Кара-Кыргыз Опубликовано 18 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2008 Потомки бугунского (Киргизия) хана Тилекмата нашли уникальные вещи своего великого предка 07:39 31.05.2003 Находки потомков хана Тилекмата Александр ТУЗОВ Потомки кыргызского бугинского хана середины XIX века Тилекмат Аке пришли в редакцию "Вечернего Бишкека", чтобы рассказать о своих новых находках, которые они посвящают Году кыргызской государственности. Особенно интересен древний жертвенный столик, обнаруженный... при строительстве обычного овощехранилища в Джети–Огузском районе. Напомним читателям, что в прошлом году ("ВБ за 15 марта 2002г.) потомки Тилекмата во главе с подполковником милиции Оболбеком Албаковым поделились с читателями "Вечернего Бишкека" радостью, когда нашли серебряные печати своего предка. Арабской вязью на старочагатайском языке на печатях написано, например, следующее: "Сын Жылкыайдара Тилекмат бахадур объявлен ханом племени бугу. 1862 год". Памятник Тилекмат Аке был торжественно открыт к его 200–летию в 1998 году в селе Оргочор Джети–Огузского района с участием Президента Аскара Акаева. Ныне историко–краеведческий музей в селе Оргочор носит имя... своего же директора, почетного профессора Бишкекского гуманитарного университета Калена Жетимишбаева. Аксакал пришел в редакцию рассказать о новых замечательных экспонатах своего музея. Подполковник Албаков разыскал в зарубежном архиве выполненный арабской графикой текст послания кыргызов–бугинцев российскому императору с просьбой о "высоком покровительстве, изъявляя в то же время желание наше принять присягу на верноподданство России". Предположительная датировка документа на старочагатайском языке - 1853 год. Первая из приложенных печатей принадлежит хану Тилекмату. Приложены также печати и тамги манапов и биев Иманбая Бек уулу, Чонкайчы Рахмат уулу и многих других. Необычна форма печати манапа Султанкула, напоминающая печать кокандского Худояр–хана. Имеется и печать сына Тилекмата - Чыныбая. Аксакал Жетимишбаев своей, как говорится высоким слогом, каждодневной музейной деятельностью подтверждает головокружительную древность Государства Кыргызского. Недавно в его музей принесли удивительную находку: жертвенный стол из бронзы весом 35 килограммов. Сохранилась украшавшая один из углов стола высокохудожественная фигура тигренка (или снежного барса?). Новое свидетельство высокой древней культуры Прииссыккулья еще раз подтверждает глубокие корни государственности Кыргызстана в самом широком ее смысле. 30 мая 2003 Источник - Вечерний Бишкек Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кара-Кыргыз Опубликовано 24 сентября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2008 Интересна родовая история отца Тилекмата аке. Как говорится в санжыре, отец Тилекмата Жылкыайдар еще будучи младенцем был усыновлен Бирназар бием и взят вместе с его матерью в одном из аилов где в Нарыне. Так вот, когда Бирназар бий возвращался к себе домой на Иссык-Куль он обронил бещик (люльку) с младенцем реку при ее прохождении. Было уже темно и джигиты Бирназар бия не смогли найти его. Решили искать утром. Утром объехав русло реки, он увидел бещик в камышах и от него метнулась чья-то тень... Подъехав к бещику и откинув покрывало он увидел младенца и капли молока у него на губах... Когда этот мальчик вырос и стал подростком отец Бирназар бий ему поручил пасти табуны лошадей. Оттуда, скорее всего, и его имя. Когда один из сородичей проезжал мимо табунов, он увидел что Жылкыайдар спит сидя на лошади, плетущеся за табуном, и улыбается. Он окликнул Жылкыайдара и спросил его: "Эй! Жылкыайдар, наверное хороший сон смотришь... ПРодашь мне его?". На что тот ответил:"Кто я такой что бы продавать свой сон..." ТОгда этот сородич попросил рассказать этот сон. Жылкыайдар рассказал что ему приснилось как -будто в начале озера и в конце озера стоят два высоких тополя высотою до неба, а он стоит на середине озера и и притягивает их держа за макушки двумя руками. Тогда сородич, выслушав сон, ему сказал что либо он, либо кто-то из его потомков будет править на Иссык-куле. Так вот эта доля досталась сыну Жылкыайдара ТИлекмату и внуку Чыныбеку, которые долго были правителями племени бугу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 24 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2008 Интересна родовая история отца Тилекмата аке. Как говорится в санжыре, отец Тилекмата Жылкыайдар еще будучи младенцем был усыновлен Бирназар бием и взят вместе с его матерью в одном из аилов где в Нарыне. Так вот, когда Бирназар бий возвращался к себе домой на Иссык-Куль он обронил бещик (люльку) с младенцем реку при ее прохождении. Было уже темно и джигиты Бирназар бия не смогли найти его. Решили искать утром.Утром объехав русло реки, он увидел бещик в камышах и от него метнулась чья-то тень... Подъехав к бещику и откинув покрывало он увидел младенца и капли молока у него на губах... Хорошая история. Как и все такие же истории про младенцев, родившихся от неизвестных отцов или богов, вскормленных собаками, волками или воронами возле воды, усыновленных и давших впоследствии известное потомство. Архетипичная история. Однажды Рея Сильвия спустилась к Тибру набрать воды для храмового жертвоприношения. Когда она возвращалась, разразилась сильная гроза, и девушка укрылась от нее в пещере. Вдруг в блеске молний, под раскаты грома перед ней появился бог войны Марс в сверкающих доспехах. Он сказал потрясенной девушке: "Радуйся, благородная Рея Сильвия! Боги предназначили тебя мне в жены".Через год Рея Сильвия родила двух мальчиков-близнецов. И хотя она торжественно поклялась, что отец ее сыновей - великий Марс и, став его женой, она исполнила волю богов, Амулий приказал поступить с Реей Сильвией так, как обычно поступали с весталками, нарушившими обет целомудрия. Несчастную замуровали в подземелье, и она там умерла. А новорожденных близнецов Амулий повелел утопить в Тибре. Была весна, воды Тибра высоко поднялись и затопили берега. Слуги Амулия, которым он поручил злое дело, пожалели невинных младенцев и вместо того, чтобы бросить их в реку, положили в дубовое корыто и пустили его в заводь, образовавшуюся на берегу. Едва царские слуги ушли, вода начала убывать. Вскоре Тибр вернулся в свои берега, а корыто, в котором лежали младенцы, оказалось на сухом месте, под высокой смоковницей. Неподалеку от этой смоковницы было логово волчицы. Она только что ощенилась и кормила своих волчат. Вдруг до ее слуха донесся жалобный плач челове- ческихдетенышей. Волчица выбралась из логова, нашла плачущих близнецов и, увидев, что они такие же маленькие и беспомощные, как и ее волчата, стала приходить к ним каждый день и кормить своим молоком. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кара-Кыргыз Опубликовано 25 сентября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2008 Хорошая история. Как и все такие же истории про младенцев, родившихся от неизвестных отцов или богов, вскормленных собаками, волками или воронами возле воды, усыновленных и давших впоследствии известное потомство. Архетипичная история. В случае с Жылкыайдаром не совсем так как Вам показалось на первый взгляд. Его отец был из рода Баргы племени Адигине. Он по каким-то причинам попал в Нарын и заболел. После болезни он умер. У него остались жена (вдова) и младенец сын. Вот когда Бирназар бий был в Нарыне и сосватал кого-то ему и отдали вдову в жены. Это очень широко практиковалось у кыргызов. Состоятельные люди брали в жены вдов и содержали их и их детей. Так сказать социальная ответственность была у манапов и баев. А не как в совесткое время преподносили, что все манапы и баи сволочи... Сейчас родтвенные связи рода Тилекмата и Баргы восстановлены. Его прямые сородичи проживают в селе Сары-Булак( ранее Калинина) в Кара-Кульджинском районе Ошской области. На крупных мероприятиях, тоях они ездят друг к другу в гости и ставят от себя несколько юрт. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
sary_kyrgyz Опубликовано 28 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2008 Сейчас в кыргызском обществе усилились тенденции связанные с "синдромом прибретенного дворянства". Несомненно бии и манапы прошлого были лкчшими представителями своего обшества. На данный момент, если верить санжыре многоие праявщие династии не имеют прямых потомков в нашем обществе. Хотя многие полит. деятели всячески пытаются связать свое происхождение с каким либо манапом , бием или батыром. Насколко достойны потомки Тилекмат-аке, или других правителей кыргызских родов. И какова история наших правящих династий, после 1916-года? Например точно установлено, что от Шабдан-бия никого не осталось, говорили про внучку которая вышла заумж в Казахстан и живет в Алма-Ате. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кара-Кыргыз Опубликовано 29 сентября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 29 сентября, 2008 Сейчас в кыргызском обществе усилились тенденции связанные с "синдромом прибретенного дворянства". Несомненно бии и манапы прошлого были лкчшими представителями своего обшества. На данный момент, если верить санжыре многоие праявщие династии не имеют прямых потомков в нашем обществе. Хотя многие полит. деятели всячески пытаются связать свое происхождение с каким либо манапом , бием или батыром. Насколко достойны потомки Тилекмат-аке, или других правителей кыргызских родов. И какова история наших правящих династий, после 1916-года? Например точно установлено, что от Шабдан-бия никого не осталось, говорили про внучку которая вышла заумж в Казахстан и живет в Алма-Ате. Не могу согласиться на счет того, что все они были однозначно лучшими, но выдающимися были точно. ТАкой синдром не только у кыргызов, он по всему СНГ пространству. Но более всего в этом продвинулись казахи. И ничего зазорного в этом я не вижу. В свое время кое-кто из представителей власти пытался приписаться то к Ормон-Хану, то к Жантаю и т.п. Насчет правящих династий не могу сказать точно, но по моему уразумению у кыргызов не было правящих династий в том смысле что власть не передавалась по наследству. Властью наделял народ. В теме "Ормон-хан" описан пример избрания хана. Есть в истории другой пример... Самая новая история кыргызского нрарода... 2005 год. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
sary_kyrgyz Опубликовано 29 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 29 сентября, 2008 Не могу согласиться на счет того, что все они были однозначно лучшими, но выдающимися были точно.ТАкой синдром не только у кыргызов, он по всему СНГ пространству. Но более всего в этом продвинулись казахи. И ничего зазорного в этом я не вижу. В свое время кое-кто из представителей власти пытался приписаться то к Ормон-Хану, то к Жантаю и т.п. Насчет правящих династий не могу сказать точно, но по моему уразумению у кыргызов не было правящих династий в том смысле что власть не передавалась по наследству. Властью наделял народ. В теме "Ормон-хан" описан пример избрания хана. Есть в истории другой пример... Самая новая история кыргызского нрарода... 2005 год. Ах уж эти "Всенародно-избранные" :kg1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кара-Кыргыз Опубликовано 2 октября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 2 октября, 2008 Памятник ТИлекмат аке и Сарт аке в Жети Огузе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кара-Кыргыз Опубликовано 2 октября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 2 октября, 2008 Описание окружающей местностиСело Оргочор, если сравнивать его с такими известными населенными пунктами, как Каракол или Чолпон-Ата, на их фоне может показаться совсем неинтересным, если бы не историко-краеведческий музей, который теперь носит имя своего директора, почетного профессора Бишкекского гуманитарного университета Калена Жетимишбаева. Некоторые источники утверждают, что в музее хранятся серебряные печати кыргызского (бугинского) хана середины XIX века Тилекмата и других ханов. Арабской вязью на старочагатайском языке на печатях написано, например, следующее: "Сын Жылкыайдара Тилекмат бахадур объявлен ханом племени бугу. 1862 год". взято отсюда: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2044 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
chorobek Опубликовано 10 августа, 2009 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2009 (изменено) Насчет родословной Тилекмата - он черик. Его отец Жылкыайдар родом черик, попал бугинскому Бийназар бию в качестве приданного раба. Благодаря своим личным качествам Тилекмат смог продвинутся до уровня "аке". У кыргызов, чтобы претендовать на ханский титул надобно иметь предков в семи поколениях "бий". Поэтому желание потомков Тилекмата возвеличить его до уровня хана не более чем их желание. Последним ханом кыргызов был Ормон хан и точка. Нет достойных потомков прежних правящих родов? А кто такой Турдакун Усубалиев, к-й четверть века правил Кыргызской ССР? Он потомственный манап. Потомок того самого Манап бия. Правнук знаменитого Калыгул олуя. На самом деле их не так-то мало - Жусуп Абдырахманов, Баяман Исакеев и т.д. Изменено 10 августа, 2009 пользователем chorobek Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кара-Кыргыз Опубликовано 17 мая, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 17 мая, 2011 Насчет родословной Тилекмата - он черик. Его отец Жылкыайдар родом черик, попал бугинскому Бийназар бию в качестве приданного раба. Благодаря своим личным качествам Тилекмат смог продвинутся до уровня "аке". У кыргызов, чтобы претендовать на ханский титул надобно иметь предков в семи поколениях "бий". Поэтому желание потомков Тилекмата возвеличить его до уровня хана не более чем их желание. Последним ханом кыргызов был Ормон хан и точка. Нет достойных потомков прежних правящих родов? А кто такой Турдакун Усубалиев, к-й четверть века правил Кыргызской ССР? Он потомственный манап. Потомок того самого Манап бия. Правнук знаменитого Калыгул олуя. На самом деле их не так-то мало - Жусуп Абдырахманов, Баяман Исакеев и т.д. Никакой он не черик, а баргы. Отец его, Жылкыайдар, был усыновлен Бирназар бием. Бирназар бий совершил обряд нике с его матерью. Теперь он вписан в бугу. Титул хана ему дал кокандский наместник после того как остальные бугинцы не согласились ехать в кокандскую ставку и отправили туда Тилекмата. А титул аке признан всенародно, его он не узурпировал, как некоторые ханы... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться