Перейти к содержанию
Гость Гыук

Военное дело у бурят

Рекомендуемые сообщения

С самого начала образования бурятских племён само собой, было необходимо отстаивать свою независимость, самостоятельность, защищать свою землю от набегов соседей, и что греха таить, нападать на более мелкие и слабые племена.

Первые упоминания о войнах на территории Прибайкалья восходят ещё к гуннам, в состав которых входили и предки бурят. Позже предки бурят-племена чинос (шоно)и нохой, часто подчинялись тем или иным могущественным соседям - сяньби, жужаням. Во времена тюрков протобурятские племена, входившие в состав курыкан, и племя баргут, первоначально подчинившиеся тюркам, позже, при распаде великого Тюркского каганата, воевали против тюркутов. Затем были войны с пришедшими на свои земли хори-туматами, которые в свою очередь, воевали с киданями, племена Предбайкалья отражали агрессию енисейских кыргызов.

Во времена Монгольской империи с монголами воевали хори-туматы, чинос были вынуждены участвовать в походе Чингисхана на Среднюю Азию. Во времена Чингисхана покорённые хори, булагаты и эхириты были поделены на десятки, пятидесятни и сотни, монголы установили свою военную организацию.

До монголов войска предков бурят - курыкан, хори-туматов, баргутов - составляли в основном, ополчение, лишь при родовых вождях и племенных предводителях состояли небольшие отряды нукеров. Войска были конными,кони предков бурят отличались от более приспособленных к степным условиям коней монголов(кони курыкан были высоко оценены при дворе императора Тайдзуна) на вооружении стояли сложный лук (номо) с боевыми стрелами(годли), имевшими железные или костяные наконечники(зэбэ), кольчуга куяк(хуяаг), железный или кожаный шлем, колчан-сайдак (hаадаг), железное копьё или рогатина (жада), сабля(hэлмэ), длинные метательные ножи(мадага), палица(гулда), боевой топор(hухэ). Ополченцы - улусные люди, собиравшиеся на защиту земель, вооружались кто чем может, редко кто из них имел полный комплект боевого снаряжения. В основном у них были луки со стрелами, самодельные копья, редко кто имел даже шлем и кожаные доспехи, защищавшие разве только от стрел, да и то на излёте. Боевая дружина предводителя - нухэрнууд, были вооружены куда лучше, имели и кольчугу с железными или бронзовыми пластинами, железный остроконечный шлем, опушенный мехом, калантырь - кожаные доспехи с пластинами, круглый деревянный или железный щит и т.д. Вообще,вооружение бурят было более упрощено,чем вооружение монголов на том же этапе истории,практически отсутствовала защита коня.

Тактика боя была такая же как и в Монголии - нападение, затем - притворное отступление и нападение с окружением. Маневренность войска позволяла преодолевать значительные расстояния, бурятские воины самостоятельно, уже не в составе монгольских войск, ходили на племена тунгусов, качинцев, живших на территории Красноярского края, нередко угрожали хакасам и тувинцам. Но и сами позже страдали от набегов монгольских нойонов.

Во времена прихода русских, предбайкальские буряты первое время нередко сталкивались с их отрядами, ходили под остроги, так в 1631 году бурятами был сожжен Братский острог,в 90-ых годах 17 века в опасности находился и Иркутский острог.Преимущества огнестрельного оружия в тот период были невелики,и военная сила русских казаков не играла большого значения на первом этапе завоевания Прибайкалья.

Зачинщиками выступлений бурят выступали родовые нойоны, недовольные потерей полного влияния на своих людей, но и казацкие предводители часто давали почву для ответных действий, в конце 17 начале 18 веков нередки были случаи объединения бурят и рядовых казаков против воевод-лихоимцев.

Восточные буряты в это время ещё в большей степени страдали от монгольских набегов, и поэтому добровольно передались русским. Кроме того, с востока стали приходить отряды маньчжурского Манжи-хана, уже завоевавшего к тому времени Восточную и Внутреннюю Монголию, с которыми успешно бились отряды хори под предводительством Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас батора и других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да Бухэ-Ажирай легендарный силач бурятского народа. Но только

бурятского ли? Его Адьарая или в иной ипостаси Улуу Тойона счи-

тали своим покровителем родовые вожди саха. Он же Хара Сыл-

гылаах т.е. имеющий черных всадников. Безусловно, образ Ажарай-

Бухэ имеет мифологический сюжет. Но его истоки к какому времени,

могуть быть отнесены? НАм кажется, что оно относится к началу XIII

в. когда развитые дружины Джамухи, Ван-хана и меркитов Тохтоо

Бого скатывались к окраине монгольской державы. Поэтому в этом

разобраться надо. Можно передать буквально бурятские предания

о Бухэ Ажирае.

С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Маневренность войска позволяла преодолевать значительные расстояния, бурятские воины самостоятельно, уже не в составе монгольских войск, ходили на племена тунгусов, качинцев, живших на территории Красноярского края, нередко угрожали хакасам и тувинцам.
А вроде бы западные буряты платили дань енисейским кыргызам?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению,мне про Ажирай-бухэ мало что известно,могу лишь предположить,что Адьарай у якутов появился поздее,вместе с бурятскими родами,пришедшими в Саха.

А что касается зап.бурят-это во времена Кыргызкого каганата платили.А перед приходом русских уже походами ходили.

(Не по теме-у меня сестра выходит за кыргыза,так что теперь и кыргызы в родне будут :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
А что касается зап.бурят-это во времена Кыргызкого каганата платили.А перед приходом русских уже походами ходили.

(Не по теме-у меня сестра выходит за кыргыза,так что теперь и кыргызы в родне будут :D

Я так понимаю, что Кыргызский каганат существовал века до 10. Тогда еще бурятов не было. Енисейские кыргызы 16-17 вв. западных бурят обирали. Но теперь енисейских кыргызов нет, а буряты есть. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотря кто как считает,я лично придерживаюсь точки зрения,что после падения курыкан в 9 веке с этого времени вплоть до 13 века существовал бурятский племенной союз.

Кыргызов нет,зато хакасы есть,тоже потомки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотря кто как считает,я лично придерживаюсь точки зрения,что после падения курыкан в 9 веке с этого времени вплоть до 13 века существовал бурятский племенной союз.

8O 8O eto chtoto novoe , otkuda visosal, pojaluista privedi istochniki. BURYATSKII plemenoi soyuz( 9-13 veka)....M'da... ochen' kruto :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8O 8O eto chtoto novoe , otkuda visosal, pojaluista privedi istochniki. BURYATSKII plemenoi soyuz( 9-13 veka)....M'da... ochen' kruto :)
- Cалам Чулу.

Кстати, как там поживает Толик сумоист, бурят, говорят что в 14 лет он весил 200 кг, при росте 192 см.

Кстати на http://www.translate.ru/text.asp#tr_form - можно писать и на кирилице, даже не имея дома соответствующей клавиатуры. Для этого необходимо перейти на "Русско-английский перевод" и тогда появится на маниторе клавиатура. В клавиатуре можно набрать текcт кириллицой, а потом скопировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После распада курыканской державы действительно существовал

могущественный союз племен, населявших территорию современной

Бурятии, под главенством пришлых с территории Енисея меркитов.

Народы Забайкалья, жители державы Меркитов успехом противостояли

натиску монголоязычных киданей - кытаев, чжурчжэней - ниуча, бесст-

рашных татар. Многократно с равным успехом воевали с кереитами и

монголами, гораздо превосходящих их своей численностью.

Они имели тяжеловооруженное конное войско типа катафрактариев

и с его помощью доминировали не только в регионе Байкала, но и Се-

верной Монголии и Южной Сибири. У Кычанова можете прочитать, что

по пути на Иртыш, меркиты Тохтоо-Бого покорили и добились подчинения енисейских кыргызов, еще до прихода опять же сына

меркитов Джучи. У них были кузнецы, ковавшие им вооружение.

По якутским преданиям это был народ Могол тойона и злосчастной гос-

пожи Мунха Хатын.

По эвенкийским преданиям народ вокараев т.е. меркитов, имевший

пеших и конных воинов, лица которых были покрыты железной маской брали от их предков дань. По преданиям бурятского племени эхирит

300 воинов - катафрактариев, только народа называемого саха в течение долгого времени брали дань до рождения великого освободителя монгольских народов от угнетения.

Это был народ обученный особому воинскому искусству "кыргыс уорэгэ" т.е. учение кыргыс, когда предки меркитов в течение нескольких веков были вынуждены защищаться от набегов

кыргызов. Они в наиболее опасные периоды своей истории призывали

на помощь к себе Адьарая - т.е. дракона, т.е. пытались реставрировать наиболее славный период своей истории, когда под

главенством кимаков-уранкаев лесные народы Западной Сибири герой-

ствовали в многих пустынях и горах юга и запада.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мэнд!

Я снова с вами (сегодня).

Очень прошу не сваливаться с военного дела в межплеменные разборки и датировки союзов курыкан.

По сути темы: кольчугой хуяг не являлся. Для кольчуги есть слово хоо-хуяг. Хуяг - это общий термин для обозначения доспеха, а также панцирь типа "бригантина". И еще - кожаный панцирь очень тяжел и надежен. Если есть сомнения, то в неофициальном китайском сочинении эпохи Южная Сун "Линь вай дай да" есть такие строки про кожаные доспехи: "Если пробовать из лука то не пробить. По крепости лучше железа".

Ну и теперь просьба - поскольку работа над обзором военного дела монголов от времен Бэй Юань до революции Синьхай у меня продвинулась до начала XVIII в. (сейчас вовсю использую материалы "Халха журам"), то прошу помочь с иллюстрациями - нужны сканы китайских, персидских, тибетских и, если такая редкость есть в мире, собственно бурятско-монгольско-калмыцких изображений воинов разных монгольских народов.

Прошу сканить и слать на artak_malik-zoda@mail.ru Желательно пару слов о себе, чтобы я упомнил, от кого и как получил скан.

А вдруг у кого есть знаменитые фото Августина Уоддела за начало ХХ в. с коными тибетскими латниками? Или редкие фото с латниками-бурятами?

В общем, надеюсь на ваше понимание, сотрудничество и помощь.

Удачи,

Артакшо Маликшоев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что пишет Анжар Тужеков из Горного Алтая:

Любопытно, что ни в одном из известных нам боевых искусств средневековья и современности воины не обладали таким высоким уровнем мастерства обращения с лошадью и использования её в бою, как в «Хара-моротон». Одним из испытаний, проводившихся раз в пять лет, был «экзамен» для лошадей и наездников, в программу которого входили следующие дисциплины: лошадь защищает от пеших или конных воинов своего наездника, лежащего на земле, не разрешая никому приближаться и пытаясь поразить недругов ударами копыт; лошадь взваливает себе на спину и уносит в укрытие или родное стойбище раненого и потерявшего сознание хозяина. При этом она старательно обходит различные ловушки и избегает встреч с людьми, которые могут оказаться врагами её хозяина. В программу экзамена входило и множество боевых трюков, используемых наездником и лошадью в унисон, своего рода «парное катание». Заключительным этапом являлось 3-х месячное пребывание наездника вместе с лошадью в пустынном месте, где животное и хозяин должны были найти себе пропитание и дожить до срока испытательного боя с несколькими воинами. Во время такого «выживания» всадник должен был продемонстрировать множество познаний и навыков, начиная от поимки на скаку живого волка для изготовления одежды, заканчивая постройкой тайного подземного жилища, где укрывались лошадь и человек.

Также в «Хара-Моротон» существовал интересный ритуал - испытание для посвящения в воины. Испытуемый должен был раздеться по пояс и прийти в заранее условленное место, где его поджидала засада. Из темноты на испытуемого неожиданно обрушивались жестокие удары бичами, он же должен был противостоять нападениям любыми, доступными ему, способами. Или ещё один отголосок языческого ритуала являлся обрядом посвящения в «сыновья кобылицы». Этот обряд исполнялся при достижении воина определенного уровня познания. Посвящаемого протаскивали между ног у черной кобылицы, что символизировало новое рождение. Затем участникам ритуала давали напиток из кобыльего молока (кумыса) и крови, что должно было закрепить их кровное и молочное родство. «Черные всадники», так много сделавшие для тюрко-монгол до сих пор остались стражами веков, последними хранителями захиревшего искусства, (научно-методический сборник «БИП» №10 1992г).

После этого не верят, что Культукан мог уцелеть, снова убежать на родину предков и плывя на бревне, доплыть до туматов и дать начало новому народу. Это воинское оттачивалось в знойных песках Уйгурии и Джунгарии, в горах Алтая и Тарбагатая, благодаря ему, воины погибшего народа, скрывались под носом у стотысячной армии,

десятилетиями совершали набеги и рейды против отрядов идущих на запад, враги считали их мертвыми, а их уносили любимые кони с поля сражения обессиленными от ран, но еще живыми. Хотя хара-моритон предполагается как воинское искусство воинов Чингиз-хана, тут видна явно партизанская тактика действий. К тому же, хара-моритон сохранился среди эхиритов, принявших ее у «черных всадников», уплывших по Лене на бревне под стрелами монгольских воинов и боготворящих их подвиги.

Говорят «черные всадники» снова появились на берегах Лены, по поверию бурят, чтобы спасти мир от разрушения. Вот кто настоящие прототипы героев Толкиена. Ни один народ в мире не имеет столь славной истории, как предки бурят, но это нельзя раскрывать, иначе может наступить конец света.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Верхней Лене у эхириского племени существует культ Ажирая-Бухэ.

Согласно легенде, некогда существовала воинственная дружина воинов-

разбойников на "черных конях" и совершавшая набеги на Монголию.

Так, в бурятской легенде повествуется о том, что богатыри со своими воинами после очереднего удачного набега на монголов остановились за Баргузином в Урянхайской степи. Но здесь их догнали преследователи. Уцелели только два друга, которые, отбиваясь от врагов, бежали на Лену. Они сели на плывшие по реке два бревна и поплыли вниз по Лене.

Раздавая удары направо и налево, баля одним ударом по два-три монгольских воинов они отступали к родной Лене. Потом поплыли по Лене и лихие монгольские воины и тунгусы стреляли со всех луков с окрестных сопок и не могли никак в них попасть. Множество монголов,

не умевших плавать, утонуло в великой реке Лене (академик А.П.Окладников, Шишкинские писаницы). Буряты считают Ажирая мертвым и поклоняются ему, когда идут на фронт стараются подражать его подвигам. Но по Миллеру, воины приплыли по Лене, оседлав впервые попавшие бревна и присоеднились к своим сородичам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В начале сентября был в Бур. научном центре на докладе "Воинские культы и мужские союзы у монголов",там докладчик говорил о том, что культ Хара моритон сохранился в Усть-Ордынском округе, где они считаются покровителями военного дела и государственной службы.

Интересно, что на Ольхоне Хара моритон называют Хара хонитон, поскольку в свое время из-за невозможности приносить в жертву коней (морин) им стали приносить в жертву овец(хонин), таким образом изменилось название.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так понимаю, что Кыргызский каганат существовал века до 10. Тогда еще бурятов не было. Енисейские кыргызы 16-17 вв. западных бурят обирали. Но теперь енисейских кыргызов нет, а буряты есть. :)

Вы знаете, приведите-ка источники по обиранию кыргызами западных бурятов в 16-17 веках. По русским документам 1620-30-х гг. выходит, что бурятский улус Ашаабгат (в р-не нынешнего Нижнеудинска) собирал дань с народностей Енисея.

В 10 веке и в курыканское время и чуть раньше действительно были столкновения: монголоязычные этносы Приангарья - курыканы и алагчины часто воевали с кыргызами, но итог столкновений более чем не ясен. Известно, что в хакаском фольклоре страна на Ангаре - нередко выступает как место злых могущественных духов, что есть память о набегах оттуда на кыргызов. Но в Уйбатской надписи (как я понял, это эпитафия на могиле кырг. воина) есть единственное упоминание "когда брал народ курыкан", что некоторые тракуют в смысле, курыкан кыргызы все таки побелили. Но основание очень хлипкое, согласитесь.

Зато в 12 веке точно состоялось массированное переселение из Западной Бурятии на терр. енисейских кыргызов. Это был улус Хори-тумат, точнее именно - туматы, военизированная группировка хоринцев (хори - самая крупная часть бурят-монголов). Полагаю, что именно проблема с вторжением туматов не позволила кыргызам поначалу оказать сопротивление Джучи в 1207. И та же проблема заставила ойратов искать счастья в южных степях, когда они попытались ввязаться в гражданскую войну на стороне Джамухи.

Что касается культа Хара моритон и системы боевых искусств с тем же названием, то это действительно одна из самых интересных черт традиционной культуры бурят-монголов. Немного инфы по этому и другим смежным вопросам можно найти здесь

http://www.buryatia.org/modules.php?name=F...er=asc&start=30

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Поскольку 16-17 вв. - не "мой" период, то прошу Вас подождать то того момента, когда я дотянусь до источника. :)

Буряты могли кое-что взять у тофаларов (камасинцев), например. Но не у тех народов Енисея, которые относились к кыштымам кыргызов.

Крупные сомнения у меня в монголоязычности курыкан. Но об этом уже подробно писали.

Не знаю, что свидетельствует о массовом переселении из Западной Бурятии на территрию ен. кыргызов в 12 в. Туматов вроде принято считать кыштымами (вассалами) ен. кыргызов. Кстати, про их язык - а почему они монголоязычны? Скорее всего, поход Джучи состоялся осенью 1206 г. (начало года Зайца). Взял он войско правого крыла - тыс. 40 всадников, по уставу - 120 тыс. лошадей. Ен. кыргызы вряд ли имели перспективы какого-либо "противостояния" Великому Монгольскому Улусу. Да и зачем? "В село пришла большая химия". :)

Монголы как раз у кыргызов просили войска, чтобы те привели туматов в покорность, но "кыргызы восстали и не дали".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вспомнил, что Тубинский улус кыргызов на правом берегу Енисея в третьей четверти 17 в. начал потихоньку дрейфовать в сторону "замирения" с казаками. В качестве превентивной меры кыргызский начальный князь Иренек "потоптал" тубинцев. Кажется, оставил там своих сыновей, а сам неожиданно подскочил к Нижнеудинску. По моему, в итоге он что-то получил с "братских" людей.

Ну, доберусь скоро до "Русско-монгольских отношений"... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еренака мы знаем, конечно. Великий был человек. Но и нельзя при этом забывать, что Еренак был не только "начальный кыргызский князь", но и вассал Ойратского государства. За ним стояла огромная Джунгарская держава. Я не слышал, не читал про поход Еренака на Нижнеудинск, тем более про его набег на бурят-монголов (жду ваших ссылок, интересно), но и если он был, если буряты что-то и дали бы ему, то дали бы не как "начальному кыргызов", а как представителю родственной Ойратии.

А вот мои ссылки на факт собирания бурятами налога с народностей Енисея:

1. Бродников А. А. Енисейск против Красноярска: Из истории борьбы гарнизонов за ясачные территории в XVII в. // Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 19–30. http://www.zaimka.ru/04_2002/brodnikov_fight/

"Район этот до появления русских входил в сферу интересов западно-монгольского Алтын-хана. Во всяком случае, тубинский князец Коян, к помощи которого против енисейцев попытался прибегнуть Сот, собирал с окрестных родовых групп ясак именно для Алтын-хана. Кроме того, с начала 30-х гг. на этот район начали претендовать буряты, теснившие на север и северо-запад тунгусов и уже успевшие в значительной степени ассимилировать проживавших по Средней Бирюсе кетоязычных коттов[Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960. С. 241, 242]. "

2. Сборник документов по истории Бурятии 17 в. Вып.1. - Улан-Удэ, 1960. АН СССР БКНИИ. "Отписка томских воевод о десарских людях 1609 г. "

"А иных де, государь, десарсково князька лутчих ево людей звали с собою в Томский город... и они им сказали, что им иттить в Томский нечем... челом ударить нечем... и ясак де мы дали государю не сполна, что твоих государевых людей не чаяли приходу к себе, а до твоих государевых людей ясак с них взяли брацкие люди... (брацкие, браты - русское наименование бурят, искаженное хакасское пырат - буряад, отсюда - Братск - город в земле братов, т.е. бурят, по аналогии - Якутск)

3. "Отписка кетского служилого Молчана Лаврова сургутскому воеводе" 1613 г.

"А бил челом государю Тюлькины земли князец Затыгаш, что им государева ясаку больше тово дать невозможно, потому что де их воевали брацкие люди (т.е. - буряты) и что де было у них ясаку в сборе, и тот де ясак отгромили брацкие люди"

4. "Отписка енисейского приказного человека Трубчанинова томскому воеводе Боборыкину" 1620 г.

Браты (т.е. - буряты) да маты люди великие, ясаку государю не платят, а сами де они емлют ясак с государевых ясачных людей, которые блиско кочуют; с кызылов, с багазар; а только б де в Кызылах поставить острог, а как де будут в том остроге служилые люди для оберегания ясашних людей.

5. "Отписка томским воеводам князю Шеховскому и Радилову" 1622 г.

"В 25 день был ясаул Кусточик в Басагарах и слышал, что прислал аринский князец Татауш в Басагары и в Керекусы и в Верхние Мелесы человека своего и знамя брацкое (т.е. бурятское), потому подлинно идут воевать брацкие люди аринцев и качинцев и басагар и керексусов и мелесских людей, а брацких (бурятских) людей 3 тысячи, кроме кыштымов"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еренака мы знаем, конечно. Великий был человек. Но и нельзя при этом забывать, что Еренак был не только "начальный кыргызский князь", но и вассал Ойратского государства. За ним стояла огромная Джунгарская держава. Я не слышал, не читал про поход Еренака на Нижнеудинск, тем более про его набег на бурят-монголов (жду ваших ссылок, интересно), но и если он был, если буряты что-то и дали бы ему, то дали бы не как "начальному кыргызов", а как представителю родственной Ойратии.

А вот мои ссылки на факт собирания бурятами налога с народностей Енисея:

1. Бродников А. А. Енисейск против Красноярска: Из истории борьбы гарнизонов за ясачные территории в XVII в. // Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 19–30. http://www.zaimka.ru/04_2002/brodnikov_fight/

"Район этот до появления русских входил в сферу интересов западно-монгольского Алтын-хана. Во всяком случае, тубинский князец Коян, к помощи которого против енисейцев попытался прибегнуть Сот, собирал с окрестных родовых групп ясак именно для Алтын-хана. Кроме того, с начала 30-х гг. на этот район начали претендовать буряты, теснившие на север и северо-запад тунгусов и уже успевшие в значительной степени ассимилировать проживавших по Средней Бирюсе кетоязычных коттов[Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960. С. 241, 242]. "

2. Сборник документов по истории Бурятии 17 в. Вып.1. - Улан-Удэ, 1960. АН СССР БКНИИ. "Отписка томских воевод о десарских людях 1609 г. "

"А иных де, государь, десарсково князька лутчих ево людей звали с собою в Томский город... и они им сказали, что им иттить в Томский нечем... челом ударить нечем... и ясак де мы дали государю не сполна, что твоих государевых людей не чаяли приходу к себе, а до твоих государевых людей ясак с них взяли брацкие люди... (брацкие, браты - русское наименование бурят, искаженное хакасское пырат - буряад, отсюда - Братск - город в земле братов, т.е. бурят, по аналогии - Якутск)

3. "Отписка кетского служилого Молчана Лаврова сургутскому воеводе" 1613 г.

"А бил челом государю Тюлькины земли князец Затыгаш, что им государева ясаку больше тово дать невозможно, потому что де их воевали брацкие люди (т.е. - буряты) и что де было у них ясаку в сборе, и тот де ясак отгромили брацкие (бурятские) люди"

4. "Отписка енисейского приказного человека Трубчанинова томскому воеводе Боборыкину" 1620 г.

Браты (т.е. - буряты) да маты люди великие, ясаку государю не платят, а сами де они емлют ясак с государевых ясачных людей, которые блиско кочуют; с кызылов, с багазар; а только б де в Кызылах поставить острог, а как де будут в том остроге служилые люди для оберегания ясашних людей.

5. "Отписка томским воеводам князю Шеховскому и Радилову" 1622 г.

"В 25 день был ясаул Кусточик в Басагарах и слышал, что прислал аринский князец Татауш в Басагары и в Керекусы и в Верхние Мелесы человека своего и знамя брацкое (т.е. бурятское), потому подлинно идут воевать брацкие люди аринцев и качинцев и басагар и керексусов и мелесских людей, а брацких (бурятских) людей 3 тысячи, кроме кыштымов"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы несколько отдалились от темы с этим Ереняком. Хотелось бы услышать мнение о бурятской тактике боевых действий, специфике, отличии от общемонгольской. Мне такое соображение на ум идет: у бурят-монголов постоянно заметно совмещение степного и таежного начал в хозяйстве и культуре, а также - горного и водного (речной и морской промысел на Байкале), по идее должно было иметь место и таковое смешение в военном деле. По моему так и есть. В комплексе вооружения (помимо общемонгольских черт) присутствует нетипичная для степняков пальмА, развиты различные виды ударного оружия типа дубинок (или как называть, не знаю) - палки, цепы, которых я особо не замечал у степняков. В боевых искуствах опять же что-то есть от таежного народа. Даже знаменитая система ХАРА МОРИТОН (Черные всадники) в начальной основе вроде бы построена на противоборстве пешего против конного. В этом единоборстве много ударов ногами, в т.ч. - ударов ногой в прыжке, что для воина-всадника, конечно, исключено. Вообще, бурятские стили борьбы как-то резко отличаются от степных видов пристрастием к ударной технике (с 1920-х гг. это дело запретили), что говорит о меньшей в прошлом распространенности доспехов.

У бурят-монголов любят ножевой бой, монголы - "чистые" степняки особо не славились этим (я не слышал по крайней мере).

Известно, что халхасцы ни разу не смогли взять русский острог, тогда как буряты по крайней мере два острога уничтожили, а еще одно укрепление русских на Байкале постигла похожая участь, видимо, буряты выкурили их оттуда и не дали возвести острог. Во время войны с халхаским Цэцэн-ханом, судя по всему, буряты победили, раз уж огромная территория бывшая северной половиной улуса Цэцэн-хана осталась за бурятами. Видимо, халхасцам тяжело было воевать в бурятской местности - горы, тайга, реки, озера.

Во всем остальном, конечно, все очень близко, а то и идентично степным монголам - халха и другим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Баhылай Дь

Когда речь идет о тактике военном деле, обычно возникает вопрос - как были организованы войска ? Если отвлечься от близости бурят к монголам (некотрые

буряты ведь себя монголами считают), то какие военно - политические объединения были у бурят (чисто бурятские, а не монгольские). Какие территории занимали и кем были их вожди ? С кем воевали ? Были ли чисто бурятские государственные образования ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чисто военно-государственным бурят были мергеды (снайперы), состоявшие

из воинского союза хоринцев, обьединения неженатых мужчин хори (типа

Будуанчара), в местности Тойон (хих!), на хребте Хаамар-Дабаана <_<

Но буряты его признавать не хотят, постольку они еще тогда по своему

гутарили, китайский только учили.

Бурятские обьединения "хоринцы да батулинцы" в Забайкалье.

Батулинские роды (намцы, батурусцы, баягантайцы, таттинцы).

Хоринцы (бологуры, уодэйцы, борогонцы, бетюнцы).

Булагаты (була ат) почитающие Буха-нойон-баабая (т.е. нашего Эллэя,

выступавшего в этой роли).

Эхириты (близнецы). почитающие Ажарай-Бухэ (уплывшего по Лене,

на бревнах, подобно Эллэю).

Хонгодоры (старинные уруснуты). От слова Урун (белый), почитающие

белый цвет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда речь идет о тактике военном деле, обычно возникает вопрос - как были организованы войска ? Если отвлечься от близости бурят к монголам (некотрые

буряты ведь себя монголами считают), то какие военно - политические объединения были у бурят (чисто бурятские, а не монгольские). Какие территории занимали и кем были их вожди ? С кем воевали ? Были ли чисто бурятские государственные образования ?

О военной организации у бурят-монголов (это более правильное название, хотя точнее наверное было бы баргу-монголов) могу сказать пока следующее.

Существовало, видимо, две основные формы - племенное ополчение и так называемые военизированные мужские тайные союзы и их разновидность - военизированные возрастные группы юношей. Относительно племенного ополчения все очень запутано и не ясно до конца как оно выглядело, но кое-какие данные уже русских документов и бурятских (в основном хоринских) летописей дают основания полагать, что формировалось ополчение по принципу вооруженный народ, т.е. каждый мужчина - воин, а что самое главное возглавлялись отряды ополчения родовой и племенной знатью - тайшами и зайсанами. Вторая разновидность - союзы и группы возглавлялись особыми лицами, чьи титулы не позволяли им осуществлять руководство в светской политической жизни в мирное время, но позволяли командовать на облавных охотах, которые в сущности были формой существования тайных союзов. Это были есаулы (джасагул, заhуул), хошуучи, батуры. Другие ранги в этих организациях - малгай или малгайчи, газарчи, галчи вероятно были не титулами, а должностями, которые могли занимать те же есаулы или батуры.

Существовала определенная напряженность во взаимоотношениях между военными вождями союзов и родовой аристократией, но эта напряженность перерастала в конфликты в основном только в периоды вмешательства третей стороны, в нашем примере - России или Маньчжурии.

Лучше всего данные по военизированным тайным союзам сохранились по хори-туматам и меньше - по эхиритам, которые вообще довольно близки были одно время. У хоринцев военная составляющая культуры была настолько сильна, что у них всегда бытовали параллельно с родовой структурой и этнонимом также и воинское общество (союз, группа) со своим названием. Те же туматы в общем по всей видимости были просто союзом неженатых молодых людей, в котором состояли до завершения инициаций сами хоринцы. После разгрома хори-туматских мятежей Чингисханом, группировка хоринских юношей-туматов частью осталась на Енисее-Алтае где отюречились, частью была выселена на юг Монголии. Но еще одна часть их окончательно вернулась в Бурятию уже в начале 17 века. Это были хонгодоры. Основная же масса хоринцев (родоплеменная орг-ция) переселилась далеко на восток, где принимала участие в плавании в Японию, оккупации Кореи, затем до 1594-1613 гг. осела в Маньчжурии, основав там ряд небольших феодальных владений (Ёго, Ула, Хада, Хова). Эти вернулись к Байкалу после поражения от Нурхаци. И у них-то фиксируется русскими документами снова двойное назвыание - Хоринцы и Батулинцы.

О т.н. батулинцах, точнее - батунаях (батунай или батулай - фамильярно-ласкательное от бату "стойкий", "крепкий", "верный", -най и -лай в бурятском языке равнозначные суффисы фамильярно-ласкательного уменьшения, так прозывают подростков и парней). Вероятно это была та же типичная для хоринцев группировка неженатых юношей. Численность этой группировки во всех упоминаниях всегда стабильно - две тысячи или два тумэна (хотя тумэн строго говоря - 20 тыс, но в данном случае это не конкретное число, а военный термин, обозначающий корпус с разным кол-вом солдат). Батунаи были одной из сильнейших во всей Бурятии военных сил. С их приходом в 1595 г. на западный берег Байкала расстановка там кардинально изменилась.

Они заняли весь Ольхонский край вместе с островом, часть Качуга и часть Кудинской долины. Они оттуда предпринимали дерзкие дальние походы обратно в Маньчжурию, чтобы вызволить оттуда своих собратьев. В 1613 году

эта группа воссоединилась с отступившими из Маньчжурии хоринцами, так по обоим берегам Байкала образовалось сильнейшее бурятское владение, успешно воевавшее с улусом цэцэн-хана.

С приходом русских хоринцы предпринимают усилия по консолидации всех бурятских племен. С их участием была на время прекращена вражда между улусами Ашаабгат и Икинат на крайнем западе Бурятии. Это была важная политическая победа, за которой последовала первая большая победа военная. Три улуса совместно уничтожили Братский острог и полностью перебили казачью экспедицию.

Пока на этом остановлюсь, позже еще продолжу. Буду благодарен за уточнения или замеченные ошибки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Баhылай Дь
О военной организации у бурят-монголов (это более правильное название, хотя точнее наверное было бы баргу-монголов) могу сказать пока следующее.

Существовало, видимо, две основные формы - племенное ополчение и так называемые военизированные мужские тайные союзы и их разновидность - военизированные возрастные группы юношей. Относительно племенного ополчения все очень запутано и не ясно до конца как оно выглядело, но кое-какие данные уже русских документов и бурятских (в основном хоринских) летописей дают основания полагать, что формировалось ополчение по принципу вооруженный народ, т.е. каждый мужчина - воин, а что самое главное возглавлялись отряды ополчения родовой и племенной знатью - тайшами и зайсанами. Вторая разновидность - союзы и группы возглавлялись особыми лицами, чьи титулы не позволяли им осуществлять руководство в светской политической жизни в мирное время, но позволяли командовать на облавных охотах, которые в сущности были формой существования тайных союзов. Это были есаулы (джасагул, заhуул), хошуучи, батуры. Другие ранги в этих организациях - малгай или малгайчи, газарчи, галчи вероятно были не титулами, а должностями, которые могли занимать те же есаулы или батуры.

Существовала определенная напряженность во взаимоотношениях между военными вождями союзов и родовой аристократией, но эта напряженность перерастала в конфликты в основном только в периоды вмешательства третей стороны, в нашем примере - России или Маньчжурии.

Лучше всего данные по военизированным тайным союзам сохранились по хори-туматам и меньше - по эхиритам, которые вообще довольно близки были одно время. У хоринцев военная составляющая культуры была настолько сильна, что у них всегда бытовали параллельно с родовой структурой и этнонимом также и воинское общество (союз, группа) со своим названием. Те же туматы в общем по всей видимости были просто союзом неженатых молодых людей, в котором состояли до завершения инициаций сами хоринцы. После разгрома хори-туматских мятежей Чингисханом, группировка хоринских юношей-туматов частью осталась на Енисее-Алтае где отюречились, частью была выселена на юг Монголии. Но еще одна часть их окончательно вернулась в Бурятию уже в начале 17 века. Это были хонгодоры. Основная же масса хоринцев (родоплеменная орг-ция) переселилась далеко на восток, где принимала участие в плавании в Японию, оккупации Кореи, затем до 1594-1613 гг. осела в Маньчжурии, основав там ряд небольших феодальных владений (Ёго, Ула, Хада, Хова). Эти вернулись к Байкалу после поражения от Нурхаци. И у них-то фиксируется русскими документами снова двойное назвыание - Хоринцы и Батулинцы.

О т.н. батулинцах, точнее - батунаях (батунай или батулай - фамильярно-ласкательное от бату "стойкий", "крепкий", "верный", -най и -лай в бурятском языке равнозначные суффисы фамильярно-ласкательного уменьшения, так прозывают подростков и парней). Вероятно это была та же типичная для хоринцев группировка неженатых юношей. Численность этой группировки во всех упоминаниях всегда стабильно - две тысячи или два тумэна (хотя тумэн строго говоря - 20 тыс, но в данном случае это не конкретное число, а военный термин, обозначающий корпус с разным кол-вом солдат). Батунаи были одной из сильнейших во всей Бурятии военных сил. С их приходом в 1595 г. на западный берег Байкала расстановка там кардинально изменилась.

Они заняли весь Ольхонский край вместе с островом, часть Качуга и часть Кудинской долины. Они оттуда предпринимали дерзкие дальние походы обратно в Маньчжурию, чтобы вызволить оттуда своих собратьев. В 1613 году

эта группа воссоединилась с отступившими из Маньчжурии хоринцами, так по обоим берегам Байкала образовалось сильнейшее бурятское владение, успешно воевавшее с улусом цэцэн-хана.

С приходом русских хоринцы предпринимают усилия по консолидации всех бурятских племен. С их участием была на время прекращена вражда между улусами Ашаабгат и Икинат на крайнем западе Бурятии. Это была важная политическая победа, за которой последовала первая большая победа военная. Три улуса совместно уничтожили Братский острог и полностью перебили казачью экспедицию.

Пока на этом остановлюсь, позже еще продолжу. Буду благодарен за уточнения или замеченные ошибки.

А какие цели были у бурятских военных объединений ? И что их держало

в военных отрядах ? Существовал какой то вид оплаты за ратный труд, идеология, религия, собственность (например имущественный долг перед кем то), отношение типа "хозяин - раб" и т.д Короче за что они служили у своего военачальника ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему-то все эти неженатые юноши мигрировали в Якутию! :lol:

Раз якуты состоят из потомков этих туматов, да батулинцев.

Собственно и Омогой был неженатым юношей, как и Эллэй.

А женатые в каком обьединении состояли интересно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я думал, что буряты - булагаты бежали на Халху от злодеяний Похабова.

По преданию записанному Пекарскому, бежали как то от кыргызов два

удальца. И начали пропадать бурятские женщины. По следу буряты поняли,

что имеют дело с опасными смельчаками и больше за ними не гонялись.

По "Тайной истории" монголов к Алан-гоа из хороласов, заходил через

дымник юрты один товарищ.

В период инициации смелые неженатые мужчины из племени хори чуть не утопили самого Богдохана в болотах! :lol:

Складывается такое впечатление, что в XII-XVI хоринцы путешествовали по белу свету. Успели побывать и в Монгольском Алтае, по якутским и бурятским

преданиям на берегу Ледовитого океана, в Месопатамии, где оставили

местность под названием Наян-наваа и Кяхта, и еще в Японии...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...