Перейти к содержанию
Konrad

Ахмад ибн Фадлан о булгарах - этнографические параллели

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые господа!

Наибольший интерес для изучения исторической географии Восточной Европы представляет текст «Записки» Ибн Фадлана о его путешествии на Среднюю Волгу. В 921 году из Багдада через Среднюю Азию в Волжскую Булгарию направилось посольство аббасидского халифа ал-Муктадира, секретарем которого являлся чиновник Ахмед Ибн Фадлан, написавший отчет о путешествии. Официальным поводом для столь грандиозного путешествия, длившегося год, стало письмо-приглашение булгарского царя, просившего халифа прислать религиозных наставников для обращения его народа в ислам и построить крепость для отражения нападений хазар. Данная миссия закончилась безрезультатно, но «Записка» Ибн Фадлана не затерялась в багдадских архивах. Она многократно переписывалась и цитировалась с сокращениями. Отчет Ибн Фадлана был широко известен в арабско-персидском мире. По свидетельству географа XIII века Йакута ар-Руми, работавшего в Мерве, в его время это сочинение было весьма распространено и находилось у многих лиц в восточном Иране. Сам Йакут включил несколько фрагментов из Ибн-Фадлана в свой «Географический словарь», дошедший в нескольких списках. В 20-е годы ХХ века в библиотеке при гробнице имама ‘Али ибн-Риза в городе Мешхеде (Иран) башкирско-турецким востоковедом Ахмедом Зеки Валиди Тоганом была найдена рукопись, содержавшая более полный курс «Записки». А.П. Ковалевский исследовал и опубликовал этот очень интересный документ. В «Записке» Ибн Фадлан подробно описывает обычаи огузов, башкир, волжских булгар и других народов. Особый интерес представляет описание традиций булгар, незадолго до этого перешедших в ислам.

Некоторые их обычаи и бытовые черты пока не нашли истолкования. Возможно, таковое отыщется в традиционной культуре Балкарии, Карачая, Осетии, Чувашии, Татарстана. Предлагаю поискать.

«И у них нет ни (оливкового) масла, ни масла сезама, ни жира совершенно, и действительно они употребляют вместо этих жиров рыбий жир, и все, что они с ним (этим жиром) употребляют, бывает сильно пахнущим. Они делают из ячменя мучной напиток, который пьют маленькими глотками девушки и отроки, а иногда варят ячмень с мясом, причем господа съедают мясо и кормят девушек ячменем. Но только когда бывает раннее утро, то она ест (часть) мяса».

Соответствует ли это национальной кухне карачаевцев, балкарцев, осетинов, чувашей, казанских татар?

«Все они носят (особые) шапки. Итак, когда царь едет верхом, то он едет один, без отрока, и с ним нет никого, и когда он проезжает по базару, то никто не остается сидящим, (каждый) снимает с головы свою шапку и кладет ее себе подмышку, когда же он проедет мимо них, то они опять кладут свои шапки себе на головы. И точно так же все, кто входит к царю, мал и велик, включительно до его детей и братьев, как только окажутся перед ним, тотчас снимают свои шапки и кладут их себе подмышку. Потом они делают в его сторону знак головою и присаживаются, потом они стоят, пока он не прикажет им сесть, и каждый, кто сидит перед ним, право же сидит стоя на коленях, и не вынимает своей шапки и не показывает ее, пока не выйдет от него (царя), и при этом (когда выходит) он надевает ее».

Есть ли параллель этому правилу этикета у карачаевцев, балкарцев, осетинов, чувашей, казанских татар?

«Из их обычаев (правил) один таков, что если у сына (какого-либо) человека (мужа) родится ребенок, то его забирает (к себе) его дед, прежде его отца, и он (дед) говорит: я имею на него большее, чем его отец, право в его доле, пока он не сделается (взрослым) мужем; если из них умрет человек (муж), то ему наследует его брат прежде его сына».

Были ли такие правила наследования у карачаевцев, балкарцев, осетинов, чувашей, казанских татар?

«И если они едут в дороге, и один из них захочет помочиться и помочится, имея на себе оружие, то они ограбляют его, берут его одежду и все, что есть с ним, и это у них такой обычай (правило). А кто сложит с себя оружие и положит его в сторону, и (тогда) мочится, то они не препятствуют ему».

Известно ли нечто подобное у карачаевцев, балкарцев, осетинов, чувашей, казанских татар?

Убедительная просьба к читающим. Искренне прошу, в случае, если будете ссылаться на источники, непременно указывайте фамилию и полное имя автора, полное название книги (или статьи, для статьи – также источник), город, в котором она издана, издательство, год и полное количество страниц, страницу, которая цитируется. Вопрос очень важный для науки.

Заранее за все благодарю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...