Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

В Тыве кроме Улуг-Хем есть река Улуг-О (левый приток Бий-Хема), расход воды в которой раз в 50 меньше чем в Улуг-Хеме. Но в названии присутствует часть "улуг" - великий.

В книги Зоя Донгак "В краю вечных ледников", Кызыл, 2003. я с удивлением обнаружил, что автор о р. Каа-Хем говорит, что древнее ее название - Кадын-Хем. А Бий-Хем раньше называли Бег-Хем (верховная река).

У меня же с Бий-Хемом возникла ассоциация с названием алтайской реки Бия.

А с Каа-Хемом (Кадын-Хем) - возникла ассоциация с названием другой большой алтайской реки Катунь, о которой Петр Чихачев в 1842 г. говорил: «Жители Горного Алтая связывают название Катунь со словом кадын – хозяйка, царица, ханша».

Интересно узнать когда и кто дал название Катуни и Бии. Может это были сайоны, пришедшие на Алтай из Тувы в 17 веке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В КЫргызстане есть такие названия: Орто-Сай, Каджи-Сай, Ак-Сай и т.п.

Делайте выводы сами по поводу Эне Сая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Насколько мне известно, названия рек у кыргызов стратифицируются таким образом:

мелкие, небольшие реки называются САЙ (Ак-сай, Шарихан-Сай и т.д.)

большие реки именуются ДАРЬЯ (Кара-дарья)

Наименования рек САЙ и ДАРЬЯ встречаются не только в Кыргызстане, практически во всем ареале обитания тюркоязычных этносов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько мне известно, названия рек у кыргызов стратифицируются таким образом:

мелкие, небольшие реки называются САЙ (Ак-сай, Шарихан-Сай и т.д.)

большие реки именуются ДАРЬЯ (Кара-дарья)

Наименования рек САЙ и ДАРЬЯ встречаются не только в Кыргызстане, практически во всем ареале обитания тюркоязычных этносов.

Ну это логично что слово "сай" само не означает река а имеет смысл что русло или если река маленькая почти ручъя обычно между берегами бывает русло реки мелькими камешками.

На монгольском "сайр" = "сай" - сухое русло с мелькими камешками даже если там течет речушка.

На тувинском языке река это "хем" или "кем" и большие и маленькие.

На монгольском "гол" - река, если болшая река то "мурэн" (Волга - Иджил мурэн, Амур - Амар мурэн etc.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер
лодка - "каяак, кайык";

"кеме" - корабль ??? может заимствование или изменение смысла слова.

Кайык - кырг. лодка

Кеме - кырг. большая лодка, корабль, паром

В словаре заимствованных слов кыргызского языка (Хусаин Карасаев) Кеме не приводится. Значит это исконно тюркское слово. Кстате, на турецком корабль будет Геми.

Насколько мне известно, названия рек у кыргызов стратифицируются таким образом:

мелкие, небольшие реки называются САЙ (Ак-сай, Шарихан-Сай и т.д.)

большие реки именуются ДАРЬЯ (Кара-дарья)

Наименования рек САЙ и ДАРЬЯ встречаются не только в Кыргызстане, практически во всем ареале обитания тюркоязычных этносов.

Следует также добавить слово Суу в значении река. Например, реки Кызыл-суу, Кель-суу, Туура-суу и Ак-суу на севере Кыргызстана.

Слово Дария заимствовано из иранского языка. Не знаю используют ли это слово в Нарынской и Иссык-кульской областях.

Ну это логично что слово "сай" само не означает река а имеет смысл что русло или если река маленькая почти ручъя обычно между берегами бывает русло реки мелькими камешками.

На монгольском "сайр" = "сай" - сухое русло с мелькими камешками даже если там течет речушка.

На тувинском языке река это "хем" или "кем" и большие и маленькие.

Так оно и есть.

Кырг. Сай - русло реки (может быть высохшим или пересыхающим), ложбина

На монгольском "гол" - река, если болшая река то "мурэн" (Волга - Иджил мурэн, Амур - Амар мурэн etc.)

Монгольское Гол видимо родственно кыргызскому Кёл. Однако кёл имеет значение только озера и водоема, но не реки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это логично что слово "сай" само не означает река а имеет смысл что русло или если река маленькая почти ручъя обычно между берегами бывает русло реки мелькими камешками.

На монгольском "сайр" = "сай" - сухое русло с мелькими камешками даже если там течет речушка.

По Старостину в тюркских языках есть два разных слова ШАЙ /ЧАЙ и САЙ. Первое - "река, галька, половодье, наводнение", второе - "русло реки, мелкое место". В монгольских родственник первого - слово СЕЛ/ШЕЛ, второго САЙИР.

В частности гидроним КАРАЧАЙ-КАРАШАЙ Старостин относит к первому слову.

К первому слову , возможно, относится и башкирское САЙ (у Старостина под вопросом), ко второму башкирское HAI.

Тюркские гидронимы с САЙ связывают традиционно со вторым словом , привязывая их к значению МЕЛКИЙ, т.е. "неглубокая речка, мелкая с галькой". Есть и просто слово САЙ - "овраг, высохшее русло, промоина и т.п."

Но вот вопрос, не могло ли оказаться так, что первое слово для полноценной реки, т.е. ШАЙ-ЧАЙ, провзаимодействовав со вторым, САЙ - для мелкой реки, превратилось тоже в САЙ? ;) Для подтверждения этого надо бы разыскать тюркские гидронимы с САЙ , которыми названы крупные реки.

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...120entry19220

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По Старостину в тюркских языках есть два разных слова ШАЙ /ЧАЙ и САЙ. Первое - "река, галька, половодье, наводнение", второе - "русло реки, мелкое место". В монгольских родственник первого - слово СЕЛ/ШЕЛ, второго САЙИР.

Слово "цөл" и "шөл" - пустыня не связан со словом "сай", масштаб слишком большая :D .

Пустыня Сахара - Сахарын цөл

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольское Гол видимо родственно кыргызскому Кёл. Однако кёл имеет  значение только озера и  водоема, но не реки.

По Старостину, монгольское слово ГОЛ = "река, центр реки, центр" родственно тюркскому слову КОЛ = "долина".

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...=45entry23400

Долина часто имеет вид ущелья , с протекающей по его центру рекой, так что тюркское слово КОЛ вполне может входить в состав не только топонимов, но и гидронимиов.

Например слово ТЕРСКОЛ в Приэльбрусье означает и реку и ущелье, дословно "ТЕСНАЯ ДОЛИНА"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кайык - кырг. лодка

Кеме - кырг. большая лодка, корабль, паром

В словаре заимствованных слов кыргызского языка (Хусаин Карасаев) Кеме не приводится. Значит это исконно тюркское слово. Кстате, на турецком корабль будет Геме.

http://www.sozdik.kz/

Русский

Казахский

судно 

кеме

кайык

корабль 

кеме

лодка 

кайык

Вот эта тюркская лодка КЕМЕ у Старостина. Она же, по нему, заимствована в монгольские из тюркские:

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *ge:/mo

Meaning: stern, boat

Russian meaning: корма, лодка

Turkic: *ge:.mi

Tungus-Manchu: *gemu ?

Korean: *ko\ma>/r

Comments: One of the common Altaic navigation terms.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *ge:.mi

Meaning: boat

Russian meaning: лодка

Old Turkic: kemi (OUygh.)

Karakhanid: kemi (MK, IM)

Turkish: gemi

Tatar: kime|

Middle Turkic: keme (Abush., Sangl.)

Uzbek: kema

Uighur: kema"

Azerbaidzhan: ga"mi

Turkmen: ga":mi

Khakassian: kime

Shor: kebe

Oyrat: keme

Chuvash: kim@

Tuva: xeme

Kirghiz: keme

Kazakh: keme

Noghai: keme

Bashkir: ka"ma"

Balkar: keme

Gagauz: gemi

Karaim: gemi

Karakalpak: keme

Salar: kimo"

Kumyk: geme

Comments: VEWT 251, TMN 3, 668-669, EDT 721-722, ЭСТЯ 3, 37-38. Turk. > Mong. keme (Щербак 1997, 126).

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *gemu

Meaning: a utensil for cleaning river bottom

Russian meaning: снаряд для очистки дна реки

Nanai: gemu 'a long cord with attached stones and hooks for cleaning river bottom', gemude- (v.)

Comments: ТМС 1, 179. Attested only in Nanai, but having possible external parallels.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *ko\ma>/r

Meaning: stern

Russian meaning: корма

Modern Korean: komul

Middle Korean: ko\ma>/r

Comments: Nam 47, HMCH 271, KED 142.

Другая тюркская лодка - КАЙЫК

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *ga>\ja/

Meaning: oar, boat pole

Russian meaning: весло, лодочный шест

Turkic: *K(i)aj-guk

Tungus-Manchu: *ga(j)-

Japanese: *ka\ji/

Comments: Murayama 1962, 107. An interesting common Altaic cultural term.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *K(i)aj-guk

Meaning: boat, oar

Russian meaning: лодка, весло

Karakhanid: qajg|uq, qajg|yq (MK)

Turkish: kajyk

Tatar: qajyq

Middle Turkic: qajyq (MA, Pav. C.)

Uzbek: qe|jiq

Uighur: qejiq

Azerbaidzhan: GajyG

Turkmen: Gajyq

Oyrat: qajyq

Yakut: xajyk, dial. xoju:k

Kirghiz: qajyq

Kazakh: qajyq

Noghai: qajyq

Bashkir: qajyq

Gagauz: qajyq

Karakalpak: qajyq

Kumyk: qajyq

Comments: VEWT 233, ЭСТЯ 5, 212-213, TMN 3, 408-409 (derivation from *Kaj- 'slide' is probably folk-etymological, cf. the external evidence).

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *ga(j)- / *gia-

Meaning: 1 to pole (in a boat) 2 boat pole 3 oar

Russian meaning: 1 отталкиваться шестом (в лодке) 2 лодочный шест 3 весло

Evenki: ga- 1, ga-wun 2, ge:^wun 3

Negidal: gawu.n 2, ge:^wu.l 3

Literary Manchu: guwafu 2

Ulcha: Goa- 1, Ge:^u.li. 3

Orok: Go:-pu.(n) 2, Ge:^wu.l 3

Nanai: Go:a- 1, Gi.ol 3

Oroch: gau- 1, gau 2, giu 3

Udighe: gau, gou 2

Comments: ТМС 1, 134, 144. On the PTM level one can reconstruct an opposition of *ga-bu- 'boat pole' and *gia-bu- 'oar', which must be earlier morphological or dialectal variants.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *ka\ji/

Meaning: oar

Russian meaning: весло

Old Japanese: kai

Middle Japanese: kai

Tokyo: ka/i

Kyoto: ka\i/

Kagoshima: kai/

Comments: JLTT 433.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В связи с этим возникает вопрос об этимологии гидронима КАМА. У Фасмера упомянут вариант такого тюркского происхождения , правда он с ним не согласен:

Vasmer's dictionary :

Word: Ка/ма

Near etymology: -- левый приток Волги. Из удм. Kаm "река; течение; Кама", стар. удм. Kаmа, соответствующее манси Кa":m -- река в [бывш.] Вагильск. у., фин. Kymi -- название реки, kymi "река, течение", коми kоm в Kommu "местность близ Соликамска и Чердыни"; см. Каннисто, FUF 18, 72; Сетэлэ, JSFOu 30, No 5, стр. 103 и сл.; Вихман, Tschuw. Lehnw. 147; Мелих, ZfslPh 9, 85; Миккола, FUF 20, 127 и сл. Прочие названия Камы: чув. S^ur@ АD@l 1. "Кама", 2. "Белая" (Паасонен, CsSz 8; Ашмарин 2, 143 и сл.), собств. "белая река" (см. Миккола, там же), далее тат. Аk Idil (Радлов 1, 1509), где аk значит "белый", также тат. C^ulman "Кама" (Радлов 3, 2179). Название зырян коми, удм. kum соответствует манси khum, x|um "человек, муж" и имеет самодийск. соответствия; см. Сетэлэ, там же; Паасонен, KSz 13, 238. Случайно созвучие с осет. kоm "ущелье" (Г. Шмидт, Мe/l. Мikkola 373 и сл.) и с тюрк. *Kam; ср. болг. гидроним Камчик (о котором см. Младенов, ZONF 6, 70 и сл.). Ка/мское побо/ище (в устн. народн. творчестве и в Новгор. летоп. из собр. Забелина No 439) -- вместо Калкское п. (от Ка/лка); ср. Б. Миллер, ЖСт., 22, 330 и сл.

Pages: 2,172

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово "цљл" и "шљл" - пустыня не связан со словом "сай", масштаб слишком большая  :D .

Ehnd, если бы вы сходили по указанной ссылке:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...120entry19220

то поняли бы, что я имел в виду другое слово:

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *c^eg|el

Meaning: 1 deep (water) 2 spring, place with springs 3 small pool

Russian meaning: 1 глубокая (вода) 2 источник, место с родниками 3 пруд, лужа

Written Mongolian: c^egel 2 (L 169)

Middle Mongolian: c^e'el (SH) 1

Khalkha: ce:l 2

Buriat: se:l 1

Kalmuck: ce:l 3

Dagur: c^e:le (Тод. Даг. 181)

Comments: KW 428.

Кстати это слово можно "применить" не только к версии этимологии слова СЕЛЬ - "горный поток", но обсуждаемую в другой ветке реку СЕЛЕНГА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово "цљл" и "шљл" - пустыня не связан со словом "сай", масштаб слишком большая  :D .

Пустыня Сахара - Сахарын цљл

Кстати , а откуда происходят эти монгольские слова : "цљл" и "шљл" .

Разве ГОБИ имеет смысл только СОБСТВЕННОГО имени?

Старостин связывает слово ГОБИ = "пустыня" по смыслу со словами со значением ПУСТОЙ, ПОЛЫЙ. И даже, возможно, это слово является родственником тюркским словам с этими значениями. Некоторые из этих тюркских слов звучат как КОБУК, КОВУК и означают , например, ДУПЛО, в котором по преданию нашли прародителя КИПЧАКОВ, которого, по легенде, и назвали этим словом КОБЫК-КЫБЧАК. Конечно, ПУСТЫНЯ и ДУПЛО не сравнимы по размерам, тем не менее они могут оказаться родственниками. ;)

И вот что удивительно, некто Татищев , оказывается, знал про это за много лет до Старостина !! :D:D

http://www.magister.msk.ru/library/history...ch/tatis018.htm

Кипчак на турецком значит кадь или дупло ( правильнее пустыня или степь). Это имя дано от Огус хана младенцу, коего отец был славным воеводою и в битве с неприятелем убит, и войско было разбито. Жена того воеводы, спрятавшись в дупле дерева, сего младенца родила, и Огуз, взяв его, воспитал, потом дал ему владение по Волге, Яику и до Дона, где оный Кипчак 300 лет владел и оное владение названо Даште Кипчак.

http://www.sozdik.kz/

Казахский

Русский

куыс 

выемка

дупло

лунка

ниша

пазуха

полость

пустота

У Старостина имеется три близких корня со значением ПУСТОЙ, ПОЛЫЙ, и как он говорит, возможно они связаны друг с другом. Ностратическим родственником напимер является английское CAVE - оно же русское КАВЕРНА - "полость".

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *gu/pu ( ~ -o-)

Meaning: empty, hollow

Russian meaning: пустой, полый

Mongolian: *gobi-

Tungus-Manchu: *gub-

Japanese: *ku\p-

Comments: An expressive root; not quite reliable because of scanty reflexation in TM and possible contaminations with *gebo et al. On a possible reflex in Turk. see under *kobu.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *gobi-

Meaning: 1 chute 2 empty place, desert

Russian meaning: 1 желоб 2 пустое место, пустыня

Written Mongolian: g|obil 1, g|obi, g|obija 2 (L 357)

Khalkha: govil 1, gov/ 2

Buriat: gobil 1, gubi 2

Kalmuck: g|ow/l 1, g|uw/, g|ow/@, g|o"w/@, g|owi 2 КРС 164.

Ordos: Guwil, Guwi 2

Dongxian: gobi

Baoan: g@bi

Dagur: gobi, gob/ (Тод. Даг. 132) 2

Shary-Yoghur: gobi

Comments: KW 152, MGCD 296. Mong. > Evk. gowi, Man. gobi, see Doerfer MT 102, Rozycki 90. Forms like Kaz. qoby, Oyr. qoby etc. (ЭСТЯ 6, 6-7) are also most likely < Mong.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *gub-

Meaning: 1 to submerge 2 to sink, get stuck in smth.

Russian meaning: 1 погрузиться, потонуть 2 вязнуть, увязать

Even: go"be:- 1, gupturu- 2

Comments: ТМС 1, 163, 173.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *ku\p-

Meaning: to make a nest

Russian meaning: делать гнездо

Old Japanese: su-kup-

Middle Japanese: ku\f-, su/-ku\f-

Comments: JLTT 718.

Long-range etymologies :

MEANING: hole, empty

Eurasiatic: *gop`a

Afroasiatic: *kahVp- ~ *kVpVh.- 'hole' 1533; *gub- 'hole, well' 1542

REFERENCE: Definitely more than 1 root. ОСНЯ 1, 232-233. [ND 586 *gobV 'plain' compares SH *g(w|)ab- 'earth, field' [1213] with Mong. *gobi; perhaps both < *'empty']; ND 651, 911.

--------------------------------------------------------------------------------

Nostratic etymology :

Nostratic: *gop`a

Meaning: hole, empty

Altaic: *kobu, *gupu (268)

Uralic: *koppa

Kartvelian: *kwab-

Dravidian: ?? Sdr. koppam (DEDR 2103); SDR *gav-i 'cave' (1176)

Indo-European: *geup-, *ku:p-

References: ОСНЯ 1, 232-233, МССНЯ 358; ND 651 *go(w)p`[u"] 'hollow, empty, hole', 911 *kohp`E 'cave, pit' (indeed more than one root, but have to be sorted out).

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *ko>/bu/

Meaning: hollow, cavity

Russian meaning: полость, углубление

Turkic: *Kobuk

Mongolian: *kog|u-su

Tungus-Manchu: *kobi / kebi(n|e)

Korean: *ko:r- (?)

Japanese: *ku/mpua/

Comments: SKE 122. Cf. *gupu. The Kor. form *ko:r- presupposes *kobVr-; however, it is only found in SKE and may be in fact = *ko\rh- 'be hungry, empty' (see *go:/r/a).

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *Kobu-k

Meaning: empty, hollow

Russian meaning: пустой, полый

Old Turkic: qovy (OUygh.)

Karakhanid: qovy, qovuq (MK)

Turkish: kovuk, gavyk (dial.)

Middle Turkic: qovuq (AH)

Uighur: quaq (dial.)

Turkmen: Govaq, Govuq, Govalc^, Govuz

Khakassian: xax

Comments: VEWT 273, TMN 3, 415, ЭСТЯ 6, 5-6.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *kog|u-su

Meaning: empty, hollow

Russian meaning: пустой, полый

Written Mongolian: qog|usun (L 953)

Middle Mongolian: qo'o-sun (SH, HYt)

Khalkha: xo:son

Buriat: xo:ho(n)

Kalmuck: xo:sn

Ordos: xo:son

Dongxian: qosun

Baoan: xoson|

Dagur: xo:son (Тод. Даг. 178), ho:son (MD 164)

Shary-Yoghur: x|u:s@n

Monguor: xo:z|@n (SM 169), (MGCD xo:s@n)

Mogol: qosun

Comments: KW 191, 192-193, MGCD 355. Mong. > Evk. ko:hon, see Doerfer MT 127.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *kobi / kebi(n|e)

Meaning: 1 hole, hollow 2 cavity

Russian meaning: 1 углубление, дупло 2 впадина, углубление

Even: qobmil/a 1, ke:wn|e, kewun|e 2

Literary Manchu: qobi 1

Comments: ТМС 1, 402, 442. The Manchu form is regarded by Rozycki 141 as borrowed < Mong. qobil 'groove' (q.v. sub *ki_opu), which is hardly the case.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *ko:r- (?)

Meaning: to become hollow

Russian meaning: становиться полым, пустым

Modern Korean: ko:l-

Comments: SKE 122.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *ku/mpua/

Meaning: 1 cavity 2 to be concave, hollow

Russian meaning: 1 впадина, углубление 3 быть вогнутым, полым

Old Japanese: kub(w)o 1, kub(w)o-m- 2

Middle Japanese: ku/bo/ 1, ku/bo/m- 2

Tokyo: kubo 1, ku\bo-m- 2

Kyoto: ku/bo/m- 2

Kagoshima: kubo/m- 2

Comments: JLTT 461, 714.

--------------------------------------------------------------------------------

Kartvelian etymology :

Proto-Kartvelian: *kwab-

Meaning: cave

Georgian: kwab-

Georgian meaning: cave

Megrelian: kwib-

Megrelian meaning: pit, pan

Svan: kwaba-

Svan meaning (Eng.): cave (< Georg.?)

Comments: ЭСКЯ 197. Иллич-Свитыч (ОСНЯ 1, 232-233) сравнивает с ПИЕ *geup- 'полость, яма', урал. *koppa 'полый, пустой', алт. *goba/-i- 'полый, пустой' (следует: *kopu) и восстанавливает ностр. *gop`a 'полый, пустой'; однако с учетом картв. формы и исправленной алтайской следует восстанавливать *kop`V.

--------------------------------------------------------------------------------

Indo-European etymology :

Proto-IE: *geup-

Meaning: cave, den, dug-out, mines

Old Greek: <gu"/pa":> (~ -u":/-) f. `углубление в земле, нора, go:ni/a:' (Hes.); gu"/pa": (~ -u":/-) <gu"/pas> `хижина, нора, гнездо грифа (gu"/ps)' (Hes.)

Slavic: *z^u:/pa: `соляная копь; могила; округ, семья, община'; *gъpnъ/*z^u:pa:nъ

Germanic: *kub-an- m.

References: WP I 555 f

--------------------------------------------------------------------------------

Vasmer's dictionary :

Word: жупа

Near etymology: "округ", только др.-русск. жупа (Густынск. летоп. 1611 г.; см. Срезн. I, 883 и сл.), укр. жу/па "округ, соляная копь", сербохорв. жу/па "община, семья, челядь", словен. z^u/ра "округ, приход", чеш. z^uра "округ", польск. z`upa "рудник, соляные копи", в.-луж. z^uра "община". Сюда же ст.-слав. жоупиште, τάφος, μνῆμα (Супр.). Знач. "могила, надгробие" допустимо объединять со знач. "соляная копь". Соболевский (РФВ 65, 410 и сл.) считает это знач. древнейшим. Оно может быть правильно понято при допущении родства с греч. γύ:πη "орлиное гнездо, дупло", авест. gufra- "глубокий, скрытый", др.-инд. gupta/s "скрытый", нов.-в.-н. Kоbеn "свинарник", англ. соvе "кров", др.-исл. kofi "келья, хижина", англос. соfа "пещера, комната"; см. Торп 47; Клюге-Ге'тце 315; Младенов, AfslPh 36, 133 и сл.; Хольтхаузен, Aengl. Wb. 56. В таком случае не легко объяснить развитие знач. "округ". Вопреки Брюкнеру (665; IF 23, 217), это знач. является древним; ср. др.-сербск. жупа "округ" (Законник Стеф. Душ.), в связи с чем последнее знач. едва ли является новообразованием от z^uраnъ. Возм., z^uра "округ" следует отделять от z^uра "яма" и отнести первое к англос. ge/ap "просторный, широкий" и далее -- к гот. gawi "округ"; см. Перссон, Beitr. 115.

Pages: 2,65-66

--------------------------------------------------------------------------------

Germanic etymology :

Proto-Germanic: *kube:n

Meaning: cove, cave

Old Norse: kofi m. `kleines Zimmer, Hu"tte'

Norwegian: kove

Swedish: kove

Danish: kove

Old English: cofa, -an m. `cove, cave, repository, inner room, chamber, ark'

English: cove

Middle Dutch: cof, coff `stal, schuur', { cove(n) `Hu"tte, Stall' }

Dutch: kof f. `zeilschip voor binnen- en kustvaart met ronde stevens, platte bodem en meedstal twee masten'

Middle Low German: ko:ve(n) `Stallverschlag'

Low German: overijs. kove `hutje, schuur'

Old High German: kubisi `Hu"tte' (um 800)

Middle High German: kobe wk. m. 'stall, Schweinestall; ka"fig; ho"hlung'

German: Koben `Verschlag, kleiner Stall' (там живет Kobold)

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *ko:/k`a\

Meaning: to be deficient, damaged

Russian meaning: быть недостаточным, дефектным, поврежденным

Turkic: *Ko:k-

Mongolian: *koki-

Tungus-Manchu: *kuKe-

Japanese: *ka/ka/-

Comments: KW 182.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *Ko:k-

Meaning: 1 to decrease, diminish 2 deficient, empty

Russian meaning: 1 уменьшаться 2 недостаточный, пустой

Old Turkic: qoq- 1 (OUygh.)

Karakhanid: qoq- 1, qoquz 2 (MK)

Turkish: kokuz 2

Tatar: qug|yz 2 (dial.)

Turkmen: Govuz 2

Khakassian: xox- 1

Oyrat: qoq- 1

Comments: EDT 609, 614, ЭСТЯ 6, 35-36.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *koki-

Meaning: 1 to be damaged 2 damage

Russian meaning: 1 повреждаться 2 вред

Written Mongolian: qoki- 1 (L 956: qoki 2)

Khalkha: xox/ 2

Buriat: xoxi 2

Kalmuck: xok/@- 1

Ordos: Gox|iro- 'to be absolutely destroyed'

Dagur: kokire- (MD 183) kokir@-

Shary-Yoghur: x|@k@r-

Comments: KW 182, MGCD 369. Mong. > Man. kokira-, see Doerfer MT 138.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *kuKe-

Meaning: 1 to perish 2 dying

Russian meaning: 1 погибать 2 умирающий

Evenki: kukelc^e: 2

Even: ko"ke- 1

Spoken Manchu: guku- 'to fall, to be destroyed' (1063)

Literary Manchu: guku- 1

Comments: ТМС 1, 169, 427.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *ka/ka/-

Meaning: to be deficient

Russian meaning: быть недостаточным

Old Japanese: kaka- 'to be deficient; to be damaged'

Middle Japanese: ka/ka/-

Tokyo: ka\ke-

Kyoto: ka/ke/-

Kagoshima: kake/-

Comments: JLTT 702.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Повторюсь, если что извиняюсь.

Считаю исходить нужно всегда от слов того народа , который так или иначе называет себя, следовательно если кыргызы называют себя так то нужно исходя их этого строить логические выводы, к примеру слово кыргыз при произношении на кыргызском имеет деления на 2 слога - кырк и ыз , т. е. попробуйте произнести как обращаясь к войску "кырк ыздар", то мы получим название кыргыздар, т.е. сегоднишнию действительную национальность кыргыз(всякое другое искажается- на пример , если исходить от кырк-кыз, то получаем долгую и жесткую К, что явно содержит ошибку ), только из-за использования русского обозначения буква К трансформировалось в Г, также как у казахов, а именно К в Х.

Следовательно слово скоре давшее название национальности кыргызы было имено от кырк ыз, т.е. сорок путей или ветвей(возможно последователи-ыздар), что логично если вдуматься в древние века, когда имено опирались везде на союзы племен , также как и слово уйгуры. Это и обясняет почему как и на Енисее , так и на Тянь-Шаня слово кыргыз встречаеться и имеет обозначения имено союз или народность, куда вступили в самом начале 40 племен, то есть новая народность стала именно так себя именовать, это во 1-х решало основную проблему междуусобицу образовав твким способом новую народность дало возможность в 1-ю очередь защищать от набегов других государств, а во 2-ю динамичное развитие. что можно было наблюдать как расширение своих владений, т.к. маленькая народность была бы просто уничтожена.

Следовательно кыргыз это образования от кырк-ыз. Это также обясняет что кыргызы Енисея и Ала-тоо это один народ. Также это можно проследить по родо-племенным отношениям кыргызов Ала-тоо , в составе которых есть достаточно старые названия племен и при более тесном сравнении это совпадает с некоторыми названиями новых народов Енисея, т.е. о существование связи на очень древнем временном отрезке отрицать нельзя, а именно в те древние времено логично предположить что ядро и основным государством мог быть только очень мощное государство с большим людским ресурсом, а так как это можно было добиться только 2 спосабами , а имено подчинить себе других, но при этом уменьшить и свои силы в битвах, чем могли бы воспользоваться другие или наиболее эфФективный способ это обединение огромного количества людей без кровопролития , этим обеспечить себе(все тем кто решил в этот союз ) динамичное развитие. При чем чтоб не оставлять в обиде ни кого , стали называться союзом, что тоже логично.Причем смею предположить что было имено 40 народностей, следов , т.е. ыз (след, ветвь). А теперь представьте что во время походов на тех же китайцев обращались к ним , как Кырк Ыздар , т.е. 40 народный союз, попробуйте произнести это вслух и вы получите как раз слово кыргыз в кириллице, т.е. произношение осталось без измененроий.

А теперь пойдем дальше , как вы думаете был этот союз сильным , резонный ответ да, и естественно такой союз не мог ограничиваться маленькой территорией , как Ала-Тоо или Минусийск. Став огромных и превосходящие другие соседние гос-ва , которые были не больше чем ну максимум 3-4 обединеных народностей и естественно ничего ни могли противо поставить против объединеного союза 40 народностей, то логично предположить что кырк-ыз в скором времени заняли обширные территории, что может и обеснить почему мы имеем упоминание , как о кыргызах и на ала-то , так и енисея. Более смеею предположить что это обедининие произошло в несколько веков до н.э. , что могло быть отражено только у соседей, которые не могли незаметить такого крупного образования, что и отразилась в китайских летописях. И когда говорят о великодержавии то я почему то ассоциирую не 9 веками н.э. , а имено скорее это было до н.э. И если вдуматься в число 40 то уверен это было достаточно мощным образованием и считаться с ним должен был и Китай, незнаю от кого построили китаюскую стену, но то что они были напуганы настолько что решили огородить себя, при этом положив на строительство милионы китайцев, а если взглянуть то в те времена китайцы были очень продвинутыми и их не испугало бы маленькие набеги , каких то кочевников, ведь вместо того чтобы отправить милионы китайцев на смерть при строительстве им было бы легче уничтожить разрозненые мелкие народности. Т.е. их действительно что то сильно должно было бы напугать и при этом могущество этого огромного союза росло и увеличивалось только, и не было даже намека на уменьшение.

Я уверен что когда в кыргызских преданиях упоминалось великое великодержавие, то я уверен это было не 9 века н.э. а на многие тысячилетие ранее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам всем

Насчет тюркских и монгольских слов, давайте остановимся на симбиозе. Вот интересно, почему после монгольского завоевания Тянь-Шаня, когда по данным названий племен которые жили у нас здесь до и после Чингиза получается, что монголы (превратившиеся в моголов) стали говорить по тюркски, хотя племенной состав был полностью изменен на севере и на юге до 50%. Что это тюркская ассимиляция (а с чего бы если там не было тюрков?) или наличие среди монголов изначально большинства, т.е.с 1218 года, тюрков и на самом деле Тянь-Шань был завоеван тюрками? Никто не ответит на такие вопросы, поэтому лучше говорить о тюрко-монгольском симбиозе, который существовал до тех пор пока ислам и буддизм не разделили нас. Заметьте, что после этого не было евразийских кочевых империй.

Что касается названия кыргызов. То сейчас уж точно не стоит говорить о кырк-ыз, так как народ итак разобщен, разве только в анекдотах про политику. Лучше уж "неистрибимый", хотя там вроде по самым приближенным будет страдательный залог "кырылгыс" хотя бы. А само лучше взять "кыргыз" в якутском варианте - "война", "воинственный". Но тогда Отюкен станет злым духом, так как для якутов вроде это так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

niki Дата 18.4.2006, 11:36

Что касается названия кыргызов. То сейчас уж точно не стоит говорить о кырк-ыз, так как народ итак разобщен, разве только в анекдотах про политику. Лучше уж "неистрибимый", хотя там вроде по самым приближенным будет страдательный залог "кырылгыс" хотя бы. А само лучше взять "кыргыз" в якутском варианте - "война", "воинственный". Но тогда Отюкен станет злым духом, так как для якутов вроде это так.

Платон мне друг, но истина дороже.

Предпологаю, что если мои слова верны. То возможно есть письменные подтверждения где-нибудь , где не было крупных пожаров или катаклизмов, например в тибетских источниках, китайских летописях, греческих руинах или в египетских папирусах, причем думаю искать нужно во времена до н.э. как упоминание о сороконародном государстве, т.к. слова кырг-ыз могло быть трансформировано до неузнаваемости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Есть версия о сорокаплеменных узах или огузах, также азах, тем более что рядом с кыргызами жил такой народ как азы. Поэтому предпочтительнее на мой взгляд варианты кырк-аз или кырк-гуз.

Более того, числительный вариант этнонима находит подтверждения в народной кыргызской этногонии. Например в некоторых вариантах санжыры, кыргызы делятся на две части - отуз уул и ичкилик (10 племен), вспомним еще 40 чоро Манаса, или те легенды в которых кыргызы происходят от 40 фрейлин принцессы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Политическому руководству Казахстана предстоит сделать однозначный выбор: либо унитарное государство с демографической катастрофой и перспективой потери власти над огромными и пустыми территориями РК, либо единое федеративное государство с автономной Республикой Киргизии и шанс выжить «киргиз-казачьим ордам» в 21-ом веке.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ ДЕМОГРАФИИ КАЗАХСТАНА

Демографическая проблема с каждым годом все больше обнажает свои негативные сценарии будущего Казахстана и все острее ставит эту проблему перед политическим руководством РК. Местные ученые демографы разработали три варианта прогноза на ближайшие 10 лет до 2015 года: реальный – 17 млн., оптимистический – 18 млн. и пессимистический – 16,4 млн. Из этих трех вариантов прогноза за основу будущего следует брать не реальный вариант, а пессимистический вариант, потому что даже в нем заложено слишком много оптимизма и ложной веры, которая аналогична вере в религию капитализма и «либеральное чудо» Казахстана. Слишком много гипотетических факторов, которые могут проявить себя в будущих политических и экономических процессах Казахстана – либо просто нивелируются и выпадают из поля зрения ученых, либо эти факторы из обстоятельств настоящего времени просто не видятся и остаются абсолютно непредсказуемыми из сегодняшнего дня. Нет смысла сгущать краски о перспективах социально-экономических процессов «либерального чуда» в ближайшие 5-7 лет, когда окончательно иссякнет весь наследственный капитал экономической инфраструктуры СССР, а износ основных фондов всех отраслей промышленности, транспорта (КТЖ), ЖКХ и т.д. достигнет катастрофического предела. Рассмотреть следует лишь политические факторы, которые являются основными во всей истории человечества, ибо самые большие беды народов – войны, межэтнические конфликты или деградация общества от коррумпированной, колониально-сырьевой экономики – являются производными от политики, порождаются политикой и соответственно разрешаются только политической властью любого государства.

Здесь нужно подчеркнуть, что именно на основе своей языческой духовности киргизы и казахи быстрее и глубже восприняли идеологию либерализма по сравнению с соседями, у которых более сильна приверженность к религии ислама. Именно поэтому Киргизия на протяжении всех лет после развала СССР считается самым прогрессивным «островком либеральной демократии» во всей Центральной Азии, а Казахстан является самым быстрым и «успешным» образцом либеральных реформ в экономике. Кочевники-язычники и

Решение демографической проблемы Казахстана. Географические и геополитические условия Казахстана предполагают лишь дальнейшую китаизацию и узбекизацию РК с дополнительными вливаниями других соседних азиатских этносов. Однако в этом необратимом и неизбежном процессе Судьба все таки оставила казахам ЕДИНСТВЕННЫЙ шанс их демографического выживания и сохранения своей культурно-номадической самоидентификации. Этот шанс – та самая, искусственно отделенная, Киргизия и другого выбора у казахов просто нет. Только воссоединение этнокультурного исторического тандема «киргиз – казаки» путем слияния постсоветских казахов и киргизов в единую этнополитическую общность и единое государственное образование может спасти казахов от демографической катастрофы и растворения в соседних азиатских народах. Несколько лет назад Н.Назарбаев провозгласил целью достижение 20 млн. казахстанцев к 2015 году, и ведь его замысел имеет реальный шанс осуществиться даже не к 2015 году, а уже в 2010 году! Если к населению Казахстана из 15 млн. человек добавить население Киргизии, равное чуть меньше 5,2 млн., то желаемая цель будет достигнута! При этом нужно учесть эффект демографической кооперации, ведь любое целое начинает генерировать такие качества и свойства, какие не существуют у отдельных частей целого, а это позволяет говорить о том, что уже к 2015 году Казахстан может достигнуть реальный показатель в 22 млн. человек «славяно-киргиз-казакского» населения. Однако даже этот самый оптимистичный и ЕДИНСТВЕННО осуществимый вариант спасения демографической катастрофы Казахстана является всего лишь «соломинкой для утопающего» на фоне миллиардных китайцев.

В данном, воссоединительном проекте необходимо рассмотреть положение Киргизии, которую, выражаясь образно, «без нее ее выдали замуж». Необходимо задаться вопросом: каковы вообще шансы Киргизии на выживание как государственного образования в ближайшие 10 лет? Америке выгодно превратить Киргизию в плацдарм для своих военно-политических игр с Китаем и в территорию военного шантажа Китая, что в любом гипотетическом варианте «горячей» войны может просто стереть эту маленькую страну с карты мира. Будет ли китайское руководство и дальше терпеть на своих границах НАТОвскую базу? И каковы политико-экономические перспективы китайско-киргизских отношений в ближайшие 5-10 лет? Далее, каковы перспективы экономического развития Киргизии в ближайшие 10 лет на фоне перманентных клановых междоусобиц и неуклонной деградации всех систем государственности? Как могут сохранить киргизы свою экономическую и политическую независимость от Китая в перспективе ближайших 10 лет? Все эти вопросы оставляют киргизам лишь одну перспективу: через 10 лет Киргизия будет либо военной силой аннексирована Китаем за «грехи кокетства» с Америкой – ведь не факт что последняя выйдет победительницей в неуклонно надвигающейся битве «мировых титанов», в которой «китайскому дракону» достаточно занять выжидающе-оборонительную позицию и дождаться естественного краха Америки в 2011 году, – либо Киргизия будет естественным экономическим образом сначала закабалена, а потом политически оформлена в автономию Китая – как с помощью покупки киргизкой элиты, так и путем шантажа, вмешательства китайских спецслужб и т.п. И кроме военных планов Америки в противостоянии с Китаем эта маленькая и не богатая сырьевыми ресурсами страна просто не нужна Западу, поэтому ожидать, что кто-либо из Евросоюза (также как из торгашеской власти России) пойдет на противостояние с Китаем из-за какой-то маленькой и нищей среднеазиатской страны – не придет в голову даже самому заправскому политическому сплетнетологу или аналитику.

Таким образом, у киргизов тоже есть выбор своего будущего, который поставила перед ними геополитическая судьба: через 10 лет Киргизия будет либо автономией Китая, либо чуть раньше сознательно станет автономией Казахстана. Третьего не дано. При этом речь не идет о какой-либо эфемерной квази-интеграционной конфедерации Казахстана и Киргизии, речь идет о вхождении Киргизии в состав Казахстана на правах автономной республики, потому что только такое государственное слияние может реально объединить два самых близких народа по номадическому образу жизни, менталитету, культуре и языку. И только такая форма объединения позволит свободно или по специальным программам переселяться киргизам в любые регионы Казахстана (желательно в пустынные центральные регионы) и реально перемешаться в единую этнополитическую нацию. Если же во временной период с 2006-го по 2010 годы Киргизия не войдет в состав Казахстана, то она уже никогда не будет объединена с Казахстаном, т.к. геополитические события и военно-политические игрища, в которых Киргизии отведена роль временного сподручного средства – могут навсегда «оторвать» Киргизию от Казахстана и, хуже того, разом разрешиться в пользу полной зависимости от Китая. Ведь НАТОвская военная база в Киргизии в настоящем – это легитимная причина для военной экспансии Китая в будущем. Отсюда вывод: точка возврата для Киргизии будет пройдена около 2010 года, поэтому у казахов и киргизов осталось не более 4 лет для принятия судьбоносных, необратимых решений во имя полного государственного слияния.

И вот здесь-то и возникают в самом, казалось бы, простом решении о государственном слиянии Казахстана и Киргизии самые сложные трудности из-за отсутствия у «киргиз-казаков» и «кара-киргизов» самостоятельных исторических традиций централизованной власти как действенного механизма принуждения и внутриполитической стабильности. При этом, естественно, что в настоящее время (в ближайшие 2 года) киргизские кланы не намерены поступаться своим эфемерным и виртуальным суверенитетом, но это лишь подтверждает историческую практику того, что кланово-родовой менталитет кочевников признает только военную силу, а значит только явная угроза военного конфликта с Китаем из-за политики США или ситуация на грани полного экономического краха может заставить киргизских родоплеменных вождей подчинить свои властные амбиции проекту воссоединения с Казахстаном. С другой стороны, нет смысла повторять избитые истины о том, что китайцы способны в кратчайшие сроки ассимилировать 9 млн. казахов и растворить их в себе как каплю в море. Поэтому казахам предстоит выбирать из трех «зол» меньшее: либо культурные, ментальные и языковые различия с киргизами, либо с «таджик-узбеками», либо с китайцами, ибо другого выбора в 21-ом веке у них просто нет. В этих условиях крупному казахскому бизнесу следовало бы задуматься над тем, что вкладывая миллиард долларов в Грузию, они не могут иметь твердых гарантий того, что политическая ситуация в Грузии будет оставаться стабильной и Саакашвили удержит свою власть в экономически беднеющей Грузии, и что новый клан «горячих кавказских парней» обеспечит гарантию собственности казахского бизнеса, а не начнет ее передел и пересмотр инвестиционных контрактов. Тогда как соседнее озеро Иссык-Куль в Киргизии, которое является третьим В МИРЕ по чистоте воды (после Саргассова моря и озера Байкал) при подобных инвестициях может стать самой дорогой жемчужиной во всей Центральной Азии. Более того, крупный казахский бизнес и банки могут и должны инвестировать в Киргизию (а не в Россию, как это делают крупные банки) не только ради благополучия самих киргизов, они должны скупать экономику Киргизии ради спасения собственной демографической ситуации Казахстана, т.е. ради спасения самих себя как нации в 21-ом веке, а также ради создания условий для необратимой политической интеграции с Киргизией, ибо когда туда придут китайцы будет уже поздно.

Переход Казахстана к федерализму. В целях разрешения демографической катастрофы Казахстана и воссоединения с Киргизией, в основу федеративного устройства РК необходимо положить нынешнее деление на области. И здесь казахские фобии об отделении в условиях федерализма северных областей РК абсолютно беспочвенны и бессмысленны, ибо даже если предположить что такая перспектива сложиться в северных славянских областях из-за националистической политики и насаждения доиндустриальной культуры и языка скотоводов носителям русской культуры, то сама Россия не позволит сбыться такому сценарию, даже если в ней трижды смениться власть. Россия сама себе не способна помочь и дать ладу своим территориям, которые заселяются китайцами и деградируют от олигархическо-паразитарной экономики, зачем ей дополнительные проблемы с северными областями РК? России бы удержать свои огромнейшие территории, на которых по прогнозам демографов через пол века останется 50 млн. россиян – от внутреннего развала или внешнего захвата соседними державами. Поэтому политическому руководству Казахстана предстоит сделать однозначный выбор: либо унитарное государство с демографической катастрофой и перспективой потери власти над огромными и пустыми территориями РК, либо единое федеративное государство с автономной Республикой Киргизии и шанс выжить «киргиз-казачьим ордам» в 21-ом веке. В качестве казахстанского политолога предлагаю всем участникам Государственной комиссии по разработке демократических реформ (ГКРПДР) на ближайшем заседании вынести этот вопрос на обсуждение в контексте вопроса о конституционной реформе, которая главным пунктом должна включать в себя преобразование унитарной формы Казахстана в федерализм. Еще раз подчеркну, что в вопросе федерализации Казахстана сама Россия всегда будет выступать главным международным гарантом территориальной целостности Казахстана.

В завершении, мне хотелось бы остановить внимание казахстанцев на поразительном историческом факте. Еще около ста лет назад в 1908 году немецкий исламовед, профессор Берлинского университета М. Хартман (1851-1918) опубликовал книгу (Hartmann М. Chinesisch-Turkestan. Geschichte, Verwaltung, Geistesleben und Wirtshaft. Frankfurt a. M., 1908), в которой предлагал создать на границе России и Китая независимое от них государство «Киргизстан» (с населением русских, китайских казахов и киргизов) с проевропейским правителем во главе. По мнению М.Хартмана, эти народы ненавидели как Россию, так равно и Китай, и при первом брожении в России или Китае они обязательно восстанут (Левитов И.С. Киргизистан / Голос России (Пг.). 1916. № 25. С.5.). Трудно понять, по каким мотивам Хартман записал в ненавистники России самих русских, но похоже, что его пророчества сбываются, ибо казахстанские русские давно осознали, что они абсолютно не нужны нынешней российской власти торгашей-либералов, которые сначала в одночасье и без всяких условий выкинули 25 млн. русских из России, а потом принялись торговать их правами в обмен на сырьевые контракты и создавать законодательные препоны для возвращения в Россию. Поэтому многие русские в Казахстане просто презирают в душе эту власть, и понимают, что если этой продажной российской власти (которую неминуемо «кинет» подобная ей продажная власть РК – это закон торговли и логика суверенной олигархократии, ибо истинную интеграцию между Россией и Казахстаном будет осуществлять не эта власть Путина и не эта власть Назарбаева не раньше 2011 года, и основана она будет на других политических условиях и духовных принципах, и не в рамках неолиберального постсоветского проекта) не нужен русский народ в самой России, то русские за пределами России ей не нужны и подавно… Именно об этом прогнозе Хартмана вспомнил в условиях революционного 1917 г. известный российский востоковед В.В.Бартольд, когда писал, что один немецкий ученый, «мечтая о создании в Туркестане независимого от России, но не мусульманского по духу и не враждебного европейской культуре государства», предложил фантастический проект создания государства «Киргизстан». Если учесть, во времена Хартмана не существовало этнонима «казахи» и соответственно названия Казахстан, то остается лишь признать духовную первооснову мира и поле смысла Вселенной, в котором содержится вся информация о прошлом, настоящем и будущем всего человечества или, по Гегелю, ступени Мирового Духа. Возможно, что разум немецкого ученого лишь получил доступ к информации из будущего, который всегда имели к духовной структуре мира все великие ученые и гении…

Историческим остается лишь единственный вопрос: сумеют ли обе стороны правящих кланов «киргиз-казаков» и «кара-киргизов» подчинить себя проекту единого государства и разрубить гордиев узел частноклановых амбиций – сначала в своих умах, а затем на физической границе между Казахстаном и Киргизией – во имя общего блага и общего будущего своих народов?

Михаил Сытник, политолог. 12.04.2006

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Независимость, суверенитет Кыргызского государства и его территориальная целостность - одна из главных достояний кыргызского народа! И мы будем биться за это до последнего!!! :angry: Ни о какой кыргызской автономной области в составе Казакстана не может быть и речи (как и в составе какого либо другого государства)! А вы кыргызов спросили? Хотя казахи нам и братский народ и мы к ним хорошо относимся. А всякие горе политологи пусть и не мечтают уроды! Эта статья провакационная! Она оскорбляет чувства кыргызского народа! :angry::angry:

Казакстан бесспорно самое близкое исторически, культурно, традиционно, ментально и т.д. государство для Кыргызстана и указанные внешние и внутренние угрозы действительно существуют. Но никто не будет их решать за счет потери государственного суверинитета Кыргызской Республики. А того, кто будет выступать за это следует расценивать как предателя!

П.С. Я лично за любое сотрудничество и взаимодействие с братским Казакстаном (военное, экономическое и т.д.) кроме вышеукзанного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Независимость, суверенитет Кыргызского государства и его территориальная целостность - одна из главных достояний кыргызского народа! И мы будем биться за это до последнего!!! :angry: Ни о какой кыргызской автономной области в составе Казакстана не может быть и речи (как и в составе какого либо другого государства)! А вы кыргызов спросили? Хотя казахи нам и братский народ и мы к ним хорошо относимся. А всякие горе политологи пусть и не мечтают уроды! Эта статья провакационная! Она оскорбляет чувства кыргызского народа! :angry::angry:

Казакстан бесспорно самое близкое исторически, культурно, традиционно, ментально и т.д. государство для Кыргызстана и указанные внешние и внутренние угрозы действительно существуют. Но никто не будет их решать за счет потери государственного суверинитета Кыргызской Республики. А того, кто будет выступать за это следует расценивать как предателя!

П.С. Я лично за любое сотрудничество и взаимодействие с братским Казакстаном (военное, экономическое и т.д.) кроме вышеукзанного.

Поддерживаю!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть версия о сорокаплеменных узах или огузах, также азах, тем более что рядом с кыргызами жил такой народ как азы. Поэтому предпочтительнее на мой взгляд варианты кырк-аз или кырк-гуз.

Более того, числительный вариант этнонима находит подтверждения в народной кыргызской этногонии. Например в некоторых вариантах санжыры, кыргызы делятся на две части - отуз уул и ичкилик (10 племен), вспомним еще 40 чоро Манаса, или те легенды в которых кыргызы происходят от 40 фрейлин принцессы.

Салам всем

Руст я пошлю вам на следующей неделе.

А вот насчет этимологии кыргызов как сороковников можно поспорить с вами и Алексом. Прежде всего нельзя воспринимать кыргызов в те времена как племенной союз (имеется в виду некая общность, а не эль-империя) - это горазда позже. На Енисее и в Монголиии кыргыз были элитой, так как остальные хотя и назывались что тоже "народ из кыргызов", вроде бы считались кыштымами (поэтому все и разбежались - шутка). Именно в племенных союзах и ЗАМЕТЬТЕ в средние века использовались цифры + племя (ок) как название союза. Отуз уул, он ок, токуз огуз, уч огуз, дербен ойрот и т.д. все это конфедерации Но не стоит забывать, что во-первых кыргыз начиная с Бичурина и Пуллейбланка - это гягунь, то есть минимум с 3 века до н.э. Можно сказать, что тогда "моды" на огуз+цифра - вроде не было. -ыз - здесь древний аффикс множественного числа. К моменту орхоноруники он уже не использовался вроде. Использовались обычные теперь лар-лер и еще монгольское -т как множественное число. Таким образом кыргыз как этническое имя возникло до числовое этнонимики. Я все же стороник "красных", потому что есть сообщение о том, что киргизы произошли от смешения гягуней и динлинов. Динлины и гягуни возможно произошли от "красных западных варваров" - чиди.

С другой стороны не стоит забывать о народной этимологии и плюс все же сами кыргызы и тюрки писали "кыркыз". Народная этимология говорила о числе сорос в составе этнического названия киргизов, иначе по всем законам морфологии должны были писать не кыркыз, а кыргыз, как сейчас (например не окуз, а огуз). Мне кажется уже тогда были споры о происхождении иимени кыргыз, как сорок и как красные. Но все же принимая во внимание древность этнонима на мой взгляд легенда о сорока - это поздняя народная этимология (как и Энесай ;) и т.п.) а истинное название было "красные", кыргун - где -н заменяется на -з - множественное число. Как вроде у монголов "нойон" на "нойот". Я это сейчас написал, но попробую перепроверить, но вроде бы правильно и честно говоря железная логика. Если кто-нибудь сможет опровергнуть, то сначала скажите могло ли быть у гягуней "40 племен" в то время - то есть в 3 в.до н.э.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! Недавно начала изучать историю кыргызов в САУР, и мне хотелось бы знать какую роль играли кыргызы в национально-освободительной борьбе уйгуров. Существовали ли лидеры данного движения, именно из кыргызов и кто они. Заранее благодарна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Независимость, суверенитет Кыргызского государства и его территориальная целостность - одна из главных достояний кыргызского народа! И мы будем биться за это до последнего!!! :angry: Ни о какой кыргызской автономной области в составе Казакстана не может быть и речи (как и в составе какого либо другого государства)! А вы кыргызов спросили? Хотя казахи нам и братский народ и мы к ним хорошо относимся. А всякие горе политологи пусть и не мечтают уроды! Эта статья провакационная! Она оскорбляет чувства кыргызского народа! :angry::angry:

Казакстан бесспорно самое близкое исторически, культурно, традиционно, ментально и т.д. государство для Кыргызстана и указанные внешние и внутренние угрозы действительно существуют. Но никто не будет их решать за счет потери государственного суверинитета Кыргызской Республики. А того, кто будет выступать за это следует расценивать как предателя!

П.С. Я лично за любое сотрудничество и взаимодействие с братским Казакстаном (военное, экономическое и т.д.) кроме вышеукзанного.

Салам кыргыз боорларым. Мен ушул статьяны www.kub.kz сайтында окып чигип кыргыз боорларым менен кенешели деген ниятым менен аны ортого салдым. Мен де анын пикирлери баары тен дурус деп айта албаймын. Бирок ойланатын ойлар да жок емес. Бундай жагдайда кенеш жакшы. Биздин бабаларибиз куч бирликтедир деп бекер айтпаган. Бу соз терен маанысына ээ экенин бугунки кун далилдоодо. Менин пикиримче биздин эки эл бир бири менен биргелешпей жатса кадамдарыбыз узармай калады. Соз жок Казакстан да, Кыргызстан да оз алдынча эгемендуу эки эл. Статьядагы биргелешиш туралы соз кылынган жол дурус эмес, келишем сиздер менен. Казактарды кыйын корсетип, кыргыздарды кемситмекчи болуп турган жокпун.Балки биргелешиштин башка жолу бар. Менин пикирим ал- эки элдин конфедерациясы. Ага кандай карайсыздар, агайын?

Сиздин казак досунуз

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам всем

Я тут уточнил кое-что. У Пуллейбланка (а на его реконструкцию древнекитайских глоссов ссылаются даже сами китайцы) и в Истории Киргизской ССР за 1963 год, под редакцией Грязнова, Вяткина (и вообще самое лучшее издание по истории киргизов за все время) гягунь - транкрибируется с китайского как кыркыр - "красный" на древнетюркском.

Я почему на этом все время настаиваю, потому что как говорил Врунгель - "Как вы шхуну назовете, так она и поплывет". Сама идея того, что киргизы - это сорокаплеменной народ, вредна и должна подвергаться преследованию, как антинаучная и аполитичная теория. Кто кто а я то уж точно знаю, что имя сильно влияет на будущую судьбу и много сил приходится тратить чтобы доказать обратное :lol:

Я тут написал кое-что по тенгрианству и идеологии у киргизов, но возможно это будет интересно всем тюркологам и тенгрианцам тоже. Тенир, Умай, Эл - прошлое и будущее киргизкой (тюркской) идеологии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Салам ники,

цветовую теорию происхождения термина "кыргыз" активно разрабатывал К.И. Петров. Посмотри его работы, а вот древнетюркский термин "красный" вроде звучал как "кыргун".

В любом случае, в самом первом известном печатном варианте эпоса "Манас" :) - в рукописи Сайф-ад Дина Ахсикенти "Маджма ат-Таварих" упоминается Каркыра-хан - дед легендарного героя. В анониме "Худуд ал-Алем" при описании Кимакского каганата мы встречаем область Каркара-хан – "там кимаки, чьи обычаи и одежда напоминает кыргызскую".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...