Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

«Железный век. Таштыкская культура». Портал "ТАЙНАЯ СИБИРЬ".

В 201 году до нашей эры скифская цивилизация пала под нашествием хуннских племен. Придя в Хакасско-Минусинскую котловину, таштыкцы уже имели в своем составе значительное количество других народов и, прежде всего древних тюрок. В результате этих событий в Минусинской котловине состав населения стал гораздо более сложным; образовалась новая культура, которая получила название таштыкской.

Основу хозяйства в таштыкскую эпоху составляли скотоводство и земледелие. Но традиционные формы хозяйства существенно изменились. Скотоводство стало теперь полукочевым в отличие от пастушеского у тагарцев. Стадо было более разнообразным. Кроме крупного и мелкого рогатого скота и лошадей, люди стали разводить коз и верблюдов.

Особым вниманием пользовалось коневодство, поскольку конь для кочевников всегда был основой бытия. Лошадь была культовым животным. О чем свидетельствуют предметы из погребений таштыкской культуры и многочисленные наскальные росписи.

Любопытно, что значительное распространение в таштыкскую эпоху получило разведение кур. Куриные яйца клали в могилы с погребенными. Найдены и специальные булавки с головками, на концах которых помещены объемные или плоские изображения петуха.

В китайской летописи о жителях Хакасско-Минусинской котловины сообщается, что они «сеют просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. Муку мелют ручными мельницами; хлеб сеют в третьей, а убирают в девятой луне». Развитие земледелия в таштыкскую эпоху тесно связано с общим прогрессом в области техники и, прежде всего с широким применением железа. Появляются железные проушные топоры, железные наконечники мотыг для обработки земли и серпы. Наряду со значительно усовершенствованной мотыгой, служившей для взрыхления земли, применялись также сохи, в которые впрягались животные.

В таштыкскую эпоху продолжается выделение родовой могущественной аристократии из общей массы общинников. Этот естественный процесс общественного и экономического развития значительно ускорился с приходом хуннов на берега Енисея.

Основным жилищем таштыкцев стала кибитка на колесах. Она была удобна по целому ряду причин. Во-первых, шатер значительно лучше защищает от ветра и мороза, чем промерзающие стены земляного или каменного дома. Во-вторых, меняя стоянку, всегда можно найти место, обеспеченное топливом. В-третьих, в жилище на колесах жить более безопасно, так как со всем имуществом всегда можно уехать от врага, что таштыкцы и делали.

Многодневные хозяйственные и особенно военные походы играли большую роль в экономике хуннов. В эти времена возникала система приобретения недохватка путем систематического захвата запасов у соседей. Война была опасным, но доходным промыслом. Подобно многим народам, таштыкцы прошли этот этап, но уже при первых шаньюях основным источником их доходов стало обложение покоренных народов и племен данью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброе время суток, Урянхаец! Запаралелим темы? Так получается, что мы здесь чуть ли не единственные, кому интересна Минуса (Хакасско-Минусинский регион) /где же Стас (явно хакас и, видимо, дальний мне знакомый)?/.

Давайте сначала разберемся в заглавии темы: таштыкская культура, вроде, никогда не причислялась к хунну/сюнну, а вот к хагясам-гяньгуням - это таки да. Сразу отсылка - как Вам это: http://kronk.narod.ru/index.htm ? Я, видимо, сужу предвзято, но Азбелев с источниками (письменными) работает хорошо - всё же историк /археолог - в меньшей степени/.

Изменено пользователем leont`ev
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

П.С. Давайте, кстати, откажемся всё-же от господствующего на этом форуме постулата "арх.культура = этнос". Эту "идею" опровергли еще в конце 70-х гг. Этнос легко (и часто) выходит за рамки культуры, культура еще легче (и чаще) выходит за рамки этноса. Если порыться на наших помойках, то больше всего мы найдем всяких банок с доминирующими американческими надписями. Что ж, мы все америкосы американцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопреки мнению ряда историков и лингвистов, управлявшие разноязыкими народами азиатские гунны не были тюркоязычными.

Судя по записям отдельных слов, их язык вообще не принадлежал к какому-то известному ныне типу. На родственном

языке, возможно, говорят теперь только кеты - малый таежный народ, уцелевший на Енисее.

Гунны не принадлежали к тюркскому миру ни по типу жилищ, ни по облику захоронений. Но именно они вывели

на историческую арену ранние тюркские народы, сдвинув их из неведомых первобытных мест на Саяно-Алтайском нагорье;

таковы древние кыргызы, от смешения которых с динлинами произошли хакасы, чики Тувы и безымянные пока тюркоязычные

горноалтайцы. Всех их знает археология.

И.Л. Кызласов К уяснению самобытности хуннского общества. Владивосток, 2008.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Оригинал взят у userinfo.gif?v=92.5maximus101 в Исторический музей в Москве. Древняя Евразия.Подборка моих фото, посвященная древним культурам на территории России, из Исторического музея в Москве.

Портретные погребальные маски воинов таштыкской культуры, I в. до н.э. - V н.э. Хакасия.

0_8efae_2b624ea_orig

0_8efb3_2d071387_orig

( Смотреть дальше... )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...