Экспериментатор Опубликовано 7 января, 2009 Поделиться Опубликовано 7 января, 2009 Камасинцы (самоназвание — калмажи), в 17 в. племя саянских самодийцев (численность около 500 чел.), жившее по рр. Кан и Мана (южная часть современного Красноярского края). В 18—19 вв. делились на 2 группы: таёжных К., занимающихся (как и в 17 в.) охотой, оленеводством и рыболовством, и степных К., в 17 в. — кашинцев, которые занимались скотоводством, коневодством, земледелием и охотой; последние говорили на тюркско-качинском языке. К началу 20 в. все К. слились с рус. крестьянским населением. В конце 90х нам на истфак профессор Кривоногов приводил женщину, последнюю представительницу этого народа. С тех пор связь с ней потеряна! Есть ли информация о камасинцах современная? Живи они еще? Есть ли желание устроить экспедицию в район их компактного проживания (точнее бывшего проживания) с поиском их потомков? Пишите! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 8 января, 2009 Поделиться Опубликовано 8 января, 2009 Это кангаласы что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 10 января, 2009 Поделиться Опубликовано 10 января, 2009 Д.Г. Мессершмидт. Дневник путешествия из Тобольска через Тару, Томск и дальше в Сибирском государстве. Путешествие по указу Петра I. Из дневника Д. Г.Мессершмидта – исследователя народов Сибири. 1721-1725 гг. // Исторический архив. № 2. 2003 8 декабря 1721 г.[...] Ездили с Таббертом на Абакан. В Кийской волости со слов старшины я записал, что соседи называют чулымцев различными именами, причем те из них, которые делятся на орды, называют их урянхаты или урянхаи, что означает “люди, живущие в лесах”. Они издавна жили там не поделенные на роды, но старшина не мог сказать, как они в те времена сами себя называли, а с тех пор, как из-за сбора ясака поделились на роды и волости, называются теперь по этим волостям. 26 декабря 1721 г. [...] Остановились в деревне в двух верстах от р. Сиды, по направлению к татарской юрте, которая находилась к северу на Енисее. Среди татар там были два татарина из другого рода, которые говорили на другом языке - камасинском, на котором говорят татары между Енисеем и Ангарой или у Канского и Удинского острогов. Записал несколько чисел и слов на этом языке: 1 — Op, 2 — Tschida, 3 — Naghor, 4 — Thata, 5 — Sumbulan, 6 — Mucktu, 7 — Seigbi, 8 — Schindata, 9 — Togus, 10 — Bucl, 11 — Bud-op, 12 — Bud-Tschida и т.д. Бог — Numm, солнце — Kaya, Луна — Kyschtni, голова — Aida, лошадь — Nunda, огонь — Thui, влажность — Mya, вода — Bu, земля — Dscha, человек — Chasa, женщина — Nah, отец — Alam, мать — Jmam, брат — Ауа, сестра — Jha, друг — Neidschim, рука — Udam, скала — Hylu, гора — Bia, высокая гора — Hididi Bia, песочная гора — Hogo Bia, песок — Hora. (N.B. Этот камасинский язык скомбинирован из лаак-остякского и тавго-самадийского языка, который я нашел у Енисея к Мангазеи). Следующий язык называется койбал-киштымский, и на нем говорят татары на р. Кан. Их счет: 1 — Chuodscha, 2 — Jna, 3 — Tongya, 4 — Schaga, 5 — Hkaga, 6 — Hkelusa, 7 — Hkelina, 8 — Choltonga, 9 —Hkelina, 10 — Haga, 11 — Haga ChuodScha, 12 — Haga Jna и т.д. 20 — Jntugu, 30 — Tongtugu, 40 — Kaytugu, Бог — Esch, небо — Urasch, солнце - Ega, луна — Tzui или Tschui, звезда - Alagan, вода — Uhl, огонь - Oth, земля -Pang, ветер — Japei, каменная гора — Tschingan, гора — Ggy. (NB. Этот язык собственно остякский, как я его позднее нашел у Енисея, хотя он частично исковеркан). Что касается татар, которые живут на р. Сиде, то состоят они из нескольких родов (которые остались здесь после войны с Алтын-ханом и киргизами), а именно из аринцев, киштымцев и тубинцев. Аринцы (Ara) — по-татарски значит оса — были в древности очень сильными и могучими людьми, которые, подобно тому, как стая ос преследует стадо, жалит и гонит, также гнали, кололи и убивали многие народы. Но их теперь здесь осталось очень мало, всего не больше 40 или 50 человек. Тубинцев уже больше здесь нет, их остатки ушли с Алтын-ханом и киргизами. Киштымские татары — это люди, жившие в лесах, первый князь которых одновременно с аринцами подчинился русскому владычеству. [...] Клятву приносят на медвежьей голове — кусают медведя в нос. Обвиняемый или подозреваемый при этом стоит в середине между собакой и оленем. Затем этих животных отпускают и наблюдают, в какую сторону они побегут, туда же должен уйти и обвиняемый, т.к. после такой клятвы он не смеет оставаться со своими земляками. Если же обвинение незначительное, то лижут они свой большой палец и говорят при этом: “Бог будет меня судить, виновен я или невиновен”, в чем и состоит вся клятва. Затем поехали по Енисею на северо-восток. [...] Мы слышали, что тунгусы, которые живут на р. Ангаре, разукрашивают свои лица, парни продольными линиями, а женщины всякого рода круглыми фигурами. Делают они это в детском возрасте с помощью проволоки, которую пропускают через кожу, оставляя ее в ней некоторое время, и когда это место распухнет или загноится, проволоку вытягивают, и это место остается синеватым. [...] Татары, которые живут на р. Мана, говорят на своем собственном языке, который называется котовским. А камасинский язык — это особый язык, на нем говорят татары на р. Уде. 18 мая 1722 г. [...] Вплотную к реке Кача некоторые татары вспахали то здесь, то там маленькие кусочки земли, где они сеют ячмень для ячменной муки или курмача, что составляет их обычную пищу. Курмач они жарят или варят с другими блюдами или едят отдельно. Курмач они приготовляют следующим образом: берется лучший ячмень, чистится и моется, затем сушится, они его жарят либо на железных или глиняных сковородах, причем тогда отделяется скорлупа. Едят его так в сухом виде из руки 12 июня 1722 г. [...] Один татарин показал мне, как они делают “порошковый трут” (Kaba). Берут листья Jaceae latifoliae subtus, сушат их в своих юртах на огне, пока они не станут ломкими, затем листья растирают в руке в порошок. К этому порошку прибавляют немного теплых углей и снова все вместе растирают, пока все не станет черным “порошковым трутом”. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Колмак Опубликовано 17 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 17 августа, 2015 Факт полного исхода тубинцев в Джунгарию, приводимый Мессершмидтом, возможно, не совсем корректен. Существует мнение, опять же спорное, что тубинцы, в своём большинстве, вообще не участвовали в исходе 1703 года. Да, какя-то часть, возможно, ушла в пределы Джунгарии... Большая часть была уничтожена экспедицией Многогрешнова, а малочисленные остатки обрусели. Для меня какая-либо достоверная информация об оставшихся в Котловине тубинцах очень важна. И если у уважаемых форумчан есть что-либо по этому вопросу - прошу поделиться. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться