Hoshun Опубликовано 28 января, 2005 Поделиться Опубликовано 28 января, 2005 По преданию записанному Пекарскому, бежали как то от кыргызов два удальца. И начали пропадать бурятские женщины. По следу буряты поняли, что имеют дело с опасными смельчаками и больше за ними не гонялись.По "Тайной истории" монголов к Алан-гоа из хороласов, заходил через дымник юрты один товарищ. В период инициации смелые неженатые мужчины из племени хори чуть не утопили самого Богдохана в болотах! по якутским и бурятским преданиям на берегу Ледовитого океана, в Месопатамии, где оставили местность под названием Наян-наваа и Кяхта, и еще в Японии... У меня такое чувство, что вы что-то хотели этим странным постом мне сказать нечто очень оскорбительное или обидное (унизительное) для меня или моего народа. Но все изложенное вами настолько путано и непонятно, что я даже пока не знаю, как мне это все воспринимать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 28 января, 2005 Поделиться Опубликовано 28 января, 2005 Почему-то все эти неженатые юноши мигрировали в Якутию! Раз якуты состоят из потомков этих туматов, да батулинцев. Собственно и Омогой был неженатым юношей, как и Эллэй. А женатые в каком обьединении состояли интересно! Почему-то все эти неженатые юноши мигрировали в Якутию! В самом деле? Расскажите подробнее! Раз якуты состоят из потомков этих туматов, да батулинцев. Как-то года 2-3 тому назад был у меня с коллегами жутко яростный спор с представителями молодого поколения якутов. Спор шел как раз по поводу этих туматов и батулинцев (по-якутски, как я понимаю, правильно это звучит БООТУЛУ), так и якутские парни с пылом и жаром наотрез отказывались признавать бурятское (вернее, конечно, монгольское) происхождение указанных эт. групп. Они приводили в кач. довода тот факт, что тумат - термин социальный нежели этнический (если принять версию этимологии от туман - войсковое соединение, корпус), а также то, что якутские БООТУЛУ - совершенно не факт, что как-то связаны с бурятскими БАТУЛИНЦАМИ / БАТУЛАЙ (батунай), поскольку термин БАТУЛИНЦЫ известен исключительно из русских донесений. А русские по созвучию много чего называли как им слышалось и казалось. Что я хочу сказать по поводу того спора и вашего Василий поста. Я не великий спец по этн. составу и этногенезу якутов (но кое-какие вещи я знаю) и плохо разбираюсь именно в якутских БООТУЛУ, однако тот жаркий спор меня и моих коллег заставил увидеть определенное рациональное зерно в рассуждениях парней из Якутии (они не историки, вообще не ученые, но просто видимо увлекались). Когда мы изложилди им факты, они сделали такие вот свои выводы, оперируя логическими заключениями. И возразить мы им не смогли аргументировано, хотя нам, бурятам, конечно, в глубине души хотелось бы, чтобы у нас в далеком северном краю оказались столь близкие родственники, как БАТУЛИНЦЫ и ТУМАТЫ. Ознакомившись повнимательнее (после спора того) с научной литературой, что была мне доступна в Улан-Удэ, я обнаружил, что в общем-то ситуация такова, что убедительно неопровержимо доказать родство /тождество бурятских ТУМАТОВ и БАТУЛИНЦЕВ с якутскими никто не смог. Но никто не смог и полностью опровергнуть эту версию. Пока вот так. Жду конкеретной информации. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 28 января, 2005 Поделиться Опубликовано 28 января, 2005 А какие цели были у бурятских военных объединений ? И что их держало в военных отрядах ? Существовал какой то вид оплаты за ратный труд, идеология, религия, собственность (например имущественный долг перед кем то), отношение типа "хозяин - раб" и т.д Короче за что они служили у своего военачальника ? А какие цели были у бурятских военных объединений ? Ну какие цели вообще бывают у военных объединений в обществах находящихся на стадии, близкой к тому, что наз-ся военной демократией или на стадии становления политических структур? Существовал какой то вид оплаты за ратный труд, идеология, религия, Идеология, религия, конечно, существовали. У бурят-монголов очень богатая воинская субкультура. Многие воинские культы, насколько я знаю, бытуют до сих пор, а некоторые даже имеют тенденцию к возрождению. Однако, есть нюансы препятствующие слишком широкому проникновению воинских культов в общество. Главная причина - традиционная закрытость для непосвященных (эзотеричность) многих из них. Наибольший вопрос конечно продолжает вызывать культ богов-Всадников (Хара моритон, Хухэ моритон и др.). Совершенно точно известно, что до сих пор совершаются обряды этим военным бурханам в Западной Бурятии, в Кударе РБ, в некоторых других местах, но кажется ни разу ни одному этнографу не удавалось записать эти обряды. Лет 7 назад С.Г. Жамбалова записала полностью обряд кормления клинка, но это уже был обряд отошедший в область семейно-родовых культов. Также среди хоринцев наметились тенденции к возрождению культа военных вождей, а по некоторым данным - и культа Хан-Хисан-тэнгри (хотя кое-кто утверждает, что этот культ никогда и не исчезал, просто был тайным). Хан Хисан тэнгри - бог победы, покровитель воинов, полководцев и людей, вступивших на путь кровной мести. Много об этой сфере можно говорить, но это долго. И надо конечно упомянуть о том, что очень многое из этой сферы все-таки наверное потеряно. Так во многих р-нах видимо полностью прекращены обряды локальным военным божествам, в других р-нах они были переименованы по тибетски, а культы их - ламаизированы. Буддийские культы воинов - тоже интересная, но отдельная тема. Бог покровитель воинов Жамцаран - в Бурятии одно из самых (если не самый) популярных богов местного ламаистского пантеона. И что их держало в военных отрядах ? Существовал какой то вид оплаты за ратный труд. Короче за что они служили у своего военачальника ? Уважаемый, Багылай Дь, если бы я мог однозначно и аргументировано полностью ответить на ваш вопрос, я бы сразу стал известным в мире ученым, ведь то, что вы спрашиваете, по существу является древним и острым вопросом о "кочевом феодализме", о "потестарно-политических структурах и государственности у монголов" и т.д. Лучшие умы монголоведения и тюркологии, номадистики бьются над этими вопросами уже скоро 100 лет как, и ответов твердых нету, увы. Но попозже как-нибудь, я попробую изложить кое-какие свои соображения на этот счет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 28 января, 2005 Поделиться Опубликовано 28 января, 2005 Привет! Интересно становится, когда есть такие хорошие дискутанты. Почаще заглядывайте и в родственные народы, монголы или хакасы, или болгары, или корейцы. Там тоже есть весьма интересные данные о тамошних хори, не вы одни происходите от хори, это надо осознать! Действительно, есть очень интересные предания о проживании хоролоров на Севере и исходе их на юг. Не могу же я не поверить бурятскому автору, написавшему целую монографию о проживании хоринцев в Месопатамии. Ведь это было эпоха монгольского великодержавия, когда одни и те же монгольские племена перебрасывались с Маньчжурии до Крыма, стояли гарнизонами от Багдада до Аннама. Поэтому все могло быть! К хори-бурятам этнически близки не столько туматы (пр. тыв. и тунг) или меркиты (пр. як), столько баргуты. Так вот от происходят борганы, проживавшие в XIV в. в территории современной Ингушетии и равнинной Чечни! Куда они потом подевались тоже загадка? Действительно, родство якутских хоринцев и батулинцев (по русскоязычным авторам), да еще туматов с бурятскими "коринцами и батулинцами" или "хори-туматами" ССМ на археолого-этнографическом материале никто еще не доказал, и врядь ли докажет, так как, кроме слов Аскла, никто не знает, что представляли собой хори-туматы Баргуджин-Тукума. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 28 января, 2005 Поделиться Опубликовано 28 января, 2005 У бурятских военных обьединений, без обиды была цель освободиться от ига саха. Я говорю о эхиритах. А у булагатов наоборот была цель прогнать их подальше. Хотя те же булагаты и часть эхиритов, по существу потомки усть-талькинцев, т.е. батулинцев оставшихся на родине и смешавшихся с пришлыми родами из Джунгарии и Халхи. Якутские предания о предках Омогое или Элляе, начинаются с того, что неженатые юноши крадут бурятских женщин, их начинают преследовать и т.д. Обычно в описании Миллера, Огородникова, Овчинникова, участников экспедиции XIX в., Кларка и т.д. предки якутов из племени батулинцев мигрируют с Енисея на Байкал и присоединяются к хоринскому племени. У голландского автора XVII в. предки якутов жили вместе с коратами, напали на "братских", угнали с собой женщин. В отместку "братские" истребили часть якутов, часть угнали с собой в качестве рабов. И вдруг видим, ССМ то же начинается с этого. Тайное происхождение сыновей Алан-гоа - прародительницы монголов (а не бурят), какие-то умыкания невест хоринских (хонхиратских) племенем, почитавшим орла- беркута и ответное совместное нападение. Ну короче были какие-то обьединения неженатых юношей в регионе Байкала в XII в., терроризовавшие соседей от времени к времени. И вдруг вы с этой прекрасной идеей о батулинцах и туматах - как подростковых группах, пере- живавших период инициации Брак умыканием - древнейшая форма брака. Мы же не обижаемся, когда в монгольских произведениях говорится о том, что знатных красоток татарских или кереитских приставили около юрты и сделали наложницами. Между тем это могли быть наши предки! Отсюда понятно, что батулинцы и хоринцы - это две фратрии, в древности отдельные племена, ставшие свойственниками, как например, нируны и дарлекины. Поэтому они отдельно существовать друг от друга не могут! Я ничего обидного поэтому здесь не усматриваю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 28 января, 2005 Поделиться Опубликовано 28 января, 2005 Ладно, Урянхаец, у вас видимо вообще такой стиль писания, к которому я не привык. Но при чем тут монография про Ирак? Это вы Доржина имеете в виду что ли? Он не историк вовсе, просто популярную книгу написал, имеет право конечно любой человек книги писать со своими теориями. А впрочем... Бог с ним с Ираком и Доржиным. Для вас одна ссылка "События эпохи Монгольской империи в бурятских письменных памятниках XVIII – начала XX веков" http://www.nauka.buryatia.org/modules.php?...=showpage&pid=1 можем подискутировать на том сайте (пробная версия только запущена, но еще плоховато работает). Там кстати, жесткие требования насчет авторских прав, нельзя копировать и публиковать полностью или частично, в инете в т.ч. без разрешения авторов и админов. Там есть и про поход в Японию и про туматов и насчет Маньчжурии, только про Месопотамию ничего нет. А здесь про мужские союзы у монголов: http://www.nauka.buryatia.org/modules.php?...e&go=page&pid=1 Это как раз по теме будет. Вот на эту тему интересно было бы подискутировать. Правила те же насчет авторских прав, нельзя копировать и публиковать полностью или частично, в инете в т.ч. без разрешения авторов и админов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Баhылай Дь Опубликовано 29 января, 2005 Поделиться Опубликовано 29 января, 2005 Уважаемый, Багылай Дь, если бы я мог однозначно и аргументировано полностью ответить на ваш вопрос, я бы сразу стал известным в мире ученым, ведь то, что вы спрашиваете, по существу является древним и острым вопросом о "кочевом феодализме", о "потестарно-политических структурах и государственности у монголов" и т.д. Лучшие умы монголоведения и тюркологии, номадистики бьются над этими вопросами уже скоро 100 лет как, и ответов твердых нету, увы. Но попозже как-нибудь, я попробую изложить кое-какие свои соображения на этот счет. Уважаемый Hochun, задавая этот вопрос я не имел виду какой- то историко- философский смысл. А имел виду форму организации различных воинских подразделений у бурят. У саха например, люди подчинялись кому - то чисто по родственному признаку. Т.е. допустим есть один старший брат, у которого служат молодые родственники, люди из одного рода. Например, "наахаралар" или "бётуннер" и пр. Они все в какой то степени родственники. Если в семье одни дочери то семья должна обеспечить коней или там какое нибудь военное снаряжение, если кузнец, то оружие и т.д. Но форма организации была не наемная, а родственная. У саха не ставились такие цели как например допустим завоевать другой народ с целью разделения захваченной добычи т.е объединения по интересам. Воинские отряды у якутов создавались целью защиты пастбищ, территории, собстенности рода. Роды объединялись в более крупные структуры - улус. Например, хангаластар, боотур устар, борогоннор, намнар, мэнгэлэр и т.д. Фактически в пределах улуса тоже ведь все как- то были родственны между собой (но далекие родственники). Например, Эллэй Боотур считается предком всех саха. Его сыновья породили основные улусы саха, их потомки породили другие роды и т.д. Причем старший сын основал кангаласский улус. Среди глав улуса один человек считается главным и ему должны подчиняться. Например, кангалассу Тыгын Дархану должны были подчиняться главы всех других улусов, опять же по старшинству, т.е. считался что кангаласский улус непосредственно происходит от Эллэя (старший улус), а все остальные как бы младшие. Вернемся к бурятам, мне интересно как объединялись буряты в воинские отряды, как определялось старшинство в них ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 29 января, 2005 Поделиться Опубликовано 29 января, 2005 У саха например, люди подчинялись кому - то чисто по родственному признаку. Т.е. допустим есть один старший брат, у которого служат молодые родственники, люди из одного рода. Например, "наахаралар" или "бётуннер" и пр. Они все в какой то степени родственники. Если в семьеодни дочери то семья должна обеспечить коней или там какое нибудь военное снаряжение, если кузнец, то оружие и т.д. Но форма организации была не наемная, а родственная. У саха не ставились такие цели как например допустим завоевать другой народ с целью разделения захваченной добычи т.е объединения по интересам. Воинские отряды у якутов создавались целью защиты пастбищ, территории, собстенности рода. Роды объединялись в более крупные структуры - улус. Например, хангаластар, боотур устар, борогоннор, намнар, мэнгэлэр и т.д. Фактически в пределах улуса тоже ведь все как- то были родственны между собой (но далекие родственники). Например, Эллэй Боотур считается предком всех саха. Его сыновья породили основные улусы саха, их потомки породили другие роды и т.д. Причем старший сын основал кангаласский улус. Среди глав улуса один человек считается главным и ему должны подчиняться. Например, кангалассу Тыгын Дархану должны были подчиняться главы всех других улусов, опять же по старшинству, т.е. считался что кангаласский улус непосредственно происходит от Эллэя (старший улус), а все остальные как бы младшие. Простите, но насчет объединения по "чисто родственному" - это было разве единственной возможной формой??? Ведь Бёрё Бётёгё, великий воин Бэрт Хара был борогоном, а служил некоторое время кангаласскому Тыгыну. Где тут родство? Они не только не родня, но, как я думаю, даже их этнические группы весьма далеки друг от друга по происхождению. У бурят-монголов вообще такой принцип не прослеживается. Воинские союзы у эхиритов - джагуны и табины объединяли молодых воинов разных родов, но единой общеплеменной орг-ции, объединения этих мелких джагунов и табинов (в переводе что-то типа "сотня" и "пятидесятня") точно не известно. Т.е. вероятнее всего она была единая орг-ция, но упоминаний в документах не сохранилось. С хоринцами проще. Точно можно сказать, что и у них представления о родстве в воинских союзах не играли роли. Из числа хоринских отоков (адм. единица, "племя"), юноши могли составлять несколько малых союзов, объединенных в единую организацию - батунаи. В каждом из малых союзов был свой боевой клич, по которому и реконструируется примерная схема прежней организации. Кличи те сохранились до сих пор, причем у хори-бурятских эмигрантов в китае до недавнего времени принято было при знакомстве спрашивать сначала "ямар уриатайбш?" (каков твой клич?) и лишь затем и не всегда интересовались родом/отоком. Небольшие по численности отоки когда посылали своих парней в армию, те объединялись в союзы, поэтому малые числом отоки до сих пор имеют общий клич (а не у каждого отока свой как некоторые думают), напротив большие или знатные отоки могли формировать подразделения-союзы только из своих парней. Поэтому тайшинский (княжеский) оток Галзут имел свой клич (даа-хэй) и их клич мог служить общехоринским, тогда как целых пять малых числом отоков имели общий клич шоно (волк), а два крупнейших отока Кубдут и Харганат имели сначала на двоих один клич бургэд (орел), но потом разделились (видимо из-за роста численности) и чуть изменили клич у харганатов, он стал звучать бурхээ, став как бы новым кличем. Крупный по численности и знатный (до русских он был тайшинским отоком) оток Хоасай группировался вместе с небольшим Гучит'ским отоком и они два пользовались ураном хандагай (пер. лось). Возвышение в военной орг-ции хори и эхиритов поначалу почти никак не было связано со знатностью в структуре родовой орг-ции, поэтому сплошь и рядом видим небогатых простолюдинов, которые становились военными вождями. Таковы эхиритский Хадалайн Хамнагадай и хоринский Бавжа Барас. Оба выделялись отвагой и смекалкой, за счет чего и выдвинулись на первые роли в военной организации. Другое дело - так называемое родовое или племенное ополчение, которое возглавляли зайсаны и тайши. тут принцип мог быть совсем другим, но о нем мало что известно. Ясно одно, что после прихода русских у хоринцев именно родовая знать заигрывает с пришельцами, а затем галзутский клан с помощью русских становится тайшинским. Галзутские тайши подчиняют себе военную организацию юношей - батунаев. В прежнем виде она собственно перестает существовать после 1689 года, когда в последний раз 2 тысячи батунаев попытались повернуть историю в другое русло, выступив против русских под Нерчинском и косвенно вынудив царского посла Головина принять условия маньчжуров на переговорах. После этого Турахийн Бадан из Галзута стал главой хори, и он же стал командовать всеми войсками. С тех пор не было больше батунаев и батуров, а титул есаул стал просто титулом одного из родовых аристократов, т.е. перестал быть военным, стал чиновничьим. Последние батунаи, после того как "осели", переженившись, не вернулись по своим родам, а так и сформировали отдельный 11-й оток Хори с названием батунай. Вообще у бурят-монголов родовой принцип формирования войск не очень четко виден. Не понятно до сих пор как раньше выглядело ополчение, в котором уже мужчины старше 22-25-ти состояли. Все очень не понятно. не исследовано. Не знаю я сам, для себя еще многое не понял в этом сложном вопросе, но пока вот так мне видится картина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 4 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2005 Совсем забыл. Надо еще иметь в виду кроме племенного "ополчения", воинских союзов еще и личные дружины князей. Вот только данных мало или почти нет по их структуре и прочем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Баhылай Дь Опубликовано 6 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2005 Простите, но насчет объединения по "чисто родственному" - это было разве единственной возможной формой??? Ведь Бёрё Бётёгё, великий воин Бэрт Хара был борогоном, а служил некоторое время кангаласскому Тыгыну. Где тут родство? Они не только не родня, но, как я думаю, даже их этнические группы весьма далеки друг от друга по происхождению. Уважаемый Hoshun, мне приятно слышать от бурята знание таких деталей нашей истории как Бэрт Хара, но он, на то и Бэрт Хара, что не укладывается в общие якутские правила. Почему служил Бэрт Хара у Тыгына ? Да потому, что как я говорил Тыгын Дархан был главой кангаласцев (главного улуса саха напрямую происходящего от Эллэя, вернее его старшего сына) и требовал, чтобы каждый улус отправлял определенное количество своих сыновей для службы у него, он их там иногда женил и всячски одаривал, если служили хорошо. А насчет того, что борогонцы этнически чем то отличаются (?) от остальных саха по происхождению слышу впервые. Я вот слышал, что буряты тоже состояли из разных племен. Как в древней Бурятии поддерживался общественный порядок, кто кому должен был подчиняться. Сакраментальный вопрос- кто был главный ? Неужели у вас их демократически выбирали ? Какой у вас был главный род, племя, улус ? Как формировалось его войско ? Насильно или как то добровольно- принудительно, или за оплату там или как ? Вот это меня интересует. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Гыук Опубликовано 27 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2005 О боевых действиях в Прибайкалье в XVII в. вообще было написано много неправды, советская бурятская историография считала, что подобные описания ни к чему. Несколько фактов на эту тему: Мирные отношения были нарушены походом стрелецкого полковника Якова Хрипунова в 1629 году на Ангару для поисков серебрянной руды. Не найдя ее, казаки Хрипунова занялись разбоем и грабежами, что вызвало сопротивление бурят и привело к столкновениям. Власти Енисейска, пытаясь исправить положение, отправили к бурятам для переговоров десятника Вихоря Савина с пленными, захваченными Хрипуновым. В устье реки Гея посланец был убит. В 1630 году М.Перфильев с отрядом в 30 человек с двумя пушками отправился к устью Оки для строительства острога, но встреченный бурятами настороженнно, острог ставить не рискнул и зазимовал у Шаманского порога. В 1631 году, получив подмогу из Енисейска, он поставил "острожек" у Падунского порога на Ангаре - первое укрепление русских на бурятской земле. Строительство острожка вызвало недовольство бурятской верхушки, которая увидела в существовании постоянного укрепления с гарнизоном угрозу потери своих данников - тунгусов. Не случайно в 1634 году большой отряд Дунайки Васильева был уничтожен на пути за ясаком в тунгусские кочевья, после чего острог у Падуна был взят штурмом и сожжен. Осада Осинска началась с осени или конца лета 1647 года. Точной хронологии, и даже последовательности событий мне пока не удается восстановить. Вероятно, первый показательный, т.е. демонстрирующий силу, но не нацеленный на реальный штурм, приступ состоялся в конце осени. Под пули и ядра буряты не полезли, но судя по документам, бурятские воины смогли поджечь надолбы. Это уже было неплохим успехом. Надолбы - внешняя оборонительная линия острога, а она, надо заметить, могла отстоять от стен самой крепости более чем на полет стрелы. Таким образом система частоколов, ежей и ям-ловушек не позволяла бурятам приблизиться к стенам крепости на выстрел из лука (например, зажигательными стрелами), но позволяла казакам обстреливать смельчаков, подходивших к внешней линии. Буряты смогли уничтожить часть линии, и в свою очередь теперь не давали русским восстановить ее. Осада велась довольно грамотно, хотя не сказать, что кольцо вокруг крепости было достаточно плотным и постоянным. Гарнизон жаловался: "брацкие люди (буряты) почали приезжать и безприступно в острог по ним из луков стрелять, и по борщ, и по сосну, и по пихту дерево, чем им кормиться из остогжу не выпускать, и от острогу брацкие люди не отъезжать почали (с. 86)". Казаки и солдаты вынуждены были голодать, но на вылазки не решались. Окладников пишет: "Буряты, жившие на острове, караулили служилых людей, не пускали их на рыбную ловлю и вообще из острога не выпускали. Весной положение еще больше ухудшилось" (с. 86). Еще осенью из острога дезертировали 4 человека, из них один казак. Весной сбежало еще 9 "наёмщиков" (кто это такие, не понял). Одновременно с осадой Осинского острога, активизировались буряты в Качуге-Баяндае-Ольхоне, а также буряты постарались не дать скучать гарнизону Братска, поэтому подмоги в Осу никто отправить не смог. Видимо, только весной 1648 выжившие остатки русского гарнизона смогли сбежать из острога и этот важный стратегический пункт был бурятами уничтожен подчистую. В ноябре 1654 года 10 казаков отряда Бекетова во главе с Макимом Урасовым достигли устья Нерчи-реки, где заложили Нелюдский ост-рог (ныне Нерчинск). Была составлена "роспись" и "чертеж иргеню озеру и иным озёрам на Килке-реке (р. Хилок), которая пала из Иргень-озера, и Селенге-реке, и иным рекам, которые пали в Витим-реку из Иргеня-озера и из иных озёр". В Шилкинском остроге Бекетов "со товарищи" пережили тяжелую зиму, не только страдая от голода, но и сдерживая осаду взбунто-вавшихся бурят. К весне 1655 гда, наладив отношения с бурятами, отряд был вынужден оставить острог и, чтобы не погибнуть от голода, уйти на Амур. " зимовавший в устье Киренги Курбат Иванов с отрядом (74 человека) подошел к западному берегу Байкала в районе залива, называемого сейчас Малым морем, где совсем недалеко, посреди озера, виднелся остров- Ольхон. Это произошло летом 1642 года. После небольшого сражения с бурятами Курбат Иванов выбрался на Ольхон и там остался, а Семена Скорохода и половину своего отряда отправил на лодках вдоль берега к северной оконечности озера, где впадает в него Верхняя Ангара. Там оставил Скороход зимовье, а с половиной отряда прошел по озерному льду вдоль восточного берега, обозначенного лесистым Баргузинским хребтом и, не доходя устья Баргузина, погиб в бою с бурятами новом учебнике "История УОБАО" кстати рассказывается о злодеянии Бекетова, который обманом заманил в засаду представителей верхоленских бурят и порубил со своим отрядом 40 человек.Но потом ему пришлось бежать, т.к. буряты стали собирать войско против него. Верхоленцы хорошо помнили злодейство Бекетова, и поэтому сопротивлялись русской агрессии до середины 17 века, там же произошло известное сожжение нойона Шебшея в юрте, также неоднократно осаждался Верхоленский острог. Также хотелось бы более подробно осветить походы монголов в Прибайкалье, как-то походы Очирой Сайн-хана, Сухор-нойона, нойон Сейгун вовсе доходил до Илимского острога и т.д. Также про внутрибурятские раздоры- война икинатов и ашаабгатов, борьба хори с табангутами. Кстати при стычке Бекетова с бурятами, представители бурят, пришедшие как парламентарии, сдали оружие, но когда вспыхнул конфликт, достали спрятанные ножи, что говорит о наличии ножевого боя. Но против русских ружей ножи не потянули-было убито около сорока бурят, со стороны Бекетова был убит тунгус-переводчик и ранено несколько казаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 8 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2005 Кстати при стычке Бекетова с бурятами, представители бурят, пришедшие как парламентарии, сдали оружие, но когда вспыхнул конфликт, достали спрятанные ножи, что говорит о наличии ножевого боя. Но против русских ружей ножи не потянули-было убито около сорока бурят, со стороны Бекетова был убит тунгус-переводчик и ранено несколько казаков. Имхо, это не факт, что буряты "спрятали ножи". Полагаю, это ерунда. Казаки не могли быть до такой степени трусами, чтобы у парламентеров отбирать ножи. Это же грубое нарушение норм этикета в наших краях. Монголы никогда не сдавали ножи, был обычай хутага буулгаха, когда при переступании порога нож вынимали из-за пояса и тот на цепочке повисал у колена. Но никто не мог бы отобрать нож, тогда никто не пошел бы к такому хозяину в гости. Саблю отдавали хозяину при входе, лук оставляли снаружи на крыше юрты, копье ставили во дворе, нож опускали на цепи и все. Буряты ни в жизни не пошли бы на переговоры, если б их заставляли отдавать ножи. Казакам-то нужно было заманить бурят, поэтому они не стали настаивать. А бурятам естественно и в голову не пришло ножи прятать. Также не факт, что внутрь укрепленного лагеря русские пустили сразу 40 бурят, в их документах постоянно преувеличаваются число противников и преуменьшается свое. Они крайне редко и неохотно упоминают сотни и сотни воинов эвенков, кетов, аринов, качинцев, сойотов и др., которых использовали как "пушечное мясо". В итоге произошла сцена. Вместо того, чтобы вести переговоры о своем наглом налете на Бурятию, вконец оборзевшие казаки начали ставить вопрос о принятии бурятами "вечного холопства", на что и получили достойный ответ "сами вы холопы, а мы никому ясаку не платим". Тогда это бандитье с ружьями дало залп по парламентерам, у которых были одни ножи. Самое поразительное, что внутри вражеского лагеря, окруженные врагом с огнестрельным оружием под градом пуль, буряты сумели одними ножами перебить эвенкийских проводников и вождя, порезали нескольких казаков, но, конечно, почти все погибли. Гибель эвенкийских вождей и проводников, кстати, на несколько лет испортила отношения между русскими и эвенками. Казаки получили вражду вместо союза и с севера наступление на Бурятию застопорилось. Только полдесятка лет после побега Бекетова, из Якутии пошло новое серьезное наступление русских. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hoshun Опубликовано 8 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2005 Кстати при стычке Бекетова с бурятами, представители бурят, пришедшие как парламентарии, сдали оружие, но когда вспыхнул конфликт, достали спрятанные ножи, что говорит о наличии ножевого боя. Но против русских ружей ножи не потянули-было убито около сорока бурят, со стороны Бекетова был убит тунгус-переводчик и ранено несколько казаков. Имхо, это не факт, что буряты "спрятали ножи". Полагаю, это ерунда. Казаки не могли быть до такой степени трусами, чтобы у парламентеров отбирать ножи. Это же грубое нарушение норм этикета в наших краях. Монголы никогда не сдавали ножи, был обычай хутага буулгаха, когда при переступании порога нож вынимали из-за пояса и тот на цепочке повисал у колена. Но никто не мог бы отобрать нож, тогда никто не пошел бы к такому хозяину в гости. Саблю отдавали хозяину при входе, лук оставляли снаружи на крыше юрты, копье ставили во дворе, нож опускали на цепи и все. Буряты ни в жизни не пошли бы на переговоры, если б их заставляли отдавать ножи. Казакам-то нужно было заманить бурят, поэтому они не стали настаивать. А бурятам естественно и в голову не пришло ножи прятать. Также не факт, что внутрь укрепленного лагеря русские пустили сразу 40 бурят, в их документах постоянно преувеличаваются число противников и преуменьшается свое. Они крайне редко и неохотно упоминают сотни и сотни воинов эвенков, кетов, аринов, качинцев, сойотов и др., которых использовали как "пушечное мясо". В итоге произошла сцена. Вместо того, чтобы вести переговоры о своем наглом налете на Бурятию, вконец оборзевшие казаки начали ставить вопрос о принятии бурятами "вечного холопства", на что и получили достойный ответ "сами вы холопы, а мы никому ясаку не платим". Тогда это бандитье с ружьями дало залп по парламентерам, у которых были одни ножи. Самое поразительное, что внутри вражеского лагеря, окруженные врагом с огнестрельным оружием под градом пуль, буряты сумели одними ножами перебить эвенкийских проводников и вождя, порезали нескольких казаков, но, конечно, почти все погибли. Гибель эвенкийских вождей и проводников, кстати, на несколько лет испортила отношения между русскими и эвенками. Казаки получили вражду вместо союза и с севера наступление на Бурятию застопорилось. Только полдесятка лет после побега Бекетова, из Якутии пошло новое серьезное наступление русских. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 9 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2005 Судя по всему, казачий атаман Бекетов очень умело использовал метод заманивания в поставленную ловушку. Так, по якутским преданиям его люди заманили обманом, бисером и т.д. в русскую крепость кучу народа, и свалили на них заранее готовые бревна, задавив их. По одним данным, так они уничтожили Тыгына, по другим, якобы поймали его сына Чаллаайы. Тут же фигурирует эпизод с бычьей шкурой, встречающейся и в Манхэттене, про начало Нью-Йорка, так и о Ромуле и Реме - основателях Рима. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Вячорка Опубликовано 28 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2005 О бурятских казачьих формированиях. Бурятские и эвенкийские казакиГеннадий Румянцев 27.10.2005 Историю возникновения бурятского и эвенкийского казачества, наверное, следует начать с 1727 года, когда на реке Буре в Северной Монголии российский дипломат Савва Рагузинский заключил с китайским правительством договор о разграничении земель и пограничных правилах. После заключения Буринского договора усилилась охрана границ России с Китаем и Монголией. Пограничные места охраняли русские солдаты, казаки, бурятские и эвенкийские дружины. В 1731 году вооруженные силы, расположенные в Забайкальском крае, состояли из пехотного полка, роты драгун и пяти тысяч бурятских и эвенкийских конников. Отряды забайкальских бурят и эвенков сыграли значительную роль в закреплении и охране юго-восточных границ России. На службе у России Еще перед заключением Буринского договора многие забайкальские буряты и эвенки вместе с русскими солдатами и казаками несли пограничную службу. При встрече графа Рагузинского с китайскими послами на р. Буре бурятский отряд в 400 человек стоял во фронте в числе русских войск. В напряженной политической обстановке, угрожающей военными и дипломатическими осложнениями с Китаем, русское посольство стремилось стянуть к границе как можно больше вооруженных сил и показать китайскому правительству свою готовность охранять пограничные места. В составе этих сил были буряты и эвенки. Появление бурятского отряда в рядах русских войск произвело большое впечатление на китайских послов. Вместе с русскими буряты и эвенки стойко охраняли пограничные земли, которые были для них родными. В своем донесении о ходе переговоров в 1727 году посол Рагузинский дал высокую оценку действию бурят при пограничной службе: "Служат верою России, не уступая природным россиянам; своим оружием и кочеванием границу распространяли, мунгальской землицы великою частью завладели, на границе с великим чаянием и верностью были доброоружны и доброконны, держали оную почти по всему расстоянию в многолюдстве, прикрытием границ и разъездами служили без жалования с добрым сердцем и учтивостью, на которых я имел большую надежду, видя их храбрость и добросердие". Такую же пограничную службу несли забайкальские эвенки. В 1728 году был опубликован по представлению графа Рагузинского указ о выдаче восемнадцати бурятским родам Селенгинского и Нерченского дистриктов (уездов) особых знамен за их прилежную службу. Эти знамена были выданы в сентябре 1735 года семи пограничным родам селенгинских и одиннадцати родам хоринских бурят. По получении знамен буряты обязывались ревностно нести пограничную службу и выставлять рабочих для постройки крепостей. В случае войны или набегов из-за границы буряты и эвенки были обязаны выставлять войска по первому требованию главного пограничного начальника. Гарнизоны пограничных крепостей (Селенгинской, Троицко-савской, Цурухайтуйской, Горбичевской и других) состояли из русских солдат и казаков. На самой границе были расположены караулы, представлявшие небольшие остроги, обнесенные частоколами. В караулах стояли бурятские и эвенкийские отряды. Буряты и эвенки по примеру русских воинов были храбры и усердны в охране границы: охраняя ее, они защищали свои земли от набегов со стороны зарубежных неприятелей. Политика царского правительства в области привлечения бурят и эвенков в качестве вооруженной силы отличалась двойственностью. С одной стороны, во избежание волнений и восстаний среди "ясачных мужиков" было запрещено продавать им огнестрельное оружие, принимать их в солдаты. С другой стороны, малочисленность войск в Забайкалье заставляла власть привлекать их к охране границы. Характерно, что казаки из бурят и эвенков почти до 40-х годов XIX столетия не получали огнестрельного оружия, но были вооружены луками со стрелами, копьями и саблями. После Буринского договора пограничные местности были подчинены в военном и административном отношениях коменданту крепости в Селенгинске, который ведал также отношениями с китайскими и монгольскими пограничными властями. Граница делилась на два отдела: первый к востоку от Кяхты, второй к западу от этого пункта. Каждый отдел находился под начальством дозорщика, который действовал на основании особой инструкции пограничным дозорщикам, составленной графом Владиславичем-Рагузинским в 1727 году. Кроме пограничной стражи в ведении дозорщиков состояли бурятские и эвенкийские роды, кочевавшие у границы. В первой половине XVII века в пятнадцати пограничных караулах служили отряды бурят из селенгинских родов: Цонголова, Ашехабатского, Табангутского, Сартольского, Атаганова и других, а также из одиннадцати хоринских родов. В каждом карауле находилось от 5 до 10 юрт. В десяти пунктах несли караульную службу восемь эвенкийских родов Восточного Забайкалья – конурский, намяцкий, болоцкий, челкагирский, уляцкий, баликагирский, гунов, ульзуцкий и култукские эвенки. Тунгусский полк Гантимурова В 60-х годах XVII века бурятские и эвенкийские (тунгусские) дружинники реорганизуются в воинские соединения. В 1760 году был учрежден Тунгусский пятисотенный конный полк. Казаки, служившие в нем, освобождались от платежа ясака и получали 6 рублей жалованья в год. Срок службы не был определен, увольнялись в отставку только дряхлые и неспособные. Вооружение казаков состояло из сабли, лука и пятидесяти стрел, одежда была национальная, "по обычаю и состоянию каждого казака". Казаку выдавались две лошади – одна от его сородичей, другая от хоринских бурят. Управление пограничной линией, по которой несли караулы казаки тунгусского полка, ведал князь Гантимуров, подчинявшийся пограничной канцелярии. Князья Гантимуровы считались самыми знатными и влиятельными среди эвенкийских начальников. Они управляли степными тунгусами Забайкалья со второй половины XVII века. В ведении Тайши Гантимурова находилось пятнадцать родов. Его постоянная резиденция помещалась на реке Ингоде. Бурятская конница В 1764 году были сформированы 4 бурятских полка, имевших по 6 стен в каждом: Ашехабатский, Сартолов, Цонголов, Атаганов. Сначала зачисление в эти полки считалось добровольным. Желающих зачислиться в казаки оказалось больше, чем было нужно по штату. Это объяснялось стремлением освободиться от уплаты ясака и желанием защищать свои земли от вражеских набегов. Добровольное зачисление в бурятские казачьи полки перешло в дальнейшем в воинскую повинность. Служба производилась с перерывами: 1 год службы – 3 года льготных. Оружием и лошадьми казаки снабжались от своих обществ за счет специальных денежных сборов. Военная служба считалась обязательной для всех бурят, причисленных к казачьему сословью, но фактически богатые и зажиточные могли освободиться от нее, они нанимали неимущих к несению службы вместо себя. Во главе бурятского казачьего войска стояли выборные начальники: атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. Все они подчинялись пограничному начальству. Фактически главные командные должности сосредотачивались в руках бурятского нойонства. Первым атаманом был зайсан ашехабатского рода Бадулаев. После его увольнения в отставку в 1802 году атаманом стал его сын Гомбо Церенов. В дальнейшем главные атаманы назначались по наследству. Бурятские и тунгусские казачьи полки как особые воинские единицы просуществовали до 50-х годов XIX века, а затем были включены в состав Забайкальского казачьего войска. http://www.narodru.ru/smi4136.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться