Антиромантик Опубликовано 3 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2008 Обыкновенно считается то "архаичным огузским", то "архаичным карлукским", то отдельным западным тюркским (из-за -d- и h-). Но мне вот думается, что у него ближайшие родственники - саянские языки (тувинский, тофаларский и так далее). Именно из-за -d-. В сущности, халаджский язык является единственным синхронным представителем карлукско-уйгурской речи (узбекский, уйгурский, их предшественник чагатайский - карлукско-хорезмийские), а карлукско-уйгурские фактически и были географическим продолжением древнесаянского ареала. Саянские языки непосредственно восходят к древнеогузскому (то есть орхоно-енисейскому), а карлукско-уйгурские - к древнеуйгурскому, являвшемуся одной из ступеней развития древнеогузского. Каковы ваши соображения? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 4 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2008 Сам термин халадж интересен. Думают от слова алач? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 4 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2008 древнеогузскому (то есть орхоно-енисейскому) с каких пор? давайте употреблять термин огуз только для огузской группы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Антиромантик Опубликовано 6 ноября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2008 с каких пор? давайте употреблять термин огуз только для огузской группы ДРЕВНЕогузский - это устоявшийся термин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 6 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2008 разве охоно-енисейский не древнетюркский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 21 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2017 5 minutes ago, Ашина Шэни said: БАКТРИЙСКИЙ ДОКУМЕНТ ОТ ИМЕНИ БАГ-АЗИЙАС, ТЮРКСКОЙ ПРИНЦЕССЫ НАРОДА ХАЛАДЖОригинал (первые 6 строк)1. αχϸονο υ' ο' η' μανο βιδδιιονωσαρδο καλδο μανο βαγοαζιιασο οτορογο τοροσανζο οισλογδο χοτολογο 2. ταπαγλιιο βιλγαυο σαβονο χινζωιο χαλασανο οισλογδο καδαγοστανο ασο βαγο καμιρδο σασκο καμιρδοφαρο βηκο 3. πορο κηδο πιδο βανοζινιιαγγο ζαοο κιδο λαρσιγγο σταδο οδο μορδδιιο ταδομο ασο καμιρδο βαγο στορογο οηζο οδο4. {οδο} οαρσοχοδανο λιδο κιδδηιο παρσο ζονδδιιο οδο δδρογο κιρδο ταδο ωσο μανο χι(νζ)ωιο καδαγοστανο φινζο πι-5. -δο βανοζινιιαγγο ζαοο αβο ταοο καμιρδο βαγο οδαβο ταοο καμιρδοφαρο κηδο πιδοφαρο κιρδο αββο ζαμιιο τα-6. -ληλο αβο ασπο τιδο αγγαραγο κιδο βαϸονανο παρογανο ναμινδο οδομο λαδδηι μισο μασκονδο ιωγο ζινο κιδο Перевод (Николас Симс-Вильямс)(То был) 478 год (700 год н.э.), месяц Второго Нового года, когда я, Баг-азийас, великая тюркская принцесса, королева Кутлуг Тапаглыга Бильге Савуга, принцесса халаджского (народа), (леди) Кадагстана, от бога Камирда, с участием Камирд-фара сына Бека, священника, за жизнь младенца, который был болен и умирал, - тогда великое (явление) силы и чуда было узрено мной от (вас), бог Камирда, вы, который затем сделал его живым и здоровым. Итак, теперь мной, королевой, леди Кадагстана, за жизнь королевского младенца, вам, богу Камирду, и вам, Камирд-фару, священнику, орошаемая земля там в Аспе, та собственность, которую зовут Башунан Парган , была сделана (знаком) чести.[Sims-Williams, N. Bactrian documents from Northern Afghanistan, I: Legal and economic documents (revised edition) - Oxford, 2012 - p.98-99] [Sims-Williams, N. Bactrian documents from Northern Afghanistan, III: Plates. Oxford, 2012. Plate 67]Комментарий Николаса Симса-Сильямса:Одним из бактрийских документов, имеющих отношение к тюркам, является акт дара, выданный в 700 году н.э. королевой, которая называет себя «Баг-азийас, великая тюркская принцесса, супруга Кутлуг Тапаглыга Бильге Савуга, принцесса халаджей, леди Кадагстана». Поскольку эта дама носит иранское имя, она, вероятно, была «тюркской принцессой» только благодаря ее браку с Кутлуг Тапаглыг Бильге Савугом: последний предположительно был правителем Кадагстана, региона к востоку от Роба в долине Кундуз-аб.Особенно интересной особенностью этой длинной титулатуры является наличие этнического названия Халадж. Халаджи, конечно же, известны как носители особого тюркского языка, который до сих пор сохранился в Центральном Иране, и как народ, который сыграл важную роль в истории Афганистана. В Бактрии этноним χαλασο (xalaso) [xalats] «Халадж» впервые засвидетельствован как личное имя раба в документе, написанном в 669 году в Самингане, во владении Роб. Это свидетельство говорит о том, что в Робе, в отличие от Кадагстана, Халаджи не были частью правящей элиты.[Sims-Williams, N. Turks and Other Peoples in the Bactrian Documents //From Ötüken to Istanbul, 1290 Years of Turkish (720-2010) - Istanbul, 2011 - p.20-21] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 21 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2017 ТИТУЛ ГЛАВЫ ТЮРГЕШЕЙ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ 7 ВЕКА - ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ ХАЛАДЖЕЙ?Ко второй четверти 7 века лидер тюргешей носил титул Туциши Хэлоши чо 突騎施賀邏施啜, среднекит. dwət-giə̆/gi-çiə̆/ɕi ɣaʰ-laʰ-çiə̆/ɕi tɕʰwiat. Интересно, что второй компонент титула, Хэлоши, кажется, почти определенно представляет собой китайскую транскрипцию все еще довольно неясного этнонима Халадж. Тогда это будет первое упоминание этой племенной группы в китайском источнике. Также указание на халаджей в Семиречье во второй четверти VII века по крайней мере частично подтвердило бы отчет Ибн Хордадбеха о «зимних стоянках Халаджей» на пастбищах Тараза (конец девятого века). Можно поразмыслить, не является ли название горного хребта Хэлоу 賀 邏, находившегося где-то в Семиречье и упомянутого в Цзычжи Тунцзянь, цзюань 214, как место, где в 739 году сын Сулу, Тухосянь цюй чо 吐火仙屈啜, был схвачен китайским генералом Гэ Цзяюнем 蓋 嘉 運, сокращенной версией Хэлоуши 賀邏施. В любом случае, с их первым появлением в письменных источниках во второй четверти VII века Тюргеши и Халаджи похоже формировали единую племенную единицу внутри крыла Дулу западных тюрок.Американский тюрколог Сорен Штарк[Stark, Sören. On oq bodun. The Western Türk Qağanate and the Ashina Clan //Archivum Eurasiae Medii Aevi 15 (2006/2007) - p.160-161] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться