koldenen_kypshak Опубликовано 28 октября, 2008 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2008 Мария Бабалова "Если бы была вторая жизнь, я..." Муслим Магомаев - "Известиям" (2002 год) Магомаев умер в своей московской квартире в Леонтьевском переулке. У него было больное сердце. Видимо, жить, как и петь, сил больше не оставалось... Своим красивейшим баритоном он покорил огромную страну. Одинаково гениально исполнял оперные арии и эстрадные шлягеры. Магомаев проснулся знаменитым в 20 лет, когда в марте 1963 года, заменив легендарного Рашида Бейбутова на Днях азербайджанской культуры, со сцены Кремлевского дворца в сборном концерте спел сначала легкомысленную каватину Фигаро из "Севильского цирюльника", а потом "Бухенвальдский набат". С тех пор в СССР началось всеобщее помешательство. Магомаев стал нашим Фрэнком Синатрой и Ивом Монтаном. Редкий случай, но его одинаково любили и простой народ, и партийные бонзы. Руководитель родного Азербайджана Гейдар Алиев пестовал его как сына, а Брежнев всегда лично интересовался: будет ли петь Магомаев в очередном праздничном концерте. И уже в 31 год Магомаев стал самым молодым в истории народным артистом СССР, перепрыгнув через ступеньку народного артиста республики. К обязательному в стране членству в партии его никто не принуждал. Уже в школе его исключили из пионеров за то, что дергал девочек за косички... На волне затухающей "оттепели" всесоюзно любимого Магомаева отправили на стажировку в миланский театр La Scala. После чего ему сразу предложили место солиста в Большом театре. Но целиком и полностью отдавать свой баритон опере певец не хотел. Недолгое время он совмещал выступления на сцене Бакинской оперы с пением на эстраде, после чего сделал окончательный выбор в пользу последней. На концертной сцене он властвовал безраздельно. На советской эстраде полагалось вести себя прилично и стоять смирно. Муслим Магомаев, даже не сходя с места, доводил зал до неистовства. Он протаскивал на эстраду полузапрещенные иностранные песни: делал первое отделение из классических арий, а второе - песенное. Он пел самый популярный на танцполах твист "Королева красоты", темпераментную "Свадьбу", пронзительный "Луч солнца золотого" и лиричную "Мелодию". Его фотография была практически в каждом доме. Однажды чиновники от культуры решили наказать Магомаева за получение пресловутой тройной ставки за концерт. Запретили ему выступать в Москве целый год. Но сами смогли обойтись без Магомаева только два месяца. Он был первым из отечественных эстрадных певцов, кто собирал стадионы, а его машину поклонники носили на руках. Сердцем кумира миллионов завладела черноокая москвичка, молодая солистка Большого театра Тамара Синявская. 23 ноября 1974 года они поженились. Поначалу столичная богема с удовольствием судачила о размолвках между знаменитостями. Но в итоге их союз оказался одним из самых крепких звездных дуэтов, хотя детей у них не было. Дочь Магомаева от первого брака Марина живет в Америке. Она редко виделась с отцом. Магомаев ушел со сцены вместе с советской эпохой. Голос покинул его, зато совесть - нет. "Каждому голосу Бог определил свое время, и перешагивать его не нужно", - объяснял Магомаев свое неожиданное решение. Не в пример коллегам, которые годами прощаются, но продолжают выходить на сцену, Муслим Магометович ушел, как отрезал. Даже если кому-то из молодых кажется, что они никогда не слышали Магомаева, это заблуждение. Его голос остался в отечественных фильмах и мультфильмах - в "Бременских музыкантах", например. К отголоскам былой славы Муслим Магомаев всегда относился с юмором. Хохмил: "Как же мне попасть на свою планету?" - после того как в 1997 году его именем была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1. А когда Гейдар Алиев поздравлял его с 60-летием и при этом наградил Тамару Синявскую званием "Народная артистка Азербайджана" (у самого Магомаева звания и награды родной республики, конечно, уже были), артист шутил по этому поводу: "Ну, это как музей Сталина имени Ленина". Когда в постсоветские времена знаменитого певца настойчиво попросили определиться по вопросу гражданства, он лишь сказал: "Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать". Магомаев мужественно принял тот факт, что все лучшее в его жизни уже позади, и то, что многие из тех, кого он считал своими друзьями, на поверку оказались банальными прилипалами. Говорил: "Никогда нельзя быть недовольным своей судьбой, если судьба тебе улыбалась. Мне всю жизнь судьба улыбалась". Он называл своим верным другом пуделя Чарли, занимался нереализованными увлечениями молодости - рисованием, лепкой. Написал несколько книг, в числе которых автобиография "Любовь моя - мелодия" и труд, посвященный знаменитому итальянцу Марио Ланца. Последние годы с внешним миром Магомаев предпочитал общаться виртуально. Почти каждый день под ником МММ он отвечал на послания своих верных поклонников, которых ласково называл "сайчатами"... Прощание с любимым артистом пройдет 28 октября, в Концертном зале имени Чайковского, где в 1964 году Магомаев спел свой первый в жизни сольный концерт. 29 октября Муслима Магомаева похоронят в его родном Баку. http://www.izvestia.ru/culture/article3121952/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 28 октября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 28 октября, 2008 Россия прощается с Муслимом Магомаевым Известный певец Муслим Магомаев скончался на 67-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни, сообщили "Интерфакс" в субботу источники в медицинских кругах. В правительстве Москвы "Интерфаксу" подтвердили эту информацию. Церемония прощания с Муслимом Магомаевым пройдет в Концертном зале им. Чайковского 28 октября и начнется в 10:00. Предположительно, похороны певца состоятся после 14:00 либо в тот же день, либо в среду 29 октября. Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года. Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлевском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Магомаева состоялся 10 ноября 1963 г. в концертном зале имени Чайковского. В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде. В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре La Scala. В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах - "Золотую пластинку". В 1973 году в возрасте 31 года ему было присвоено звание народного артиста СССР. С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР. В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: "Низами", "Поет Муслим Магомаев" и "Москва в нотах". Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам. До последнего времени Магомаев жил в Москве, время от времени выезжая на гастроли в города бывшего Союза и за рубеж. Иосиф Кобзон потрясен смертью друга и коллеги Муслима Магомаева. Об этом он сказал по телефону ИТАР-ТАСС. По словам Кобзона, у него не хватает слов, чтобы выразить горечь потери. "Перевернута еще одна очень яркая страница в истории отечественного искусства. Ведь Муслим был удивительным артистом и человеком, с которым всегда было приятно общаться и дружить, и который украсил своим пением многонациональную советскую культуру", - сказал Кобзон. Он рассказал, что был знаком с Муслимом Магомаевым с 1961 года и с первых шагов внимательно следил за его творческими успехами. "Это - невосполнимая потеря", - подчеркнул Кобзон. По его словам, он выражает особые чувства соболезнования спутнице жизни Магомаева, замечательной певице Тамаре Синявской и желает ей мужества и стойкости. Муслим Магомаев олицетворял собой целую эпоху, отмечают в Минкультуры России и соболезнуют в связи с кончиной певца. "Муслим Магомаев - это целая эпоха. Он певец очень широкого диапазона, он был одинаково хорош и на оперной сцене, и на эстрадной", - сказал "Интерфаксу" в субботу замминистра культуры Андрей Бусыгин. По его словам, исполнительскому мастерству Магомаева "всегда были присущи классика, элегантность, а кроме того, он обладал неповторимым тембром голоса". "Это певец той классической эстрады - не только советской, но и эстрады мирового уровня - к которой принадлежали такие артисты как Френк Синатра, Ив Монтан", - сказал Бусыгин. Президент России Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования в связи с кончиной Магомаева его супруге, родным и близким, а также почитателям таланта артиста, сообщила пресс-служба Кремля. По материалам newsru.com, РИА "Новости", Интерфакс, ИТАР-ТАСС Публикуем интервью 2002 года, которое Муслим Магомаев дал нашей газете. Беседовал Валерий Кичин Муслим МАГОМАЕВ: "Широка страна моя родная" Муслим Магомаев. Человек-легенда. Россия и Азербайджан до сих пор не могут поделить его между собой. Это невозможно. Муслим не делится. Он наше общее достояние. Он азербайджанец с русской судьбой. Он русский с азербайджанской судьбой. Возможно, кому-то по душе будет другое определение: наш он, советский. Ничего плохого и в этом нет. Муслим Магомаев - символ, живой символ единения двух наших народов. Президент Азербайджана Гейдар Алиев не случайно дал распоряжение достойно отметить 60-летний юбилей певца с божественным голосом и просто хорошего человека. Он знал успех, какой сейчас не снится суперзвездам. Восторженные толпы несли на руках его автомашину. Ему прочили славу Шаляпина и Синатры. Он стажировался в миланской "Ла Скала" и пел в парижской "Олимпии". Муслим Магомаев, внук знаменитого азербайджанского композитора и самая громкая легенда русской эстрады второй половины века, 17 августа отметит свое 60-летие. Наши "Пять вечеров" - в доме на Николиной Горе, где спасается от жары звездная пара - Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Вечер первый. Между музами - А где Тамара Ильинична? Я и цветочки привез... - Это мой юбилей или ее? - Тогда вот вам первый вопрос: вас ждала блестящая карьера оперного певца, но вы от нее отказались. Не раскаиваетесь? - Если была бы вторая жизнь, то единственное, что я бы изменил, - не стал бы курить. - Вы прямо из бакинского Клуба моряков попали на молодежный фестиваль в Хельсинки, где ждал вас первый большой триумф... - А маленькие у меня уже были в городе Баку. Меня там знали, я пел в правительственных концертах. Учился по классу фортепиано, но в 14 лет у меня появился бас-баритон и разрушил все планы. - А как пианист вы подавали надежды? - Подавал. У меня растяжка до - фа через октаву! Импровизировал хорошо. - После арии Фигаро во Дворце съездов вы проснулись знаменитым. А вот из воспоминаний вашего аккомпаниатора Чингиза Садыхова я узнал, что пришлось вместо до-мажор петь на тон ниже - в си-бемоль-мажор. - Интернета начитались? - А как же! - Ну, там можно прочитать и байку о том, как добрейший Махмуд Эсамбаев мне пощечину влепил. А что касается Фигаро... у меня ведь тогда был низкий голос, трудно было залезать на высокие ноты. Кому-то Бог дает хорошие верхушки, кому-то насыщенный средний регистр. - Но из оперы вы ушли. - Уходил дважды. В первый раз ушел - но стали говорить, что, мол, Магомаеву трудно, он уже не может петь в опере. Я разозлился и после десятилетней паузы спел. Доказал самому себе, что могу. И ушел навсегда. - Без сожаления? - Классика требует самодисциплины, каждодневных занятий. А я не люблю тренаж и люблю свободу. - Поэтому и от Большого отказались? - Я не хотел петь "в очередь". К тому же там пришлось бы петь и советский репертуар, а я его терпеть не могу. Рос на Пуччини, Россини, Верди и не хотел петь Прокофьева или Щедрина - просто не понимаю, как Тамара все это сумела полюбить. - Сходите на "Лулу" Берга в "Геликон"! Это актерский подвиг. - Не хочу. Хотя уверен, что это любопытно. Я не понимаю, почему сейчас Большой театр похож на подопытную студию: ставят оперу, которую сам композитор не любил, но не идет "Риголетто", не поют Доницетти, Беллини! В "Ла Скала" тоже экспериментируют - но классика там не сходит со сцены! - Послушайте, вы в "Ла Скала" провели два сезона, бегали на спектакли - неужели не захотелось быть среди небожителей? - А чем больше бегал, тем больше понимал: не мое. Ну не дал мне Бог крепких верхушек, терпения и усидчивости. В детстве я рисовал, теперь снова решил взяться за кисть, и что? Что я великого нарисовал? Написал несколько портретов и вдруг - не хочу! Начал портрет Тамары, остались несколько мазков. И как отрезало: не могу взять в руки кисть. А в опере нельзя же за день до спектакля сказать: не хочу! - Вы нашли на эстраде свободу? - В общем да. Поешь не под "фанеру", стараешься, чтобы сегодня песня прозвучала не так, как вчера, - большое удовольствие! Не говорю, что фонограмма - это плохо. Я понимаю: новые требования, саунд должен быть приличный и все такое. Когда на сцене человек-фейерверк, бьют фонтаны и выходят слоны, мне уже без разницы - поют там под фонограмму или живым звуком. - Но вы-то собирали полные залы без слонов! - Так и мизансцена была другая: я перед роялем или перед оркестром. И больше ничего. И изволь два часа петь так, чтобы не захрипеть, и голос не сел, и зритель не ушел. - Не развратили слоны нашу эстраду? Природа вашего успеха совсем другая, чем в гала-шоу Киркорова или Леонтьева. - А молодежь изменилась: она уже не хочет одиноко стоящего человека, а хочет зрелища, попрыгунчиков, балетных девочек и чтобы все было красочно. И мне нравятся шоу Киркорова и Леонтьева. На других шоу я был, но не хочу о них говорить - они не по мне. - Таких больше? - Поэтому я редко хожу. Киркоров приглашал три раза, а я все ссылался на собачку: не с кем оставить. Боялся идти, потому что если уж пришел на концерт - надо досидеть до конца и высказать свое мнение, а врать я не могу. На третий раз пошел и получил огромное удовольствие. О чем честно сказал Филиппу. - В книжке вашей есть фото: вы в облике Гитлера. Что это было? - А это мы в Ленинграде сидели и обмывали премьеру в Малеготе - Эдита Пьеха, Броневицкий и я. И хохмили: я сообразил себе челку с усиками, Эдита стала поверженной Францией, Броневицкий - Наполеоном, и мы сделали фотку на память. - Открыли в себе драматическое дарование? - Я снимался в фильме "Низами", но не считаю это актерской работой - играл там самого себя. Потому что никто уже не знает, каким был Низами на самом деле. А играть себя неинтересно. - Но ведь вы могли бы повторить карьеру любимого вами и мною Марио Ланца - играть в кино певца. - Мне предлагали сценарии, но какие-то дурацкие. - У Ланца сценарии тоже дурацкие - а как хорошо смотрятся! - "Великий Карузо" - настоящее музыкальное кино. А у нас почему-то всё хотели глупую комедию. Так что я отделался, кроме "Низами", еще только двумя фильмами - "Поет Муслим Магомаев" и "До новой встречи, Муслим!". И оба про меня. Вечер второй. Время и бремя - Вы вошли в обойму артистов, которые всегда были на сцене КДС, украшали официальные торжества и пели о счастливой стране. - Ну-ну, что, например? Давайте считать по пальцам. И о какой счастливой стране идет речь? - "Мой адрес - Советский Союз"... - Я это в концертах не пел, а только записал для фильма. Была еще "Торжественная песня", которая потом звучала как заставка к первому телеканалу. Я сказал Рождественскому: Роберт, надоели плаксивые песни, хочется о счастливой любви. Он ответил: это должна быть песня о любви к стране. И дал текст: там ни слова о партии, только: "...если ты со мною, страна!". Далее: "Хотят ли русские войны?", "Бухенвальдский набат", "Вечер на рейде", "Малая Земля", которую я до сих пор считаю прекрасной песней. И ее необязательно ассоциировать с Брежневым. Малая Земля - героическая земля. Я был там, видел этот вагон, изрешеченный как сито, знаю о подвиге моряков, об этом написана песня - при чем тут официоз? Но из-за таких песен я и прослыл гражданским певцом. - А вас это огорчает? - Я и не отрицаю, что многие из этих песен мне очень нравятся. Вот к своему юбилею подготовил комплект из 14 CD. Там есть диск с антивоенными песнями - в память об отце. - Здесь что, полное собрание записей? - Избранное. Классика: оперные арии, романсы, неаполитанские песни - удалось найти самую первую запись 63-го года! А здесь мюзикл: на весь диск записей не хватило, и я добавил песни из наших фильмов. А заканчивается диск знаете чем? Когда-то Пырьев задумал фильм о Дунаевском и попросил записать "Широка страна моя родная". Я записал так, как чувствовал. Но Пырьева это не устроило: он хотел, чтоб было раздумчиво, как воспоминание. В такой трактовке я эту песню не представлял, и мы распрощались. Запись, думал, давно размагнитили - и вдруг она нашлась. - Этот музыкальный мир весь затонул, как Атлантида. Не жалко? - Конечно, жалко: масса прекрасной музыки исчезла. Особенно жаль таких песен, как "Широка страна моя родная", которую почему-то ассоциируют с тоталитарным режимом. А это просто песня о стране, где мы живем. Хотя со словами "старикам везде у нас почет" ветераны уже не согласятся. - А музыка может отвечать за политические конъюнктуры? - Нет, это точно! С музыкой странные вещи творятся - иногда диву даешься. Несколько лет назад мы с Тамарой хотели спеть на Рождество Silent Night, интернациональную песню о рождении Христа, - нам отказали: мол, это католическая песня. - Может, заодно откажемся от Баха и Гайдна? - И эта возникшая рознь... по идее, я теперь "лицо кавказской национальности". Я не смог выйти в концерте памяти Бабаджаняна. Обязательно бы вышел - но ведь "народ меня не поймет". В Израиле запрещен Вагнер, потому что его любил Гитлер. Джильи пел для Муссолини, Шаляпин опускался на колени перед царем - разве от этого они перестали быть великими? Запретов на музыку быть не может. Не хочешь - не слушай. Как с романом Сорокина, о котором столько шума: не хочешь - не читай. Есть анекдот: "Примите меры, у меня из окна видна женская баня!" - "Да где же? Ничего не видно!" - "А вы залезьте на шкаф!". Довели до того, что мне захотелось Сорокина прочитать! Надо знать, отчего все так кричат. И какая там может быть порнография, если этого добра достаточно по телевизору. Вечер третий. Телец златой - Почему вы исчезли с телеэкранов? - А то вы не знаете! - У меня много версий. - Чтобы меня крутили по телевизору, спонсор должен телевидению платить. А я не ищу спонсоров и не привык платить за выступление - всегда нам платили. - Что же произошло с нашим шоу-бизом? В Англии или Франции платят звезде, у нас платит звезда - не дико? - Если надо раскрутить клип, платит. Поэтому и работают как сумасшедшие: надо платить и за постановку шоу, и за его показ по ящику, для себя денег остается в общем немного. - Выходит, что если у меня нет ни голоса, ни рожи, ни таланта, но есть пухлый кошелек, то я могу сиять на экране - так, что ли? - Конечно. Однажды мне Володя Атлантов привез пластинку, где на обложке женщина с безумными глазами и в перьях. Она поет "Арию с колокольчиками" Делиба, и это катастрофа, я обхохотался. Думал, пародия, прочитал текст на обложке - нет, всерьез. Просто богатая женщина мечтала спеть для публики. Арендовала Карнеги-холл, туда пришли зрители, она им спела под гогот зала и выпустила диски. А ведь Карнеги-холл - самая престижная классическая площадка мира, и первый джазмен, которого туда допустили, был Бенни Гудмен. А сейчас любая сцена продается: хоть выпивай там с друзьями, но плати! - В Париже я видел афиши: "Гранд-опера" сдавала себя под свадьбы! А в Большом гарцуют манекенщицы. - Так мы же в этих делах идем с миром точно в ногу и даже обгоняем. - Но там ухитряются блюсти какой-то культурный уровень. - Потому что запреты есть. По общим телеканалам не будут показывать секс. Не позволят оскорблять президента. Там много чего запрещено. Америка в этом смысле даже более бюрократична, чем был СССР. - Это плохо или хорошо? - Полной свободы нет нигде. Показывай хоть порно - но на кабельном, платном. И в прессе - пишите любое мнение, но не материтесь. - Почитайте, почитайте Сорокина... - Я сам запретов вот так хлебнул: это пой, этого не пой; на ТВ Лапин лично проверял тексты, и если ему казалось, что песня плохо отразится на нравах, он ее снимал. Евтушенко что-то где-то сказал неугодное - запретили "Не спеши". Но вседозволенность - хуже. - А что, были у нас при Советах свои преимущества? В книге "Любовь моя - мелодия" вы тепло отзываетесь о Фурцевой... - А она любила артистов. Ткачиха в молодости, она обнаружила к культуре природное чутье. Могла, конечно, и на ковер вызвать - но в основном по указке ЦК. Это была "железная леди" и многим помогала. Была свойской: на гастроли Большого послала вагон водки, чтобы они могли там встретить Новый год... Я не люблю о прежних властях говорить плохо: они нормальные люди были. И Брежнев нормален - другое дело, что было "так положено". Я с ним встречался только однажды, в Баку, - в честь его приезда пел "Малую Землю", и они с Черненко плакали навзрыд. Он очень любил песню итальянских партизан "Белла, чао", где я просил зал притопывать и прихлопывать. И как только я объявил эту песню, Брежнев повернулся к Гейдару Алиевичу и показал ему: мол, сейчас будем работать. Похлопали, потопали, и больше мы не встречались. А с Галей Брежневой были в дружеских отношениях - хорошая, добрая была женщина. Так что если я ставлю на чаши весов то время и сегодняшнее, мне трудно сказать, что перевесит. Коммунисты оч-чень сильно нас любили, буквально душили в своих объятиях. И следили за тем, что ты пишешь, лепишь и поешь. Внимания было через край. Сейчас никакого внимания - и я не знаю, лучше ли это. - А если судить по результату? - У нас был великолепный Большой театр. Замечательные певцы. Хоть их и не пускали за границу надолго: уедешь - предатель Родины! Но тогда пели Атлантов, Мазурок, Милашкина, Синявская, Образцова, Нестеренко, и они работали здесь, а не там. А сейчас все поют там. - А вы почему не уехали? - Я по складу патриот и среди иностранцев бы не мог: у них разговоры только о бизнесе. - Зато у нас нет пророка в своем отечестве. - Для меня потрясением стала Мария Гулегина. В "Метрополитен-опера" давали "Сельскую честь" с певицей, о которой я не слышал. Звоню в Москву: тут чудо какое-то, зовут Гулегина - публика чуть зал не разнесла, почему я о ней ничего не знаю? А потому и не знаешь, отвечает мне Москва, что Гулегину в Большой театр не взяли чуть ли не за профнепригодность! Та же участь постигла Наталью Троицкую и еще многих. Вечер четвертый. Из света в тень перелетая - Вы гастролируете? - Мало - я и в молодости не любил из дома уезжать. В Америку как-то звали в очередной раз, обещали обеспечить чуть ли не сиделку для Чарлика - это наш пудель. А потом "кинули" с гонораром, да еще размазали в "Новом русском слове". Хорошо, что мы не поехали. А по стране - ездим. - Публика соскучилась. - Но я же понимаю, что время идет. И не верю, когда говорят: звучишь как тридцать лет назад! Я же сам себя слышу! - В своих концертах вы сделали поправку на время? - Стало меньше песен о любви. Но люди, которые ко мне приходят, хотят поностальгировать. И я новыми приемами не балуюсь: Фрэнк Синатра не менял репертуар и пел так до глубокой старости! - Почему вы так резко поставили точку? Был невероятный успех - и вдруг ушли в тень. - Предпочитаю точку ставить сам. Но не хочу громко хлопать дверьми. Поэтому сольники потихоньку сворачиваю. Сейчас вот с Тамарой спели в Киеве и Питере - городах, где меня принимали лучше всех. И был переаншлаг. Правда, и цены не стали взвинчивать - чтобы мои поклонники могли прийти. - Но на эти концерты ходят не только люди вашего поколения! - Молодые приходят с мамой-папой и слушают с явным удовольствием. Но сами по себе они не придут. Они пойдут слушать Витаса или Шуру. - Как вы относитесь к Витасу и Шуре? - Нормально. Как ко всему, что приходит с новым временем. Когда-то мне Утесов говорил: я тебя, Муслим, люблю, но согласись, что лучше, чем "Легко на сердце от песни веселой", не бывает. И я понял, что он считает так: ну Магомаев, ну успех, ну поклонники несут автомашину на руках, а все равно лучше меня никто не поет. И был прав - для своего времени. Точно так же для меня мое время было лучшим. Но оно прошло, и сейчас время Витаса. Даже время Аллы Борисовны, которую я обожаю, для малолеток потихонечку уходит. Хотя Алла Борисовна у нас вечная. - А что скажете о певце, который подобно вам делит оперу с эстрадой? О Баскове? - Мы с Басковым прекрасно знакомы, он хороший парень и талантливый человек. Но я ему говорил: если петь в опере всерьез, то рано или поздно придется выбирать. Хочет петь Каварадосси - надо забыть про шоу. Заняться голосом, может, съездить в Италию... - В Интернете я нашел отзыв парня по имени Walera: "Муслим крутой и остался крутым, а все остальные сявки паровозные". Я не знаю, что такое сявки паровозные, но вас он оценил. Вашу машину и правда носили на руках? - Все было. Сейчас кумиры входят в толпу, девочкам руки тянут - я бы так не мог. Руку бы оторвали, одежду разнесли бы в клочки. Машину вводили прямо во Дворец спорта, я садился, и мы вылетали. Вечер пятый. Чай на троих - Ваш аккомпаниатор Чингиз Садыхов утверждает, что прятал от вас ваши же деньги у себя под подушкой - вы такой транжира? - Как-то на Дальнем Востоке мы заработали 20 тысяч рублей - тогда невиданные деньги. И я мечтал о машине. Но вернулся в Москву, снял в "Метрополе" роскошный номер, и каждый день у меня завтракали, обедали и ужинали разные люди, человек по двадцать. - Кто эти счастливцы? - Великие наши композиторы, поэты-друзья. И так я просадил все деньги. Ребятам помогал: кому машину починить, кому еще на что-то. - А своя машина ку-ку? - Своя машина... (Кричит в комнаты.) Тяпа, ты не помнишь, когда у нас первая машина появилась? (Входит Тамара Ильинична Синявская, молодая и прекрасная, в элегантной летней шляпке. Как истая звезда, она до кульминации находилась за кулисами и только однажды появилась в окне, чтобы передать нам кофе.) Т.С.: (Волшебным голосом оперной дивы.) Ага, без меня не можете! 25 июля 1978 года в Калуге. Мы тогда давали два-три концерта в день и купили "Волгу". А Муслим с техникой на "ты", он сел и поехал. - Без прав?! - Конечно, какие права! Он сказал, что в детстве учился ездить по прямой. Сел и сразу въехал в клумбу. Появился милиционер со строгим лицом, но увидел Муслима и попросил автограф. А назавтра в ГАИ выписали удостоверение отличника вождения. Я тоже мечтала сесть за руль, даже пошла на курсы. Но он очень не хотел, чтобы я водила. И когда я сдавала... М.М.: Расскажи лучше, как ты сдавала - с места тронуться не могла! Т.С.: Конечно, я нервничала. Но выучила все правила так, как он их не знает наверняка. Я их на пятерку сдала! М.М.: Это в теории. А практики никакой. Т.С.: Я теоретик. Водить мне не дают. М.М.: Не понимаю, почему женщины рвутся за руль! Т.С.: Вот и Маквала (Касрашвили, певица и подруга. - В.К.) водит! М.М.: Ну и что! Ездить не можешь - зато тебе Бог дал что-то другое. Вот мне Бог не дал быть математиком. Т.С.: Тут мы похожи. Но Муслим сразу подружился с компьютером. Я и подходить не хочу - там нужен особый склад ума, а у меня с детства нет сосредоточенности, и я очень быстро отвлекаюсь. Вот и за рулем: я еду, мне кто-то улыбнется, я в ответ тоже, а руль сам по себе. М.М.: Компьютер я использую только для профессии: пишу музыку на "Ямахе". И еще "Фотошоп". Т.С.: Я и говорю. Вот вы можете сесть за компьютер и использовать его для профессии? - Только этим и занимаюсь. Т.С.: Значит, есть склонность. А он певец - другая профессия. - Муслим, а "Фотошоп" вам зачем? - Чтобы фотографироваться самим. Нам наши снимки нравятся больше. - Дадите напечатать? У меня с собой дискеты. Т.С.: Вот-вот, дискеты - это слово я уже понимаю. Муслим на компьютере сам подготовил к выпуску эти юбилейные диски. М.М.: Там были зажеванные пленки, надо было ремастировать. И знание "Фотошопа" мне помогло: я с дизайнером разговаривал на его языке. - Вы в концертах поете вместе - скажем, оперные дуэты? Т.С.: Для этого нужно, чтобы он встал из-за рояля. А иначе невозможно: "Я спросить тебя хотела: пойдешь ли ты к заутрене?" - поет Любаша, а он, сидя за роялем, ответит: "Пойду" - представляете? - Вы счастливы на этой даче? М.М.: Не могу сказать, что я закоренелый дачник. Мы здесь только третий год. Здесь была грязь, запустение. - По утрам - бассейн? - Ох, этот бассейн! Тамара говорила: не надо, Чарлик туда свалится! Но теперь бассейн спасает от жары. И он хорош от остеохондроза. Плаваю - и пока тьфу-тьфу-тьфу. - Какое место в жизни этого дома занимает Чарлик? Т.С.: Самое главное. А по возрасту он ровесник путча 91-го. - Здесь тихо... А шумно здесь бывает? - Конечно, особенно на днях рождения. И этот зал появился только потому, что столько народу просто не вмещалось в комнаты. - Вы здесь отдыхаете или работаете тоже? М.М.: Мы тут сделали полное повторение московской квартиры. Дубль инструментов - такой же "Ямаха". Дубль компьютера. Красные обои. И такой же белый рояль. - Кто вас тут кормит? М.М.: Есть молодая женщина Манана, она в отпуске. И мы пока сами. Сейчас в магазинах, слава Богу, есть продукты и даже попадаются котлеты не без мяса. - Вы уже несколько раз упомянули о Боге - вы люди религиозные? Т.С.: Религиозные - это значит соблюдать обряды, посты, ходить в церковь. А мы если и верующие, то глубоко внутри. Теперь редко употребляют слово "порядочность" и еще реже - "богобоязненность". Кто сейчас Бога боится, если происходит то, что происходит! - Но все вдруг стали верующими и православными. Т.С.: Это для "новых русских": крест на шее и автомат в руке. М.М.: Партийцы, которые клялись в верности атеизму, сейчас молятся. Я бы не стал так легко предавать свои идеи, хотя не был в партии и пионером был ровно неделю. - А что вы сделали с пионерским галстуком через неделю? М.М.: С меня его сняли. Я был недостоин. Таскал за косы девочек. Т.С.: Не то страшно, что эти люди в партии были. Но ведь как партийцы они проповедовали атеизм. А сейчас они и слово это забыли - вот что страшно! М.М.: Каждый в душе верит в какие-то силы. Бог един, а пророки - Будда, Моисей, Христос или Магомет - у каждого человека свои. Бог посылает своих пророков утихомирить людей, а они не внемлют... - 17 августа ваш праздник - как он пройдет? - В день рождения междусобойчик. 7 сентября торжества в Баку, а 17-го - в Москве. - Поток приветствий уже пошел? - Cамое приятное, что я слышал, сказал Путин. Он приезжал в Баку с официальным визитом и в своем выступлении сказал так: "Не знаю, кому Магомаев ближе - Азербайджану или России". - А что ближе вам? - Я писал в книге: Азербайджан - отец, Россия - мать. А я, как Фигаро: и тут и там. http://www.izvestia.ru/person/article3121950/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 28 октября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 28 октября, 2008 http://www.magomaev.info/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 28 октября, 2008 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2008 Выражаю соболезнования родным и близким, а так же почетателям его гениального таланта! Allah rehmet eglesin! (что за год, Айтматов, а теперь Магомаев?!) Потеря для всех... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
adv Опубликовано 28 октября, 2008 Поделиться Опубликовано 28 октября, 2008 Сегодня в Московском метро целый день в громкоговорители включали его песни. Певец и Человек с большой буквы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 29 октября, 2008 Admin Поделиться Опубликовано 29 октября, 2008 Сегодня его хоронят в Баку. Светлая память. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться