bahman Опубликовано 21 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2009 Ник, спасибо за великолепные цитаты, но как ни крути, праславяне - типичные осёдлые земледельцы. И для праславянского языка восстанавливается разивтая земледельческая терминология. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nik1 Опубликовано 21 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2009 Ник, спасибо за великолепные цитаты, но как ни крути, праславяне - типичные осёдлые земледельцы. И для праславянского языка восстанавливается разивтая земледельческая терминология. ОК, 'bahman'. Дайте примеры, пожалуйста (и если хотите)...Я не уверен что пра-славяне занималис (препиталис) основном скотоводстве.. Принимаю етого только потому что аксиоматически считается следного: типичные осёдлые земледельцы развaают "неравновластние" общества (Ближний восток - в древности, Передная Азия, Восточная Азия и Юговосточная Азия, Хиндисутан, Балкани, Апенини и другие, включително и земеделческая Америка); наоборот - племена и народи обитающих Сев. и Центр. Европе, и "Пакс Номадика" (и не занимающихся основном земелделием) - не утратили "равновластие".. Исландци, например - в 10 веке имели свои парламент (прямая демокрация), которой парламент фунционирует и "сегодня"..В Норвегию и Швецию- сейчас люди називают официално своево короля с маленком имени..(ето пример для "равновластие")... Славяни, как видно из източники в 5 веке - сохраняли /имели/ свою демократичную културу.. Тоже видно и для аланами ("равновластие") - "все они благородного происхождения" С другой стороне - я не уверен что праславяне были типичние осёдлые земедельцы, потому что как известно они часто меняли свои местообитания..Их походы в Византию длилис обычно около 6 месец и больше (Поход Светослава в Болгарию - продолься несколко лет). Ето не совсем присущо для людями которыми занимаются земледелием, не думаете ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
whalemeat Опубликовано 21 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2009 По моему тогда было четкое разделение труда было - кто земледелец, а кто воин (варяг, разбойник, викинг-пират) Воины дружины Святослава скорее всего отродясь землю не пахали. И за "равновластие" странное для меня суждение. Я думал демократия - это изобретение греков , а они не кочевники. Равновластие кочевых - военная демократия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nik1 Опубликовано 21 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2009 По моему тогда было четкое разделение труда было - кто земледелец, а кто воин (варяг, разбойник, викинг-пират)Воины дружины Святослава скорее всего отродясь землю не пахали. И за "равновластие" странное для меня суждение. Я думал демократия - это изобретение греков , а они не кочевники. Равновластие кочевых - военная демократия. Откуда то четкое разделение? Во время 30-40 лет прежде похода Светослава не съществует разделение при славянами... Читайте описания Ибн-Фадлана (Трактат).. .. Древние греческие полисы и колонии - разположенни по побережия море. Можно считат древними грекоми - для неземледелческом народом (обществом) или народом.. Во время, и после експанзии греков (на аргарние земли) - видно что они быстро утратили демократию.. ..Иначе как обясним демократию греков, и ее липсе в Ближним востоке, в Хиндустане, в Передней Азии, там где традиционно разивалос земледелие?И почему исландцы не утратили свою демократию? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nik1 Опубликовано 6 января, 2011 Поделиться Опубликовано 6 января, 2011 "Кочевники-воины - кто они?" Имею в виду те кочевники которие заминались /препиталис/ основном войной (грабежами), нежели скотодовством (пастушество).. - Самые известные мне - ето аланы и позные сарматы.. - Хуны (?) - Авары (европейские) - Античные Болгари* (?) *Магнус Феликс Енодий написал "Но какво да направя аз, пред когото се изпречва такава изобилна жътва от твои дела, че всичко ме възпира да направя избор? Не зная кои класове да прибера в житницата, кои да оставя. Пред очите ми е вождът на българите, повален от десницата ти, която защитава свободата. Той не бе убит, за да не изчезне от историята, но той не остана и непокътнат, за да не проявява по-нататък дързост и за да остане там, в своето непобедимо племе, жив свидетел на твоята сила. Ако той беше получил смъртоносна рана, ти щеше да победиш човека, а като остана жив той си унизи потеклото. Това е народът, който преди тебе имаше всичко, които е пожелавал; народ, у който този е придобивал титли, който е купувал благородството си с кръвта на неприятеля, у който бойното поле прославя рода, понеже у тях се смята без колебание за по-благороден оня, чието оръжие е било повече окървавено в сражение; те са народ, комуто преди битката с тебе не се е случвало да срещне противник, който да му устои, и народ, който дълго време е извършвал войните си само с набези. Тях не са поставяли в затруднение, както трябва да се очаква, нито планински масиви, нито изпречилите се реки, нито липсата на храна, понеже смятат, че е достатъчно удоволствие да пият кобилешко мляко. Кой би устоял срещу противник, който се носи и храни от своето бързо животно? А какво ще кажете за това, че те са приучили грижливо към издържливост на глад и тези животни, благодарение на които умеят да избягват глада? По какъв начин ездачът извлича из вимето на гладното животно храна, която той, воден от съобразителността, се е погрижил да не крие? По-рано вярваха, че светът е открит за тях, сега смятат, че за тях е затворена само тази част от земята, която ти пазиш. ---- Волжские волгари (и/или берсили, и есегели) занималис с те же самые дела (и с торговля).. Интересно и то что Ибн-Фадлан пишеш - он написан что их основная мясная храна била лощадиное мясо, как околние тюрки ели основном овчинное мясо (мясо из овца), и то что тюрки (башкири, печенеги, гузы) заминалис пастушеством- он описал из стада скота (овцы).. Ал Бируни и Ал Масуди пишут о лощадиные стада болгароми. После женитбе все болгаре давали подарок своего "царя"(малика) - онин военный (боевой) лощад..Кроме того они пишут о том что если некоторой человек ездит боевого лошадя, когда лошады пастят, они (болгари)убиваят етого человека. -- Для дунайские болгари не существуют наративы и описания (для их ежедневие), но съшесвуют много изтоки для их военния тактика и действия. Военна тактика болгар (7-9 веке) сходная с тактика Аварами (европейские)- т.е они вели себя скорее как "народ-войска", в опозиция - "народ из индивидиальными воинами" (как болшинстсво атичнами народами, населяющие Пакте (вклчаю античные славяне, и германцы) Что скажете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Azat Bashqort Опубликовано 7 января, 2011 Поделиться Опубликовано 7 января, 2011 Что скажете? ничего не скажем, с таким же успехом можно сказать, что волжские булгары занимались земледелием, а тюрки кочевали с другой стороны, баранов пасут там, где удобно их пасти, с лошадьми тоже самое, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nik1 Опубликовано 10 января, 2011 Поделиться Опубликовано 10 января, 2011 ничего не скажем, с таким же успехом можно сказать, что волжские булгары занимались земледелием, а тюрки кочевали с другой стороны, баранов пасут там, где удобно их пасти, с лошадьми тоже самое, Там где лошади пасут, пасут и барани.. В первой половине 10 веке волжские болгари имеют еще кочевая икономика, 2-го типа класификацию Плетнове; Земледелие, не является основним для их препитания..Летом, весной, и осенем люди кочали (в палатки) со лошадинами стадами, зимой - жили в городах (в деревнях). http://kronk.narod.ru/library/pletnyova-sa-1967-8.htm Кочевое хозяйство в степях может принимать различные формы: [4] 1. Всё население кочует круглый год, не имея постоянных жилищ и не задерживаясь подолгу на одном месте (таборное кочевание). 2. Всё население кочует с весны до осени, а зимой возвращается на постоянные зимовища. 3. Одна часть населения кочует, другая — живет осёдло и занимается земледелием. (Арабски географ, X век) «Ашкал ал-билад» («Видът на страните», 850-934 г) Буртасите са народ, който граничи с хазарите. Между тези два народа не живее никой друг. Буртасите живеят разпокъсано по бреговете на Волга. Езикът на българите е сходен с хазарския. Буртасите говорят на различен език. По същия начин се различава и езикът на русите от езика на хазарите и българите. България е името на страната, чиито жители изповядват ислям и е и име на град, в който се намира главния мечет. Недалеч от този град стои друг град Сивар (Сувар), където се намира също главен мечет. Мюсюлманският свещеник каза, че броя на жителите на двата града достига до 10 000 души. Къщите са дървени и служат за зимни жилища, през лятото жителите живеят в плъстени юрти. Същият проповедник каза и за дългите летни дни и кратките нощи и зимните кратки дни и дългите нощи... --------------------------- Из "Рисаля" , Ибн-Фадлан. /Ибн=Фадлан перебивал в Болгарию в месеце "мая", когда люди кочервали со стадами, он пише что все живут в юрты/ Пища их - просо и мясо лошади.. Так как земля их черная вонючая 517, а у них нет помещений, в которых они складывали бы свою пищу, то, право же, они выкапывают в земле колодцы 517а и складывают в них пищу, так что проходит для нее лишь немного дней, как она портится, воняет [гнилью] и ею нельзя пользоваться.* Неясно какои произход имел их зерно..Думаю - ето некултивироное, самораслое зерно из волжских степях, которое они убирали../иначе они разхищали би, свего труда/ ------------- "Все они живут в юртах 328, с той только разницей, чго юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ и более, устланная армянскими коврами 529. У него в середине ее трон 3293, покрытый византийской парчой." 89) Подобно этому [и] они [жители этой страны] поступают со своими мертвыми 683. Женщины не плачут над мертвыми, но над ними плачут 683а их мужчины, которые приходят в день, в который он умер, останавливаются у дверей его юрты и кричат 639 самым гнусным плачем и самым диким, каким только можно плакать 640. Это - [люди] свободные. Когда же свершится 641 их плач, являются рабы, [неся] с собой сплетенные кожи, и непрерывно плачут и бьют свои бока и выступающие части своих тел 642 этими ремнями 643, пока на их теле не образуются [следы] вроде ударов бича. И они [местные жители] обязательно водружают у 644 /209б/ двери его юрты знамя 645. Они приносят его оружие и кладут его вокруг его могилы и не прерывают плача в течение двух лет. Когда же свершатся 646 два года 647, они снимут знамя и возьмут [часть] своих волос... 648 Родственники умершего созовут званый пир 649, посредством которого дается знать об окончании траура, и если у него была жена, то она выйдет замуж. Это если он был из [числа] главарей 550. Что же касается простого народа, то они делают со своими умершими [только] кое-что из этого [обряда]. Скажу нечего что малоизвестно: Двухлетний траур для волско-болгарских женшин соответствует ритуалом "АС"/"АШ" познат при кочевники киргизы и казахи../Считаестя что душа умервшега сопруга пребивает 2 годи в т.н. "Междинном свете"/. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Fire Опубликовано 10 января, 2011 Поделиться Опубликовано 10 января, 2011 http://annals.xlegio.ru/other/kovalevsk/05.htm Кавказ и Иранское нагорье Первые века I тысячелетия до нашей эры знаменуют ряд новых, существенно важных для дальнейшего развития коневодства достижений. Сюда относится широкое освоение железа и возникновение кочевого быта, вызвавшее дальние передвижения и широкое, а не эпизодическое использование коня под верх, для выпаса стад, разъездов, посылки донесений или поспешного бегства, что было характерно уже для среднерусских степей и Кавказа (III тысячелетие до н. э.) и Передней Азии (II тысячелетие до н. э.). Речь идет о появлении вооруженного всадника вместо гонца или табунщика, замене отряда колесниц конницей, сначала иррегулярной, затем регулярной. В литературе укрепилась точка зрения, что если индоиранцы познакомили Азию с конем, то иранцы — с всадничеством. Изучая письменные [61] источники Ассирии (описания военных походов, состав войска и добычи), можно уточнить время появления первых вооруженных всадников. Но основной материал дает нам здесь археология. Это погребения с конем или конским снаряжением, изображения оседланных коней или всадников (будь то монументальные ассирийские рельефы или предметы мелкой пластики, глиняные сосуды в виде коней или вазовая роспись). Сложность датировки заключается в [62] том, что далеко не все находки происходят из хорошо документированных комплексов. Определенным источником является ономастика и топонимика. Так, очень большое число личных иранских имен связано с корнем асп — «конь» или бара — «ездить верхом» [52, 52; 172; 174; 215-217]. Интересно, что иранское название «люцерна» (лошадиная еда) уже в VIII в. до н. э. было известно вавилонянам и проникло затем к ассирийцам. Наиболее любопытные ранние материалы о первых фактах езды верхом получены с территории Северного Кавказа. Они представлены памятниками кобанской культуры. Достаточно вспомнить всемирно известное навершие булавки с изображением всадника из собрания Венского музея [196; 197], булавки с головками лошадей из Сержень-Юрта, многочисленные (более 80 для восточного локального варианта кобанской культуры) глиняные фигурки лошадей и детали конского снаряжения — удила и псалии. Большинство этих вещей следует датировать первыми веками I тысячелетия до н. э. С этой же территории происходят бронзовые псалии III тысячелетия до н. э. из богатого подкурганного погребения в Бамуте, найденные в большой прямоугольной могиле площадью более 20 кв. м вместе с золотыми и серебряными вещами [118]. Эта находка может быть поставлена во вполне определенную связь с металлическими стержнеобразными предметами, которые, по мнению М. Э. Литтауэр, являлись прототипами псалии Передней Азии [209, 298]. Они могли употребляться не с мягкими удилами из сыромятных ремней и сухожилий (что было характерно для евразийских степей III—II тысячелетий до н. э.), но оказывать действие на края губ и нижнюю часть носовых костей в виде намордника. В настоящее время это наиболее раннее захоронение, где вместо верхового коня была положена (в специально сделанное углубление в северной части могилы, наряду с заупокойной пищей в сосудах) конская узда. Согласно исследованиям К. Н. Золотова [72], древние лошади Дагестана (домашние появляются в III тысячелетии до н. э, в Великенте) были значительно крупнее современных местных горских лошадок. Это — доказательство использования их для верховой езды. На основании северокавказских материалов мы можем [63] представить себе, какими лошадьми пользовалось местное население в первые века I тысячелетия до н. э. К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении изображения отличаются небольшими размерами и обобщенностью форм, что не дает необходимого количества информации по интересующим нас вопросам. Рассмотрим, например, глиняную фигурку жеребца из Сержень-Юрта. Его отличает небольшая голова с прямой линией носа, острыми, прямо поставленными ушами (что всегда ценилось древними и современными любителями лошадей). Шея прямая, мускулистая и крепкая, с коротко подстриженной, четко фиксированной стоячей гривой (у диких и колесничных лошадей она была длинной, а у верховых ее стригли, чтобы грива не мешала стрелять из лука). Древний художник рельефно выделил плечо (это особенно важно, так как удлиненная лопатка — один из немногих признаков, по которым домашние лошади отличаются от диких); жеребец широк в пояснице и крупе. Здесь следует вспомнить, что древние авторы всегда ценили ложбинку на спине у верховых лошадей. Многие современные авторы, как заметил В. О. Витт, неправильно переводили выражение древних иппологов spina duplex — «двойной круп», хотя на самом деле древние имели в виду мускулистую лошадь с позвоночником, находящимся в неглубокой ложбинке. Жеребец уже в груди, чем в крупе, что заставляет вспомнить ахалтекинских скакунов. Хвост высоко поставлен, недлинный, суживающийся книзу; интересно моделирован круп с отчетливо выступающими моклоками. Среди восьмидесяти подобных фигурок выделяются две группы: первая представляет быстроаллюрную стройную лошадь с маленькой головой и тонкой шеей, вторая — более тяжелую с широкой грудью и короткой шеей. Лошади на изображениях не взнузданы и не оседланы, но их подстриженные гривы позволяют полагать, что перед нами изображения верховых коней. Первыми веками I тысячелетия до н. э. Е. Е. Кузьмина датирует бронзовое навершие из Дагестана с изображением двух всадников, очень подробно и всесторонне изученное ею в специальной работе [98]. Экстерьер [64] коней здесь тот же, что у фигурки из Сержень-Юрта, но они более подтянуты, стройны и длинноноги. Наряду с посадкой всадников это свидетельствует в пользу более позднего происхождения дагестанского навершия (VIII—VII вв. до н. э.). По северокавказским изображениям мы ничего не можем сказать о снаряжении коня. Псалии, удила и повод (за исключением налобной бляхи оголовья в одном случае) мастерами не обозначены. Что же касается посадки всадника, то в навершии кобанской булавы всадник сидит, несколько откинувшись корпусам на совершенно неясный нам изогнутый предмет, который С. Уварова назвала задней лукой седла [142, 53]. Если бы твердая основа и задняя выступающая часть луки седла не появились только спустя полторы тысячи лет, подобное предположение было бы естественным, однако доказать более раннее происхождение седел пока не удалось. Положение ног всадника, сильно согнутых в коленях, имеет аналогии только в самых древних ассирийских изображениях IX в. до н. э., что является определенной хронологической вехой, позволяющей относить к этому (если не более раннему) времени данную фигурку. Иная посадка всадников на дагестанском навершии: ближайшие аналогии она имеет в ассирийских изображениях уже VIII—VII вв. до н. э. Опущенные ноги левого всадника, посадка ближе к холке (правый даже несколько наклоняется вперед), согнутые в локте лежащие ближе к холке руки свидетельствуют о том, что навыки верховой езды совершенствовались; всадники сидят уверенно и спокойно. Лошадь также приобрела более верховой склад с высоко поставленной шеей и головой, следовательно, более развитой холкой. Это является признаком одомашненного, и прежде всего верхового, коня, несущего основную тяжесть на спине. В Наохваму (Колхида), в верхнем слое, датирующемся началом I тысячелетия до н. э., найдено глиняное изображение породистого коня с маленькой головой, небольшими стоячими ушами и подстриженной гривой на длинной тонкой шее. Закавказье дает нам самые ранние данные о военных подразделениях всадников. Так, Г. А. Капанцян [65] приводит сведения, что в 30-х годах XIV в. до н. а. при хеттском царе Мурсиле II хайасцы вступили в страну Иштитина, имея десять тысяч пехотинцев и семьсот всадников [84, 21]. Основной же материал предоставляет нам анализ погребальных комплексов так называемых «степных курганов» Восточного Закавказья [102, 125]. Конские погребения появляются в Закавказье в последних веках II тысячелетия до н. э. Так, в Нахичеванской АССР в с. Шахтахты под кругом из камней о грунтовой могиле найдено погребение коня с богатым инвентарем; в Хачбулахе в кургане с каменным ящиком наряду с погребением человека обнаружены голова и нижние части ног коня; в ряде случаев в подкурганных каменных ящиках — отдельные конские черепа. В этой связи нельзя не вспомнить ритуал погребения хеттских цариц, когда останки преданного сожжению тела с костра, погашенного вином, пивом и ритуальными напитками, жрица складывает в сосуд с растительным маслом, чтобы высыпать потом пепел в то место, где были сожжены конские или бычьи головы. Наиболее многочисленны захоронения коней в курганах XIII—Х вв. до н. э. из Восточного Закавказья. Здесь мы видим сочетание курганного обряда со сложными большими грунтовыми ямами, в конструкции которых использовались речные булыжники, бревенчатые срубы, вертикальные столбы, поддерживающие деревянный настил, и т. д. Конские погребения найдены почти в 70% всех комплексов. Располагаются они как в яме, так и на настиле. В погребениях очень четко прослеживается культ огня — это следы костра, углей, золы, красной краски и т. д. Например, в кургане Паша-Тапа длинная яма площадью около 50 кв. м. представляет собой камеру, засыпанную большими речными булыжниками; вдоль стен располагаются столбы, поддерживающие два настила, между которыми были положены и затем подожжены дрова. На настиле, очевидно, лежали останки трех коней и богатый инвентарь. Погребения чаще всего содержали нечетное количество коней (1, 3, 5). Это говорит о том, что они были верховыми. Кони найдены только в погребениях знати, в рядовых могильниках их нет. [66] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться