Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

По поводу алтайцев:

Вот что пишет Радлов о кыргызах:

А вот что писал наш казахский пользователь Shalkar:

Да. Очень похожи на кыргызов. И чуйская долина у них есть. Когда они говорят на алтайском, мне казалось, что я общаюсь с кыргызами. И видел я еще там речку, под названием Балхаш. Километров 20-25 от Акташа. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=638

То есть и внешне и по языку кыргызы и алтайцы очень близки! :kg1:

Элтебер, близость кыргызов и алтайцев, схожести их культур впечятляют! Язык кыргызов и алтай кижи очень похож, даже в произношении звуков, почти один в один. Кроме того имеется много общего в географических названиях. На Алтае есть Чуйская долина, река Каракол, село и долина Каракол, гора Манаса. Много общего в культуре, в быту, в фольклере, в обычаях и традициях. Например у алтайцев есть эпос "Алп Манаш" (у кыргызов эпос "Манас"). У алтайцев есть национальный инструмент комус (у кыргызов комуз). И т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу племени бугу хотелось бы рассказать один интересный факт. Он был установлен входе моего общения с одним из представителей братского нам кыргызам хакасского народа - моим другом (мне приятнее называть алтайцев, казахов, хакасов, каракалпаков, ногайцев своими братьями). На языке Эне-Сай кыргызов слово "аба" переводиться как медведь, но этот термин они использовали при обращении к старшим по отношению к себе братьям мужского рода. Причина этого вытекает из одного из языческих культовых представлений древних кыргызов. На сегоднешний день этот термин перешел к современным хакасам. Самое интересное то, что бугинцы Тенир-Тоо (или Ала-Тоо) также называют старших родственников мужского рода термином "аба", многие из них не могут объяснить почему они так называют и что означает это слово. На мой взгляд этот факт может служить одним из доказательств прямой связи между Эне-Сай кыргызами и кыргызами Тенир-Тоо (хотя бы на локальном уровне).

П.С. Чтобы не обвиняли в возвеличивании своего племени или рода сообщаю, что я сам являюсь представителем кыргызского племени саяк. :kg2:

"Аба" говорят не только бугинцы, но и южные кыргызы из крыла Адигине. Они называют так всех пожилых родственников мужского пола по отцовской линии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

У нас старших родственников отца называют "ава", насколько понял и у северных кыргызов используется этот термин, или "аба"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-казахски бугы самец марала. По-кыргызски тоже думал так.

по-кыргызски тоже так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас старших родственников отца называют "ава", насколько понял и у северных кыргызов используется этот термин, или "аба"?

"Аба" или редуцированное "ава" обращение ко всем старшим мужчинам аналог "байке" или "ака" распространено на Иссык-Куле среди племени Бугу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На языке Эне-Сай кыргызов слово "аба" переводиться как медведь, но этот термин они использовали при обращении к старшим по отношению к себе братьям мужского рода. Причина этого вытекает из одного из языческих культовых представлений древних кыргызов. На сегоднешний день этот термин перешел к современным хакасам.

Поклонение и уважение к духу медведя у древних кыргызов. Возможно он был одним из тотемов кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да. Даже иногда обидно. Столько лет вместе соседствовали, а вы вдург иногда через нас дальше смотрите. :) . Шутка.

Шалкар, Кыргыз Казак бир тууган! :kg1: :kz1: Мы от этого не отказываемся. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас старших родственников отца называют "ава", насколько понял и у северных кыргызов используется этот термин, или "аба"?

Весьма интересно. Вот так потихоньку и выплывают на поверхность связь кыргызов Тенир-Тоо и кыргызов Эне-Сая! Вот и Кара-Кыргыз и Вы про южных сказали. Я про это не знал. Интересно а те южные кыргызы, которые используют этот термин могут объяснить его происходение или хотя бы перевод дать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У алтайцев есть национальный инструмент комус (у кыргызов комуз).

Схожий инструмент есть и у других наших братьев:

Кыргызы - комуз

Алтайцы - комус

Хакасы - хомыс

Казахи - кобыз

Каракалпаки - кобыз

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Аба" или редуцированное "ава" обращение ко всем старшим мужчинам аналог "байке" или "ака" распространено на Иссык-Куле среди племени Бугу.

Кара-Кыргыз, используемый большинством северных кыргызов термин "байке" вроде как также используется в аналогичных случаях алтайцами и тувинцами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересен еще один факт из области культуры. Эне-Сай кыргызы носили в качестве национального головного убора калпак, также как и кыргызы Тенир-Тоо. Этому существуют множество подтверждений из исторических источников, трудов различных тюркологов и этнографов (упоминания о высоких конусообразных войлочных головных уборах, с подвернутыми краями). Со слов некоторых братьев хакасов не очень давно и хакасы носили такой головной убор, но впоследствии влияния русской культуры и русификации эта традиция была утерена. Как известно калпаки носят кыргызы, казахи и каракалпаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мирзакарим Норбеков кто по нации? Узбек, кыргыз или таджик? У нас тут спор разгорелся в Башкирии из-за этого :) ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересен еще один факт из области культуры. Эне-Сай кыргызы носили в качестве национального головного убора калпак, также как и кыргызы Тенир-Тоо. Этому существуют множество подтверждений из исторических источников, трудов различных тюркологов и этнографов (упоминания о высоких конусообразных войлочных головных уборах, с подвернутыми краями). Со слов некоторых братьев хакасов не очень давно и хакасы носили такой головной убор, но впоследствии влияния русской культуры и русификации эта традиция была утерена. Как известно калпаки носят кыргызы, казахи и каракалпаки.

Интересно то, что на хрониках досоветского периода и на фото, кыргызы носили калпак так как сечас носят казахи, а сечас видим что калпак у кыргызов носится как европейская шляпа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно то, что на хрониках досоветского периода и на фото, кыргызы носили калпак так как сечас носят казахи, а сечас видим что калпак у кыргызов носится как европейская шляпа.

Кыргызы носили и носят оба варианта калпака! Чаще вот этот :kg1: А тот, о котором Вы говорите "так как сейчас носят казахи" у нас вроде называется Бакай калпаком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызы носили и носят оба варианта калпака! Чаще вот этот :kg1: А тот, о котором Вы говорите "так как сейчас носят казахи" у нас вроде называется Бакай калпаком.

Бакай калпак, действительно, отличается тем что он выше обычного и носится как в старину.

Но на хрониках виден калпак не высокий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я могу учить монгольский через киргизский,когда местных киргизов там не было. До армии я жил в г.Шульбинске Семипалатинской обл. и казахский знал в совершенстве,да и любой казах киргиза или наоборот поймет без переводчика,разница не большая. В Баян-Ульгийском аймаке я не был,а Улан-Баторе казахи чтут свой язык и традиции,может в литературном языке монголизмы есть,но я газет не читал. :tw1:  :kg1:

Значит тамошние казахи помогали с переводом. Я то подумал что вы напрямую общались с монголами.

Уланбаторские казахи молодцы что так бережно хранят свой язык. Я читал что тувинцы в Монголии, при выборе, предпочитают учиться в монгольских школах, нежели в казахских. А своих тувинских школ там видимо нет. Кстате, в Уланбаторе есть школа с казахских языком обучения?

Этимология названия "багыш" в кыргызских наименованиях племен - сары-багыш, чон-багыш и кара-багыш, как отмечают ученые (Аристов, Потапов, Абрамзон), прямо указывает на то, что кыргызы прикочевали в Ср. Азию из Сибири. Название "багыш" - переводится как "лось", и известно, что лось в Ср. Азии не водится (хотя некоторые утверждают, что водился ранее).

Слово "багыш" было обнаружено у алтайцев Потаповым в наименовании шаманского бубна "пагыч" - бубен в практиках шаманов отождествлял именно лося как верхового животного.

Отмечу также, что Абрамзон считал багышей потомками племени найман.

То что багышы являются потомками найманов впервые слышу. Очень удивлен. Если это на самом деле так, то найманов среди кыргызов очень много. Интересно есть ли связь между нашыми багышами и нашыми же найманами?

Насчет названия алатоолук кыргыздар - нигде не встречал того, что так называли себя енисейские кыргызы.

Мне тоже показалось что алотоолук кыргыздар это о нас. Хотя было бы здорово если обратное подтвердится.

По-казахски бугы самец марала. По-кыргызски тоже думал так.

Слово бугу с кыргызского можно перевести как олень и как самец оленя или марала. Это слово также означает месяц май.

Кара-Кыргыз, используемый большинством северных кыргызов термин "байке" вроде как также используется в аналогичных случаях алтайцами и тувинцами.

У северных кыргызов, по крайней мере нарынских, также используется обращение ага, но байке конечно намного чаще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересен еще один факт из области культуры. Эне-Сай кыргызы носили в качестве национального головного убора калпак, также как и кыргызы Тенир-Тоо. Этому существуют множество подтверждений из исторических источников, трудов различных тюркологов и этнографов (упоминания о высоких конусообразных войлочных головных уборах, с подвернутыми краями).  Со слов некоторых братьев хакасов не очень давно и хакасы носили такой головной убор, но впоследствии влияния русской культуры и русификации эта традиция была утерена. Как известно калпаки носят кыргызы, казахи и каракалпаки.

Вы совершенно правы. Фуюйские кыргызы, потомки угнанных в Маньчжурию енисейских кыргызов, и по сей день носят ак-калпаки, также как и современные кыргызы. :kg1: :kg2:

Карта с указанием местопроживания фуюйских кыргызов в Китае:

fuyu_kyrgyz.jpg

Фотографии фуюйских кыргызов с сайта Элбилге, предоставленные хакасским исследователем Чертыковым М.А.:

http://www.elbilge.org

fuyukyrgyz5.jpg

fuyukyrgyz4.jpg

fuyukyrgyz1.jpg

fuyukyrgyz2.jpg

fuyukyrgyz9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уланбаторские казахи молодцы что так бережно хранят свой язык. Я читал что тувинцы в Монголии, при выборе, предпочитают учиться в монгольских школах, нежели в казахских. А своих тувинских школ там видимо нет. Кстате, в Уланбаторе есть школа с казахских языком обучения?

Тому что казахи так бережно хранили свой язык в этом выражается психика и душа монголов равнодушных как степь. Никогда не запретили и никогда не отделяли от жизни похожих на своих, так что кочевничий быт главное и религия не играет главную роль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот еще парочка легенд ... не иначе как результат изощренной фантазии , оплаченной казенными деньгами.

А как же иначе, ведь в этих легендах предок кыргызов, по имени которого назван народ , Киргизбай явлется предком библейских Авеля и Каина, а заклятые родственники САРЫБГЫШЕЙ - БУГУ свое ОЛЕНЬЕ имя оказывются объясняют своим происхождением от РОГАТОЙ девочки, которая вместе со своим братом, тоже рогатым, жила вместе с ОЛЕНЯМИ-МАРАЛАМИ. Есть в этой легенде и непорочное зачатие, правда теперь уже не от ПЕНЫ, а от ВОДЫ, но не простой , а от той, которой омывала голову РОГАТАЯ родоначальница БУГУ.

Нет, такое можно выдумать только за деньги оккупационного режима, не иначе. ;)

Ч.Ч.Валиханов, Собрание Сочинений, том 2, стр. 40-43.

...

Киргизбай (см. предания), первый родоначальник народа, давший ему свое имя, имел только одного сына Ак-уула (белого мальчика). У Ак-уула по одному преданию было два сына - Абл (Авель) и Кабил (Каин), а по другому - Абл и Кабил происходили не непосредственно, но в известном колене от Ак-уула. Потомство Абла составляет правое крыло, а Кабила- левое.

     Тагай, внук Абла, имел от старшей жены 3-х сыновей: Богоарстана, Койлана и Килджира, и от второй  жены-иностранки одного- Карачору. От первого сына проиошли СОЛТЫ, второй был родоначальником  ДЖАДИГЕРОВ, от двух сыновей третьего (Килджира) - Уразбакты и Даулеса - произошли БУГУ и САРЫБАГЫШИ, и от последнего, Карачоры , - САЯКИ.

     К фамилии Тагая относит предание еще двух родоначальников, им усыновленных, его племяника, который стал отцом колена МОНОЛДАР, и одного раба, родоначальника поколения ЧЕРИКЧЕЙ. ЧЕР, по объяснению дикокаменных киргиз, есть название какой-то болезни желудка. Родоначальник ЧЕРИКЧИ, по свидетельству преданий, был одержим этим недугом.

Эти семь родов, происходящие от детей Тагая или от лиц, усыновленных им, называются общим именем ОН КОЛ - правого крыла, а дети Кабила - СОЛ, левого. Впоследствии к семи превоначальным родам ОН (правого крыла) присоединились в качестве главных родов еще несколько поколений, каковы: БАГЫШИ, родственные САЯКАМ, АДИГЕНЕ, ТЫГАЙ и род БАЗИС.

...

БУГУ значит олень. О происхождении этого названия в народе существует замечательный миф. Карамурза и Асан (см.выше) охотясь за оленями на горах Аламышик, увидели в стаде маралов прекрасную девочку и мальчика с оленьими рогами. Они убили мальчика, схватили девочку, которая с воплем бросилась на труп брата и долго неутешно плакала. Предание гласит, что вследствии проглятия рогатой девы Асан и Карамурза не имели потомства.

     Родоначальник Мурзакул, которому представили чудесную деву, отдал ее в замужество за своего сына Яманкула. По свидетельству потомства, эта родоначальница была женщина непростая (в смсле сверхъестественном) и прославилась своей необыкновенной мудростью под именем МУЮЗБАЙБИШЕ (рогатой матери). Говорят, что впоследствии она лишилась необыкновенного украшения своего черепа и, омывая голову водой, приказала служанке выливать воду в места.  где не ходит человек. Сужанка, исполнявшая эту миссию, из любопытства, (а) может быть, не находя соответствующего прикрытого места, решилась выпить заветную воду и от этого зачала сына и (дала) имя ему - Джелден (от ветра).

     Дикокаменные киргизы свято чтут память этой рогатой матроны и до сих пор в горестных случаях своей жизни приносят ее памяти жертвы рода с мольбами.

     Она считается покровительницей озера Иссык-Куля и , по мнению народа, дух ее витает на Иссыккульской долиной.

Интересно, что у казахских КИПЧАКОВ в родословной тоже есть предок с РОГАТЫМ именем - МУИЗДЫ (САРЫАБЫЗ) , отец КАРАКИПЧАКА. В свою очередь , этот МУИЗДЫ является сыном еще одного интересного персонажа , уже с именем СОБАЧЬИМ - КОБЕКАЛЫПА. Вот начало родословной цепочки казахских КИПЧАКОВ:

КИПЧАК - СУЛИМАЛЫП - КОБЕКАЛЫП -МУИЗДЫ (САРЫАБЫЗ) - КАРАКИПЧАК -...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отвечаю по теме. Конечно первое время я через казахов учил монгольский язык,но это не говорит, что я полтора года пока я служил, со мной ходил местный казах и днем и ночью,и переводил с казахского на монгольский и обратно. Офицеры которые служили по 5-6 лет в Монголии,меня брали с собой

как переводчика,когда нужно было что-нибудь продать. И мне перепадало 100-200 тугриков на чай за раз,когда в месяц солдату платили 40 тугриков,а сержанты 115, замкомвзвода по 145,согласись немало!? Теперь к другому вопросу. Дети моих знакомых ходили в монгольскую школу,не знаю были ли школы с казахским языком по всему Улан-Батору. Командировочные со стран СЭВ проживали компактно по микрорайонам,где были( школы,ясли,детские сады,магазины,ну короче вся инфраструктура) и.т.д и.т.п. на родном языке командировочных. Русские,болгары,чехи,немцы,венгры и много всяких разных национальностей. Сейчас не знаю как,так как Совет Экономической взаимопомощи как и социализм приказали долго жить.Нас (советских людей)

удивляли их порядки: на базу мы ходили через зону,(где обрабатывали древесину),так было ближе,и никакая охрана не препятствовала нам укоротить путь. Охрана сама по себе,зэки сами по себе,и если какому-нибудь зеку захочется в город, за него приходил отсиживать брат, там сват. Насколько это серьезно, я не берусь утверждать,но сами зэки нам говорили так,и никто оттуда не сбегал. Надо и у нас такой закон принять,Вы не против??? st st st

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос к Русту и Эльтеберу. Смотря генеалогию я увидел,что

и в Саруу, и в Чон-багыше есть уруу Мачак. Что Вы скажете по этому поводу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос к Русту, Вы кажется живете в Томске... Сегодня смотрел новости по одному из российских каналов. Там рассказывали о каком-то пожаре возле г. Томск. При этом и журанлист говорил, что до места пожара им было трудно добраться из-за реки КИРГИЗКА. Что за река такая? Я читал и много слышал о КИРГИЗСКИХ СТЕПЯХ в Хакассии и о том, что сами хакасы древние захоронения называют КЫРГЫЗ (по хакасски это наверное звучит ХЫРХЫЗ) СЕЕКТЕР. А теперь вот река возле г. Томск. :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...