Гость Atamay bay Опубликовано 26 марта, 2003 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2003 Былыргы Быларыйбат дьыл Былдьасыктаах мындаатыгар Урукку уларыйбыт уйэ Охсуhуулах уоргатыгар Эргээтэхи эстибит уйэ Этиhиилэх миичэригэр Дьиримниир, мичигиннир Угайар уоттаах сулустаах ________ Отрывок из олонхо чуть позже дополню Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Саха Уолана Опубликовано 17 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2005 Олонхо, общепризнанный жанр литературы. Суть этого эпического произведения такова: злой дух из подземного мира (абаасы) тайком придя в наш, срединный мир похищает красавицу, невестку богатыря невиданной силы. И чтобы найти свою невестку богатырь отправляется в нижний мир, где обитают абаасы. И в конце освобождает свою невестку. Но, перед этим происходит бой между добром и злом. Этими надеждами на доброго богатыря жили наши предки в дореволюционной царской России. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость AysDan Опубликовано 5 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2005 ОЛОНХО Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10- 15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными. Якутские олонхо - эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на прежней родине и тесно общались с древними предками тюрско-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. Встречаются общие элементы в именах героев (хаан - хан, мерген, боотур и др.). Постоянным элементом имени героини олонхо служит забытое современными якутами слово "куо". В эпосе других тюрских народов сходное слово "ко" означает "красавица". Подобно древнегреческим мифам, и в якутском эпосе боги поселили первых людей на земле- в Среднем мире; Верхний мир находится во власти светлых богов, и лишь края его занимали злые исполины - абаасы; Нижним, подземным миром правили чудовища, враждебные людям. Исполнялись олонхо раньше сказителями-мастерами без музыкального сопровождения. Монологи героев олонхо поются, остальное декламируется в быстром темпе, но нараспев, близко к речитативу. Все олонхо исполняется одним человеком : олонхо - театр одного актера. Для песен олонхо жарактерно разное по тембру и тону исполнение ролей. Песни героев стараются петь басом, молодых богатырей - тенором, а богатырей абаасы -нарочито неправильно поставленным грубым голосом. Различаются также песни героинь, старцев - родителей героя и героини, мудреца Сээркээн Сэсэна, раба-табунщика Сорук Боллур, рабыни Симэхсин, шаманов айыы и шаманок абаасы (голоса шаманок абаасы отличаются от мелодичных голосов шаманок айыы особой грубостью и какой -то бесшабашной разнузданностью) и т.д. В песнях олонхо заметно звукоподражание ржанию коня, голосам различных птиц и зверей. Выдающимся олонхосутам такое разнообразие удавалось, вызывало восхищение слушателей и придавало исполнению олонхо необыкновенно яркий, живописный характер. Раньше каждый якут с детства знал множество различных сюжетов и пробовал свои силы в сказывании олонхо. Было мног олонхосутов-"профессионалов". Они специально занимались пением олонхо. Некоторые из них в осеннее и зимнее время и в голодный период весны выезжали в другие улусы петь олонхо. Им платили мало, больше натурой; кусок мяса, масла или немного зерна. Исполнение олонхо для них было подсобным промыслом. Все олонхосуты занимались своим крестьянским хозяйством, как правило, бедняцким. Для бедности олонхосутов, кроме социальных, были и чисто профессиональные причины ; это были народные странствующие артисты, поэты. Они увлекались своим искусством, самозабвенно занимались им, теряли массу времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, запоминание их олонхо в целом или частично и компонование из них "своего". А потом - длительная тренировка в пении и декламации. Поэтому они плохо следили за состоянием своего скудного хозяйства , часто просто забрасывали его. У такого "профессионала" семья, зимой редко видевшая своего главу, жила в большой нужде , часто голодала. Являясь центром национальной культуры прошлого, олонхо оказало большое влияние на зарождение и развитие литературы и искусства. Одним из первых глубокий и научный анализ героического эпоса якутов - олонхо дал Платон Алексеевич Ойунский (10 октября 1893- 31 октября 1937), один из первых якутских ученых советского времени, филолог, этнограф, фольклорист, литературовед. Много лет жизни он посвятил своду в единый сюжет героического эпоса "Нюргун Боотур Стремительный" одного из лучших и наиболее популярных якутских олонхо. По размерам олонхо П.А.Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных (в нем свыше 36 000 тысяч стихотворных строк). В народе же бытовали олонхо и большего размера.. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем за основу измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи. По словам олонхосутов самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. URL: http://www.sakha.ru/sakha/nasled/oloncho/oloncho.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться