Reiki Опубликовано 13 декабря, 2007 Поделиться Опубликовано 13 декабря, 2007 Народные песни. В народных песнях, являющихся наиболее древним и важным жанром музыкально-поэтического творчества азербайджанского народа, отражены его чистая, высокая мораль, внутренний мир, чаяния и надежды. По тематике и содержанию, ясности музыкального и поэтического языка, народные песни делятся на несколько жанровых групп. Среди них можно назвать трудовые песни, церемониальные, бытовые (включая и лирические) и исторические песни. Наиболее древним жанром народного творчества являются трудовые песни. Наиболее распространенными видами трудовых песен были: у животноводов - так называемые "Саячы созляри", а у земледельцев - "Холавары". К числу наиболее древних образцов трудовых песен относятся: "Чобан авазы", "Туту ненем", "Сагым махнысы", "Чичек, шумла йери", "Шум негмеси" и др. Еще одним видом песенного творчества азербайджанского народа являются церемониальные песни. В соответствии с исторически сложившимися обычаями и традициями, праздничные и свадебные торжества, а также траурные церемонии сопровождались пением определенных песен, большинство которых до сих пор сохранились среди народа. К числу таких песен относятся образцы народного творчества, которые поются во время сезонных церемоний и посвящены солнцу, огню, дождю и др. природным силам. Такие народные игры и театрализованные церемонии как "Гюн, чых, Гюн, чых! Кехер аты мин чых!" или "Ягыш чагыр", "Хыдыр Ильяс", "Семени", "Коса-коса", "Экенде йох, биченде йох, йейенде ортаг гардаш" сопровождались традиционными церемониальными песнями. Текст таких песен состоял из баяты, являющихся наиболее распространенной формой народной литературы. Бытовые песни, в свою очередь отличаются по своему содержанию, форме и выражаемым чувствам, делятся на детские, юмористические, сатирические и лирические песни. Детские песни, в особенности колыбельные, которых пели матери своим детям, являются наиболее древним видом бытовых песен. К колыбельным относятся "Нинни", "Лайла" и "Охшама". Лирические песни представляют собой наиболее богатый и прекрасный вид песенного жанра. Лирические песни составляют наибольшую часть этого жанра. Основное содержание таких песен, как правило, посвящено чувствам чистой любви, восхвалению красоты возлюбленной, разлуке, печали, тоске и др. ощущениям. Лирическое песенное творчество превратилось в наиболее сильное средство национального художественного самовыражения народа. Часть таких песен, по своему содержанию являются оптимистичными и веселыми, а другая часть отличается печальными чувствами. Характерными чертами песен, условно отнесенных к первой группе, являются широта мелодии, ритмичность, лад "Сегях", а печальные любовные песни, как правило, сопровождаются восклицаниями "ах!", "вай!", соответствующие ладу "Баяты-Шираз". В них обычно чередуются измерения 6/8 и 3/4. К песням первой группы относятся "Гюл оглан", "Яр бизе гонаг геледжек", "Гой гюлюм гелсин" и др., а второй - "Сенден мене яр олмаз", "Ону деме, залым яр" и др. Лирические песни являются более сложной и широкой также по форме. Им присущи форма куплета, а также сложная форма, напоминающая рондо, состоящая из двух частей, повторение вариантного обновления, секвентность и др. черты. Песни на историко-эпические и героические темы также занимают важное место в песенном творчестве азербайджанского народа. Эти песни начали создаваться с древнейших времен, и, как правило, посвящены какому-либо историческому событию или народному герою, сыгравшему выдающуюся роль в жизни народа. Примерами этого жанра можно назвать цикл песен, посвященных Короглу, его возлюбленной Нигяр, соратникам по борьбе - "дели" (буквально: "безумец"), а также преданному коню Гырат. Были сочинены дастаны и песни, посвященные народным героям Гачаг Наби, Гачаг Керем, Гачаг Исмаил, Дели Алы, Ганадлы Нагы и др. В числе таких песен можно назвать "Геден гелмеди", "Пияда Короглу", "Гачаг Неби" и др. Танцы. Наряду с широко распространенным в народе песенным жанром важную часть национальной фольклорной музыки азербайджанского народа составляет танцевальная музыка. Народные танцы представляют собой основу национальной инструментальной музыки. Танцы, созданные народом в течение столетий переходили из поколения в поколения в устной форме. Для танцевальной инструментальной народной музыки Азербайджана характерны разнообразие мелодий, симметричность структуры, разнообразие диапазонов, постепенное развитие, метод повторения, секвенции и вариации. Танцы отличаются специфическими ладовыми основами, метроритмическими особенностями и разнообразием форм. В танцах, как и в народных песнях, отражены чувства, ощущения, характер и темперамент народа. Среди народных танцев особо отличаются женские танцы, например "Вагзалы", "Узундере", которым присущи лиричность, тонкость и др. черты. Есть такие танцы, которые исполняются только женщинами. К ним относятся "Нелбеки", "Джейраны" и др. Мужским танцам присущи быстрый ритм, выражение бойких чувств, силы и темперамента. Примерами мужских танцев являются "Гайтагы", "Дженги", "Газагы", "Ханчобаны" и др. У азербайджанского народа есть и такие танцы, которые исполняются коллективно. Большинство из них сопровождают трудовой процесс и бытовые церемонии. Танцы "Халай" относятся к этой группе, а танец "Вагзалы", как правило, сопровождает свадебную церемонию. Танец "Гёрек ким кими йорду" также является представителем группы танцев, совместно исполняемых мужчинами и женщинами. Наиболее распространенным и наиболее древним коллективным танцем азербайджанского народа является "Яллы", корни которого уходят к древнейшим временам. Мугам. В музыкальном фольклоре Азербайджана наряду с песнями и танцевальной музыкой развивались также жанры устных профессиональных исполнительских традиций народа. Наиболее значимыми представителями таких жанров являются мугамы. Мугамы представляют собой высшие образцы вокально-инструментальной композиции народа, отличающейся эмоциональным смыслом, глубиной и сложностью идейного содержания. Многовековое постепенное развитие мугамов, начавшееся с древнейших времен привело к становлению и совершенствованию этого жанра. В классической восточной музыке "мугамат" или "мугам-дестгях" (набор) состоял из 12 мугамов - Ушшаг, Нэва, Абусалик, Раст, Ираг (или Эраг), Исфахан, Зерифкенд, Бузрук (Бозорг), Зэнгуле, Ревахи, Гусейни, Хиджаз; 24 отделений, 48 "гуше", 6 "авазов", рэнгов и теснифов. В азербайджанской музыке термин "мугам" употребляется в двух значениях. Во-первых мугам - то же самое, что и лад. В современной азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов или мугамов: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Шуштер, Баяты-Шираз, Гумаюн и несколько дополнительных мугамов. Во-вторых, мугам означает музыкальное произведение, отличающееся чрезвычайно сложной и интересной, своеобразной структурой, состоящей из нескольких частей. По форме мугам сравнивают сюитой-рапсодией или симфонией. Каждый мугам строится на определенном ладе и развивается в рамках строго определенных правил и порядков. Исполнители мугамов - ханенде и сопровождающий его отряд музыкантов - "сазенде" (трио - тар, каманча и гавал) или соло-инструменталисты, в зависимости от их творческой фантазии, умения и таланта, в течение многих столетий дополнили мугамы многочисленными изменениями, новыми оттенками, "зэнгуле" и др. Ханенде исполняли мугамы на основе лирико-философских гезелей известных поэтов Хагани, Низами, Насими, Физули и др. В мугам-дестгяхах импровизационные части мугама чередуются точными метро-ритмическими отрывками дестгяха - вокальными теснифами и инструментальными рэнгами. Азербайджанские мугамы, в отличие от мугамов других народов, выделяются изобилием импровизаций и яркостью. Поэтому профессиональные исполнители мугама выступают также как творцы этих мугамов. Зерб-мугамы "Хейраты", "Аразбары", "Овшары", "Мансурийе", "Симайи-Шемс", "Кереми", "Кэсме шикэсте", "Гарабаг шикэстеси" представляют собой особый вид вокально-инструментальных мугамов Азербайджана. Главная отличительная особенность этих мугамов состоит в том, что партия вокальной импровизации мугама в исполнении ханенде имеет точное метроритмическое сопровождение. При этом, основное место в трио сопроводителей занимают гавал или нагара. Измерение сопровождения чаще двух ударное. Вокальным партиям зерб-мугамов присуща богатая орнаментальная мелодия, начинающаяся в верхнем регистре. Ашугское творчество. Наряду с мугамами, музыкально-поэтическое творчество ашугов также занимают заметное место в профессиональных устных традициях азербайджанской музыки. Слово "ашуг" образовалось от слова "эшг", означающего влюбленность, в данном случае влюбленность искусству. Как термин слово "ашуг" стало употребляться примерно в XIV веке. Еще в древности ашугское искусство выражало чаяние и желание народа, и по этой причине данный вид музыкального искусства был весьма популярным и известным в народе. Ашугское творчество, по своей основе являющееся демократическим, отличается весьма широким и разнообразным содержанием. Ашугское искусство включает в себя древние эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, а также сатирические и юмористические песни, в которых воспеваются дружба и любовь. Ашугское искусство является синтетическим искусством, т.е. ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз. Саз - древний азербайджанский музыкальный струнный инструмент. Поэты всегда воспевали саз за его прекрасный тембр. Наиболее распространенным жанром ашугского творчества является дастан, в частности, героико-эпические дастаны. В дастанах вокально-инструментальные части чередуются фрагментами диалога в стихах. Особо известен дастан о народном герое XVI столетия, смелом и бесстрашном Короглу, выступавшем против феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов Короглу. К ним относятся песни "Короглу дженгиси", "Атлы Короглу", "Пияда Короглу", "Короглу" и др. Песня "Мисри" на тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре ашуга, которые импровизируют на определенную тему. В лирическом жанре ашугского творчества особо известны так называемые "гезеллеме", в которых восхваляется герой песни. "Гезеллеме" могут быть посвящены любимой, красивой женщине, а также герою, например, Короглу или его легендарному коню Гырат. Часть ашугских песен, как "Яныг Кереми", "Дилгеми", наполнены тоской и печалью, а другая часть, например "Афшары", "Шерили" - отличаются ритмичностью и относятся к прекрасным образцам ашугской лирики. В ашугском творчестве заслуживает интерес также стихи в жанре "устаднаме", состоящие из песен-наставлений. Жанры национальной поэзии - гошма, мухаммес, устаднаме, гыфылбенд, а также их поэтические формы - герайлы, дивани, гошма, теджнис - наиболее любимые формы творчества ашугов. Эти формы могут войти и в текст дастанов. Наиболее распространенной мерой стихов в ашугском творчестве является слог. Большинство ашугских песен имеют форму строф - куплетную форму. В начале каждого куплета бывает инструментальное введение и каждый куплет отделяется от другого инструментальным соло. Азербайджанские ашуги распределены по определенным зонам и их манеры исполнения отличаются по специфическим особенностям местного творчества. Например, ашуги, представляющие каждый из регионов Геокча, Гянджа, Кельбаджар, Газах, Товуз, Борчалы, Ширван и Сальян , заметно отличаются своим индивидуальным мастерством и с особой стойкостью берегут традиции ашугского искусства. В древности и в средние века ашугов называли "озан", "варшаг", "деде". Наиболее древним письменным источником, посвященным жизни, любви, патриотизму и героизму древних озанов - предков современных азербайджанских ашугов, является народный дастан "Китаби Деде Горгуд", относящийся к VII веку. 1300 лет тому назад наш прадед - Деде Горгуд мечтал о мире и спокойствии в наших краях, домах, желал, чтобы озаны пели и играли. Ибо озан - это мудрый аксакал, осведомленный обо всем, знающий "и добрых и злых мужей". Сам Деде Горгуд был именно таким озаном. Основным музыкальным инструментом огузских озанов был гопуз. Согласно мифологическим преданиям этот инструмент был изобретен именно Деде Горгудом, который прекрасно исполнял на нем. Исторически озанско-ашугская музыка Азербайджана имела огромное влияние на другие отрасли и виды нашего музыкального фольклора, а в последующем и на творчество современных композиторов. Впервые неповторимыми особенностями ашугской музыки с высоким профессионализмом и умением воспользовался великий композитор У.Гаджибеков (в своем коронном произведении опере "Короглу"). Другой наш известный композитор Гара Гараев мастерски сочетавший специфику ашугской музыки с техническими средствами современной музыки был Гара Гараев, который во второй части своей третьей симонии сумел создать их прекрасное сочетание. http://super-mp3.narod.ru/musics_of_azerbaijan.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kirpi Опубликовано 30 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2008 В современной азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов или мугамов: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Шуштер, Баяты-Шираз, Гумаюн и несколько дополнительных мугамов. Во-вторых, мугам означает музыкальное произведение, отличающееся чрезвычайно сложной и интересной, своеобразной структурой, состоящей из нескольких частей. По форме мугам сравнивают сюитой-рапсодией или симфонией. Каждый мугам строится на определенном ладе и развивается в рамках строго определенных правил и порядков. Ашугское творчество. Наряду с мугамами, музыкально-поэтическое творчество ашугов также занимают заметное место в профессиональных устных традициях азербайджанской музыки. Слово "ашуг" образовалось от слова "эшг", означающего влюбленность, в данном случае влюбленность искусству. Как термин слово "ашуг" стало употребляться примерно в XIV веке. Еще в древности ашугское искусство выражало чаяние и желание народа, и по этой причине данный вид музыкального искусства был весьма популярным и известным в народе. Особо известен дастан о народном герое XVI столетия, смелом и бесстрашном Короглу, выступавшем против феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов Короглу. К ним относятся песни "Короглу дженгиси", "Атлы Короглу", "Пияда Короглу", "Короглу" и др. Песня "Мисри" на тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре ашуга, которые импровизируют на определенную тему. 1300 лет тому назад наш прадед - Деде Горгуд мечтал о мире и спокойствии в наших краях, домах, желал, чтобы озаны пели и играли. Ибо озан - это мудрый аксакал, осведомленный обо всем, знающий "и добрых и злых мужей". Сам Деде Горгуд был именно таким озаном. Основным музыкальным инструментом огузских озанов был гопуз. Согласно мифологическим преданиям этот инструмент был изобретен именно Деде Горгудом, который прекрасно исполнял на нем. Исторически озанско-ашугская музыка Азербайджана имела огромное влияние на другие отрасли и виды нашего музыкального фольклора, а в последующем и на творчество современных композиторов. Впервые неповторимыми особенностями ашугской музыки с высоким профессионализмом и умением воспользовался великий композитор У.Гаджибеков (в своем коронном произведении опере "Короглу"). Другой наш известный композитор Гара Гараев мастерски сочетавший специфику ашугской музыки с техническими средствами современной музыки был Гара Гараев, который во второй части своей третьей симонии сумел создать их прекрасное сочетание. http://super-mp3.narod.ru/musics_of_azerbaijan.html Следует различать собственно мугамы от одноимённых азербайджанские ладов. К примеру, песнопение "Баяты"(мугам Баяты-Шираз и Тюркские Баяты- совершенно разные жанры) относят к ладу Шур; танец "Терекеме", одноимённую песню из дастана "Гачаг Наби" - к Сегяху; ашугскую песню "Мансыры" - к Шюштеру и т.д. Профессор Тариель Мамедов в своей книге "Азербайджанская народная профессиональная музыка" пишет следующее: [size="2"][font="Arial"]Azərbaycan bəstəkarlıq məktəbinin əsasını qoymuş Üz.Hacıbəyov «aşıq» sözünü «eşq» (ərəbcə) ilə bağlayır10. Professor M.Təhmasib «aşığı» hazırda az işlənən və qədim türk söz kökü olan «aş»dan törədiyini qeyd edir. Əslində isə «aş» kökündən düzəldilən «aşılamaq» fe’li bu gün də işlənir. Güman etmək olar ki, «aş» kökü «mahnı» yaxud «nəğmə» mə’nasında da işlənib, çünki «aşulamaq» — «oxumaq» deməkdir. Hazırda özbək dilində «aşulaçi» «mahnı oxuyan, müğənni» deməkdir. Mə’lumdur ki, «varsaq»11 sözü «aşıq şe’ri» yaxud «aşıq mahnısı (havası)» mə’nasını bildirir. Deməli, ehtimal ki, «aş-u-la» yaxud «aş-ı-la» «aş» kökündən törəyərək, Azərbaycan dili qanunlarına görə «-ıq» şəkilçisi ilə birləşib fəxri ad-ünvan şəklini almışdır12. Fəxri ad (ünvan) kimi «Aşıq» artıq XII əsrdən mə’lumdur və ilk dəfə bu ada türk sufiliyinin təməl daşını qoyan böyük şair və dahi şəxsiyyət Əhməd əl-Yasəvinin (1105—1166)13 yaradıcılığında rast gəlinir.[/font][/size] http://e-library.musigi-dunya.az/e-library/page6.html Перевод: Основоположник Азербайджанской композиторной школы Узеир Гаджибеков связывал этимологию слова "ашуг" с арабским словом "эшг"(=любовь). Профессор М. Тахмасиб же говорит о происхождении слова "ашыг" от древне-Тюркского корня "аш", которое сейчас редко употребляется. А на самом деле слово "ашыламаг", производное от корня "аш", до сих пор используется. Возможно, корень "аш" использовался в значении "песня", так как "ашуламаг" означает "петь". В современном Узбекском языке слово "ашулачи" значит "певец". Известно, что слово "варсаг" означает "стихотворение или песня ашуга". Следовательно, возмозно, корень "аш" присоединив суффих "-ыг" соответственно правилам Азербайджанского языка приняло значение почётного названия-обращения. Как почётное звание (обращение) слово "ашуг" известно с 12 века и впервые встречается в творчестве основоположника Тюркского суфизма великого поэта и личности Ахмеда аль-Ясеви. Литература: 11 Bax: M.Seyidov. «Varsaq» sözü haqqında. «Az. EA Ədəbiyyat və dil institutunun əsərləri», VII c., B., 1954. 12 М.Г.Тахмасиб. Азерб. нар. дастаны (средние века). Рукопись. докт. дисс. Б., 1964, с.62. ======================= В электронном "Атласе традиционной музыки Азербайджана" читаем ( Очень интересная информация о гопузе и озанах!!!!!!!!!): Предшественниками сегодняшних ашыгов считаются такие, некогда известные у древних тюркоязычных народов творческие личности, как "шаман", "гам", "оюн", "бахиш", "яншаг", "варсаг" и, наконец, "озан". Вслед за искусством озанов, прошедшим на протяжении сотен и тысяч лет длительный путь эволюции до искусства ашыгов, гопуз проделал сходный путь развития до ашыгского саза.Современный азербайджанский саз следует считать самым совершенным потомком гопуза. Свою нынишнюю форму он принял уже в эпоху Шаха Исмаила Хатаи. В одном из стихотворений ("гошма") шаха Исмаила Хатаи (XVI в.), саз воспевается прекрасными строками: Сегодня я не взял свой саз, Ввысь полетит один мой глас. Четыре важных дела есть для каждого из нас: Наука, слово, пение и саз. © http://atlas.musigi-dunya.az/atlas/ru/saz.html ГОПУЗ. История его происхождения берёт свое начало задолго до нашей эры. В 1960 годах во время археологических раскопок, проводимых учеными археологами из США в Южном Азербайджане на склоне горы Шушдаг, в древнем городе Джигамыш - месте поселения древних людей, - были обнаружены редкие предметы культуры, относящиеся к VI тысячелетию до н.э. Среди этих находок самой интересной была глиняная посуда с изображением музыканта (озана), прижимающего к груди гопуз, а также с изображением музыкального меджлиса с участием нескольких музыкантов. Гопуз был известен в широком географическом ареале, где жили тюркские народы. Этимология слова "гопуз" связана со значением слов "гоп", что с древнетюркского переводится как высокий, возвышенный, и "уз", т.е. голос. В целом, смысл слова понимается как "волшебное музыкальное звучание". Древнетюркские гопузы были, главным образом, двух или трехструнными. Двухструнный гопуз имел хождение на территории Алтая, Сибири, Китая в той его области, где проживали уйгуры, а также Туркменистана, тогда как трёхструнный гопуз использовали анатолийские и азербайджанские тюрки. http://atlas.musigi-dunya.az/atlas/ru/qopuz.html Про дастан "Кёроглу" подробнее тут: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2858&hl= Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 1 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 1 апреля, 2008 :ost1: По моему, западно тюркское "ашуг/ашыг" и восточно-тюркское "акын" однокоренные. В этих двух системах тюркского есть переходы "ш-к; к-ш" и носовой дифтонг "нг-н-г". Как я понимаю госпожа Reiki и господин Kirpi азер-тюрки. В Вашем языке тоже есть эти переходы. "Кемахийя" название современного "Шемаха" и "тэк"-"тэн" ("равно"/"="). Так как, азербайджанский - консолидированный язык, где есть и западная (основная) и восточная тюркская фонетика. С уважением, Oquzer Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kirpi Опубликовано 1 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 1 апреля, 2008 Как я понимаю госпожа Reiki и господин Kirpi азер-тюрки. В Вашем языке тоже есть эти переходы. С уважением, Oquzer мы обе Азери Тюрчанки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 5 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2008 мы обе Азери Тюрчанки. :ost1: Приношу свои извинения... С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться