oirad Опубликовано 12 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2008 Для многих почитателей истории центральноазиатского региона данная военная кампания продолжает оставаться во многом белым пятном (или чёрной дырой ) Для того, чтобы перечислить список работ по данной проблематике, вполне хватит пальцев одной руки. Из отечественных работ более-менее подробно указанные события освещаются у О.В.Зотова в кн. "Китай и Восточный Туркестан в 15-18 вв.:межгосударственные отношения"(М;1990) и у А.Ходжаева в статье "Поход цинских войск в Джунгарию в 1717 г."(1987,18-ая научная конференция "Общество и государство в Китае"). К сожалению, статью Ходжаева так и не смог разыскать. Один документ о хамисском инциденте содержится в первой книге сборника "Международные отношения в Центральной Азии в 17-18 вв.".Просьба к уважаемым китаеязычным посетителям форума поделиться информацией об этом тёмном периоде, почёрпнутой из маньчжурских источников. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 12 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2008 Для многих почитателей истории центральноазиатского региона данная военная кампания продолжает оставаться во многом белым пятном (или чёрной дырой ) Для того, чтобы перечислить список работ по данной проблематике, вполне хватит пальцев одной руки. Из отечественных работ более-менее подробно указанные события освещаются у О.В.Зотова в кн. "Китай и Восточный Туркестан в 15-18 вв.:межгосударственные отношения"(М;1990) и у А.Ходжаева в статье "Поход цинских войск в Джунгарию в 1717 г."(1987,18-ая научная конференция "Общество и государство в Китае"). К сожалению, статью Ходжаева так и не смог разыскать. Один документ о хамисском инциденте содержится в первой книге сборника "Международные отношения в Центральной Азии в 17-18 вв.".Просьба к уважаемым китаеязычным посетителям форума поделиться информацией об этом тёмном периоде, почёрпнутой из маньчжурских источников. Я бы продлил ее до 1739 г., т.к. мира до 1739 года не заключалось и стороны считались официально в состоянии войны. Торговли и нормальных посольских сношений между сторонами не велось, войска оставались боеготовыми, несмотря на временное затишье на фронтах. Третьей войной я считаю события 1755-1760 годов. Война шла на 3 фронтах. В Восточном Туркестане и на Северо-Западе Монголии все вылилось в относительно мелкие столкновения, а вот в Тибете сражения приняли совершенно иной характер. Вот кусочек из одной из моих статей по данной теме: Маньчжуро-ойратский конфликт в Тибете 1717-1720. Около 1714 г. хунтайджи Цэвээн Равдан (Tshe-dbang Rab-brtan, 1697-1729), параллельно с началом военных действий против находящегося в вассальной зависимости от империи Цин княжества Хами, затеял сложную интригу, направленную на подчинение Тибета Джунгарскому ханству и обретение поддержки своей антицинской политики со стороны высших иерархов ламаистской церкви. Хошоутский хан Лхавсан получил предложение хунтайджи о браке между сыном Лхавсан-хана Галдан Дандзаном (dGa’-lDan bStan-‘dZin) и Ботолог, дочерью Цэвээн Равдана. Ищущий баланса между усиливавшимся в Тибете влиянием империи Цин и окрепшим Джунгарским ханством, Лхавсан-хан дал согласие на брак. Однако это ход оказался всего лишь отвлекающим маневром – после того, как Галдан Дандзан сопроводил свою беременную жену на родину, Цэвээн Равдан убил его и послал своего двоюродного брата Цэрэн Дондова (Tshe Ring Don Grub) с 6-тысячным отрядом для захвата Тибета. Официальным предлогом для отправки войска являлось оказание помощи Лхавсан-хану в войне против Бутана, которую хошоутский хан безуспешно вел с 1714 г. Чтобы исключить возможные осложнения с маньчжурами, войско было направлено не обычным путем через Хүхэ-нор, а через Хотан (和田) и Яркенд (莎車). Поход Цэрэн Дондова через Куэнь-Лунь (崑崙) и район озера Тэнгри-нор (Gnam-mtsho Phyug-mo, 納木錯, тж. 騰格里海) происходил в условиях совершенного отсутствия сопротивления со стороны Лхавсан-хана, ожидавшего прибытия войска союзников, сопровождавших Галдан Дандзана с семьей. Лхавсан-хан узнал о том, что джунгары изменили союзу и предательски вторглись в Тибет лишь когда войско Цэрэн Дондова вступило в долину реки Дам (‘Dam-chu). По версии, сообщаемой Г.Ц. Цыбиковым, между джунгарами Цэрэн Дондова и хошоутами, возглавляемыми сыном Лхавсан-хана Сурчином , произошла битва, закончившаяся полным разгромом хошоутов. Шакабпа писал, что не Сурчин, а сам Лхавсан-хан предпочел открытое кавалерийское сражение с джунгарами сопротивлению на укрепленных позициях, рекомендованному ему про-цински настроенным феодалом Полонаем (Pho-la-nas). План Полоная укрепиться за частоколами, устроенными на ключевых позициях на пути в Лхасу, расположив там отряды воинов, вооруженных фитильными ружьями, по всей видимости, не соответствовал возможностям Лхавсан-хана. Но, по словам Шакабпы, собранные у реки Дам войска хошоутов не смогли выстоять против численно превосходившего джунгарского отряда, а тибетские воины, за исключением отряда Полоная, сражались вяло и старались сбежать с поля боя или перейти на сторону джунгар. Перед этим сражением, когда столкновение стало неизбежным, джунгары объявили цели своего вторжения – отомстить за смерть дэсрида Санджай Джамцо и вернуть власть в Тибете тибетцам, изгнав «ложного» Далай-ламу. Оказавшись не в состоянии сопротивляться джунгарам, Лхавсан-хан укрылся в Лхасе (Lha-sa, 拉薩), но джунгары, не без помощи тибетцев, взяли ее в течение одного дня. Лхавсан-хан укрепился в Потале (Po-ta-la) вместе со своими сыновьями – Сурчином и Шавданом. Однако джунгары уговорили тибетских и хошоутских феодалов, сопровождавших хана, открыть северные ворота Поталы и выдать им хана и его семью. Лхавсан-хан был казнен, его дети стали заложниками , Панчен-лама был сослан в Ташилунпо (Bkhra-shis Lhun-po), а Далай-лама был подвергнут аресту в центральном храме Поталы. Войдя в Лхасу, джунгары начали последовательное уничтожение всех монастырей, не принадлежавших к секте Гэлугпа. Особенно большим гонениям подверглись монастыри секты Ньинмапа (Rnyig-ma-pa), что не могло не вызвать противодействия политике Цэрэн Дондова со стороны местного населения. А.Д. Цендина утверждает, что Лхаса была разорена захватчиками, поскольку Цэрэн Дондов рассматривал город как законную добычу победоносного войска. Однако источники не подтверждают этого факта – и «Пагсам Джонсан», и «Болор эрихэ», и «Зунгарын бодлогын бичиг» сообщают лишь о разгроме многих монастырей, но не сообщают ничего о разграблении Лхасы. Лишь Н.Я. Бичурин указывает, что «Элюты разграбили все сокровища Будалинского Дворца (Поталы – прим. авт.)». Тем не менее, Джамбадорджи сообщает, что, несмотря на образцовое исполнение ритуалов учения Гэлугпа и щедрые пожалования желтошапочникам, джунгарские оккупанты «причиняли изрядные муки». По некоторым, не поддающимся проверке сведениям, в пылу борьбы джунгарские воины ухитрились даже потоптать конями место захоронения Далай-ламы V , что не могло улучшить их отношений с тибетским духовенством. В 1718 г. Далай-лама был отправлен в Китай. Сопротивление населения джунгарской оккупации нарастало. Один из высших джунгарских военачальников, Дугар (Gru-mgar), отличавшийся особой свирепостью, был убит местным населением в 1719 г. после сражения джунгар с цинскими войсками у Хара-Усу. Ведя сложную политическую игру, Цэрэн Дондов обратился к маньчжурскому императору с просьбой прислать в Тибет Галсан Джамцо, находившегося под контролем про-цински настроенных феодалов в амдоском монастыре Гумбум, для утверждения его в качестве Далай-ламы, уверяя Канси, что «все тибетцы весьма почитают ламу Галсан-чжямцо и что если возвести его в Далай-ламы, то страна успокоится». Выгода от захвата признанного народом духовного лидера была очевидной. Со своей стороны, император Канси понимал, что риск оправдан – в случае, если под видом сопровождения Галсан Джамцо Цины смогли бы ввести в Тибет свои войска, то джунгары были бы вытеснены из Тибета, а положение империи, пошатнувшееся после гибели Лхавсан-хана, сильно укрепилось бы. Кроме того, Канси имел дополнительный «довод» в пользу силового разрешения конфликта – жена сына Лхавсан-хана Сурчина, взятого в плен воинами Цэрэн Дондова, бежала в Китай и направила Канси просьбу об освобождении Тибета от власти джунгар. Согласно мироустроительной концепции цинских императоров, просьбу угнетаемого народа было необходимо исполнить. В 1718 г. цинские военачальники Эрээнтэй и Цэрэн (Tshe Ring) выступили из Сианя (西安) и вступили на территорию Тибета со стороны Хүхэ-нора во главе провинциальных войск, а также ополчений хүхэ-норских и алашаньских хошоутов. Битва произошла у Нагчука. Джунгарские войска были поддержаны отрядами Лхаджил Равдана (Lha-rgyal Rab-brtan), назначенного ими дэсридом Тибета. В тяжелом бою цинские войска были разгромлены и блокированы в укрепленном лагере, а оба военачальника пали в бою. Согласившись на капитуляцию, цинские воины вышли из укреплений и были атакованы джунгарами, понеся большие потери убитыми и пленными. Остатки хүхэ-норских и цинских отрядов были вытеснены из Тибета. Престижу Цинской империи был нанесен сильнейший удар. Для восстановления status quo в 1719 г. Галсан Джамцо был отправлен в Тибет в сопровождении большого войска под руководством 17-го сына Канси Юн Ти, а также крупного религиозного деятеля Тоуган Ринпоче Чойджамцо (Rinpoche Chos-ghya-mtsho). У верховьев Янцзы Юн Ти покинул армию и вернулся в Китай. Войско возглавил полководец Ян Синь. Отряд Ян Синя, выступивший в поход на Тибет из Синина через Хүхэ-нор и Кам, соединившись с хошоутскими ополчениями, представлял собой значительную силу. Второй отряд под руководством Галбаа из Дацзяньлу вступил в Тибет через Сычуань и Дацзиньчуань. Князь Дацзиньчуани Тушесоло признал свой вассалитет от империи Цин и обеспечил проход войск по территории княжества. Кроме того, дополнительные силы были направлены в Турфан (отряд саньчжи дачэня 三指大臣Арани) и Урумчи (основные силы под руководством Цинни цзяньцзюня Фу Нинъаня - 靖逆將軍福寧安) для того, чтобы предотвратить отправку подкреплений из Джунгарии в Тибет. Осенью 1720 г. Ян Синь разгромил джунгар в сражениях у реки Бухийн-гол (Бычьей – прим. авт.) и Чино-гол (Волчьей – прим. авт.). Остатки джунгарского отряда отступили через Ладакх в домен Цэвээн Равдана на р. Или , увозя с собой в качестве заложника сына Лхавсан-хана Сурчина. Ш.Б. Чимитдоржиев сообщает, что после разгрома численность этого отряда составляла всего около 1000 воинов. Отряд Галбаа прошел через Дацзиньчуань, разгромил выступившие против него отряды ополчений Литана и Батанга, и вошел в Лхасу, разграбленную отступающими джунгарами, казнив тибетских феодалов, сотрудничавших с Цэрэн Дондовом. Успеху цинского вторжения во многом способствовали действия тибетских феодалов Канчэнная (Khan-chen-nas) и Полоная, придерживавшихся про-цинской ориентации и поднявших антиджунгарское восстание в Тибете. По мнению Е.И. Кычанова и Б.Н. Мельниченко, именно тибетские отряды Канчэнная и Полоная заняли Лхасу и обеспечили передачу города цинскому командованию. Тут еще следует отметить, что к войне очень близко примыкает восстание хухэнорского Лувсан Дандзана (1722-1724), подавленное цинскими войсками. Так что событий очень много, но я не стану выкладывать все сюда до печатных публикаций Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oirad Опубликовано 13 февраля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2008 Уважаемый Daichin-Baatar, а о каком Дугаре(Gru-mgar) идёт речь? Есть ли о нём какие-нибудь упоминания в других источниках? И не тот ли это Духар-зайсан, который в 1710 г. приступал в русско-ойратском южносибирском пограничье к Кузнецку и сжёг Бикатунский острог? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 13 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2008 Уважаемый Daichin-Baatar, а о каком Дугаре(Gru-mgar) идёт речь? Есть ли о нём какие-нибудь упоминания в других источниках? И не тот ли это Духар-зайсан, который в 1710 г. приступал в русско-ойратском южносибирском пограничье к Кузнецку и сжёг Бикатунский острог? Скорее всего - именно он. К моменту гибели он уже был очень заслуженным военачальником. Из крупных джунгарских военачальников по имени Дугар к 1717 году известен именно Дугар, уничтоживший Бикатунскую крепость и разоривший окрестности. Гибель его в источниках мифологизирована - он отступал после неудачного боя с Цинами, и один из местных тибетских духов-хранителей выстрелил в него из лука. Дугар очень мучился от раны и умер через несколько дней. Скорее всего, это иносказание участия местных формирований в антиджунгарской борьбе - дух-хранитель является заменой каких-то тибетских воинов-патриотов (помимо духа-хранителя это мог быть и прорицатель духа, носивший такое же название). Во всяком случае, такая версия кажется мне наиболее обоснованной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oirad Опубликовано 14 февраля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2008 Скорее всего - именно он. К моменту гибели он уже был очень заслуженным военачальником. Из крупных джунгарских военачальников по имени Дугар к 1717 году известен именно Дугар, уничтоживший Бикатунскую крепость и разоривший окрестности.Гибель его в источниках мифологизирована - он отступал после неудачного боя с Цинами, и один из местных тибетских духов-хранителей выстрелил в него из лука. Дугар очень мучился от раны и умер через несколько дней. Скорее всего, это иносказание участия местных формирований в антиджунгарской борьбе - дух-хранитель является заменой каких-то тибетских воинов-патриотов (помимо духа-хранителя это мог быть и прорицатель духа, носивший такое же название). Во всяком случае, такая версия кажется мне наиболее обоснованной. А Вы не могли бы полностью привести это место, где речь идёт о Дугаре? Очинтересно. Кроме того, Вы упомянули о том, что "из крупных дж.военачальников..к 1717 известен именно Дугар.." А что за дата-1717 г., что там произошло? Речь ведь вначале у Вас шла о гибели Дугара в 1719 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 14 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2008 А Вы не могли бы полностью привести это место, где речь идёт о Дугаре? Очинтересно. Кроме того, Вы упомянули о том, что "из крупных дж.военачальников..к 1717 известен именно Дугар.." А что за дата-1717 г., что там произошло? Речь ведь вначале у Вас шла о гибели Дугара в 1719 Надо поискать у Джамбадорджи. К 1717 - тогда началась операция в Тибете и Дугар назван в числе главных военачальников. А в 1719 г. он погиб. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 15 февраля, 2008 Модераторы Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2008 Надо поискать у Джамбадорджи. К 1717 - тогда началась операция в Тибете и Дугар назван в числе главных военачальников. А в 1719 г. он погиб. Дугар зайсан. бурятская живопись. по всей этнической Монголии распространен предание о Дугар зайсане, защитник желтой веры. в каждом кочевье его считают своим, хотя он был джунгарским полководцем. навскидку помню вот такое. однажды один бадарчин лама гостил у Дугар зайсана, и по его просьбе приготовился читать молитвы. когда он вынул из рюкзака сутра была обернута в красном щелку но когда бадарчин свернул оберток то изнутри он был желтого цвета. тогда Дугар зайсан понял что желтая вера попала в опасность и тут же немедленно отправился в Тибет верхом на верблюде самце. узнав об этом зодчи ламы красношапочников навели на него проклятье и оно встретил его в виде свирепого тигра по дороге. но Дугар не растерялся и голыми руками убил тигра. Придя в Тибет он устроил "очищение" желтой веры и убивал красношапочников и привел в порядок желтую веру. среди монголов широко распространены названии 5 пальцев руки, особенно среди западных монголов и монголов из АРВМ. 1. Эрхий мэргэн -меткий стрелок 2. Эмч домч -лекарь 3. Дунд нойон -средний князь 4. Дугар зайсан -Дугар зайсан 5. Оготор бичээч -короткий писарь. считается что здесь отражен порядок в войске Цэрэндондуба. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 15 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2008 Дугар зайсан. бурятская живопись. по всей этнической Монголии распространен предание о Дугар зайсане, защитник желтой веры. в каждом кочевье его считают своим, хотя он был джунгарским полководцем. навскидку помню вот такое. однажды один бадарчин лама гостил у Дугар зайсана, и по его просьбе приготовился читать молитвы. когда он вынул из рюкзака сутра была обернута в красном щелку но когда бадарчин свернул оберток то изнутри он был желтого цвета. тогда Дугар зайсан понял что желтая вера попала в опасность и тут же немедленно отправился в Тибет верхом на верблюде самце. узнав об этом зодчи ламы красношапочников навели на него проклятье и оно встретил его в виде свирепого тигра по дороге. но Дугар не растерялся и голыми руками убил тигра. Придя в Тибет он устроил "очищение" желтой веры и убивал красношапочников и привел в порядок желтую веру. среди монголов широко распространены названии 5 пальцев руки, особенно среди западных монголов и монголов из АРВМ. 1. Эрхий мэргэн -меткий стрелок 2. Эмч домч -лекарь 3. Дунд нойон -средний князь 4. Дугар зайсан -Дугар зайсан 5. Оготор бичээч -короткий писарь. считается что здесь отражен порядок в войске Цэрэндондуба. Да, иконография Дугара развита у буддийских народов. Я знаю еще одно старинное изображение, где Дугар сидит, а тигр ползет у его ног - это южная, в т.ч. и тибетская, традиция иконографии. А Дугар, борющийся с тигром - это северная традиция, в т.ч. и бурятская. Вот что пишет Джамбадорджи, "Болор толь" (1838): "А в особенности жесток был Дугар. Тибетских чойджонов он приводил в трепет. "Ох, эти белые черти убьют меня" - говорил он. Потом, когда на обратном пути он подъехал к Хара-усу, вдруг появился один верховой человек, созданный чудесной силой брэбунского чойджона. Пущенная им стрела насквозь пронзила Дугара. Затем, не будучи в состоянии вытащить из себя стрелу, он повернул назад и, проехав три дня, добрался до статуи Будды и стал устраивать многочисленные молебствия. Но, как только извлек из себя стрелу, то сразу же скончался". Очень реалистичное описание смерти от ранения стрелой, а то, что прорицатель монастыря Брэбун создал волшебного стрелка - так что только не придумают! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 16 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2008 Просьба к уважаемым китаеязычным посетителям форума поделиться информацией об этом тёмном периоде, почёрпнутой из маньчжурских источников. Судя по всему, в число уважаемых китаеязычных посетителей форума вхожу и я . С удовольствием помогу, но так как я мало что знаю об этом периоде, то нельзя ли подсказку - где копать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 16 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2008 Судя по всему, в число уважаемых китаеязычных посетителей форума вхожу и я . С удовольствием помогу, но так как я мало что знаю об этом периоде, то нельзя ли подсказку - где копать? То, что я заказал всем, находящимся в Китае, но не могу достать!!! "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ" (平定准格爾方略). За эту книгу готов на многое - например, не есть мороженое целый год Это еще ладно! Я даже готов отказаться от пива! Но только на полгода!!! Твоя моя Барак-батырь давай, аднака! Шибко нада, капитана! :tw2: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oirad Опубликовано 17 февраля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2008 +1,а кроме того, было бы неплохо копнуть сборник документов "Цин шилу чжуньгээр шиляо чжайбянь" (Урумчи,1987,сост. Го Юньхуа), ну и первоисточник этого сборника "Дай Цин личао шилу", изданный на Тайване в 1990-е гг. (уж не знаю сколько там томов-в оригинале было 400 ) А кстати, у Гумилёва в "Старобурятской живописи" есть про Дугара? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 17 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2008 +1,а кроме того, было бы неплохо копнуть сборник документов "Цин шилу чжуньгээр шиляо чжайбянь" (Урумчи,1987,сост. Го Юньхуа), ну и первоисточник этого сборника "Дай Цин личао шилу", изданный на Тайване в 1990-е гг. (уж не знаю сколько там томов-в оригинале было 400 )А кстати, у Гумилёва в "Старобурятской живописи" есть про Дугара? Тематические подборки лучше использовать тогда, когда высветится общая схема событий. В принципе, она и сейчас есть, но что плохо - все в пересказах синологов советской школы. Это порой таит такие неожиданности, что просто диву даешься! Например, Ходжаев, со ссылкой на Школяра, написал, что уйгуры проиграли Цинам потому, что были вооружены охотничьими ружьями, а Цины применили артиллерию! Ошибку допустил как Школяр, неправильно интерпретировав няоцян как охотничье ружье, и Ходжаев, проведший некорректное сравнение фитильного ружья и пушек типа худуньпао. В результате - образ героев-уйгуров, сражающихся с охотничьими ружьями против полчищ вооруженных до зубов агрессоров. "Шилу" - вещь архисложная для работы. Там все в кучу - нет тематических рубрик. Им надо пользоваться после всей подготовительной работы с такими вещами, как "Цин ши гао" и "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ". Состояние дел сейчас такое, что даже общие темы слабо разработаны, не говоря уж про частности, в разработке которых и надо использовать тематические сборники документов, не вошедшие в состав официальных изданий. Из исторических работ еще довольно хороши Вэй Юань "Шэньу цзи" (1842), и Хэ Цютао "Шофан бэйчэн" (точную дату не скажу - конец XIX века), но это именно исследования, произведенные по определенной методике, написанные с определенных идеологических позиций. Поэтому они, будучи несколько лучше советских с точки зрения фактологии, порой делают оригинальные выводы и произвольно компилируют факты. Гумилева не читайте. Никогда. Это провал. Хуже красной карточки. Его "Старобурятская живопись" - провальная книга. Возьмите лучше критику Панкратова на эту книгу. Самое первое его выражение: "Чтобы опровергнуть то, чтонаписано на 150 страницах этой книги, надо писать краткое введение в буддийскую иконографию страниц этак на 300". Думаю, этим все сказано, а авторитет Панкратова в области монгольского я зыка и культуры сложно поставить под сомнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oirad Опубликовано 18 февраля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2008 Гумилева не читайте. Никогда. Это провал. Хуже красной карточки. Его "Старобурятская живопись" - провальная книга. Возьмите лучше критику Панкратова на эту книгу. Самое первое его выражение: "Чтобы опровергнуть то, чтонаписано на 150 страницах этой книги, надо писать краткое введение в буддийскую иконографию страниц этак на 300". Думаю, этим все сказано, а авторитет Панкратова в области монгольского я зыка и культуры сложно поставить под сомнение. Про существование уничтожающих панкратовских статей знаю сравнительно давно,собсно, это меня и останавливало от покупки гумилёвского фолианта.Ну что ж, спасибо за напоминание,а то невостребованная информация имеет свойство улетучиваться из подсознания Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 февраля, 2008 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2008 По версии, сообщаемой Г.Ц. Цыбиковым, между джунгарами Цэрэн Дондова и хошоутами, возглавляемыми сыном Лхавсан-хана Сурчином , произошла битва, закончившаяся полным разгромом хошоутов. Шакабпа писал, что не Сурчин, а сам Лхавсан-хан предпочел открытое кавалерийское сражение с джунгарами сопротивлению на укрепленных позициях, рекомендованному ему про-цински настроенным феодалом Полонаем (Pho-la-nas). План Полоная укрепиться за частоколами, устроенными на ключевых позициях на пути в Лхасу, расположив там отряды воинов, вооруженных фитильными ружьями, по всей видимости, не соответствовал возможностям Лхавсан-хана. Но, по словам Шакабпы, собранные у реки Дам войска хошоутов не смогли выстоять против численно превосходившего джунгарского отряда, а тибетские воины, за исключением отряда Полоная, сражались вяло и старались сбежать с поля боя или перейти на сторону джунгар. Перед этим сражением, когда столкновение стало неизбежным, джунгары объявили цели своего вторжения – отомстить за смерть дэсрида Санджай Джамцо и вернуть власть в Тибете тибетцам, изгнав «ложного» Далай-ламу. Оказавшись не в состоянии сопротивляться джунгарам, Лхавсан-хан укрылся в Лхасе (Lha-sa, 拉薩), но джунгары, не без помощи тибетцев, взяли ее в течение одного дня. Лхавсан-хан укрепился в Потале (Po-ta-la) вместе со своими сыновьями – Сурчином и Шавданом. Однако джунгары уговорили тибетских и хошоутских феодалов, сопровождавших хана, открыть северные ворота Поталы и выдать им хана и его семью. Лхавсан-хан был казнен, его дети стали заложниками , Панчен-лама был сослан в Ташилунпо (Bkhra-shis Lhun-po), а Далай-лама был подвергнут аресту в центральном храме Поталы. вчера в книжном магазине увидел издание Илэтхэл шастира в полном собрании. и бегло полистал, там написано что в 8 хошунах из чахаров, находились 3 засак тайджи потомки Сурчина, хошоуты. Сурчин умер в Джунгарии в плену, его сыну Намахану было отведено 10 семей при правлении Галданцэрэна, и с наступлением цинских войск на Джунгарию дети Сурчина сдались и их включили в состав 8 хошунов из чахаров. з.ы. есть ли перевод Илэтхэл шастира на русский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 18 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2008 Про существование уничтожающих панкратовских статей знаю сравнительно давно,собсно, это меня и останавливало от покупки гумилёвского фолианта.Ну что ж, спасибо за напоминание,а то невостребованная информация имеет свойство улетучиваться из подсознания Так если бы только Панкратов! Горелик мне неоднократно говаривал: "Гумилев - недоучившийся фашист!" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 18 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2008 вчера в книжном магазине увидел издание Илэтхэл шастира в полном собрании. и бегло полистал, там написано что в 8 хошунах из чахаров, находились 3 засак тайджи потомки Сурчина, хошоуты. Сурчин умер в Джунгарии в плену, его сыну Намахану было отведено 10 семей при правлении Галданцэрэна, и с наступлением цинских войск на Джунгарию дети Сурчина сдались и их включили в состав 8 хошунов из чахаров. з.ы. есть ли перевод Илэтхэл шастира на русский? Хэ! Было бы на русском - все было бы по другому! Нет, конечно же! Только ссылки на него идут у Чимитдоржиева или кого еще. Равно как и "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ" есть в бывшем СССР в единственном экземпляре, растащенном по частям между библиотеками Ленинграда и Москвы! Так вот и изучаем Про то, что потомки Сурчина и даже бежавший в Джунгарию мятежный Лувсан Дандзан перешли на сторону Цинов и были прощены - читал. Но вот "Илэтхэл шастир" бы мне... Или его китайский вариант (полное название не упомню, но есть оно)! А издание в кириллической графике или в традиционной? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 18 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2008 То, что я заказал всем, находящимся в Китае, но не могу достать!!! "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ" (平定准格爾方略). За эту книгу готов на многое - например, не есть мороженое целый год Это еще ладно! Я даже готов отказаться от пива! Но только на полгода!!! Твоя моя Барак-батырь давай, аднака! Шибко нада, капитана! :tw2: Про Барака пока не нашел. Зато нашел считавшуюся утерянной книжку "100 құжат" (100 документов) с выписками из 清史录 (по большей части цинская переписка с казахами и дипдокументы) и их казахским переводом. Текст на обоих языках распознан, с ним можно работать. Большинство исследователей знакомо как минимум с одним из этих двух языков, поэтому, надеюсь, пригодится всем. Пароль - uztranslations (выставлю книгу потом на том сайте). Rapidshare Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oirad Опубликовано 18 февраля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2008 Хэ! Было бы на русском - все было бы по другому! Нет, конечно же! Только ссылки на него идут у Чимитдоржиева или кого еще. Равно как и "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ" есть в бывшем СССР в единственном экземпляре, растащенном по частям между библиотеками Ленинграда и Москвы!Но вот "Илэтхэл шастир" бы мне... Или его китайский вариант (полное название не упомню, но есть оно)! А издание в кириллической графике или в традиционной? А Работа Санчирова "Илэтхэл Шастир как источник по истории ойратов..." что из себя представляет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 февраля, 2008 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 февраля, 2008 Хэ! Было бы на русском - все было бы по другому! Нет, конечно же! Только ссылки на него идут у Чимитдоржиева или кого еще. Равно как и "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ" есть в бывшем СССР в единственном экземпляре, растащенном по частям между библиотеками Ленинграда и Москвы!Так вот и изучаем Про то, что потомки Сурчина и даже бежавший в Джунгарию мятежный Лувсан Дандзан перешли на сторону Цинов и были прощены - читал. Но вот "Илэтхэл шастир" бы мне... Или его китайский вариант (полное название не упомню, но есть оно)! А издание в кириллической графике или в традиционной? издали в Хуххото в 3 томах, т.е. на монгол бичиг. цена приемлемая по руб. где то 1065 получается. если приобрету то в обяз. порядке поделюсь. "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ"- это и есть "Jüngar-i töbsidkegsen bodolga-yin bicig"? хотя я тоже не читал, но монгольский текст имеется в публичной библиотеке в УБ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 20 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2008 издали в Хуххото в 3 томах, т.е. на монгол бичиг. цена приемлемая по руб. где то 1065 получается. если приобрету то в обяз. порядке поделюсь. "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ"- это и есть "Jüngar-i töbsidkegsen bodolga-yin bicig"? хотя я тоже не читал, но монгольский текст имеется в публичной библиотеке в УБ. Монгольский кириллический или китайский иероглифический текст? Я готов перевести деньги, но куда? Пишите в личку - я сейчас серьезно озадачился своей работой на пенсии Соберу материалы, доработаю до почетного отдыха - и вперед, двигать науку. А когда перевели на монгольский язык "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ"? "Юань ши" перевели к 1927 г. (забыл имя переводчика, но эт окрупный монгольский ученый), а "Пиндин Чжуньгээр фанлюэ"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 20 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2008 А Работа Санчирова "Илэтхэл Шастир как источник по истории ойратов..." что из себя представляет? Не читал, но из опыта работы с аналогичными документами представляю суть. Выбран массив информации по ойратам, оказавших услуги Цинской империи, и все биографические данные, а также данные послужных списков изложены в хронологическом порядке с привязкой к конкретным событиям. Аналогично можно повозиться с "Баци тунчжи" или разделами "Бяо" и "Лечжуань" из "Цин ши гао". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Daichin-Baatar Опубликовано 20 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2008 Про Барака пока не нашел. Зато нашел считавшуюся утерянной книжку "100 құжат" (100 документов) с выписками из 清史录 (по большей части цинская переписка с казахами и дипдокументы) и их казахским переводом. Текст на обоих языках распознан, с ним можно работать. Большинство исследователей знакомо как минимум с одним из этих двух языков, поэтому, надеюсь, пригодится всем. Т.е. текст параллельный - китайский и казахский? Скачать попробую. Очень интересно. Спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Duwa-Soqor Опубликовано 23 декабря, 2018 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2018 Битва при Улан-Бутуне. 1-2 августа 1690г. Джунгары: 20 000 чел. Цинские войска: 100 000 – 110 000 чел. (кавалерия, стрелки из ручного огнестрельного оружия, артиллерия). На заре 1 августа маньчжурская разведка обнаружила на берегу реки ойратские войска. Джунгары разместили отряды в лесу на высоких, откосных берегах реки, для защиты положа перед собой верблюдов" (в последующие дни применялись щиты из прутьев и укрепления из сваленных деревьев). Пользуясь пятикратным превосходством в живой силе, цины сковали центр ойратской армии перестрелкой из ружей и пушек, в то время как их отряды на обоих флангах переправились на тот берег. Левому крылу маньчжуров удалось окружить и сбить с позиций джунгарских стрелков, на правом фланге наступление цинов было менее удачным. Восьмизнаменная конница увязла в болотах и была отброшена джунгарской контратакой. Вечером маньчжурские полководцы, так и не сумев укрепиться на вражеском берегу, отвели войска. Следующие 4 дня сражения не принесли успеха ни одной из сторон. В итоге сражение закончилось в ничью. Ночью(5 августа) Галдан снялся с позиций и ушел на север. Цины не преследовали его. Сражение при Улан-Бутуне демонстрирует блестящие боевые возможности джунгарской армии: несмотря на 5-ти кратное превосходство в живой силе, наличие артиллерии и резервов Цины (лучшая армия Дальнего Востока не так давно сокрушившая многомиллионный Китай) так и не сумели уничтожить войска Галдана Бошокту-хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Duwa-Soqor Опубликовано 23 декабря, 2018 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2018 Битва у Дзун-Мод. Июнь 1696 г. Джунгары: 5000 - 6000 чел. Цинские войска: 35 000 -40 000 чел. (пехота, кавалерия, артиллерия). А). Авангард цинской армии встретив джунгарские отряды, отошел на основные позиции. В ожидании ойратов, Цины построили армию в боевой порядок (в центре – китайские войска, справа и слева от них столичные шо-пинь-фуские и синаньские войска, на флангах – монголы. Датунский отряд был послан в засаду в обход горы напоминавшей лошадиное седло , небольшие отряды Цзунь-бину Така (1000 чел.) и нинь-янский отряд (1300 чел.) заняли соответствующие позиции за артиллерией на правом и левом флангах). Как только цинская армия построилась на вершине горы, стало ясно, что ойраты так же начали общую атаку , но увидав, что войско (цинов – Л.Б.) уже заняло вершину горы, они остановились у восточного склона ее и под его прикрытием открыли пальбу из ружей вверх . Б). Когда солнце приблизилось к полудню Галдан Бошокту-хан бросил все силы на прорыв центра маньчжурской армии. Тогда цинским войскам был отдан приказ спешиться, каждый солдат взял по пять лошадей, а остальные пешими устремились в бой . Был открыт огонь из орудий, но Галдан с женой Ану и другими мятежниками, не взирая на пушки и стрелы, сражались, побросав лошадей. Натиск их был настолько силен, что не было возможности нанести им поражение. Потери убитыми и ранеными с той и другой стороны были одинаковы (из сообщения цинского командования). Цинский центр прогнулся, наступил решающий момент сражения. В это мгновение маньчжурский отряд, посланный в засаду, обрушился на беззащитный ойратский лагерь и тылы джунгарской армии, а цинские полководцы начали контрнаступление по всему фронту. Большая часть ойратской армии (более 3 тыс. человек попало в окружение и было уничтожено), а меньшая бежала с поля боя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться