техника-механика. Однако он не связал свою карьеру с техническими дисциплинами, заинтересовавшись гуманитарными науками. Такому решению способствовало его стремление познать историческое и культурное прошлое народов мира в целом и киргизов в частности. На исторический факультет Киргизского государственного университета И.Б. Молдобаев поступил в 25 лет, с вполне сформировавшимися взглядами и характером. Уже здесь проявилась его способность к самостоятельной исследовательской работе, что не осталось незамеченным для профессорско-преподавательского состава. По рекомендации деканата факультета в 1972 г. он был принят на работу в Институт истории АН Киргизской ССР и стал заниматься изучением больших и малых эпосов. Кандидатская диссертация на тему “Эпос “Жаныш и Байыш” как историко-этнографический источник” была написана им под руководством известного историка К. Усенбаева и блестяще защищена в Лениграде в 1979 г. Он проходил стажировку в северной столице России, получал необходимые рекомендации и консультации методологического характера ведущих ученых С.М. Абрамзона, В.А. Ромодина, А.Д. Грача. Опубликованная вскоре его монография с аналогичным диссертации названием получила положительные отзывы специалистов. И.Б. Молдобаев стал первым киргизским исследователем, положившим начало глубокому изучению эпоса как историко-этнографического источника. С конца 1970-х годов И.Б. Молдобаев приступил к историко-этнографическому изучению народного героического эпоса “Манас”, ставшего основным объектом его научного интереса до последних дней жизни. Ученым написано более 200 научных и научно-популярных трудов, опубликованных как в республике, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. И.Б. Молдобаев ввел в научный оборот большой объем собственных оригинальных материалов и разработал немало дискуссионных вопросов. Большой резонанс вызвали три его монографии, посвященные эпосу “Манас”. В книге “Отражение этнических связей киргизов в эпосе “Манас””. опубликованной в 1985 г. издательством “Илим”, автор исследовал проблемы, связанные с освещением процессов, происходивших в среде киргизов, и их взаимосвязей с родственными в историко-этнографическом плане народами. По авторитетному мнению археолога Д.Ф. Винника, на основе исследований, проведенных И.Б. Молдобаевым в рамках ука¬занной книги, более четко просматривается значение не только эпоса “Манас”, но и в целом фольклора киргизов при изучении вопросов их взаимосвязей с народами Южной Сибири и Алтая. Положительную оценку получила и монография “Эпос “Манас” как источник изучения духовной культуры киргизского народа” (Фрунзе: Илим, 1989), сыгравшая определенную роль в восполнении части имеющихся пробелов в изучении духовной культуры киргизов. Р.Г. Ахметьянов в рецензии на эту книгу, опубликованной в международном научно-теоретическом журнале “Тюркология”, отмечал: “При всех этих, возможно, и субъективных замечаниях книга И.Б. Молдобаева - незаурядное явление, ибо написана она талантливо. Это в целом не только безупречный источник информации, но и пример бережного, одухотворенного, можно сказать, отношения к материалу исследования. Это видно хотя бы из того, что, читая книгу, очень часто получаешь подлинно эсте¬тическое наслаждение. При всей своей деликатности, И.Б. Молдобаев отнюдь не склонен уходить от полемики. В книге можно встретить многочисленные поправки к работам других авторов, которые воспринимаются как призыв к ответственности”. В монографии “Эпос “Манас” - историко-культурный памятник кыргызов” (Бишкек, 1995) И.Б. Молдобаевым дана подробная историография эпоса “Манас”. Определено время его сложения и этапы развития, поставлен вопрос о комплексном изучении всего эпоса тюрко-монгольских народов. Новые сведения, выявленные в “Манасе”, могут стать существенным дополнением при разработке этнической истории киргизов и их этнокультурных связей с другими народами. Особое внимание автор уделял также значению эпоса в качестве культурного наследия. Книга была удостоена первой премии Госдирекции “Манас-1000” по результатам конкурса, проводимого в рамках празднования юбилея эпоса. 1995 г. стал для Имеля Бакиевича годом активной работы и творческих поисков. Его статьи часто печатались в журналах, сборниках, на страницах периодической печати, он вел большую работу по пропаганде значения эпоса “Манас” на каналах радио и телевидения, собрал новые полевые материалы в ходе комплексной экспедиции. В 1995 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему “Эпос “Манас” - проблемы историко-этнографического исследования”. Внимание исследователя привлек¬ли наименее разработанные вопросы этнокультурной истории киргизов, для их решения были широко привлечены и данные фольклора тюрко-монгольских народов Средней Азии, Волги, Урала, Северного Кавказа. Долголетняя кропотливая работа ученого была вознаграждена - в 2000 г. он стал лауреатом Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники за цикл работ “Исторнко-этнографическое исследование эпоса “Манас””. Серьезной заслугой ученого стал сравнительно-генетический и сравнительно-исторический анализ фольклорных повествований, определение на его основе соотношения фольклорных сюжетов и исторической реальности. И.Б. Молдобаев был одним из авторов двухтомного издания “Энциклопедия “Манас”” (на кирг. яз.), он подготовил для него 177 статей. И.Б. Молдобаев не ограничивался проведением полевых исследований в Кыргызстане. Пожалуй, никто из ученых нашей страны не может сравниться с ним по количеству и продолжительности научных командировок и экспедиций в Южную Сибирь. С 1981 по 2001 г. он много раз посещал хакасов, тувинцев, алтайцев, саха, бурят, тофаларов, во время экспедиций накопил интересные этнографические и фольклорные материалы, использованные им при разработке проблем этно- и культурогенеза. Особо следует отметить поездку И.Б. Молдобаева на Тибет, которая, по его словам, стала для него подарком судьбы. Он очень гордился тем, что в эту научную экспедицию его пригласили якутские ученые. Круг научных интересов ученого за последние годы значительно расширился. Не замыкаясь на изучении эпического наследия, он разрабатывал и другие актуальные проблемы истории и этнографии киргизов. И.Б. Молдобаева хорошо знали коллеги из стран СНГ и дальнего зарубежья. Сам он стремился поддерживать регулярные творческие контакты с крупными научными центрами и отдельными учеными, неоднократно участвовал в совместных экспедициях и научных исследованиях с такими известными специалистами, как Р.Г. Кузеев, В.Н. Басилов, В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков, А. Гоголев, В.И. Бушков и др. До последних дней жизни Имель Бакиевич продолжал активную научную и педагогическую деятельность, несмотря на тяжелый недуг, о котором знали или догадывались коллеги. Светлый образ Имеля Бакиевича Молдобаева - яркого и целеустремленного ученого - останется в памяти всех, кто его знал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться