Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Интересно, а какие обычаи сохранились у народов Центральной Азии, связанные с поясом?

Вот нашел несколько европейских обычаев, связанных с поясом, но обычаи эти были в прошлом.

Раньше в России ходить без пояса считалось большим грехом.

В Псковской губерни невеста одаривала всех гостей поясами собственного изготовления.

В Молдавии весной перед посевом, крестьяне подбрасывали вверх свои красные пояса с пожеланием, чтобы такая высокая росла пшеница.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские джигиты вешали пояс на шею во время траура.

Скажите, а поводом для траура у казахских джигитов является естественная смерть или гибель на бранном поле?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские джигиты вешали пояс на шею во время траура.

подобное я видел у солдат СА - в трауре вешали армейские ремени на шею

WORD: куша/к

GENERAL: род. п. -а/, др.-русск. кушакъ (Домостр. Заб. 29, 89, 175 и сл.; Хожд. Котова 95 и сл.), укр. куша/к. Из тур., крым.-тат. kus^ak -- то же, kus^amak "подпоясывать" (Радлов 2, 1025 и сл.); см. Мi. ЕW 149; ТЕl. 1, 338; Доп. 2, 154; Маценауэр, LF 9, 40

корень этого слова соединять (кушарга -складывать), в трауре-же боль разьединения, который видимо и показывает этот жест. То что на шее понятно почему, как и жест рукой. С другой стороны может символизировать сдавленность, удушье не возможность дышать свободно от случившегося. С этой точки зрения очевидно галстук - это тоже траур либо жертвование себя, несвобода.

А раньше когда хоронили знатного вельможу и вместе с ним его слуг... их не душили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

по поверьям монголов в поясе находится душа-sunesun, sulde человека. нельзя бросать пояс на землю, если он лежит ни в коем случае перешагнуть. это оскорбление хозяина.

во время ареста отобрали пояс и шапку. и вообще монгольские мужчины редко расставались с поясом. а замужние женщины не носили пояс. поэтому слова девушка произошло от слова безпоясый-бусгуй. а мужчин называют бустэй хун т.е. дословно- с поясом

Пояс имел сакральное значение у монголов.

а по-монгольски пояс-бус buse

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по поверьям монголов в поясе находится душа-sunesun, sulde человека. нельзя бросать пояс на землю, если он лежит ни в коем случае перешагнуть. это оскорбление хозяина.

А имеет ли значение из какого материала сделан пояс? Из кожи? Или из материи?

во время ареста отобрали пояс и шапку.

Правильно ли я понял, что при аресте у монгольских мужчин не отбирают пояс?

а замужние женщины не носили пояс. поэтому слова девушка произошло от слова безпоясый-бусгуй.

Не понял. Если ЖЕНЩИНЫ не носили пояс, то почему именно ДЕВУШКА называлась "безпоясой"?

И еще у меня есть вопрос и просьба:

1) Есть ли у монгол какие-нибудь праздники, где принято ДАРИТЬ родственникам или родственнику пояс?

2) Назовите, пожалуйста, монгольские однокоренные слова, связанные с поясом (пояс - поясница ...) и дайте, пожалуйста их перевод.

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

1. Судя по материалам "Сокровенного сказания", арест у монголов производился путем отобрания пояса и шапки.

2. Точно также он производится в СА и РА, ибо нарушается форма одежды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В киргизском эпосе «Манас» пояс показан как оберег. Перед походом на китайцев Манас приводит своих батыров к своей жене Каныкей, которая каждому вручает доспех и теплую одежду.

Под звенящими стрелами Вам

Придется путь пробивать.

Как вернуться целыми Вам?

Как с таким врагом воевать?

Да хранят Вас, чоро, небеса!

Есть особые для Вас пояса.

Сорок червонных щитков

Укрепляют каждый кушак,

Сорок алмазных глазков

Украшают каждый кушак

И молитвенные слова вырезаны по краям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, reicheOnkel!

Вы говорите, что:

1) "По поверьям монголов, в поясе находится одна из человеческих душ – сунези (сульде человека)".

2) Монгольские женщины не носили пояса.

Получается, что женщинам не надо было иметь эту душу- сунези?

А для чего нужна эта душа?

Знаю, что ее долго и непонятно (для меня) описывал Потапов, который опрашивал в 1930-е годы северных алтайцев.

Кстати, я все время считал, что сульде (я понимаю это слово как "боевой дух погибших на войне предков-мужчин") у монгол хранится в знамени. Возможно, я ошибаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предположение.

Возможно, пояс закрывал у человека (мужчины) пупок, т.е. место, которым он был связан с матерью, с предками?

Есть ли связь в словообразовании слов "пояс" и "пупок"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел рисунок национального костюма алтайской женщины - Чегедек: http://foto.mail.ru/mail/alebedev63/1/10.html

Интересно, что на талии (имеется в виду на чегедеке) женщины-теленгитки примерно до 1930-х гг. носили зашитые в специальные мешочки засохшие пуповины своих детей. По количеству мешочков определалось количество живых и умерших детей. А по форме мешочков определяли - мальчик или девочка.

К слову сказать, Этим летом в Горном Алтае, в пос. Иня наблюдал теленгитскую свадьбу. Ведущая была в современном чегедеке, но без мешочков с пуповинами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел рисунок национального костюма алтайской женщины - Чегедек: http://foto.mail.ru/mail/alebedev63/1/10.html

i-10.jpg

I think natinal clothes of people in Altai Republica is almost as same as Western Mongolians

Dzakhchin (winter)

cloth_k060.jpg

Uriankhai (winter)

cloth_k088.jpg

Bayad

cloth_k072.jpg

Dorbet

cloth_k0b.jpg

cloth_k28.jpg

cloth_k25.jpg

http://www.face-music.ch/bi_bid/trad_costumes_en.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Аристотель

Пояс(ремень) - по казахски *бельдiк*. Пояс(часть тела) - *бель*.Отсюда возможно и английское слово *belt* - пояс(ремень).

Носить пояс должны были все уважающие казахские джигиты. Снять пояс во время взятия в плен означало позор и унижение. Пояс(ремень) говорил о хозяине многое.Чем красивее и богаче пояс(ремень) тем знатнее происхождение джигита.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Аристотель
Уважаемый, reicheOnkel!

Вы говорите, что:

1) "По поверьям монголов, в поясе находится одна из человеческих душ – сунези (сульде человека)".

2) Монгольские женщины не носили пояса.

Получается, что женщинам не надо было иметь эту душу- сунези?

А для чего нужна эта душа?

Знаю, что ее долго и непонятно (для меня) описывал Потапов, который опрашивал в 1930-е годы северных алтайцев.

Кстати, я все время считал, что сульде (я понимаю это слово как "боевой дух погибших на войне предков-мужчин") у монгол хранится в знамени. Возможно, я ошибаюсь.

Я не согласен - *Сульде* означает харизму то есть человека с харизмой то есть *отмеченный небом*.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пояс(ремень) - по казахски *бельдiк*. Пояс(часть тела) - *бель*.Отсюда возможно и английское слово *belt* - пояс(ремень).

В монгольской топонимике очень много слов (лично я знаю около 100), которые описывают рельеф местности и одновременно какую-нибудь часть человеческого тела.

И вот среди этих терминов есть слово "БЭЛ", которое у человека обозначает "талию", а в топографии - "основание горы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В монгольской топонимике очень много слов (лично я знаю около 100), которые описывают рельеф местности и одновременно какую-нибудь часть человеческого тела.

И вот среди этих терминов есть слово "БЭЛ", которое у человека обозначает "талию", а в топографии - "основание горы".

слово "БЭЛ"- нe обозначает "талию"

Бэл - (уулын бэл) - it is lower part of a mountain

Бэл - Бэл бэнчин - it mean "RICHNESS"

бэлхүүс - обозначает "талию" - бэл + хүүс

бүсэлхий - "Пояс" - бүс + лхий

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тат.БИЛ "поясница, талия" - из общ.тюрк. БЕЛ, БЭЛ "суженное место тела", алт.БЕЛ "спина, пояс, позвоночник", хакас, тув.БЕЛ, хакас.ПИЛ "пояс, спина, горный проход"... сравни тат.БИЛТЕР "средняя часть стопы", сиб.тат.ПИЛТЕР "река соединяющая два озера" (РА44-45)

БИЛГЕ "метка"

БИЛА"-Y "владеть"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Металические бляшки от тюркского пояса. Курган Юстыд. Раскопки Кубарева-старшего.

очевидно, что слова бляха, бляшки, родственны БИЛ "талия, узкое место", БИЛГЕ "метка"

WORD: бля/зик

GENERAL: "татарский браслет, запястье", казанск., симб., также базили/ки мн., донск. Из тат. bela"zek "запястье", тур. bila"zik "браслет". См. базили/ки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

очевидно, что слова бляха, бляшки, родственны БИЛ "талия, узкое место", БИЛГЕ "метка"

WORD: бля/зик

GENERAL: "татарский браслет, запястье", казанск., симб., также базили/ки мн., донск. Из тат. bela"zek "запястье", тур. bila"zik "браслет". См. базили/ки.

Интересно бы посмотреть связь между словом "БЛЯШКА" и словом "БИЛГЕ" (метка).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, а какие обычаи сохранились у народов Центральной Азии, связанные с поясом?

Вот нашел несколько европейских обычаев, связанных с поясом, но обычаи эти были в прошлом.

Раньше в России ходить без пояса считалось большим грехом.

В Псковской губерни невеста одаривала всех гостей поясами собственного изготовления.

В Молдавии весной перед посевом, крестьяне подбрасывали вверх свои красные пояса с пожеланием, чтобы такая высокая росла пшеница.

В Азербайджане женщины носили золотые или позолоченные серебряные пояса. У меня и сестры кстати есть от прабабушки такие серебрянные пояса украшенные бирюзой и яшмой.:) Наряду с серебрянными и золотыми были также широко распространенны кожаные пояса, к которым обычно пришивали серебряные или золотые монеты. Из сохранившихся сегодня обычаев, это когда во время свадьбы, перед тем, как уйти из дома, девушке - невесте деверь перевязывает талию красным поясом из ткани и говорит следующие слова:

Анам баджым гыз гялин, аль айагы дюз гялин, йетти огул истярям, бирджядяня гыз гялин :).

Прошу прощения за вольный перевод, но смысл таков----Сестрица невестушка, желаю тебе 7 сыновей и одну дочку красавицу.:)

Замужние женщины в Азербайджане обязаны были носить пояса, первым подарком невесте был обычно пояс, который затем к каждому удобному случаю пополнялся золотыми монетами и камнями, которые она получала например по случаю рождения детей или праздников, причем пояс это скорее оберег, и только потом украшение наряда и приданное в будущем для дочери.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из книги Добжанский В. Н. Наборные пояса кочевников Азии (Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990) узнал, что в древнетюркское время пояс служил своеобразным паспортом. Набор на кушаке показывал воинское звание владельца. Например, Учин-Кулюг-Тириг – владетель одного из бегов в Туве – носил пояс с 50 золотыми накладками. В древнетюркской рунической эпитафии, выбитой в его честь, написано: «Пояс с пятьюдесятью пряжками я повязал на своей пояснице. Я не насладился божественным государством». В эпитафии, посвященной бегу Аза-тутуку, говорится, что он получил от хана за свою доблесть луновидную пряжку, которую укрепил на поясе: «На поясе мы водрузили луновидную пряжку. Так как у него была доблесть, то у хана достиг мой бег пряжки тутука». В другой рунической надписи говорится: «Моя геройская доблесть. У меня сорок две пряжки».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел рисунок национального костюма алтайской женщины - Чегедек: http://foto.mail.ru/mail/alebedev63/1/10.html

Интересно, что на талии (имеется в виду на чегедеке) женщины-теленгитки примерно до 1930-х гг. носили зашитые в специальные мешочки засохшие пуповины своих детей. По количеству мешочков определалось количество живых и умерших детей. А по форме мешочков определяли - мальчик или девочка.

К слову сказать, Этим летом в Горном Алтае, в пос. Иня наблюдал теленгитскую свадьбу. Ведущая была в современном чегедеке, но без мешочков с пуповинами.

Сейчас тоже делают такие мешочки, но носят очень редко, в основном хранят дома, носить как то непристойно считается (может потому что для соседей-русских это дикий, варварский обычай?).

Как это в Ине вы могли наблюдать теленгитскую свадьбу? :blink: Там вроде по алтайским обрядам делают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

i-10.jpg

I think natinal clothes of people in Altai Republica is almost as same as Western Mongolians

Dzakhchin (winter)

cloth_k060.jpg

Uriankhai (winter)

cloth_k088.jpg

Bayad

cloth_k072.jpg

Dorbet

cloth_k0b.jpg

cloth_k28.jpg

cloth_k25.jpg

http://www.face-music.ch/bi_bid/trad_costumes_en.html

Да, почти все одинаково, цветовая гамма немного отличается, и головные уборы - для незамужних девушек, а чегедек ведь - только для замужних женщин, а так все - один в один. Все-таки мы один народ, только омонголились наши южные братья... :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас тоже делают такие мешочки, но носят очень редко, в основном хранят дома, носить как то непристойно считается (может потому что для соседей-русских это дикий, варварский обычай?).

Спасибо, я не знал об этом.

Амыр, а кто шьет эти мешочки? И в какой момент они шьются?

Насколько я знаю: подавляющее большинство женщин в Горном Алтае рожает не у сеюбя дома, а едут в роддом. Вопрос: а кто им пуповину тогда отдает? Ведь в российских роддомах она вроде как утилизируется?

Как это в Ине вы могли наблюдать теленгитскую свадьбу? :blink: Там вроде по алтайским обрядам делают.

Просто я посчитал, что в долине Чуи живут теленгиты. Но Вы, наверное, правы: Иня находится километрах в 5 ниже "стрелки" Чуя - Катунь.

Мы отсняли на фото и видео процесс подготовки свадьбы и начало ее - до застолья.

Свадьба на меня произвела не особо хорошее впечатление. Она по оформлению очень похожа на подавляющее большинство наших московских свадеб. Только вместо православного храма народ пришел на место слияния Чуи и Катуни.

Понравилось, что на свадьбу пригласили старых женщин.

Чегедек был одет только на ведущую, и у меня создалось впечатление, что костюм шили в каком-то ателье.

Уверен, что на Алтае проходят и другие свадьбы. Я бы очень хотел посмотреть свадьбу, например, в Кокоря.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...