Дмитрий Верхотуров Опубликовано 30 декабря, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2007 Знаем, теперь любых археологов старается народ отстреливать... Экспедиции только возле крупных населенных пунктов работают... Или только в сотрудничестве с Горно-Алтайским университетом... Теперь, после молодинских подвигов, потребуются годы упорной работы, чтобы восстановить доверие к ученым. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тюрколог Опубликовано 31 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2007 Дима спасибо за статью!!! С новым годом!!! :kz1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 31 декабря, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2007 После Нового Года будет продолжение темы, только немного в другом русле. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 10 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 10 января, 2008 Вот, пошло продолжение темы. Теперь о музейных собраниях. Колониальная археология: музейный аспект Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Стрелок Опубликовано 10 января, 2008 Поделиться Опубликовано 10 января, 2008 Здравствуйте, Дмитрий! С праздниками! Прочитал Вашу статью, очень серьезная тема. Хотел бы обратить внимание на некоторые моменты. Вы пишете: «В силу этого порядка, подавляюще большая часть археологических материалов, собранных на Алтае, хранится далеко за пределами региона». Это, надо сказать, вполне естественно, так как на территории Республики Алтай не было и нет условий для хранения находок, не говоря уже об их реставрации, изучении, экспонировании и др. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что раскопанную в этом году мумию на территории Алтайского края (являюсь участником этих раскопок) отправили не куда-нибудь, а в Эрмитаж. Опять же, не корысти ради, не от того, что просто не хочется отдавать в Алтайский краеведческий музей, а для обеспечения выше обозначенных необходимых условий. Колониальная археология или позиция ученых, главная цель которых – обеспечить всестороннее, комплексное исследование материалов? Опять Вас цитирую: «В плане археологического изучения Алтаю сильно не повезло. В отличие от Енисейской губернии и Красноярского края, где довольно рано появились местные ученые и энтузиасты изучения старины, где еще в XIX веке появились музеи (Минусинский, Красноярский, Ачинский), в которые поступали материалы раскопок и случайные находки». Позволю себе с Вами не согласиться. Очень даже повезло вещам, коллекциям с Горного Алтая. Многие находки были изучены и сохранены для современных исследователей. Интересный пример. Минусинский музей – безусловно, настоящая сокровищница. Экспозиции на высоком уровне. Работают в музее прекрасные люди, очень приятно с ними общаться (правда довелось всего однажды). Однако, думается, Вы там не работали с вещами. В противном случае Вы бы знали, что ситуация не столь уж радужна, многие вещи не паспортизированы, атрибуция их практически невозможна. Безусловно, много случайных находок. «Можно только гадать, какие культурные ценности спрятаны в ящиках этих хранилищ. Материалы раскопок крайне редко получали полную публикацию, потому и по научной литературе нельзя составить представления об археологических коллекциях» - Ваши слова. Это прямо о Минусинском музее. Причин много – вопросы финансирования, в том числе. Все же не центральное заведение… Советую Вам пообщаться с сотрудниками местных музеев, много полезной информации узнаете. Надо учитывать реалии времени. А еще Вам пример ощущения алтайцами генетической связи с носителями пазырыкской культуры. Есть деревенька (каждый год мимо нее проезжаем, направляясь на раскопки), где деревянный туалет (честное слово, весьма мягкое его наименование) стоит прямо на кургане пазырыкской культуры. Хотя, конечно, ни о чем конкретном это обстоятельство не говорит… Да и вопрос о генетическом родстве современных алтайцев и «пазырыкцев», Вами затронутый - отдельная тема, обязательно ее обсудим. А в остальном, что касается регулирования деятельности музеев, сдачи археологических коллекций, их документирования и др. – полностью согласен. Однако это ОГРОМНАЯ работа. Кто бы за нее взялся? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 10 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 10 января, 2008 Ну, про туалет на кургане - это классическая отмазка. В другом месте мне привели пример со свалкой на курганах, которая оказалась при детальном расспросе "дикой" стоянкой для автотуристов, которых много стало на Алтае. Вы точно уверены, что это сделали именно алтайцы, а не какие-нибудь "понаехавшие"? Вот в Хакасии, в Казановке, Аскизского района, курганы на территории это типичного хакасского аала были аккуратно обнесены забором. А вот строители дороги невдалеке от села, зачем-то вывернули тагарский курган экскаватором, несмотря на то, что он был метрах в 30 от дороги. На возможно запасенные возражения о том, что де, алтайцы пьют, я скажу, что лично видел, как два археолога со степенями кандидатов исторических наук, пили лосьон "Огуречный" и жидкость для чистки окон "Росинка". А другой мой знакомый археолог как-то раз напился так, что заснул на матрасе в лаборатории с запаленной сигаретой и устроил пожар. По поводу условий хранения. А что, условий для хранения предметов из камня, бронзы, железа, кости и других столь же сохранных материалов, тоже, по-Вашему, в республике нет? В Красноярском музее была аналогичная проблема, но ее вроде бы решили. Там было много возни со старыми описями, и кое-чего не удалось разыскать. Но коренное отличие Минусинского музея от складов в лабораториях и институтах состоит в том, что музей все же обнародовал данные о своих фондах и свободно пускает исследователей для работы. Выделят бюджет, Минусинский музей приведет свои коллекции в порядок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Стрелок Опубликовано 11 января, 2008 Поделиться Опубликовано 11 января, 2008 Ну, про туалет на кургане - это классическая отмазка. В другом месте мне привели пример со свалкой на курганах, которая оказалась при детальном расспросе "дикой" стоянкой для автотуристов, которых много стало на Алтае. Вы точно уверены, что это сделали именно алтайцы, а не какие-нибудь "понаехавшие"? Дело ведь не только в том, кто поставил сарайчик – приезжий или местный. Дело в том как местные патриоты терпят подобную ситуацию? Ведь прямое оскорбление «предков». По поводу условий хранения. А что, условий для хранения предметов из камня, бронзы, железа, кости и других столь же сохранных материалов, тоже, по-Вашему, в республике нет? Чтобы передать вещи на хранение, чтобы они были в нормальном состоянии и не разрушались необходимо не просто хранение (то есть пустая комната, такую, конечно, найти не трудно). Необходима хотя бы первичная консервация (для многих находок, в том числе из бронзы, железа и др.). Чтобы выставить находку в экспозицию и чтобы она там действительно «блистала» стоит осуществить реставрацию. Начнем хотя бы с этого. А где специалисты? Выделят бюджет, Минусинский музей приведет свои коллекции в порядок. А вот если выделят бюджет, и не только для Минусинского музея, но и для других местных – будет просто прекрасно. А пока груды материала лежат. Интереснейшего материала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 11 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 11 января, 2008 Ничего, снесут со временем. Не волнуйтесь. Специалистов можно пригласить по временному контракту из других музеев, хоть из Москвы, хоть из Лондона. Не находите, что этот аргумент об отсутствии специалистов в поддержку колониального грабежа национального достояния алтайцев несколько кривоват? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Стрелок Опубликовано 12 января, 2008 Поделиться Опубликовано 12 января, 2008 Ничего, снесут со временем. Не волнуйтесь. Специалистов можно пригласить по временному контракту из других музеев, хоть из Москвы, хоть из Лондона. Не находите, что этот аргумент об отсутствии специалистов в поддержку колониального грабежа национального достояния алтайцев несколько кривоват? Может и снесут, а пока терпят что ли или выжидают? Не заметил, честно говоря, где, в каком месте я поддерживал "колониальный грабеж". Не вижу я и самого этого грабежа, а вижу действия, продиктованные либо реальной ситуацией, либо поступками отдельных людей (которые могут быть, действительно продиктованы личной выгодой, амбициями и др.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 12 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 12 января, 2008 В республике есть масса проблем и кроме этого туалета, требующих неотложного решения. Вот эта Ваша фраза: Чтобы передать вещи на хранение, чтобы они были в нормальном состоянии и не разрушались необходимо не просто хранение (то есть пустая комната, такую, конечно, найти не трудно). Необходима хотя бы первичная консервация (для многих находок, в том числе из бронзы, железа и др.). Чтобы выставить находку в экспозицию и чтобы она там действительно «блистала» стоит осуществить реставрацию. Начнем хотя бы с этого. А где специалисты? В нашем контексте фантастической бедности алтайских музеев все подобные разговоры - это прямая поддержка колониального грабежа алтайского национального достояния. Этот факт бедности фондов можно объяснить самым разным образом: ситуацией или поступками людей. Но они, все вместе, складываются в картину длительного, в течение не менее 150 лет, безостановочного вывоза с Алтая всех, сколько-нибудь ценных археологических материалов. И это продолжается по сей день. Этот безостановочный вывоз я и называю колониальным ограблением. Я Вам могу только посочувствовать, если Вы не замечаете столь очевидных, столь сильно бросающихся в глаза вещей. Это значит, что Вы явно не замечаете чего-то важного, что относится к Вам лично самым непосредственным образом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Стрелок Опубликовано 12 января, 2008 Поделиться Опубликовано 12 января, 2008 В республике есть масса проблем и кроме этого туалета, требующих неотложного решения. Согласен В нашем контексте фантастической бедности алтайских музеев все подобные разговоры - это прямая поддержка колониального грабежа алтайского национального достояния. Этот факт бедности фондов можно объяснить самым разным образом: ситуацией или поступками людей. Но они, все вместе, складываются в картину длительного, в течение не менее 150 лет, безостановочного вывоза с Алтая всех, сколько-нибудь ценных археологических материалов. И это продолжается по сей день. Этот безостановочный вывоз я и называю колониальным ограблением. Я Вам могу только посочувствовать, если Вы не замечаете столь очевидных, столь сильно бросающихся в глаза вещей. Это значит, что Вы явно не замечаете чего-то важного, что относится к Вам лично самым непосредственным образом. Думаю, сочувствие излишне. Просто моя точка зрения отличается от Вашей. Мог бы говорить о грабеже в том случае, если бы в Республике Алтай существовал музейный центр со всеми условиями (которые обсуждались выше и необходимость которых, думаю, Вы не станете отрицать), а материалы раскопок продолжали увозиться в другие центры. Следуя Вашей логике, могу воскликнуть: Безобразие, почему же находки с Укока (например) должны храниться в музее в Горно-Алтайске? Почему их не хранить где-нибудь рядом, в ближайшем селении (хотя, правда, с таковыми сложно). А почему же, когда новосибирские археологи (столь Вами нелюбимые) возвратят материалы раскопок прошедшего года в Монголию, их выставят в Улан-Баторе, в специально созданном музейном центре, а не в какой-нибудь юрте вблизи места раскопок? А как насчет материалов известнейшего памятника Аржан (первого и второго), почему же материалы раскопок хранятся не где-нибудь в ближайшей деревушке, даже не в Кызыле, а в Эрмитаже? Ответ очевиден. К вопросу о возврате музейных коллекций в случае создания необходимых условий на местах. Вопрос очень сложен. Эпизодические возвраты не изменят ситуации, а массовая перевозка почти невозможна. Вопрос не только и не столько финансовый, как Вы понимаете. Проблема в сохранности материалов (потеря, возможность разрушения и др.). В данном случае интересно Ваше мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 12 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 12 января, 2008 К Вашему сведению, в Республике Алтай существует Национальный музей им. Анохина, а также в 1994 году создан археологический музей при Горно-Алтайском государственном университете. Вообще, в составе ГАГУ имеются три музея: археологический, краеведческий и зоологический. В ГАГУ на историческом факультете существует также кафедра археологии, этнографии и источниковедения. С 1996 года - аспирантура по специальности "археология", с 1998 года - Лаборатория археологии. Кафедра имеет довольно широкие связи. Среди российских университетов и научных центров - это Институт археологии РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Алтайский госуниверситет, Новосибирский госуниверситет, Барнаульский пед.университет, Бийский пед.университет и ряд других. Тесные научные контакты поддерживаются с университетами г.Гент (Бельгия), отделом образования администрации префектуры г.Осака (Япония), центром исследования древнего искусства г.Валкомония (Италия), Институтом археологии АН Казахстана, Монгольским Национальным университетом. Так что Ваши сомнения основываются на неверном представлении. В республике есть и музейный центр, и специализированный университетский музей, и кафедра, и лаборатория. Вся минимально необходимая инфраструктура для хранения и изучения коллекций имеется. В случае необходимости, могут пригласить специалистов не только из России. В свете этих фактов, Ваши рассуждения о том, почему надо и дальше грабить Алтай, являются совершенно бессодержательными. А теперь скажите мне, можете ли Вы дать твердую гарантию, что в Новосибирске, Москве и Петербурге все коллекции хранятся в идеальном состоянии, и ничего утрачено не было? Громкий случай с расследованием краж из Эрмитажа заставляет поднять вопрос о сохранности коллекций даже в самых крупных музеях. Передача не ведет к утрате коллекций. К утрате коллекций ведет многолетнее хранение неописанного и незарегистрированного материала. Потому коллекции нужно передавать как из университетских музеев, так и из московских, петербургских и новосибирских. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 13 января, 2008 Поделиться Опубликовано 13 января, 2008 Мне кажется, что чем больше музеев, где представлен Алтай, тем будет лучше и для Алтая (я имею в виду не только Русский, но и Казахский, Монгольский и Китайский) и для его населения. Тогда врядли пройдут проекты строительсва ГЭС на Чуе (был такой в 1970-х), на Катуне, а также прокладке газопровода через Укок. С помощью музеев и тематических выставок, как, например, та, которая была в прошлом году в Историческом музее Москвы, или та, которая была в прошлом году в Алма-Аты. Народ хоть узнает, что есть такое место на земле. Сейчас вот немцы знакомятся с укокскими находками. Лично мне приятно увидеть в Историческом музее Москвы вещи из катандинского и берельского курганов, в Эрмитаже - находки из Пазырыкских, Туэктинском и Башадарских курганов. А в Алма-Аты - из последних раскопок Берельских курганов. И как приятно знать, что в Антарктиде стоит церковь, срубленная алтайскими мастерами. Мне, когда я бываю в Сибири, не лень сделать крюк, и зайти в милый "детсадовский" музей в Академгородке, где мне скажут, что ближайшую экскурсию надо "подождать 5 часов, когда приедет японская делегация". Я за эти 5 часов успею полюбоваться людьми городка, с удовольствием прогуляться по его лесопарку, а также познакомиться и закупить последние книжные и журнальные новинки по этнографии, истории и археологии. Я с радостью каждый раз заезжаю в Горно-Алтайский музей им. Анохина, где в очередной раз встречу что-нибудь новое для себя среди старых экспонатов. По дороге в Монголию, я люблю заезжать в школу пос. Кокоря, где ее директор - Бидинов Край Адарович, покажет мне и моим друзьям свой музей и расскажет новости про своих учеников. В этом году, я упросил попутчиков сделать "крюк" и мы заехали в долину р. Каракол, чтобы поздороваться с Валентиной Казапаевной Паянтиновой и познакомиться с ее музеем в дер. Кулада. Также мне интересно заходить в гости в музей Верхнего Уймона к Раисе Павловне и пить чай с медом с директором музея села Мендур-Сокон - Николаем Андреевичем Шодоевым. Удивительно, но ни кто из них, создавших музеи своими руками не жаловался мне на грабеж со стороны государства. Помню, Шадоев обижался на отсутствие интереса к музею со стороны местного населения. В музеях Ховда и Баян-Ульгия мне не всегда бывает уютно, т. к. я не знаком с местным языком. Тогда я достаю фотоаппарат, делаю снимки и затем задаю по ним всякие дурацкие вопросы на этом форуме. Мне интересно зайти в центральное здание МГУ и посмотреть на спасенные колонны, сделанные из алтайского мрамора. Кому сказать - при взрыве храма Христа Спасителя нашлись люди, которые спрятали эти колонны, а затем использовали при страительстве МГУ. А четыре колонны которые поддерживают сень в храме "спаса на крови" в Спб. К чему все это я? Кто хочет, тот будет интересоваться историей и археологией родного края. А кому это не нужно, тот и за 100 м никогда ни в какой музей не пойдет. Я знаю много москвичей, которым "по барабану" московские музеи. В тоже время, во время одной из экспедиций по Камчатке, я познакомился с фрау, которая дала название "укокская принцесса". На Байкале в Слюдянке, я познакомился с интереснейшим мужиком, который создал геологический музей и организовал для местных пацанов туристический клуб. Во время походов он знакомит ребят с байкальскими минералами. А взять пример Смирнова, который жил на Телецком озере и создал удивительный сад. Много лет назад мне посчастливилось с ним встретится и мы гуляли по замечательному саду. Что только Николай Павлович не пережил при реализации своей мечты. Образ Робинзона Крузо, по сравнению со Смирновым - ничто. Такого же энтузиаста я встретил на севере Камчатки. Мужик создал уникальный музей по истории и этнографии эвенов. А также подобрал замечательный коллектив для этого музея. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Стрелок Опубликовано 14 января, 2008 Поделиться Опубликовано 14 января, 2008 Передача не ведет к утрате коллекций. К утрате коллекций ведет многолетнее хранение неописанного и незарегистрированного материала. Потому коллекции нужно передавать как из университетских музеев, так и из московских, петербургских и новосибирских. К Вашему сведению, в Республике Алтай существует Национальный музей им. Анохина, а также в 1994 году создан археологический музей при Горно-Алтайском государственном университете. Вообще, в составе ГАГУ имеются три музея: археологический, краеведческий и зоологический. В ГАГУ на историческом факультете существует также кафедра археологии, этнографии и источниковедения. С 1996 года - аспирантура по специальности "археология", с 1998 года - Лаборатория археологии. Все это мне отлично известно, знаком лично со многими сотрудниками названных Вами учреждений и посещал их. Никогда не отрицал сам факт наличия этих структур. Однако одно дело – существование, другое дело – возможности. Безусловно, сложная ситуация сложилась не только в Горно-Алтайске. То же самое и в Томске (музей им. Флоринского), Барнауле (краеведческий, университетский)_и т.д. Люди, работающие здесь, настоящие энтузиасты, однако возможности их объективно ограничены. Есть хорошие друзья среди сотрудников Эрмитажа. Безусловно, там свои нюансы. Но уж если и можем мы говорить о музейных центрах мирового уровня в России (во всех отношениях), то это в первую очередь ГИМ и Эрмитаж. Вы хоть представляете себе как эта передача может осуществляться? Огромный массив материала придется везти через всю страну. Многие находки просто не выдержат такого. Значит уже ограничение. А вдруг среди подобных вещей, оставленных на месте, окажется какая-нибудь знаменитейшая, ярчайшая находка? Кто-нибудь опять почувствует себя обделенным, опять повод для громкой кампании о дискриминации, бесправных колониях и др. Это только один аспект. Мне кажется, что чем больше музеев, где представлен Алтай, тем будет лучше и для Алтая (я имею в виду не только Русский, но и Казахский, Монгольский и Китайский) и для его населения. Тогда врядли пройдут проекты строительсва ГЭС на Чуе (был такой в 1970-х), на Катуне, а также прокладке газопровода через Укок. С помощью музеев и тематических выставок, как, например, та, которая была в прошлом году в Историческом музее Москвы, или та, которая была в прошлом году в Алма-Аты. Народ хоть узнает, что есть такое место на земле. Сейчас вот немцы знакомятся с укокскими находками. [Алтай, отличные слова! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 14 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 14 января, 2008 Не убедили. Чем принципиально возможности Эрмитажа или ГИМа больше Национального музея? Только штатами и помещениями. В реставрации уникальных находок все равно участвуют специалисты из нескольких, иногда десяткой институтов. Это нормальная, широко распространенная практика. Алтайские мумии, привезенные в Эрмитаж, консервировали специалисты Московского научно-исследовательского и учебно-методического центра биомедицинских технологий ВИЛАР (он же выполнял бальзамирование Ленина), над мумиями и органическими находками с Укока трудились специалисты из этого же университета, Центра реставрации и консервации археологических предметов в городе Нара (Япония) и Института ядерной физики СО РАН. Что, эти специалисты не могут приехать в Горно-Алтайск? В Горно-Алтайск нельзя доставить оборудование и необходимые материалы? Почему же, когда новосибирцы приглашают специалистов из других городов и стран, никто не кричит о том, что в Новосибирске нет, де, возможностей для хранения и изучения находок? А как тогда коллекции, те же алтайские мумии, возят на заграничные выставки? Наверное, перемещают через телепортаторы или заклинаниями? Как возят за рубеж, так же привезут и в Горно-Алтайск. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 14 января, 2008 Поделиться Опубликовано 14 января, 2008 А как тогда коллекции, те же алтайские мумии, возят на заграничные выставки? Наверное, перемещают через телепортаторы или заклинаниями? Как возят за рубеж, так же привезут и в Горно-Алтайск. В сентябре в Академгородке услышал необычную новость. Одна из сотрудниц музея сказала мне, что возможны проблемы при вывозе обратно в Монголию тех останков, которые экспедиция Молодина и монгольских коллег нашла в прошлом году в Монгольском Алтае. Как я понял, суть проблемы в том, что после реставрации останков, их сткатус якобы изменился. Возможно ли такое? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 14 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 14 января, 2008 Нужна более подробная информация. Что за находки и в чем суть дела. Но если Молодин решил себе присвоить монгольские находки, то, боюсь, у него начнутся по-настоящему крупные неприятности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
П.А. Опубликовано 15 января, 2008 Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 1. Но уж если и можем мы говорить о музейных центрах мирового уровня в России (во всех отношениях), то это в первую очередь ГИМ и Эрмитаж.2. Вы хоть представляете себе как эта передача может осуществляться? Огромный массив материала придется везти .... 1. Да. 2. Дело не в этом, перевезти можно что угодно и куда угодно, была бы объективная надобность. А её нет. Находки определённого класса должны находиться в центрах соответствующего уровня. В Сибири это Нск, Томск, Крск, Кемерово, Иркутск - но никак не алтайские центры. Они, весьма вероятно (а лично я в этом абсолютно уверен), вырастут - во всяком случае, умная и перспективная конференционная и издательская политика Тишкина и Соёнова в Барнауле и ГА создаёт предпосылки к образованию местных центров должного уровня - но это покамест ещё дело будущего. Вырастут центры, появится привычка к ним, сформируется международное реноме, устаканится регулярное финансирование. А пока - см. выше, уровень находок определяет и уровень центра, где их хранить. Противопоставлять логике развития науки несвоевременные претензии, мягко говоря, неумно: это только вредит формированию центров. Нужно растить там свои классные кадры, обеспечивать им условия для работы на месте, и всё получится. Но пока, к сожалению, с помощью "археологических" скандалов об раскрученные находки чаще просто пиарятся люди, которым нет дела ни до науки, ни до региональных центров, а есть - только до собственной карьеры, заложниками которой они и хотят сделать всех и всё кругом, не особо задумываясь о последствиях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Стрелок Опубликовано 15 января, 2008 Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 2. Дело не в этом, перевезти можно что угодно и куда угодно, была бы объективная надобность. А её нет. Находки определённого класса должны находиться в центрах соответствующего уровня. В Сибири это Нск, Томск, Крск, Кемерово, Иркутск - но никак не алтайские центры. Они, весьма вероятно (а лично я в этом абсолютно уверен), вырастут - во всяком случае, умная и перспективная конференционная и издательская политика Тишкина и Соёнова в Барнауле и ГА создаёт предпосылки к образованию местных центров должного уровня - но это покамест ещё дело будущего. Вырастут центры, появится привычка к ним, сформируется международное реноме, устаканится регулярное финансирование. А пока - см. выше, уровень находок определяет и уровень центра, где их хранить. Противопоставлять логике развития науки несвоевременные претензии, мягко говоря, неумно: это только вредит формированию центров. Нужно растить там свои классные кадры, обеспечивать им условия для работы на месте, и всё получится. Но пока, к сожалению, с помощью "археологических" скандалов об раскрученные находки чаще просто пиарятся люди, которым нет дела ни до науки, ни до региональных центров, а есть - только до собственной карьеры, заложниками которой они и хотят сделать всех и всё кругом, не особо задумываясь о последствиях. Полностью присоединяюсь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 15 января, 2008 Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 Но пока, к сожалению, с помощью "археологических" скандалов об раскрученные находки чаще просто пиарятся люди, которым нет дела ни до науки, ни до региональных центров, а есть - только до собственной карьеры, заложниками которой они и хотят сделать всех и всё кругом, не особо задумываясь о последствиях. Согласен. Подобным особям наплевать на алтайцев и их историю, на ученых, попавших под обстрел, на всех и вся, кроме своего ср поганого имени. Стыд и позор. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 15 января, 2008 Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 В этом споре, думаю, уместно вспомнить Кубарева-старшего, который "болен" Алтаем и постоянно устраивает в местных музеях фотовыставки, показывающие красоту Горного Алтая. Лично я был на двух - в Горно-Алтайском музее и в Бийском музее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Верхотуров Опубликовано 15 января, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 П.А. скажите, а как вырастить на Алтае классного специалиста, если все материалы то в Петербурге, то в Москве, то в Новосибирске с Кемерово? Ведь археологу нужен опыт работы с подлинным материалом. Как он его получит на Алтае с его поразительно бедными коллекциями? Не находите, что Ваши два предложения: растить на Алтае классных специалистов, и хранить находки в крупных музейных центрах, диаметрально противоположны и противоречат друг другу? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 15 января, 2008 Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 Да есть такая проблема в Сибири. Обычно редкие находки в Якутии с крупными костными останками, европеидными черепами, большими редкостными мечами увозят в Новосибирск якобы для дальнейшего научного иучения, и там они со временем бесследно пропадают... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 15 января, 2008 Модераторы Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 Находки определённого класса должны находиться в центрах соответствующего уровня. В Сибири это Нск, Томск, Крск, Кемерово, Иркутск - но никак не алтайские центры....уровень находок определяет и уровень центра, где их хранить. Противопоставлять логике развития науки несвоевременные претензии, мягко говоря, неумно... Нужно растить там свои классные кадры, обеспечивать им условия для работы на месте, и всё получится. Но пока, к сожалению, с помощью "археологических" скандалов об раскрученные находки чаще просто пиарятся люди, которым нет дела ни до науки, ни до региональных центров, а есть - только до собственной карьеры, заложниками которой они и хотят сделать всех и всё кругом, не особо задумываясь о последствиях. Не понятно.1. "Уровни", "центры"... - это и есть колонизаторское мышление. 2. Что такое еще "логика развития науки"? 3. Как выращивать кадры без нормальных музеев и центров? В Хакасии 2 кандидата-археолога. Не нужно копать пока нет археологов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 15 января, 2008 Поделиться Опубликовано 15 января, 2008 Не понятно.1. "Уровни", "центры"... - это и есть колонизаторское мышление. 2. Что такое еще "логика развития науки"? 3. Как выращивать кадры без нормальных музеев и центров? В Хакасии 2 кандидата-археолога. Не нужно копать пока нет археологов. Скажите, Стас, осуждаете ли Вы археологические работы Радлова? Для меня, кстати, загадка, как этот русский немец узнал о Берельском курганном поле, если эта территория, только год назад перешла по Чугучакскому договору к России? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться